Научная статья на тему 'Принятие решений для обеспечения устойчивости организационно-технических систем'

Принятие решений для обеспечения устойчивости организационно-технических систем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
167
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Феоктистова Оксана Геннадьевна

В статье освещены некоторые вопросы управления безопасностью и риском организационно-технических систем, к которым относится авиапредприятие, представлены принципы которым необходимо следовать в деятельности по снижению риска и обеспечению безопасности. Также представлена оценка социального риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принятие решений для обеспечения устойчивости организационно-технических систем»

2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 135

серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов

УДК 629.735

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

О.Г. ФЕОКТИСТОВА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Ципенко В.Г.

В статье освещены некоторые вопросы управления безопасностью и риском организационно-технических систем, к которым относится авиапредприятие, представлены принципы которым необходимо следовать в деятельности по снижению риска и обеспечению безопасности. Т акже представлена оценка социального риска.

В реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера, а следовательно, и риск возникновения и воздействия на человека и окружающую среду различного рода негативных явлений и процессов, в том числе аварий и катастроф при авиатранспортных процессах.

Управление безопасностью и риском организационно-технических систем (к которым относятся авиапредприятия) следует организовывать, с одной стороны, с точки зрения обеспечения защищенности населения, территорий и объектов окружающей среды, т.е. объектов безопасности, с другой, - с точки зрения обеспечения такого функционирования, при котором вероятность возникновения аварий и катастроф не превышает допустимых значений, а математическое ожидание ущерба является минимальным.

Когда речь идет о состоянии защищенности людей и других объектов безопасности, организационно-техническую систему, являющуюся источником опасности, на наш взгляд, необходимо включать в состав комплекса, объединяющего все объекты социально-экономической системы, занимающей более высокое иерархическое положение. При таком подходе представляется возможным учесть вклад, вносимый в обеспечение безопасности за счет внешних связей рассматриваемого опасного объекта с другими подсистемами и иными структурами социальноэкономической системы. Эти внешние связи могут выражаться в виде создаваемых в рамках социально-экономической системы органов и структур, обеспечивающих защиту населения и территорий, фондов материальной и финансовой поддержки ликвидации последствий аварий и катастроф и восстановления функционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций, страховых фондов и т. п.

Для каждого объекта определяется его вклад в интегральный уровень риска для населения, территорий и окружающей среды. При оценке каждого вклада принимаются во внимание особенности опасностей и угроз, присущих конкретным объектам, а также методы определения их количественной меры.

Следовательно, вопросы управления безопасностью и риском для населения, территорий и объектов окружающей среды при авариях и катастрофах на опасных объектах, входящих в состав определенных социально-экономических систем, следует рассматривать на нескольких иерархических уровнях. Низовым уровнем здесь является техногенно опасный объект (авиапредприятие), а далее несколько ступеней в управленческом процессе принадлежит социальноэкономическим системам различного уровня: от местного до федерального. Каждый из уровней в процессе управления несет определенную функциональную нагрузку.

Конечной целью управления безопасностью и риском на всех иерархических ступенях социально-экономических систем является повышение качества жизни людей и качества природной среды, обеспечивающих удовлетворение потребностей сегодняшнего дня, не подвергая

риску способность окружающей среды поддерживать жизнь в будущем, т. е. не ставя под угрозу возможность будущих поколений в удовлетворении потребностей.

Для достижения указанной цели необходимо соблюдение определенных принципов. Эти принципы имеют смысл необходимых взаимосвязанных условий, которые накладываются на содержание обоснований при подготовке решений по мерам снижения риска.

К числу основных принципов могут быть отнесены:

• принцип оправданности управленческой деятельности и оптимизации соотношения выгоды и ущерба от этой деятельности;

• принцип оптимизации мер по безопасности и защите, обеспечению полнокровной и деятельной жизни людей в состоянии полного физического, душевного и социального благополучия и максимально возможной величины среднестатистической ожидаемой продолжительности предстоящей жизни;

• принцип обеспечения необходимого уровня безопасности и риска для любого человека и для общества в целом с учетом всего совокупного спектра существующих в данной социальноэкономической системе или регионе опасностей;

• принцип экологического императива, состоящий в необходимости принятия решений по обеспечению безопасности в рамках строгих ограничений техногенного воздействия на экосистемы и природно-территориальные комплексы.

