Научная статья на тему 'Принудительные меры медицинского характера: законодательная техника'

Принудительные меры медицинского характера: законодательная техника Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3966
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситникова Александра Ивановна

Посвящена проблемам законодательной техники в уголовном праве. Предпринята попытка исследовать правила конструирования института принудительных мер медицинского характера и разработан авторский проект соответствующего института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принудительные меры медицинского характера: законодательная техника»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 135-147. © А.И. Ситникова, 2008

УДК 340.131:342.2

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

А.И. СИТНИКОВА

Посвящена проблемам законодательной техники в уголовном праве. Предпринята попытка исследовать правила конструирования института принудительных мер медицинского характера и разработан авторский проект соответствующего института.

В юридической литературе структура института принудительных мер медицинского характера либо вообще не приводится [1], либо рассматривается фрагментарно [2], либо дается её краткое описание [3]. Объяснить «холодное» отношение ученых к этому институту можно громоздкостью и тяжеловест-ностью конструкций как самого института, так и норм, его формирующих.

Нормы, регулирующие принудительное лечение лиц с психическим расстройством, совершивших общественно опасные деяния, входят в раздел VI «Иные меры уголовноправового характера» и образуют гл. 15 «Принудительные меры медицинского характера». Эта глава включает в себя восемь статей: основания применения принудительных мер медицинского характера (ст. 97 УК), цели применения принудительных мер медицинского характера (ст. 99 УК), амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст. 100 УК), принудительное лечение в психиатрическом стационаре (ст. 101 УК), продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК), зачет времени применения принудительных мер медицинского характера (ст. 103 УК), принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания (ст. 104 УК).

Несмотря на обилие статей, образующих гл. 15 УК РФ, законодательное определение понятия принудительных мер медицинского характера в Кодексе отсутствует. Доктринальные определения принудительных мер медицинского характера достаточно сложны и громоздки, поскольку авторы пы-

таются включить в дефиницию основания, цели и другие характеристики принудительных мер [4]. Заслуживает поддержки более краткое определение понятия принудительных мер медицинского характера, данное в последних работах профессора Г.В. Назаренко [5].

Следует отметить, что отсутствие правовой дефиниции не соответствует правилам юридической техники конструирования сложных институтов. Для приведения в соответствие нормативных предписаний гл. 15 УК РФ правилам конструирования уголовноправовых институтов необходимо разработать законодательное определение понятия «принудительные меры медицинского характера». Это позволит, во-первых, устранить громоздкость последующих нормативных предписаний; во-вторых, изложить материал более эффективно, экономно и упорядоченно; в-третьих, повысить социальную ценность уголовно-правовых норм, регулирующих применение принудительного лечения в отношении особой категории лиц.

Конструкция ст. 97 УК РФ «Основания применения принудительных мер медицинского характера» включает четыре части. В первой части дан перечень лиц, совершивших общественно опасные деяния, которым суд может назначить принудительное лечение. Во второй - предусмотрено основание применения принудительных мер в отношении указанных в ч. 1 лиц. В третьей - регламентирован порядок исполнения принудительных мер. В четвертой - сформулировано положение о возможности неприменения принудительных мер в отношении лиц, не

представляющих общественной опасности, и назначения лечения этим лицам в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

В учебной и научной литературе ведется активная дискуссия только об основании применения принудительных мер медицинского характера. Представители одного направления считают, что основанием для применения таковых мер является совершение общественно опасного или противоправного деяния лицами, указанными в законе [6]. Другие авторы в качестве основания рассматривают необходимость лиц, совершивших общественно опасные деяния [7]. Сторонники третьего направления выделяют три вида оснований: 1) совершение лицом общественно опасного деяния; 2) наличие психического расстройства; 3) необходимость лечения такого лица [8]. В соответствии с четвертой точкой зрения, законодатель выделяет три основания применения принудительных мер медицинского характера: 1) возможность назначения принудительных мер лицу, совершившему общественно опасное деяние; 2) наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, психического расстройства; 3) возможность причинения этим лицом существенного вреда либо опасность лица для себя или других лиц [9]. Пятое научное направление придерживается иной точки зрения, согласно которой законодатель дифференцирует основание назначения принудительных мер и условия их применения. В качестве основания выделяют общественную опасность лица, страдающего психическим расстройством, а условиями признают совершение лицом общественно опасного деяния и наличие у него психического расстройства [10]. Представители нового научного направления признают в качестве единственного основания применения принудительных мер медицинского характера общественную опасность психически больного лица, совершившего уголовно-противоправное деяние [11]. Мы полагаем, что в качестве единственного основания применения принудительных мер медицинского характера законодатель обозначил психическое расстройство, связанное с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

В Уголовном кодексе РФ впервые закреплены цели применения принудительных мер медицинского характера. Законодатель к целям применения таких мер относит три направления деятельности медицинских учреждений и правоохранительных органов:

1) излечение невменяемых; лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления; ограниченно вменяемых лиц;

2) улучшение психического состояния этих категорий лиц; 3) предупреждение совершения указанными лицами новых деяний, предусмотренных УК РФ.

