Научная статья на тему 'ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДОЛЖНИКОМ ПО АЛИМЕНТАМ, ПРИЗНАННЫМ БАНКРОТОМ ВО ВНЕСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ: ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДОЛЖНИКОМ ПО АЛИМЕНТАМ, ПРИЗНАННЫМ БАНКРОТОМ ВО ВНЕСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ: ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛИМЕНТЫ / ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО / КОНКУРСНАЯ МАССА / ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ДОЛЖНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гузаиров Адель Ильгизарович

Анализ алиментного законодательства указывает на его автономность от принудительного исполнения алиментных обязательств должником по алиментам при внесудебном банкротстве. Возможность принудительного исполнения алиментных обязательств определяется исключительно наличием конкурсной массы у должника, исходной или восстановленной в ходе судебной стадии внесудебного банкротства. В случае внесудебного банкротства на этапе МФЦ речи о контроле над финансовым или имущественным состоянием должника-банкрота не идет, так как: 1. Подразумевается, что у должника нет имущества и доходов. 2. Отсутствует возможность анализа сделок должника. Государство снимает с себя обязанность контролировать финансовое или имущественное состояние должника-банкрота. Если это и происходит, то только по личной инициативе субъекта алиментов. Уникальность задолженности по алиментам сводится к тому, что субъект нарушивший закон: 1. Избегает юридической ответственности. 2. В законе заложена теоретическая возможность того, что решение суда не будет исполнено никогда при жизни должника по алиментам и субъекта алиментов. 3. Несвоевременное получение алиментов может привести к нарушению физического (телесного и умственного) развития как ребенка, так и иных субъектов алиментов в кругу алиментного права. Разработанная шкала позволяет решать вопросы совершенствования законодательства и целенаправленно влиять на экономические и гуманитарные составляющие проблемы задолженности по алиментам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENFORCEMENT OF ALIMONY OBLIGATIONS BY A DEBTOR ON ALIMONY RECOGNIZED AS BANKRUPT OUT OF COURT: SCALE OF ASSESSMENT OF LEGISLATION

The analysis of the alimony legislation indicates its autonomy from the forced execution of alimony obligations by the alimony debtor in case of out-of-court bankruptcy. In the event of out-of-court bankruptcy at the MFC stage, there is opportunity of control over the financial or property condition of the bankrupt-debtor, since: 1. It is implied that the debtor is lacking of property and income. 2. There is no way to analyze the debtor's transactions. The state relieves itself of the obligation to control the financial or property condition of a bankrupt-debtor. If this happens, then only on the personal initiative of the subject of alimony. The uniqueness of alimony debt comes down to the fact that the subject who violated the law: 1. Avoids legal liability.2. The law contains the theoretical possibility that the court decision will never be executed during the lifetime of the alimony debtor and the alimony subject. 3. Untimely receipt of alimony can lead to a violation of the physical (somatic and mental) development of both the child and other subjects of alimony in the range of alimony law. The developed scale allows solving issues of improving legislation and purpose fully influencing the economic and humanitarian components of the problem of alimony arrears.

Текст научной работы на тему «ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДОЛЖНИКОМ ПО АЛИМЕНТАМ, ПРИЗНАННЫМ БАНКРОТОМ ВО ВНЕСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ: ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_268 УДК 34

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДОЛЖНИКОМ ПО АЛИМЕНТАМ, ПРИЗНАННЫМ БАНКРОТОМ ВО ВНЕСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ: ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Enforcement of alimony obligations by an alimony debtor declared bankrupt out of court: a scale for assessing of legislation

ГУЗАИРОВ Адель Ильгизарович,

аспирант кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета, арбитражный управляющий. 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: adel.guzairov@gmail.com;

Guzairov Adel,

postgraduate student of the Department of environmental, labor law and civil procedure

Kazan (Volga region) Federal University.

420008, Republic of Tatarstan, Kazan, Kremlevskaya str., 18.

E-mail: adel.guzairov@gmail.com

Краткая аннотация: Анализ алиментного законодательства указывает на его автономность от принудительного исполнения алиментных обязательств должником по алиментам при внесудебном банкротстве. Возможность принудительного исполнения алиментных обязательств определяется исключительно наличием конкурсной массы у должника, исходной или восстановленной в ходе судебной ^адии внесудебного банкротства. В случае внесудебного банкротства на этапе МФЦ речи о контроле над финансовым или имущественным состоянием должника-банкрота не идет, так как: 1. Подразумевается, что у должника нет имущества и доходов. 2. Отсутствует возможность анализа сделок должника. Государство снимает с себя обязанность контролировать финансовое или имущественное состояние должника-банкрота. Если это и происходит, то только по личной инициативе субъекта алиментов. Уникальность задолженности по алиментам сводится к тому, что субъект нарушивший закон: 1. Избегает юридической ответственности. 2. В законе заложена теоретическая возможность того, что решение суда не будет исполнено никогда при жизни должника по алиментам и субъекта алиментов. 3. Несвоевременное получение алиментов может привести к нарушению физического (телесного и умственного) развития как ребенка, так и иных субъектов алиментов в кругу алиментного права. Разработанная шкала позволяет решать вопросы совершенствования законодательства и целенаправленно влиять на экономические и гуманитарные составляющие проблемы задолженности по алиментам.

Abstract: The analysis of the alimony legislation indicates its autonomy from the forced execution of alimony obligations by the alimony debtor in case of out-of-court bankruptcy. In the event of out-of-court bankruptcy at the MFC stage, there is opportunity of control over the financial or property condition of the bankrupt-debtor, since: 1. It is implied that the debtor is lacking of property and income. 2. There is no way to analyze the debtor's transactions. The state relieves itself of the obligation to control the financial or property condition of a bankrupt-debtor. If this happens, then only on the personal initiative of the subject of alimony. The uniqueness of alimony debt comes down to the fact that the subject who violated the law: 1. Avoids legal liability.2. The law contains the theoretical possibility that the court decision will never be executed during the lifetime of the alimony debtor and the alimony subject. 3. Untimely receipt of alimony can lead to a violation of the physical (somatic and mental) development of both the child and other subjects of alimony in the range of alimony law. The developed scale allows solving issues of improving legislation and purpose fully influencing the economic and humanitarian components of the problem of alimony arrears.

