Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ И В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ И В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай Азиатский Тихоокеанский регион / Один Пояс один путь / Тихоокеанское кольцо / Тихоокеанский бассейн. / Xitoy Osiyo Tinch okeani mintaqasi / Bir belbog' / bir yo'l / Tinch okeani halqasi / Tinch okeani havzasi.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лейла Аллаёрова

В данной статье рассматриваются основные принципы внешней политики Китая в азиатско-тихоокеанском регионе, который является ключевым направлением деятельности китайских властей. Китай, как крупная и влиятельная страна, активно участвует в процессах, происходящих в регионе, и стремится укрепить свою позицию на мировой арене. Это делает его политику особенно важной для понимания динамики международных отношений в Азии и Тихоокеанском регионе. Важным аспектом внешней политики Китая в данном регионе является стремление к развитию экономического сотрудничества и росту торговых отношений. Китай активно взаимодействует с другими странами в области торговли, инвестиций и экономического развития, что способствует укреплению его экономической позиции в регионе. Кроме того, Китай активно участвует в реализации инфраструктурных проектов, таких как инициатива "Один пояс, один путь", что способствует укреплению экономической интеграции в регионе. В целом, принципы внешней политики Китая в азиатско-тихоокеанском регионе направлены на поддержание мирных отношений, стабильности и развития сотрудничества с соседними странами. Китай играет важную роль в региональных процессах и способствует укреплению многостороннего сотрудничества в области экономики, политики и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XITOYNING OSIYO-TINCH OKEANI MINTAQASI VA MARKAZIY OSIYODAGI TASHQI SIYOSATINING TAMOYILLARI

Ushbu maqola Xitoy hukumati faoliyatining asosiy yo'nalishi bo'lgan Osiyo-Tinch okeani mintaqasidagi Xitoy tashqi siyosatining asosiy tamoyillarini ko'rib chiqadi. Xitoy yirik va nufuzli davlat sifatida mintaqada kechayotgan jarayonlarda faol ishtirok etib, jahon miqyosida o‘z mavqeini mustahkamlashga intiladi. Bu uning siyosatini Osiyo va Tinch okeanidagi xalqaro munosabatlar dinamikasini tushunish uchun ayniqsa muhim qiladi. Xitoyning ushbu mintaqadagi tashqi siyosatining muhim jihati iqtisodiy hamkorlikni rivojlantirish va savdo aloqalarini oshirishga intilishdir. Xitoy boshqa davlatlar bilan savdo, sarmoya va iqtisodiy rivojlanish sohalarida faol hamkorlik qiladi, bu esa mintaqadagi iqtisodiy mavqeini mustahkamlashga yordam beradi. Bundan tashqari, Xitoy mintaqada iqtisodiy integratsiyani mustahkamlashga yordam beradigan “Bir kamar va yoʻl” tashabbusi kabi infratuzilma loyihalarida faol ishtirok etmoqda. Umuman olganda, Xitoyning Osiyo-Tinch okeani mintaqasidagi tashqi siyosati tamoyillari qo‘shni davlatlar bilan tinch-totuv munosabatlar, barqarorlikni saqlash va hamkorlikni rivojlantirishga qaratilgan. Xitoy mintaqaviy jarayonlarda muhim rol o‘ynaydi va iqtisodiyot, siyosat va xavfsizlik sohalarida ko‘p tomonlama hamkorlikni mustahkamlashga hissa qo‘shadi.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ И В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

XITOYNING OSIYO-TINCH OKEANI MINTAQASI VA MARKAZIY OSIYODAGI TASHQI SIYOSATINING TAMOYILLARI

Leylo Allayorova

Tayanch doktorant Toshken t davlat sharqsh unosl ik un iversiteti E-mail: l. allayorova@gmail. com ORCID: https://orcid. ors/0009-0006-3541 -9671

