Научная статья на тему 'Россия в азиатско-тихоокеанском регионе: интересы и политика США'

Россия в азиатско-тихоокеанском регионе: интересы и политика США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1954
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / ТИХООКЕАНСКАЯ ПОЛИТИКА / АДМИНИСТРАЦИЯ ОБАМЫ / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / U.S. FOREIGN POLICY / ASIA-PACIFIC REGION / PACIFIC POLICY / OBAMA ADMINISTRATION / RUSSIAN-AMERICAN RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гарусова Лариса Николаевна

Возможности и перспективы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ХХІ в. будут во многом зависеть от взаимоотношений с мировым и региональным лидером Соединенными Штатами Америки. Преодоление периферийной позиции России в Пасифике предполагает ее активное экономическое и политическое сотрудничество со странами региона. Современная внешняя политика Соединенных Штатов целенаправленно сориентирована на Азиатско-Тихоокеанский регион. Цель тихоокеанской политики Вашингтона сохранение мирового доминирования Америки в условиях растущего влияния Китая. На практике Соединенные Штаты зачастую не воспринимают Россию в качестве составной части АТР и не включают ее в свою тихоокеанскую политику. Однако, по мнению некоторых американских экспертов, Соединенным Штатам необходима поддержка России, чтобы оказывать сдерживающее влияние на Китай. В свою очередь, Россия нацелена, прежде всего, на сотрудничество с Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia in the Asia Pacific Region: the Interests and Policies of the U.S

Russia’s opportunities and prospects in the Asia-Pacific region in the 21 st century will depend, to a great extent, on the relationships with the USA the world and regional leader. For Russia, an overcoming of her peripheral position in the Pacific re gion means increased economic and political cooperation with countries in this region. Current US foreign policy is largely oriented towards the Asia-Pacific region. The aim of Washington’s Pacific policy is to maintain American world dominance in light of China's growing influence. In reality, the United States often does not perceive Russia as part of the Asia-Pacific region and doesn’t take Russia into consideration when elaborating its policy towards the Pacific. However, according to some American experts, the United States needs Russia’s support in order to constrain China. In turn, Russia appears to be primarily aimed at cooperating with China.

Текст научной работы на тему «Россия в азиатско-тихоокеанском регионе: интересы и политика США»

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ: РОЛЬ И МЕСТО РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА*

УДК 327

Гарусова Лариса Николаевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: интересы и политика США

Возможности и перспективы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ХХ1 в. будут во многом зависеть от взаимоотношений с мировым и региональным лидером - Соединенными Штатами Америки. Преодоление периферийной позиции России в Пасифике предполагает ее активное экономическое и политическое сотрудничество со странами региона. Современная внешняя политика Соединенных Штатов целенаправленно сориентирована на Азиатско-Тихоокеанский регион. Цель тихоокеанской политики Вашингтона - сохранение мирового доминирования Америки в условиях растущего влияния Китая. На практике Соединенные Штаты зачастую не воспринимают Россию в качестве составной части АТР и не включают ее в свою тихоокеанскую политику. Однако, по мнению некоторых американских экспертов, Соединенным Штатам необходима поддержка России, чтобы оказывать сдерживающее влияние на Китай. В свою очередь, Россия нацелена, прежде всего, на сотрудничество с Китаем.

Ключевые слова и словосочетания: Азиатско-Тихоокеанский регион, внешняя политика США, тихоокеанская политика, администрация Обамы, российско-американские отношения.

Соединенные Штаты Америки - современный мировой и региональный лидер, главным направлением своей внешней политики в ХХ1 в. избрали Азиатско-Тихоокеанский регион. Цель тихоокеанской политики

*Рубрика подготовлена по материалам круглого стола «Новые тенденции в азиатско-тихоокеанской региональной архитектуре: роль и место российского Дальнего Востока», Владивосток, 22 марта 2013 г.

