ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ
Том 6 • Номер 3 • Август-сентябрь 2019 ISSN 2410-1664 Leadership and Management
Принципы взаимодействия бизнеса с внешними заинтересованными сторонами
Ибрагимов Г.Н. оглы 1, Адова И.Б. 1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Статья посвящена теоретическим и прикладным аспектам исследования основополагающих принципов взаимодействия организаций с внешними заинтересованными сторонами. Критическое рассмотрение стадий взаимоотношений организаций с социумом позволило сделать вывод о появлении в практике социально-ориентированной деятельности организаций бизнеса следующей принципиально отличной стадии, а именно корпоративного гражданства. Результатом монографического анализа методологии избранной проблемы на основе детализации базовых принципов (открытость, значимость, системность, недопущение конфликтов) стала их систематизация в три группы: общенаучные принципы (научности, системности, комплексности, объективности), особенные принципы, связанные с феноменом социальной ответственности и корпоративного гражданства (они закреплены в законодательных и нормативных актах/ стандартах и опираются на базовые ценности) и специфичные, вытекающие из персонифицированности людей, организаций и их объединений, событий и явлений (базируются на разделяемых ценностях). В прикладной части работы реализация принципов взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами проиллюстрирована в части взаимосвязи национальных и корпоративных приоритетов примером факта корпоративного гражданства российской авиакомпании «Сибирь» (Б-7). Приведен фрагмент выполненного исследования по публичным организациям - Госкорпорации «Росатом» и группам «Газпром» и «Лукойл», демонстрирующий раскрытие разнообразных принципов взаимодействия. Сделан вывод о преемственности принципов и универсальности ценностей даже при высоком разнообразии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заинтересованные стороны, корпоративное гражданство, социальная ответственность бизнеса, принципы, системность, базовые ценности, разделяемые ценности, ГК «Росатом», группа «Газпром», группа «Лукойл».
Первое
экономическое издательство
principles of business interaction with external stakeholders
Ibragimov G.N.ogly1, Adova I.B. 1
1 Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia
введение
Деятельность организаций в современном мире вне зависимости от их форм собственности и отраслевой принадлежности неизменно сопряжена с влиянием бизнеса на внешнее окружение, и наоборот. Актуализация базовых основ управления социально ориентированной деятельностью организации обусловлена бурным изменением внешней среды, требующей выстраивания правильных отношений с заинтересованными сторонами для достижения постав-
ленных целей. С теоретических позиций принципы взаимодействия организаций с внешними заинтересованными сторонами достаточно изучены, в то же время открытым остается вопрос, находятся ли они под влиянием мегатрендов, а именно изменяются ли в условиях кардинальной смены технологического уклада и трансформации организационно-управленческих устоев.
В отечественной литературе наиболее ярким отражением понимания принципов взаимодействия бизнеса с внешними заинтересованными сторонами и его влияния на внешнее окружение являются работы Э.Л. Павлова [1, 2] (Pavlov, 2019; Pavlov, 2019), И.С. Трапезниковой [3] (Trapeznikova, 2019), А.В. Маркеевой, К.В. Калиновской [4] (Markeeva, Kalinovskaya, 2018), О.В. Кадниковой, Г.Р. Лобкова [5] (Kadnikova, Lobkov, 2018), К.А. Патруниной [6] (Patrunina, 2017), Е.А. Островской [7] (Ostrovskaya, 2017), О.И. Дунаева, В.А. Нагорнова [8] (Dunaev, Nagornov, 2017).
Цель проведенного исследования - обоснование многоуровневости принципов взаимодействия организаций с заинтересованными сторонами. Для ее достижения необходимо провести монографический поиск и обзор релевантных научных источ-
ABSTRACT:_
The article is devoted to the theoretical and applied aspects of the study of the fundamental principles of interaction of organizations with external stakeholders. A critical examination of the stages of relations between organizations and society allowed us to conclude that the next fundamentally different stage, namely corporate citizenship, appeared in the practice of socially-oriented activities of business organizations. The result of a monographic analysis of the methodology of the chosen problem on the basis of detailing the basic principles (openness, relevance, consistency, avoiding conflicts) has been systematized into three groups: general scientific principles (scientific, systematic, comprehensive, objective), special principles related to the phenomenon of social responsibility and corporate citizenship (they are fixed in legislative and normative acts / standards and are based on basic values) and specific people arising from personification her, organizations and their associations, events and phenomena (based on shared values). In the applied part of the work, the implementation of the principles of interaction with external stakeholders is illustrated in the relationship of national and corporate priorities by the example of the fact of corporate citizenship of the Russian airline Siberia (S-7). A fragment of the study on public organizations, the State Atomic Energy Corporation Rosatom and the Gazprom and Lukoil groups, demonstrating the disclosure of various principles of interaction, is given. The conclusion on the continuity of principles and the universality of values, even with high diversity, is drawn.
