Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Хандархаева В.В. — Принципы стратагемности и жесткой силы в экономических реформах Мао Цзэдуна // Genesis: исторические исследования. - 2023. - № 11. DOI: 10.25136/2409-868X2023.11.68987 EDN: OTPJYR URL: https://nbpublish.com'library_read_article.php?id=68987
Принципы стратагемности и жесткой силы в экономических реформах Мао Цзэдуна
Хандархаева Виктория Викторовна
ORCID: 0000-0001-9658-6859
старший преподаватель, кафедра филологии стран Дальнего Востока, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Восточный институт; аспирант, отдел философии, культурологии и религиоведения, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского
отделения Российской академии наук
670047, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 И khandarkhaeva@yandex.ru
Статья из рубрики "Личность в истории"
DOI:
10.25136Z2409-868X.2023.11.68987
EDN:
ОТР^Я
Дата направления статьи в редакцию:
15-11-2023
Дата публикации:
28-11-2023
Аннотация: Объект исследования: принципы стратагемности и жесткой силы в Китае. Предмет исследования: принципы стратагемости и жесткой силы в экономических реформах Мао Цзэдуна. Статья посвящена политической и экономической деятельности Мао Цзэдуна в первоначальный период истории КПК. В ней рассматривается использование принципов стратагемности и жесткой силы, которые он внедрял в экономических реформах. Особое внимание уделяется его военным методам "изнурения противника", стратагемным приемам и жестким подходам для одержания победы на войне с Чан Кайши. Усилия Мао Цзэдуна были направлены на создание эффективных систем управления, стимулирование экономического роста и укрепление государственного аппарата в КНР. Рассматриваются шесть основных сфер политики,
воплощенные в деятельности Мао Цзэдуна, которые оказали свое влияние на развитие и формирование китайской политической системы. Основы методологии этого исследования опираются на принципы объективности, научности и историчности. Объективность требует рассмотрения исторического прошлого Китая без предвзятых убеждений и анализа современного положения страны, учитывая её сложные характеристики. Научность гарантирует, что выводы опираются только на документированные факты. Основными выводами проведенного исследования являются принципы стратагемности и жесткой силы, которые Мао Цзэдун применил во время модернизации Китая. Выявлены программы, реализованные в период правления Мао Цзэдуном. Рассматривается их влияние на развитие современной политики в Китае. Показано, что устремления Мао Цзэдуна в модернизации страны и переформатированию общества были направлены на укрепление коллективизации в Китае, уменьшение социальных и экономических неравенств. Особым вкладом автора в исследовании темы является применение принципов стратагемного мышления и жесткой силы, которые позволили в статье описать политику и инициативы Мао Цзэдуна. Новизна исследования заключается в выявлении экономических реформ, главных направлений в политике управления КНР Мао Цзэдуном, которые в дальнейшем оказали огромное влияние не только во внешней мировой политике, но и во внутренней, затрагивая социальную сферу, культуру, экономику и политическую систему Китая.
Ключевые слова:
Мао Цзэдун, Коммунистическая партия Китая, стратагемность, жесткая сила, экономические реформы, марксизм, Чан Кайши, модернизация, социализм, коммунизм
Мао Цзэдун является одной из самых важных фигур в современной мировой истории. Журнал «Time» назвал его одним из 100 самых влиятельных людей XX века -t51.
В истории Китая Мао Цзэдун остался, как умный, но жесткий руководитель. Стиль его работы опирался на жесткий подход и стратагемность мышления. Его талант стратагемного мышления особенно ярко проявился в период гражданской войны с Чан Кайши 1887-1975). Мао Цзэдун обсуждая важность устойчивого и долгосрочного
развития в следующих словах, подчеркивал, что краткосрочные усилия недостаточны для достижения успеха: «Один год - это относительно недолгий период, два года - это уже заметное время, и нашей целью является успешное выполнение задачи и обязательное возвращение» -Ш1.