В современной литературе ведется полемика как относительно целей применения принудительного лечения, так и необходимости законодательного предписания в отношении превентивной цели. В частности, цели делят на медицинские и юридические [12], цели отождествляют с задачами применения принудительных мер медицинского характера [13], к целям относят исправление осужденных [14]. Включение в цели применения принудительных мер медицинского характера предупредительной цели вызывает критику как среди юристов [15], так и среди специалистов по судебной психиатрии [16]. В исследовании монографического уровня отмечено, что принудительные меры медицинского характера имеют двойную лечебно-предупредительную цель [17]. Следует согласиться с точкой зрения, в соответствии с которой наряду с медицинскими целями необходимо закрепление такой социально правовой цели как -предупреждение совершения общественно опасных и преступных деяний.

Обращает на себя внимание неудачное соединение в тексте закона медицинских и юридических целей. По нашему мнению, в нормативное предписание стоит внести некоторое уточнение: медицинские цели следует соединить с юридической целью не союзом «а также», а словосочетанием «тем самым». Такая замена позволит воплотить достигнутые медицинские цели (излечение или улучшение психического состояния) в исполнение последующей цели, которая заключается в охране общественной безопасности от опасных посягательств лиц, страдающих психическими расстройствами.

В связи с отсутствием в кодексе законодательной дефиниции принудительных мер

медицинского характера, громоздкостью конструкции и отсутствием соподчиненности и четких связей между частями ст. 97 УК РФ, неэффективным изложением ст. 98 УК РФ предлагает интегрировать понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера в одну статью и изложить её в следующей редакции под новым названием.

Статья 97. Понятие, основание и цели применения принудительных мер медицинского характера

1. Принудительные меры медицинского характера - это уголовно-правовые меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда, содержание которых заключается в принудительном лечении лиц, совершивших общественно опасные или преступные деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Основанием применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные преступные деяния, является психическое расстройство, связанное с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

3. Целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение или улучшение психического состояния лиц, совершивших общественно опасные или преступные деяния и страдающих психическим расстройством, и тем самым предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего кодекса.

Предложенная конструкция статьи состоит из трех частей: в первой части дается дефиниция принудительных мер медицинского характера, во второй - указывается основание применения принудительных мер, в третьей - излагаются цели принудительного лечения. Данная конструкция статьи позволит: во-первых, устранить из одной статьи разнородные по своему содержанию нормы (норму о лицах, в отношении которых суд может назначить принудительное лечение, и норму о порядке исполнения принудительных мер); во-вторых, создать компактную статью, части которой соответствует названию статьи; в-третьих, установить влияние

медицинских целей на превентивную цель; в-четвертых, достичь содержательного единства статьи; в-пятых, изложить нормативный материал более эффективно.

Субъектами принудительного лечения в соответствии с законом (ч. 1 ст. 97 УК РФ) являются три категории лиц:

1) лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;

2) лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

3) лица, совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Введение законодателем перечня субъектов принудительного лечения в статью об основаниях применения принудительных мер медицинского характера является неоправданным, поскольку данная часть статьи не соответствует общему названию статьи, усложняет законодательный текст и ослабляет взаимообусловленность нормативных предписаний, сформулированных в ст. 97 УК РФ.

Четвертая часть данной статьи предусматривает особый порядок решения вопросов, связанных с лечением и социальным уходом лиц, не представляющих опасности по своему психическому состоянию. Такими субъектами являются невменяемые, лица, заболевшие психическим расстройством после совершения преступления, и ограниченно вменяемые лица. Данная норма исключает применение принудительных мер к лицам, совершившим общественно опасные или преступные деяния, но не представляющим опасности для себя или других в силу своей беспомощности. В соответствии с законом суд направляет материалы в медицинские учреждения для лечения этих лиц в психоневрологических стационарах. Эта мера по своему характеру является социально-правовой, поскольку обеспечивает лечение лиц, у которых психическое расстройство является тяжелым и обусловливает беспомощность.

В юридической литературе данная норма не комментируется и не высказывается предположений по её применению. Исключением является современное исследование, посвященное основам регулятивного воздействия на социально опасных лиц [18].

