Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 20. С. 66-79. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 20. P. 66-79.
Научная статья УДК 378
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-20-66-79
ПРИНЦИПЫ СОПРЯЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КВАНТОРИУМЕ
1 2 Александр Сергеевич Фетисов , Юлия Валерьевна Кудинова
1 2
' Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия
Аннотация Статья посвящена рассмотрению деятельности педагогического кванториума в контексте организации его сопряженного управления. Педагогический кванториум является важной частью системы непрерывного педагогического образования. Он представляет собой инновационную образовательную площадку, где педагоги могут развивать свои профессиональные навыки и компетенции, а школьники не только получать знания, но возможности профессиональной ориентации. Сопряженное управление в педагогическом кванториуме представляет собой новый тип построения педагогического взаимодействия между всеми субъектами системы непрерывного педагогического образования, при котором в разной степени и разных формах проявления, но все субъекты берут на себя управленческие функции. Сопряженное управление дает возможность сбалансировать возможные виды влияния и сотрудничества между участниками образовательного процесса, позволяющее создавать новые формы и методы планирования, организации, координации, контроля и мотивации профессионального выбора, формирования, становления и развития педагогических работников. Показаны актуальность и значение сопряженного управления педагогическим кванториумом. Сформулированы и раскрыты принципы сопряженного управления педагогическим кванториумом: уважение и доверие; плановость и непрерывность; принцип динамического баланса; психологическая безопасность; равноправное сотрудничество, гласность; законность и профессионализм; обязательность достигнутых договоренностей. Принципы сопряженного управления педагогическим кванториумом обеспечивают его эффективное функционирование, позволяют обеспечить включенность всех субъектов образовательного процесса в систему управления, развивают субъектную позицию, а также помогают создать благоприятную и стимулирующую образовательную среду, ориентированную на развитие каждого учащегося и его успешную интеграцию в современное общество.
Ключевые слова: педагогический кванториум, сопряженное управление, принципы сопряженного управления, непрерывное педагогическое образование, профессиональная ориентация.
Для цитирования: Фетисов А. С., Кудинова Ю. В. Принципы сопряженного управления в педагогическом кванториуме // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 20. С. 66-79. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-66-79
Original article
PRINCIPLES OF CONJUGATE MANAGEMENT IN THE PEDAGOGICAL QUANTORIUM
12 Alexander S. Fetisov , Julia V. Kudinova
1 2
, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia
© Фетисов А. С., Кудинова Ю. В., 2024
Abstract. The article is devoted to the consideration of the activity of the pedagogical quantorium in the context of the organization of its conjugate management. The pedagogical quantorium is an important part of the system of continuing pedagogical education. It is an innovative educational platform where teachers can develop their professional skills and competencies, and students not only gain knowledge, but also opportunities for professional orientation. Conjugate management in the pedagogical quantorium is a new type of building pedagogical interaction between all subjects of the system of continuous pedagogical education, in which, to varying degrees and in different forms of manifestation, but all subjects assume managerial functions. Coupled management makes it possible to balance possible types of influence and cooperation between participants in the educational process, which allows creating new forms and methods of planning, organizing, coordinating, controlling and motivating professional choice, formation, formation and development of teaching staff. The relevance and importance of the conjugate management of the pedagogical quantorium are shown. The principles of the conjugate management of the pedagogical quantorium are formulated and disclosed: respect and trust; planning and continuity; the principle of dynamic balance; psychological safety; equal cooperation, transparency; legality and professionalism; the binding nature of the agreements reached. The principles of coupled management of the pedagogical quantorium ensure its effective functioning, ensure the inclusion of all subjects of the educational process in the management system, develop a subjective position, and also help create a favorable and stimulating educational environment focused on the development of each student and his successful integration into modern society.
Keywords: pedagogical quantorium, conjugate management, principles of conjugate management, continuous pedagogical education, professional orientation.
For citation: Fetisov A. S., Kudinova Ju. V. Principles of conjugate management in the pedagogical quantorium. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;20:66-79. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-66-79
Введение
XXI в. характеризуется стремительными изменениями в сфере научно-технического прогресса, что нашло свое отражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе в образовании. Образовательная система в Российской Федерации испытывает серьезное влияние современных цифровых технологий. Ученые, в рамках фундаментальных и прикладных исследований, активно изучаются тему влияния цифровых технологий на образовательный процесс. Нам хорошо известны риски, которые несут в себе современные информационные технологии, но общество диктует свои требования к выпускникам школы и вузов, работодатели заинтересованы в сотрудниках с высоким уровнем цифровых навыков, которые имеют ключевое значение для большинства современных профессий.
Основная часть
Последнее десятилетие характеризуется существенными техническими изменениями в оснащении образовательных организаций всех уровней, а также появлением новых учреждений, которые берут на себя функцию инновационных площадок по развитию навыков будущего. 18 июня 2015 г. на площадке Петербургского международного экономического форума состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», поддержанной президентом РФ В. В. Путиным, в рамках которой был запущен проект создания федеральной сети детских технопарков «Кванториум». Официальной целью работы учреждений заявлено создание и развитие системы современных инновационных площадок интеллектуального развития и досуга для детей и подростков, что позволит выявлять научно-технический потенциал детей в раннем возрасте, способствуя их более успешной профессиональной реализации [Беспалова 2023].