В телеграмме, отправленной Мао Цзэдуном в апреле 1947 года, был сформулирован следующий подход: «Мы стремимся действовать согласно традиционному методу, заставляя противника временно оставаться в данном районе, чтобы он полностью
изнурился и испытал острый дефицит продовольствия» Г7, с—I60!. Основной акцент заключается в том, что Мао Цзэдун не спешил перемещать его основные войска на северные или южные провинции Китая, а старался убедить командиров, солдат и гражданское население в важности его стратегии истощения для достижения полной победы в этой войне. Он полагал, что без полного истощения противника и его подверженности голоду окончательная победа недостижима. Этот подход он называл
стратегией истощения, при которой противник исчерпывается до уничтожения Г7, с- 1601. В данном контексте Мао Цзэдун подчеркивает необходимость длительного изнурения врага, что является ключом к их победе. Здесь проявляется жесткий прием, целью
которого было - полное разорение численно превосходящего противника. Он пытался уменьшить свои собственные потери, одновременно истощая противника до абсолютного истощения, уменьшая боеспособность его армии до минимума. Мао Цзэдун описывал свою тактику военных действий в борьбе с Чан Кайши в стихотворной формулировке. Содержание этой формулировки тесно связано с тактикой и стратегией, близкими к принципам, которые встречаются в военных текстах Сунь-цзы: «В случае противника наступления, мы уступаем; если противник замедляет и разбивает свой лагерь, мы истощаем его. Если противник стремится избежать столкновения, мы наступаем; если
противник отступает, мы продолжаем преследование» [6, с-—276]. Далее Мао Цзэдун пишет, что при этом важно постоянно использовать разнообразные стратегические уловки с целью введения противника в заблуждение, заманивая его в ловушки и вызывания дезориентации. Например, создавать шум и активность на Востоке, тогда как
фактически наносить удар на Западе [6, с 270"".
В следующем отчете о стратегии революционной войны в Китае, Мао Цзэдун устанавливает четкие руководящие принципы для военнослужащих, подчеркивая важность идеологической и нравственной готовности для постоянной нацеленности на победу и соблюдения моральных устоев.
Мао Цзэдун поднимает боевой дух китайских войск, утверждая, что нельзя всегда ожидать, чтобы противник всегда будет действовать безошибочно, и важно использовать его ошибки. Он подчеркивает, что такие ошибки могут быть вызваны искусственно, и пробуждал свои войска на использование стратегий, аналогичных принципам Сунь-цзы,
включая создание иллюзий и ложных маневров [6, с 276"1. Так, 22 апреля 1948 года северо-западная полевая армия вернула себе Яньань в короткий срок, спустя 398 дней с начала хода войны. Люди считали, что он «владеет и силой тигра (жесткая сила), и
ловкостью обезьяны (стратагемность)» Мао Цзэдун с Чжу Дэ (^Ш, 1886-1976), обладая все лишь численностью в 40 000 солдат, обхитрил противников, когда вывел их на выигрышную локацию для коммунистов. Было уничтожено 9 000 военных со стороны противника.
Жесткая сила его проявлялась, прежде всего, в наращивании в Китае экономической сферы и военной.
