Научная статья на тему 'Принципы тайм-менеджмента в управленческой деятельности руководителей бизнес-организации'

Принципы тайм-менеджмента в управленческой деятельности руководителей бизнес-организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
735
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ПРИНЦИПЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ РУКОВОДИТЕЛЯ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / КОНТРОЛЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТЫ / ПЕРСОНАЛ / ПАРТНЕРЫ / TIME MANAGEMENT / PRINCIPLES OF TIME MANAGEMENT / TIME MANAGEMENT OF THE HEAD / DELEGATION / PLANNING / GOAL SETTING / CONTROL / HEAD / SOCIAL RESPONSIBILITY / ECONOMIC RESPONSIBILITY / COMPETITORS / PERSONNEL / PARTNERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Дарья Владимировна

Руководствуясь принципами руководителей бизнес-организаций, основанных на техниках тайм-менеджмента, появляется возможность более быстрого принятия решения и повышения трудовой эффективности. Набор принципов можно сравнить с грамотно выстроенным пособием по достижению результатов за конкретный промежуток времени. Целью данной статьи является выявление основных принципов деятельности руководителей бизнес-организаций при использовании техник тайм-менеджмента, направленных на повышение эффективности. Анализируются основные направления принципов руководителя и выявляется влияние тайм-менеджмента на успешность управленческой деятельности. Материалы и методы. Исследуемые проблемы были решены на основе разбора научных зарубежных и отечественных работ по внедрению тайм-менеджмента и управлению персоналом. Используются методы компаративного анализа, рассматриваются разнообразные подходы авторов к его применению, производится типологизация принципов руководителя тайм-менеджмента. Результаты. На основании проведенного анализа сделаны выводы, что принципы руководителей использующих методы тайм-менеджмента универсальны и применимы как для воздействия на конкретного индивида, так и для управления социальной группой. В процессе анализа было выявлено, что соблюдение всех принципов руководителей бизнес-организации способствует развитию самой организации, путем использования техник и методов тайм-менеджмента, в некотором роде, являющийся не столько набором техник, сколько стилем жизни и философией ценности времени в постоянно изменяющимся потоке информации и динамичном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF TIME MANAGEMENT IN THE MANAGEMENT ACTIVITIES OF THE HEADS OF A BUSINESS ORGANIZATION

Guided by the principles of business organization managers based on time management techniques, it is possible to make decisions more quickly and increase labor efficiency. A set of principles can be compared to a well-constructed manual for achieving results over a specific period of time. The purpose of this article is to identify the main principles of business organization managers ‘ activities when using time management techniques aimed at improving efficiency. The main directions of the Manager's principles are analyzed and the influence of time management on the success of management activities is revealed. Materials and methods. The studied problems were solved on the basis of analysis of scientific foreign and domestic works on the implementation of time management and personnel management. Methods of comparative analysis are used, various approaches of authors to its application are considered, typologization of the principles of the head of time management is made. Results. Based on the analysis, it is concluded that the principles of managers using time management methods are universal and applicable both for influencing a particular individual and for managing a social group. In the course of the analysis, it was revealed that compliance with all the principles of business organization managers contributes to the development of the organization itself by using time management techniques and methods, which in a way is not so much a set of techniques as a lifestyle and philosophy of the value of time in a constantly changing flow of information and a dynamic world.

Текст научной работы на тему «Принципы тайм-менеджмента в управленческой деятельности руководителей бизнес-организации»

Принципы тайм-менеджмента в управленческой деятельности руководителей бизнес-организации

Титова Дарья Владимировна,

аспирант Волгоградский институт управления - филиал РАН-ХиГС

E-mail: gtd1986@mail.ru

Актуальность и цели. Руководствуясь принципами руководителей бизнес-организаций, основанных на техниках тайм-менеджмента, появляется возможность более быстрого принятия решения и повышения трудовой эффективности. Набор принципов можно сравнить с грамотно выстроенным пособием по достижению результатов за конкретный промежуток времени. Целью данной статьи является выявление основных принципов деятельности руководителей бизнес-организаций при использовании техник тайм-менеджмента, направленных на повышение эффективности. Анализируются основные направления принципов руководителя и выявляется влияние тайм-менеджмента на успешность управленческой деятельности. Материалы и методы. Исследуемые проблемы были решены на основе разбора научных зарубежных и отечественных работ по внедрению тайм-менеджмента и управлению персоналом. Используются методы компаративного анализа, рассматриваются разнообразные подходы авторов к его применению, производится типологизация принципов руководителя тайм-менеджмента. Результаты. На основании проведенного анализа сделаны выводы, что принципы руководителей использующих методы тайм-менеджмента универсальны и применимы как для воздействия на конкретного индивида, так и для управления социальной группой. В процессе анализа было выявлено, что соблюдение всех принципов руководителей бизнес-организации способствует развитию самой организации, путем использования техник и методов тайм-менеджмента, в некотором роде, являющийся не столько набором техник, сколько стилем жизни и философией ценности времени в постоянно изменяющимся потоке информации и динамичном мире.