Следует отметить необоснованность распространения нормы, исключающей применение принудительного лечения, в отношении ограниченно вменяемых лиц. Для лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, характерна сниженная способность действовать осознанно во время совершения преступления. В силу опасности для себя и других лиц ограниченно вменяемые подвергаются изоляции от общества посредством помещения их в исправительные и специальные медицинские учреждения, поскольку наряду с принудительным лечением к ним применяется наказание. Отнесение ограниченно вменяемых к фигурантам, указанным в ч. 4 ст. 97 УК РФ не представляющим по своему психическому состоянию опасности, противоречит принципу наказуемости таких лиц.

Руководствуясь правилами законодательной техники, а именно стремлением отразить взаимосвязи и взаимозависимости между нормами указанной статьи, мы предлагаем перечень субъектов, в отношении которых возможно применение принудительного лечения, выделить в отдельную статью и представить её тремя частями. В первой части указать категории лиц, которым суд вправе назначить принудительное лечение; во второй части сформулировать норму-исключение в отношении беспомощных лиц, которым может быть назначено лечение в соответствии с законодательством РФ о здравоохранении; в третьей части указать категории лиц, нуждающихся в лечении в психоневрологических стационарах. Новая редакция статьи может быть представлена в следующем виде.

Статья 98. Субъекты принудительного лечения

1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

2. В отношении беспомощных лиц, не представляющих опасности по своему психическому состоянию и совершивших общественно опасные или преступные деяния, суд может решить вопрос о лечении этих лиц в психоневрологических учреждениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

3. Принудительное лечение в психоневрологическом стационаре может быть назначено судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания в силу их беспомощности.

Предложенный вариант новой статьи дает возможность исключить неблагоприятные последствия помещения социально опасных лиц (в данном случае ограниченно вменяемых) в лечебные учреждения, где осуществляется уход и лечение социально безопасных лиц. Дифференцированный подход к лицам, представляющим и не представляющим опасности по своему психическому состоянию, повысит социальную ценность уголовно-правовых норм, регулирующих принудительное лечение в отношении социально опасных лиц и психоневрологическое лечение лиц, психический статус которых не вызывает опасений.

В институт принудительных мер медицинского характера включена ст. 99 под названием «Виды принудительных мер медицинского характера». К видам принудительного лечения закон (ч. 1 ст. 99 УК РФ) относит:

1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного наблюдения с интенсивным наблюдением.

В комментариях, учебной и научной литературе высказывается мнение, что принудительное лечение в стационарах с различным режимом наблюдения определяет вид прину-

дительного лечения. Однако анализ ч. 1 ст. 99 УК РФ позволяет сделать вывод, что видами принудительного лечения являются амбулаторное и стационарное лечение. Фактически в этой части статьи речь идет о типах лечебных учреждений, дифференцированных в зависимости от режима наблюдения.

Часть вторая данной статьи предписывает суду наряду с наказанием назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Прежняя редакция нормы относилась к алкоголикам и наркоманам, совершившим преступления в состоянии вменяемости, и лицам с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. В новой редакции такие фигуранты как алкоголики и наркоманы исключены, так как к ним в соответствии с нормами УИК РФ применяется обязательное, а не принудительное лечение. В результате в новой редакции возникло терминологическое нагромождение: «лица, осужденные за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающиеся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости...». Поскольку первая часть этого предписания «лица, осужденные за преступления, совершенные в состоянии вменяемости.» ранее относилась к алкоголикам и наркоманам, эта часть должна быть исключена из текса ч. 2 ст. 99 УК РФ.

В соответствии с высказанными предложениями ст. 99 УК РФ может быть представлена в следующем виде.

Статья 99. Виды принудительного лечения и типы стационаров, осуществляющих принудительные меры медицинского характера

1. Видами принудительных мер медицинского характера являются амбулаторное и стационарное лечение, назначаемое по приговору суда.

2. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляется по месту жительства в органах здравоохранения или в исправительных учреждениях по месту отбывания наказания.

3. Принудительные меры медицинского характера осуществляются в психиатрических стационарах:

а) общего типа со стационарным наблюдением;

б) специализированного типа с постоянным наблюдением;

в) специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Конструкция предлагаемой статьи состоит из трех частей. В первой части указаны виды принудительных мер медицинского характера. Во второй - определены разновидности амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра, соединенные с наказанием, связанным и несвязанным с лишением свободы. В третьей представлены типы психиатрических стационаров, критерием дифференциации которых является режим наблюдения за лицами, нуждающимися в принудительном стационарном лечении. Компактность данной новеллы достигнута за счет краткости и экономии в изложении нормативного материала. Содержание всех частей статьи соответствует её названию, видна связь между частями статьи и тем самым достигнуто законодательное единство статьи.