В 1945 году, во время беседы с известным китайским ученым и педагогом Хуан Яньпэйем, Мао Цзэдуну был задан вопрос о возможности КПК переломить законы цикличности истории. Эти законы описывают судьбы общественных структур, переживающих быстрое развитие, а затем сталкивающихся с резким упадком по
историческим меркам [11, с 35-36"". Здесь Мао Цзэдун сталкивается с вопросом о том, как обеспечить стойкость и устойчивость режима партии и предотвратить возможный коллапс после периода быстрого развития. Согласно закону цикличности, политическая власть в любом государстве неминуемо испытывает моменты подъема и развития страны, а затем наступает период кризиса и падения. Предвзятость, коррупция, подкупность и развал ведут к ухудшению положения общества, и тем самым это все приводит в новое состояние относительной справедливости, далее цикл снова возобновляется. Мао Цзэдун заявил о разработке новой стратегии, предоставляющей возможность выйти за пределы традиционных исторических циклов. Этот инновационный подход подразумевает демократию. Он утверждал, что только при активном участии народа в контроле над правительством оно сохранит свою эффективность. Когда каждый гражданин берет на себя ответственность, это обеспечит устойчивость партии у власти [11, с- 35"". Здесь Мао
Цзэдун подчеркивает значение демократии и активного участия граждан в управлении страной. В ответе Мао Цзэдуна проявляется жесткая сила, которая схожа с легистскими методами правления государством. Мао Цзэдун видит новый путь демократии страны через полное принятие на себя власти партии в стране, где народ полностью починяется правительству.
Мао Цзэдун разработал новые экономические, социальные и политические реформы, о которых мечтал воплотить в жизнь. Он обладал расчетливостью и прагматичностью, которые проявлялись в аналитическом мышлении, тщательному считыванию обстоятельств, рациональному подходу во всем, он действовал с расчетом и выгодой для построения нового демократического общества. Это определяет его блестящим стратегом, который обладал уникальным талантом создавать как долгосрочные, так и краткосрочные планы в установленные сроки.
Мао Цзэдун провозгласил шесть главных направлений в своей политике, направленных на модернизацию Китая:
1. Борьба с нищетой и голодом. Мао Цзэдун призывал к борьбе с нищетой и голодом через коллективизацию сельского хозяйства и промышленных проектов, таких как «Большой прыжок вперед». Эти инициативы были направлены на увеличение сельскохозяйственного производства и индустриализацию страны.
2. Культурная революция. Под руководством Мао была проведена культурная революция, целью которой было избавление от старых обычаев, буржуазных элементов и контрреволюционных элементов. Это было массовое движение, которое влияло на все сферы общества и культуры.
3. Коллективизация и кооперативизация. Мао Цзэдун проводил политику коллективизации сельского хозяйства и создания сельскохозяйственных кооперативов. Эти меры должны были усилить сельское производство и уровень жизни сельских жителей.
4. Индустриализация. Мао Цзэдун активно поддерживал индустриализацию страны и создание тяжелой промышленности. Он призывал к развитию оборонной и ядерной индустрии.
5. Политическая мобилизация. Под руководством Мао проводились масштабные кампании мобилизации народа такие как «Сотни цветов» и «Большой прыжок вперед», чтобы мобилизовать население к выполнению партийных целей.
6. Идеологическая чистка. Мао Цзэдун проводил идеологические чистки и репрессии среди тех, кто считался «врагами революции». Это включало в себя политические репрессии и массовые кампании «борьбы с контрреволюцией».
Эти шесть главных направлений в политике Мао Цзэдуна оказали огромное влияние на современную историю Китая и формирование его политической системы. Необходимо также указать дополнительные программы и инициативы, проводившиеся в Китае во времена Мао Цзэдуна. Эти программы были частью его усилий по модернизации страны и
переформатированию общества [10, с- 68]:
1. «Отборная армия и скромная администрация» (Й^ЙЙ). Эта программа была направлена на сокращение и оптимизацию военной бюрократии и армейской структуры. Она предусматривала сокращение численности армии и улучшение уровня ее подготовки.
2. «Привлечение интеллигенции в деревни» (ЙШШ^Т^). По этой программе молодые интеллигенты и студенты из городов отправлялись работать и жить в сельские районы. Это было сделано с целью укрепления связей между городом и деревней, и обеспечения дополнительной рабочей силой в сельском хозяйстве.