Ключевые слова: алименты, внесудебное банкротство, конкурсная масса, шкала оценки законодательства, должник.

Keywords: alimony, out-of-court bankruptcy, bankruptcy estate, legislation assessment scale, debtor.

Для цитирования: Гузаиров А.И. Принудительное исполнение алиментных обязательств должником по алиментам, признанным банкротом во внесудебном порядке: шкала оценки законодательства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 268-275. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_268.

For citation: Guzairov A.I. Enforcement of alimony obligations by an alimony debtor declared bankrupt out of court: a scale for assessing of legislation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 268-275. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_268.

Статья поступила в редакцию: 13.07.2023

Введение

В семейном кодексе РФ дефиниции нет понятия «алиментное обязательство». Поэтому его разработкой занимается наука семейного права. Алименты представляют собой варианты денежного обеспечения субъекта судебного решения о выплате алиментов, что определено семейным кодексом, согласно которому физическое лицо обязано предоставлять содержание другого человека, а последний вправе его требовать.

Правовая природа алиментных обязательств до сих пор спорна. Одни ученые считают алименты своеобразной санкцией за ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию несовершеннолетних или нетрудоспособных членов семьи, другие полагают, что обязанное лицо действует в силу диспозитивности алиментных отношений. С нашей точки зрения, истоком природы алиментных обязательств является биологическая природа Homo sapiens в части стремления увеличения численности и защиты соплеменников. Степень реализации данной потребности исключительным образом зависит от экономического развития общества и производительности труда, в частности [1]. Законодательство по своей функции и определяет уже сами правовые нормы алиментного законодательства. Спецификой алиментного законодательства является то, что государство полностью регулирует взаимоотношения его субъектов, но не участвует финансово за исключением случаев потери кормильца (ст. 10 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; ст. 2, пп. 8 п. 1 ст. 4, п. 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Согласно принципу российского права диспозитивность предоставляет заинтересованным лицам право выбора определённого варианта поведения, направленного на возникновение, движение и прекращение общественных отношений. Содержание принципа диспозитивности

не определено ни в одном нормативно-правовом акте, поэтому по своей сути является доктринальным.

Вследствие этого в случае принудительного исполнения алиментных обязательств должника-банкрота по алиментам диспозитивность алиментных отношений теряет свою природу при судебном определении баланса интересов кредиторов должника-банкрота по алиментам и субъекта алиментов [2], даже при наличии заключенного соглашения об уплате алиментов заверенного нотариусом (ст. 106 СК РФ), но не закрепленного судебным решением.

Таким образом, целесообразность создания и развития алиментного права определяется экономической его составляющей: материальная стабильность субъекта общества есть гарантия поступательного развития общества в целом.

При взыскании алиментов с должника по алиментам, который заявляет о своей финансовой несостоятельности, руководствуются несколькими нормативно-правовыми актами. Процедура в данном случае регулируется: Семейным кодексом РФ [3], Федеральным законом «Об исполнительном производстве» [4], Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) [5]. Кроме того, правила банкротства закреплены в ряде постановлений Правительства Российской Федерации и иных государственных органов и трактуются судебной практикой, прежде всего, в решениях и постановлениях бывшего Высшего Арбитражного Суда, а в настоящее время - Верховного Суда. Закон о несостоятельности также включает режим банкротства, применимый к физическим лицам [6].

В соответствии с законодательством о банкротстве гражданина (физического лица) должника по алиментам определены: 1. Вид платежей, по которым уплата обязательна (денежные, алиментные платежи, обязательства по договору поручительства) (абз. 4 п. 2 ст. 4 закона № 127-ФЗ). 2. Условие обращения с заявлением о признании его банкротом (отсутствие имущества, подтвержденное судебными приставами, на которое может быть обращено взыскание) (п. 4 ч. 1 ст. 46 закона № 229-ФЗ). 3. Условие для внесудебного банкротства (ст. 223.2 закона № 127-ФЗ). 4. Последствия включения сведений о гражданине, в единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ст. 223.4 закона № 127-ФЗ). 5. Порядок распоряжения личными финансовыми средствами (ст. 223.2 - 223.7 закона № 127-ФЗ). 6. Определен срок, в течение которого гражданин, находящийся в процедуре банкротства обязан информировать МФЦ в части положительной (негативной) динамики его способности исполнить свои обязательства перед кредиторами (п. 1 ст. 223.5, п. 4 ст. 223.2 закона № 127-ФЗ). 7. Условия прекращения внесудебного банкротства и возврат на этап судебного банкротства (ст. 223.5 закона № 127-ФЗ). 8. Условия возникновения алиментных обязательств (п. 1 ст. 60, п. 1 ст. 80, п. 1 ст. 85, п. 1 ст. 87,ст. 89, ст 90, ст. 99, п. 8 ст. 169 СК РФ; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56). 9. Размер алиментных платежей (п. 1 ст. 81, п. 2 ст. 85, п. 1 ст. 100, п. 2 ст. 103 СК РФ). 10. Рассрочка платежа по алиментам (часть 1 статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статья 434 ГПК РФ, часть 1 статьи 358 КАС РФ, часть 1 статьи 324 АПК РФ). 11. Выплаты по долгам при отсутствии имущества (гл. 12 закона № 229-ФЗ). 12. Очередность погашения долгов по алиментам при банкротстве (п.2 ст. 213.27 закона № 127-ФЗ]. 13. Неустойка и Индексация задолженности по алиментам (ст. 115, ст. 117 СК РФ).14. Непосредственно процедура взыскания долга по алиментам (п. п. 1, 3 ст. 113 СК РФ; ст. 122 ГПК РФ; п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). 15. Административное наказание за долги по алиментам (ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ; п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6) 16. Уголовное наказание за долги по алиментам (ст. 76.2, ч. 1 ст. 157, п. п. 1, 3 Примечания к ст. 157 УК РФ; ч. 6 ст. 102 Закона № 229-ФЗ; п. п. 4, 5, 11, 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 39). 17. Условия прекращения алиментных обязательств (п. 1 ст. 120 СК РФ, п. 2 ст. 120 СК РФ).