Вашингтона - сохранение мирового доминирования Америки в условиях растущего влияния и мощи («подъема») Китая. По словам президента Барака Обамы, Соединенные Штаты готовы и дальше играть роль лидера в АТР, понимая, что «успех Америки связан с экономическим ростом стран региона». В свою очередь, Азия, по словам бывшего Госсекретаря Хиллари Клинтон, нуждается в том, чтобы Соединенные Штаты оставались её «динамичным экономическим партнером и оказывали стабилизирующее военное влияние». Соединенные Штаты - торговый партнер номер один для региона и самый крупный или второй по величине партнер каждой из крупнейших экономик Азии. Из десяти крупнейших торговых партнеров Америки шесть находятся в АТР, в том числе Канада, Китай, Япония, Республика Корея, Мексика, Гонконг.

Новая американская администрация, сформированная президентом Б. Обамой в феврале 2013 г., подтвердила готовность США к активному взаимодействию со странами АТР, поддерживая сложившийся там баланс сил, но при этом по-новому расставляя акценты. По-прежнему, главный интерес для американской внешней политики представляет Китай, серьезной региональной угрозой обозначена ядерная программа КНДР, а некоей внешнеполитической инновацией Соединенных Штатов стал расширенный поиск союзников в регионе. В таком контексте нельзя исключать возможности активизации тихоокеанской политики США и по отношению к России.

Превращение Азиатско-Тихоокеанского региона в центр мировой экономики и политики заставило Россию, в свою очередь, позиционировать себя в качестве тихоокеанской державы. Проведение саммита АТЭС во Владивостоке по инициативе Москвы - наглядное тому подтверждение. Место и роль России в АТР зависит от ряда факторов, в том числе и от тихоокеанской политики мирового и регионального лидера - Соединенных Штатов Америки.

Отношение США к России в АТР кратко можно охарактеризовать как парадоксальное. С одной стороны, Соединенные Штаты понимают и признают, что Россия и Соединенные Штаты являются ближайшими тихоокеанскими соседями в АТР, имеющими общую границу, а Дальний Восток России и Западное побережье США поддерживают на протяжении последних 20 лет стабильные, хотя и весьма неровные, экономические, политические и гуманитарные связи1.

С другой стороны, официальный Вашингтон, формулируя свою азиатско-тихоокеанскую политику (заявления, обращения, выступления прези-

1 Например, в сентябре 2012 г. состоялся 17-й ежегодный форум Российско-Американского Тихоокеанского Партнерства (РАТОП) с представителями федеральных и региональных властей, а также бизнеса двух стран.

дента Б. Обамы и госсекретаря Х. Клинтон), практически никогда не упоминает Россию в азиатско-тихоокеанском контексте. Тихоокеанский вектор российской внешней политики игнорируется. Россия воспринимается Америкой скорее как восточноевропейская, нежели тихоокеанская держава.

Исключением стали высказывания г-жи Клинтон на саммите АТЭС во Владивостоке. Х. Клинтон подчеркнула, что у США «нет проблем с Россией, играющей ответственную роль в Азии. На деле мы приветствуем это. Мы только что сказали русским, и я говорила президенту Путину вчера - Соединенные Штаты хотят углубить свое экономическое сотрудничество с Россией в Азии, на Дальнем Востоке. ... Мы очень привержены сотрудничеству с Россией, особенно по вопросам экономического роста и повышению благосостояния. В конце этого месяца в г. Такома, штат Вашингтон, состоится форум РАТОП - Российско-Американского Тихоокеанского партнерства - для взаимодействия представителей бизнеса и власти в целях укрепления деловых связей между нашими Тихоокеанскими побережьями, Соединенными Штатами и российским Дальним Востоком» [1].

