Научная статья на тему 'Принципы управления экономико-технологическим ростом, долгосрочное и текущее управление'

Принципы управления экономико-технологическим ростом, долгосрочное и текущее управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / показатель / рост / цель / стратегия

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудка В. Д.

В статье рассмотрены основные принципы управления экономикотехнологическим ростом и их влияние на долгосрочное и текущее управление с целью построения стратегических схем взаимодействия процессов, определяющих развитие экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы управления экономико-технологическим ростом, долгосрочное и текущее управление»

УДК 338.26

В.Д. Дудка, канд.техн.наук, профессор, (4872)56-84-36, admin@region.tula.ru (Россия, Тула, администрация Тульской области)

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РОСТОМ, ДОЛГОСРОЧНОЕ И ТЕКУЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

В статье рассмотрены основные принципы управления экономикотехнологическим ростом и их влияние на долгосрочное и текущее управление с целью построения стратегических схем взаимодействия процессов, определяющих развитие экономики страны.

Ключевые слова: экономика, показатель, рост, цель, стратегия.

Для решения проблем управления экономико-технологическим ростом, следует учитывать наличие двух обязательных теоретических предпосылок. Во-первых, необходимо рассматривать экономический рост только как особый процесс в структуре экономической динамики. Во-вторых, предстоит обеспечить разграничение экономического роста и следующих макро- и мегаэкономических процессов: экономического развития, экономического прогресса, роста национального производства, расширенного воспроизводства национального продукта.

Следовательно, при разработке методики и принципов управления экономико-технологическим ростом необходимо первоначально определиться и проанализировать стратегию роста. Стратегия управления собственно экономическим ростом должна в современных условиях включать следующее:

1. формулирование целей данного макропроцесса (их субординация, дерево целей, эшелонирование по периодам достижения и т.д.);

2. определение периода стратегического управления, периода реализации конечных целей;

3. выделение национальных приоритетов экономического роста с учетом множества взаимодействующих факторов, процессов и обстоятельств эндогенного и экзогенного происхождения.

Необходимо подчеркнуть, что исключительное внимание при разработке стратегии управления экономико-технологическим ростом следует уделять перспективам сбыта ежегодного прироста национального продукта. Известно, что процесс его реализации можно описать следующей формулой:

АВВП = АВВПвнутр + АВВПвнеш.., (1)

АВВП = АВВПвнутр + АЭ, (2)

где АВВП - прирост реального ВВП; АВВПвнутр - часть прироста ВВП страны, реализованная на внутреннем рынке России; АВВПтеш, - часть го-

дового прироста национального продукта, реализуемая на мировом (внешнем) рынке; АЭ - ежегодный прирост экспорта страны. Вопрос о соотношении абсолютных и относительных размеров АЭ и АВВПвнутр - это вопрос

о будущей стратегии собственно экономического роста, о зависимости данного процесса от экзогенных условий и фактов его осуществления [1].

Так, избыточная экспортоемкость данного макропроцесса означает, что реализация прироста ВВП в значительной степени зависит от конкурентоспособности товаров государства на мировых рынках, от ограниченности на них внутреннего спроса, от степени защиты (тарифной и нетарифной) различных секторов мирового рынка от проникновения на них дополнительной экспортной продукции государства.

Следует отметить, что существует различие во взглядах на принципы управления и регулирования экономико-технологического роста и в зависимости от рассматриваемого периода. На основании этого можно выделить долгосрочный рост и краткосрочный рост как цели управления в системе управления ростом национальной экономикой. Основным рычагом долгосрочного управление макроэкономической динамикой является государственная политика экономического роста.

Как известно, государство играет значительную роль в регулировании экономико-технологического роста и рассматривает меры государственного регулирования, которые наилучшим образом могут стимулировать этот процесс. Для этого осуществляется политика экономического роста с технологическим аспектом, которая предусматривает реализацию следующих мер [2]:

1. содействие наиболее полному использованию ресурсов, становлению и развитию его прогрессивных направлений. Тем самым усиливает эффективность динамических процессов;

2. нивелирование отклонений от общего экономического равновесия и внесение в хозяйственные процессы более устойчивых тенденций;

3. оздоровление народного хозяйства в условиях экономической нестабильности;

4. применение ограничений экологического и социального характера в том случае, если экономический рост наносит вред общественным интересам;

5. внедрение инноваций и продуктов НТП в производство.