Tel: +998 97 462-01-01

Ilmiy rahbar: Natalya Karimova

Toshkent davlatsharqshunoslikuniversiteti professori

Tel.+998 90 910-70-24 Toshkent, O 'zbekiston

Annotatsiya. Ushbu maqola Xitoy hukumati faoliyatining asosiy yo'nalishi bo'lgan Osiyo-Tinch okeani mintaqasidagi Xitoy tashqi siyosatining asosiy tamoyillarini ko'rib chiqadi. Xitoy yirik va nufuzli davlat sifatida mintaqada kechayotgan jarayonlarda faol ishtirok etib, jahon miqyosida o'z mavqeini mustahkamlashga intiladi. Bu uning siyosatini Osiyo va Tinch okeanidagi xalqaro munosabatlardinamikasini tushunish uchun ayniqsamuhim qiladi.

Xitoyning ushbu mintaqadagi tashqi siyosatining muhim jihati iqtisodiy hamkorlikni rivojlantirish va savdo aloqalarini oshirishga intilishdir. Xitoy boshqa davlatlar bilan savdo, sarmoya va iqtisodiy rivojlanish sohalarida faol hamkorlik qiladi, bu esa mintaqadagi iqtisodiy mavqeini mustahkamlashga yordam beradi. Bundan tashqari, Xitoy mintaqada iqtisodiy integratsiyani mustahkamlashga yordam beradigan "Bir kamar va yo'l" tashabbusi kabi infratuzilma loyihalarida faol ishtirok etmoqda.

Umuman olganda, Xitoyning Osiyo-Tinch okeani mintaqasidagi tashqi siyosati tamoyillari qo'shni davlatlar bilan tinch-totuv munosabatlar, barqarorlikni saqlash va hamkorlikni rivojlantirishga qaratilgan. Xitoy mintaqaviy jarayonlarda muhim rol o'ynaydi va iqtisodiyot, siyosat va xavfsizlik sohalarida ko'p tomonlama hamkorlikni mustahkamlashga hissa qo 'shadi.

Kalitso'zlar:Xitoy Osiyo Tinch okeani mintaqasi, Birbelbog', biryo'l, Tinch okeani halqasi, Tinch okeani havzasi.

ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ И В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Лейла Аллаёрова

Базовый докторант Ташкентский государственный университет востоковедения Электронная почта: l.allayorova@gmail.com ОРЦИД: https://orcid. org/0009-0006-3541-9671

Телефон: +998 97 462-01-01

Научный руководитель: Наталья Каримова

Профессор

Ташкентского государственного университета востоковедения

Тел. +998 90 910-70-24.

Ташкент, Узбекистан

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные принципы внешней политики Китая в азиатско-тихоокеанском регионе, который является ключевым направлением деятельности китайских властей. Китай, как крупная и влиятельная страна, активно участвует в процессах, происходящих в регионе, и стремится укрепить свою позицию на мировой арене. Это делает его политику особенно важной для понимания динамики международных отношений в Азии и Тихоокеанском регионе.

Важным аспектом внешней политики Китая в данном регионе

является стремление к развитию экономического сотрудничества и росту

торговых отношений. Китай активно взаимодействует с другими странами

в области торговли, инвестиций и экономического развития, что

способствует укреплению его экономической позиции в регионе. Кроме того,

Китай активно участвует в реализации инфраструктурных проектов, таких

как инициатива "Один пояс, один путь", что способствует укреплению

экономической интеграции в регионе. www.sharqiurnali.uz

В целом, принципы внешней политики Китая в азиатско-тихоокеанском регионе направлены на поддержание мирных отношений, стабильности и развития сотрудничества с соседними странами. Китай играет важную роль в региональных процессах и способствует укреплению многостороннего сотрудничества в области экономики, политики и безопасности.

Ключевые слова: Китай Азиатский Тихоокеанский регион, Один Пояс один путь, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский бассейн.

ВВЕДЕНИЕ.