KEYWORDS: stakeholders, corporate citizenship, business social responsibility, principles, systematic approach, basic values, shared values, Rosatom State Corporation, Gazprom Group, Lukoil Group.
JEL Classification: M11, M14, M21 Received: 10.09.2019 / published: 30.09.2019
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ibragimov G.N.ogly (7-ou0mai[.ru)
CITATION:_
Ibragimov G.N. ogly, Adova I.B. (2019) Printsipy vzaimodeystviya biznesa s vneshnimi zainteresovannymi storonami [Principles of business interaction with external stakeholders]. Liderstvo i menedzhment. 6. (3). - 209-222. doi: 10.18334/Um.6.3.41016
ников, проанализировать их, а также рассмотреть практику бизнеса в этой области и сделать выводы.
Научная новизна заключается в систематизации принципов взаимодействия с заинтересованными сторонами в виде трехуровневой модели, что с практических позиций дает возможность менеджерам организаций более обосновано подходить к формулировке принципов управления с учетом современных реалий.
теоретический обзор
Принцип (лат. рппаршш - основа, начало) представляет собой базовое положение, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения, то есть принцип выступает исходным положением какой-либо теории. Краткая философская энциклопедия определяет этот термин как «основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства» [9] (Gubskiy, ^шЬ^, 1994).
Взаимодействие организаций с внешними заинтересованными сторонами основано на необходимости соблюдения ряда принципов социальной ответственности бизнеса, которые отражают основные положения, характеризующие природу и сущность корпоративных структур и их деятельности по реализации корпоративной социальной ответственности. Формирование принципов социальной ответственности основано на постоянно растущих и меняющихся ожиданиях общества по отношению к бизнес-структурам. Декларация Конференции ООН (1972 год) по проблемам окружающей человека среды содержал 26 принципов, а план действий включал 109 принципов [10] (Nekhoda, 2015).
Принципы социальной ответственности бизнеса в той или иной мере освещаются в российских исследованиях, результаты которых отражены в монографиях санкт-петербургских [11] (Blagov, 2011), московских, томских [10] (Nekhoda, 2015), новосибирских [12] (Khayrullina, Amanzholova, 2016) ученых.
Однако бурное развитие технологий в последние годы, смена организационно-управленческих парадигм требуют некоторого переосмысления ценностных основ социальной деятельности организаций бизнеса.
Так, российскими исследователями было выделено три основных стадии взаимоотношений с социумом, которые каждая организация проходит в процессе своего развития [13] (Tulchinskiy, 2018):
ОБ АВТОРАХ:_
Ибрагимов Гариб Насир оглы, аспирант (7-ou0mail.ru)
Адова Ирина Борисовна, профессор, доктор экономических наук (adovaib0sibmail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Ибрагимов Г.Н. оглы, Адова И.Б. Принципы взаимодействия бизнеса с внешними заинтересованными сторонами // Лидерство и менеджмент. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 209-222. doi: 10.18334/Ит.6.3.41016
• становление бизнеса, когда происходит захват рынков и ресурсов, укрепляются рыночные позиции бизнеса, организации начинают получать первые оценки своей деятельности со стороны общества;
• стадия «самооправдания» характеризуется активным развитием спонсорства и благотворительности, при этом рост социальных инвестиций далеко не всегда сопровождается улучшением рыночной репутации бизнеса и общественного мнения;
• социальное партнерство означает переход от бессистемных денежных расходов к продуманной стратегии социальных инвестиций, и именно здесь развиваются конструктивные социальные связи бизнеса со всеми заинтересованными сторонами и их группами.
Отметим, что вышеназванные факторы предопределили переход к четвертой стадии взаимодействия бизнеса и общества, а именно стадии корпоративного гражданства, когда стратегия бизнеса в сфере взаимодействия с обществом нацелена на обеспечение его устойчивого и эффективного развития, укрепление собственной репутации в роли ответственного гражданина и полноправного участника такого развития [14] (Peregudov).