Любая деятельность, связанная с риском, значения которого лежат в области чрезмерного риска для индивидуума, является недопустимой, если даже она выгодна для общества в целом. Хозяйственная и иная деятельность с уровнем риска, лежащим в области его приемлемых значений, должна постоянно контролироваться соответствующими надзорными органами.

Как известно, приемлемый уровень риска для той или иной хозяйственной и другой деятельности определяется, исходя главным образом из научно обоснованных социальноэкономических, нравственно-психологических соображений и критериев.

Из всех видов риска, возникающих при техногенных нагрузках на окружающую среду, обычно главное внимание сосредоточивается на риске для здоровья и жизнедеятельности людей. При этом рассматриваются индивидуальный, коллективный и социальный риски.

Индивидуальный риск, как правило, выражается вероятностью поражений людей, которые влекут за собой ухудшение здоровья, в том числе различные заболевания. Прежде всего имеются в виду заболевания со смертельным исходом, то есть гибель людей. Чаще всего определяется вероятность смертельного поражения (гибели) одного человека за определенный срок, например, за год.

Понятие коллективного (группового) риска введено для оценки риска определенных категорий населения, например, персонала радиационно-опасных объектов, а также в целом населения отдельного региона, страны и даже всей Земли.

Социальный риск, так же как и коллективный, оценивается количеством людей, которые могут оказаться подвергнутыми тому или иному ущербу от воздействия факторов риска.

При оценке социального риска для единичного события N прежде всего необходимо провести расчет усредненного количества людей, подвергающихся рассматриваемому виду ущерба, по формуле:

N = (ф, (г), (1)

1 = 1

где R2 - вероятность формирования нагрузок определенного уровня; R3 - вероятность того, что нагрузки вызовут рассматриваемый ущерб; Pqi - вероятность того, что в том месте, где проявляется негативное воздействие, окажется группа людей с одинаковыми условиями; т - расчетный момент времени; ш - количество людей в группе; k - количество расчетных групп.

Суммирование производится по всем группам людей, характеризующимся в среднем одинаковыми условиями. В расчет принимаются средние для каждой группы нагрузки.

Далее логико-вероятностным или иным методом находится вероятность возникновения опасного события. Полученная величина интерпретируется как вероятность того, что определенное количество людей, не меньшее чем N может быть подвержено ущербу:

Я(п > N) = Я1, (2)

где R(n > К) - численное значение социального риска при рассматриваемом опасном событии (катастрофе, аварии, происшествии); Rl - вероятность возникновения опасного события.

Количественная мера риска может быть выражена через математическое ожидание ущерба. В этом случае величину социального риска можно определять по формуле:

Яи = Я" ■ Ут, (3)

где У - величина ущерба; п и т - показатели, отражающие отношение общества к различным величинам вероятностей и ущербов.

В том случае, когда при оценке риска принимаются во внимание все возможные сценарии развития аварий, формула приобретает вид:

К,, = Тщ - Г, (4)

,=1

где Я" - вероятность реализации 1-го сценария развития аварии;

Yi - величина ущерба при 1-м сценарии развития аварии.

При обосновании уровня приемлемого риска исходят из целесообразности обеспечения максимально возможной безопасности, стремятся к тому, чтобы негативное воздействие факторов риска было настолько низким, насколько этого можно достичь техническими и организационными мерами с учетом экономических и социальных факторов.

Основываясь на положениях общей теории управления сложными системами, управление безопасностью следует рассматривать в рамках определенной социально-экономической системы (СЭС), объединяющей устойчивыми внутренними связями население, объекты экономики, инфраструктуры, территории, а также управленческие структуры.

С учетом этого под управлением безопасностью понимается функция указанной СЭС, направленная на сохранение заданного уровня безопасности населения, территорий, объектов экономики и инфраструктуры при техногенных, экологических и военных воздействиях, а также обеспечение регулирования уровня безопасности системы и ее перевода в новое состояние с более высокими показателями безопасности [1].

Определяющим фактором в управлении безопасностью СЭС и критерием оценки его результативности является достижение и поддержание безопасности и риска на необходимом, приемлемом в социальном и экономическом отношениях уровне.