3. «Организационная экономика» (ШШ^Ф). Эта программа предусматривала обмен ролями между рабочими и бывшими хозяевами земель. В результате бывшие земельные владельцы становились рабочими на земельных участках, а рабочие, в свою очередь, становились членами кооперативов. Это способствовало коллективизации сельского хозяйства. Снижение земельной ренты и усовершенствование системы образования в сельских районах: Мао Цзэдун также проводил реформы в сельской сфере, включая снижение платы за аренду земли и улучшение доступа к образованию в сельских районах.
Эти программы и инициативы были частью широкой кампании по изменению китайского общества и экономики, их целью было усиление коллективизации, сокращение социальных и экономических различий и модернизация страны. Однако они также вызвали различные социальные и экономические последствия, включая трудности и бедность для многих сельских жителей и интеллигенции, а также политическую репрессию и культурные изменения в рамках Культурной революции.
Жесткость правления Мао Цзэдуна проявилась во времена проведения коммунистами земельных реформ. Они конфисковали земли у богатых помещиков и передавали их в пользование крестьянам, одновременно пропагандируя преимущества коммун. Кроме того, проводили масштабные мобилизации, чтобы увеличить численность новых наборов
в свои ряды и укрепить военную мощь ИЗ!. Была проведена полная конфискация имущества, скота, аннулирование класса помещиков, разрушение феодальной налоговой казны, социализация и национализация земельных участках, находившиеся в частной собственности у помещиков, передача их в руки крестьян. Свыше 300 миллионов крестьян, которые либо не имели земли, либо владели малыми участками, стали законными владельцами примерно 47 миллионов гектаров земли, которая была конфискована у помещиков и частично у кулаков [3, с 29].
Мао Цзэдун переинтерпретировал старую популярную доктрину Сунь Ятсена (1866-1925) в своей работе «О демократической диктатуре народа». Применил ее до того момента, как он достиг власти, обновив ее для китайцев. Целью этих действий заключалось в том, что необходимо было воплотить в реальность марксистские идеи о трех новых народных принципах: национализации, демократизации, поддержки и помощи для хорошего
жизненного уровня населении [7, с 501~5181. в Китае с самого начала существовало прагматичное и рациональное отношение к идеям, включая способность переосмысливать их с использованием комментаторской традиции, а также способность выражать новые идеи с использованием старых форм и находить в классических текстах обоснование для этих новых идей. Это гибкое отношение также простиралось и на
марксистское учение [12, с—I831. Мао Цзэдун опубликовал эту доктрину на период перехода населения страны в социалистическое общество. Так, он прибегнул к старым идеям, чтобы вдохнуть в них силу коммунизма «о новой демократизации». При помощи этих принципов, он сможет завоевать поддержку значительного числа граждан и привлечь их на сторону КПК.
В ходе модернизации реформ и проектов КПК, председатель действовал, согласно идеям
марксизма-ленинизма и революционным опытом Октября. Благодаря проведенной модернизации в социальной сфере и экономике Китая, отсталая полуфеодальная экономика превратилась в сильную экономику. Этот шаг, включающий создание сектора государственной собственности и предоставление крестьянам земли, представлял собой значительное движение вперед по сравнению с экономическими системами, существовавшими в Китае до революции. Этот шаг существенно способствовал развитию
производительных сил Китая в его первые годы существования [9, с- 69"".
Мао Цзэдун часто приводил в пример басню Эзопа о змее: «Старик-крестьянин нашел зимою окоченевшую от холода змею, поднял ее из чувства сострадания и положил себе за пазуху. Отогрелась змея, пробудились в ней природные инстинкты, и она ужалила своего благодетеля. «Поделом мне, - сказал крестьянин, борясь со смертью, - я пожалел
опасную тварь» [1, с 76". Пересказывая эту басню, Мао Цзэдун оправдывал жесткость своего правления, утверждая, что иноземные и местные «гадюки» желают погибели китайскому народу, так же как и змея, крестьянину; также как КПК и революционеры-демократы Китая, как и крестьянин, прониклись теплым чувством к ядовитым «гадюкам». Смысл этой басни заключается в том, что нехорошие люди не только не проявляют признательности за доброту, но могут также противостоять своим благодетелям. Следовательно, принцип применения ежовых рукавиц или жесткой силы более выгоден для правления страной.
