Научная статья на тему 'Принципы взаимодействия государства и религиозных объединений '

Принципы взаимодействия государства и религиозных объединений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственно-конфессиональные отношения / религиозные объединения / свобода совести / светское государство / state-confessional relations / religious associations / freedom of conscience / secular state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Инесса Александровна Калачян

В статье рассматриваются научные подходы к определению понятия «светское государство», исследуются основополагающие принципы, лежащие в основе построения государственно-конфессиональных отношений в современной России. Отмечается необходимость обеспечения равенства всех религиозных объединений в целях недопущения межконфессиональных конфликтов, религиозной нетерпимости, а также обеспечения каждому гражданину реализации его права на свободное вероисповедание своей религии. Автором делается вывод о наличии правового пробела, связанного с отсутствием законодательного определения содержания принципа понятия «светское государство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Инесса Александровна Калачян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of interaction between the state and religious associations

The article examines scientific approaches to the definition of the concept of "secular state", examines the fundamental principles underlying the construction of state-confessional relations in modern Russia. It is noted that it is necessary to ensure the equality of all religious associations in order to prevent interfaith conflicts, religious intolerance, as well as to ensure that every citizen realizes his right to freely practice his religion. The author concludes that there is a legal gap associated with the lack of a legislative definition of the content of the principle of the concept of "secular state".

Текст научной работы на тему «Принципы взаимодействия государства и религиозных объединений »

Закон и право. 2024. № 4. С. 53-56. Law and legislation. 2024;(4):53-56.

Научная статья УДК 342.7

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-53-56 NIION: 1997-0063-4/24-189

EDN: https://elibrary.ru/CFUGFN MOSURED: 77/27-001-2024-3-389

Принципы взаимодействия государства и религиозных объединений

Инесса Александровна Калачян

Международный юридический институт, Москва,

Россия, kalachyan.agnessa@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются научные подходы к определению понятия «светское государство», исследуются основополагающие принципы, лежащие в основе построения государственно-конфессиональных отношений в современной России. Отмечается необходимость обеспечения равенства всех религиозных объединений в целях недопущения межконфессиональных конфликтов, религиозной нетерпимости, а также обеспечения каждому гражданину реализации его права на свободное вероисповедание своей религии.

Автором делается вывод о наличии правового пробела, связанного с отсутствием законодательного определения содержания принципа понятия «светское государство».

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, религиозные объединения, свобода совести, светское государство.

Для цитирования: Калачян И.А. Принципы взаимодействия государства и религиозных объединений // Закон и право. 2024. № 4. С. 53—56. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-53-56 ЕБЫ: https://elibrary.ru/ СРиСРЫ

Original article

Principles of interaction between the state and religious associations

Inessa A. Kalachyan

International Law Institute, Moscow,

Russia, kalachyan.agnessa@yandex.ru

Abstract. The article examines scientific approaches to the definition of the concept of "secular state", examines the fundamental principles underlying the construction of state-confessional relations in modern Russia. It is noted that it is necessary to ensure the equality of all religious associations in order to prevent interfaith conflicts, religious intolerance, as well as to ensure that every citizen realizes his right to freely practice his religion.

The author concludes that there is a legal gap associated with the lack of a legislative definition of the content of the principle of the concept of "secular state".

Keywords: state-confessional relations, religious associations, freedom of conscience, secular state.

For citation: Kalachyan I.A. Principles of interaction between the state and religious associations // Law and legislation. 2024;(4):53—56. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-53-56 EDN: https:// elibrary.ru/CFUGFN

Одним из важнейших идеалов современного демократического общества является конституционно закрепленный принцип равенства. Его значимость особенно прояв-

© Калачян И.А. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 04-2024

ляется при регулировании отношений между государством и религиозными объединениями в России.

Государственно -конфессиональные отноше -ния в Российской Федерации, исторически являющейся многоконфессиональным государ-

ством, должны строиться на основе равенства всех религиозных объединений. Это позволит избежать межконфессиональных конфликтов, религиозной нетерпимости, а также обеспечить каждому гражданину реализацию его права на свободное вероисповедание своей религии.