Принципы социальной ответственности формируются по-разному. В теории большинство ученых придерживается базовых принципов взаимодействия бизнеса с внешней средой, к которым относят: открытость, значимость, системность, недопущение конфликтов [10, 15] (Nekhoda, 2015; Sineva, 2015), каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован (рис. 1). Следование этим принципам предполагает, что проводимая бизнесом социальная политика должна отличаться высокой степенью прозрачности, публичности и независимости.
Организации должны предоставлять обществу достоверную и правдивую информацию о своей деятельности, обеспечивая при этом наличие обратной связи со всеми заинтересованными сторонами. Социальная ответственность бизнеса должна реа-лизовываться последовательно и иметь перманентный характер. Помимо прочего, реализуемые представителями бизнес-среды социальные программы должны носить адресную и целевую направленность, то есть осуществляться в тех сферах, где это действительно необходимо. Реализуемые программы должны быть актуальны, масштабны и эффективны. Наконец, социально ответственный бизнес предполагает ориентацию на недопущение и предупреждение конфликтов.
Отметим, что отдельные принципы в настоящее время трактуются по-иному, иначе говоря, вступают в противоречие с рекомендациями. В частности, принцип недопущения конфликтов в интерпретации Руководства по социальной ответственности при описании проблем добросовестных деловых практик не исключает политической вовлеченности. Подчеркивается лишь необходимость ответственного вовлечения в политику и избегания методов манипулирования, угроз и принуждения; недопущение конфликтов проявляется не через дистанцирование и суверенность, а как недопуще-
Открытость
Транспарентность Достов арность Публечность Коммунецеруемость Подотчетность
Прозрачность осущаствланея социальной полетеке е реализации соцеально значемые енецеатев е проактов Правдевость е недопущенее фаль сефекацее данные о корпоратевной социальной ответственносте Предоставленее общественносте доступа к енформацее о корпоратевной соцеальной ответственносте (за есключенеем конфеденцеальной) Взаемодействее с заентересованныме сторонаме, реалезацея обратной связе Регулярное формерованее е публекацея отчетов о воздействее на общество, экономеку е окружающую среду
Сестемность
Направленность Еденство во времене Еденство в пространстве Регулярность Интагрерованность
Адресность реалезацее соцеальные программ е соцеальные енвестецей Последовательность действей е меропреятей во временном контенеуме; преемственность планов е проектов Соблюденее пренцепов соцеальной ответственносте в органезацее е ее структурах на всее терретореях пресутствея Постоянство е планомерность реалезацее соцеально значемые проектов е программ в рамкае преорететные направ6аней соцеального разветея Соблюданеа пренцепов соцеальной ответственносте во всее безнес-процессае е всее уровняе еарареее
Значемость
Актуальность Масштабность Эффактевность
Востребованность реалезуемые соцеальные программ (удовлетворенее ожеданей) е их своевременность Шерокей оеват заинтарасованных сторон, заметный вклад в разветеа мастного сообщества е общества в целом Потраченные на раалезацею соцеально значемые енецеатев средства должны содействовать рашанею важные проблем, а их результаты - быть подвергнуты регулярной оценка е учету
Недопущенее конфлектов
Дестанцеров анеа Полетечаская на вовлеченность Суверенность
Отстранённость от разлечные конфассей, дуеованства е царкве в целом Игнорерованеа поддержке по6итичаские деятелей, партей, отстрананеа от предвыборные кампаней Отказ от поддержке разного рода неформальные объаденаней (общественные е националистичаские двежаней, фан-клубов е т.п.)
Рисунок 1. Детализация принципов социальной ответственности бизнеса Источник: составлено авторам и по [16] (Bobrova, 21015).
ние коррупции, добросовестной конкуренции, пропаганды социальной ответственности в рамках цепочки создания добавленной стоимости, уважения прав интеллектуальной и материальной собственности [17].