В цитатах Мао Цзэдуна, которые имели большое тиражирование, весьма ярко отражаются стратагемные приемы. Например, в отрывке «пусть нас не трогают, и мы не тронем, а если тронут - мы не останемся в долгу», выражается стремление сохранить неприкосновенность, готовность к ответным действиям в случае агрессии; «чтобы свергнуть ту или иную политическую власть, всегда необходимо, прежде всего, подготовить общественное мнение, проделать работу в области идеологии. Так поступают революционные классы, так поступают и контрреволюционные классы», подчеркивается важность формирования общественной поддержки и манипуляции
идеологическими аспектами в изменении власти; «то, что мыслимо, то осуществимо» утверждается вера в реализуемость задач и идей.
В следующих высказываниях отражена жесткость его мышления: «без разрушения нет созидания», подчеркивается необходимость критики и революции как средств создания чего-то нового; «эта армия всегда бесстрашно идет вперед. Она полна решимости одолеть любого врага, сама же она никогда не покорится врагу», отражается уверенность в непоколебимости и решимости национальной армии; «наша стратегия состоит в том, чтобы одному сражаться против десяти, наша тактика в том, чтобы десятью воевать против одного», выражается применение тактики силы и противостояния врагу; «народно-освободительная армия всегда была и будет боевым отрядом. Даже после победы во всей стране она будет оставаться боевым отрядом в течение целого исторического периода, до тех пор, пока в стране не будут уничтожены классы, а в мире
будет существовать империалистическая система» подчеркивается долгосрочность борьбы и необходимость противостоять империалистической угрозе на мировом уровне.
Таким образом, Мао Цзэдун эффективно модернизировал государство, используя принципы стратагемности и жесткой силы в период своего правления. Он сделал Китай значимой и могущественной на мировой арене, трансформируя его из слаборазвитой полуколониальной страны в мощную ядерную державу в эпоху «Великого кормчего»
Библиография
1. Античная басня / Пер. с греч. и лат. яз. М. Гаспарова. М.: Худ. литература, 1991. 76 с.
2. Бурлацкий Ф.М. Мао Цзэдун и его наследники [Электронный ресурс]// URL:
https ://libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/209067-fedor-burlackij-mao-czedun-i-ego-nasledniki.html (дата обращения: 15.09.23).
3. Великое десятилетие. Статистический сборник. Пекин, 1959. 29 с.
4. Вожди народов. Мао Цзэдун (2021) [Электронный ресурс] // URL: https://youtu.be/MSHGWlkGpEA7sNx0UtqjnBzZ6-v76g (дата обращения: 15.09.23).
5. Выступление Си Цзиньпина на симпозиуме, посвященном 120-летию со дня рождения товарища Мао Цзэдуна [Электронный ресурс] // URL:
https ://baike.baidu.com/reference/113835/9e41aPJqH-U9E7219LNNU6GlqEEAobdbYghKSNCPd-
TmNYxR_nbyMkYi8_0mTlnpku79EH39U2bq0K36lAAKlxYfd-IeGipgL7pu0lBeD40KLp9URcE (дата обращения: 15.09.23).
6. Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т.1. Пекин, 1967. С. 270-276.
7. Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т.4. Пекин, 1967. С. 160-518.
8. Мао Цзэдун: Цитатник [Электронный ресурс] // URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/politika/246117-czedun-mao-citatnik.html (дата обращения: 15.09.23).
9. Регзенова Д.Б.-О. Исторический опыт стратагемности и принципа "мягкой силы" в социально-экономических реформах Китая: дис. канд. ист. наук: 07.00.03. Бурятский гос. университет, Улан-Удэ, 2012. 69 с.
