Научная статья на тему 'Принципы управления в области здравоохранения'

Принципы управления в области здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2031
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / PRINCIPLES OF GOVERNMENT / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / LEGISLATION ON THE ISSUES OF HEALTH CARE OF CITIZENS / ACCESSIBILITY OF MEDICAL AID / ЗАКОННОСТЬ / LEGITIMACY / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / TRANSPARENCY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / SOCIAL SECURITY SYSTEM / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ГЛАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шилюк Татьяна Олеговна

В статье рассмотрены принципы управления в области здравоохранения, в основе которых лежат общие принципы, на основании которых осуществляется деятельность как органов государственной власти, так и непосредственно медицинских организаций. Кроме того, акцент сделан на тех принципах, которые закреплены специальным Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», перечень которых был расширен после принятия этого акта. В результате анализа содержания этих принципов можно прийти к выводу, что часть из них не является самостоятельными, а представляет собой форму реализации некоторых из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шилюк Татьяна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of government in the area of health care

The article is devoted to principles of government in health care area the grounds of which have been provided by the general principles serving as the basis for state power authorities as well as for health care organizations. Besides, the emphasis is made on the principles which are fixed by the special Federal law «Regarding the Basis of Health Care of the Citizens in the Russian Federation» and the list of which has been extended after the Act has come into force. On the basis of the analysis of the contents of these principles one can come to the conclusion that a certain part of them cannot be regarded as independent principles but as a form of implementation of some of them.

Текст научной работы на тему «Принципы управления в области здравоохранения»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

И ПРОЦЕССА

Т.О. Шилюк*

**

Принципы управления в области здравоохранения

Аннотация. В статье рассмотрены принципы управления в области здравоохранения, в основе которых лежат общие принципы, на основании которых осуществляется деятельность как органов государственной власти, так и непосредственно медицинских организаций. Кроме того, акцент сделан на тех принципах, которые закреплены специальным Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», перечень которых был расширен после принятия этого акта. В результате анализа содержания этих принципов можно прийти к выводу, что часть из них не является самостоятельными, а представляет собой форму реализации некоторых из них.

Ключевые слова: здравоохранение, принципы управления, законодательство об охране здоровья граждан, доступность медицинской помощи, законность, федерализм, гласность, социальная защищенность.

Принципы права представляют собой руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Они являются наиболее общими нормами, действующими в сфере правового регулирования и распространяющими свое действие на всех субъектов.

Правовые принципы можно классификационно разделить на общеправовые — свойственные праву в целом; отраслевые — присущие отдельным отраслям; межотраслевые — группе смежных отраслей. Ученые выделяют различные общеправовые принципы. Так, в частности, С.С. Алексеев называет принципы законности, справедливости, юридического равенства, социальной свободы, социального, гражданского долга, объективной истины, ответственности за вину1.

По мнению О.И. Цибулевской, к общепрво-вым принципам относятся социальная справедливость, равноправие граждан, единство прав и

обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения в праве, демократизм2.

Еще один перечень предложен В.К. Бабаевым, который видит развитие принципов справедливости и свободы в принципах демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности3.

К принципам, находящим свое отражение в правовом регулировании в области здравоохранения, относятся принципы разделения властей, федерализма, законности, соблюдения прав человека и гражданина, гласности, ответственности.

В свою очередь, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»4 ввел

1 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 108-109.

2 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В Малько. Саратов, 1993. С. 67-68.

3 См.: Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С. 128-132.

4 Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

© Шилюк Татьяна Олеговна

* Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и процесса

Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

[aspirantmgya@gmail.com]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

** Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР «Медицинское право России», проект № 2.4.1.2.

новые принципы охраны здоровья граждан, наряду с теми, что действовали ранее. Так, руководящими принципами охраны здоровья граждан данный закон называет:

- соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- приоритет охраны здоровья детей;

- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

- доступность и качество медицинской помощи;

- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

- социальную защищенность граждан в случае утраты здоровья;

- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и соблюдение врачебной тайны.