Ключевые слова: тайм-менеджмент; принципы тайм-менеджмента; тайм-менеджмент руководителя; делегирование; планирование; целеполагание; контроль; руководитель; социальная ответственность; экономическая ответственность; конкуренты; персонал; партнеры.

В настоящее время проблема использования, подбора правильных техник, методов тайм-менеджмента изучается различными науками. Интерес к изучению тайм-менеджмента возникает в таких областях, как менеджмент, социология, психология, педагогика, которые рассматривают многообразные аспекты принципов человеческой деятельности. Большое значение несут исследования по выделению основных принципов руководителей, направленных на грамотное использование временных ресурсов и внедрения тайм-менеджмента в деятельность разных социальных групп. Основой формирования тайм-менеджмента руководителей являются принципы, основанные на распределение временных ресурсов, главные из которых взаимодействуют в принципах руководителя, учет которых повышает ее эффективность сотрудников, и дает определенные результаты в подготовке руководителей.

Если провести анализ принципов тайм-менеджмента с точки зрения теории современного менеджмента, то существующие практики управления временем выделяют несколько основных принципов, которые повторяются от одной техники к другой не зависимо от структуры организации, количества сотрудников, культурных, нравственных и ценностных принципов руководителя бизнес-организации, включающие в себя расстановку приоритетов, постановку целей, планирование, составление списков дел, концентрацию и фокус, ведение журнала времени, делегирование и сохранение организованности. Об этих принципах упоминают в своих работах практически все специалисты в области тайм-менеджмента: Алан Лакейн, Тэйлор Фредерик, Глеб Архангельский1. Эти принципы основываются на управленческих функциях руководителей бизнес-организаций и могут применяться абсолютно во всех организациях.

При рассмотрении принципов руководителя связанные с тайм-менеджментом, как социальной деятельности индивида, сделать акцент на ряде принципов направленных на построении ряда взаимодействий руководителя с другими субъектами (сотрудники, заказчики, партнеры, конкуренты). Свойства этих социальных групп и институтов являются важными для самой этой последовательности действий. Взяв за основу критерий,

сз о

о Л о

о сз о в

1 Лакейн А. Искусство успевать. М.: Агентство «ФАИР», 1996.$ Тэйлор Ф.У. Принципы научного менеджмента, пер. с англ. А.И. Зак. - М.: Контроллинг, 1991. - 104 с/$ Архангельский Г. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия ре-ше- ний / Г.А. Архангельский. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 211 с.

связанный с взаимодействием, мы можем выделить принципы тайм-менеджмента, реализующиеся во взаимоотношениях:

- с партнерами (принципы пунктуальности, принципы культурного отношения ко времени, учет разницы во временных поясах, если это требуется, взаимного доверия, равноправия, следование взятым на себя обязательствам, нахождения компромиссного решения в случае возникновения конфликтов и т.д.);

- с конкурентами (принцип своевременного определения новых конкурентов на рынке, принцип сотрудничества, принцип правильных расчетов временных затрат на выполнение конкретного вида деятельности, принцип лояльности);

- персоналом (принцип корпоративного устранения неполадок, принцип делегирования, принцип пунктуальности, принципы четкого определения временных затрат на выполнение работы и ее оплата; принцип соразмеренности; формирование комфортных условий труда, способствующих созданию социального благополучия и творческого роста работников, принципы гласности, четкого реализации обязательств перед коллегами, оплата сверхурочного труда);

- государственными органами власти (принципы взаимодействия, своевременного выполнения выдвигаемых требований со стороны законодательства);

Можно разделить принципы тайм-менеджмента относящиеся к рассмотрению руководителя а именно, занимаемой им роли во взаимодействие с разными группами, организациями:

- зависящих от личностных характеристик руководителя (принципы достоинства, уважение мнения сотрудников, уважения времени участников деловых отношений и т.д.),

- характеризуют его как профессионального квалифицированного руководителя (принципы планирования управленческой деятельности с учетом имеющихся средств, принцип своевременной реакции на полученные материалы от партнеров т.д.),

- проявляются в его действиях как гражданина (соблюдение легитимности, законодательства, своевременная уплата налогов, принесения пользы обществу и т.д.).