Таким образом, государство активизирует экономикотехнологический рост по нескольким направлениям, влияя на совокупный спрос, содействуя росту предложения, развитию фундаментальных научных исследований, применяя антициклическое регулирование и специальные программы.

Учитывая технологический характер экономического роста современных национальных экономик, уместно заключить, что ключевым звеном обеспечения экономического роста в ближайшее десятилетие является

также инвестиционный прорыв. Он включает в себя принятие следующих управленческих мер на государственном уровне [3]:

1. обеспечение форсированного роста капиталовложений, объем которых должен как минимум удвоиться в предстоящее десятилетие, т.е. увеличиваться со средним темпом не ниже 8-9% в год;

2. осуществление структурного инвестиционного маневра в пользу секторов, способных обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в мировом хозяйстве;

3. обеспечение инвестиционной поддержки ряда ключевых секторов, не обладающих в целом достаточным инвестиционным потенциалом (в частности, сельского хозяйства, электроэнергетики);

4. обеспечение инновационного наполнения инвестиций (в противном случае инвестиционный рост будет способствовать воспроизводству устаревших технологий).

Для анализа управления макроэкономической динамикой, можно представить упрощенную модель роста национальной экономики, и постепенно расширяя и раскрывая ее, сформировать оптимальные уровни управления инновационным ростом.

Такая модель построения эффективной системы управления инновационным развитием национальной экономики может быть представлена в четырех уровнях [4, 5]:

1. объединяющий направляющий и координирующий - национальный уровень (национальная инновационная система);

2. формирующий условия и обеспечивающий развитие - региональный;

3. инновационного роста - кластерный;

4. «точек роста» - фирменный (предприятия).

В современной промышленной политике промышленный кластер -это группа географически соседствующих и взаимодействующих фирм и связанных с ним организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга [6].

Для обеспечения стабильного роста экономики необходимо принятие следующим мер на каждом из вышеперечисленных уровней.

Национальный уровень.

Несмотря на принципиальную критику национального уровня управления и поддержки инновационной деятельности, часть инфраструктурных функций государство должно выполнять, вот основные из них [7]:

1. создание правовой базы инновационных процессов (системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности);

2. аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

3. формирование научно-инновационной инфраструктуры;

4. координация инновационной деятельности;

5. стимулирование внедрения и конкуренции инноваций, страхование инновационных рисков;

6. кадровое обеспечение инновационной деятельности;

7. обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

8. регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Региональный уровень.

На этом уровне требуется применение аналогичных мер с учетом региональной специфики и распределения управления между национальным и региональным уровнями:

1. инновационный маркетинг организаций и кластером региона;

2. внедрение новой системы обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а рассмотрение расходов на подготовку кадров - не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и региона;

Кластерный уровень.

Проблема инновационных кластеров сама по себе довольно сложна. Суть заключается в том, что если некая группа совместно-действующих организаций добивается серьезного рыночного успеха в развитии инновационной деятельности, то данная группа фирм принимается за некоторый эталон, обозначается специфическим термином и копируется в процессе организации инновационной деятельности в других условиях, на других территориях и других отраслях. На кластерном уровне требуется принятие следующих мер:

1. диверсификация ключевых предприятий кластера;

2. долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках её производственных программ, инновационных процессов, контроля качества и пр.

Точки роста.

Первичным звеном в обеспечении роста национальной экономики является отдельная фирма. Задачи, стоящие на этом уровне:

1. создание условий для инноваторов - сотрудников фирмы, обеспечение их взаимодействия между собой и обеспечение взаимосвязи с инфраструктурой кластеров, региональных и национальных сетей инноваций;

2. обеспечение взаимосвязи с инфраструктурами высшего уровня.

Стимулирование НТП - наиболее динамический элемент управления, связанный с воздействием на интересы участников процесса "исследование - производство", их осознанные социальные потребности, в результате чего они ускоряют НТП из внутренних побуждений, а не только по указанию свыше. Можно определить стимулирование НТП как созда-

ние преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, финансирование, кредитование, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска) [7, 8].

При организации стимулирования следует учесть, что ускорение НТП предполагает развитие не только науки и техники, но и социальноэкономических отношений, в том числе внутри коллективных. Наука как объект стимулирования отличается универсальностью своею языка и методов, а использование техники и технологии во многом связано со спецификой интересов и традиций данной страны, региона, трудового коллектива.