10. Уиткомб В.Л. Современный Китай / В.Л. Уиткомб, М. Бенсон. М.: АСТ, Астрель, 2006. 68 с.
11. Цзин Ту. Преодолеть влияние закона цикличности истории // Китай. Поставить власть под контроль. 2017. №12 (146). С. 35-36.
12. Янгутов Л.Е., Чебунин А.В. Современная философская и общественно-политическая мысль Китая // Вопросы философии. 2018. №8. C. 182-191.
13. (Почему говорят, что стратегия Чан Кайши не так хороша, как стратегия Мао Цзэдуна) [Электронный ресурс] // URL: https://news.sohu.eom/a/582257500_605774 (дата обращения: 15.09.23)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Отзыв на статью «Принципы стратагемности и жесткой силы в экономических реформах Мао Цзэдуна
Предметом исследования является применение принципов стратагемности и жесткой силы в экономических реформах Мао Цзэдуна.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили принцип объективности, научности и историзма. В работе автор применил сравнительно-исторический, хронологический, системно-структурный методы. При исследования конкретных экономических реформ также были использованы метода анализа и синтеза. Актуальность. Актуальность исследования обусловливается важностью изучения роли Мао Цзэдуна в истории Китая и отмечает, что он остался в истории Китая «как умный и
жесткий руководитель». Актуальность обусловлена также тем, что Мао Цзэдун смог за короткое время преобразовать Китай из «слаборазвитой полуколониальной страны в мощную ядерную державу». Автор рецензируемой работы анализирует основные принципы, на которые опирался Мао Цзэдун в период руководства Китая и пишет, что стиль работы Мао Цзэдуна «опирался на жесткий подход и стратагемность мышления». Его талант стратагемного мышления особенно ярко проявился в период гражданской войны с Чан Кайши. Принцип стратегемного мышления зародился в Китая в глубокой древности и стал частью менталитета китайцев. Актуальность темы очевидна. Научная новизна работы заключается в постановке проблемы и задач. Научная новизна заключается в том, что в работе всесторонне исследуется принципы стратагемности и жесткой силы при проведении экономически реформ с применением широкого комплекса источников.
Стиль, структура, содержание. Стиль работы научный, кроме того в работе достаточно широко используется описательный стиль. Структура работы в целом направлена на достижение цели статьи. Автор ставит цель показать, как принципы стратагемности и жесткой силы способствовали проведению экономических реформ Мао Цзэдуна. В начале статьи автор пишет о Мао Цзэдуне и его роли в истории Китая. Далее он пишет, что его «талант стратагемного мышления особенно ярко проявился в период гражданской войны с Чан Кайши». И Мао Цзэдун руководствовался принципом, что «краткосрочные усилия недостаточны для достижения успеха».
Автор статьи выделяет 6 шесть главных направлений Мао Цзэдуна, направленных на модернизацию Китая и пишет о них. Наряду с этими шестью направлениями были разработаны дополнительные программы и инициативы для модернизации страны. Мао Цзэдун проявлял жесткую силу при проведении земельной реформы, потому что без жесткости провести конфискацию земель было невозможно, отмечает автор. «В ходе модернизации реформ и проектов КП К,» Мао Цзэдун действовал согласно идеям марксизма -ленинизма. Он применял принципы стратагемности, что проявляется в его цитатах, отмечает автор. В конце статьи автор написал выводы по проделанной работе. Основной вывод заключается в том, что Мао Цзэдун «эффективно модернизировал государство, используя принципы стратагемности и жесткой силы в период своего правления. Он сделал Китай значимой и могущественной на мировой арене, трансформируя его из слаборазвитой полуколониальной страны в мощную ядерную державу».
Содержание работы не лишено логики и текст изложен в целом последовательно. Текст воспринимается довольно легко.
Библиография работы насчитывает 12 источников (на русском и китайском языках) и дала возможность достичь цели и задач исследования. Библиография грамотно оформлена.
Статья будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.