В 2021 г. на базе педагогических вузов начинают создавать педагогические технопарки «Кванториум». Педагогические технопарки «Кванториум» - площадки, формируемые на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, в целях обеспечения реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» [Академия Минпросвещения РФ эл. ресурс].
В соответствии с Письмом Минпросвещения России от 27.01.2023 N 08-244 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по созданию и функционированию педагогических технопарков «Кванториум» на базе образовательных организаций высшего образования»): Педагогический технопарк «Кванториум» - площадка, формируемая на базе образовательной организации высшего образования, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации, и оснащаемая высокотехнологичным оборудованием, средствами обучения и воспитания с целью развития условий по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами для реализации учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей [Письмо Минпросвещения... эл. ресурс]. Цель создания Педагогического Кванториума: развитие материально-технической базы педагогических вузов с целью подготовки студентов и педагогических работников для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами для формирования естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности школьников на уровне международных стандартов как обязательной составляющей общей функциональной грамотности за счет применения современных педагогических технологий, средств обучения и воспитания с опорой на практику учебных исследований и проектов.
Педагогические Кванториумы создаются для проведения практических занятий со студентами педагогических вузов, повышения квалификации педагогических работников, профессиональной ориентации школьников. Создание Педагогических Кванториумов обеспечивает решение следующих задач: организация обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания, в том числе для подготовки к педагогической деятельности на базе детских технопарков «Кванториум», центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», центров цифрового образования «IT-куб»; повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе оснащенных современным оборудованием и средствами обучения и воспитания (детские технопарки «Кванториум», центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», центры цифрового образования «IT-куб»); проведение профориентационной деятельности со школьниками для привлечения к последующему поступлению в педагогические вузы, в том числе через мероприятия с профильными педагогическими классами общеобразовательных организаций.
Сопряженное управление в образовании представляет собой подход, при котором управление образовательным процессом осуществляется совместно различными субъектами, такими как администрация, педагоги, учащиеся и их родители. Этот подход направлен на создание более эффективной и гибкой системы управления, которая учитывает интересы и потребности всех участников образовательного процесса. Сопряженное управление служит отличным средством формирования ценностей профессионала, выявления лидерских способностей и формирования опыта профессиональной управленческой деятельности даже у тех студентов, которые ранее не проявляли себя, не были успешными [Кочеткова 2023]. Сопряженное управление предполагает активное взаимодействие и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса, что способствует более эффективному решению проблем и принятию решений.
Термин «сопряженное управление» новый для педагогической науки и был заимствован в естественно-научных и технических дисциплинах. Е. Н. Рожнова приводит анализ применения термина «сопряженное управление» в различных областях научного знания [Рожнова 2017]: разработана и применяется для решения широкого спектра прикладных задач в математике, физике, квантовой механике теория сопряженных величин (А. А. Ардентов, Е. А. Ботвиновский, Д. Биркгоф, М. Букингем, Ю. М. Ермольев, Г. Корн,
Н. Н. Моисеев, Д. А. Уилер, А. Эйнштейн, Л. Янг); разработана и используется в менеджменте методика сопряженного управления социальными и экономическими системами (А. В. Гаврилов, В. В. Кузнецов, И. В. Кнышев); в философской герменевтике (Х.-Г. Гадамер), герменевтике научного образования (Ф. Бевилакуа, Е. Джианетто, М. Хайдеггер, М. Эгер) разработана теория сопряжения в познавательном процессе научного и жизненного миров; описаны ученическое и студенческое со-управление и самоуправление как способы включения обучающихся в управление образовательным процессом, разработаны методики их организации (Е. А. Верменская, В. Е. Гурин, Н. А. Лошкарева, А. С. Макаренко, М. И. Рожков, Г. А. Сыченкова, Л. Д. Ясникова и др.).
Под сопряженным управлением в педагогическом кванториуме мы понимаем перераспределение сил влияния на жизнедеятельность человека и выравнивание связей между ними, новый тип построения педагогического взаимодействия между всеми субъектами системы непрерывного педагогического образования, при котором в разной степени и разных формах проявления, но все субъекты берут на себя управленческие функции, что позволяет повысить эффективность допрофессиональной подготовки, профессиональной подготовки и профессиональной деятельности и эффективно осуществлять профессиональное формирование, становление и развитие педагогических работников.
Выделим принципы сопряженного управления в педагогическом кванториуме:
1) равноправное сотрудничество
Сотрудничество - это способ взаимодействия субъектов образовательного процесса, при котором и педагог и обучающиеся обладают в равной степени правом выбора.
Равноправное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса является важным аспектом современного образования. Оно предполагает активное участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая администрацию, педагогов, учащихся и их родителей.