Перспективность в стимулировании НТП требует учета не только годового, но и народнохозяйственного экономического эффекта за весь срок использования нововведения. При этом особо поощряется создание и освоение новых поколений техники и технологии, а также конкурентоспособных нововведений, не уступающих высшему мировому уровню в данной области.

Говоря о краткосрочном регулировании экономико-

технологической динамики, уместно выделить налоговую политику. Следует напомнить, что прямые и косвенные налоги по-разному влияют на динамику ВВП. Прямые налоги являются автоматическими рычагами фискальной политики, так как их размер практически прямо пропорционален доходам субъектов экономики, и, следовательно, объему валового внутреннего продукта. На рисунке приведена теоретическая модель, описывающая влияние разных налоговых ставок прямых налогов на ВВП.

Последствия изменения ставки пропорционального налога на ВВП

в кейнсианской модели

На рисунке условными обозначениями представлены: Е -

совокупные расходы; ДО - совокупный спрос; У - валовый внутренний продукт; а - автономное потребление; I - инвестиции, х - уровень налогов, М - предельная склонность к потреблению. При понижении ставки налога с хо до XI уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с То до Ть что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вверх—вправо. В результате положение равновесия в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с У0 до У1). Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП. Однако это положение касается только прямых налогов, являющихся в известном смысле пропорциональными доходам. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики. Если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса, то за ним последует падение совокупного спроса, а это через мультипликатор вызовет, в свою очередь, еще большее падение равновесного уровня ВВП. Но как мы видим из вышеуказанного примера, такое падение можно затормозить понижением ставки пропорционального налога. Наличие высокой ставки т на доходы уменьшает величину мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение т.

Представляется, что экономическое развитие российской экономики в предстоящий период формируется под влиянием следующих факторов:

- скорости выхода мировой экономики из кризиса и динамики цен на основные сырьевые ресурсы;

- эффективности адаптации российских компаний и банков к кризису и потенциала повышения их конкурентоспособности, а также динамики инвестиционных программ инфраструктурных компаний;

- результативности воздействия на экономику мер государственной антикризисной политики, а также принятия дополнительных антикризисных мер в 2011-2012 годы.

Восстановление положительной динамики экономического роста России, начиная с 2010 года, во многом связано с проявлением эффекта принятых антикризисных мер. В 2011-2012 годах прогнозируется постепенное восстановление положительной динамики промышленного производства до 1-2% в 2011 году и до 1,5-3% в 2012 году. Основные риски развития экономики в предстоящий период связаны с риском сохранения низкой динамики цен на основные сырьевые ресурсы и недостаточной эффективностью реализации основных мер государственной антикризисной программы.

Решение задачи инновационного развития экономики, в том числе ускорения темпов экономического роста, невозможно сегодня без развития индустрии финансовых услуг. Во всем мире именно финансовый рынок является источником финансирования компаний, и его развитие тесно связано с задачей «вливания» российской экономики в мировую экономику в процессе глобализации.

Одной из целей долгосрочного развития российской экономики провозглашено укрепление лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенное становление одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддержание сбалансированных многовекторных экономических отношений с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

Библиографический список

1. Салийчук В. Ф. Стратегические аспекты управления экономическим ростом в России. Экономический вестникРГУ.№1. 2005. С.231.

2. Гурвич Е. Что нужно сделать для роста российской экономики? М.:Инфра, 2001.С.76.

3. Стрижкова Л. Инновационная составляющая промышленнойпо-литики // Экономист 2004. №11. С.8.

4. Исмагилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации, 2003. -№1. С.85.

5. Котов Д.В. Проблема управления инновационным развитием экономики: государство, регион, кластер//Нефтегазовое дело, 2010. С.154.

6. Lundvall, B. Ernst, D. Information Technology in the Learning Economy - Challenges for Developing Countries, DRUID Working Papers, No. 12, 1997.

7. Котов, Д.В. Методология и концепции инновационного развития современной экономики: Монография /М.: Издательство «Палеотип», 2008. - С. 125-126.

8. Ширшов И.С. Новое качество экономического роста: сущность и факторы ускорения. Воронеж. 1990.С.142.

V.D. Dudka

In article main principles of management by economic-technological growth and their influence on long-term and current management for the purpose of construction of strategic schemes of interaction of the processes defining development of national economy are considered.

Key words: economy, an indicator, growth, the purpose, strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.