Если рассматривать принципы тайм-менеджмент с позиций экономики, то следует отметить принципы конкуренции (опережение с целью получения конкурентных достоинств), проявляющихся в своевременной правильной реакции на получение новой информации, инноваций. Принцип эффективности, состязательности, сохранения и развития бизнеса. В случае рассмотрения тайм-менеджмента с социальной позиции, формируются принципы надежности, который, также е может служить обществу социальной полезное стью. Если источником формирования принципов тайм-менеджмента становятся культурные ценно-еЗ сти, то в деятельности руководителя будут реали-Ц зовываться принципы нравственности, норм при-

личия, уважения в трудовом, деловом взаимодействии.

Принципы тайм-менеджмента, являющиеся правилами, определяющими нормы поведения ее субъекта, обладают рядом характеристик: динамичностью, так как могут изменяться с учетом временного ресурса, модальностью, поскольку выражают необходимость соблюдения предписанных норм поведения. Воспользовавшись более присущими для него критериями, руководитель выстраивает прообраз своего профессионального поведения, прибегая в своей практике тех или иных принципов тайм-менеджмента.

Одним из критериев является соответствие экономической системы организации требованиям законодательства, что подразумевает осуществление принципа легитимности. Другим критерием может выступить точность, объяснение содержания которой может быть особо индивидуальной. Также важным можно считать критерий, связанный с оценкой конкретной рыночной обстановки, в которой находится бизнес-организация в данный временной период.

Таким образом, оценив уровень конкуренции, руководитель берет за основу своей деятельности принцип своевременного подхода. Слаженное комбинирование социальных и экономических целей в управленческой деятельности руководителей способствует налаживанию взаимодействий, выстраивание взаимной пользы между обществом и бизнесом, который достигается за счет следования не только принципов экономической рациональности и социальной пригодности, но и принципов тайм-менеджмента. Рассмотрим принципы тайм-менеджмента несущие социальную ответственность:

• Принцип социальной установки тайм-менеджмента. Еще А.М. Столяренко в своих работах фиксировал, что законы системы любой социальной структуры состоят из социальных законов и свойств общества, с которым они взаимосвязаны. Для эффективного управления и функционирования любой организацией в ее деятельности должны отображаться идеалы развитого общества, духовности, человечности, общечеловеческих норм и ценно-стей1. В связи с этим, благодаря использованию тайм-менеджмента руководитель может принимать решения, управленческие действия, направленные на развитие и поддержание соответствующей организационной культуры, в которой уделяется должное внимание управлению временными ресурсами.

• Принцип единой цели. Этот принцип обосновывал А. Файоль. Он считал, что согласование личных, групповых и общих интересов компании - одна из важнейших задач управления2.

1 А.М. Столяренко, Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 328.

2 Fayol H. Administration industrielle and generale. Paris: Dunod, 1919. PP. 21-43. В рус. пер.: Файоль А. Общее и про-

Креативность и эффективность бизнес-организации всегда будет на высшем уровне, если индивиды (персонал, руководители) в конкретной социальной группе направляют свои действия на решение общих задачи не под давлением, не из-за страха наказания, а с желанием выполнять работу с правильной мотивацией, интересом, желанием и оцениванием всей ответственности. В связи с этим тайм-менеджмент помогает реализации принципа единства организационных целей и личных будет являться правильной мотивацией направленной на эффективное, креативное, быстрое выполнение поставленной задачи, так как личностные интересы и цели индивида будут совпадать с целями бизнес-организации. Слияние интересов бизнес-организации и персонала компании при использовании данного принципа тайм-менеджмента уверены не только в профессиональном результате, выполненном за более короткий промежуток времени, но и в моральном удовлетворение сотрудника от выполненной работы, что, в свою очередь, положительно влияет на эмоциональный климат внутри бизнес-организации и предоставляет благоприятные условия для функционирования данной социальной группы, что сильно влияет на ее продуктивность.

Принцип человечности. Этот принцип основывается на том, что управление временными ресурсами сотрудников во всех его формах и методах должно быть основанным с учетом прав, особенностей и личных преимуществ каждого члена коллектива. Согласно гуманистическому принципу, человеческий фактор является определяющим, а сотрудник - высшей ценностью данной социальной группы. Следовательно, подбор подходящих техник тайм-менеджмента сотрудников бизнес-организации должен учитывать ценности, индивидуальные особенности и предпочтения каждого индивида (сотрудника), а не только всевозможные методы для достижения эффективности бизнес-организации. Учитывая данный принцип, руководители бизнес-организаций должны не только обеспечить условия для быстрого выполнения поставленных задач перед сотрудниками, но и учитывать ценностные приоритеты каждого индивида (работника).