Основные аспекты равноправного сотрудничества:
1. Коллаборация и взаимодействие: все участники образовательного процесса работают вместе для достижения общих целей, что способствует более эффективному решению проблем и принятию решений.
2. Учет интересов всех участников: при равноправном сотрудничестве учитываются интересы и потребности всех участников, что позволяет создавать более комфортные и благоприятные условия для обучения и преподавания.
3. Гибкость и адаптивность: система равноправного сотрудничества позволяет быстро адаптироваться к изменениям и новым требованиям, что особенно важно в условиях быстро меняющегося мира.
4. Повышение качества образования: благодаря активному участию всех субъектов образовательного процесса, равноправное сотрудничество способствует повышению качества образования и достижению лучших результатов.
5. Развитие ответственности и самостоятельности: учащиеся и их родители, принимая участие в управлении образовательным процессом, развивают чувство ответственности и самостоятельности, что положительно сказывается на их личностном развитии.
Таким образом, равноправное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса является эффективным подходом, который способствует улучшению качества образования и созданию более благоприятных условий для всех участников образовательного процесса.
Принцип равноправного сотрудничества предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, когда оба субъекта должны работать, исходя из партнерства и наставничества, чтобы сформировать союз более опытного педагога с менее опытным учеником. В таком случае учащиеся могут не бояться высказывать свои мысли и идеи, чувствовать помощь и поддержку в решении сложны вопросов.
Педагогический кванториум объединяет школьников, студентов, школьных учителей и преподавателей вуза. Принцип равноправного сотрудничества предусматривает, что цели и задачи учебного курса, проекта, занятия формулируются по средствам диалога учителя и ученика (или студента педагогического вуза и ученика, студента и преподавателя вуза), в основе чего лежат доброжелательные отношения, индивидуальный подход, стремление повысить уверенность у обучающихся.
Реализация принципа равноправного сотрудничества предполагает следующие формы работы в педагогическом кванториуме: дискуссии; мозговые штурмы; разработку и реализацию проектов различной направленности; использование геймификации; встречи с интересными людьми; реализация курсов повышения квалификации для педагогов; мастер-классы; конференции и т. д.
Таким образом, принцип равноправного сотрудничества при реализации сопряженного управления педагогическим кванториумом предполагает переход обучающихся от объектной к субъектной позиции (это касается и школьников, и студентов); возможность всех субъектов влиять на образовательный процесс; высокую степень вовлеченности в процесс реализации и оптимизации содержания образования; высокую степень стабильных партнерских отношений и развитие самостоятельности у обучающихся. Реализация указанного принципа оказывает влияние не только на обучающихся, но и на педагогов и способствует их профессиональному самосовершенствованию и развитию компетенций.
2) психологическая безопасность
Психологическая безопасность субъектов образовательного процесса является понятием, интегративным по своей сути, включающим не только безопасность личности педагогов, обучающихся и их родителей, но и защиту общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод образовательных организаций и их нормальной жизнедеятельности. Образовательная среда образовательной организации, является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, являясь одним из наиболее значимых социальных институтов общества, представляются самостоятельными субъектами безопасности [Морозов 2022].
Психологическая безопасность участников образовательного процесса означает создание такой обстановки, при которой каждый участник чувствует себя защищенным, уважаемым и поддержанным. Это включает в себя защиту от любых форм дискриминации, унижения, насилия, давления, а также создание условий для открытого и конструктивного общения, выражения своих мыслей и чувств.
Для обеспечения психологической безопасности участников образовательного процесса необходимо:
1. Поддерживать доверительные, эмпатичные отношения между всеми субъектами образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги, администрация), где каждый ощущает себя понятым и принятым.
2. Создавать атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения, где каждый может высказывать свое мнение.
3. Обучать участников образовательного процесса навыкам эмоционального интеллекта и конструктивного разрешения конфликтов, чтобы помочь им справится с негативными эмоциями и поведением.
4. Предотвращать и реагировать на случаи психологической травли, дискриминации, насилия и других форм нарушения психологической безопасности.
5. Обеспечивать доступ к психологической поддержки консультированию для участников, которым это необходимо.
Психологическая безопасность как принцип сопряженного управления в педагогическом кванториуме предполагает, что все участники образовательного процесса в рамках реализации субъектных функций имеют возможность открыто высказывать свое мнение, находятся в комфортной обстановке, поддерживают доверительные эмпатичные
отношения. Обязательной составляющей является формирование комфортной образовательной среды, формирование у обучающихся навыков эффективных коммуникаций и профилактика конфликтного поведения и буллинга.
3) планирование и непрерывность
Основная цель планирования - интеграция всех участников процесса для выполнения комплекса работ, обеспечивающих конечный результат. В управлении образовательной деятельностью в планирование занимает особое место. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса, которая придаёт ему содержательность, определённость и управляемость.
Планирование деятельности педагогического кванториума включает в себя несколько ключевых этапов:
1. Определение целей и задач: необходимо четко определить цели и задачи, которые будут достигнуты в рамках деятельности кванториума. Это могут быть как образовательные, так и воспитательные цели.
