УДК 796.91
ПРИНЦИПЫ СТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ
КОНЬКОБЕЖЦА
Валерий Николаевич Макаров, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрена организация системы движений в конькобежном спорте. Обосновываются и формулируются принципы строения системы спортивных движений конькобежца.
Ключевые слова: организация системы спортивных движений конькобежца, принципы строения системы спортивных движений конькобежца.
PRINCIPLES OF THE SYSTEM OF SPORT MOVEMENTS FORMATION OF THE
SPEED SKATER
Valery Nikolaevich Makarov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg,
Shajkat Zakirovich Khubbiev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St.-Petersburg
Annotation
The article shows the organization of system of movements in speed skating sports. Principles of the structure of system of sports movements of the speed skater are proved and formulated.
Keywords: organization of system of sports movements of the speed skater, principles of structure of system of sports movements of the speed skater.
ВВЕДЕНИЕ
Формирования совершенной спортивной техники конькобежца является важнейшей составной частью педагогического процесса обучения в конькобежном спорте. Для целенаправленного формирования спортивной техники конькобежца необходимо знание принципов организации системы спортивных движений конькобежца (ССДК).
Принципы организации ССДК составляют две относительно самостоятельные категории: принципы строения ССДК и принципы формирования ССДК. Принципы строения ССДК отражают текущее состояние функционирующей системы движений, или ее "временной срез". Принципы формирования показывают развитие системы движений во времени под влиянием педагогически организованного процесса обучения. Процесс формирования представляет как бы "временную развёртку" системы движений [9].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При исследовании принципов строения ССДК с позиций системности мы столкнулись с тем, что исследованной является только незначительная часть двигательной деятельности конькобежца - размашистые движения ногами и руками.
Вне поля зрения исследователей остались: мелкие движения стопами ног, опорные и опорно-динамические напряжения мышц ног и туловища, как важные составные части системы движений [3,5]. Не исследованными оказались: полный двигательный и
функциональный состав ССДК, состав двигательных навыков конькобежца; связи, отношения и структуры, образованные элементами ССДК; интегрированные формирования ССДК - функциональные блоки системы.
Используя методологию системного подхода [1,2,6], мы последовательно воссоздали: достаточно полную описательную понятийно-концептуальную и функциональную модели двигательной деятельности конькобежца [4]. В дальнейшем эта обобщенная модель двигательной деятельности стала конфигуратором в системных исследованиях [1,6].
Системный анализ [1,8] позволил нам установить достаточно полный двигательный и функциональный состав ССДК, связи, отношения, структуры и инвариантные аспекты системы движений.
Двигательный состав системы движений был определен по визуально наблюдаемым двигательным действиям (движениям) конькобежца, а функциональный состав ССДК - по результатам двигательных действий.
Основными связями системы движений были определены следующие: смысловые, функциональные, координационные, информационные и биомеханические (пространственные, временные, силовые).
Данные связи образуют соответствующие структуры: смысловую, функциональную, координационную, информационную и биомеханическую. Совокупность этих структур была определена нами как инвариантный аспект системы движений. Это означает, что своим содержанием данные структуры воспроизводят (создают прототип) ССДК с разных позиций и точек зрения своим понятийным аппаратом.
В виде схемы данные положения воспроизведены графически на рис. 1.
Другим инвариантным аспектом системы движений явился состав двигательных навыков, как совершенных и устойчивых способов выполнения движений.
В системе движений конькобежца были выделены (и впервые обозначены нами) следующие двигательные навыки:
1) навык рабочей позы (принятие, восстановление, сохранение);
2) навык выполнения движений отдельными частями тела;
3) навык выполнения технических приемов;
4) навык опорных и опорно-динамических напряжений;
5) навык сохранения устойчивости;
6) навык управления движениями.
Система спортивных движений конькобежца
Уровни решений Связи системы движений Структуры
Программа двигательной деятельности Связи смысловые Смысловая
Воспроизведение двигательной деятельности Функциональные связи Функциональная
Коррекция двигательной деятельности Координационные связи Координационная
Получение и обработка информации Информационные связи Информационная
Регулируемые параметры двигательной деятельности Биомеханические связи Биомеханическая
Простран- Времен-г г г Силовые ственные ные
Рис. 1 Состав связей и образованных ими структур системы спортивных движений
конькобежца
Фактически, указанные навыки представляют собой высоко дифференцированные функциональные блоки, отражающие своим содержанием важнейшие стороны двигательной деятельности конькобежца: состав, функции, назначение и структура двигательных навыков (рис. 2).