После открытия российского Дальнего Востока (РДВ) внешнему миру на рубеже 80 - 90-х гг. ХХ века Соединенные Штаты Америки, наряду с ближайшими азиатскими соседями России - Китаем, Южной Кореей и Японией, стали весьма значимым контрагентом Тихоокеанской России. Именно в 1990-е гг. Соединенные Штаты проявили наибольший за последние 20 лет интерес к РДВ. Это период активного экономического, политического, гуманитарного сотрудничества и присутствия Америки в Дальневосточном регионе. В 1998 г. была официально сформулирована «Американская правительственная стратегия для российского Дальнего Востока». Она разъясняла, что программа помощи правительства США Дальнему Востоку ведется с 1992 г. и включает задачи «создания базовых институтов рыночной экономики, формирования основных управленческих навыков, обеспечение малому бизнесу доступа к кредитам, содействие американской торговле и инвестициям в регионе, поощрение неправительственных организаций, независимых СМИ и институтов гражданского общества».

Внимание Соединенных Штатов к РДВ детерминировалось, во-первых, интересами национальной и региональной безопасности Америки, обеспечение которой американское правительство видело через превращение постсоветской России в рыночно-демократическую страну по типу западных демократий. Дальний Восток России особенно важен для безопасности США, т.к. это территория, соседствующая с западным побережьем США, обладающая мощным милитарным сегментом в лице Тихоокеанского флота страны с ядерным арсеналом.

Во-вторых, имела место определенная экономическая (ресурсно-сырьевая) заинтересованность американской стороны в сотрудничестве с РДВ, значение которой, однако, не следует преувеличивать. Определенным потенциалом обладают и транзитно-транспортные возможности Тихоокеанской России, например, транспортный коридор от американского порта Такома до Бреста, который обе страны пытались создать на рубеже столетия как проект «Восток - Запад» в 1999 г.

В-третьих, важнейшим стимулом для американского интереса и сотрудничества на РДВ являлись сами межгосударственные, межправительственные отношения Америки и России, которые в первой половине 1990-х гг. развивались весьма успешно и обе страны демонстрировали друг другу свою лояльность и симпатию на всех уровнях и направлениях взаимодействия.

В 1992 г. было открыто Генеральное консульство США как главный проводник интересов США в Тихоокеанской России. В свою очередь, в Сиэтле было открыто 4-е по счету российское консульство. В 90-е гг. под патронажем консульства работали помимо представительства Госде-па американское министерство торговли, транспорта, сельского хозяйства, правительственные агентства ЮСИА/БЕКА, Агентство по международному развитию (АМР - ЮСАИД), Корпус мира и т.д. В 1997 г. вместе с администрацией Приморского края Генеральное консульство США создало первый и единственный в России консультативный совет по иностранным инвестициям для поощрения иностранных инвестиций в Дальневосточном регионе.

Успешно развивались административно-политические контакты местных администраций с представителями американских властей всех уровней. Дальний Восток посещали конгрессмены, министры и высокопоставленные сотрудники министерств торговли, энергетики, обороны, экологии, госдепа, а также губернаторы западных штатов, мэры, представители муниципалитетов и т.д. Развивалось военно-политическое сотрудничество между тихоокеанскими флотами двух стран. Регулярно в порты РДВ заходили с визитами или для совместных учений по связи и маневрированию эскадры американских кораблей, а в порты США - российские корабли. С участием американского военного ведомства и бизнеса в Приморье был построен завод по переработке жидких ядерных отходов и утилизации списанных АПЛ.

Активно формировались побратимские связи между городами и районами РДВ и западного побережья США. (К концу 1990-х гг. насчитывалось 17 российских и американских городов-побратимов.) На территории РДВ эффективно действовали американские неправительственные и некоммерческие организации и фонды, обеспечивавшие гуманитарное сотрудничество и программы создания гражданского общества: ГО£Х,

ЛСТЯ, Всемирный фонд дикой природы, Католическая служба милосердия, ИСАР-ДВ, Фонд Евразия и т.д. Они «закрывали» такие сферы, как образование, наука, благотворительность, здравоохранение, охрана природы и экологическое просвещение, Интернет и информационные технологии, поддержка НКО и НПО и т.д.

