УДК 347.195.5
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМ
ЭЛЕМЕНТОМ
Т. Н. Малая, О. Е. Аграшева ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н. П. Огарёва»
Статья посвящена рассмотрению особенностей процедуры принудительной ликвидации в организациях с иностранным элементом. На основе действующего российского законодательства описан общий порядок рассматриваемой процедуры. Для более предметного изучения вопроса были выбраны некоммерческие организации, а из коммерческих - акционерные общества (в сфере банковской и страховой деятельности). В ходе исследования была выявлена связь между характером деятельности организаций и основаниями для ликвидации, а также изменение их «стандартного» набора в случае, когда речь идёт об организациях с иностранным элементом. Ключевые слова: ликвидация; акционерное общество; банковская деятельность; страховая деятельность; некоммерческая организация.
Ликвидация юридического лица любой организационно-правовой формы представляется непростой юридической процедурой, несмотря на её, казалось бы, подробно обозначенное регулирование в различных нормативных актах. При практической реализации данной процедуры, как правило, возникает целый ряд вопросов, отчего разрешение на первый взгляд стандартной задачи в условиях рыночной экономики становится длительным и болезненным. В данном исследовании мы постараемся выявить основные особенности процедуры принудительной ликвидации для такой категории юридических лиц как организации с иностранным элементом. Что касается их организационно-правовой формы, то мы сфокусируемся на акционерных обществах (в сфере банковской и страховой деятельности) и некоммерческих организациях.
К теме принудительной ликвидации уже обращались другие исследователи. Например, вопрос принудительной ликвидации юридических лиц освещался в работах Васильева М. В. и Абакумовой Е. Б. (о признаках принудительной ликвидации как мере публичной юридической ответственности) [14], Егоровой М. А. (об охранительной направленности процедуры в отношении частноправовых интересов) [16], Киселёва С. Г. (об особенностях процедуры для кредитных организаций) [18] и др. О принудительной ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций писали Загребина И. В. (о религиозных организациях) [17], Долгих Ф. И (о политических партиях) [15] и др. Тем не менее, изучение особенностей данной процедуры остаётся актуальным по причине наличия большого количества материала для исследования.
В ходе написания данной работы были использованы такие общенаучные методы как анализ и синтез. В совокупности с формально-юридическим методом, который был применён при рассмотрении положений отдельных нормативно-правовых актов, нам удалось выделить отличительные черты процедуры принудительной ликвидации и выяснить, каким образом характер деятельности организации влияет на основания такой ликвидации.
Законом определено, что ликвидация - это прекращение (юридического лица) без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Общее описание процедуры ликвидации мы получаем из совокупности статей 61, 62, 63 ГК РФ [1]. После принятия решения о начале процедуры об этом в трёхдневный срок в письменной форме должны быть уведомлены государственные органы, ответственные за регистрацию юридических лиц, ими вносится отметка в ЕГРЮЛ, затем ликвидируемое юридическое лицо должно публично уведомить о процедуре в СМИ (Вестник государственной регистрации), чтобы все, имеющие отношение к деятельности данного лица вовремя приняли соответствующие меры, назначается ликвидационная комиссия, определяются сроки и порядок процедуры, и главным фактором, завершающим процедуру, становится комиссия.
Таким образом, мы видим, что ход процедуры независимо от того, добровольная она
или принудительная, - общий. Единственным исключением для принудительной ликвидации будет тот факт, что инициатором начала процедуры будет уже не сама организация и не её участники, а компетентный государственный орган или же начало такой ликвидации может быть инициировано решением суда. Для того, чтобы лучше представлять себе подобную ситуацию, необходимо знать, в каких случаях принудительная ликвидация может иметь место. Сразу же обозначим, что мы не будем рассматривать банкротство в качестве одного из вариантов принудительной ликвидации, как его рассматривают отдельные исследователи.
Наиболее полный перечень оснований принудительной ликвидации изложен в пункте 2 статьи 61 ГК РФ [1]. Прочие, выделяемые на основе практики, основания связаны, как правило, с действиями государственных органов, направленными на противодействие коррупции, монополии и т. п. Но также важно понимать, что отдельные особенности процедуры будут указаны в соответствующих законах, регулирующих деятельность того типа юридического лица, о котором в каждом конкретном случае будет идти речь. Возьмём такую разновидность коммерческих организаций, как акционерные общества. Для них, в соответствии с ГК РФ действуют такие случаи, как:
1) признание государственной регистрации (в т. ч. по причине грубых нарушений закона неустранимого характера при создании) - ст. 61;
2) осуществление деятельности без необходимых разрешения/лицензии, отсутствие обязательного членства в СРО или нужного свидетельства о допуске к определённому виду работ, опять же выданное СРО - ст. 61;
3) осуществление деятельности, запрещённой законом, с нарушением Конституции Российской Федерации или же с прочими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов - ст.61;
4) размер активов общества становится меньше минимального размера уставного капитала - п. 4 ст. 99.