В рамках института принудительных мер медицинского характера в отдельную статью законодатель выделил амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. В тексте закона (ст. 100 УК РФ) имеет место явное противоречие между видом принудительного лечения - амбулаторным принудительным наблюдением и лечением у психиатра - и указанием оснований применений принудительных мер медицинского характера, предусмотренных ст. 97 УК РФ. Статья 97 УК РФ предписывает назначать принудительные меры медицинского характера только в случаях, когда психически больные лица могут причинить существенный вред либо опасны для себя или других лиц. Амбулаторное лечение, в отличие от стационарного, возможно только в отношении лиц, которые представляют невысокую общественную опасность либо не представляют опасности для окружающих. По мнению специалистов, амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра направлено на сокращение числа лиц, подвергаемых принудительному стационарному лечению, сохранение их социальной адаптации во время проведения амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра [19]. Следует отметить, что в ч. 2 ст. 97 УК РФ законодатель поместил норму, регламентирующую амбулаторное

принудительное лечение у психиатра лиц, нуждающихся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости. Законодательная техника конструирования уголовно-правовых норм требует обеспечения юридического единства в рамках статьи. В этой связи нам представляется более обоснованным расположить норму об амбулаторном наблюдении и лечении у психиатра лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, в ст. 100 УК РФ, так как смысловое содержание статьи должно отразить веление законодателя и не повторять его в других нормах. С учетом сказанного предлагаем редакцию ст. 100 УК РФ следующего содержания.

Статья 100. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра

1. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено судом вменяемым и невменяемым лицам, не требующим помещения в психиатрический стационар.

2. Критерием назначения амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра является психическое состояние лица, связанное с возможностью причинения существенного вреда, но не представляющего опасности для себя и для других лиц.

3. Лицам, имеющим психические расстройства, не исключающие вменяемости, суд, наряду с наказанием, может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра.

Проектируемая статья состоит из трех частей. В первой части указаны лица, которым может быть назначен данный вид принудительного лечения. Во второй - сформулировано основание назначения амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Критерием назначения амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра является возможность совершения преступлений, которые не связаны с посягательством на личность. Отсюда следует указание на возможность причинения существенного вреда и отсутствие опасности для себя и для других лиц.

В третьей части дано предписание суду, наряду с наказанием, назначать принудительное амбулаторное лечение и наблюдение у

психиатра лицам, нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости. Новый вариант статьи обеспечивает внутреннее единство частей и их взаимообусловленность, что позволит единообразно толковать и применять данную статью.

В ст. 101 УК РФ законодатель выделил критерии выбора типа психиатрического стационара лицам, нуждающимся в стационарном лечении. В ч. 1. ст. 101 УК РФ указаны четыре вида деятельности, которые могут быть осуществлены в психиатрическом стационаре: лечение, уход, содержание и наблюдение. Анализ законодательных предписаний, изложенных в ч. 2, 3 и 4 ст. 101 УК РФ, позволяет сделать некоторые выводы:

1. Общими конструктивными элементами трех частей являются: во-первых, указание на конкретный тип психиатрического стационара; во-вторых, выделение фигуранта, к которому применяется принудительное стационарное лечение, - лицо с психическим расстройством.

2. Специфическими элементами выступают:

- в ч. 2 ст. 101 УК РФ, во-первых, условия осуществления принудительного лечения в психиатрическом стационаре - лечение и наблюдение; во-вторых, конструктивный элемент, исключающий интенсивность наблюдения;

- в ч. 3 ст. 101 УК РФ выделен единственный конструктивный элемент - предписание, обязывающее обеспечивать «постоянное наблюдение» за лицом;

- в ч. 4 ст. 101 УК РФ указан, во-первых, элемент, характеризующий особую опасность лица для себя или других лиц; во-вторых, элемент, обязывающий обеспечить «постоянное интенсивное наблюдение».

Представляется необходимым высказать критические замечания, касающиеся оформления текста статьи:

1. В анализируемых частях статьи отсутствует системно-структурный подход при конструировании норм, обеспечивающий выбор того или иного психиатрического стационара. Между тем использование такого подхода дает возможность конструировать нормы с помощью единообразных критериев.

