Научная статья на тему 'Принципы управления качеством в частной медицинской компании (на примере "медицинской компании ИДК")'

Принципы управления качеством в частной медицинской компании (на примере "медицинской компании ИДК") Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRINCIPLES OF QUALITY MANAGEMENT / CLINICAL MANAGEMENT / HEALTH CARE QUALITY / EFFICIENCY / PERFORMANCE / 'MEDICAL COMPANY IDK' / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / КЛИНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ ИДК"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попов Александр Владимирович, Засыпкин Михаил Юрьевич, Минаев Юрий Леонидович, Супильников Алексей Александрович, Сухобрус Елена Анатольевна

В статье рассмотрены принципы управления качеством на примере «Медицинской компании «ИДК». Целью клинического управления является достижение высокого качества медицинской помощи. Подробно рассмотрены основные аспекты качества медицинской помощи, функциональная структура клинического управления, клиническая эффективность, результативность и контроль качества медицинской помощи. Представлены основные принципы внедрения клинического управления в практику ЗАО «Медицинская компания ИДК», Группа компаний «Мать и дитя»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попов Александр Владимирович, Засыпкин Михаил Юрьевич, Минаев Юрий Леонидович, Супильников Алексей Александрович, Сухобрус Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of quality management in a private medical company (by the example of ‘Medical company IDK’)

The article discusses the principles of quality management by the example of ‘Medical Company IDK' Clinical management aims to achieve the highest quality of health care. We cover the main aspects of health care quality, functional structure of clinical management, clinical efficiency, performance characteristics, and quality control in health care. We also describe the main principles of implementing clinical management into routine practice of the ‘Medical Company IDK', ‘Mother & Child' group of companies.

Текст научной работы на тему «Принципы управления качеством в частной медицинской компании (на примере "медицинской компании ИДК")»

гностики и профилактики хронических осложнений, повышение мотивации пациентов к самоконтролю в рамках системного обучения в «Школе диабета», а также динамическое наблюдение пациентов на основе использования современных медицинских технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом: методические рекомендации / под ред. И.И. Дедова, М.В. Шестаковой. - 2017. - Вып. 8.

2 Актуальные вопросы патогенеза, диагностики и лечения поражений нижних конечностей у больных сахарным диабетом: сборник лекций для врачей / под ред. М. Б. Анциферова. - М., 2003.

3 Диабетическая нейропатия. Рациональная фармакотерапия заболеваний эндокринной системы и нарушений обмена веществ. Руководство для практикующих врачей, 2013.

4 Обучение больных сахарным диабетом / И.И. Дедов, М.Б. Анциферов, Г.Р. Галстян и др. - М., 1999.

5 Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ № 116а от 01.03.2010 г. Т.А. Голикова. «Порядок оказания медицинской помощи больным с эндокринологическими заболеваниями.

6 Сахарный диабет. Руководство для врачей / универсум Паблишинг. - М., 2012.

7 Терапевтическое обучение больных. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний.

8 Национальное руководство. Эндокринология / под редакцией акад. РАН И.И. Дедова, акад РАН Г.А. Мельниченко, 2016 г.

9 Федеральные стандарты терапии сахарного диабета 2 типа. Нормативный документ. Министерство здравоохранения РФ. 2013 г.

10 Балаболкин М.И. Сахарный диабет. Как сохранить полноценную жизнь? - М., 1994.

Рукопись получена: 10 августа 2018 г. Принята к публикации: 13 августа 2018 г.

УДК 614.25

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ «МЕДИЦИНСКОЙ КОМПАНИИ ИДК»)

© 2018 А.В. Попов1, М.Ю. Засыпкин2, Ю.Л. Минаев2, А.А. Супильников2, Е.А. Сухобрус2, М.Т. Тугушев1

1 Клиника «Мать и дитя», Самара

2Частное учреждение образовательная организация «Медицинский университет «Реавиз», Самара

В статье рассмотрены принципы управления качеством на примере «Медицинской компании «ИДК».