Кроме вышеперечисленного будут актуальны и те положения, которые прописаны в специальном федеральном законе. Например, в ст. 34 ФЗ об АО [3] говорится о сроках и порядке, в соответствии с которыми акционерное общество обязано оплатить распределённые при его учреждении акции, а также о возможности размещения дополнительных акций и прочих эмиссионных ценных бумаг. И в пункте 1 данной статьи сказано, какие действия и в какие сроки должно совершить общество, в случае, когда у него есть акции, не предоставляющие право голоса, неучитывающиеся при подсчёте голосов и не приносящие дивиденды. Если обозначенные действия не предпринимаются, то орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым федеральными законами предоставлено право на предъявление такого требования, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.
В пункте 6 статьи 35 ФЗ об АО [3] говорится, что «если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании отчетного года, следующего за вторым отчетным годом или каждым последующим отчетным годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 7 (если стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала более чем на 25 процентов по окончании трех, шести, девяти или двенадцати месяцев отчетного года, следующего за вторым отчетным годом или каждым последующим отчетным годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала), общество не позднее, чем через шесть месяцев после окончания соответствующего отчетного года обязано принять одно из следующих решений:
1) об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;
2) о ликвидации общества».
Но даже перечисленные положения не дают нам полной картины о возможных случаях принудительной ликвидации, поскольку, во-первых, имеющиеся формулировки недоста-
точно точны. Например, когда речь идёт о грубых и неоднократных нарушениях, возникает вопрос, какие именно нарушения можно считать таковыми. Если речь идёт о несоответствии учредительных документов, то чаще всего, коммерческим организациям даётся шанс внести необходимые корректировки, чтобы продолжать деятельность в рамках правового поля. Также, например, одним из оснований может выступать предоставление недостоверных сведений об адресе местонахождения юридического лица. С одной стороны, благодаря Постановлению Пленума ВАС РФ № 61 от 30 июля 2013 г. [11] стало возможным ссылаться на данное основание при необходимости проведения принудительной ликвидации, несмотря на наличие ряда условий (например, невозможность установления связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ; направление регистрирующим органом уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе и т. п.), но с другой стороны, при возникновении подобной ситуации организациям идут на встречу и фактически предоставляют достаточное количество времени для предоставления достоверных данных (вплоть до начала судебного разбирательства).
Но стоит обратить внимание на тот факт, что имеющиеся в законе общие формулировки могут быть конкретизированы через прочие законы, например, о конкретных видах деятельности. В юридической литературе также отмечается, что, если, например, речь идёт о таком основании, как нарушение юридическим лицом требований законодательства, то необходимо понимать, что здесь речь идёт не только о требованиях, предъявляемых к организационному типу юридического лица, но и к той деятельности, которую оно осуществляет [13, с. 169]. Рассмотрим данную особенность на примере банковской и страховой деятельности.
В случае с кредитными организациями принудительная ликвидация в большинстве случаев начинается по инициативе Банка России, поскольку именно он вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций. Полный перечень случаев, когда Банк России может и даже должен это сделать перечислен в статье 20 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [2]. К ним, например, относятся, установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия, установление фактов существенной недостоверности отчётных данных, задержка более, чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности, падение размера капитала кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации и т. д. Основная особенность заключается в том, что сам по себе отзыв лицензии не тождественен началу процедуры ликвидации, но поскольку специфика деятельности кредитной организации такова, что без лицензии она теряет свой смысл, все действия максимально ограничены, и главные функции не могут быть осуществлены. Поэтому можно рассматривать отзыв лицензии как предпосылку принудительной ликвидации, кроме того, данную позицию подтверждает и тот факт, что в течение 15 дней со дня отзыва лицензии Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Арбитражный суд в течение одного месяца принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.