2. Вопреки логическим правилам законодательной техники нарушена последователь-

ность изложения критериев и согласованность между конструктивными элементами нормативного текста. Так, в ч. 2 указаны только условия осуществления принудительного лечения; в ч. 3 отмечается необходимость обеспечения постоянного наблюдения; в ч. 4 указана степень опасности лица и необходимость осуществления в отношении этого лица постоянного интенсивного наблюдения. Между элементами «постоянное наблюдение», «постоянное интенсивное наблюдение», «особая опасность лица» отсутствует взаимосвязь и взаимообусловленность. В юридической литературе высказаны справедливые критические замечания в отношении полноты и противоречивости ст. 101 УК РФ [20].

3. При составлении ст. 101 УК РФ в полной мере не использованы требования единообразия, предъявляемые к составлению качественных законов. Уголовно-правовая статья является единообразной, если в ней содержатся четко выраженные признаки, позволяющие на их основе формировать нормативные предписания, включенные в конкретную статью.

С целью повышения эффективности и приведения в соответствии с требованиями законодательной техники предлагается изложить ст. 101 УК РФ следующего содержания.

Статья 101. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре

1. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено судом лицам, психическое расстройство которых требует лечения, ухода, содержания и наблюдения.

2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа со стационарным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию не представляет опасности для себя или других лиц, но нуждается в стационарном лечении и наблюдении.

3. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с постоянным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет опасность для себя или других лиц и требует постоянного наблюдения.

4. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа

с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или для других лиц и требует постоянного интенсивного наблюдения.

С учетом логики построения нормативного текста и применения системно-структурного подхода при конструировании частей ст. 101 УК РФ использованы следующие критерии:

1. Функциональный критерий, характеризующий степень опасности психического расстройства. При помещении лица в стационар общего типа со стационарным наблюдением этот критерий выражен как «психическое состояние, не представляющее опасности для себя или других лиц»; при помещении в специализированный стационар с постоянным наблюдением - как «психическое состояние, представляющее опасность для себя или других лиц»; при помещении в специализированный стационар с интенсивным наблюдением - как «психическое состояние, которое представляет особую опасность для себя или других лиц».

2. Предметно-стационарный критерий, характеризующий режим наблюдения. В стационаре общего типа этот признак указывает на необходимость в «стационарном наблюдении», в психиатрических стационарах специализированного типа - на «постоянное наблюдение» и «постоянное интенсивное наблюдение».

Продление, изменение и прекращение принудительного лечения нормативно закреплено в ст. 102 УК РФ. Данная статья состоит из четырех частей. В ч. 1 статьи сформулирована норма о судебном контроле за реализацией принудительного лечения. Во второй части даны предписания о сроках освидетельствования лиц, о механизме продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера, об инициаторах изменения или прекращения принудительного лечения. Нормативное предписание ч. 3 ст. 102 УК РФ закрепляет правило прекращения применения либо изменение принудительной меры. В четвертой части даны положения, позволяющие суду в случае прекращения применения принудительной меры в психиатрическом стационаре назначить лицу амбулаторное принудительное на-

блюдение и лечение у психиатра в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

Необходимо отметить терминологические и смысловые неточности, допущенные при конструировании ст. 102 УК РФ:

- во-первых, указанные в статье действия

- продление, изменение и прекращение - законодатель отнес к принудительным мерам, в то время как по смыслу закона имеются в виду: продление срока принудительного лечения, изменение вида принудительного лечения, прекращение принудительного лечения;

- во-вторых, из буквального толкования текста следует, что принудительное лечение осуществляет суд, а не медицинские учреждения. Однако по смыслу закона суд применяет данную статью, а медицинские учреждения исполняют решение суда о продлении срока, изменении вида или прекращении принудительного лечения.

Кроме того, при изложении нормативного материала имеет место воспроизведение норм закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании. В частности, в разделе IV закона содержатся статьи, регулирующие психиатрическое освидетельствование, где указаны лица, инициирующие освидетельствование нуждающихся лиц, а также сроки освидетельствования. Повторение и воспроизведение в уголовно-правовой статье норм закона о психиатрической помощи является нецелесообразным. Специалисты по нормотворчеству оценивают правовое предписание как обязательное к исполнению веление, и если оно ранее издано, то его следует неуклонно выполнять, а не повторять. Тем не менее Федеральный закон № 26 от 20 марта 2001 г. ввел очередное повторение из закона о психиатрической помощи в отношении фигурантов-инициаторов проведения психиатрического освидетельствования.

Результатом такой законотворческой деятельности явилось увеличение нормативного текста, усложнение связей и взаимообусловленностей между частями статьи, дублирование норм закона о психиатрической помощи в уголовно-правовых предписаниях.

Для устранения отмеченных терминологических и смысловых неточностей и приведения нормативного текст статьи в соответ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ствие с технико-юридическими правилами конструирования предлагаем следующий вариант рассматриваемой статьи.

