Научная статья на тему 'Принципы формирования системы спортивных движений конькобежца'

Принципы формирования системы спортивных движений конькобежца Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ КОНЬКОБЕЖЦА / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ КОНЬКОБЕЖЦА / ORGANIZATION OF SYSTEM OF SPORTS MOVEMENTS OF THE SKATER / PRINCIPLES OF FORMATION OF SYSTEM OF SPORTS MOVEMENTS OF THE SKATER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макаров Валерий Николаевич, Хуббиев Шайкат Закирович

В статье представлены результаты исследования организации системы спортивных движений конькобежца. Обосновываются и формулируются принципы формирования системы спортивных движений конькобежца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макаров Валерий Николаевич, Хуббиев Шайкат Закирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of the formation of system of sports movements of the skater

The article presents the results of research of the organization of skater's model of sports movements. Principles of formation of model of sports movements of the skater are proved and formulated.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования системы спортивных движений конькобежца»

и спорт, 1986. - 208 с.

4. Кретти, Б.Д. Психология в современном спорте : пер. с англ. / Б.Д. Кретти. -М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.

5. Найдиффер, Р.М. Психология соревнующегося спортсмена : пер. с англ. / Р.М. Найдиффер. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.

6. Николаев, А.Н. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности (на примере адаптации к условиям «чужого поля») : дис. ... канд. психол. наук / Николаев А.Н. - Л., 1984. - 226 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.91

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

КОНЬКОБЕЖЦА

Валерий Николаевич Макаров, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследования организации системы спортивных движений конькобежца. Обосновываются и формулируются принципы формирования системы спортивных движений конькобежца.

Ключевые слова: организация системы спортивных движений конькобежца, принципы формирования системы спортивных движений конькобежца.

PRINCIPLES OF THE FORMATION OF SYSTEM OF SPORTS MOVEMENTS OF

THE SKATER

Valery Nikolaevich Makarov, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Shajkat Zakirovich Khubbiev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of research of the organization of skater’s model of sports movements. Principles of formation of model of sports movements of the skater are proved and formulated.

Keywords: organization of system of sports movements of the skater, principles of formation of system of sports movements of the skater.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование системы спортивных движений конькобежца (ССДК) составляет суть обучения в конькобежном спорте. Знание процессов, механизмов и принципов их формирования делает процесс обучения целенаправленным и управляемым [5,6].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обоснование принципов формирования ССДК предполагает первоначально изучить систему движений конькобежца в процессе её становления и развития; опре-

делить процессы, механизмы, внутренние силы и мотивы развития, и на основе этого, установить закономерности формирования двигательной деятельности спортсмена.

Системный анализ ССДК позволил установить процессы, определяющие ее развитие - это, биологические процессы их автоматизации и координации, а также системные процессы интеграции и дифференциации.

Установлено, что основная направленность процессов интеграции и дифференциации - формирование интегрированных, более совершенных элементов системы и способов выполнения движений, решения смысловых, двигательных и функциональных задач. Основная направленность процессов координации - биологическое, то есть, материальное воплощение этих решений и способов выполнения в действительность. Направленность процессов автоматизации - биологическое закрепление достигнутого, выработка совершенных умений и навыков.

Выявлено, что процессы интеграции и дифференциации являются основным механизмом и способом развития системы движений. Посредством интеграции отдельных элементов, переформирования связей и структур ССДК появляется новое целое, не сводимое к сумме составляющих его частей (неаддитивность системы). Процессы координации биологически закрепляют результаты интеграции и дифференциации, способствуя установлению новых связей и отношений между интегрированными элементами системы.

Процессы автоматизации являются основным биологическим механизмом совершенствования системы на данном уровне, обеспечивая автоматизированное, стабильное по итогам, устойчивое функционирование системы движений.

Внутренние силы и мотивы развития системы движений. При формировании произвольных движений в качестве главной движущей силы развития выступают мотивация и цель построения движений [3,4]. Это положение, очевидно, распространяется на все виды и типы живого, даже не обладающего сколько-нибудь развитым сознанием. Для организмов, не обладающих сознанием, мотивы и цели заданы природой в виде стремления к выживанию, сохранению вида. Естественно, что для человека, обладающего сознанием, мотивы и цели обусловлены его природной сущностью, но и формируются в условия его социального существования и развития.

Поэтому отличительным признаком человека, обладающего развитым сознанием, является то, что формирование движений происходит у него не только в соответствии с биологическими мотивами и целями, но в первую очередь, с потребностями, мотивами и целями социальными.

Социальные потребности, мотивы и цели становятся теми внутренними движущими силами развития, которые обеспечивают формирование совершенных, все более усложняющихся систем спортивных движений.

При обосновании принципов формирования ССДК учитывались принципы построения систем произвольных движений, установленные П.К. Анохиным: принцип цели, принцип системогенеза, функционально-структурный принцип [1,2,3].

Основными методами исследования были: "сопоставление", "выделение общего и особенного", экстраполяция имеющегося знания на вновь формируемое знание [7].

Сопоставляя общее и особенное в построении произвольных движений и формировании спортивных движений, мы установили, что спортивные движения являются разновидностью движений произвольных, и принципы построения произвольных движений вполне применимы к формированию системы спортивных движений конькобежца. Вместе с тем, обнаружилось, что формирование ССДК имеет свои специфические особенности.