Анализ отношений (взаимодействий) элементов системы между собой [7] позволил установить определенные закономерности:
- все движения взаимно дополняют в системе друг друга, образуя целостную, завершенную систему спортивных движений;
- отдельные операционные движения взаимно усиливают друг друга, достигая результатов, несводимых к их простой арифметической сумме (неаддитивность системы);
- движения в системе взаимно согласованы - внутри системы по пространственным, временным и силовым параметрам, в синхронном и диахронном аспектах (координация движений); а также согласованы с условиями внешней (окружающей) и внутренней (организм) среды;
- движения в системе взаимообусловленно функционируют, то есть, спортсмен имеет возможность целенаправленно изменять параметры своей двигательной деятельности в рамках решения главной двигательной задачи;
- взаимодействие движений в системе достигает такого уровня взаимоСОдей-ствия, когда возможно слаженное, слитное, целостное эффективное решение всех двигательных и функциональных задач.
Название навыка Функция в системе Функция в гиперсистеме Значение навыка в системе
Навык рабочей позы обеспечение физиологически обоснованной рабочей позы обеспечение аэродинамически обоснованной рабочей позы обеспечение наиболее целесообразной рабочей позы
Навык выполнения движений отдельными частями тела создание движущих сил реализация созданных движущих сил приобретение поступательного движения основной навык решения главной двигательной задачи
Навык выполнения технических приемов: скольжения, руления, взаимных перемещений ОЦМТ и опоры реализация движущих сил, создание пространственных углов отталкивания, взаимные перемещения ОЦМТ и опоры обеспечение устойчивого положения тела в пространстве обеспечение рациональных условий скольжения, руления, взаимного расположения ОЦМТ и опоры
Навык опорных и опорно-динамических напряжений фиксация сегментов тела, перемещение частей тела друг относительно друга сохранение рабочей позы, восстановление рабочей позы фиксирующая и укрепляющая работа создание временных точек опоры
Навык сохранения устойчивого положения тела в пространстве (нет) обеспечение устойчивого контролируемого положения тела в пространстве Обеспечение взаимодействий с внешней средой
Навык согласования (координации) движений координация движений в системе согласование движений с условиями внешней среды Управление движениями по ряду параметров
Рис. 2 Состав системы двигательных навыков. Функции и назначение
Дальнейшие исследования подтвердили устойчивый характер этих проявлений и были обозначены нами, как принципы строения системы спортивных движений -принцип взаимодополнения, принцип взаимосогласования, принцип взаимоусиления, принцип взаимообусловленного функционирования и принцип взаимосодействия.
Принцип взаимодополнения означает, что отдельные движения, функции, связи, структуры взаимно дополняя друг друга, образуют целостную, завершенную систему движений.
Принцип взаимосогласования означает, что все движения в системе взаимно согласованы: по смыслу; по пространственным, временным и силовым параметрам; в синхронном и диахронном аспектах.
Принцип взаимоусиления означает, что движения в системе взаимно усиливают друг друга: отталкивания ногами у конькобежца усилены маховыми движениями рук, свободной ноги и верхней части туловища; общий потенциал действия - кинетическая энергия движущегося тела, прирастает энергией отдельных отталкиваний.
Принцип взаимообусловленного функционирования означает, что спортсмен может целенаправленно изменять параметры двигательной деятельности: длину и частоту шагов, силу отталкиваний с целью решения текущих двигательных или функциональных задач.
Принцип взаимосодействия означает, что все движения в системе объединены настолько, что возможно эффективное решение всех возникающих двигательных и функциональных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блауберг, И.В. Проблемы методологии системного анализа / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. - М. : Наука, 1970. - 456 с.
2. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М. : Наука. 1973. - 270 с.
3. Докторевич, А.М. Исследование структуры движений конькобежца и пути ее совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Докторевич ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1974. - 23 с.
4. Макаров, В.Н. Системный подход при исследовании строения целостных двигательных актов в циклических видах спорта (на примере скоростного бега на коньках) / В.Н. Макаров // Теория и практика физ. культуры. - 1987. - № 2. - С. 33-36.
5. Разинов, Ю.И. Биомеханический анализ пространственно-временных характеристик скоростного бега на коньках / Ю.И. Разинов // Конькобежный спорт. Вып. № 2. - М., 1978. - С. 17-20.
6. Системный подход в современной науке (к 100-летию Людвига фон Берта-ланфи). - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 560 с.
7. Уемов, А.И. Вещи, свойства, отношения. / А.И. Уемов. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - С. 5-33.
8. Философский энциклопедический словарь / редкол. : С.С. Аверкович [и др.]. - 2-е изд. - М. : Сов. Энциклопедия, 1989. - 817 с.
9. Макаров, В.Н. Принципы формирования системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 62-65.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОДНЫХ
СУДОВ ФЛОТА РОССИИ
Энджел Вэтольдович Павлов, соискатель,
Военно-морская академия,
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке структурно-функциональная модель профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов флота России. Автором выявлены факторы, определяющие эффективность деятельности специалистов пожарной безопасности при ликвидации пожара на водных судах и ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для повышения уровня противопожарной защиты судов флота России. Экспериментально подтверждена высокая эффективность данной модели.
Ключевые слова: противопожарная защита, водные суда, структурно-функциональная модель, профессиональная подготовка, корабельные пожары.