Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА'

ПРИНЦИПЫ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ПРИНЦИПЫ / NORMATIVE LEGAL REGULATION / RULE-MAKING / INTERNAL AFFAIRS BODIES / DEPARTMENTAL NORMATIVE ACTS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Числов Александр Иванович

В статье приводится анализ принципов ведомственного нормотворчества и их значение при создании ведомственных нормативных правовых актов. Автором отмечается взаимосвязь данных принципов. Особо отмечено, что указанные принципы в ведомственном нормотворчестве приобретают «специфику», которая характерна только для такого вида нормотворчества как ведомственное, поскольку ведомственное нормотворчество дополняется принципами единоначалия и субординации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Departmental Rule-making

The article analyzes the principles of departmental rule-making and their importance in the creation of departmental normative legal acts. The author notes the interrelation of these principles. It is particularly noted that these principles in departmental rule-making acquire "specificity", characteristic only for this type of rule-making, as departmental. Since departmental rule-making is complemented by the principles of unity of command and subordination.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 12(180)

ПРИНЦИПЫ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА

ЧИСЛОВ Александр Иванович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. E-mail: 944343@gmail.com

Краткая аннотация: В статье приводится анализ принципов ведомственного нормотворчества и их значение при создании ведомственных нормативных правовых актов. Автором отмечается взаимосвязь данных принципов. Особо отмечено, что указанные принципы в ведомственном нормотворчестве приобретают «специфику», которая характерна только для такого вида нормотворчества как ведомственное, поскольку ведомственное нормотворчество дополняется принципами единоначалия и субординации.

Abstract: the article analyzes the principles of departmental rule-making and their importance in the creation of departmental normative legal acts. The author notes the interrelation of these principles. It is particularly noted that these principles in departmental rule-making acquire "specificity", characteristic only for this type of rule-making, as departmental. Since departmental rule-making is complemented by the principles of unity of command and subordination.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, нормотворчество, органы внутренних дел, ведомственные нормативные акты, принципы.

Keywords: normative legal regulation, rulemaking, internal affairs bodies, departmental normative acts, principles.

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной стратегии в области совершенства законодательства должен быть модернизационный процесс нормотворче-ской деятельности, который, в свою очередь осуществляется по двум направлениям:

- стремление к повышению качества федеральных

законов;

- стремление к обновлению ведомственной нормативной правовой базы, систематизация большого количества актов.

Разработанные ведомственные нормативные акты в первую очередь выступают внешней «оболочкой» конкретных положений и мысли законодателя, посредством их целенаправленного регулирования общественных отношений.

Важно отмечать тот, факт, что ведомственные нормативные правовые акты регулируют специальные правоотношения, устанавливаемые между специальными субъектами, посредством выражения их прав и обязанностей.

Сами по себе ведомственные нормативные акты являются неотъемлемым элементом целого (неотъемлемого) механизма правового регулирования, а так же незаменимыми компонентами ведомственного регулирования общественной жизни посредством специализированных актов.

Однако, все же завышать и каким-либо образом идеализировать роль регулятора ведомственных актов в общей системе механизма правового регулирования не стоит, ввиду того, что как показывает практика, не всегда данные акты ведомственного характера могут выступать наглядным образцом законности и справедливости. Зачастую данные акты содержат в себе положения, которые каким-либо образом ограничивают права и свободы субъектов правоотношений, либо иным образом приводят к серьезным проблемам в рамках охраны и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же бытует мнение о наличествовании нигилистических суждений относительно ведомственного нормотворчества, т.к. негативное отношение отдельных субъектов к смысловой нагрузке ведомст-

венных актах усугубляется прежде всего распространением государственной политике большого количества секретных документов (носящих грифы секретности), вследствие чего у пра-вопользователей возникает недоверие законодателю, а значит и недоверию государству.

Важную роль в подготовке ведомственных нормативных правовых актов играют принципы нормотворческого процесса.

Основным принципом выступает принцип законности, который сам основывается на соблюдении требований ко всем стадиям нормотворческого процесса ведомственного органа -Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее -МВД России).

Сам по себе правотворческий процесс это процедура самостоятельного создания и формирования государственно-властной воли, которая организационно обособлена и содержит комплекс тесно связанных между собой действий, которые целенаправленны на правотворческий механизм.