Формирование ССДК связано с последовательным переформированием отдельных структур системы (смысловой, функциональной, координационной, информационной и биомеханической) и достижением ими определенных уровней развития.

При этом происходит не коренная ломка ранее сформированных структур, а " вырастание" новых структур на основе старых. Данное существенное отличие про-

цесса формирования и развития систем спортивных движений от процесса построения систем произвольных движений было впервые отмечено и описано нами [6].

Был выдвинут тезис об особом пути формирования систем спортивных движений - последовательном переформировании системно-структурных уровней, генетически вырастающих один из другого.

Сопоставляя факты и анализируя характер изменений, мы пришли к выводу, что системы спортивных движений не могут быть сформированы сразу на высшем уровне, они должны пройти определенные этапы развития. Прохождение это не формальное, а предопределённое - высшие структурные уровни как бы "вырастают" из низших, преемственно сохраняя их смысловую основу.

Уровни, "генетически" вырастающие один из другого, высшие - из низших, и преемственно сохраняющие их смысловую основу, мы обозначили структурногенетическими уровнями развития, а само явление - структурогенез. Впоследствии, оно было определено нами, как принцип структурогенеза [6].

Основное содержание принципа структурогенеза - отражение закономерностей развития ССДК в процессе её формирования.

Принцип структурогенеза предопределяет и обуславливает способ развития систем - последовательное формирование ССДК посредством преемственного переформирования и усложнения отдельных структур.

В этом плане принцип структурогенеза дополняет и развивает принципы формирования функциональных систем, выдвинутые П.К. Анохиным - принцип цели, принцип системогенеза, функционально-структурный принцип.

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что принципами формирования системы движений конькобежца могут являться: принцип цели, принцип системогенеза, принцип структурогенеза, функционально-структурный принцип.

Основное содержание принципов формирования систем спортивных движений и их реализация в практике подготовки конькобежцев

Принцип цели гласит, что цель определяет смысл и программу действий, предвосхищая результат.

Принцип системогенеза определяет приоритетность первоочередного формирования, безусловно, значимых элементов системы, обеспечивающих "выживание" системы в целом, к которым в конькобежном спорте относится функциональная задача "сохранения устойчивости".

Функционально-структурный принцип предполагает при формировании системы движений конькобежца привлечение тех движений, которые по смыслу, функциональному составу и структуре, необходимы и достаточны для решения главной двигательной задачи.

Принцип структурогенеза устанавливает, что формирование системы движений конькобежца происходит путем последовательного переформирования системноструктурных уровней, генетически "вырастающих" один из другого. Данным принципом определяется логика и направленность развития системы спортивных движений в процессе обучения - последовательное переформирование отдельных структур при неуклонном стремлении к главной цели - совершенной модели спортивной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Теория функциональной системы / П.К. Анохин // Успехи физиологических наук. - 1970. - Т. 1. - № 1. - С. 19-54.

2. Анохин, П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса / П.К. Анохин // Бюллетень экспериментальной биологии. - 1948. - Т. 26. - Вып. 2. - № 8. - С. 81-99.

3. Анохин, П.К. Основные принципы формирования функциональных систем организма / П.К. Анохин // Большая медицинская энциклопедия. Т. 1. - М., 1978. - С.

1300-1322.

4. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений : избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн ; Рос. акад. образования ; Моск. психол.-соц. ин-т ; под ред. В.П. Зинченко. - 2 изд. - М. : Изд-во Московского психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. - 688 с. - (Серия "Психологи России").

5. Макаров, В.Н. Системный подход при исследовании строения целостных двигательных актов в циклических видах спорта (на примере скоростного бега на коньках) / В.Н. Макаров // Теория и практика физ. культуры. - 1987. - № 2. - С. 33-36.

6. Макаров, В.Н. Принцип структурогенеза при формировании систем спортивных движений (на примере конькобежного спорта) / В.Н. Макаров, Н.И. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - № 4. - С. 22.

7. Пономарев, Н.А. Методы научных исследований : учеб.-метод. пособие / Н.А. Пономарев ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2008. - 162 с.

Контактная информация: [email protected] УДК 796:338.28; 796.078

ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анатолий Евгеньевич Митин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обсуждается проблема использования гуманитарных технологий в различных видах физкультурно-спортивной деятельности. Освоение гуманитарных технологий будущими специалистами по физической культуре способствует формированию у них новых компетенций, необходимых для успешной деятельности в сфере «человек-человек». Для выявления отношения студентов факультета физической культуры к применению в профессиональной деятельности гуманитарных технологий использовался метод репертуарных решеток, разработанных Дж. Келли в рамках его теории индивидуальных личностных конструктов.

Ключевые слова: гуманитарные технологии, репертуарные решетки, личностные конструкты, подготовка специалистов по физической культуре.

RELATION OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO USAGE OF THE HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL WORK

Anatoly Evgenevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The article presents the problem of usage of humanitarian technologies in different kinds of physical culture activities. The mastering of humanitarian technologies by future experts in physical training promotes the formation among them a new competence necessary for successful activity in sphere «person-person». For revealing the attitude of students studying at the faculty of physical training to application in professional work of humanitarian technologies, the method of the repertoires lattices developed within the limits of the theory of individual personal construct of J. Kelly has been applied.

Keywords: humanitarian technologies, repertoires lattices, personal construct, preparation of teachers on physical training.

ВВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.