Государственно-церковные отношения в нашей стране имеют глубокие исторические корни. Если в советский период взаимодействие государства и церкви было минимально и зачастую носило характер противостояния и взаимного неприятия, то в настоящее время традиционные конфессии широко вовлечены в общественную жизнь непосредственным включением в такие сферы, как образование, армия, средства массовой информации, издательская деятельность и др.

Система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, сложившаяся в период существования СССР, претерпела коренные преобразования. Современная нормативно-правовая база, на которой строятся взаимоотношения государства и религиозных объединений и организаций, находится в постоянном развитии и совершенствовании, что свидетельствует о пристальном внимании к проблемам в этой сфере общественных отношений. Ведь от эффективности правового регулирования таких отношений напрямую зависит будущее нашего государства и общества в целом. Произошедшие изменения, безусловно , не могли не сказаться на основополагающих принципах и гарантиях свободы совести и вероисповедания.

Конституция РФ в п. 1 ст. 14 провозгласила нашу страну «светским государством», в котором «религиозные объединения отделены от него и равны перед законом». Это конституционное положение представляет собой базовый принцип — принцип разделения политики и религии, определяющий основную модель современных государственно -конфессиональных отношений, сложившихся в России. По мнению большинства исследователей, именно этот постулат определяет светскость государства.

В частности, Ж.П. Таранюк отмечает, что «принцип разделенности религии и политики — это один из базовых элементов светскости государства, который иногда выражается тезисом «церковь отделена от государства» [5, с. 273].

По мнению С.В. Фоминой, светское государство «свободно от какого-либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на уст-

ройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни» [6, с. 972].

Ю.А. Нисневич полагает, что «на институциональном уровне светский характер государства предполагает отсутствие законодательно установленных государственных институтов, посредством которых духовенство имело бы право влиять на управление делами государства, специальных государственных должностей, предназначенных для замещения священнослужителям» [2, с. 148].

B.Г. Баев и С.В. Мещерякова выделяют несколько базовых характеристик принципа светскости государства, среди которых: «взаимное отделение государства и религиозных объединений, равноправие религиозных объединений, отсутствие государственной, официальной религии, а также иного идеологического учения, признание свободы совести и вероисповедания как ее неотъемлемой составляющей» [1, с. 10].

C.С. Савва предлагает понимать под светским государством «нейтральное в мировоззренческой сфере государство, которое принципиально не приемлет никакую из мировоззренческих систем или религий в качестве своей официальной идеологии и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами, предоставляя своим гражданам право свободно делать мировоззренческий выбор» [3, с. 126].

Таким образом, в основе взаимодействия государства и религиозных объединений лежит принцип секуляризма, который предполагает разделение веротерпимых религиозных и мирских сфер. Это означает, что «государство не должно оказывать прямого влияния на деятельность религиозных организаций и одновременно не должно принимать религиозные доктрины в качестве основы для своих законодательных и политических решений» [4].

Тем не менее государству следует гарантировать свободу вероисповедания и защиту прав всеобщей свободы совести. Религиозные объединения, в свою очередь, обязаны соблюдать законы и основные принципы государства, существующие независимо от вероисповедания. Это сотрудничество должно строиться на основе взаимного уважения и доверия.

Приведенные точки зрения на принцип светскости государства в полной мере совпадают и с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15 декабря 2004 г. № 18-П по делу о проверке кон-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

ституционности п. 3 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях»1. В нем отмечается, что «конституционный принцип светского государства и отделения религиозных объединений от государства означает, что государство, его органы и должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления. не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; религиозные объединения, в свою очередь, не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании и выполнять функции органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в деятельности политических партий и политических движений, оказывать им материальную и иную помощь, а также участвовать в выборах»2.

Таким образом, запрет вмешательства государства в правомерную деятельность религиозных объединений, признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, а также недопустимость какой бы то ни было дискриминации и равенство всех перед законом и судом являются основополагающими принципами, на которых сегодня выстраиваются взаимоотношения государства и религиозных объединений.

Можно утверждать, что сегодня государство выполняет три основные функции в отношении религиозных объединений.

Во-первых, важной его обязанностью является обеспечение свободы вероисповедания. Российская Федерация гарантирует каждому гражданину право выбирать и исповедовать любую религию.