В части принудительного исполнения алиментных обязательств должником по алиментам признанным банкротом во внесудебном порядке (далее по тексту ДБВП) в научной литературе доминируют публикации качественного описания законодательства и перечисление в различной редакции особенностей алиментных обязательств. Парадоксальным является то, что оригинальность подобных публикаций в части анализа на антиплагиат достигает 90%. Отсутствие количественной оценки законодательства не позволяет видеть его недостатков и вносить конструктивные предложения для его улучшения.

Целью настоящего исследования является создание шкалы оценки законодательства в части принудительного исполнения алиментных обязательств ДБВП.

Результаты и их обсуждение

С сентября 2020 года в России есть возможность добиться банкротства по упрощенной процедуре через МФЦ.

Имеет место рост дел о возбуждении процедур внесудебного банкротства граждан на 52,6% в 2022 году по сравнению с 2021, согласно 7118 сообщений многофункциональных центров (МФЦ). Возросло и соотношение начатые дела /число поданных заявлений на 11,2 % за тот же пери од [7].

Всего за период с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 многофункциональные центры (МФЦ) опубликовали 13577 сообщений о возбуждении процедур внесудебного банкротства граждан. При этом МФЦ вернули гражданам 13410 заявлений. В 2022 году МФЦ опубликовали сообщения о завершении 5303 процедур внесудебного банкротства [7], т.е.39% из возбужденных процедур внесудебного банкротства граждан.

Введение в юридическую практику таких понятий как «внесудебное банкротство» [8] и как следствие этого «принудительное исполнение алиментных обязательств должником-банкротом во внесудебном банкротстве» имело собой целью улучшить существующее алиментное законодательство в части исполнения алиментных обязательств. За прошедшие несколько лет ситуация не изменилась к лучшему. Сумма задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов с 2017 по 2022 год возросла с 130,7 млрд. руб. до 156 млрд. рублей. Проблема требует решения.

Необходимость принудительного исполнения алиментных обязательств возникает тогда, когда должник уклоняется от исполнения юридической ответственности, при отсутствии юридически обоснованных причин. Ключевым моментом несовершенства алиментного законода-

тельства в содержательной части процедуры принудительного исполнения алиментных обязательств ДБВП является то, что сохраняется понятие об осложнении спецификой и обстоятельствами, которые могут влиять на выработку правовой позиции. Выработка правовой позиции без учета всех имеющих значение факторов, на основании ограниченного объема информации может приводить к формированию ошибочных выводов и введению в заблуждение относительно прав, свобод и законных интересов лиц, являющихся субъектами рассматриваемых отношений.

С одной стороны это разумно, так как разнообразие жизненных ситуаций велико и имеется необходимость в генерации очередных постановлений Правительства Российской Федерации и иных государственных органов и трактовке судебной практики, прежде всего, в решениях и постановлениях Верховного Суда, с целью соблюдения интересов всех сторон, появляющихся при банкротстве должника по алиментам, который уклоняется от исполнения юридической ответственности. Однако накопленный опыт юридической практики показывает, что имеется как алгоритм конфликта интересов, так и стандартные способы юридического разрешения коллизий событий процедуры принудительного исполнения алиментных обязательств ДБВП.

Совокупность событий связанных с принудительным исполнением алиментных обязательств должником-банкротом для получателя алиментов сводятся к следующему:

1) Процедура банкротства (в зависимости от суммы долга) - судебная или внесудебная (долг менее 500 тысяч рублей).

2) Оспаривание (или признание правомерности) движения составляющей конкурсной массы (финансовой, имущественной, акций, нематериальных и иных активов) в сторону: кредитора, получателя алиментов, кредитора фиктивной задолженности (случай, когда физическое или юридическое лицо фиктивно нарастило кредиторскую задолженность для возможности иметь контроль над процедурой банкротства; вариант алгоритма выявления данного факта изложен в научной статье) [9].

3) Решение суда в части доли конкурсной массы, предназначенной для субъекта алиментов.

4) Общий срок, в течение которого можно признать сделку недействительной, составляет 3 года. Это означает, что финансовый управляющий или кредиторы могут оспорить сделку, проведенную в течение трех лет до начала процедуры банкротства.

В случае наступления события в период банкротства данное положение законодательства не вызывает сомнения, что подтверждается практикой правоприменения и выражается в различных вариантах принятия судебного решения.

Судебная практика по возврату в конкурсную массу активов, переданных 3 лицам (с кратким описанием сути практики): 1. Признание незаконным бездействие приставов по возвращению квартиры в конкурсную массу (дело № А40-259235/20-84-1729 Арбитражный суд г. Москвы). 2. Признание недействительным предварительного договора купли-продажи квартиры (Арбитражный суд города Севастополя, дело № А84-6668/21). 3. Признание недействительным договора купли-продажи квартиры в ходе процедуры банкротства (Арбитражный суд Московской области № А41-4447/21). 4. Несвоевременное размещение в ЕФРСБ сведений о своем назначении конкурсным управляющим, а также несвоевременное размещение в ЕФРСБ сведений о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления о признании сделки должника недействительной (Арбитражный суд Самарской области дело № А55-33402/2021) 5. Признание недействительным договора купли-продажи квартиры (Арбитражный суд Чувашской Республики дело № А79-6522/2016). 6. Признание договора купли-продажи квартиры (Арбитражный суд Нижегородской области, дело № А43-35206/2019). 7 Доказательства возмездности оспариваемой сделки отсутствуют (Арбитражный суд Поволжского округа дело № Ф06-20040/2022). 8. Требования кредиторов, которым могут быть противопоставлены раздел имущества, определение долей супругов (бывших супругов), удовлетворяются с учетом условий соглашения о разделе имущества, определения долей (Арбитражный суд г. Москвы, решение по делу № А40-251874/21-94-1750). 9. Несмотря на то, что исполнение обязательств существенно превышает стоимость полученного встречного исполнения обязательств, определенную с учетом условий и обстоятельств такого встречного исполнения обязательств (пункта 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве) не предоставлена возможность доказательства реальности заемных отношений и фактической передачи денежных средств (Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, дело № А20-3493/2020). 10. Бездействие арбитражного управляющего в не оспаривании подозрительных сделок должника по отчуждению транспортных средств; в не оспаривании подозрительных сделок по перечислению денежных средств в пользу третьих лиц; в нарушении сроков проведения инвентаризации имущества должника (десятый арбитражный апелляционный суд дело № 10АП-13288/2021).