В процессе управления рассматриваемым видом безопасности следует выделять два уровня, две иерархически связанные составляющие.

Первый уровень включает управленческую деятельность аналитического, научно-

прогностического и организационного характера. Ее результатом прежде всего является определение стратегий управления безопасностью и риском для СЭС различного уровня при внешних, например, техногенных воздействиях, а также организации и механизма их реализации с учетом социальных, экономических и других факторов.

Второй уровень процесса управления касается организационно-технических систем. Базовыми элементами системы управления безопасностью на этом уровне являются функциональный контур и информационная технология, методы и средства подготовки и принятия управленческих решений, а также методический аппарат анализа и оценки риска, с учетом социальных, экономических и других аспектов.

Сущность управления безопасностью и риском техногенных воздействий состоит в распознавании, выявлении и разрешении проблемных ситуаций, связанных с обеспечением безопасности и риска, особенно в условиях аварий и катастроф на рассматриваемых объектах. По своей

внутренней основе это единый функционально и организационно структурированный процесс, в котором органически связывается системная целенаправленная деятельность государственных, ведомственных и функциональных органов управления и структур, включая научноисследовательские, научно-технические организации, а также органов управления силами и средствами наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В процессе управления безопасностью и риском техногенных воздействий, в соответствии с его сущностью и функциональным смыслом, могут быть выделены три последовательные стадии:

• анализ безопасности и риска, предусматривающий идентификацию и исследование источников опасности, моделирование процессов техногенного воздействия, оценку возможного ущерба и уровней риска;

• оценка риска, состоящая в сравнении расчетных или фактических уровней риска с научно обоснованными, социально осознанными, называемыми приемлемыми уровнями риска;

• выработка и принятие нормативных правовых актов и управленческих решений по мерам, обеспечивающим снижение техногенной опасности, установление, поддержание и восстановление приемлемого уровня безопасности и риска человека и объектов окружающей среды.

Управление техногенной безопасностью и риском связано с приведением в действие определенных социальных и экономических механизмов, поэтому оно строится на основе теории и практики управления социально-экономическими системами.

Обычно рассматриваются три стратегии управления в чрезвычайных ситуациях [2, 3, 4, 5,

1]:

• стратегия предотвращения причин возникновения техногенных аварий и катастроф и обеспечения нормального, регламентного функционирования опасных в техногенном отношении объектов;

• стратегия локализации аварий (катастроф) и предотвращения формирования опасной техногенной обстановки, когда причину возникновения той или иной аварии (катастрофы) по технологическим, экономическим, социальным или иным соображениям устранить невозможно и начинается цепная «реакция» событий, ведущих к аварии или катастрофе;

• стратегия максимально возможного недопущения или ослабления воздействий техногенных факторов на людей и окружающую среду и ликвидации последствий аварии, катастрофы в кратчайшие сроки.

Первая стратегия носит превентивный характер. Две другие стратегии реализуются в порядке оперативного реагирования на возникновение и развитие аварий и катастроф и могут называться стратегиями оперативного управления безопасностью и риском.

Оперативное управление безопасностью и риском включает:

• выявление, оценку и прогнозирование развития аварийной обстановки, формирование факторов техногенного воздействия на человека и окружающую среду;

• организацию и осуществление аварийного технологического контроля, в том числе слежения и контроля за выбросами вредных веществ, а также локализацию аварийных процессов и выбросов указанных веществ;

• выработку и принятие управленческих решений по локализации аварий (катастроф), предотвращению формирования опасных факторов техногенного воздействия, а в случае развития аварии (катастрофы) - недопущению или максимально возможному ослаблению воздействия этих факторов на человека и окружающую среду, а также ликвидации последствий и возмещению нанесенного ущерба;

• доведение задач до специальных служб, сил и средств, а также подразделений аварийных объектов и других структур, привлекаемых для реализации принятых решений, информи-

рование населения и общественности об аварийной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению безопасности;

• руководство и координацию действий государственных и ведомственных структур всех уровней, в том числе объектовых, по локализации и предотвращению развития аварий и катастроф, максимальному снижению наносимого ущерба и ликвидации последствий в соответствии с принятыми управленческими решениями и планами взаимодействия [6].

Управление безопасностью является необходимым условием нормального функционирования социально-экономической системы любого уровня: федерального, регионального, территориального, местного и объектового.