Целью клинического управления является достижение высокого качества медицинской помощи. Подробно рассмотрены основные аспекты качества медицинской помощи, функциональная структура клинического управления, клиническая эффективность, результативность и контроль качества медицинской помощи. Представлены основные принципы внедрения клинического управления в практику ЗАО «Медицинская компания ИДК», Группа компаний «Мать и дитя»

Ключевые слова: принципы управления качеством, клиническое управление, качество медицинской помощи, эффективность, результативность, «Медицинская компания ИДК»

Времена стремительно меняются. Ускорение научно-технического прогресса за последние годы приобрело лавинообразный характер. Информационные технологии буквально пе-

ревернули весь наш образ жизни и мышления. Значительные изменения происходят и в управленческой практике. Всеобщее управление качеством захватило все сферы экономики, бизнеса, образования. Не избежала этих перемен и медицина.

К сожалению, и в настоящее время российская медицина по-прежнему строится на принципах эмпирического выбора метода лечения, в основе которого лежат теоретические знания и личный опыт врача. Принципы управления качеством, внедренные в промышленное производство, нашли свое применение и в медицине. Представляет интерес концепция клинического управления, разработанная и реализованная в Великобритании [5].

Что такое клиническое управление

Клиническое управление - это система организации клинической практики на основе непрерывного улучшения качества медицинской помощи и обеспечения высоких стандартов ее оказания путем создания определенных условий и использования специальных управленческих инструментов.

Система подразумевает развитие такой организационной культуры и таких свойств организации, которые могут обеспечить стабильную, подотчетную, сфокусированную на пациенте медицинскую помощь высокого качества.

Таким образом, основной целью клинического управления является достижение высокого качества медицинской помощи (КМП). Система клинического управления должна сократить неприемлемые различия в клинической практике в разных клинических подразделениях и у разных врачей, соединить различные аспекты надлежащей медицинской практики (клиническая эффективность, профессиональное развитие, управление рисками, контроль качества) и соотнести результаты этого с планированием будущей работы [1, 2].

Все врачи искренне стремятся предоставлять высококачественные услуги, во многих подразделениях ЗАО «Медицинская компания ИДК». Группа компаний «Мать и дитя» уже успешно используются основные принципы клинического управления, но не всегда и везде это происходит системно и последовательно. Клиническое управление — это скорее эволюционное развитие, чем революционные изменения. То есть внедрение системы клинического управления для нас уже не эксперимент, а еще один шаг в повышении качества нашей работы. Оно призывает медработников быть системными и открытыми в улучшении качества и использовать энергию организации в качестве поддержки [3, 4, 6].

В соответствии с концепцией клинического управления мы должны стремиться к высоким результатам, средние результаты для нас не приемлемы. Система клинического управления помогает достичь лидерства в различных областях деятельности: в медицинских технологиях, в методологии, в управлении.

Цели клинического управления

Главная цель клинического управления - постоянное повышение качества медицинской помощи. А качество, прежде всего, нацелено на удовлетворение требований потребителя (Э. Деминг). Это можно выразить в следующих характеристиках, отображающих идеальную медицинскую помощь:

• Результативность (клиническая эффективность) - медицинская помощь предлагает тот метод, который даст лучший результат. Это возможно, если она основана на научных знаниях, реализуется в полном объеме и избегает лишнего, малоэффективного, бесполезного. В таком случае медицинская помощь является клинически эффективной.

• Безопасность - все медицинские мероприятия максимально безопасны для пациента. Этот принцип известен еще со времен Гиппократа - «прежде всего не навреди».

• Пациент-центрированность - медицинская помощь основана на уважении к пациенту и его индивидуальным предпочтениям, потребностям и ценностям, оказывается исключительно в интересах пациента и ему во благо.

• Своевременность - медицинская помощь реализуется вовремя и в оптимально короткие сроки.