В Статье 61.2. к числу подозрительных сделок должника причисляется и оговаривается в случае хозяйствующего элемента (юридическое лицо ИП) как срок события (1 год) так и сама доля уменьшения баланса активов должника на 20% и более и 10% кредитной организации. Относительно физического лица границы не определены.

Судебная практика по возврату в конкурсную массу активов переданных получателю алиментов (с кратким описанием сути практики): 1. Требование удовлетворено в части размера, превышающего одну четвертую часть ежемесячного заработка и (или) иного дохода должника, поскольку оспариваемая сделка совершена в преддверии банкротства должника, у которого имелись неисполненные обязательства перед кредиторами (Арбитражный суд Западно-Сибирского округа дело № А46-20725/2017; Верховный суд Российской Федерации определение № 307-ЭС21-14235). 2. Сумма явно превышает разумно достаточные потребности ребенка в материальном содержании (Арбитражный суд Уральского округа, постановление № Ф09-2148/21).

Здесь очевидны 2 неоднозначности: 1. В преддверии банкротства должника, у которого имелись «неисполненные обязательства перед кредиторами» должно быть растолковано: нарушен договор в части частичного графика исполнения обязательств перед кредиторами или не выплаты всей суммы долга в срок. Иначе говоря, необходимы количественные критерии. 2. В частности, когда субъект алиментов получил значительную сумму. В случае банкрота-должника по алиментам законодательство приступает к ее изъятию в пользу кредитора банкрота-физического

лица. В этом споре суды фактически игнорируют интересы ребенка должника или иного целевого субъекта алиментов, поставив их ниже интересов остальных кредиторов, и лишают его алиментов в полном объеме. Мотивацией судебного решения является «избыточность суммы алиментов». При этом, в какой именно части алименты признают завышенными законодательство не определяет, так как критерии чрезмерности довольно подвижны: суды учитывают индивидуальные потребности конкретного ребенка или иного целевого субъекта алиментов, размер доходов должника и величину прожиточного минимума в регионе, где живет ребенок.

Финансовый управляющий или кредитор имеет возможность признать недействительными сделки, совершенные после 1 сентября 2010 года (за период более 3-х лет) на основании общих норм Гражданского кодекса РФ (ст. 10 и ст. 168 ГК РФ). Сделки за 3-х летним периодом по общим нормам ГК РФ в процедурах банкротства физического лица оспариваются не часто и при условии, что: на момент совершения сделки должник знал о наличии долга и невозможности его оплатить; налицо злоупотребление правами со стороны должника (в короткий промежуток времени отчуждается всё ликвидное имущество, за счет которого долги перед кредиторами могли бы быть погашены). кредитор, или финансовый управляющий должен доказать, что сделка совершена с единственной целью - причинить вред кредиторам. Примером таких сделок являются: дарение, продажа по заниженной стоимости объекта собственности заинтересованному лицу (близкому родственнику) при наличии признаков неплатежеспособности (например, наличие просрочек по кредитам);

На практике, указанные общие нормы Гражданского кодекса применяются при банкротстве физических лиц, задолжавших десятки, сотни миллионов рублей.

Что касается периода 3-х лет до банкротства и тем более за рамками 3-х летнего периода, то здесь имеется сомнение в таком подходе если это касается физического лица. На примере государственных институтов (учреждений) можно показать, что даже они не способны давать точные прогнозы по экономическим, социальным и гуманитарным проблемам страны. Соответственно данное требование по отношению к физическому лицу является чрезмерным. Данное требование приемлемо если дарение, продажа имущества произошло исключительно в ходе процедуры банкротства или после вынесения решения суда о взыскании задолженности.

Множество жизненных ситуаций и тонкостей судебной практики, видимо, является тем препятствием, которое не позволяет создать алиментное законодательство однозначного толкования. Фактически возникает необходимость применения прецедентного права.

Определяя процедуру банкротства по упрощенной процедуре через МФЦ как внесудебное банкротство, следует четко оговорится, что оно не является полностью внесудебным. Гражданин, общий размер денежных обязательств которого составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, но только в случае если на дату подачи такого заявления в отношении него по этому денежному обязательству имеется оконченное на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство.

Судебная практика по подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ изобилует вариантами ^ кратким описанием сути практики):

В рамках закона (со стороны МФЦ) по возврату поданного заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ заявления: 1.1 На момент подачи заявления о внесудебном банкротстве, сведения о возбуждении исполнительных производств и их окончании отсутствуют (Решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-11385/2022).

С нарушением закона по возврату (со стороны МФЦ) поданного заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ заявления:2.1 Обязанность по введению в банк данных об исполнительном производстве возложена на Федеральную службу судебных приставов, между тем заявитель не может нести ответственность за сбои в работе банка данных в исполнительном производстве, размещенного на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети (Решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-32807/2022).

Иск со стороны кредитора о возврате поданного заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ: 3.1. Банк обратился с иском об аннулирования сообщения о возбуждении в отношении физического лица процедуры внесудебного банкротства, просит возвратить заявление физическому лицу о признании его банкротом во внесудебном порядке (Арбитражный суд Республики Тыва, решение по делу № А69-214/2023). 3.2 Коллекторское агентство (микрофинансовая компания, непубличное акционерное общество, акционерное общество) обратилось с иском о признании решения (действия) многофункционального центра по включению сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в отношении физического лица в Единый реестр сведений о банкротстве незаконным (Арбитражный суд Республики Татарстан решение по делу № А65-6695/2021, Арбитражный суд Пензенской области решение по делу № А49-71/2021, Арбитражный суд Новосибирской области решение по делу № А45-27556/2021, Арбитражный суд Нижегородской области решение по делу № А43-33228/2021).