2. Анализ потребностей: оценка потребностей учащихся и образовательной среды. Это включает в себя анализ интересов и способностей учащихся, а также ресурсов, доступных для реализации программ.
3. Разработка программ и курсов: на основе анализа потребностей разрабатываются образовательные программы и курсы, которые будут реализованы в кванториуме. Важно, чтобы программы были разнообразными и учитывали интересы учащихся.
4. Организация учебного процесса: планирование расписания занятий, распределение преподавателей и ресурсов. Важно обеспечить оптимальные условия для проведения занятий и максимальную эффективность учебного процесса.
5. Мониторинг и оценка: регулярная оценка результатов деятельности кванториума, анализ достижений учащихся и корректировка программ при необходимости. Это позволяет поддерживать высокий уровень качества образования и адаптироваться к изменениям.
6. Развитие и инновации: постоянное развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс. Это может включать использование новых технологий, методов обучения и подходов к организации учебного процесса.
Эти этапы помогают создать эффективную и адаптивную систему работы педагогического кванториума, способствующую достижению высоких результатов и развитию учащихся. Принцип непрерывности в работе педагогического кванториума заключается в обеспечении постоянного и последовательного образовательного процесса. Это означает, что деятельность кванториума должна быть организована таким образом, чтобы обучение не прерывалось и проходило в логически связанных этапах. Непрерывность в работе кванториума обеспечивает:
1. Постоянное развитие учащихся: учащиеся постоянно развивают свои знания и навыки, углубляют понимание предметов и технологий.
2. Связь между этапами обучения: каждый этап обучения логически связан с предыдущим и последующим, что позволяет учащимся лучше усваивать материал и видеть прогресс.
3. Адаптация к изменениям: непрерывное обучение позволяет быстро адаптироваться к новым требованиям и изменениям в образовательной среде, внедрять новые технологии и методы.
4. Поддержание мотивации: постоянный процесс обучения помогает поддерживать интерес и мотивацию учащихся, стимулирует их к активному участию в образовательном процессе.
5. Интеграция знаний и навыков: непрерывность позволяет интегрировать знания и навыки из различных областей, что способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся.
Этот принцип помогает создать устойчивую и эффективную систему работы педагогического кванториума, способствующую достижению высоких результатов и развитию учащихся.
4) гласность, законность и профессионализм
Информационная открытость присуща в целом системе образования в Российской Федерации согласно ст. 97 Закона об образовании в РФ [Якунчев и другие 2022]. Обязанность по обеспечению открытости и доступности информации в системе образования выполняют органы государственной власти на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность. К такой информации относятся: данные официального статистического учёта, касающиеся системы образования; данные мониторинга системы образования; иные данные, получаемые федеральными государственными структурами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования; органами местного самоуправления, выполняющими функции управления в области образования; организациями, занимающимися образовательной деятельностью; другими организациями этого направления.
Законом об образовании определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Одной из основополагающих новаций является информационная открытость и публичная отчётность образовательных организаций, составляющая конституционного принципа гласности. Следует подчеркнуть, что гласность информации об организации и результатах её деятельности служит важнейшим принципом управления образовательным учреждением. Соблюдение определённого законодательством принципа гласности предусматривает права, обязанности и ответственность каждой из сторон образовательных правоотношений. Добиваясь расширения гласности, надо всегда помнить о закреплённых законодательством мерах дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности и коммерческой тайны [Лайченкова, Минаева 2014].
Гласность как принцип сопряженного управления в педагогическом кванториуме предполагает прозрачность, открытость и доступность информации о его деятельности, результатах обучения и управленческих решений. Этот принцип играет важную роль в создании доверительных отношений между всеми субъектами образовательного процесса. Гласность предполагает:
- педагогический кванториум должен предоставлять полную и достоверную информацию о своих программах, учебных планах, методах обучения, критериях оценки, результатах экзаменов и аккредитации. Это позволяет учащимся и их родителям делать информированный выбор;
- важно, чтобы управленческие решения, касающиеся образовательного процесса, финансирования, кадровых назначений и других аспектов, принимались открыто и были доступны для общественного контроля;
- педагогический кванториум должен активно взаимодействовать с учащимися, родителями и обществом, собирая обратную связь и учитывая их мнение при принятии решений. Это может включать в себя опросы, публичные обсуждения и участие в советах и комитетах;
- развитие и предоставление открытых образовательных ресурсов, таких как учебники, лекции, видеоуроки и другие материалы, способствует доступности качественного образования для всех желающих.
- принцип гласности в рамках деятельности педагогического кванториума может быть реализован через создание информационных порталов, где публикуется вся необходимая информация о его деятельности, онлайн-платформ для обратной связи, открытые собрания и слушания, а также использование социальных сетей и других современных коммуникационных средств для информирования общественности.
Согласно статье 89 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.06.2024) «Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» [Федеральный закон от 29.12.2012].