Успешно развивались торговые отношения. Наиболее активными торговыми партнерами РДВ ив 1990-е гг., как и сегодня, являлись 4 страны АТР - Китай, Республика Корея, Япония и США. Их совместный вклад в торговлю РДВ варьировался от 76 до 90%. В 1995 г. доля США в международной торговле Дальнего Востока составлял более 16% или 515,5 млн. долл. (Для сравнения, доля США в международной торговле России была меньше в 2 - 2.5 раза и составляла всего около 6%). На США приходилось 28% от импортируемых РДВ товаров. При этом, в Америку уходило не более 2% товаров с Дальнего Востока. Эти данные опровергают сложившийся миф о крайней заинтересованности США в природных ресурсах Дальнего Востока. Торговля РДВ с США, как и с другими странами тихоокеанской «четверки» носила колониальный характер: вывозилось сырье - лес, рыба, металлы, позже в 2000-е гг., к ним добавились нефть и газ. Ввозилась продукция машиностроения и продовольствие. В 1990-е гг. расширились транспортные связи между двумя тихоокеанскими побережьями, в том числе и за счет авиарейсов компаний Аляска Эйрлайнз и Аэрофлот.

К концу 1990-х гг. Соединенные Штаты превратились в главного инвестора РДВ с инвестициями. Именно в это время началось осуществление крупнейших нефтегазовых проектов серии «Сахалин» с участием американского капитала (Эксон, Маратон, Макдермот, Мобил, Тексако). С 1997 по 2012 гг. на РДВ действовала программа Региональная инвестиционная инициатива под патронажем АМР. В ее реализации участвовали государственные и коммерческие структуры - Эксимбанк, Агентство по торговли и развитию, ОПИК, ТУСРИФ и т.д. Развитию торговли и инвестирования между РДВ и США способствовала вышеупомянутая Российско-американская ИРГ «Российский Дальний Восток - Западное побережье США». В ней участвовали 11 дальневосточных субрегионов и 5 тихоокеанских штатов Америки. Она активно продвигало через свои 10 секторов совместные российско-американские проекты в Тихоокеанской России в таких областях как торговля, транспорт, энергетика, лесная, рыбная и горнодобывающая промышленности, экология, сельское хозяйство, информационные технологии, туризм, юриспруденция. Во многом, благодаря ее поддержки экономическое сотрудничество России и США на Дальнем Востоке продолжилось после того, как обе страны дистанцировались друг от друга.

На рубеже 1990 - 2000-х гг. началось свертывание американского делового и гуманитарного присутствия на РДВ. Непреодолимым препятствием для региональной торговли и инвестиций стали: во-первых, неблагоприятный инвестиционный климат на Дальнем Востоке, который сохраняется и сегодня1. Во-вторых, существенное ухудшение российско-американских отношений. В-третьих - переориентация внешнеэкономических связей и всей внешней политики России на Китай.

Сокращение масштабов недостаточно эффективного экономического сотрудничества на российском Дальнем Востоке и США на фоне движения российской внешней политики в сторону Китая, долгое время не особенно беспокоило Вашингтон. В первое десятилетие ХХ1 века главными приоритетами американской внешней политики стали Ирак, Иран и Ближний Восток в целом. При этом внимание США к АТР, за исключением Китая, заметно снизилось. Интерес к России в американской элите и обществе также минимизировался. Так, опрос (ноябрь 2011, Колледж Вильяма и Мэри, США) американских «академиков» и «политиков» засвидетельствовал катастрофически низкий интерес к России, поскольку только 3% университетских ученых считают территорию бывшего СССР, включая Россию, регионом, имеющим важное стратегическое значение для Соединенных Шатов. Эти же 3% «академиков» подтвердили сохранение стратегической значимости России и стран СНГ для Америки через 20 лет. Политики-практики в своих оценках России проявили еще больший скептицизм. По их мнению, и сегодня, и через 20 лет, Россия сохранит нулевое (0%) значение для американской внешней политики [2].

