ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
А.В. Яхно, магистрант
Т.В. Яхно, канд. филол. наук, доцент
Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-2-255-257
Аннотация. Статья посвящена одной из эффективнейших методик руководства и управления персоналом - делегированию полномочий руководителя. Делегирование полномочий является одним из самых важных, и одновременно сложных инструментов управленческой деятельности. Руководитель распределяет часть своей работы между своими подчиненными и возлагает на них ответственность за выполнение соответствующих задач, освобождая тем самым время для решения более важных стратегических задач. В статье рассматриваются ключевые особенности процесса делегирования, определяется его положительное влияние на деятельность как самого руководителя, так и команды в целом. Выделяются и анализируются принципы, которые следует учитывать всем руководителям при делегировании полномочий своим подчиненным.
Ключевые слова: делегирование, полномочия, ответственность, задача, эффективность управления.
Делегирование - это процесс передачи задач и ответственности другому человеку или команде в рамках организационной иерархии или рабочей группы. Это важный инструмент управления, позволяющий эффективно распределять задачи, высвобождать время руководителей для выполнения стратегических задач, а также развивать и мотивировать сотрудников [1, с. 79; 4, с. 93].
Делегирование полномочий или ответственности может осуществляться как внутри подразделения, так и всей организации. При этом делегироваться могут задачи и обязанности разного плана, в зависимости от ситуации и поставленных целей. Одним из наиболее распространенных случаев делегирования является передача руководителем повседневных или периодических задач, таких как, например, формирование отчетов или сбор данных и обработка информации.
Кроме того, руководитель может делегировать задачи, требующие специальных знаний или навыков, которые могут быть более развиты у подчиненных. Грамотный руководитель не должен бояться делегирования, поскольку подчиненный сможет лучше выполнить данную работу, и эф-
фективность подразделения в целом повысится.
Ввиду сильной загруженности даже самый опытный и талантливый руководитель не всегда способен выполнить весь объем работы самостоятельно, поэтому ему приходится делегировать подчиненному решение определенной проблемы и даже распределение задач между участниками [2, с. 74]. В этом случае различные аспекты работы будут осуществляться эффективно, а способности, знания и опыт сотрудников будут использоваться максимально продуктивно.
Делегирование отличается от обычного распределения обязанностей между сотрудниками тем, что в этом случае передаются задачи, находящиеся в компетенции руководителя. Делегируя полномочия, руководитель, по сути, поручает другим часть своей работы и возлагает на них ответственность за ее выполнение [3, с. 57]. Таким образом, делегирование является еще и одним из способов морального поощрения - посредством делегирования полномочий подчиненный получает возможность проявить инициативу и самостоятельность, развить себя как личность, повысить чувство собственного достоинства и удовлетворенность работой.
Стоит отметить, что делегирование может включать как временные задачи и обязанности, так и долгосрочную передачу ответственности. При этом за менеджером сохраняется управленческая ответственность - ответственность за лидерство, которая не может быть делегирована [4, с. 93].
Однако не секрет, что делегирование, являясь очень полезным элементом трудовой деятельности менеджера, в то же время является одним из самых сложных направлений трудового функционала руководителя. Успешное делегирование требует от руководителя тщательно планировать процесс и придерживаться определенных правил. В зависимости от авторов, изучающих современный менеджмент, определяется различное количество принципов, соблюдение которых способствует повышению эффективности делегирования, перечислим основные из них:
В качестве базового принципа можно выделить четкое определение задачи. Прежде чем делегировать задачу, необходимо ясно определить ее цель, образ конечного результата и ограничения. Руководитель должен быть уверен, что сотрудники понимают задачу и обладают всеми необходимыми знаниями и ресурсами для ее успешного выполнения.
Руководитель должен дать конкретные инструкции и описать ожидания от решения задачи, сформулировав ожидаемый конечный результат, сроки и критерии оценки. При делегировании важно убедиться, что сотрудник полностью и правильно понимает поставленную перед ним задачу. При этом гораздо эффективнее будет объяснить не только суть задания, но и его смысл и цель, чтобы повысить уровень осознанности, и, соответственно, мотивацию исполнителя [4, с. 97-98]. Сотрудникам необходим доступ к необходимой информации, поскольку важность поручения во многом определяется полнотой и своевременностью получения информации [4, с. 95].
