Научная статья на тему 'Принятие и исполнение государственных решений при рассмотрении жалоб граждан'

Принятие и исполнение государственных решений при рассмотрении жалоб граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ПО ЖАЛОБАМ / ТЕХНОЛОГИЯ (ПОРЯДОК) ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЯ АКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козырев М. С.

В статье описывается технология (порядок) принятие и исполнения государственных решений при рассмотрении жалоб граждан. На основе анализа российского законодательства определены основные этапы данного процесса и выявлены особенности каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принятие и исполнение государственных решений при рассмотрении жалоб граждан»

М.С. Козырев,

кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный

университет, Москва.

M.S. Kozyrev,

associate Professor, Department of management and administration, Russian

state social University, Moscow Email: max-han@yandex. ru

ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБ ГРАЖДАН

The adoption and implementation of state decisions in appeals of citizens

Аннотация. В статье описывается технология (порядок) принятие и исполнения государственных решений при рассмотрении жалоб граждан. На основе анализа российского законодательства определены основные этапы данного процесса и выявлены особенности каждого из них.

Annotation. The article describes the technology (the order) the adoption and execution of state decisions in appeals of citizens. Based on the analysis of the Russian legislation the main stages of this process and the peculiarities of each of them.

Ключевые слова: Производство по жалобам, технология (порядок) принятие и исполнения актов.

Keywords: The proceedings on the complaints, the technology (the order) the adoption and performance acts.

Согласно статье 33 Конституции РФ Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В развитии этой статьи в 2006 году Федеральное собрание приняло Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" [2].

Данный акт регулирует правоотношения не только связанные с рассмотрением жалоб, под которой понимается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц, но и иных обращений граждан.

В свою очередь обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений,

49

улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Также следует обратить внимание, что изменения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 2013 года [3], которые были внесены в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ [1], сделали возможным обращения не только непосредственно граждан, но и их объединений в форме юридических лиц. Помимо указного правовые метаморфозы позволили причислить к субъектам данных правоотношений еще государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. К таковым, к примеру, относятся учебные заведения и организации здравоохранения, созданные в виде бюджетных, казенных или автономных учреждений.

К жалобе гражданина предъявляются определенные требования. В жалобе должно содержаться:

- указание либо наименование государственного органа, в который направляется письменная жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

- фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

- суть жалобы;

- личная подпись и дата.

- документы и материалы либо их копии, подтверждающие доводы гражданин, если таковое необходимо.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов.

После направления жалобы порядок действий государственного органа и должностных лиц таков.

1. Регистрация жалобы. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган или должностному лицу.

2. Предварительное рассмотрение жалобы, в котором устанавливается предмет обжалования в соотношение с компетенцией государственного органа принявшего обращение.

Письменная жалоба, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий

50

орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая.

Письменную жалобу, содержащую информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего жалобу, о переадресации его обращения.

В случае, если решение поставленных в письменной жалобе вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов или должностных лиц, копия жалобы в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы или должностным лицам.

Государственный орган или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанный орган или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. В случае, если в соответствии с данным запретом, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

3. Рассмотрение жалобы. Обращение гражданина, соответствующее всем указанным в законе требованиям, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие жалобу государственный орган или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Государственный орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное её рассмотрение, а в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. По такому запросу в течение 15 дней предоставляются все необходимые документы и материалы, за исключением документов и материалов, в которых

51

содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за некоторым исключением, указанных в статье 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

5) уведомляет гражданина о направлении его жалобы на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

При рассмотрении обращения государственным органом, должностным лицом гражданин имеет право:

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов либо уведомление о переадресации письменной жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном или судебном порядке либо вправе обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

Преследование гражданина в связи с его обращением запрещается. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Срок рассмотрения письменной жалобы, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа или должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не

более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего жалобу.

В описываемом Федеральном законе предусмотрен и порядок рассмотрения отдельных жалоб граждан.

Так, в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается. Если в заявлении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, рассматривающий вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Если в письменной жалобе гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанную жалобу и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший жалобу.

В случае, если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить жалобу в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу.

Гражданин также может подать устную жалобу. В данном случае свое право он может реализовать посредством личный прием граждан руководителями государственных органов и уполномоченными на то лицами.

Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в общем порядке.

4. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения жалоб.

Данный этап осуществляется самими государственными органами, рассматривающие жалобы, вышестоящими и иными органами, в пределах своей компетенции. Примером последнего может служить прокуратура.

В заключении следует отметить, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа или должностного лица при рассмотрении жалобы, по решению суда.

В случае, если гражданин указал в жалобе заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением жалобы государственным органом или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

На практике можно столкнуться с тем, что государственные органы зачастую отвечают не по существу заданного вопроса или дают такой ответ, который может быть неоднозначно понят. К слову, статьей 5.59 данного Кодексом предусмотрено наложение административного штрафа в размере за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан. Возбуждать дело об административном правонарушении в этом случае имеет право прокурор, а рассматривает дело -суд.

Как видно, российское законодательство в этом плане достаточно неплохо разработано. Все дело в его качественном применении.

Литература

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания

54

Ростовской области". URL:http://base.garant.ru/70206790/ (дата обращения: 06.04.2015).

2. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12146661/ (дата обращения: 16.11.2015).

3. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/70372956/#block_21 (дата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.