Принципы, правила и нормы ноциально ответств енно го бизнеса не регулируются законодательно, но находят своа отражение и закреплонеа в нормативных документах на уровне специально созданных стандартов и кодексов. Стандарты социальной ответственности бизнеса сформированы с опорой на базовые постулаты, закрепленные в документаа авооритетных межденародных организаций. Это, пнежде все го, Глобальный договор Организации Объединенных Наций, который представляет собой инициативу, направленную на внедрение в общемировую практику бизнеса десяти универсальных принципов социальной ответственности, имеющих доброволь-
ный характер. К их числу относятся поддержка, уважение и защита прав человека и трудовых отношений, противодействие коррупции и охрана окружающей среды [18]. Вступая в Глобальный договор ООН, организации принимают на себя обязательства соблюдать принципы, в нем отраженные, а также ежегодно предоставлять отчеты об их реализации.
Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для транснациональных корпораций, в котором содержатся добровольно применяемые принципы и стандарты ответственного корпоративного поведения. Данное Руководство и его положения ориентированы на поддержку конструктивного вклада бизнес-среды в социально-экономическое развитие регионов и деятельность транснациональных корпораций по охране окружающей среды. В большинстве своем они направлены на укрепление взаимного доверия между предприятиями и местными сообществами. В основе же их лежит содействие бизнеса устойчивому развитию регионов и улучшению инвестиционного климата [19] (Vegera, 2016).
На основе этих и ряда других международных соглашений, хартий и документов были разработаны стандарты корпоративной социальной ответственности (SA 8000:1997, AA 1000 APS, AA1000AS, AA1000SES, GRI).
В России принят национальный стандарт «Руководство по социальной ответственности», идентичный международному стандарту ISO 26000:2010. В соответствии с ним рекомендуется опираться на семь принципов: подотчетности; прозрачности; этического поведения; уважения интересов заинтересованных сторон; принцип соблюдения верховенства закона; соблюдения международных норм поведения; соблюдения прав человека [20].
Этические принципы не «повисают в воздухе» в виде абстрактных ценностей, а конкретизируются и отражают специфику реализации соответствующих управленческих функций в социально ответственных организациях. Более того, 50% респондентов (или 61,2% организаций, имеющих собственный этический кодекс) соотносят единый свод принципов с каждой из заинтересованных сторон. Соответственно, сформулированные организациями этические принципы не «дробятся» по заинтересованным сторонам и соответствующим управленческим функциям, а становятся моральной основой для реализации единой корпоративной стратегии социально ответственного бизнеса.
Практика реализации принципов взаимодействия с заинтересованными сторонами
В настоящее время большинство крупных организаций имеют кодексы корпоративного поведения (кодекс корпоративной этики, этический или моральный кодекс и иные социальные кодексы), отражающие принципы взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами, и, как правило, публикуют нефинансовую отчетность как инструмент демонстрации социально-ответственной деятельности и ее результатов. В
рамках данной статьи затронем два направления, иллюстрирующие реализацию принципов взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами российскими организациями: взаимосвязь национальных и корпоративных приоритетов, а также открытость деятельности и ее результатов для информирования заинтересованных сторон в аспекте раскрытия принципов взаимодействия. В таблице 1 представлена взаимосвязь приоритетных направлений внешней социальной ответственности бизнес-организаций с национальными проектами, реализуемыми в России с мая 2018 года.
Таблица 1
Приоритетные направления внешней социальной ответственности
задачи, решаемые социально ответственными организациями связь с национальными проектами [21]
Направление - развитие региональной инфраструктуры
Финансовая поддержка объектов ЖКХ, культурно-исторического и спортивно-образовательного значения. Развитие инфраструктуры для проведения исследований и разработок в регионах присутствия. Финансирование социально значимых мероприятий и исследований. Нацпроект «Жилье и городская среда». Нацпроект «Образование». Нацпроект «Культура». Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Нацпроект «Цифровая экономика».
Направление - развитие социальной инфраструктуры
Благотворительные акции. Участие в строительстве жилья. Поддержка уязвимых групп населения. Создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям; обязательства, связанные с медицинским и пенсионным страхованием и т.п. Содействие развитию спорта, отдыха и социального сектора (работа с детьми, людьми зрелого возраста и иными уязвимыми группами). Нацпроект «Здравоохранение». Нацпроект «Образование». Нацпроект «Культура». Нацпроект «Демография». Нацпроект «Цифровая экономика».