В официальных документах, связанных с азиатско-тихоокеанской стратегией Америки, Россия, в отличие от Китая, как правило, даже не упоминается. Минимальное присутствие России в АТР, имеющиеся разногласия между Москвой и Пекином, а также настороженное отношение некоторой части россиян к Китаю и китайцам оценивались Вашингтоном как некий индикатор и гарант безопасности Америки в регионе.

В настоящее время американское экономическое и гуманитарное присутствие на РДВ достигло своего минимума. По разным причинам прекратили свою работу все вышеупомянутые американские НКО и НПО на Дальнем Востоке. В структуре Генерального консульства США сего-

1 «Отсутствие власти закона», «криминализация бизнеса», недостатки нового таможенного кодекса, двойное налогообложение, усложненная система выдачи разрешений на работу для иностранных граждан, недостаточная инфраструктура и т.д. Отсутствие прямого воздушного коридора и морского судоходного маршрута, связывающих Камчатку, Магадан, Сахалин и другие регионы Дальнего Востока с западным побережьем США. Так как на сегодняшний день судоходная транспортировка от западного побережья США до Камчатки через порт Владивосток занимает 45 - 60 дней, этот срок должен быть уменьшен до 15 - 20 дней.

дня остались только визовый отдел, Отдел образования, культуры и печати, представительство министерства сельского хозяйства. В октябре 2012 г. по всей стране были закрыты представительства АМР, одно из которых на Дальнем Востоке финансировало 30 программ в сфере поддержки малого бизнеса, рационального природопользования, здравоохранения, демократических инициатив и т.д.

О том, что РДВ перестал быть сколько-нибудь значимым объектом внимания Соединенных Штатов свидетельствуют данные по торговле и инвестициям. Если в 1990-е гг. доля США в региональной внешней торговле РДВ превышала в 2 - 2,5 раза долю США во внешней торговле России, то в настоящее время ситуация изменилась с точностью до наоборот. По итогам 2011 г. доля США равна почти 16% во внешнеторговом обороте России с АТЭС. При этом доля США во внешней торговле ДВФО (по разным источникам) составляет от 2,2 до 2,6% [3]. (Напомним, что в 1995 г. она составляла 16%.) При этом Америка практически не ввозит дальневосточные товары, но экспортирует свои в ДВФО - 7,6% от всего дальневосточного импорта - $697,8 млн (2010 г. - экспорт из США на Дальний Восток РФ 535 млн долл.). Из США на РДВ ввозят высокотехнологичные товары, в том числе вертолеты, самолеты, космические аппараты и ракеты (около 16%), а также грузовые автомобили. Заметную долю в импорте из этой страны составила свинина (6,4%). В настоящее время США являются главным торговым партнером лишь Чукотского автономного округа. Доля американских инвестиций на Дальнем Востоке сегодня минимальна и составляет 0,1% в общем объеме инвестиций. Даже у традиционно не инвестирующего в Дальний Восток Китая она выше и достигла 1%.

Инициативная рабочая группа как форма организации регионального сотрудничества России и США сохранилась, трансформировавшись в 2002 в новую структуру - Российско-Американское Тихоокеанское партнерство (РАТОП), потеряв при этом (до 2009 г.) поддержку политических лидеров (вторых лиц обеих государств). Сегодня в сессиях РАТОПа участвуют представители региональных властей и бизнеса Америки и России, а также чиновники из министерств экономики, торговли и иностранных дел двух стран. Реструктуризация и укрупнение секторов РАТОП в 2005 - 2007 гг. отражает свертывание многих направлений взаимодействия РДВ и США, а также дальнейшее снижение интереса американских властей и бизнеса к сотрудничеству с Дальним Востоком. В настоящее время реально работают три сектора РАТОП:

- транспорт и торговля;

- энергетика, энергосбережение и высокие технологии (например, участие компании «Майкрософт» в создании электронного правительства на Дальнем Востоке);

- природоохранная деятельность и туризм.