Принцип законности означает строгое соблюдение и исполнение всех законов и нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную деятельность. Этот принцип является основой для правомерного функционирования образовательных учреждений и гарантируют защиту прав всех участников образовательного процесса - учащихся, педагогов, родителей.
Реализация принципа законности в педагогическом кванториуме предусматривает: соблюдение законодательства: педагогический кванториум должен действовать в рамках установленных законов и нормативных актов, которые регулируют их деятельность. Это включает в себя выполнение государственных стандартов, правил аккредитации, лицензирования и сертификации; правовая защита всех участников образовательного процесса: принцип законности обеспечивает защиту прав учащихся, педагогов и родителей. Это включает в себя право на качественное образование, защиту от дискриминации и несправедливого отношения, а также право на безопасные условия обучения; законность принятия управленческих решений: все управленческие решения в образовательных учреждениях должны быть приняты в соответствии с действующим законодательством и быть прозрачными и предсказуемыми для всех участников образовательного процесса; ответственность и подотчетность: руководитель и сотрудники педагогического кванториума несут ответственность за соблюдение законов и нормативных актов. Нарушение принципа законности может повлечь за собой юридическую ответственность и соответствующие санкции; регулярное обновление правовых данных: сотрудники образовательных учреждений должны быть в курсе изменений в законодательстве и регулярно обновлять свои правовые знания, чтобы обеспечивать соответствие своей деятельности актуальным требованиям.
Под педагогическим профессионализмом мы понимаем совершенное владение педагогом психолого-педагогическими знаниями и навыками, которые должны сочетаться с хорошим знанием содержания предмета, знанием и умением применять педагогические технологии, с нравственно-эстетическим отношением педагога к жизни, его способностью понимать педагогические цели, осуществлять их практическое достижение. Принцип профессионализма в педагогике означает, что педагоги должны обладать высоким уровнем компетентности, знаниями и навыками, необходимыми для эффективного выполнения своих обязанностей. Этот принцип подчеркивает важность постоянного профессионального развития, соблюдения этических норм и поддержания высокого качества образовательного процесса.
Принцип профессионализма в рамках реализации сопряженного управления педагогическим кванториумом предполагает:
- педагоги должны обладать глубокими знаниями по своему предмету, методиками преподавания, а также умением применять эти знания на практике. Компетентность включает владение педагогическими и психологическими аспектами обучения, что позволяет создавать благоприятную образовательную среду и эффективно взаимодействовать с учащимися;
- профессионализм требует непрерывного обучения и повышения квалификации. Педагоги должны быть в курсе современных образовательных тенденций, новейших методик и технологий обучения, участвовать в тренингах, семинарах и курсах повышения квалификации;
- профессионализм включает соблюдение этических норм и стандартов поведения. Педагоги должны проявлять уважение к учащимся, коллегам и родителям, соблюдать конфиденциальность, избегать предвзятости и дискриминации;
- педагоги должны нести ответственность за качество своей работы и результаты обучения учащихся. Это включает в себя ответственность за подготовку к занятиям, оценивание знаний учащихся, а также за создание благоприятной и безопасной образовательной среды;
- важной составляющей профессионализма является способность педагога к рефлексии - осмыслению своего опыта и анализа собственной педагогической практики с целью её улучшения. Педагоги должны уметь критически оценивать свои методы и подходы, выявлять и исправлять ошибки;
- эффективное общение с учащимися, коллегами и родителями является важной частью профессионализма. Педагоги должны обладать навыками ведения конструктивного диалога, умением слушать и выражать свои мысли ясно и доступно;
- профессиональные педагоги должны уметь работать в команде, сотрудничать с коллегами, обмениваться опытом и знаниями, совместно решать педагогические задачи;
- профессионализм педагога должен помочь в обеспечении субъектной позиции всех участников образовательного процесса.
5) принцип динамического баланса в педагогике
Понятие «динамического баланса» было введено в начале 2000-х П. В. Скуловым и Т. А. Коробковой. По их мнению «динамический баланс - это состояние системы, характеризующееся: гармоничным сочетанием логически противоположных характеристик, описывающих функционирование отдельных составляющих этой системы; готовностью системы изменить точку временного равновесия под действием изменившихся управляющих условий; постоянным стремлением системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет введения в действие как уже известных, так и новообразованных ресурсов и возможностей» [Коробкова, Скулов 2004].
Принцип динамического баланса является наиболее общим принципом функционирования сторон единого, дискретного процесса производства и приобретения знаний, отражением динамической составляющей педагогики как сложной системы. Он выступает основой культуры информационного обмена, регулятором допустимой нормы ее производства и потребления [Скулов 2009]. Следовательно, необходимость введения принципа динамического баланса в теорию и практику обучения диктуется тем обстоятельствам, что педагогическая система и учебный процесс состоят из многих, тесно взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов.