Подчеркивание данного факта является очень важным для субъекта алиментов, так как чем сложнее и длительнее процесс тем позже он получит долг. Сравнительный анализ судебного и внесудебного банкротства представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ судебного и внесудебного банкротства.

Судебное банкротство регулируется Х главой ФЗ № 127-ФЗ. Внесудебное банкротство регулируется §5 ФЗ № 127-ФЗ.

Процессуальные особенности признания гражданина банкротом в судебном и во внесудебном порядке.

Инициатор банкротства. Кредитор, должник, уполномоченный орган. Должник.

Размер долга. От 500 тысяч руб. обязан, при меньшей сумме вправе. От 50 до 500 тысяч руб.

Наличие имущества и дохода. Не имеет значения, при этом при наличии имущества у получателя алиментов есть шанс на погашение части и полного долга по алиментам. Должны отсутствовать (подтверждается наличием решения ФССП закрыть исполнительное производство по ст.46 ч.1 п.4 - отсутствие имущества и доходов к взысканию).

Орган, в который подается заявление. Арбитражный суд региона постоянного проживания. МФЦ по месту жительства или по месту пребывания.

Участие финансового (арбитражного) управляющего для уведомления кредиторов и поиска имущества. Требуется. Не требуется, за наличием доходов и имущества у должника следят кредиторы и при обнаружении таковых процедура внесудебного банкротства прекращается.

Необходимость расходов и общая стоимость процедуры. Депозит арбитражному управляющему 25 тысяч, госпошлина, расходы на публикации, оплата юристам - суммарно от 150 тыс. и выше. Процедура бесплатна, оплата помощи юристов в составлении и подаче заявления, закрытии исполнительного производства и т.п. от 50 тыс. руб.

Цель процедуры (согласно закону). Соблюсти баланс интересов должника и кредитора. Освободить добросовестного должника от безнадежных долгов.

Иные варианты, кроме освобождения от долгов. Мировое соглашение Реструктуризация долга Завершение реализации имущества без освобождения от долгов (только при недобросовестности должника). Не предусмотрены.1

Длительность процедуры до списания долгов. От 6 месяцев. 6 месяцев.

Оспаривание сделок должника за период, предшествующий банкротству. Сделки в 3-х летний период рассматриваются и могут быть оспорены. Не рассматриваются.

Какие требования списываются. Списываются все долги на момент вынесения решения о признании банкротом, за исключением: о возмещении вреда жизни и здоровью; о выплате зарплаты и выходного пособия; о возмещении морального вреда; о взыскании алиментов возникших в период процедуры банкротства. Списываются долги указанные в заявлении, за исключением о возмещении вреда жизни и здоровью; о выплате зарплаты и выходного пособия; о возмещении морального вреда; о взыскании алиментов. возникших в период процедуры внесудебного банкротства.

Оспаривание в арбитражном суде. Финансовый анализ должника проводится финансовым управляющим, который анализирует все сделки должника и имеет право их оспорить применив нормы закона о банкротстве и ГК. Обжалование действий МФЦ при несогласии с началом или завершением процедуры происходит в общем порядке.

Последствия для должника. Последствия идентичны . Последствия идентичны Если гражданин перестал быть индивидуальным предпринимателем менее чем за один год до подачи заявления о внесудебном банкротстве, то в течение 5 лет после его завершения нельзя: 1. Регистрироваться в качестве ИП. 2. Осуществлять предпринимательскую деятельность и руководить юрлицом.

Особенности правового положения должника-банкрота, имеющего алиментные обязательства в части принудительного исполнения его алиментных обязательств: судебное и внесудебное банкротство. Если требования получателя алиментов включены в реестр требований кредиторов, при наличии имущества или доходов, подлежащих включению в конкурсную массу, долг по алиментам погашается в первую очередь. При реструктуризации определяется срок и размер погашения задолженности по алиментам. Во внесудебном банкротстве подразумевается, что у должника нет имущества и доходов.

Процессуальные особенности оспаривания алиментных обязательств должника-банкрота в судебном/внесудебном порядке. оспаривание в арбитражном суде. При судебном банкротстве финансовый управляющий оспаривает подозрительные сделки должника, в том числе соглашение об алиментах. Во внесудебном банкротстве отсутствует возможность анализа сделок должника.

Оспаривание перечня включения или исключения имущества, денежной массы, акций и иных материальных активов из конкурсной массы в хронологических рамках 3-х летнего периода до банкротства должника по алиментам в судебном/внесудебном порядке. При судебном банкротстве финансовый управляющий оспаривает подозрительные сделки должника, в том числе соглашение об алиментах. Во внесудебном банкротстве отсутствует возможность анализа сделок должника.

Примечание: В случае выявления недобросовестности должника процедура прекращается.

Всякое законодательство в части своего настоящего состояния имеет целью его совершенствования. Соответственно всякое изменение законодательства должно отталкиваться от того, что является его недостатком.

Для субъекта алиментов представляется важным не только сам факт принуждения должника-банкрота по алиментам к исполнению его обязательств, но и число составляющих этапов процесса принуждения, что определяет длительность процесса.

В таблице 2 представлены результаты анализа временных рамок, а также стоимости юридических услуг, связанных с этапами принятия и исполнения судебных решений, на основании законодательства РФ в части судебного и внесудебного банкротства, а также этапов судопроизводства в части алиментного законодательства.

Таблица 2

Взыскание платежа с должника по алиментам (число этапов/ длительность/ стоимость).

Внесудебное банкротство физического лица, процедуры (число этапов/длительность/стоимость). [8]

Банкротство физического лица, процедуры3. [6] (число этапов/ длительность/ стоимость).

1. Обращение взыскателя с иском о взыскании алиментов в суд. На протяжении 5 дней выдвигается решение судьи, связанные с принятием иска для осуществление судебных действий (п. 1 ст. 133 ГПК РФ) срок/стоимость - 5 дней/10 000 руб.

2. Разбирательство дела по существу в суде первой инстанции.

