Научная статья на тему 'Принятие первого революционного бюджета Советской республики'

Принятие первого революционного бюджета Советской республики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ФИНАНСОВ / PEOPLE'S COMMISSARIAT OF FINANCE / ДОХОДЫ / REVENUES / РАСХОДЫ / EXPENDITURES / ДЕФИЦИТ / DEFICIENCY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Е.Н.

В статье рассматривается процесс создания первого бюджета Советской республики. Описываются причины принятия решения, определившего временные рамки бюджетного периода январь июнь 1918 г. Раскрываются особенности и трудности работы по подготовке и принятию первого бюджета Советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the process of creating the first budget of the Soviet Republic. The author describes the reasons for the decision which determined the timing of the budget period from January to June 1918 and reveals the peculiarities and difficulties of preparing and adopting the first budget of the Soviet State.

Текст научной работы на тему «Принятие первого революционного бюджета Советской республики»

Исторические науки

ПРИНЯТИЕ ПЕРВОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО БЮДЖЕТА СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Е. Н. Соколов

Аннотация. В статье рассматривается процесс создания первого бюджета Советской республики. Описываются причины принятия решения, определившего временные рамки бюджетного периода январь - июнь 1918 г. Раскрываются особенности и трудности работы по подготовке и принятию первого бюджета Советского государства.

Ключевые слова: бюджет, Народный комиссариат финансов, доходы, расходы, дефицит.

Summary. The article describes the process of creating the first budget of the Soviet Republic. The author describes the reasons for the decision which determined the timing of the budget period from January to June 1918 and reveals the peculiarities and difficulties of preparing and adopting the first budget of the Soviet State.

Keywords: budget, People's Commissariat of Finance, revenues, expenditures, deficiency.

Стратегической целью большевиков, пришедших к власти в октябре 1917 г., было создание нового хозяйственного механизма, основанного на плановых началах. Вследствие этого большое внимание советское правительство уделяло скорейшему созданию росписи общегосударственных доходов и расходов республики. Кроме того, экономика России к октябрю 1917 г. находилось в состоянии глубокого кризиса, поэтому большевики считали, что создание бюджета позволит наладить хозяйственный механизм республики.

Законодательные нормы, регламентировавшие бюджетное дело в России, были признаны неудовлетворительными еще при Временном правительстве. Летом 1917 г. финансовое

ведомство приступило к разработке проекта нового закона, регламентировавшего создание росписи общегосударственных доходов и расходов. Главной проблемой стал вопрос о начале бюджетного года. 1 января давно уже признавалось неудобным. Временное правительство решило сблизить бюджетный год с сельскохозяйственным, начав его с 1 июля. Вследствие чего намечалось ближайшую роспись ограничить первым полугодием 1918 г., чтобы затем перейти на новый срок исчисления смет.

После прихода к власти большевики сразу попытались закончить работу по составлению росписи доходов и расходов, начатую предыдущим режимом. Таким образом и появились рамки первого советского

263

3 / 2010

Преподаватель XXI

Ф

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

264

бюджета: январь - июнь 1918 г. Нарком финансов И. Э. Гуковский утверждал, что с переходом власти в руки большевиков многие правительственные учреждения оказались ненужными, большая их часть подверглась глубоким преобразованиям, другие ведомства возникали вновь. Мировая война привела к расстройству железнодорожного транспорта и других хозяйственных предприятий казны. Поэтому предусмотреть потребности государства на год вперед оказалось невозможно [1, ф. 19, оп. 1, д. 154, л. 40-41].

За составление росписи, как и при Временном правительстве, отвечал Департамент государственного казначейства. С конца октября 1917 г. работы по составлению и рассмотрению проектов смет на январь - июнь 1918 г. почти во всех ведомствах приостановились. Меры, предпринятые Департаментом государственного казначейства к их продвижению, не принесли результата [2, ф. 7733, оп. 1, д. 63, л. 29.]. Такая ситуация объясняется в первую очередь саботажем служащих. Работы по составлению бюджета на январь - июнь 1918 г. возобновились сразу, как только занятия в государственных учреждениях стали налаживаться.