В рамках реализации принципа динамического баланса в организации сопряженного управления педагогическим кванториумом важно учитывать:
- педагоги должны быть готовы вносить изменения в учебные планы, методы и подходы, чтобы учитывать индивидуальные потребности учащихся, изменяющиеся обстоятельства и новые образовательные вызовы. Это включает использование разнообразных методов обучения и технологий, которые могут быть адаптированы в зависимости от ситуации;
- образовательный процесс должен сочетать теоретические знания с практическими навыками, что помогает учащимся лучше понимать и применять полученные знания на практике, делая обучение более эффективным и значимым;
- образование должно учитывать не только академические достижения, но и личностное развитие учащихся - это включает внимание к эмоциональному, социальному и моральному развитию, что способствует формированию гармоничной и всесторонне развитой личности.
- принцип динамического баланса предполагает уважение и учет разнообразия учащихся, их уникальных способностей, интересов и стилей обучения. Педагоги должны создавать условия, в которых каждый учащийся может максимально раскрыть свой потенциал.
- регулярная оценка и самооценка образовательного процесса и достижений учащихся являются важными компонентами динамического баланса, это позволяет выявлять сильные и слабые стороны, корректировать учебные планы и методы, а также мотивировать учащихся к дальнейшему развитию;
- эффективное взаимодействие между педагогами и учащимися, а также между самими учащимися, способствует поддержанию динамического баланса. Это включает активное участие учащихся в учебном процессе, обсуждения, групповые проекты и совместное решение проблем.
Принцип динамического баланса позволяет создавать гибкую, адаптивную и всесторонне развитую образовательную среду, которая в рамках организации сопряженного управления позволит сделать деятельность педагогического кванториума более эффективной в рамках организации системы непрерывного педагогического образования.
1) взаимное уважение и доверие
Взаимное уважение и доверие являются фундаментальными принципами в педагогике, особенно в контексте педагогического кванториума, где учебный процесс ориентирован на сотрудничество и инновации. Эти принципы создают благоприятную атмосферу для обучения, способствуют личностному и профессиональному росту, а также стимулируют творческую активность учащихся и педагогов.
Доверие выступает как составляющая во всех сферах межличностных отношений личности в обществе, является фундаментом общения. Одним из наиболее фундаментальных в области психологии общения принято считать исследование Т. П. Скрипкиной. Согласно автору, доверие - сложный психологический феномен, ценностная установка - отношение к себе и другим людям, обеспечивающая целостность и устойчивость личности, предполагает самопринятие и определяет отношение личности к себе и другим людям. Понятие доверия в педагогике определяется как вид установки, отношения, связанный с ценностным отношением человека к миру и самому себе. В доверительных отношениях обучающиеся приобретают возможность открыто выстраивать диалог с преподавателем, не боясь высказывать свои чувства и мысли. Учатся брать на себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них, вступать с окружающими людьми в открытые и доверительные отношения, понимать людей и принимать их такими, какие они есть [Кузнецова, Балакирева 2015].
Взаимное уважение предполагает признание и уважение достоинства и ценностей каждого участника образовательного процесса и включает: признание индивидуальности (педагоги и учащиеся признают уникальные способности, интересы и потребности друг друга; взаимное уважение способствует созданию среды, где каждый чувствует себя ценным и уважаемым), толерантность (взаимное уважение включает принятие и уважение культурных, этнических, религиозных и других различий), конструктивная обратная связь (проявляется в форме конструктивной критики и обратной связи - это помогает учащимся и педагогам улучшать свои навыки и знания без чувства унижения или обиды).
Доверие является основой для успешного сотрудничества и взаимодействия в образовательном процессе и предполагает: честность и открытость (доверие строится на основе честного и открытого общения, педагоги и учащиеся должны быть искренними в своих намерениях и действиях, что способствует укреплению доверительных отношений), поддержка и взаимопомощь (доверие подразумевает готовность оказывать поддержку и помощь друг другу, это создает атмосферу безопасности и уверенности, где учащиеся не боятся ошибаться и экспериментировать), ответственность (доверие требует ответственности за свои действия и решения, педагоги и учащиеся должны понимать и признавать свои обязательства перед друг другом и соблюдать их).
Принцип взаимного уважения и доверия может быть реализован в педагогическом кванториуме в рамках реализации сопряженного управления и субъектных отношений всех участников образовательного процессе следующим образом: через проектную работу (проектная работа в группах способствует развитию взаимного уважения и доверия среди учащихся и педагогов. Они учатся работать вместе, уважать мнение и идеи друг друга, доверять задачам и ответственности. Кроме того, участниками проектной деятельности могут быть и родители); участие в дискуссиях и дебатах (организация открытых обсуждений и дебатов по различным темам способствует формированию культуры уважительного диалога и обмена мнениями); организация наставничества (программы наставничества и менторинга помогают учащимся получить поддержку и советы от более опытных педагогов или старших учащихся, что способствует укреплению доверительных отношений); обратная связь (регулярное проведение сессий обратной связи и рефлексии помогает учащимся и педагогам выражать свои мысли и чувства, а также улучшать процесс обучения и взаимодействия на основе конструктивной критики).