Статья 102. Продление срока принудительного лечения, изменение вида принудительной меры и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

1. Продление срока принудительного лечения, изменение вида принудительной меры и прекращение применения принудительных мер медицинского характера назначается судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

2. Основанием изменения вида принудительного лечения является изменение психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении назначенной меры суд может изменить вид принудительного лечения как в сторону усиления режима наблюдения, так и в сторону его смягчения.

3. Основанием прекращения применения принудительных мер медицинского характера является психическое состояние лица, при котором лицо не представляет социальной опасности. В соответствии с заключением комиссии врачей-психиатров вправе заменить стационарное лечение на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

4. При отсутствии оснований для изменения вида принудительной меры или прекращения применения принудительных мер медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, предоставляет в суд заключение для продления срока принудительного лечения.

5. Первое освидетельствование для решения вопроса о продлении срока принудительного лечения, изменения вида принудительной меры или прекращения применения принудительных мер медицинского характера производится по истечении шести месяцев с момента начала лечения. Последующее продление принудительного лечения производится ежегодно.

6. Инициаторами освидетельствования являются лечащий врач, само лицо, которому назначены принудительных мер медицинского характера, его законные представители

или близкие родственники. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.

Новая редакция ст. 102 УК РФ состоит из шести частей. В первую часть проектируемой статьи включены судебные действия, обеспечивающие принудительное лечение, а также внесены терминологические уточнения. В ч. 2 статьи указано основание изменения вида принудительного лечения - психическое состояние лица, требующее изменение вида назначенной меры. Вторым конструктивным элементом этой части является указание на право суда изменить интенсивность режима наблюдения. В третьей части сформулировано основание прекращения применения принудительных мер медицинского характера, в качестве которого выступает отпадение опасности лица для себя или других лиц. В этой связи суду представляется право заменить стационарное лечение на амбулаторное. В ч. 4 новеллы изложено основание продления срока принудительного лечения. В пятой части обозначены сроки освидетельствования лиц при решении вопроса о продлении срока, изменении вида или прекращения применения принудительных мер медицинского характера. В шестой части представлены инициаторы освидетельствования и описан порядок подачи ходатайства об освидетельствовании лица, находящегося на принудительном лечении.

Правовая регламентация зачета времени применения принудительных мер медицинского характера закреплена в ст. 103 УК РФ. Зачет времени представляет собой включение в срок наказания времени пребывания в психиатрическом стационаре лицам, совершившим преступления в состоянии вменяемости, то есть на лиц, психическое расстройство у которых наступило после совершения преступления. Действующая редакция статьи содержит правило зачета при назначении или возобновления исполнения только одного вида наказания - лишения свободы и не регламентирует зачет времени применения принудительных мер при назначении или возобновлении исполнения других видов наказания.

В этой связи представляется целесообразным предложить новую редакцию статьи.

Статья 103. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера

1.Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера осуществляется в случае излечения лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или возобновление исполнения наказания.

2. Время, в течение которого применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре любого типа, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре: один день лишения свободы, ареста или содержания в дисциплинарной воинской части; два дня ограничения свободы; три дня исправительных работ или ограничения по военной службе; восемь часов обязательных работ.

Новая редакция статьи содержит две части: в первой указаны лица, при излечении которых возможен зачет времени применения принудительных мер; во второй части сформулировано правило зачета времени применения принудительных мер медицинского характера при назначении различных видов наказания или возобновлении их исполнения.

При конструировании данной статьи применялись следующие принципы изложения нормативного материала:

- во-первых, нормативное предписание изложено последовательно и завершено;

- во-вторых, исключены сложноподчиненные предложения;

- в-третьих, достигнута соподчинен-ность норм ст. 72 УК РФ и ст. 103 УК РФ.

В ст. 104 УК РФ регламентирована реализация принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания. Данная статья предусматривает комплекс мер принудительного воздействия, включающий в себя принудительное лечение в сочетании с наказанием. Статья состоит из четырех частей. В первой части предусмотрено применение принудительного лечения при осуждении лица к лишению свободы и иным видам наказания. Вторая часть закрепляет помещение осужденного при изменении его психического состояния в психиатрический стационар или иное лечебное учрежде-

ние. В третьей части сформулировано предписание о зачете времени пребывания в стационарах или иных лечебных учреждениях в срок отбывания наказания. В четвертой части содержится указание на порядок прекращения применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания.