Анализируя присутствие в данной сфере иностранного элемента, обратим внимание на ключевой вопрос - могут ли иностранные лица заниматься подобной деятельностью, т. е. могут ли они выступать учредителями. Данный вопрос является основополагающим, поскольку, зачастую, иностранные лица не вправе заниматься отдельными видами деятельности, что связано, в первую очередь, с соображениями национальной безопасности и эффективной реализации национального права. Если иностранное лицо не может выступать учредителем какой-либо организации, то данный факт должен быть обнаружен именно на стадии регистрации, и, следовательно, такое юридическое лицо попросту не будет зарегистрировано. Если теоретически допустить возможность регистрации такого лица, то в дальнейшем этот факт должен быть трактован как серьёзное нарушение при регистрации, о чём уже говорилось выше, в связи с чем организация должна подвергнуться принудительной ликвидации.
Так, например, согласно статье 20 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [9] арбитражными управляющими в РФ могут быть только граждане РФ. При этом, стоит отметить, что по общему правилу, а именно, по статье 6 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» [8] лица, имеющие прочее гражданство, помимо российского, рассматриваются только как граждане РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или же федеральным законом.
Возвращаясь к банковской сфере, мы обнаруживаем, что согласно п. 1 ч. 1 главы 2 раздела 1 Инструкции Банка России от 2.04.2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» [12] учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. То есть запрет на участие иностранных лиц в качестве учредителей по общему правилу не предусмотрен. Более того, в законе представлено дополнительное детальное регулирование для кредитных организаций с иностранными инвестициями. Анализ существующей законодательной базы показывает, что причины принудительной ликвидации для них остаются теми же, что и для полностью российских организаций. Поскольку иностранные банки не могут функционировать на территории РФ, но при этом могут функционировать представительства и филиалы, в связи с чем дополнительным основанием ликвидации может выступать ликвидация самого иностранного банка, но, т. к. инициатива в данном случае исходит не от уполномоченных государственных органов, то этот вариант ликвидации можно рассматривать как самостоятельную разновидность, некую вынужденную ликвидацию.
Говоря о страховой деятельности, то принудительная ликвидация здесь так же осуществляется по инициативе Банка России на основании решения об отзыве лицензии в рамках осуществления страхового надзора за допущенные страховой компанией нарушения страхового законодательства. Кроме того, аналогичная описанной выше «вынужденная» ликвидация имеет место, когда размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 50 процентов. В таком случае орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.
Также, можно отметить, что страховые организации с иностранным капиталом подвергаются прочим ограничениям в деятельности по сравнению с полностью отечественными организациями. Например, согласно статье 6 Закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [10] страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в РФ страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счёт средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета федеральным органам исполнительной власти (страхователям), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций. Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации) или имеющая долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, только если иностранный инвестор (основная организация) не менее пяти лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства. Обозначенные ограничения не распространяются на страховые организации, созданные или реорганизованные до 22 августа 2012 года и в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на указанную дату, имели право осуществлять страховую деятельность.
Иначе обстоит дело с некоммерческими организациями на территории РФ. В статье 15 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [4] мы не находим прямого подтверждения тому, что иностранные граждане не могут быть учредителями НКО. Тем не менее, в п.1.1 и п.1.2 есть оговорки, что как иностранные граждане, так и лица без гражданства, во-первых, должны находиться на территории РФ законно, во-вторых, не должно быть ограничений, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, в-третьих, они не относятся к разряду тех, в отношении кого в установленном порядке принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. К тому же, есть ограничения, распространяющиеся абсолютно на всех желающих стать учредителями НКО. Например, не могут быть учредителями те, кто включён в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 7.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [7], или же те, в чьих действиях были усмотрены признаки экстремистской деятельности согласно вступившему в законную силу решению суда и т. д. Ограничения прописаны и в законах, посвящённых отдельным видам НКО, например, в п. 2 статьи 8 ФЗ от 20.07.2000 № 104-ФЗ [6] сказано, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов, а в статье 19 ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ [5] к общему перечню требований, выдвигаемых к учредителям, добавляется ещё две особенности - иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почётными членами/участниками общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении, и учредителем общественных объединений не может быть лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, мы вновь делаем вывод, что при нарушении подобных ограничений регистрация НКО не может быть осуществлена. Если же по каким-то причинам регистрация состоялась, то в дальнейшем этот факт должен быть трактован как серьёзное нарушение, и организация подвергнется принудительной ликвидации. Также суд может вынести решение о принудительной ликвидации любой НКО по инициативе уполномоченного органа или его территориального органа на основании неоднократного непредставления в установленный срок сведений, предусмотренных статьёй 32 ФЗ №7-ФЗ [4].