Принцип взаимного уважения и доверия имеет следующее значение в рамках сопряженного управления в педагогическом кванториуме: повышение мотивации и вовлеченности (в атмосфере взаимного уважения и доверия учащиеся чувствуют себя более мотивированными и вовлеченными в учебный процесс), улучшение академических результатов (доверительные и уважительные отношения способствуют лучшему пониманию и усвоению материала, что ведет к улучшению академических результатов), развитие социальных навыков (взаимное уважение и доверие помогают учащимся развивать важные социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и решение конфликтов), создание позитивной образовательной среды (принципы взаимного уважения и доверия способствуют созданию позитивной и поддерживающей образовательной среды, где учащиеся и педагоги чувствуют себя комфортно и уверенно).
2) обязательное выполнение достигнутых договоренностей
Обязательное выполнение достигнутых договоренностей является важным принципом в педагогике, поскольку это способствует созданию доверительной и организованной образовательной среды. Этот принцип предполагает, что все участники образовательного процесса - учителя, ученики, администрация и родители - должны соблюдать договоренности и обязательства, взятые на себя.
Принцип обязательного выполнения достигнутых договоренностей имеет следующее значение: формирование доверия (выполнение договоренностей укрепляет доверие между учащимися и педагогами, а также между всеми участниками образовательного процесса); развитие ответственности (обучающиеся учатся брать на себя ответственность за свои действия и решения, понимая важность выполнения своих обязательств); обеспечение стабильности (соблюдение договоренностей обеспечивает стабильность и предсказуемость в учебном процессе, что помогает учащимся лучше планировать свое время и усилия?; уважение к правилам и нормам (выполнение договоренностей способствует уважению к установленным правилам и нормам, что создает дисциплинированную и организованную образовательную среду).
Влияние принципа обязательного выполнения договоренностей на образовательный процесс: повышение эффективности обучения (учащиеся, зная, что все договоренности будут выполнены, могут лучше организовывать свое обучение и достигать высоких результатов); улучшение дисциплины (соблюдение договоренностей способствует поддержанию дисциплины и порядка в образовательном процессе); развитие личной и социальной ответственности; укрепление взаимного уважения (принцип выполнения договоренностей способствует взаимному уважению между всеми участниками образовательного процесса, так как каждый видит, что его усилия и обязательства ценятся и уважаются). В педагогическом кванториуме обязательное выполнение достигнутых
договоренностей играет ключевую роль в обеспечении эффективного обучения и взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также организации процесса сопряженного управления и формирования субъектности.
Заключение
Таким образом, педагогический кванториум занимает важное место важное место в системе непрерывного образования и реализуют различные формы образовательных мероприятий для школьников, студентов, педагогических работников образовательных организаций. Сопряженное управление педагогическим кванториумом требует интеграции усилий различных участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, администрации образовательных учреждений, социального окружения и местного сообщества. Координированное взаимодействие и междисциплинарный подход способствуют созданию инновационной и мотивирующей учебной среды, которая развивает у учащихся необходимые навыки и знания для будущего и способствует их профессиональному самоопределению [Сорокоумова 2010]. В основе сопряженного управления педагогическим кванториумом лежат следующие принципы: уважение и доверие; плановость и непрерывность; принцип динамического баланса; психологическая безопасность; равноправное сотрудничество, гласность; законность и профессионализм; обязательность достигнутых договоренностей. Принципы сопряженного управления педагогическим кванториумом обеспечивают его эффективное функционирование, способствуют достижению высоких результатов в обучении и подготовке учащихся к профессиональной деятельности. Они помогают создать благоприятную и стимулирующую образовательную среду, ориентированную на развитие каждого учащегося и его успешную интеграцию в современное общество.
Список литературы
1. Академия Минпросвещения РФ : офиц. сайт. URL : https://apkpro.ru/proekty/pedagogicheskiy-kvantorium/ (дата обращения: 28.05.2024).
2. Беспалова О. В. Детский технопарк «Кванториум» как современная модель дополнительного образования // Вестник науки. 2023. № 1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-tehnopark-kvantorium-kak-sovremennaya-model-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.05.2024).
3. Коробкова Т. А., Скулов П. В. Принцип динамического баланса и его реализация в учебном процессе // Образовательные технологии. 2004. № 1. С. 21-30.
4. Кочеткова Е. Н. Сопряженное управление как инструмент формирования ценностей профессионала // Журнал министерства народного просвещения. 2023. № 10 (1). С. 12-19.
5. Кузнецова Ю. С., Балакирева Е. И. Доверие в диалогических отношениях педагога и обучающихся // Известия ВГПУ. 2015. № 8 (103). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/doverie-v-dialogicheskih-otnosheniyah-pedagoga-i-obuchayuschihsya (дата обращения: 20.06.2024).
6. Лайченкова Н. Н., Минаева М. О. Реализация принципа гласности в сфере образования: новое в законодательстве // Информационная безопасность регионов. 2014. № 1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-glasnosti-v-sfere-obrazovaniya-novoe-v-zakonodatelstve (дата обращения: 20.05.2024).