Направление - природоохранная и экологическая деятельность
Экологизация производства и стратегия постоянного экологического улучшения. Реализация стандартов 1Бй-14000. Минимизация отходности производства. Утилизация отходов. Сохранение и восстановление ландшафта территории. Внедрение оборотного водопользования. Экологическая сертификация и маркировка продукции. Экологическое страхование ответственности. Энергосбережение и энергоэффективность. Нацпроект «Экология». Нацпроект «Культура». Нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». Нацпроект «Цифровая экономика». Нацпроект «Жилье и городская среда».
Источник: составлено авторами.
Таблица 2
Примеры реализации принципов социальной ответственности публичными организациями при взаимодействии с заинтересованными сторонами
организация, адрес официального сайта Принцип Проявление
Госкорпорация «Росатом» (инжиниринговый дивизион) [23] Учет и реагирование Учет запросов и потребностей основных заинтересованных сторон, включая интересы тех, кто не имеет возможности высказать свое мнение (например, будущих поколений), и своевременно реагирует на обоснованные запросы и предложения.
Существенность Взаимодействие со стейкхолдерами по всем существенным вопросам.
Взаимная выгода Стремление выстраивать взаимодействие с заинтересованными сторонами на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Группа «ГАЗПРОМ» [24] Существенность Газпром определяет наиболее значимые темы, влияющие на оценки, решения, деятельность Группы и ее заинтересованных сторон, ранжирует существенные темы по степени их важности и раскрывает их в Отчете.
Вовлеченность Газпром определяет заинтересованные в его деятельности стороны и привлекает их к определению существенных тем Отчета.
Воздействие Это влияние деятельности Группы и/или ее результатов на экономику, окружающую среду, заинтересованные стороны или саму Группу. Существенные темы имеют прямое или косвенное воздействие, которое может быть положительным или отрицательным, ожидаемым или реализованным и т.д.
Реагирование Это своевременная реакция Газпрома на существенные темы и связанные с ними воздействия. Реакция проявляется в решениях его руководства, деятельности Группы, а также в коммуникациях с заинтересованными сторонами.
Группа «ЛУКОЙЛ» [25] Партнерское взаимодействие с государством и обществом участие в разработке проектов и экспертизе законодательных инициатив; в работе консультативных групп и экспертных площадок; реализация программ социальных инвестиций; воздействие на социально-экономическое развитие местных сообществ, включая права человека, цепочку поставок, безопасность и качество продукции.
Достижение долгосрочного устойчивого эффективного развития Разделение целей устойчивого развития-2030 ООН, интеграция управления рисками и аспектами устойчивого развития в бизнес-модель и стратегию Компании.
Прозрачность деятельности и информационная открытость Регулярное информирование инвестиционного и финансового сообщества с использованием различных каналов; подготовка отчетов по стандартам ЭР!.
Источник: составлено авторами по данным публичной отчетности организаций.
Примером взаимосвязи национальных и корпоративных приоритетов может служить инициатива по восполнению лесов, которую с 1 августа 2019 года реализует крупнейшая частная авиакомпания России «S7 Airlines». Эта инициатива направлена на восстановление лесов после пожаров [22]. Тем самым частная компания вносит свой вклад в реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология», к числу целевых индикаторов которого относится увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений [21].
Как показал анализ отчетности об устойчивом развитии публичных организаций, они либо констатируют реализацию принципов GRI (например, ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, ПАО «НОВАТЭК» и др.), либо следуют собственным принципам, которые не противоречат стандартам (табл. 2).
заключение
Соблюдение принципов социальной ответственности позволяет бизнесу создавать и поддерживать достойные условия труда его сотрудников, выступать в роли двигателя позитивных перемен в социально значимых сферах общественной жизни, а также содействовать обеспечению устойчивости регионального развития территориальных систем.
В целом отметим, что организации формируют принципы, исходя из системы разделяемых ценностей.
Следуя общеметодологической логике и парадигме научных исследований, на наш взгляд, уместно принципы подразделять на три группы:
• общенаучные принципы (научности, системности, комплексности, объективности);
• особенные принципы, связанные с феноменом социальной ответственности и корпоративного гражданства (они закреплены в законодательных и нормативных актах/стандартах и опираются на базовые ценности);
• специфичные, вытекающие из персонифицированности людей, организаций и их объединений, событий и явлений (базируются на разделяемых ценностях).
При этом внимание должно быть акцентировано не столько на выборе между принципами справедливости и эффективности, а на поиске оптимального соотношения между ними, а также разумного распределения полномочий и ответственности между заинтересованными сторонами.