Азиатско-Тихоокеанский регион - относительно новое понятие, возникшее как геополитический термин во второй половине XX века. Возрастающий интерес к АТР сегодня обусловлен усилением динамики экономических процессов в регионе, появлением в нем новых государств влияния, обострением военно -политического соперничества в этом обширном мировом регионе и возможностью смещения центра международной финансовой и деловой активности в АТР. Существует три подхода к определению границ Азиатско-Тихоокеанского региона: политический, географический и экономический. Для приверженцев первого подхода определение границ АТР - вопрос не принципа, а самой идеи. Целостность и состав АТР обосновывают представители двух других подходов. С географической точки зрения АТР - понятие расплывчатое, и самая большая проблема заключается в определении его границ. Это связано с тем, что многие страны и субрегионы напрямую влияют на их включение в АТР1. Для большинства ученых термины "Тихоокеанский бассейн", "Тихоокеанский регион" и "Тихоокеанское кольцо" часто являются синонимами АТР. В связи с размерами региона в его границах принято выделять субрегионы и

1 «Дай хэпин, фачжань, хэцзо дэ цицжи ся: чжунго чжаньлюэ цзиюйци дэ дуйвай чжаныпоэ юуншу» (Под знаменем мира, развития и сотрудничества; Обзор внешнеполитической стратегии Китая в эпоху стратегических возможностей) / Под. ред. Чжэнь Бицзяна. - Пекин, 2004; www.sharqiurnali.uz

подсистемы. В целом подсистемами являются Азия, Северная Америка, Южная Америка и Мировой океан. Чаще всего выделяют страны Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Южной Америки, Австралии и Океании. Среди американских ученых нет единого мнения о границах региона, и количество стран, входящих в АТР, колеблется от 15 до 61. Многие ученые выступают за включение в АТР Тихоокеанской Латинской Америки, но исключают Монголию и Индокитай. Китайские ученые при упоминании Северо-Восточной Азии или использовании термина АТР предпочитают включать в него Южную Азию, Юго-Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Северо-Восточную Азию, Австралию и Новую Зеландию2. Важно отметить, что в состав АТР входят несколько великих держав, таких как США, Россия, Япония и Китай, которые определяют не только региональный, но и глобальный баланс сил. К ним следует добавить страны с быстро растущим экономическим, политическим и военным весом (например, Южная Корея и страны АСЕАН). Кроме того, тяжелым бременем ложится тот факт, что в регионе проживает 54% населения Земли и производится около 57% мирового валового внутреннего продукта. Страны региона имеют самые высокие темпы экономического роста. Следует также учитывать, что в восточноазиатской части АТР имеется большой ракетно -ядерный потенциал (США, Россия и Китай), а Япония обладает научно -техническим потенциалом для создания ядерного оружия и средств его доставки. В то же время ракетно -ядерный потенциал США и России ограничен соответствующими российско-американскими соглашениями о ликвидации стратегических наступательных вооружений и ракет средней и малой дальности. Китай же не связан никакими контрольными обязательствами, и теоретически его ядерный потенциал может не только достичь, но и превысить нынешний американо -российский уровень.3 В нашем исследовании мы имеем в виду Северо-Восточную и Юго-Восточную

2 Симония Н. А., Торкунов А. В. Новый мировой порядок: от биполярности к многополюсности //Полис. Политические исследования. - 2015. - №. 3. - С. 27-37.

3 Примаков Н. М. На горизонте многополярный мир. Независимая газета, 22.10.2004. С 76. www.sharqiurnali.uz

Азию, которые наиболее вовлечены в субрегиональные политические процессы, а также Австралию и Океанию, участвующие в региональной интеграции на уровне АТЭС. К Северо -Восточной Азии относятся Япония, Корейская Народно-Демократическая Республика, Китай и Монголия, а к Юго-Восточной - Малайзия, Сингапур, Филиппины, Индонезия, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Бирма.4 Геополитический регион Центральной Азии представляет собой обширную территорию, расположенную в центре Евразийского континента и не имеющую прямого выхода к мировому океану.