Принцип разделения властей. Согласно Конституции РФ, власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельные функции: законодательную, исполнительную и судебную. Состояние разделения властей предполагает создание правового механизма, реализующего взаимодействие подсистем государственной власти, формы их взаимного влияния, разрешения возникающих в обществе конфликтных ситуаций, методы устранения выявленных противоречий5. При реализации функций управления здравоохранением данный принцип находит свое отражение в строгом разграничении компетенции между всеми ветвями государственной власти, а также в обеспечении их взаимодействия, что предполагает, с одной стороны, невозможность вторжения одной ветви власти в сферу деятельности другой, а с другой, исключает полную независимость каждой из них. То есть различные ветви власти не подчинены друг другу, но находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии: ни одна из них не может действовать без другой. Разделение властей представляет собой разделение полномочий основных отраслей государственной власти при сохранении единства государственной власти6.

Таким образом, на основе данного принципа создаются органы государственной власти, осуществляется их взаимодействие как частей единой власти через систему сдержек и проти-

вовесов и гибкий взаимоконтроль. Это, в свою очередь, при взаимодействии законодательной и исполнительной ветвей власти не позволяет сконцентрировать всю полноту власти в руках одной из них, особенно, если учитывать тот мощный чиновничий аппарат и иные структуры, которые находятся в подчинении исполнительной власти.

Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству РФ. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут направлять запросы в Правительство РФ, а комитеты и комиссии Федерального Собрания — письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства РФ и руководителям федеральных органов исполнительной власти.

Взаимодействие исполнительной власти с законодательной проявляется в принадлежащем Правительству РФ праве законодательной инициативы. Нормотворческая деятельность Правительства РФ не ограничивается только изданием актов подзаконного регулирования, а включает подготовку им новых законопроектов в сфере здравоохранения. Так, Правительство РФ разработало Концепцию развития здравоохранения в рамках Стратегии социально-экономического развития России 2020, а также ряд федеральных законов, среди которых, например, «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ.

Основное назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, в обеспечении соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов. Судебная власть призвана обладать самой высокой степенью независимости, а роль судебной власти постоянно возрастает. В результате судебной реформы осуществлено конституционное и законодательное закрепление новых принципов организации и деятельности судебной власти, формирование системы гарантий, обеспечивающих доступ граждан к правосудию в случае нарушения конституционного права на охрану здоровья. Так, Конституционный Суд РФ7 по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле8.

5 См.: Кашепов В.П. О теории судебной власти, судебных реформах и проблемах развития судебной системы. М, 2010. С. 3.

6 См.: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 479.

7 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

8 Определение Конституционного Суда РФ от 8 марта

2003 г. № 131-О «По запросу Арбитражного Суда Сахалин-

ской области о проверке конституционности положений ст. 17 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 5; Определение Конституционного

А Верховный Суд РФ9 является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, в том числе касающихся области здравоохранения10.

Принцип федерализма является принципом, оказывающим большое влияние на управленческую деятельность в области здравоохранения.

Принцип федерализма отражается и в предусмотренном Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разграничении полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области здравоохранения. Данный акт также предусматривает перечень полномочий РФ в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

В последнее время можно проследить взаимодействие всех звеньев исполнительно-распорядительных органов. В частности, это проявляется в следующем: полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов по предметам совместного ведения, могут определяться договорами о разграничении полномочий; на исполнительные органы государственной власти субъектов может быть возложено осуществление отдельных полномочий по предметам совместного ведения федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства РФ и заключенными соглашениями.

Передача полномочий по соглашению осуществляется в случаях, если это не противоречит Конституции РФ, федеральным законам, если

Суда РФ от 4 дек. 2003 г. № 459-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности ст. 8 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 3.