2.1 Разбирательство в мировом суде (при взыскании алиментов на содержание детей в долях от заработной платы):

2.2 Вынесение судебного приказа (п.1 ст. 126 ГПК РФ)/5 дней

2.3 А. Судебный приказ не отменен Производство по взысканию алиментов. (ст. 21, п.10, п.12 ст. 30 ФЗ РФ №229)/для детей до достижения ими 20 лет1, а по остальным алиментополучате-лям - в течение всего срока, на который присуждены алименты.

2.3 Приказ суда отменен, заявитель приходит в суд в исковом общем порядке (ст. 129 ГПК РФ).

2.4 Разбирательство в районном/городском/межрайонном суде (далее по тексту суда районного округа) (п.2 ст.154 ГПК РФ) По постановлению Пленума Верховного суда РФ № 13 от 26.06.2008 (п.2, п.6 ст.154 ГПК РФ; п.1)/в течении 2 месяцев/30 000 рублей.

2.5 Выдача судом исполнительного листа2 (ст.211, п.1 ст.428 ГПК РФ).

3. Обжалование решения, принятого судом (ст.321, ст.322, подп.2 п.1 ст.324 ГПК РФ)/1 месяц/10 000 рублей.

4. Производство в апелляционной инстанции (ст.327.2 ГПК РФ), а также (ст.329 ГПК РФ)/до 2-х месяцев/20 000 руб.

5. Кассационная жалоба в кассационный суд общей юрисдикции (п. 1 ст.376.1 ГПК РФ)/до 3-х месяцев/20 000 рублей.

6. Производство в кассационной инстанции (ст.379.4 ГПК РФ)/до 4-х месяцев/20 000 рублей.

7. Обжалование постановлений суда в порядке надзора (п. 2 ст. 391.2 ГПК РФ)/до 3 месяцев/20 000 руб.

8. Пересмотр судебных постановлений в судебной коллегии ВС РФ, которые вступили в законную силу (ст.390.8 ГПК РФ)/до 5 месяцев/20 000 рублей.

9. Производство исполнения судебных постановлений и постановлений других органов.

9.1 Временной период для подачи заявления в суд на пересмотр постановлений, в связи с новыми обстоятельствами дела (п.1, п.2 ст. 394 ГПК РФ)/до 6 месяцев/20 000 руб.

9.2 Указанные выше производства рассматриваются в судах, принявших

1. Обращение взыскателя с иском о взыскании алиментов в суд. На протяжении 5 дней выдвигается решение судьи, связанные с принятием иска для осуществление судебных действий (п. 1 ст. 133 ГПК РФ) срок/стоимость - 5 дней/10 000 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Разбирательство дела по существу в суде первой инстанции.

2.1 Разбирательство в мировом суде (при взыскании алиментов на содержание детей в долях от заработной платы):

2.2 Вынесение судебного приказа (п.1 ст. 126 ГПК

РФ)/5 дней

2.3 А. Судебный приказ не отменен Производство по взысканию алиментов. (ст. 21, п.10, п.12 ст. 30 ФЗ РФ №229)/для детей до достижения ими 20 лет4, по остальным алиментополучателям - в течение всего срока, на который присуждены алименты.

2.3 Приказ суда отменен, заявитель приходит в суд в исковом общем порядке (ст. 129 ГПК РФ).

2.4 Разбирательство в районном/городском/межрайонном суде (далее по тексту суда районного округа) (п.2 ст.154 ГПК РФ)

По постановлению Пленума Верховного суда РФ № 13 от 26.06.2008 (п.2, п.6 ст.154 ГПК РФ; п.1)/в течении 2 месяцев/30 000 рублей.

2.5 Выдача судом исполнительного листа (ст.211, п.1 ст.428 ГПК РФ).

3. Обжалование решения, принятого судом (ст.321, ст.322, подп.2 п.1 ст.324 ГПК РФ)/1 месяц/10 000 рублей.

4. Производство в апелляционной инстанции (ст.327.2 ГПК РФ), а также (ст.329 ГПК РФ)/до 2-х месяцев/20 000 руб.

5. Кассационная жалоба в кассационный суд общей юрисдикции (п. 1 ст.376.1 ГПК РФ)/до 3-х месяцев/20 000 рублей.

6. Производство в кассационной инстанции (ст.379.4 ГПК РФ)/до 4-х месяцев/20 000 рублей.

77. Обжалование постановлений суда в порядке надзора (п. 2 ст. 391.2 ГПК РФ)/до 3 месяцев/20 000 руб.

8. Пересмотр судебных постановлений в судебной коллегии ВС РФ, которые вступили в законную силу (ст.390.8 ГПК РФ)/до 5 месяцев/20 000 рублей.

9. Производство исполнения судебных постановлений и постановлений других органов.

9.1 Временной период для подачи заявления в суд на пересмотр постановлений, в связи с новыми обстоятельствами дела (п.1, п.2 ст. 394 ГПК РФ)/до 6 месяцев/20 000 руб.

9.2 Указанные выше производства рассматриваются в судах, принявших постановление (п. 1 ст. 379.2, п.1 ст. 379.4 ГПК РФ)/2 месяца

10. Исполнительное производство по взысканию алиментов (ч.10 ст. 30 ФЗ РФ №229, ст. 21 ФЗ РФ №229-ФЗ, ч.12 ст. 30 ФЗ РФ №229-ФЗ). Указанные выше производства рассматриваются/от 1 дня до полного исполнения судебного решения, либо смертью должника по алиментам.

11. Получение оконченного исполнительного производства в связи с тем, что у должника нет имущества, на которое можно обратить взыскание (п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229) срок/стоимость: не определено/20 000 руб.

12. Сбор документов на подачу заявления в МФЦ. 7 дней/50 000 руб.

_13. Рассмотрение заявления (п. 5 ст. 223.2 ФЗ РФ

1. Направление в ФНС, конкурсным кредиторам и в суд заявления о банкротстве. (п.4 ст. 7, п.3 ст.213.4 ФЗ №127). Принятие данного заявления судом (п.2 ст.42 ФЗ РФ №127) срок / стоимость - 5 дней/30 000 руб.

2. Определение суда о признании заявления о банкротстве обоснованным4 (п.5 ст.213.6 ФЗ РФ №127)/от 16 дней до 3 месяцев/10 000 руб.