Рассмотрим межгосударственные отношения между Китаем и Японией. Китайско -японские отношения являются реальным примером того, что тесное экономическое сотрудничество не является гарантией преодоления разногласий. В течение последних 25 лет правительства двух стран прилагали весьма плодотворные усилия для построения прочных экономических отношений. Это принесло свои плоды. Хотя японские финансовые инвестиции сыграли важную роль в беспрецедентном подъеме китайской экономики, политическая ситуация практически всегда оставалась напряженной, продолжались организованные конфликты и столкновения по различным, порой пустяковым причинам. Однако благодаря разработанной двумя странами концепции "разделения политики и экономики" эти противоречия почти всегда удавалось устранить без ущерба для экономического сотрудничества. Очевидно, что китайско -японские отношения сыграли важную роль в развитии и интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона. Вслед за восстановлением отношений с Индией Китай стремится нормализовать отношения с Вьетнамом. Отношения, обострившиеся в результате китайско-вьетнамского конфликта и споров о принадлежности островов южного китайского моря, привели в 1991 г. к "недостаточной нормализации", которую обе стороны расценили как "недостаточную". В

4 Салицкий А.И. Внешнеэкономическая стратегия КНР // Китай в мировой политике. М., 2003. С 86. www.sharqjurnali.uz

конце сентября 2000 г. премьер -министр Вьетнама Фан Ван Кхой посетил Китай. В ходе этого визита председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что у двух стран есть общие взгляды и позиции на построение социализма в соответствии с национальными реалиями.5 Соседство и партнерство - политика Китая в отношениях с соседями В конце 1980-х - начале 1990-х годов в результате серьезных изменений на внутренней и мировой арене Китай стал проводить более открытую и взвешенную внешнюю политику в отношении своих соседей, выступая за предотвращение новых и разрешение существующих конфликтов политическими средствами, избегая прямого участия в конфликтных ситуациях, выступая за разрешение существующих конфликтов следующими способами Главной целью китайского руководства было обеспечение стабильности внутри страны и особенно на границах. С этой целью Китай был крайне заинтересован в развитии отношений с Индией. С этой целью Китай и Индия подписали два соглашения в 1993 и 1996 годах. Эти два документа выполняли скорее функцию предотвращения конфликтов, чем меры по укреплению доверия. Тем не менее, соглашения создали политико -правовую основу для дальнейших переговоров по пограничным вопросам и развитию двусторонних отношений и внесли определенный позитивный вклад в поддержание мира и стабильности в Южной Азии.6 Важным моментом в китайско-индийских отношениях стала Декларация о принципах китайско -индийских отношений и всестороннего сотрудничества, подписанная в 2003 году. Следует отметить, что отношения с соседями у Китая складываются лучше, чем друг с другом. Примером могут служить Индия и Пакистан.7

В январе 2024 года Узбекистан и Китай будут отмечать 32-ю годовщину установления дипломатических отношений. Отрадно отметить, что в последние годы углубляется многоплановое сотрудничество

5 Салиев А.Л. Восточный вектор внешней политики Кыргызстана: Азиатско -Тихоокеанский регион и Ближний Восток, 2011. C.122

6 Яскина Г. С. Россия Китай Индия: перспективы трехстороннего сотрудничества// Проблемы Дальнего Востока,2003, № 1.

7 Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. Спб. Питер, 2004. С.27. www.sharqjurnali.uz

практически во всех областях, включая торговлю, инвестиции, энергетику, транспорт и связь. Эта тенденция позволяет с оптимизмом и уверенностью смотреть в будущее узбекско -китайских отношений. Несмотря на последствия пандемии, две страны не только сохранили тенденцию к укреплению всеобъемлющего стратегического партнерства, но и преуспели в совместном определении новых аспектов практического обмена.