• Эффективность - медицинская помощь осуществляется с наименьшими затратами и потерями при лучших результатах.

• Справедливость - качество и объем помощи одинаковы для всех, независимо от расы, пола, места жительства и платежеспособности.

Функциональная структура клинического управления

Для того чтобы система клинического управления успешно работала и достигала своей главной цели, она выполняет несколько функций, которые выстраиваются в определенную систему. Эти функции клинического управления исходят из потребностей пациентов и направлены главным образом на повышение результативности и безопасности медицинской помощи, в том числе за счет повышения профессионализма врачей и медсестер, развития командной работы, коммуникаций и т.д.

Итак, основными функциями клинического управления являются:

1. Управление клинической эффективностью/результативностью:

а) система клинических стандартов и протоколов;

б) система индикаторов качества медицинской помощи;

в) система клинических аудитов.

2. Управление клиническими рисками.

3. Управление инновационной деятельностью и развитием.

4. Управление инфраструктурой медицинской помощи.

5. Управление медицинским персоналом:

а) система управления медицинскими кадрами;

б) система развития медицинской команды.

6. Управление медицинскими знаниями:

а) система непрерывного профессионального развития;

б) система контроля знаний;

в) система научных исследований.

7. Информационно-коммуникационный менеджмент.

8. Контроль качества медицинской помощи.

Управление клинической эффективностью и результативностью

Один из ключевых принципов качественной медицинской помощи состоит в том, что медицинское вмешательство должно быть клинически эффективным. Эффективность показывает, насколько медицинские действия (медикаменты, операции, консультирование) улучшают показатели здоровья пациента в клинической практике. Многие пациенты и доктора признают: всё, что мы делаем в своей работе, достаточно эффективно - что же еще мы должны делать? Однако, по некоторым данным, около 80 % медицинского вмешательства имеет сомнительную ценность и является просто традицией, основанной на истории, а не на науке. Развитие современной европейской и американской медицины с 1980-х годов связано со становлением концепции доказательной медицины, основная идея которой базируется на использовании только тех методов диагностики и лечения, чья эффективность доказана в результате проведения клинических исследований. Российская медицина, как уже было сказа-

но, по-прежнему опирается на принципы эмпирического выбора метода лечения, в основе которого — теоретические знания и личный опыт врача.

Система управления клинической эффективностью ставит целью создать такую клиническую практику, которая основана на доказательной базе, использовать для этого разработанные стандарты, клинические протоколы и индикаторы качества медицинской помощи, а также клинический аудит как инструмент исследования клинической эффективности.

Контроль качества медицинской помощи

Мониторинг и контроль качества медицинской помощи (КМП) направлены, прежде всего, на улучшение и развитие, а не на критику и поиск виновных. Экспертиза качества медицинской помощи выявляет места, где медицинская помощь отклоняется от стандарта, показывает, где необходимы изменения и улучшения, представляет модели их реализации.

О достижении надлежащих результатов мы можем судить по конкретным показателям -так называемым индикаторам качества. Комитет оказывает методическую помощь клиническим подразделениям по подготовке индикаторов и их мониторингу, контролирует их достижение. Совместно с комитетом по контролю качества медицинской помощи комитет по клинической эффективности организует анализ при отклонении от целевых показателей.

Важную роль в непрерывном улучшении качества медицинской помощи играют клинические аудиты. Они проводятся по определенным темам на регулярной основе по заранее согласованному графику (например, на следующие темы: качество обработки инструментария, тромбопрофилактика в госпитальном центре, реализация программы по раннему выявлению онкозаболеваний, осложнения в программе вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), анализ перинатальной смертности за 5 лет работы отделения дородового наблюдения и т.п.). Для этого на каждые год и полгода составляется план по клиническим аудитам. Как правило, в каждом отделении проводится до 2-3 клинических аудитов в течение полугода. Во время аудита сравниваются показатели клинической деятельности с принятыми в данном отделении целевыми показателями, с такими же показателями в других клиниках, а также на общенациональном и международном уровне.