Помимо обозначенного участия иностранного элемента в учреждении НКО, стоит обратить внимание и на такие варианты иностранного присутствия в данной сфере, как иностранные некоммерческие неправительственные организации и иностранные агенты. Так, иностранная некоммерческая неправительственная организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории РФ, в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы, но при этом такая организация осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения, а именно - через отделения, филиалы и представительства. Подобные структуры подлежат ликвидации на общих основаниях, прописанных в статье 18 рассматриваемого ФЗ №7-ФЗ [4], т. е. наравне с российскими НКО. Но в п. 2.1 указанной статьи добавляются дополнительные случаи для ликвидации структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации - это не только ликвидация основной иностранной некоммерческой неправительственной организации, но и несоответствие деятельности целям, предусмотренным учредительными документами, непредставление или же несоответствие сведений, указанных в п. 4 ст. 32 того же ФЗ [4] (объём получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемое распределение, цели их расходования, их фактическое расходование предполагаемые для реализации в РФ программы, расходование предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств, использование предоставленного им иного имущества - предоставляются в обозначенные законом сроки, в определённой форме; также предоставляется аудиторское заключение, полученное от российской аудиторской организации или индивидуального аудитора). Также, в случаях, когда программа (её часть), согласно которой структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительствен-
ной организации, противоречит законодательным возможностям НКО в РФ, уполномоченный орган должен направить подразделению мотивированное решение о запрете её осуществления этой программы (её части) на территории РФ в письменной форме. С момента получения такого уведомления структурное подразделение обязано прекратить обозначенную в решении деятельность. Невыполнение положений решения влечёт за собой исключение соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра и ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.
Что касается некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, то, во-первых, нужно понимать, что это российские НКО, которые получают денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и участвуют, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Во-вторых, их деятельность требует большего количества отчётности по сравнению с обычными отечественными НКО. Например, в статье 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [4] сказано, что некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно, публиковать отчёт о своей деятельности в СМИ - один раз в полгода и т. д.
В п. 7.1 той же статьи перечислены случаи, в соответствии с которыми уполномоченный орган принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Из положений данного пункта мы можем сделать вывод, что, как правило, исключению из данного реестра предшествует личное желание НКО прекратить свою деятельность, после чего назначается внеплановая проверка, по результатам которой и выносится решение о прекращении деятельности НКО.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на свою законодательную регламентацию, ликвидация не всегда оказывается простой процедурой. Основные проблемы в этой сфере связаны с отсутствием официального понятия «принудительности» и всеми вытекающими из этого пробелами, отражающимися на практике. Из обзора даже небольшого количества сфер осуществления коммерческой и некоммерческой деятельности в РФ представляется целесообразным конкретизировать варианты и последствия принудительной ликвидации на законодательном уровне. Также законодательной регламентации требует и вопрос принудительной ликвидации организаций с различными видами иностранных элементов.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №32. Ст. 3301.
2. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности». Принят 2 декабря 1990 года. №395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №6. Ст. 492.
3. Федеральный Закон «Об акционерных обществах». Принят 24 ноября 1995 года. № 208-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №1. Ст. 1.
4. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях». Принят 8 декабря 1995 года. № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №3. Ст. 145.
5. Федеральный Закон «Об общественных организациях». Принят 14 апреля 1995
года. №82-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №21. Ст. 1930.
6. Федеральный Закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Принят 20 июля 2000 года. №104-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. №30. Ст. 3122.
7. Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Принят 13 июля
2001 года. №115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №33 (часть I). Ст. 3418.
8. Федеральный Закон «О гражданстве РФ». Принят 19 апреля 2002 года. № 62-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №22. Ст. 2031.
9. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Принят 27 сентября
2002 года. №127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №43. Ст. 4190.
10. Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Принят 27 ноября 1992 года. № 4015-1 // «Российская газета», №6, 12.01.1993.
11. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» // «Экономика и жизнь» (Бухгалтерское приложение), №32, 16.08.2013.
12. Инструкция Банка России от 2.04.2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // «Вестник Банка России», №23, 30.04.2010.
13. Корпоративное право : учебник / Е. Г. Афанасьева, В. Ю. Бакшинскас, Е. П. Губин и др.; отв. ред. И. С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2015. 500 с.