Принцип учета менталитета сотрудников при выборе подходящих техник тайм-менеджмента. Социальная направленность тайм-менеджмента сотрудников проявляется в его взаимодействие с социальными условиями общества, менталитетом, культурными традиций в котором оно реализуется. Выбор подходящих техник, методов тайм-менеджмента должен учитывать национальные особенности абсолютно всех взаимодействующих сторон. Как отмечает А.М. Столяренко, не существует типа управления, который подойдет для всех компаний, ко-

мышленное управление. М.: Экономика, 1992

торый можно было бы применить в любом государстве и в любое время без потери его эффективности. Есть лишь основы управления, которые, должны приспосабливаться к специфике компании, к индивидуальным особенностям сотрудников и также учитывать менталитет народа данной страны. В связи с вышесказанным принцип учета менталитета данной социальной группы будет являться очень важным при разработке эффективной стратегии с использование практик тайм-менеджмент. Таким образом, мы можем сделать выводы, что все перечисленные принципы тайм-менеджмента в правильном сочетании и применении являются образовывать профессиональную управленческую деятельность руководителя, определяют его личную психологическую идею управления и являются регуляторами управленческой деятельности. Не маловажным является, изучение руководителями принципов тайм-менеджмента, который может выступать инструментом для планирования управленческого процесса и формирования профессионального управленческого мировоззрения.

Следует отметить, что, с одной стороны, принципы тайм-менеджмента руководителей универсальны и могут применяться как для влияния на определенного индивида, так и для управления любой социальной группой. Желательно учитывать, что принципы и их сочетание могут видоизменяться в корреляции особенностей деятельности организации и влияние внешних и внутренних факторов. Также они будут видоизменяться в зависимости от иерархичности руководящей должности, возрастных и гендерных особенностей руководителя.

Литература

1. Архангельский Г. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений / Г.А. Архангельский. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 211 с.

2. Лакейн А. Искусство успевать. М.: Агентство «ФАИР», 1996.

3. Столяренко А.М. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 328.

4. Тэйлор Ф.У. Принципы научного менеджмента, пер. с англ. А.И. Зак. - М.: Контроллинг, 1991. - 104c

5. Fayol H. Administration industrielle and generale. Paris: Dunod, 1919. PP. 21-43. В рус. пер.: Фай-оль А. Общее и промышленное управление. М.: Экономика, 1992

PRINCIPLES OF TIME MANAGEMENT

IN THE MANAGEMENT ACTIVITIES OF THE HEADS

OF A BUSINESS ORGANIZATION

Titova D.V.

Volgograd Institute of Management

Relevance and goals. Guided by the principles of business organization managers based on time management techniques, it is possible to make decisions more quickly and increase labor efficiency.

C3

о

о Л о

о сз о в

A set of principles can be compared to a well-constructed manual for achieving results over a specific period of time. The purpose of this article is to identify the main principles of business organization managers ' activities when using time management techniques aimed at improving efficiency. The main directions of the Manager's principles are analyzed and the influence of time management on the success of management activities is revealed. Materials and methods. The studied problems were solved on the basis of analysis of scientific foreign and domestic works on the implementation of time management and personnel management. Methods of comparative analysis are used, various approaches of authors to its application are considered, typologization of the principles of the head of time management is made. Results. Based on the analysis, it is concluded that the principles of managers using time management methods are universal and applicable both for influencing a particular individual and for managing a social group. In the course of the analysis, it was revealed that compliance with all the principles of business organization managers contributes to the development of the organization itself by using time management techniques and methods, which in a way is not so much a set of techniques as a

lifestyle and philosophy of the value of time in a constantly changing flow of information and a dynamic world.

Keywords: time management; principles of time management; time management of the head; delegation; planning; goal setting; control; head; social responsibility; economic responsibility; competitors; personnel; partners.

References

1. Arkhangelsk G. Corporate time management: Encyclopedia of solutions / G.A. Arkhangelsk. - 2nd ed. - M .: Alpina Business Books, 2009. - 211 p.

2. Lackain A. The Art of Keeping Up. M .: Agency "FAIR", 1996.

3. Stolyarenko A.M. Encyclopedia of Legal Psychology / Under the general. ed. prof. A.M. Stolyarenko. M .: UNITY-DANA, Law and Law, 2003. P. 328.

4. Taylor F.U. The principles of scientific management, trans. from English A.I. Zach - M.: Controlling, 1991. - 104 p.

5. Fayol H. Administration industrielle and generale. Paris: Dunod, 1919. PP. 21-43. In Russian per .: Fayol A. General and industrial management. M .: Economics, 1992.

e

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.