ИСТОЧНИКИ:
1. Павлов Э.Л. Корпоративная социальная ответственность в электроэнергетике Европы // Российское предпринимательство. - 2019. - № 1. - с. 431-446. - doi: 10.18334/rp.20.1.39803.
2. Павлов Э.Л. Пути развития социальной ответственности азиатских нефтяных компаний в странах Африки // Экономические отношения. - 2019. - № 3. - doi: 10.18334/eo.9.3.40701.
3. Трапезникова И.С. Современная модель социальной ответственности российского
бизнеса в разрезе формирования квалифицированного трудового ресурса территории присутствия // Экономика труда. - 2019. - № 2. - с. 689-698. - doi: 10.18334/ et.6.2.39794.
4. Маркеева А.В., Калиновская К.В. Модернизация корпоративной социальной от-
ветственности на различных этапах жизненного цикла организации // Креативная экономика. - 2018. - № 11. - с. 1833-1854. - doi: 10.18334/ce.12.11.39532.
5. Кадникова О.В., Лобков Г.Р. Современное состояние корпоративной социальной
ответственности в России и Германии // Лидерство и менеджмент. - 2018. - № 3. -с. 105-114. - doi: 10.18334/lim.5.3.39513.
6. Патрунина К.А. Корпоративная социальная ответственность в реализации проек-
тов государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. - 2017. - № 3. - с. 165-178. - doi: 10.18334/ppp.4.3.38448.
7. Островская Е.А. Корпоративная социальная ответственность: развитие в России в
новых экономических условиях // Государственно-частное партнерство. - 2017. -№ 2. - с. 103-110. - doi: 10.18334/ppp.4.2.38145.
8. Дунаев О.И., Нагорнов В.А. Гармонизация практики корпоративной социальной
ответственности для достижения целей устойчивого развития // Государственно-частное партнерство. - 2017. - № 2. - с. 93-102. - doi: 10.18334/ppp.4.2.38147.
9. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс,
1994. - 576 с.
10. Нехода Е.В. Теория и практика корпоративной социальной ответственности. -Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. - 340 с.
11. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. / Высшая школа менеджмента СПбГУ. 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. - 272 с.
12. Хайруллина М.В., Аманжолова Б.А. Современная экономика и управление: институты, инновации, технологии: Совершенствование функций и методов управления в условиях инновационно-технологического развития экономики. / Коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. - 502 с.
13. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. - М.: Юрайт, 2018. - 338 с.
14. Перегудов С.П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. Civisbook.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rivisbook.ru/ files/File/Peregudov_gl.1.pdf.
15. Синева Л.Н. Корпоративная социальная ответственность. / конспект лекций. - Н. Новгород, 2015. - 70 с.
16. Боброва Е.Ф. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества // Университетская наука - региону наука - региону: сб. тр. науч.-пр. конференции. - Ставрополь: Фабула, 2015. - 330 с. - С. 27-31.
17. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности; утв. пр. ФАТРиМ от 29.11.2012 № 1611-ст
18. Международный стандарт «Социальная ответственность организации». Требования CSR/КСО. Ksovok.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ksovok. com/doc/standart_international_kso_full_quality.doc.
19. Вегера С.Г. Стандарты корпоративной социальной ответственности: сущность, состав, классификация // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. - 2016. - № 5. - c. 116-122.
20. Национальный стандарт Российской Федерации «Руководство по социальной ответственности». / ИСО 26000:2010. - М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 2010. - 128 c.
21. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. - М., 2019. - 56 c.
22. Мы - Сибирь. S7 Airlines возвращает свое имя для сохранения сибирских лесов. Официальный сайт авакомпании «Сибирь». [Электронный ресурс]. URL: https:// www.s7.ru/siberia.
23. Официальный сайт Госкорпорации «Росатом». [Электронный ресурс]. URL: https:// ase-ec.ru.
24. Официальный сайт ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: http://www. gazprom.ru/.
25. Официальный сайт ПАО «Лукойл». [Электронный ресурс]. URL: http://www.lukoil.ru.