14. Васильев М. В., Абакумова Е. Б. Принудительная ликвидация юридического лица. М. : Юридический дом «Юстицинформ», 2018. С. 52-58.
15. Долгих Ф. И. Приостановление деятельности и принудительная ликвидация политических партий в России. М. : Изд-во «Директ-Медиа», 2016. 122 с.
16. Егорова М. А. Принудительная реорганизация и ликвидация юридического лица как способ защиты гражданских прав. М. : Издательская группа «Юрист», 2017. С. 3-7.
17. Загребина И. В. Принудительная ликвидация религиозных организаций. М. : Изд-во «Юриспруденция», 2013. 111 с.
18. Киселёв С. Г. Ликвидация кредитных организаций - добровольная и принудительная. М. : Академия юридических наук, 2011. С. 35-39.
Сведения об авторах
Малая Татьяна Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск, [email protected]
Аграшева Ольга Евгеньевна - магистрант юридического факультета, кафедра гражданского права и процесса, ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск, [email protected]
UDK 347.195.5
FORCED LIQUIDATION OF THE ORGANIZATIONS INVOLVING FOREIGN
ELEMENT
T.N. Malaya, O.E. Agrasheva Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia.
The article is dedicated to the procedure of forced liquidation within the organizations involving foreign elements. The main question that became the start for this research is about the existence of any differences in the reasons and the whole procedure of the forced liquidation for domestic organizations and for those on the territory of the Russian Federation involving a foreign element (foreign founders, members, investment, fund etc.). There is the common order of the procedure in question under the current Russian law. As the subject for more specific consideration of the question we have chosen the non-commercial organizations and among the commercial organizations we have chosen the joint-stock companies (in the field of banking and insurance activities). The relevance of the chosen topic comes from its insufficient scrutiny. With the help of general scientific and specific legal methods we have analyzed the current statutory acts within the question and made conclusions. We have picked out the characteristic features of the procedure, found out the link between the character of organization activity and the reasons for liquidation, and also the changes in the «standard» list of such reasons when there is the case of organizations involving foreign element. Key words: liquidation; joint-stock corporation; banking activity; insurance activity; non-commercial organization.
References
1. Grazhdanskij kodex Rossiiskoy Federatsii. Chast' pervaya. Prinyat 30 noyabrya 1994 goda. N51-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii. 1994. N32. St. 3301. [The Civil code of the Russian Federation. Part one. N51-FL of November 30, 1994 // Consolidated Legislation of the Russian Federation. 1994. N32. Art. N3301.]
2. Federal'nyj Zakon «O bankah I bankovskoy deyatel'nosti». Prinyat 2 dekabrya 1990 goda. N395-1 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii. 1996. N6. St. 492. [The Federal Law «On banks and Banking Activities». N395-1 of December 2, 1990 // Consolidated Legislation of the Russian Federation. 1996. N6. Art. N492.]
3. Federal'nyj Zakon «Ob aktsionernyh obshestvah». Prinyat 2 noyabrya 1995 goda. N208-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii. 1996. N1. St. 1. [The Federal Law «On joint-stock companies». N208-FL of November 24, 1995 // Consolidated Legislation of the Russian Federation. 1996. N1. Art. N1.]
4. Federal'nyj Zakon «O nekommercheskih organizatsiyah». Prinyat 8 dekabrya 1995 goda. N7-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii. 1996. N3. St. 145. [The Federal Law «On Non-Commercial Organizations». N7-FL of December 8, 1995 // Consolidated Legislation of the Russian Federation. 1996. N3. Art. N145.]
5. Federal'nyj Zakon «Ob obshestvennyh organizatsiyah». Prinyat 14 aprelya 1995 goda. N82-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii. 1995. N21. St. 1930. [The Federal Law «On social organizations». N82-FL of April 14, 1995 // Consolidated Legislation of the Russian Federation. 1995. N21. Art. N1930.]
6. Federal'nyj Zakon «Ob obshih prinzipah organizatsii obshin korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri I Dal'nego Vostoka Rossiiskoy Federatsii». Prinyat 20 iyulya 2000 goda. N104-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii. 2000. N30. St. 3122. [The Federal Law «On the General Organization Principles of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East Communities». N104-FL of July 20, 2000 // Consolidated Legislation of the Russian Federation. 2000. N30. Art. N3122.]