Основные принципы внедрения клинического управления в практику ЗАО «Медицинская компания ИДК», Группа компаний «Мать и дитя»

Для того чтобы следовать принципам клинического управления и качественной медицинской помощи и интегрировать их в нашу клиническую практику, мы должны [7, 8, 10]:

- сделать качество медицинской помощи нашим главным приоритетом, нашей философией;

- развивать командную работу (кооперацию врачей и медсестер всех подразделений) и лидерство на основе открытого климата общения;

- строить отношения сотрудничества и партнерства в работе с пациентами;

- стремиться к совершенству наших услуг, культивируя новаторство и высокий профессионализм;

- мониторировать процесс воплощения концепции клинического управления и улучшения качества медицинской помощи;

- обеспечить системность и стандартность деятельности в области качества медицинской помощи во всех подразделениях компании.

Для воплощения этого в жизнь необходимо:

- разработать четко прописанную программу ее построения пошагово с указанием целей, задач, сроков и ответственных лиц;

- в качестве пилотного проекта для внедрения выбрать один дивизион (акушерско-гинекологический), а после апробации распространить опыт на другие дивизионы;

- создать организационный комитет для координации процесса внедрения системы клинического управления в практическую деятельность;

- в программу проекта в обязательном порядке включить работу по активному вовлечению врачей и медсестер в создание системы, разработать программу активного внутреннего и внешнего продвижения, систему мотивации работающего в проекте персонала;

- прописать ответственность задействованных лиц и порядок их подотчетности;

- привлечь к работе в проекте поддерживающие службы, подчеркивая важность их активного участия в проекте;

- разработать показатели для систематического (ежемесячного) мониторинга прогресса реализации проекта, с обязательным информированием всего персонала об итогах;

- наладить систему информационного оповещения персонала об успехах реализации проекта по нескольким коммуникационным каналам.

В целом качество медицинской помощи очень тесно связано с отношением, которое врачи проявляют к своей профессии, пациентам и коллегам. Это отношение трудно описать словами, его порой надо чувствовать и просто иметь. С этим отношением мы приходим в профессию, оно определяет нашу приверженность вечным человеческим ценностям и основано на ясных этических принципах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственный стандарт Российской Федерации «Системы менеджменты качества» [Электронный ресурс]. URL: http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/9/9188/index.htm (Дата обращения 29 июля 2013 г.).

2 Дьяченко В.Г., Солохина Л.В., Дьяченко С.В. Управление качеством медицинской помощи: учебник. - Хабаровск: издательство ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет», 2012. -655 с.

3 Донин ВМ, Меркова ОП. Конкуренция в Российском здравоохранении: платная и бесплатная медицина // Менеджер здравоохранения. - 2005. - № 7. - С. 4-13.

4 Кучеренко В.З., Шляпников В.В. Финансовые риски в деятельности негосударственных медицинских организаций // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2008. - № 1. - С. 21-23.

5 Линденбратен А. Л. Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении / редактор О.П. Ще-пин. - М.: Медицина, 2005. - 84 с.

6 Лисицын Ю.П., Калмыков А.А., Сенченко А.Ю. К вопросу о востребованности населением платных медицинских услуг // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 5. -С. 10-11.

7 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ф3.

8 Разумовский А.В., Полина Н.А. Взаимодействие государственного и частного секторов здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2008. - № 6. - № 58-61.

9 Стародубов В.И., Куракова Н.Г. Возможные варианты использования нематериальных активов в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2005. - № 9. - С. 68-72.

10 Щепин В.О., Овчаров В.К. Здравоохранение России: стратегический анализ и перспективные направления развития // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 2. - С. 3-7.

Рукопись получена: 23 июля 2018 г. Принята к публикации: 26 июля 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.