REFERENCES:
Natsionalnyeproekty: tselevyepokazateli i osnovnye rezultaty [National projects: objectives and main results] (2019). M.. (in Russian). Natsionalnyy standart Rossiyskoy Federatsii «Rukovodstvo po sotsialnoy otvetstvenno-sti» [National standard of the Russian Federation "Guidance on social responsibility"] (2010). M.: Federalnoe agentstvo po tekhnicheskomu regulirovaniyu i me-trologii. (in Russian).
Blagov Yu.E. (2011). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost: evolyutsiya kontsept-sii [Corporate social responsibility: evolution of a concept] SPb.: Izd-vo «Vysshaya shkola menedzhmenta». (in Russian). Bobrova E.F. (2015). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost: suschnost, printsipy, preimuschestva [Corporate social responsibility: the essence, principles, advantages] University science- regional science - the region. 27-31. (in Russian). Dunaev O.I., Nagornov V.A. (2017). Garmonizatsiya praktiki korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti dlya dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya [Harmonization of practices of corporate social responsibility to achieve sustainable development goals]. Journal of Public-Private Partnership. 4 (2). 93-102. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.4.2.38147.
Gubskiy E.F., Korableva G.V. (1994). Kratkaya filosofskaya entsiklopediya [Concise encyclopedia of philosophy] M.: Progress. (in Russian).
Kadnikova O.V., Lobkov G.R. (2018). Sovremennoe sostoyanie korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v Rossii i Germanii [The modern state of corporate social responsibility in Russia and Germany]. Leadership and management. 5 (3). 105-114. (in Russian). doi: 10.18334/lim.5.3.39513.
Khayrullina M.V., Amanzholova B.A. (2016). Sovremennaya ekonomika i upravlenie: instituty, innovatsii, tekhnologii: Sovershenstvovanie funktsiy i metodov upravleni-ya v usloviyakh innovatsionno-tekhnologicheskogo razvitiya ekonomiki [Modern Economics and management: institutions, innovation, technology: to improve the functions and methods of management in conditions of innovative-technological development of economy] Novosibirsk: Izd-vo NGTU. (in Russian).
Markeeva A.V., Kalinovskaya K.V. (2018). Modernizatsiya korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti na razlichnyh etapakh zhiznennogo tsikla organizat-sii [Modernization of corporate social responsibility at different stages of organization lifecycle]. Creative economy. 12 (11). 1833-1854. (in Russian). doi: 10.18334/ ce.12.11.39532.
Nekhoda E.V. (2015). Teoriya i praktika korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [Theory and practice of corporate social responsibility] Tomsk: Izdatelskiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. (in Russian).
Ostrovskaya E.A. (2017). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost: razvitie v Rossii v novyh ekonomicheskikh usloviyakh [Corporate social responsibility: development in Russia in the new economic conditions]. Journal of Public-Private Partnership. 4 (2). 103-110. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.4.2.38145.
Patrunina K.A. (2017). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost v realizatsii proek-tov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Corporate Social Responsibility in the implementation of Public-Private Partnership projects]. Journal of Public-Private Partnership. 4 (3). 165-178. (in Russian). doi: 10.18334/ppp.4.3.38448.
Pavlov E.L. (2019). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost v elektroenerge-tike Evropy [Corporate social responsibility in the electric power industry of Europe]. Russian Journal of Entrepreneurship. 20 (1). 431-446. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.1.39803.
Pavlov E.L. (2019). Puti razvitiya sotsialnoy otvetstvennosti aziatskikh neftyanyh kom-paniy v stranakh Afriki [The development of social responsibility of Asian oil companies in Africa]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40701.
Sineva L.N. (2015). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost [Corporate social responsibility] N. Novgorod. (in Russian).
Trapeznikova I.S. (2019). Sovremennaya model sotsialnoy otvetstvennosti rossiyskogo bi-znesa v razreze formirovaniya kvalifitsirovannogo trudovogo resursa territorii prisut-stviya [The modern model of social responsibility of Russian business in the context of the formation of a skilled labor force of the territory of presence]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 689-698. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.39794.
Tulchinskiy G.L. (2018). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost: tekhnologii i otsen-ka effektivnosti [Corporate social responsibility: technologies and performance evaluation] M.: Yurayt. (in Russian).
Vegera S.G. (2016). Standarty korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti: suschnost, sos-tav, klassifikatsiya [Standards of corporate social responsibility: essence, composition, classification]. Bulletin of the Polotsk State University. Series D. Economic and legal sciences. (5). 116-122. (in Russian).