Эффективность делегирования также зависит от правильного выбора сотрудника. Руководитель должен тщательно выбирать сотрудника, которому будут делеги-
рованы полномочия. Необходимо учитывать его способности, навыки, опыт и интересы, чтобы быть уверенным в его способности выполнить задание качественно и в срок. Кроме того, стоит убедиться, что сотрудник способен и хочет взяться за это дело.
Руководитель устанавливает четкие механизмы отчетности и контроля выполнения задания, оставаясь в курсе процесса и возможных проблем. Подчиненный, в свою очередь, принимает на себя ответственность за выполнение делегированной задачи. Чрезмерный контроль в этом случае может замедлить рабочий процесс и снизить его эффективность. Сотрудник должен четко понимать, когда, как часть и в какой форме он будет отчитываться руководителю о выполнении поручения.
Особую важность в процессе делегирования имеют доверие и поддержка со стороны руководителя. Необходимо предоставить сотруднику возможность самостоятельно решать проблемы и принимать решения, связанные с делегированием, вплоть до права подписи документов, если это необходимо и возможно. Руководитель должен создать атмосферу доверия и быть готовым поддержать сотрудника, если возникнут трудности или вопросы. Для эффективного выполнения поставленной задачи сотруднику необходима уверенность в том, что при возникновении сложностей или проблем, он всегда сможет получить помощь и поддержку.
Обратная связь также играет важную роль в процессе делегирования. В соответствии с управленческими функциями руководитель должен отслеживать результаты выполнения поставленной задачи и предоставлять сотруднику обратную связь по итогу выполненной работы. Кроме того, налаженная обратная связь при промежуточном контроле позволяет избежать возможных ошибок на последующих этапах, когда корректировка задания становится сложнее и дороже [4, с. 77]. При этом одинаково важно не только выявить недостатки в работе и дать рекомендации по поддержке, но и отметить успешные результаты. Это поможет развить навыки сотрудника и повысить его мотивацию.
Особого внимания в свете эффективности делегирования заслуживает развитие персонала. Передача полномочий не только дает подчиненным возможность более эффективно решать новые проблемы, но и является эффективным инструментом обучения. Руководитель должен стимулировать профессиональное развитие сотрудников, чтобы они успешнее справлялись с поставленными перед ними задачами в будущем. Недостаточная компетентность персонала часто является настоящей проблемой и препятствием при делегировании полномочий.
Библиографический список
1. Алексашина Т.В. Модели организационного поведения: учебное пособие. - Москва: РУТ (МИИТ), - 2019. - 114 с.
2. Айдаркина Е.Е. Теория и практика управления: учебное пособие. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. - 164 с.
3. Ким С.А. Теория управления: учебник. - Москва: Дашков и К°, 2021. - 240 с.
4. Звягинцева О.С. Командная работа и коммуникации: учебное пособие. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ), 2019. - 184 с.
5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник. - Москва: Юнити-Дана, 2017. - 488 с.
6. Мельникова Е.В. Теория менеджмента: учебное пособие. - Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2022. - 104 с.
PRINCIPLES OF SUCCESSFUL DELEGATION OF AUTHORITY А.V. Yakhno, Graduate Student
^V. Yakhno, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Irkutsk State Transport University (Russia, Irkutsk)
Abstract. The article is devoted to the delegation of authority that is one of the most effective methods of leadership and personnel management. Delegation of authority is one of the most important and at the same time complex management tools. The manager distributes part of his work among his subordinates and assigns responsibility to them for completing the relevant tasks, thereby freeing up time for solving more important strategic tasks. The article analyses the key features of the delegation process and determines its positive impact on the activities of both the leader himself and the team as a whole. The principles that should be taken into account by all managers when delegating authority to their subordinates are identified and analyzed.
Keywords: delegation, authority, responsibility, task, management efficiency.
Делегирование полномочий дает множество преимуществ, которые способствуют более эффективному функционированию организации и развитию персонала. Стоит помнить, что делегирование требует от руководителя терпения, гибкости и доверия к своим подчиненным. Соблюдая принципы успешного делегирования полномочий, руководитель может раскрыть потенциал своей команды, повысить производительность и добиться лучших результатов.