9 Федеральный конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

10 Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2007 г. № ГКПИ07-302 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328»; Определение Верховного Суда РФ от 09 октября 2008 № КАС08-491 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 30.07.2008 № ГКПИ08-1463, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подп. 6.1.2 Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 11.

осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ.

В качестве примеров подобных соглашений можно назвать Соглашение от 18 сентября 1997 г. № 13 между Правительством РФ и Администрацией Вологодской области «О разграничении полномочий в сфере здравоохранения»11, Соглашение между Правительством РФ и администрацией Ростовской области от 29 мая 1996 г. № 10 «О разграничении предметов ведения и полномочий в сфере здравоохранения»12, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Свердловской области от 12 января 1996 г. № 5 «О разграничении полномочий в сфере здравоохранения»13.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти, должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти.

Принцип законности. Согласно этому принципу, административно-правовое регулирование должно быть основано на нормах Конституции РФ и соответствовать законодательству РФ.

Как основополагающий принцип юридической науки и правоприменительной практики законность рассматривают в качестве требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами отношений и требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом.

Законность в широком понимании можно охарактеризовать как комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства14.

То есть можно говорить о законности как об общественно-политическом режиме, состоящем в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушителями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе15.

11 Российская газета. 1997. № 211.

12 Российская газета. 1996. № 156.

13 Российская газета. 1996. 25 янв.

14 См.: Теория государства и права / под ред. В.М. Ко-рельского, В.Д. Перевалова. М, 2002. С. 456.

15 См.: Там же. С. 462.

Законность в государственном управлении обладает следующими основными чертами: общеобязательность законов для всех без исключения; единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неразрывная связь законности и правовой культуры населения; законности при любом управленческом решении должна сопутствовать справедливость; неизбежность ответственности при наличии противоправного поведения.

Принцип законности в области здравоохранения предполагает строгое следование закону и подзаконным актам всеми субъектами отношений, возникающих в данной сфере. Среди характерных нарушений, выявленных в ходе работы прокуратуры, можно назвать отсутствие необходимых распорядительных актов органов местного самоуправления, а также нарушения законодательства при принятии правовых актов руководителями медицинских учреждений при распределении медицинского оборудования; факты длительного неиспользования медицинского оборудования; оказание медицинской помощи гражданам в медицинских учреждениях без соответствующего разрешения и др.16. Режим законности подразумевает существование твердых и надежных гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний, то есть создание механизма, обеспечивающего его приведение в жизнь, реализацию предусмотренных норм.

Принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий тесно связан с принципом законности. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Наряду с этим принципом действуют принципы приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи и принцип приоритета охраны здоровья детей.

Право на охрану здоровья носит комплексный характер и включает в себя целый ряд прав, которые отражают многообразные аспекты общественных отношений, влияющих на здоровье, права и свободы человека. В настоящее время можно говорить о целых направлениях правового регулирования в связи с основным правом на ох-

16 См.: Защита прокурором в гражданском судопроиз-

водстве прав граждан при реализации национальных проектов / под ред. Н.М. Коршунова. М., 2010. С. 41.

рану здоровья. Здесь и право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, право граждан на медико-социальную помощь, права отдельных групп населения в области охраны здоровья: иностранных граждан, лиц без гражданства, права пациентов и т.д.

Принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий находит свое выражение в формах признания приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи и приоритета охраны здоровья детей, что можно, по сути, назвать приоритетностью личности и ее интересов, а также в формах обеспечения доступности медико-социальной помощи и социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.