Важным фактором динамичного развития двустороннего сотрудничества является активный политический диалог на высшем уровне. В мае 2017 г. Президент Узбекистана Мирзиёев совершил свой первый официальный визит в Китай, в ходе которого провел плодотворные переговоры с Председателем КНР Си Цзиньпином. Лидеры двух стран определили приоритетные направления сотрудничества на ближайшие годы в целях углубления двустороннего всеобъемлющего стратегического партнерства. Новый импульс развитию узбекско -китайских отношений придала встреча Президента Мирзиёева с Председателем КНР Си Цзиньпином в рамках саммита ШОС, состоявшегося в Циндао в 2018 году, а также встреча двух лидеров, состоявшаяся в ходе участия руководителей Узбекистана в международном форуме "Один пояс - один путь", проходившем в Пекине в 2019 году определили "новые точки" для дальнейшего укрепления многопланового сотрудничества. В ходе телефонного разговора 7 мая 2020 года лидеры Узбекистана и Китая подробно обсудили широкий круг практических вопросов двусторонней повестки дня. В результате была достигнута взаимная договоренность об активных обменах в борьбе с Ковид-19 и его последствиями, а также об укреплении сотрудничества в области торговли, инвестиций и экономики в условиях пандемии. Президент Узбекистана Мирзиёев и Председатель КНР Си Цзиньпин выразили глубокое удовлетворение и признательность за взаимную поддержку и гуманитарную помощь, оказанную в самый сложный период борьбы с коронавирусной инфекцией. Лидеры двух стран отметили, что это является новым

свидетельством укрепления узбекско -китайских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства, основанного на принципах дружбы, взаимного уважения и доверия. Президент Республики Узбекистан Мирзиёев принял участие в Саммите глав государств и правительств государств -членов Шанхайской организации сотрудничества 10 ноября 2020 года. Выступления лидеров Узбекистана и Китая на этом мероприятии подтвердили близость или схожесть позиций двух стран по актуальным вопросам обеспечения безопасности и устойчивого развития на обширном пространстве ШОС. На межправительственном уровне состоялся ряд двусторонних переговоров, направленных на реализацию того, что было согласовано на высшем уровне. Созданы все условия для качественного улучшения межпарламентских связей между двумя странами. Расширились и практические обмены между министерствами иностранных дел Узбекистана и Китая.

Последовательная реализация договоренностей, достигнутых между Президентом Республики Узбекистан Мирзиёевым и Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, позволила сохранить высокую динамику двустороннего сотрудничества в области торговли, экономики и инвестиций благодаря общим усилиям двух стран в 2020 году пандемия и взаимодействия Китая удалось свести к минимуму. Об этом свидетельствует ряд позитивных тенденций в двустороннем сотрудничестве в этих областях. Во -первых, в течение последних трех лет Китай сохраняет позицию торгового партнера Узбекистана номер один. До пандемии ежегодный двусторонний товарооборот увеличивался в среднем на 30-40%, в 2020 году на фоне "Ковида-19" взаимная торговля несколько снизилась. Китай также остается крупнейшим экспортным рынком Узбекистана. В частности, по данным Госкомстата Республики Узбекистан, в 2020 году на долю Китая приходилось 12,8% от общего объема внешней торговли Узбекистана. В соответствии с этим можно отметить не только количественные, но и качественные изменения во взаимной торговле. Во -первых, увеличились

