Научная статья на тему 'Инновационная методика формирования системы спортивных движений конькобежца'

Инновационная методика формирования системы спортивных движений конькобежца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ КОНЬКОБЕЖЦА / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНЬКОБЕЖЦА / SKATER'S SYSTEM OF SPORTS MOTIONS / INNOVATIVE METHODOLOGY FOR TRAINING THE SKATER'S MOTOR ACTIONS TECHNIQUE / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Валерий Николаевич, Хуббиев Шайкат Закирович

В статье представлено теоретическое и экспериментальное обоснование инновационной методики обучения технике конькобежного спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative methodology of the skater's sport motion system formation

The article presents the theoretical and experimental justification of innovative methodology for training the techniques in skating sports.

Текст научной работы на тему «Инновационная методика формирования системы спортивных движений конькобежца»

пальных территорий Волгоградской области показала, что Даниловский район занимает первую позицию (292,3 баллов), на втором - Котовский район (282,8 баллов), на третьем месте - Ольховский район (265,7 баллов).

Проведенный анализ материалов государственной статистической отчетности по ключевым показателям качества развития физической культуры и спорта позволяет ранжировать её результаты муниципальных территорий Волгоградской области.

ВЫВОДЫ

1. Оценка качества развития физической культуры и спорта муниципальных территорий Волгоградской области позволяет объективно характеризовать уровни постановки спортивной и физкультурно-оздоровительной работы, обеспеченности материально-технической базой и физкультурно-спортивными кадрами, финансирования физической культуры и спорта. Это определяет вектор направления управленческих решений, дает возможность использования экономических стимулов для повышения эффективности физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне.

2. Реализация данных оценочных показателей качества позволит увеличить количество занимающихся физической культурой и спортом, отобрать нужный контингент для занятий спортом, повысит эффективность использования спортивной базы и финансовых вложений в сферу физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гостев, Г.Р. Физическая культура в субъектах Российской Федерации : монография / Г.Р. Гостев, А.В. Лотоненко, П.П. Струк. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 360 с.

2. Рожков, П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации : монография / П.А. Рожков. - М. : Импульс-Принт, 2000. - 215 с.

3. Фетисов, В. А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах : монография / В. А. Фетисов. - М. : Советский спорт, 2005. - 80 с.

4. Царик, А.В. Основные показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации : монография / А.В. Царик. - М. : Советский спорт, 2003. - 224 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.91

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ КОНЬКОБЕЖЦА

Валерий Николаевич Макаров, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлено теоретическое и экспериментальное обоснование инновационной методики обучения технике конькобежного спорта.

Ключевые слова: система спортивных движений конькобежца, качество обучения, инновационная методика обучения технике двигательных действий конькобежца.

INNOVATIVE METHODOLOGY OF THE SKATER’S SPORT MOTION SYSTEM

FORMATION

Valery Nikolaevich Makarov, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg,

Shajkat Zakirovich Khubbiev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents the theoretical and experimental justification of innovative methodology for training the techniques in skating sports.

Keywords: skater’s system of sports motions, quality of training, innovative methodology for training the skater’s motor actions technique.

ВВЕДЕНИЕ

Недостаточная спортивно-техническая подготовка наших конькобежцев обусловлена низкой эффективностью традиционной методики обучения, существующей в качестве единственной с 50-х годов прошлого века.

Основные недостатки традиционной методики обучения давно известны. Всё это привело к осознанию проблемной ситуации, обусловленной тем, противоречием между задачей традиционной методики - обеспечить систематическое и качественное в массовом порядке обучение юных спортсменов основам техники конькобежного спорта и ее возможностями в должной мере решить эту задачу. Разрешение данного противоречия возможно, на наш взгляд, созданием альтернативной методики обучения, решающей большую часть перечисленных выше проблем и устраняющей недостатки традиционной методики обучения.

В основу инновационной методики обучения в конькобежном спорте были положены идеи и разработки: И.П. Ратова - об обучении в условиях "искусственно созданной управляющей среды", П.Я. Гальперина - об ориентировочной основе действия, М.М. Богена - об "основных опорных точках" смысловой структуры двигательного акта, В.В. Белиновича - об обучение двигательным действиям, П.К.Анохина - о теории функциональных систем, Н.А. Бернштейна и А.В. Запорожца - о психофизиологических основах построения произвольных движений, А.С. Батуева - об организации взаимодействия сенсорных систем.

Мы также учитывали представления о строении и формировании системы спортивных движений конькобежца [5,6].

В основу модели инновационной методики обучения в конькобежном спорте легли следующие основные положения:

1. Обучение спортивной технике конькобежца должно происходить в соответствии с природными биологическими особенностями человека. В первую очередь, должно быть организовано взаимодействие индивида с внешней средой для упреждения негативного влияния инстинкта самосохранения - возможности падений, получения ушибов и травм [2,4]. То есть, первой в системе движений должна быть сформирована функция (навык) сохранения устойчивости при передвижении на коньках. Данная функция является биологически значимой для конькобежца.

2. Формирование исходной ССДК необходимо и возможно осуществлять крупными функциональными блоками конструктивно-расчлененным методом в условиях целостности системы. Это положение базируется на знании принципов строения и формирования ССДК [5, 6].

