Научная статья на тему 'Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правоприменения'

Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4679
726
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / JUVENILES / CONDITIONS OF RELEASE / ENFORCEMENT MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Надежда Сергеевна

В статье рассмотрены проблемы, связанные с применением к несовершеннолетним правонарушителям принудительных мер воспитательного воздействия. Автором высказаны предложения по их законодательному решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENFORCEMENT MEASURES OF EDUCATIONAL NATURE: PROBLEMS OF LAW ADMINISTRATION

The problems concerned with enforcement measures of educational nature administered to juvenile offenders are considered in the article. The author suggests ideas on legal solution of the above problems.

Текст научной работы на тему «Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правоприменения»

Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правоприменения

Н.С. Александрова, к.ю.н.,

Димитровградский ИТУ - филиал НИЯУ МИФИ

В Российской Федерации, как и в большинстве стран СНГ, воспитательные меры выступают

либо как альтернатива уголовной ответственности, либо как способ её реализации. Судебная статистика свидетельствует о незначительном применении в Российской Федерации к несовершеннолетним лицам принудительных мер

воспитательного воздействия, хотя поправка в уголовное законодательство в 2003 г. значительно расширила возможности для их (было исключено требование о том, что подобные меры могут применяться лишь при совершении преступлений небольшой и средней тяжести впервые). Следует отметить, что официальная статистическая отчётность не дифференцирует применение принудительных мер воспитательного воздействия отдельно по ст. 431, 432 ч. 1 УПК РФ. В порядке ст. 432 УПК РФ (ст. 92 УК РФ) суд освобождает несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. В соответствии со ст. 431 УК РФ (ст. 90 УК РФ) суд выносит постановление о прекращении уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Результаты проведённого исследования показывают, что суды не в полном объёме используют предоставленный уголовным законом исправительный потенциал принудительных мер воспитательного воздействия. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что в статьях уголовного закона, регулирующих применение указанных мер, имеется ряд существенных пробелов и нечётких формулировок. Изучение уголовных дел по Ульяновской области свидетельствует, что наиболее часто применяются такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, передача под надзор родителей, однако возложение обязанности загладить причинённый вред не применялось ни разу. Изучением конкретных уголовных дел установлено, что материальный ущерб, причинённый вследствие преступления, как правило, возмещался в ходе предварительного следствия законными представителями либо путём возврата похищенного имущества.

Анализ судебных решений показывает, что круг ограничений досуга, избираемых судьями, крайне узок: во всех решениях это был запрет несовершеннолетнему выходить на улицу после определённого времени (как правило, находиться дома по месту жительства в период с 22 час. до 6 час. следующего дня). Вместе с тем в 10% случаев суд обязывал подростка продолжить образование и в 20% запретил посещение дискотек. С целью повышения эффективности рассматриваемых мер необходимо шире использовать в правоприменительной практике иные правоограничения, относящиеся к установлению особых требований к поведению несовершеннолетнего. Например, в ст. 90 УК РФ указать, что суд вправе предъявить несовер-

шеннолетнему требование трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа, включить требование вернуться к учёбе, запрет посещения определённых мест, поездки в другую местность без разрешения специализированного органа, запрет употребления спиртных напитков. Изучение уголовных дел показало, что к несовершеннолетним лицам, освобождаемым как от уголовной ответственности, так и от наказания, назначается одновременно на основании ч. 3 ст. 90 УК РФ несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 указанной статьи УК РФ.

Поскольку в уголовном законе не определён размер вреда, при причинении которого может быть назначена принудительная мера воспитательного воздействия в виде возложения обязанности загладить причинённый вред (п. «в» ч. 2 ст. 90 УК РФ), целесообразно, на наш взгляд, изложить пункт «в» ч. 2 ст. 90 УК РФ в редакции, аналогичной ст. 117 ч. 3 УК Беларусь: «Возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причинённый ущерб при условии, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и размер ущерба не превышает его среднемесячного заработка (дохода). В ином случае возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства» [1]. В ст. 105 УК Украины данная меры воспитательного воздействия указана следующим образом: «Возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста и имеющего имущество, средства или заработок, обязанности возмещения причинённого имущественного ущерба» [2]. Законодатель, отказавшись от исчерпывающего перечня особых требований, предъявляемых к поведению освобождённого от уголовной ответственности несовершеннолетнего, создал реальные условия для расширительного толкования ч. 4 ст. 91 УК РФ, что может привести к нарушению конституционных прав и свобод несовершеннолетнего. Недостаток ст. 90 УК РФ заключается и в том, что в ней не раскрыто содержание систематичности неисполнения несовершеннолетним возложенных на него мер и нарушений, которые можно квалифицировать как неисполнение. В частности, возникают вопросы: какое количество случаев неисполнения возложенных на подростка мер и за какой период времени следует считать систематическим? Надо ли считать неисполнением возложенных на подростка мер за проступок, совершённый по неосторожности? Однако это условие нельзя применить к такой мере воспитательного воздействия, как предупреждение.