В конструкции данной статьи можно отметить следующие неточности:

1) ориентирующая ссылка на ч. 2 ст. 99 УК РФ затрудняет применение ч. 1 ст. 104 УК РФ, поскольку в ч. 2 ст. 99 УК РФ в редакции Федерального закона № 162 от 8 декабря 2003 г. не исключено словосочетание «лица, осужденные за преступления, совершенные в состоянии вменяемости», ранее относившееся к алкоголикам и наркоманам;

2) в ч. 2 ст. 104 УК РФ отсутствует четкая регламентация последствий изменения психического состояния осужденного во время исполнения наказания;

3) в ч. 3 ст. 104 УК РФ не дифференцирован зачет времени применения принудительных мер медицинского характера, соединенный с исполнением наказания, в зависимости от вида назначенного наказания;

4) ч. 4 ст. 104 УК РФ регламентирует порядок прекращения применения принудительной меры, соединенной с исполнением наказания, что воспроизводит предписание

ч. 1 ст. 102 УК РФ;

5) в статье отсутствует регламентация принудительного лечения при отмене условного осуждения, а также замене наказания в силу злостного уклонения от обязательных исправительных работ и ограничения свободы.

Изложенные неточности можно устранить в новой редакции статьи.

Статья 104. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

1. Принудительные меры медицинского характера, назначенные лицам, имеющим психические расстройства, не исключающие вменяемости, исполняются по месту отбывания лишения свободы в специализированных лечебных учреждениях, а в отношении иных видов наказания - в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

2. При изменении психического состояния суд может избрать принудительную меру медицинского характера с учетом заболевания лица и степени общественной опасности совершенного деяния путём помещения в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение, в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

3. Время, в течении которого применялось принудительное стационарное или амбулаторное наблюдение или лечение, засчитывается в срок наказания в соответствии с

ч. 2 ст. 103 (в новой редакции).

4. Если в ходе применения принудительных мер медицинского характера лицо злостно уклонялось от исполнения назначенных видов наказания или условное осуждение отменено, суд принимает решение продолжить принудительное лечение в исправительном учреждении.

Таким образом, в данной статье с новых позиций рассмотрен институт принудительных мер медицинского характера, дана оценка текста нормативных предписаний с позиций требований законодательной техники и представлен авторский проект гл. 15 УК РФ «Принудительные меры медицинского характера».

Авторский проект главы 15 «Принудительные меры медицинского характера».

Статья 97. Понятие, основание и цели применения принудительных мер медицинского характера

1. Принудительные меры медицинского характера - это уголовно-правовые меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда, содержание которых заключается в принудительном лечении лиц, совершивших общественно опасные или преступные деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего кодекса.

2. Основанием применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные преступные деяния, является психическое расстройство, связанное с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

3. Целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение или улучшение психического состоя-

ния лиц, совершивших общественно опасные или преступные деяния и страдающих психическим расстройством, и тем самым предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 98. Субъекты принудительного лечения

1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

2. В отношении беспомощных лиц, не представляющих опасности по своему психическому состоянию и совершившим общественно опасные или преступные деяния, суд может решить вопрос о лечении этих лиц в психоневрологических учреждениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

3. Принудительное лечение в психоневрологическом стационаре может быть назначено судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания в силу их беспомощности.

Статья 99. Виды принудительного лечения и типы стационаров, осуществляющих принудительные меры медицинского характера

1. Видами принудительных мер медицинского характера являются амбулаторное и стационарное лечение, назначаемое по приговору суда.

2. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляется по месту жительства в органах здравоохранения или в исправительных учреждениях по месту отбывания наказания.

3. Принудительные меры медицинского характера осуществляются в психиатрических стационарах:

а) общего типа со стационарным наблюдением;

б) специализированного типа с постоянным наблюдением;

в) специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Статья 100. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра

1. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено судом вменяемым и невменяемым лицам, не требующим помещения в психиатрический стационар.

2. Критерием назначения амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра является психическое состояние лица, связанное с возможностью причинения существенного вреда, но не представляющего опасности для себя и для других лиц.

3. Лицам, имеющим психические расстройства, не исключающие вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра.

Статья 101. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре

1. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено судом лицам, психическое расстройство которых требует лечения, ухода, содержания и наблюдения в психиатрическом стационаре.

2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа со стационарным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию не представляет опасности для себя или других лиц, но нуждается в стационарном лечении и наблюдении.

3. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с постоянным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет опасность для себя или других лиц и требует постоянного наблюдения.

4. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть на-

значено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или для других лиц и требует постоянного интенсивного наблюдения.

Статья 102. Продление срока принудительного лечения, изменение вида принудительной меры и прекращение применения принудительных мер медицинского характера.