Одним из первых и основных этапов нормотворческо-го процесса выступает законодательная инициатива, присущая определенному субъекту правоотношений[1], ввиду того, что решение о необходимости принятия нормативного акта выражается волей должностного лица. Вследствие чего реализуется принцип единоначалия, данный принцип является самым распространенным в системе МВД России, однако, мы не может утверждать о том, что принцип единоначалия образует своего рода «особенность» ведомственного нормотворческого процесса. Поскольку не следует относить принцип единоначалия к нормотворческому процессу.

Принцип субординации раскрывается иначе, он проявляется в возможности передачи полномочий ведущего должностного лица (Министра МВД России, например, своему заместителю).

Принцип научности декларируется процессом правотворчества, что аргументируется достаточно наглядно. Однако, не все прислушиваются к научной регламентации, что весьма

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

негативно сказывается на уровне правосознания как граждан, так и лиц, которым подведомствен ведомственный нормотвор-ческий процесс.

Принцип научности имеет бесспорно огромное значение в период выстраивания новых экономических отношений и проведения правовой реформы. Вследствие сказанного, важно учитывать разработчикам нормативных правовых актов научные взгляды, мнения, позиции как теории, так и практики судебных органов, межправительственных организаций (основа международной политики на сегодняшний день достаточно важна), которые несомненно впоследствии смогут оказать значительную помощь в правильном регулировании общественных отношений.

Таким образом, предложения по совершенствованию российского законодательства должны быть научно обоснованы, иметь ссылки на мнения научного круга общества, практическую направленность. Только так удастся повысить качество и эффективность ведомственного нормотворческого процесса. Назревает необходимость отражения в нормативных положениях всех существенных изменений в жизни общества, при этом важно опираться на достижения современной науки и техники.

М.Г. Потапов считает, что субъектный состав ведомственного нормотворчества, которые непосредственно в нем принимают участие, в большинстве своем вообще не имеют понятия о теории системы права [2], системы законодательства - без знания данной базы невозможно на достаточно высоком уровне претворять ведомственное правотворчество в действительность.

Затрагивая еще один немаловажный принцип осуществления ведомственного нормотворчества - принцип технического совершенства нормативных правовых актов, важно отметить, что это фундаментальная основа юридической техники. О важности данного принципа в 1906 году писал еще Р. Иеринг, который отмечал тот факт, что техническое несовершенство в правотворчестве влечет за собой несовершенство всего права, указывает на его недостатки, которые тормозят его и вредят во всех аспектах [3].

Все же основоположником теории учения о юридической технике нормотворчества следует считать Фрэнсиса Бэко-Библиография:

на, который в своем труде «Новый органон» (1620 г.) изложил не только сущностную характеристику юридического языка, но и привел доводы к неоднозначности в понимании законов [4].

Принцип технического совершенства нормативных актов реализуется посредством приемов, средств, способов, методов юридической техники. Законодательная техника по своей сущности достаточно развитая система, которая включает в себя реквизиты, структуру, содержательную часть нормативно-правового акта, системность построения нормативных положений внутри закона.

Принцип профессионализма выстраивается на привлечении к нормотворческому процессу только компетентных, высоко профессиональных субъектов. Так, в ведомственном правотворческом процессе необходимо использовать знания не только по общеправовым дисциплинам, но и обладать знаниями специальных дисциплин, иметь доступ к ограниченно доступных ведомственным источникам (при наличии допуска к таковым сведениям).

Принцип гласности выступает основополагающим признаком правового государства и гражданского общества, к тому же, общегосударственные ценности являются объектом ведомственного контроля (законодательного), ввиду их особой ценности. Однозначно, реализация принципа гласности будет способствовать реальному признанию прав и свобод человека и гражданина (ст. 29 Конституции Российской Федерации), посредством получения последним интересующей его информации.

В заключение отметим, что рассмотренные нами выше принципы ведомственного нормотворчества, безусловно, являются взаимосвязанными между собой, потому что тесно соприкасаются между собой. Следует говорить о том, что данные принципы именно в ведомственном нормотворчестве приобретают «специфику», которая характерна только такому виду нормотворчества, так, ведомственное нормотворчество дополняется принципами единоначалия и субординации. Выполнение и реализация ведомственных принципов в правотворчестве имеет огромное как теоретическое, так и практическое значение, ввиду того, что способствует установлению требуемого в обществе правового порядка.

1.

Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995. С. 122-123.

Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород, 1997.

Лукашев Е.А. Общая теория прав человека / Рук. автор. Кол-ва Е.А. Лукашева. - М.: Изд-во НОРМА, 1996. С. 66. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - М., 1986. С. 277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.