объемы и наименования готовой и сельскохозяйственной продукции Узбекистана, поставляемой на китайский рынок. Во -вторых, в целях ускорения технологической модернизации и диверсификации узбекской экономики активизируется сотрудничество между Узбекистаном и Китаем в области инвестиций и современных технологий, для ускорения технологической модернизации и диверсификации узбекской экономики, а также для увеличения экспортного потенциала страны. Ежегодные темпы роста китайских инвестиций в Узбекистан колеблются в пределах 40-50%. В настоящее время китайские ПИИ, наряду с капиталом других крупных партнеров Узбекистана, активно работают во многих секторах узбекской экономики. К ним относятся нефтегазовая промышленность, химическая промышленность, производство строительных материалов, фармацевтика, сельское хозяйство и легкая промышленность. Узбекистан и Китайская Народная Республика имеют огромный, пока нереализованный потенциал сотрудничества в области инвестиций и передовых технологий. В своем парламентском послании президент Узбекистана Мирзиёев поставил задачу привлечения иностранных инвестиций на общую сумму 23 млрд. долл. в 2021 году. В результате в Узбекистане планируется ввести в строй 226 крупных промышленных и инфраструктурных объектов. Одновременно планируется строительство сотен современных предприятий по производству текстиля, строительной, кожевенной, обувной, пищевой и фармацевтической продукции, а также запуск новых электростанций во многих регионах страны. Несомненно, одним из ключевых факторов динамичного развития сотрудничества между Узбекистаном и Китаем в области торговли, экономики и инвестиций является проводимая в Узбекистане либерализация национальной экономики. Ведется комплексная работа по гармонизации национальной нормативно -правовой базы с международными стандартами. Принимаются меры по совершенствованию и упрощению тарифов, налогового регулирования, процедур импорта и экспорта, созданию "зеленого

коридора". Пандемия коронавируса оказала серьезное влияние на мировую экономику и торговлю, нарушив глобальные и региональные производственные цепочки, и торговые связи на церемонии открытия Всемирной выставки в Шанхае в ноябре 2020 года Президент Мирзиёев заявил, что Узбекистан будет обеспечивать стабильность торговли, устранять торговые барьеры и укреплять взаимосвязь между национальными экономиками. Он отметил, что высоко оценивает новую стратегическую линию председателя КНР Си Цзиньпина, направленную на укрепление взаимосвязанности. Сегодня в рамках инициативы "Один пояс - один путь" важно объединить усилия по укреплению региональной и межрегиональной взаимосвязанности путем формирования сети "сухих портов", логистических, оптовых и распределительных центров. Одним из ключевых результатов совместной работы в этой области является создание нового интермодального транспортного коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан, призванного ускорить разработку проекта строительства железной дороги по этому маршруту. При этом, как подчеркнул президент Узбекистана Мирзиёев, идея создания нового транспортного коридора, связывающего железнодорожные системы Центральной и Южной Азии, имеет большое значение. В мае 2021 года по инициативе глав государств Узбекистана была проведена международная конференция высокого уровня "Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязь; вызовы и возможности". В мероприятии приняли участие представители правительств иностранных государств, эксперты и научные круги из более чем 30 стран.

Межрегиональное сотрудничество Узбекистана и Китая становится новой "движущей силой" развития всеобъемлющего стратегического партнерства между Узбекистаном и Китаем, и в период с 2017 года до начала пандемии в начале 2020 года отрадным событием является визит глав 14 регионов Узбекистана в китайские провинции и крупные города. В результате взаимных усилий на этом направлении был подписан ряд двусторонних

соглашений о реализации более 150 перспективных совместных проектов. Многие из них, в частности, предприятия, выпускающие промышленную продукцию на экспорт, уже начали практическую работу или ведется подготовка к их запуску. В то же время с рядом провинций были достигнуты договоренности о сотрудничестве в области подготовки и развития кадров по специализированным направлениям, необходимым для социально-экономического развития регионов Китая. К ним относятся "умное" сельское хозяйство, "умные" технологии, семеноводство, водосберегающие и энергосберегающие технологии, медицина и здравоохранение. Как показывают результаты 2020 года, для решения новых задач необходимы новые решения. Успешный опыт Китая в борьбе с эпидемиями создал объективные условия для развития плодотворного сотрудничества между двумя странами в этой области. Под руководством Председателя КНР Си Цзиньпина китайский народ не только успешно справился с эпидемией новой коронавирусной инфекции, но и стал первой крупной страной, достигшей экономического роста к концу 2020 года. Как отметил в своем выступлении Президент Республики Узбекистан Шахкат Мирзиёев, Узбекистан будет уделять особое внимание здравоохранению как одному из ключевых приоритетов на 2021 год. Продолжение борьбы с эпидемиями - важнейший приоритет на 2021 год, который включает в себя повышение качества санитарно-эпидемиологических услуг и развитие материально -технической базы, в том числе создание современных научных центров. Кроме того, планируется расширение масштабов цифровизации в здравоохранении Узбекистана, включая внедрение телеуслуг, электронного делопроизводства в поликлиниках и больницах. На основе телемедицинских технологий будет налажена связь между специализированными центрами и их местными филиалами, расширены возможности диагностики и лечения в сельской местности. В этой связи стоит отметить, что в рамках саммита ШОС в ноябре 2020 года президент страны С.М. Мирзиёев предложил разработать