Во-вторых, функцией государства является контроль за деятельностью религиозных объединений, а также регулирование их деятельности с целью недопущения проявлений экстремизма, ксенофобии, насилия или нарушения прав человека. Причем такой контроль должен быть мотивирован не политическими, а исключительно общественными интересами.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» // СЗ РФ. 2004. № 51. Ст. 5260.

2 Там же.

В-третьих, государство обязано обеспечивать защиту прав, свобод и интересов тех граждан, которые не принадлежат к какой-либо конфессии и не исповедуют ту или иную религию.

Однако, рассматривая основополагающий принцип светскости во взаимодействиях государства и религиозных объединений, необходимо отметить, что его законодательного определения до настоящего времени так и не выработано.

В пункте 1 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ дословно повторяется конституционная норма ст. 14 Основного закона РФ. По нашему мнению, это создает определенные проблемы как правового, так и мировоззренческого характера, связанные с появлением поводов для антицерковных и антирелигиозных выступлений, направленных на дискредитацию традиционных ценностей.

Полагаем, что светское государство необходимо рассматривать как необходимую составляющую демократического и правового режима. Основная сущность светского государства, с нашей точки зрения, должна заключаться не в противодействии религии, а в выстраивании таких государственно -конфессиональных взаимоотно -шений, при которых ни одна из религий не имеет государственного характера, но при этом создаются все необходимые условия для реализации каждым гражданином свободы совести и вероисповедания.

По нашему мнению, одной из важных особенностей взаимодействия государства и религиозных объединений является конструктивный диалог. Они должны вести открытые и содержательные переговоры по вопросам общего интереса, включая участие представителей религиозных объединений в принятии важных политических решений и формулировке социальных норм, отвечающих ценностям и потребностям общества. Такой диалог будет способствовать принятию гармоничных, сбалансированных и справедливых решений.

В целом, оценивая современное состояние взаимодействия государства и религиозных объединений, можно отметить, что оно представляет собой сложный и динамично развивающийся процесс.

Ключевыми факторами для эффективного сотрудничества государства и религиозных объединений являются согласование интересов и учет различных точек зрения как представите-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 04-2024

лей властных структур, ученых, так и представителей религиозных объединений.

Список источников

1. Баев В.Г., Мещерякова С.В. Светскость государства как категория конституционного права: понятие и принципы // Юрид. записки. 2013. № 3.

2. Нисневич Ю.А. Светское государство: проблемы политико-правовой концептуализации // Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М., 2012.

3. Савва С. С. Понятие и конституционное закрепление светского государства в РФ // Вестник Моск. городского пед. ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2008. № 2 (28).

4. Современные проблемы организации публичной власти: Монография / Рук. авторского колл. и отв. редактор С.А. Авакьян. М.: Юсти-цинформ, 2014.

5. ТаранюкЖ.П. Принцип отделенности церкви от государства как базовый элемент светскости государства // Известия Алтайского гос. ун-та. 2011. № 4. Ч. 1 (72). С. 273-276.

6. Фомина С.В. Светское государство // Юрид. энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001.

References

1. Baev V.G., Meshcheryakova S.V. Secularism of the state as a category of constitutional law: concept and principles // Legal notes. 2013. № 3.

2. Nisnevich Yu.A. The secular state: problems of political and legal conceptualization // Twenty years of religious freedom in Russia / Edited by A. Ma-lashenko and S. Filatov. M., 2012.

3. Savva S.S. The concept and constitutional consolidation of the secular state in the Russian Federation // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Ser.: Legal Sciences. 2008. № 2 (28).

4. Modern problems of organization of public authority: Monograph / Head of the collective of authors and chief editor S.A. Avakyan. M.: Yustitsinform, 2014.

5. Taranyuk J.P. The principle of separation of church and state as a basic element of secularism of the state / / Proceedings of the Altai State University. 2011. № 4. Part 1 (72). Pp. 273-276.

6. Fomina S.V. The secular state // Legal Encyclopedia / Ed. academician B.N. Topornin. M.: Jurist, 2001.

Информация об авторе

Калачян И.А. — аспирант кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 19.02.2024; одобрена после рецензирования 08.03.2024; принята к публикации 14.03.2024.

Information about the author

Kalachyan I.А. — postgraduate student of the department of theory of law and public law disciplines

The article was submitted 1 9.02.2024; approved after reviewing 08.03.2024; accepted for publication 14.03.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.