Приоритетность личности и ее интересов закреплена в гл. 2 Конституции РФ, которая содержит ряд норм, непосредственно устанавливающих право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Гарантируется оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, а также предусматривается финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию систем здравоохранения и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, санитарно-эпидемиологического благополучия. Конституция также закрепляет ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41). Конституционные нормы гарантируют также социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в других случаях (ст. 39). Сам Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает разделы, закрепляющие права различных субъектов в сфере здравоохранения.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане, помимо права на медико-социальную помощь, имеют также право на меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Доступность и качество медицинской помощи. Медицинская помощь включает в себя различные виды помощи, оказываемые при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях. Медицинская помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специ-

алистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Можно сказать, что медицинская помощь, с одной стороны, выступает разновидностью медицинской деятельности, направленной на охрану и поддержку здоровья населения, а с другой — это вид социальной работы, направленной на достижение достойного уровня жизни граждан.

Доступность и качество медицинской помощи выражены в предоставлении гражданам гарантированных прав на получение бесплатной медицинской помощи соответствующего установленным требованиям качества в государственной и муниципальной системах здравоохранения, на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.

Также одним из способов обеспечения доступности и качества медицинской помощи можно рассматривать привлечение общественных организаций и профессиональных ассоциаций врачей, фармацевтических организаций к данному виду деятельности с целью повышения эффективности профилактической, реабилитационной работы, развития системы взаимопомощи и навыков решения медико-социальных проблем самими пациентами. Ее соблюдение и гарантиро-ванность является одним из главных направлений деятельности организаций здравоохранения, о чем могут свидетельствовать указание на необходимость совершенствования медико-социальной помощи в рамках Концепций здравоохранения, а также принимаемые в этих целях нормативные акты17.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан. Профилактическая направленность здравоохранения является его важной особенностью. Выделяют три формы профилактики. Первичная профилактика использует как меры медицинского характера, так и социальные и социально-гигиенические процедуры, на-

17 См., напр.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 сент. 2007 г. № 587 «О координационном совете Министерства здравоохранения и социального развития РФ по оказанию медико-социальной помощи глухим, слабослышащим детям»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2007 г. № 389 «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях» // Здравоохранение. 2007. № 10.

правленные на оптимизацию экономических и социальных условий. Вторичная профилактика опирается преимущественно на медицинскую деятельность (предупреждение и купирование рецидивов, обострение заболеваний). Третичная профилактика означает профилактику инвалидности и реабилитацию инвалидов18.

Более того, профилактику заболеваний, особенно тех, что приобретают большое медико-социальное значение, можно назвать одной из приоритетных задач не только системы здравоохранения, но и общества в целом, так как реальный положительный эффект профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения возможен только при согласованных действиях общества и проводимой государственной политики в этой области.

Для укрепления профилактической направленности здравоохранения необходимо соблюдение принципов: единства профилактической и лечебной работы, что в первую очередь должно предполагать массовую диагностику здоровья населения с последующим оздоровлением; широкое санитарно-гигиеническое просвещение и воспитание населения, где ведущей структурой должны стать центры медицинской профилактики под научным и организационно-методическим руководством; активное привлечение населения к решению проблем здравоохранения и собственного здоровья.

Принцип гласности в области здравоохранения складывается из нескольких аспектов. Во-первых, это обязательное официальное опубликование для всеобщего сведения применяемых в процессе административно-правового регулирования законов. Здесь возникает необходимость также учитывать, обеспечены ли условия для выражения и учета мнений граждан, общественных объединений и адресатов административно-правовых норм, а также являются ли общедоступными достигнутые в ходе этой деятельности результаты.

Во-вторых, это внедрение и использование информационных технологий, для чего были разработаны федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 гг.)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 6519, а также Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р20.

18 См.: Малеина М.Н. Правовое регулирование иммунопрофилактики инфекционных болезней. URL: http:// lawmed.narod.ru.

19 Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

20 Там же. 2004. № 40. Ст. 3981.

Среди специальных актов, затрагивающих эти вопросы в области здравоохранения, также можно назвать Приказы Министерства здравоохранения РФ от 5 марта 2002 г. № 73 «О создании единой системы информатизации в здравоохранении»21 и от 16 октября 2006 г. № 713 «Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)».