1. Продление срока принудительного лечения, изменение вида принудительной меры и прекращение применения принудительных мер медицинского характера назначается судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

2. Основанием изменения вида принудительного лечения является изменение психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении назначенной меры суд может изменить вид принудительного лечения как в сторону усиления режима наблюдения, так и в сторону его смягчения.

3. Основанием прекращения применения принудительных мер медицинского характера является психическое состояние лица, при котором лицо не представляет социальной опасности. В соответствии с заключением комиссии врачей-психиатров вправе заменить стационарное лечение на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

4. При отсутствии оснований для изменения вида принудительной меры или прекращения применения принудительных мер медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, предоставляет в суд заключение для продления срока принудительного лечения.

5. Первое освидетельствование для решения вопроса о продлении срока принудительного лечения, изменения вида принудительной меры или прекращения применения принудительных мер медицинского характера производится по истечении шести месяцев с момента начала лечения. Последующее продление принудительного лечения производится ежегодно.

6. Инициаторами освидетельствования являются лечащий врач, само лицо, которому

назначены принудительных мер медицинского характера, его законные представители или близкие родственники. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.

Статья 103. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера

1. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера осуществляется в случае излечения лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или возобновление исполнения наказания.

2. Время, в течение которого применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре любого типа, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре: один день лишения свободы, ареста или содержания в дисциплинарной воинской части; два дня ограничения свободы; три дня исправительных работ или ограничения по военной службе; восемь часов обязательных работ.

Статья 104. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

1. Принудительные меры медицинского характера, назначенные лицам, имеющим психические расстройства, не исключающие вменяемости, исполняются по месту отбывания лишения свободы в специализированных лечебных учреждениях, а в отношении иных видов наказания - в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

2. При изменении психического состояния суд может избрать принудительную меру медицинского характера с учетом заболевания лица и степени общественной опасности совершенного деяния путём помещения в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение, в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

3. Время, в течении которого применялось принудительное стационарное или амбулаторное наблюдение или лечение, засчитывается в срок наказания в соответствии с

ч. 2 ст. 103 (в новой редакции).

4. Если в ходе применения принудительных мер медицинского характера лицо злостно уклонялось от исполнения назначенных видов наказания или условное осуждение отменено, суд принимает решение продолжить принудительное лечение в исправительном учреждении.

1. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хе-гайт. - М., 2002. - С. 195-197.

2. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации. - М., 2005. - С. 203-210.

3. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера: учебное пособие. - М., 2003. - С. 35-37.

4. Колмаков П.А. Проблемы правового регулирования мер медицинского характера. - Сыктывкар, 2001. - С. 17.

5. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера: учебное пособие. - М.. 2003. - С. 35-41; Он же. Основы регулятивного воздействия на социально опасных лиц.

- Орел, 2007. - С. 32-35.

6. Афиногенов С.В. Принудительные меры медицинского характера // Уголовное право РФ. Часть Общая. - М., 1996. - С. 498.

7. Сверчков В. Принудительные меры медицинского характера // Законность. - 2000. - № 7.

- С. 31.

8. Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. - М., 1987. - С. 207; Коммента-

рий к Уголовному кодексу РФ / отв. ред. А.И. Бойко. - Ростов-н/Д, 1996. - С. 242; Иванов Н. Г. Принудительные меры медицинского характера // Уголовное право РФ: в 2 т. -Т. 1. Общая часть. - М., 2002. - С. 369.

9. Зелинская Н.А. Принудительные меры медицинского характера // Уголовное право РФ. Общая часть / под ред. А.И. Рарога. - М., 2001. - С. 492 и далее.

10. Сабитов Р.А. Принудительные меры медицинского характера // Комментарий к УК РФ / под ред. В.В. Мозякова. - М., 2002. - С. 168.

11. Назаренко Г.В. Указ. соч. -2003. - С. 49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / отв. ред. В.И. Радченко. - СПб., 2007. - С. 98.

13. Достовалов С. Цели применения принудительных мер медицинского характера // Законность. - 2000. - № 1. - С. 50.

14. Наумов А.В. Указ. раб. - С. 205.

15. Максимов С.В. Цели в уголовном праве (методические аспекты). - Ульяновск, 2002. -С. 124-126.

16. Шишков С.Н. О принудительном лечении осужденных с психическими аномалиями // Российская юстиция. - 1998. - № 1. - С. 49-50.

17. Назаренко Г.В. Указ. соч., 2007. - С. 112.

18. Назаренко Г.В. Указ. соч., 2007. - С. 204-215.

19. Назаренко Г.В. Указ. соч., 2007. - С. 76.

20. Щепельков В.Ф. Уголовный закон: преодоление противоречий и неполноты. - М., 2003. -С. 394-395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.