Появление опасности может выражаться самым различным образом. Для населения опасность выражается в возможности нанесения смертельных поражений и гибели людей, для объектов экономики - в возможности возникновения аварий и катастроф, для территорий - существенном негативном изменении объектов окружающей среды, ухудшении условий и снижении возможностей по жизнеобеспечению населения и т. п.

Во всех случаях может быть определена количественная мера опасности в виде вероятности ее возникновения или математического ожидания наносимого ущерба.

Информация о состоянии внешней среды включает: трансграничные или трансрегиональные техногенные воздействия; непредвиденные, неожиданно возникающие опасные природные явления; воздействия климатического характера; влияние на окружающую среду разрушенного озонного слоя и т. п.

Управленческое решение, на наш взгляд, должно приниматься в два этапа: первый - принятие концептуального решения, определяющего исходя из ситуации цель управления и уровни безопасности (уровни риска), а также стратегию управления риском для основных объектов управления; второй - принятие организационного решения по мерам и действиям, направленным на реализацию концептуального решения.

Концептуальное решение принимается на основе социально-экономического и научнотехнического анализа, состояния и основных направлений регулирования и повышения уровня безопасности, оценки ресурсных возможностей и законодательных аспектов.

Выработка организационного решения основывается на выработанной цели управления, установленных для объектов управления уровнях риска, а также выбранной стратегии управления риском. Для исследования процессов управления безопасностью важен характер функциональной зависимости командной информации от информации о состоянии объектов управления и внешней среды. Эта функциональная зависимость в общем виде может быть выражена следующей формулой:

ик (* + *) = I

(5)

Е и, (*)+и» (*)

_ ,=1 _

где ик- командная информация; X - момент времени, к которому относится информация о состоянии объектов управления и внешней среды; т - время обработки информации, поступающей в орган управления, оценки обстановки и выработки управленческого решения; П - функция, описывающая процесс обработки, оценки информации и выработки управленческого решения; п - количество объектов управления; ис1 - информация о состоянии 1-го объекта управления; ивс - информация о состоянии внешней среды.

На этапе принятия концептуального решения физический смысл и количественная мера командной информации и информации о состоянии объектов управления и окружающей среды определяются как уровень риска.

Конкретный вид функции Р может быть выяснен только на основе большого, достаточно представительного числа расчетов по принятой схеме обработки информации, оценки обстановки (анализа и оценки рисков) и принятия решения, построения по расчетным данным графических зависимостей и их аппроксимации аналитическими выражениями. В процессе этих

расчетов учитываются различные варианты расхода ресурсов на иерархическом уровне исследуемой системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимиров В.А., Измалков В.И. Вопросы теории гражданской защиты: предметная область гражданской защиты и ее моделирование / Информационный сборник №9. - М: ЦСИГЗМЧС России, 2001.

2. Критерии индивидуального и социального рисков для оценки безопасности атомных станций / РС ВИНИТИ «Новости науки и техники». Сер. Атомная энергетика, 1991, № 8.

3. Управление риском в социально-экономических системах. Концепции и методы реализации. Проблемы безопасности при ЧС. Выпуск 11. -М: 1995.

4. Руководство по анализу и управлению риском в промышленном регионе. Том 1. Концепция и процедура оценки риска в промышленном регионе. (Отчет по проекту 7.1. ГНТП России « Безопасность»). - М: ГКЧРФ, 1992.

5. Порфирьев Б.Н. Управление в ЧС: Проблемы теории и практики. - М: ВИНИТИ, 1991.

6. Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. - М: РГГУ, 1998.

DECISION-MAKING FOR MAINTENANCE OF ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL SYSTEMS STABILITY

Feoktistova O.G.

In this article some questions of management of safety and risk of organizational and technical systems are spotlighted to which the aviation enterprise refers, principles to which necessary to follow in activity on risk reduction and maintenance of security are presented. Also the estimation of social risk is presented.

Сведения об авторе

Феоктистова Оксана Геннадьевна, окончила МИИГА (1988), кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности, автор свыше 80 научных работ, область научных интересов - инженерная экология, экологическая безопасность технологических процессов ремонта АТ, математическое моделирование в экологии, экологические последствия аварий (катастроф).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.