Эти сектора отражают сохранившиеся экономические связи двух стран на РДВ, а также заинтересованность США в данных сферах экономики Дальнего Востока. Например, это масштабный проект Сахалин-1 с участием корпорации Эксон Мобил, с ее инвестициями в 10 млрд долл. в экономику Дальнего Востока. Данный факт отметила Госсекретарь Х. Клинтон на саммите АТЭС во Владивостоке, говоря о возможностях и перспективах сотрудничества РДВ и США в Тихоокеанском регионе. «Крупный нефтегазовый проект Exxon Mobil стоит около 10 млрд долл. инвестиций и дает работу примерно 600 гражданам России. С контрактами на более чем 7,7 млрд долл. с российскими компаниями или совместными предприятиями проект уже создал много других рабочих мест по всему региону».

Деятельность РАТОП в поддержании межрегионального российско-американского делового и гуманитарного партнерства во многом содействовала подписанию Россией и США (Х. Клинтон и С. Лавровым) 8 сентября 2012 г. на саммите АТЭС во Владивостоке документов особенно значимых для РДВ и западных штатов: 1. Соглашения о межрегиональном сотрудничестве - с акцентом на российский Дальний Восток и Тихоокеанский Северо-Запад. 2. Соглашение (которое должно быть официально подписано до 31 декабря 2012 г.) о создании охраняемого совместного природного комплекса на Чукотке и Аляске в районе Берингова пролива - на базе проекта «Берингия», курируемого РАТОП в течение многих лет.

Активизация политики Вашингтона в АТР администрации Б. Обамы и новая Азиатско-Тихоокеанская стратегия Америки становятся фактором трансформации американской политики в отношении России в целом и ее Дальнего Востока в частности. Цель современной тихоокеанской политики США - сохранение мирового доминирования Америки в условиях «подъема» Китая. При этом не следует преувеличивать разногласия этих двух мировых держав. Вашингтон и Пекин, разумеется, пока не собираются вступать в конфронтацию друг с другом. Китай - главный торговый партнер США в АТР, а Соединенные Штаты для Китая - это второй после Евросоюза торговый партнер и 5-й по значимости инвестор в китайскую экономику. Вашингтон всегда подчеркивает значимость китайско-американского сотрудничества для обеих стран и всего мира. Х. Клинтон четко обозначила официальную позицию Вашингтона по данному вопросу: «Всё, что служит процветанию Америки - также хорошо и для Китая, и что служит процветанию Китая - хорошо для Америки». Тем самым остальным странам, включая Россию, дается понять, что бесполезно пытаться внести раскол в китайско-американские отношения. Однако при этом новая военная стратегия (2012 г.) предусматривает перемещение в АТР в текущем десятилетии 60% американских ВМС.

В таком контексте понятна озабоченность Вашингтона поисками новых союзников и партнеров в АТР, включая Россию. Поскольку Россия практически не упоминалась до последнего времени в высказываниях и официальных документах США по тихоокеанской политике, то ответ на вопрос о реальной заинтересованности Вашингтона в сотрудничестве с Россией в АТР и на Дальнем Востоке можно было найти только в докладах американских экспертов, «работающих на правительство».

Сегодня интерес Соединенных Штатов к Дальнему Востоку и России в АТР прослеживается в формате «китайского фактора». Возможности России рассматриваются в двух плоскостях:

- Россия как потенциальный союзник и партнер Америки в борьбе с общей угрозой - усилением Китая;

- Россия как угроза Соединенным Штатам вследствие укрепления российско-китайского партнерства, которое существенно усиливает Китай.

Так, в докладе, представленном правительству США в конце 2011 г. группой «10» (известных американских ученых, военных и политиков), утверждается, что Россию должно беспокоить усиление Китая. «Подъем» Китая «является главным вызовом, встающим перед Соединенными Штатами и Россией в ближайшие десятилетия». В свете общей угрозы Вашингтон должен «более тесно работать с Россией».