Применение "конструктивно-расчлененного метода в условиях целостности системы" обусловлено тем, что система движений может быть структурирована на автоном-

ные функциональные блоки с последующим освоением этих блоков в условиях целостности системы, то есть в условиях поступательного движения, созданного искусственным путём, посредством нормированного скатывания под уклон. Фактически речь идет об организации условий «искусственно созданной управляющей среды».

3. Построение целостной ССДК происходит посредством ее "достраивания" по функционально-структурному принципу [1]. Это значит, что новые движения, приемы и способы выполнения движений органически наслаиваются на ранее сформированные и освоенные движения, образуя совершенно новую усложненную систему движений конькобежца.

4. Формирование ССДК согласно инновационной методике должно осуществляться крупными функциональными блоками с помощью конструктивно-расчлененного метода в условиях целостности. То есть, системные движения конькобежца должны осваиваться системно. Такая методика целостного обучения существенно отличается от традиционного обучения двигательным действиям [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На освоение техники скоростного бега на коньках по прямой группе мальчикам 910 лет в количестве 30 человек потребовалось 3 недели, 14 занятий, 28 учебных часов, 380-420 повторов-спусков. Для сравнения - по программе СДЮСШОР от 2006 г. на это отводится 1-2 года, и 3000-4000 повторений основного упражнения.

Кроме существенного сокращения сроков обучения инновационная методика обеспечила следующее:

а) "зимние" задачи обучения спортивной технике конькобежца были решены в летний период, что существенно раздвигает временные рамки сезонности обучения и снимает остроту проблемы, связанной с отсутствием льда и ледовой подготовки;

б) решение «зимних» задач обучения позволило с началом зимнего сезона непосредственно приступить к оттачиванию техники и тактики движений конькобежца, полноценнее подготовиться к соревновательному периоду.

в) всесезонность обучения технике конькобежного спорта при наличии естественных или искусственных уклонов с асфальтовым и/или ледовым покрытием;

в) существенное повышение качества обучения по сравнению с существующей методикой - в педагогическом эксперименте удалось избежать появления типичных грубых ошибок традиционного обучения - "иксования", противоупора, ассиметрии в движениях. Более того, новички освоили сугубо профессиональные приёмы квалифицированного конькобежца - постановку конька с наружного ребра, отталкивание в скольжении и другие важные элементы техники.

Представляется, что причин интенсификации и повышения качества обучения несколько, но наиболее значимые из них следующие:

1. Исключение из процесса начального обучения подготовительных, подводящих и имитационных упражнений, не содержащих для новичка достоверной информации о целостной двигательной деятельности конькобежца, так как они осваиваются без спортивного снаряда и вне реальной среды обучения.

2. Построение обучения в условиях "искусственно созданной управляющей среды" - уклона с разметкой трасс спуска и его нормированием.

3. Использование системы сенсорных ориентиров - разметки трасс спуска, и описание порядка их использования. То есть, создание "ориентировочной основы действия".

4. Опережающее формирование биологически значимого навыка сохранения устойчивости движения конькобежца, что ускорило процесс обучения.

5. Концентрированная подача учебного материала, способствовавшая погружению юных спортсменов в учебно-тренировочный процесс, сохранению следов памяти,

необходимого тренировочного эффекта и качественному освоению системы движений. Это также повысило качество обучения и ускорило его ход.

Экспериментальные исследования подтвердили возможность успешного использования инновационной методики обучения юных спортсменов технике конькобежца. Также были получены конкретные исходные данные об ориентировочных сроках обучения в соответствии с данной методикой.

Обсуждение результатов педагогического эксперимента привело нас к мысли о том, что характер и направленность обучения в соответствии с инновационной методикой программируют процесс формирования спортивных движений конькобежца и придают им заранее заданные свойства, максимально соответствующие требованиям спортивной деятельности.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о разумной эффективности инновационной методики обучения технике конькобежного спорта, а потому ее целесообразно внедрить в учебно-тренировочный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Теория функциональной системы / П.К. Анохин // Успехи физиологических наук. - 1970. - Т. 1. - № 1. - С. 19-54.

2. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений : избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн ; Рос. акад. образования, Московский психол.-соц. ин-т ; под ред. В.П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : Издательство Московского психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. - 688 с. - (Серия "Психологи России").

3. Боген, М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Боген М.М. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1989. - 52 с.

4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. Т. 2 : Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец ; Акад. пед. наук. - М. : Педагогика, 1986. - 297 с.

5. Макаров, В.Н. Принципы строения системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 61-64.

6. Макаров, В.Н. Принципы формирования системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 62-65.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378.14

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Светлана Валерьевна Мампория, аспирант,

Российский государственный университет им. Иммануила Канта, (РГУ им. И. Канта),

г. Калининград

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы самостоятельной работы студентов обучающихся на факультете физической культуры и спорта. Предлагается организационная система самостоятельной работы студентов на основе реализации процесса личностно-профессионального развития. Определены компоненты и условия её функционирования, критерии результативности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, высшее образование, физическая культура и

спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.