7. Federal'nyj Zakon «O protivideistvii legalizatsii (otmyvaniyu) denezhnih sredstv, poluchennyh prestupnym putem, I finanasirovaniyu terrorisma». Prinyat 13 iyulya 2001 goda. N115-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii. 2001. N33 (chast' I). St. 3418. [The Federal Law «On Counteraction of the legitimization (laundering) of proceeds of crime and the fi-
nancing of terrorism». N115-FL of July 13, 2001 // Consolidated Legislation of the Russian Federation. 2001. N33 (part I). Art. N3418.]
8. Federal'nyj Zakon «O grazhdanstve Rossiiskoy Federatsii». Prinyat 19 aprelya 2002 goda. N62-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii. 2002. N22. St. 2031. [The Federal Law «On insolvency (bankruptcy)». N62-FL of April 19, 2002 // Consolidated Legislation of the Russian Federation. 2002. N22. Art. N2031.]
9. Federal'nyj Zakon «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)». Prinyat 27 sentyabrya 2002 goda. N127-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoy Federatsii. 2002. N43. St. 4190. [The Federal Law «On citizenship of the Russian Federation». N127-FL of September 27, 2002 // Consolidated Legislation of the Russian Federation. 2002. N43. Art. N4190.]
10. Zakon «Ob organizatsii strahovogo dela v Rossiiskoy Federatsii». Prinyat 27 noyabrya 1992 goda. N4051-1 // «Rossiiskaya gazeta», N6, 12.01.1993. [The Federal Law «On insurance in the Russian Federation». N4051-1 of November 27, 1992. «Russian Newspaper», N6, 12.01.1993.]
11. Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 30 iyulya 2013 N61 «O nekotoryh voprosah prak-tiki rassmotreniya sporov, svyazannyh s dostovernost'yu adresa yuridicheskogo litsa» // «Ekonomi-ka I zhizn'» (Buhgalterskoye prilozheniye), N32, 16.08.2013. [The Resolution of the Supreme Arbitration Court Plenum of the Russian Federation «On some questions related to the judicial practice concerning the disputes about the entity address authenticity». N61 of July 30, 2013. // «Economics and life» (Bookkeeping application), N32, 16.08.2013.]
12. Instruktsiya Banka Rossii ot 2.04.2010 goda N135-I «O poryadke prinyatiya Bankom Rossii resheniya o gosudarstvennoy registratsii kreditnyh organizatsiy i vydache litsenziyna osushestvlenie bankovskih operatsiy» // «Vestnik Banka Rossii», N23, 30.04.2010. [The bank of Russia Instruction «On the decision making procedure as to official registration of the credit institutions and the licences' grant to carry out banking transactions». N135-I of April 2, 2010. // «The Bank of Russia Bulletin», N23, 30.04.2010.]
13. Korporativnoye pravo : uchebnik [Corporate law : manual]. / E. G. Afanas'eva, V. Yu. Bakshinskas, E. P. Gubin i dr.; otv. Red. I. S. Shitkina. 2-ye izd., pererab. i dop. M. : KNORUS, 2015. 500 s.
14. Vasil'ev M. V., Abakumova E. B. Prinuditel'naya likvidatsiya yuridicheskogo litsa [Entities' forced liquidation]. M. : Yuridicheskiy dom «Yustitsinform», 2018. S. 52-58.
15. Dolgih F. I. Priostanovlenie deyatel'nosti I prinuditel'naya likvidatsiya politicheskih partiy v Rossii. [Suspension of activity and forced liquidation of political parties in Russia]. M. : Izd-vo «Direct-Media», 2016. 122 s.
16. Egorova M. A. Prinuditel'naya reorganizatsiya I likvidatsiya yuridicheskogo litsa kak sposob zashity grazhdanskyh prav [Compulsory reorganization and liquidation of a legal entity as a civil remedy]. M. : Izdatel'skaya gruppa «Yurist», 2017. S. 3-7.
17. Zagrebina I. V. Prinuditel'naya likvidatsiya religioznyh organizatsiy [Forced liquidation of the religious organizations]. M. : Izd-vo «Yurisprudentsiya», 2013. 111 s.
18. Kiselev S. G. Likvidatsiya kreditnyh organizatsiy - dobrovol'naya i prinuditel'naya [Liquidation of credit institutions - voluntary and forced]. M. : Akademiya yuridicheskih nauk, 2011. S. 35-39.
Authors' information
Malaya Tatiana Nikolaevna - PhD in Law Studies, Associate Professor at the Civil Law and Procedure Department of the National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, [email protected]
Agrasheva Olga Evgenievna - master student on the law faculty of the National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, [email protected]