Предупреждение не связано с исполнением несовершеннолетним каких-либо обязанностей, в отличие от обязанности загладить причинённый вред или соблюдать определённые требования ограничения досуга и др. Целесообразно было бы исключить предупреждение из числа принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых судом к несовершеннолетним, и сохранить значение этой меры как меры профилактического воздействия. Систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительной меры является единственным основанием для отмены принудительной меры и направления материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. В ст. 90 УК РФ необходимо включить примечание, раскрывающее понятие систематичности, следующего содержания: «Систематическим неисполнением принудительных мер воспитательного воздействия в настоящей статье признаётся совершение несовершеннолетним запрещённых действий или невыполнение возложенных судом обязанностей более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом», а также дополнить статью п. 5 в следующем изложении «Освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия не применяется к несовершеннолетнему, ранее освобождавшемуся от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия».

В соответствии с ч. 3 ст. 90 УК РФ принудительная мера отменяется по представлению специализированного государственного органа. В УК РФ законодатель не раскрывает понятие «специализированные государственные органы». Каждый государственный орган имеет специфические задачи, в силу чего каждый из них можно отнести к категории специализированный. Необходимо на законодательном уровне установить исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов.

Уголовный закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, для передачи им несовершеннолетнего под их надзор. В судебном заседании судья должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей, возможность материального обеспечения подростка, атмосферу взаимоотношений в семье, отношения с несовершеннолетним и т.д.

Представляется, что было бы целесообразно ст. 90 ч. 2 п. «б» УК РФ изложить в следующей редакции: «Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо иного конкретного лица, заслуживающего доверия, либо передача учебно-воспитательному учреждению открытого типа с их согласия». В случае совершения несовершеннолетним преступления небольшой тяжести срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» ч. 2 настоящей статьи, должен быть не менее шести месяцев и не более одного года, а в случае совершения впервые преступления средней тяжести — не менее шести месяцев и не более двух лет.

Необходимо дополнить ст. 90 ч 2. УК РФ пунктом «д» следующего содержания: «Бесплатные работы воспитательного характера» (к ним можно отнести, например, работу в местном хосписе).

Такая мера воспитательного характера предусмотрена в УК Литвы [3].

В соответствии со ст. 61 Семейного кодекса РФ родительские права и обязанности прекращаются по достижении несовершеннолетними возраста 18 лет. В связи с этим целесообразно было бы дополнить перечень принудительных мер воспитательного воздействия, которые не могут применяться к лицам, совершившим преступление в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ), — это передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих. Изучение уголовных дел по Ульяновской области показало, что принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положениями ст. 96, ч. 1 ст. 90, ч. 1 ст. 92 УК РФ к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, не применялись.

В уголовном законе нет указания на перечень обстоятельств, которые необходимо учитывать при назначении принудительных мер воспитательного воздействия.

Порядок исполнения наказания в виде принудительных мер воспитательного воздействия должен быть регламентирован в отдельном нормативном акте, и, например, он может быть оформлен в виде федерального закона «О порядке исполнения принудительных мер воспитательного воздействия» либо добавления соответствующей статьи в Уголовно-исполнительный кодекс.

Литература

1. Уголовный кодекс Украины. URL: http://www.meget.kiev.ru

2. Уголовный кодекс Республики Беларусь. URL: http://www Ьу. Sprinform.ru

3. Уголовный кодекс Литовской Республики. URL: http://www ргато^шЦЬ.огё>Ьоо^7794 pfde4.htme/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.