Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре Демидова Ю. А.
Демидова Юлия Анатольевна /Demidova Julija Anatol'evna - воспитатель,
МБДОУ детский сад 103, г. Ульяновск
Аннотация: в своей статье я рассказываю о том, как важно привить детям любовь к своему народу, своей культуре. Какие цели и задачи необходимо решить педагогу.
Abstract: in his article, I talk about how important it is to instill in children a love for their people, their culture. What are the goals and objectives need to be addressed to the teacher.
Ключевые слова: принцип систематичности и последовательности, принцип культуросообразности, принцип сочетания научности и доступности, принцип природосообразности, метод оживления, эвристический метод, социо-игровые технологии.
Keywords: and the principle ofsystematic sequence culture principle, the principle of combining scientific and availability natural principle, the method of recovery, heuristic method, and socio-gaming technology.
В настоящее время существует необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал всю значимость своего народа, знал историю своей страны, мира, семьи, полюбил свою родину и осознанно пришел к пониманию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.
До сознания детей нужно донести, что они являются носителями русской культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Нужно помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии. А значит, любое занятие, встреча с игрушкой, декоративно-прикладное творчество, беседа - подчинены единственной цели:
- формировать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, пословицы, загадки, заклички, поговорки, хороводы.
Для того чтобы эти цели были достигнуты, надо решить следующие задачи:
- познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, народными праздниками;
- прививать потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа через использование всех видов фольклора;
- воспитывать интерес и любовь к Родине, народному творчеству, народному календарю, народным играм.
Для решения этих задач нужны современные дидактические принципы и методы. Вот некоторые из них: принцип систематичности и последовательности - это усвоение материала в определенной последовательности, системе, которая предоставляется в перспективном планировании и конспектах; принцип культуросообразности - воспитание на общечеловеческих ценностях культуры, внимание акцентировано на народные праздники, доступные пониманию ребенка; принцип сочетания научности и доступности - важно преподать исторический и научный материал в доступной игровой форме; принцип природосообразности — учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей.
1. Метод оживления.
Прием «вхождении» в игру: детям предлагается представить себя на месте сказочного персонажа. Это учит переживать, будит детское воображение.
2. Эвристический метод (развитие находчивости и активности).
Это частично-поисковый метод. Дети в процессе игры ищут новые результаты, новые решения, рассуждают на заданную тему, делают выводы, высказывают предположения.
3. Наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий).
4. Словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть, по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок).
5. Практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
6. Игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, «Вечерах общения» и «Уроках доброты». Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
7. Социо-игровые технологии - это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
Это наиболее важный метод: социо-игровые приемы и упражнения направлены на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей.
8. Экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа. Надо
дать ребенку самому попробовать самостоятельно подумать, пофантазировать или возможно даже блеснуть своими знаниями и рассказать о какой-либо старинной веши.
9. Метод интерактивной игры. Это не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Важно начинать работу со второй младшей группы со знакомства с русским фольклором, так как в этом возрасте у детей появляются интерес к потешкам, пестушкам, пословицам, колыбельным песенкам, прибауткам, сказкам.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяется знакомству с русским народным костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также нужно знакомить детей с русскими праздниками, такими как Рождество, Масленица, Пасха, как праздновали их наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке), о народном промысле: Дымковской игрушке, Филимоновской игрушке, хохломской росписи, гжели и т. д. Особое место в работе с детьми необходимо отводить мнемотаблицам. Запоминание мнемотаблиц развивает у детей зрительное восприятие; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память; обыгрывание сказки -память и мышление.
В дошкольном возрасте широко используются русские народные подвижные игры, такие как «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др., хороводные: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай». Дидактические игры: «Что было раньше, что сейчас», «Узнай и расскажи», «Подбери головной убор к сарафану», «Сложи сказку» и др.
Словесно-игровые упражнения: «Я начну, а ты продолжи», «Доскажи словечко», «Что будет если?».
Работа по приобщению к русской народной культуре становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями (создание мини-музея «Русская изба»): совместное участие в творческих мероприятиях (тематические выставки, такие как «Куклы наших бабушек», выставка «Национальные рецепты»), родительские всеобучи, консультации, ярмарки семейного творчества, круглый стол, где должны обсуждаться такие проблемы, как детская жестокость, привитие детям уважения к старшим.
Литература
1. Аполонова Н. В. Приобщение дошкольников в русской национальной культуре. / Н. В. Аполонова // Дошкольное воспитание, 1999. - № 5-6.
2. Бердникова Н. В. Веселая ярмарка. Народные календарные праздники для детей 3-10 лет. / Бердникова Н. В., Афоничева Е. А. - Ярославль: Академия развития, 2005.
3. Бочкарева Л. П. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: методическое пособие. Выпуск 6: «Мир игры». Игровые технологии формирования основ детских культур. - Ульяновск: ИПКПРО. 2000.
4. Гладких В. Н., Мальцева Н. В. Мы призваны сохранить русскую историю, культуру, традиции. / В. Н. Гладких Н. В. Мальцев // Дошкольное образование, 2002. - № 6, с. 39-43.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской национальной культуре. Программа. Учебно-методическое пособие. /О. Л. Князева, Н. Д Маханева, - 2-е изд. перераб. и доп.; СПб.: ДетствоПресс, 2008.
6. Тихонова А. Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремесел): дисс. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 1999.
7. Тихонова А. Ю. Фольклор народов Среднего Поволжья: Хрестоматия-Ульяновск; УИПКПРО, 2003.
8. Чебан А. Я. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М.; ТЦ «Сфера». 2012.