Особенно опасно для Америки сотрудничество России и Китая по следующим направлениям, имеющим территориальную привязку к Дальнему Востоку России:

- нацеленность экспорта российских углеводородов преимущественно на китайские рынки;

- экспорт вооружений и военных технологий из России в КНР;

- поддержка или нейтралитет России в отношении Китая в так называемых «морских спорах» с союзниками США (Японией и Республикой Кореей) за морские ресурсы Восточной Азии (природные, транспорт-но-коммуникационные, судоходные, стратегические и т.д.).

Эксперты рекомендуют своему правительству: «Принимая крупные решения по международной политике, Соединенные Штаты должны задумываться о том, не дадут ли действия США повод для консолидации российско-китайского сотрудничества в ущерб глобальным целям Америки».

Привлечение России на сторону США в Тихоокеанском регионе логичнее всего начинать через расширение экономического сотрудничества на Дальнем Востоке, где во-первых, особенно заметно китайское влияние, а во-вторых, имеется некий задел, «плацдарм», наработанный американским бизнесом и политикой еще в 1990-е гг. Американский эксперт из Исследовательского института внешней политики (г. Филадельфия) Рен-сселер В. Ли в июле 2012 г. накануне саммита АТЭС заявил, что США

и их азиатские союзники - Япония и Республика Корея «имеют очевидный интерес к развитию ДВР с целью получения доступа к природным богатствам региона и недопущения захвата Китаем первых ролей в решении вопросов политики развития региона» [4].

Эксперт уверен, что сотрудничество с США и их союзниками на Дальнем Востоке выгодно и России, так как, «сдерживая растущее влияние Китая в регионе, другие тихоокеанские государства могут даже укрепить российский суверенитет, защищая при этом свои собственные интересы в Северо-Восточной Азии».

Высказывания Хиллари Клинтон, сделанные во время саммита АТЭС-2012, равно как и два российско-американских соглашения «региональной направленности», подписанные во Владивостоке, свидетельствуют о том, что рекомендации экспертов были услышаны правительством США. Госсекретарь Клинтон дала ясно понять президенту Путину в ходе саммита АТЭС, что Америка желает «работать с Россией в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [5]. Сама Х. Клинтон подчеркнула: «У нас нет проблем с Россией, играющей ответственную роль в Азии. На деле мы приветствуем это» [1]. Можно предположить, что значение российского Дальнего Востока на фоне усиления китайского давления на АТР будет заново переоценено американской стратегией в АТР. Поэтому нельзя исключать вероятности возрастания интереса США к Тихоокеанской России в ближайшее время. Проблема состоит в том, найдет ли американское «внимание» позитивный отклик в Москве. Учитывая стойкие антиамериканские настроения в российской элите, вероятность такого развития событий невелика.

1. Press Availability in Vladivostok, Russia, Hillary Rodham Clinton, Secretary of State. URL: http://www.state.gov/secretary/rm/2012/09/197534.htm.

2. The Ivory Tower Survey. How IR scholars see the world // Foreign Policy. Jan/Feb 2012. URL: http://www.foreignpolicy.com/articles/2012/01/03/ the_ivory_tower?page=full.

3. Итаров Е. Почему Россия гордится членством в АТЭС? / Е. Итаров // Дальневосточный капитал. - 2012. - №8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zrpress.ru/dk/2012/08/56208/.

4. Lee Rens. The Far East between Russia, China, and America. Foreign Policy Research Institute. - July 2012. URL: http://www.fpri.org/enotes/2012/ 201207.lee.fareast.html.

5. Background Briefing on APEC Summit Meeting. Special Briefing, Senior State Department Official. Vladivostok, Russia, September 8, 2012. URL: http://www. state.gov/r/pa/prs/ps/2012/09/197520.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.