Вскоре выяснилось, что сметные материалы Временного правительства в большинстве случаев совершенно непригодны в новых условиях. Департамент государственного казначейства разработал временные правила по составлению и рассмотрению смет на первую половину 1918 г. с очень облегченными условиями [1, ф. 19, оп. 1, д. 154, л. 41-43]. Они были утверждены коллегией НКФ 28 янва-

ря 1918 г. [2, ф. 7733, оп. 1, д. 63, л. 31]. По новым правилам наркоматы должны были представить сметы к 25 февраля 1918 г. [3, с. 242-243].

Фактически ведомства приступили к работам с начала 1918 г. Но составление смет шло медленно. Это было новое дело для служащих, многие из которых попали в наркоматы в период борьбы с саботажем и отличались крайне низкой квалификацией. Кроме того, одной из основных причин задержки явилось начавшаяся в первых числах марта эвакуация правительственных учреждений в Москву [2, ф. 7733, оп. 1, д. 63, л. 31-32].

Сметы рассматривались в комиссии СНК, решения которой утверждались на заседаниях Совнаркома. Но к 25 февраля наркоматы не смогли подготовить свои сметные предложения. Тогда СНК 2 марта 1918 г. направил всем ведомствам предписание представить сметы к 8 марта, в противном случае будут приняты меры вплоть до увольнения народных комиссаров [1, ф. 19, оп. 1, д. 74, л. 2]. Но данное распоряжение не принесло желаемого результата.

В ходе работ по бюджету выяснилась полная неразбериха в подчиненности различных учреждений центральным ведомствам. Вследствие этого 27 марта 1918 г. Совнарком направил всем наркоматам распоряжение в кратчайший срок представить в СНК графическое изображение организаций, которые непосредственно отвечали за расходование денежных средств, а также приложить полный список лиц, ответственных за учреждения, оперирующие денежными суммами на различных ступенях ведомственной иерархии [там же, д. 82, л. 3].

Преподаватель XX

3 / 2010

ф

Исторические науки

Все сметы проходили через Комиссию смет Комитета хозяйственной политики ВСНХ, куда входили представители НКФ, Госконтроля и ВЦИК. Рассматривались они постатейно в присутствии представителя соответствующего ведомства [там же, д. 154, л. 35]. Работа Комиссии шла трудно из-за затруднений при рассмотрении смет национализированных предприятий. Отрицательно сказывалась на бюджетной работе и неясность взаимоотношений между финансовыми отделами советов и оставшимися на местах учреждениями бывшего министерства финансов. Правительство потребовало от НКФ и Госконтроля реорганизовать свое представительство в Комиссии ВСНХ и ввести туда людей с экономической подготовкой. Кроме того, И. Э. Гу-ковскому и представителю Госконтроля было поручено выяснить условия работы Комиссии смет и предложить проект их улучшения [там же, д. 118, л. 3; д. 113, л. 7].

В начале апреля практически все сметы были рассмотрены в междуведомственных совещаниях и внесены в ВСНХ, но даже к началу июня лишь весьма незначительное число их оказалось готовым к передаче из ВСНХ в СНК. Тогда Наркомфин принял чрезвычайные меры [там же, д. 154, л. 43-44]. 8 июня И. Э. Гуковский внес в Совнарком проект постановления об окончании работ по бюджету на первую половину 1918 г. [там же, д. 135, л. 2]. СНК, согласившись с ним, счел необходимым образовать для составления общего свода расходов и доходов на январь - июнь 1918 г. особого совещания под председательством народного комиссара финансов (или его заместителя) из предста-

вителей ВЦИК, НКФ, ВСНХ, Госконтроля и каждого из представивших сметы ведомств, которое должно было с 10 по 20 июня закончить работы по составлению бюджета. Не устраненные в совещании разногласия вместе со сметами передавались в Совнарком [там же, д. 154, л. 44].