концепцию сотрудничества в области телемедицины. При этом важно отметить, что документ предусматривает обучение врачей методам телемедицины для лечения различных заболеваний и обмен опытом в этой области. Новым направлением обмена между Узбекистаном и Китаем является борьба с бедностью. Успешный опыт китайцев в этой области должен вызывать искреннее восхищение. Как отметил Председатель КНР Си Цзиньпин, Китай одержал крупную победу в достижении намеченных целей по сокращению бедности: за восемь лет из бедности выведено все бедное сельское население, почти 100 млн. человек вырвались из нищеты. Ликвидированы все бедные провинции, включенные в специальный список. Ликвидирована как абсолютная, так и региональная бедность. В декабре 2020 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая в парламенте страны, подчеркнул, что основной целью экономических реформ в 2021 году является снижение уровня бедности и повышение благосостояния населения. В связи с этим будет внедряться комплексный подход и новые методы, включая социальную защиту, а также образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, доступ к чистой питьевой воде, энергоресурсам и дорожной инфраструктуре. Следует отметить, что между соответствующими министерствами обеих стран установлены практические контакты и осуществляется обмен опытом в этой области. В целях повышения материальной значимости обменов в этой области предполагается принять план совместных мероприятий на ближайшие годы. В последние годы сотрудничество между Узбекистаном и Китаем получило новое развитие. Республика Узбекистан сохраняет приверженность соглашению о дальнейшем углублении всеобъемлющего стратегического партнерства с Китаем, и отрадно видеть такие позитивные сдвиги в год 30-летия независимости. Хочу подчеркнуть, что наступающий год станет важным этапом для обеих стран, а в 2024 году исполнится 32 года со дня установления дипломатических отношений. Очевидно, что совместными усилиями Узбекистан и Китай смогут

достойно встретить этот исторический день и наполнить двустороннее сотрудничество новым практическим содержанием на благо государств и народов обеих стран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. «Дай хэпин, фачжань, хэцзо дэ цицжи ся: чжунго чжаньлюэ цзиюйци дэ дуйвай чжаныпоэ юуншу» (Под знаменем мира, развития и сотрудничества; Обзор внешнеполитической стратегии Китая в эпоху стратегических возможностей) / Под. ред. Чжэнь Бицзяна. - Пекин, 2004;

2. Симония Н. А., Торкунов А. В. Новый мировой порядок: от биполярности к многополюсности //Полис. Политические исследования. - 2015. - №№. 3. - С. 27-37.

3. Примаков Н. М. На горизонте многополярный мир. Независимая газета, 22.10.2004. С 76.

4. Салицкий А.И. Внешнеэкономическая стратегия КНР // Китай в мировой политике. М., 2003. С 86.

5. Салиев А.Л. Восточный вектор внешней политики Кыргызстана: Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток, 2011. С. 122

6. Яскина Г. С. Россия Китай Индия: перспективы трехстороннего сотрудничества// Проблемы Дальнего Востока,2003, № 1.

7. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. Спб. Питер, 2004. С.27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.