3. Введение процедуры реструктуризации долгов (ст. 51, п. 2 ст. 213.14, п. 4 ст. 213.17 ФЗ РФ №127)/от 7 месяцев до 3 лет/30 000 руб.

4. Реализация имущества должника5 (п. 8 ст. 213.6, п.2 ст. 213.24 ФЗ РФ №127)/до 6 месяцев с возможностью продления, пока не завершатся все мероприятия/50 000 руб.

5. На несписанные долги, в том числе долги согласно п.4, п.5 ст. 213.28 ФЗ РФ № 127 Арбитражный суд выдает исполнительные листы. (ст. 319 АПК РФ)7/до 30 дней/10 000 руб.

6. Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (ст. 149 ФЗ РФ №127, ст. 223, ст. 267 АПК РФ)/от 1 дня до 6 месяцев/15 000 руб.

7. Кассационное обжалование (ст. 276, ст. 285 АПК РФ)/ от 2 до 8 месяцев/15 000 руб.

8. Пересмотр решения в порядке надзора в Верховном суде РФ (ст. 308.5 АПК РФ)/от 2 до 8 месяцев./15 000 руб.

9. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам - 3 месяца (ч. 1 ст. 312 АПК РФ)/от 1 дня до 6 месяцев/30 000 руб.

10. Производство по которые не

п.5 ст.

213.28 ФЗ РФ №127, п.10 ст. 30, ст. 21, п.12 ст. 30 ФЗ РФ №229)3. Указанные выше заявления рассматриваются/от 1 дня до полного исполнения судебного решения, либо смертью должника по алиментам.

Интегрально: 10 этапов/2250 дней с возможностью продления, пока не завершатся

взысканию долгов, были списаны3 (п.4,

постановление (п. 1 ст. 379.2, п.1 ст. 379.4 ГПК РФ)/2 месяца

10. Исполнительное производство по взысканию алиментов (ч.10 ст. 30 ФЗ РФ №229, ст. 21 ФЗ РФ №229-ФЗ, ч.12 ст. 30 ФЗ РФ №229-ФЗ). Указанные выше производства рассматриваются/от 1 дня до полного исполнения судебного решения, либо смертью должника по алиментам.

Интегрально: 10 этапов/до полного исполнения судебного решения, либо смерти должника по алиментам/от 170 000 рублей.

№127) и опубликование сведений в ЕФРСБ (Пункт 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" // СПС "КонсультантПлюс".) 3 дня/0 руб.

14. Завершение процедуры банкротства 180

дней/0 руб.

15. Обжалование решения о возврате/принятии заявления гражданина о признания его банкротом/завершении процедуры банкротства (п.2 ст. 223.5, п. 7 ст. 223.2 ФЗ РФ №127) Принятие данного заявления судом (п.2 ст.42 ФЗ РФ №127) 5 дней/30 000 руб.

16. Рассмотрение судом первой инстанции (п. 2 ст. 152 АПК). Переход на процедуру судебного банкротства должника. 180 дней/30 000 руб.

17. Апелляционное обжалование решения Арбитражного суда первой инстанции (ч. 1 ст. 259 АПК РФ) 30 дней/30 000 руб.

18. Кассационное обжалование (ст. 276, ст. 285 АПК РФ)/от 2 до 8 месяцев/50 000 руб.

19. Пересмотр решения в порядке надзора в Верховном суде РФ (ст. 308.5 АПК РФ)/от 2 до 8 месяцев/50 000 руб.

20. Подача заявления на пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам - 3 месяца (п. 1, п. 2 ст. 312 АПК РФ)/от 1 дня до 6 месяцев/50 000 руб.

Интегрально: 20 этапов/от 180 дней, до полного исполнения судебного решения, либо смерти должника по алиментам/от 480 000 рублей._

Примечание: 1 - в случае отсутствия задолженности по алиментам.2 - мировое соглашение. может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве. [ч.1 ст. 150 закона № 127-ФЗ]. 3 - в исполнительном производстве МФЦ в течение трех рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. По истечении шести месяцев со дня включения таких сведений в указанный реестр процедура внесудебного банкротства гражданина завершается (абз. 2 п. 5 ст. 223.2, п. 1 ст. 223.6 Закона № 127-ФЗ). 4 - у должника есть возможность заключить мировое соглашение, которое утверждается судом и является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (п. п. 1, 4 ст. 213.31 Закона № 127-ФЗ). мировое соглашение. может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве. (ч.1 ст. 150 закона № 127-ФЗ). 5- по ходатайству должника может быть введена, минуя процедуру реструктуризации долгов). с возможностью продления.

Изложенные факты и положения закона о принудительном исполнении алиментных обязательств ДБВП позволили сформировать шкалу оценки данного законодательства.

Шкала законодательства о банкротстве физического лица во внесудебном порядке (через МФЦ) оценивается по 10 бальной системе (качество законодательства / целевой экономический эффект для банкрота / целевой экономический эффект для кредитора на текущи й момент) и составляет 10/4/6. Данная шкала отражает состояние судебных дел и эффективность исполнительного производства на сегодня. На сегодня доля завершенных процедур внесудебного банкротства составляет около 40 %, соответственно в 60% случаев кредиторы должника не имеют возможности получить причитающуюся им сумму.

Предложенная шкала законодательства о банкротстве физического лица во внесудебном порядке в части целевой экономический эффект для банкрота / целевой экономический эффект для кредитора на текущий момент является динамичной, так как данные показатели являются функцией ряда параметров: целевой экономический эффект для ДБВП /целевой экономический эффект для получателя алиментов = + (валовый региональный продукт, средняя зарплата по региону, доля банкротств хозяйствующих субъектов, доля банкротств физических лиц,, доля должников и должников- банкротов физических лиц по алиментам, портрет должника по алиментам и др.). Соответственно создание государственной статистической отчетности по подобным независимым переменным позволит проводить математически многофакторный анализ и решать вопросы совершенствования законодательства и целенаправленно влиять на экономические составляющие проблемы задолженности по соответствующим алиментам.