Только после такого нажима работу по составлению росписи удалось закончить. На заседании СНК 22 июня 1918 г. И. Э. Гуковский представил первый советский бюджет. Было дано поручение комиссии в составе Ленина, Гуковского, Покровского, Владимирова и Свердлова, рассмотрев декрет и докладную записку НКФ, решить вопрос о печатании росписи [там же, д. 145, л. 2]. Сам декрет об утверждении росписи государственных доходов и расходов Российской республики на январь - июнь 1918 г. был утвержден СНК 11 июля 1918 г. [там же, д. 154, л. 3; 4, с. 5-6].

В объяснительной записке, представленной к утверждению декрета, И. Э. Гуковский, характеризуя первый советский бюджет, отмечал, что составленные в конце сметного периода сметы фактически уже приводились в исполнение и исчисленные по ним кредиты в значительной степени израсходованы. Поэтому путем принятия росписи необходимо утвердить эти расходы.

В объяснительной записке к росписи нарком указывал, что на январь - июнь 1918 г. доходов исчислено в сумме 2 852 726 тыс. руб., расходов: обыкновенных - 12 271 531 тыс. руб., чрезвычайных - 5 331 196 тыс. руб. Общая сумма расходов составила 17 602 727 тыс. руб. Гуковский подчеркивал, что расходы удалось значительно сократить. В первоначальных пред-

265

3 / 2010

Преподаватель XXI

Ф

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

266

ложениях ведомств они составляли свыше 30 млрд. руб. Несмотря на это, нарком обращал внимание правительства на «исключительное» увеличение расходов и в то же время на «весьма значительное» понижение доходов. Уменьшение доходной части бюджета он объяснял в первую очередь сокращением территории республики, «но независимо от причин, понижение доходов в то время, когда расходы неимоверно увеличились, представляют собою явление, не обещающее ничего утешительного». Тем более, по мнению Гуковского, это явление «печально», что Государственному казначейству не только не обеспечивается благоприятного для него выхода из затруднительного положения, «но не остается даже надежды найти этот выход в ближайшем будущем». Если к расходам за январь - июнь 1918 г. добавить бюджетный дефицит 1917 г. (8 475,2 млн. руб.) то на казну ложится 26-ти миллиардное бремя, в то время как доходы не достигают и 3-х миллиардов, - констатировал нарком.

И. Э. Гуковский предлагал принять срочные и энергичные меры для устранения такого положения. Главным он считал общий подъем производства, но прекрасно понимал, что для этого потребуется время. Поэтому в качестве первоочередных мер нарком предлагал пересмотреть и пересчитать все расходы с целью их сокращения. Гуковский указывал на огромные штаты учреждений, занимающиеся в различных ведомствах одним и тем же делом. Он предлагал урезать расходы местных организаций, содержащихся за счет казны. Обращалось внимание на издательскую деятельность наркоматов, наносящую крупные убытки государству. Гуковский

указывал на очень высокие нормы оплаты труда без крайней в том необходимости и т.д. Нарком обозначил ряд мер, которые должны были удержать наркоматы от бессистемного расходования средств, что помогло бы в будущем сбалансировать бюджет. Для сокращения расходов Гуковский предложил образовать комиссию из старших служащих НКФ, Государственного Контроля и ВСНХ [1, ф. 19, оп. 1, д. 154, л. 38, 63-64, 70-72].

С принятием росписи государственных доходов и расходов республики большевики связывали большие надежды на упорядочение не только финансов, но и хозяйства страны в целом. Однако бюджет не оправдал надежд правящей партии. Он носил гадательный характер и абсолютно не отражал реального положения дел. Фактически в первом бюджете были узаконены уже произведенные расходы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 19.

2. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). - Ф. 7733.

3. Ривкин Б. Финансовая политика в период Великой Октябрьской социалистической революции. - М., 1957.

4. Декреты Советской власти. - Т. 3. -М., 1964. ■

Преподаватель XX

3 / 2010

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.