В-третьих, к этому же принципу в области здравоохранения можно отнести и права граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, и информацию о состоянии здоровья, а также на сохранение врачебной тайны. Это означает, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, в том числе информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.

Кроме того, каждый гражданин вправе в доступной для него форме получать имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья (сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения). В том числе гражданин имеет право на сохранение в тайне подобной информации от других лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.

Принцип ответственности тесно перекликается с принципом недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.

Ст. 41 Конституции РФ предусматривает ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, в соответствии с федеральным законом, то есть за утаивание определенной информации и распространение заведомо недостоверной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке и других фактах и событиях. Предусмотрены следующие виды ответственности:

- административная за совершение административных правонарушений, посягающих

на здоровье населения, санитарно-эпидеми-

ологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ)22;

- уголовная за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ23)24;

- материальная в случае нанесения материального или морального вреда здоровью, подлежащего возмещению виновными лицами или организациями (гл. 59 ГК РФ25). В случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленным законодательством РФ.

Ответственность будет наступать и в случае причинения вреда непосредственно здоровью гражданина (например, в результате загрязнения окружающей среды), и в случае нарушения прав гражданина (в результате недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей), что предполагает обязательное возмещение вреда пострадавшей стороне в предусмотренном объеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На медицинских работников возлагается большая степень ответственности, так как они отвечают за самую значимую ценность — жизнь и здоровье человека. В связи с чем реализация данного принципа в области здравоохранения приобретает особую важность, но в то же время порождает проблемы медико-юридического характера.

Подводя итог, можно сказать, что принципы административно-правового регулирования в области здравоохранения выступают в качестве руководящих идей для всех субъектов правоотношений, возникающих в рассматриваемой сфере. Именно благодаря этим принципам административно-правового регулирования в области здравоохранения, возможна реализация государственной политики, направленной на поддержание и развитие здравоохранения, соответствующего важнейшим потребностям и интересам общества и граждан.

Здравоохранение. 2002. № 5.

22 См., напр.: Ст. 6.1. КоАП РФ «Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения»; ст. 6.2. КоАП РФ «Незаконное занятие народной медициной»; ст. 6.5. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде».

23 Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

24 См., напр.: Ст. 235 УК РФ «Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью»; ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»; ст. 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей».

25 Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

21

Библиография:

1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 108—109.

2. Защита прокурором в гражданском судопроизводстве прав граждан при реализации национальных проектов / под ред. Н.М. Коршунова. М., 2010. 64 с.

3. Кашепов В.П. О теории судебной власти, судебных реформах и проблемах развития судебной системы. М., 2010. 219 с.

4. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. 544 с.

5. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С. 128—132.

6. Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2002. С. 456.

7. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1993. С. 67—68.

8. Чашик А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». М., 2012.

References (transliteration):

1. Alekseev S.S. Problemy teorii prava. T. 1. Sverdlovsk, 1972. S. 108-109.

2. Zashchita prokurorom v grazhdanskom sudoproizvodstve prav grazhdan pri realizatsii natsional'nykh proektov / pod red. N.M. Korshunova. M., 2010. 64 s.

3. Kashepov V.P. O teorii sudebnoi vlasti, sudebnykh reformakh i problemakh razvitiya sudebnoi sistemy. M., 2010. 219 s.

4. Kutafin O.E. Rossiiskii konstitutsionalizm. M., 2008. 544 s.

5. Obshchaya teoriya prava / pod red. V.K. Babaeva. N. Novgorod, 1993. S. 128-132.

6. Teoriya gosudarstva i prava / pod red. V.M. Korel'skogo, V.D. Perevalova. M., 2002. S. 456.

7. Teoriya gosudarstva i prava: Kurs lektsii / pod red. N.I. Matuzova, A.V Mal'ko. Saratov, 1993. S. 67-68.

8. Chashik A.N. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 21 noyab. 2011 g. № 323-FZ «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan RF». M., 2012.

Материал поступил в редакцию 29 мая 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.