Заключение:

1. Анализ алиментного законодательства в целом и таблиц 1 и 2 указывает на автономность принудительного исполнения алиментных обязательств должником-банкротом при внесудебном банкротстве. Возможность принудительного исполнения алиментных обязательств определяется исключительно наличием конкурсной массы у должника, исходной или восстановленной в ходе судебного этапа внесудебного банкротства. В случае внесудебного банкротства на этапе МФЦ речи о контроле над финансовым или имущественным состоянием банкрота-должника не идет, так как: 1. Подразумевается, что у должника нет имущества и доходов. 2. Отсутствует возможность анализа сделок должника. Государство снимает с себя обязанность контролировать финансовое или имущественное состояние должника-банкрота. Если это и происходит, то только по личной инициативе субъекта алиментов.

Формально принятие закона № 127-ФЗ не принесло никаких изменений в части видов и стадий принуждения должника алиментов к исполнению юридической ответственности, будь то он должник по алиментам или должник по алиментам еще и банкрот: ст. 211, ч. 1 ст. 428 ГПК

РФ, ч.10 ст. 30 ФЗ РФ №229, ч.12 ст. 30 ФЗ РФ №229, ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. ч. 2, 4 ст. 67.1 ФЗ РФ № 229, ст. 67 ФЗ РФ № 229, ст. 65 ФЗ РФ № 229, п. 14 ч. 1 ст. 27.2, п. 10 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ. Иные меры воздействия на должника, не через ФССП ст. 42 ГК РФ.

Ежегодно десятки тысяч неплательщиков алиментов попадают под статью 157 УК РФ даже с учетом предыдущих норм. 47 тысяч человек было осуждено в 2019 году за данное правонарушение, 38 тысяч человек в 2020 году, 47 тысяч человек в 2021 году и 49 тысяч человек в 2022 году. При этом данная статья УК РФ не имеет шкалы ответственности. Под этим понимается как срок наказания, так и ежемесячная сумма отчислений в счет погашения долга по алиментам, которые должны зависеть от суммы задолженности. На сегодня сумма задолженности по алиментам в отдельных случаях достигает 1 млн. рублей, а после индексации задолженности по алиментам и взыскания неустойки (п. 2 ст. 115 и ст. 117 СК РФ) может достигать несколько миллионов рублей.

2. Наличие 10 этапов процессуального законодательства по алиментам и 20 этапов в случае внесудебного банкротства должника по алиментам предполагает ряд проблем для субъекта алиментов: 1. Расход на оплату юридических услуг- потенциальный субъект алиментов должен потратить от 170 000 рублей (Таблица2). Данный факт только усугубляет финансовое положение получателя алиментов. 2. Длительность внесудебного банкротства должника по алиментам составляет 180 дней, а в части законодательства по алиментам исполнение решения суда не имеет срока вообще.

3. Уникальность задолженности по алиментам сводится к тому, что субъект нарушивший закон: 1. Избегает юридической ответственности. 2. В законе заложена теоретическая возможность того, что решение суда не будет исполнено никогда при жизни должника по алиментам и субъекта алиментов. 3. Несвоевременное получение алиментов может привести к нарушению физического (телесного и умственного) развития как ребенка, так и иных субъектов алиментов в кругу алиментного права.

4. Разработанная шкала позволяет решать вопросы совершенствования законодательства и целенаправленно влиять на экономические и гуманитарные составляющие проблемы задолженности по алиментам.

Решение проблемы субъекта алиментов в части принудительного исполнения алиментных обязательств ДБВП выходит за рамки данной публикации и является предметом будущих исследований

Библиогра фия:

1. Гузаиров А.И., Байкеев Р.Ф. Эволюция алиментного законодательства в РФ: аналитическое представление // Журнал «Вопросы российского и международного права» Том 12, № 8А, 2022. С. 202-214.

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» // СПС «Консультант Плюс».

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-Ф3 // СПС «Консультант Плюс».

4. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СПС «Консультант Плюс».

5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022, с изм. от 31.05.2023) // Парламентская газета. 2002. 2 ноября. № 209 - 210; Российская газета. 2002. 2 ноября. № 209 - 210 // СПС "КонсультантПлюс".

6. Глава X Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".

7. Банкротства в России: итоги 2022 года. Статистический релиз Федресурса [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dow№load.fedresurs.ш/N^ews/Банкротства%20статрелиз%202022.pdf, свободный. - (дата обращения 23.01.2023).

8. Параграф 5 глава X Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".

9. Ткачев А.А. Верификация кредиторской задолженности в процедурах банкротства // Вестник арбитражной практики. 2021. № 6. С. 12 - 21.

References:

1. Guzairov A.I., Baykeev R.F. The evolution of alimony legislation in the Russian Federation: an analytical presentation // Journal "Issues of Russian and International LaW Volume 12, No. 8A, 2022. pp. 202-214.

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 26, 2017 No. 56 "On the application of legislation by courts when considering cases, related to the recovery of alimony" // SPS "Consultant Plus".

3. The Family Code of the Russian Federation dated 29.12.1995 No. 223-FZ // SPS "Consultant Plus".

4. Federal Law No. 229-FZ of October 2, 2007 "On Enforcement Proceedings" // SPS "Consultant Plus".

5. Federal Law "On Insolvency (Bankruptcy)" of 10/26/2002 No. 127-FZ (ed. of 12/28/2022, with amendments. dated 31.05.2023) // Parliamentary newspaper. 2002. November 2. No. 209 - 210; Rossiyskaya Gazeta. 2002. November 2. No. 209 - 210 // SPS "ConsultantPlus".

6. Chapter X Federal Law No. 127-FZ of 26.10.2002 "On insolvency (bankruptcy)" // SPS "ConsultantPlus".

7. Bankruptcy in Russia: results of 2022. Statistical release of the Fedresource [Electronic resource] - Access mode: https://dow #load.fedresurs.ru /no.ews/Bankruptcy%20statrelease%202022.pdf, free. - (date of appeal 23.01.2023).

8. Paragraph 5 Chapter X Federal Law No. 127-FZ of 26.10.2002 "On insolvency (bankruptcy)" // SPS "ConsultantPlus".

9. Tkachev A.A. Verification of accounts payable in bankruptcy procedures // Bulletin of Arbitration Practice. 2021. No. 6. pp. 12-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.