7. Морозов А. В. Психологическая безопасность субъектов образовательного процесса и ее правовое обеспечение // Образование и право. 2022. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-subektov-obrazovatelnogo-protsessa-i-eyo-pravovoe-obespechenie (дата обращения: 28.06.2024).
8. Письмо Минпросвещения России от 19 февраля 2021 г. N Р-55 «Об утверждении порядка определения очередности создания педагогических технопарков «Кванториум» на базе образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Минпросвещения России» (в ред. распоряжения Минпросвещения России от 18 января 2023 г. N Р-14). URL: https://mlaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-27.0L2023-N-08-244/?ysclid=lyybz4zyku363063695 (дата обращения: 28.05.2024).
9. Письмо Минпросвещения России от 19 февраля 2021 г. N Р-55 "Об утверждении порядка определения очередности создания педагогических технопарков «Кванториум» на базе образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Минпросвещения
России" (в ред. распоряжения Минпросвещения России от 18 января 2023 г. N Р-14). URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-27.0L2023-N-08-244/?ysclid=lyybz4zyku363063695 (дата обращения: 28.05.2024).
10. Рожнова Е. Н. Сопряженное управление процессом формирования готовности специалистов среднего звена к управленческой деятельности : автореф. ... канд. пед. наук. Сочи, 2017. 25 с.
11. Скулов П. В. Теоретическое обоснование использования принципа динамического баланса в педагогике // МНКО. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obosnovanie-ispolzovaniya-printsipa-dinamicheskogo-balansa-v-pedagogike (дата обращения: 28.05.2024).
12. Сорокоумова Г. В. Теоретические подходы к развитию профессионализма педагога // Вестник ЮУрГГПУ. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.m/article/n/teoreticheskie-podhody-k-razvitiyu-professionalizma-pedagoga (дата обращения: 28.06.2024).
13. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 28.07.2024).
14. Якунчев М. А., Семенова Н. Г., Кемешева А. А., Шорина К. О. Возможности детского технопарка «Кванториум» для практико-ориентированного обучения школьников // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 233-238.
References
1. Akademiya Minprosveshcheniya RF [Academy of the Ministry of Education of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at : https://apkpro.ru/proekty/pedagogicheskiy-kvantorium/ (accessed: 28.05.2024).
2. Bespalova O. V. Detskiy tekhnopark «Kvantorium» kak sovremennaya model' dopolnitel'nogo obrazovaniya [Children's Technopark "Kvantorium" as a modern model of additional education]. Vestnik nauki [Herald of Science]. 2023, no. 1 (58). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-tehnopark-kvantorium-kak-sovremennaya-model-dopolnitelnogo-obrazovaniya (accessed: 28.05.2024).
3. Korobkova T. A., Skulov P. V. Printsip dinamicheskogo balansa i ego realizatsiya v uchebnom protsesse [The principle of dynamic balance and its implementation in the educational process]. Obrazovatel'nye tekhnologii [Educational technologies]. 2004, no. 1, pp. 21-30. (In Russ.).
4. Kochetkova E. N. Sopryazhennoe upravlenie kak instrument formirovaniya tsennostey professionala [Associated management as a tool for forming professional values]. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of Public Education]. 2023, no. 10 (1), pp. 12-19. (In Russ.).
5. Kuznetsova Yu. S., Balakireva E. I. Doverie v dialogicheskikh otnosheniyakh pedagoga i obuchayushchikhsya [Trust in dialogical relationships between teacher and students]. Izvestiya VGPU [VSPU News]. 2015, no.8 (103). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/doverie-v-dialogicheskih-otnosheniyah-pedagoga-i-obuchayuschihsya (accessed: 20.06.2024).
6. Laychenkova N. N., Minaeva M. O. Realizatsiya printsipa glasnosti v sfere obrazovaniya: novoe v zakonodatel'stve [Implementation of the principle of transparency in the field of education: new legislation]. Informatsionnaya bezopasnost' regionov [Information security of regions]. 2014, no.1 (14). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-glasnosti-v-sfere-obrazovaniya-novoe-v-zakonodatelstve (accessed: 20.05.2024).
7. Morozov A. V. Psikhologicheskaya bezopasnost' sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa i ee pravovoe obespechenie [Psychological safety of subjects of the educational process and its legal support]. Obrazovanie i pravo [Education and Law]. 2022, no. 10. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-subektov-obrazovatelnogo-protsessa-i-eyo-pravovoe-obespechenie (accessed: 28.06.2024).
8. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 19 fevralya 2021 g. N R-55 «Ob utverzhdenii poryadka opredeleniya ocherednosti sozdaniya pedagogicheskikh tekhnoparkov «Kvantorium» na baze obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya, nakhodyashchikhsya v vedenii Minprosveshcheniya Rossii» [Letter of the Ministry of Education of Russia dated February 19, 2021 N R-55 "On approval of the procedure for determining the order of creation of pedagogical technology parks "Quantorium" on the basis of higher education institutions under the jurisdiction of the Ministry of Education of Russia"]. January 18, 2023, N R-14). (In Russ.). Available at: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-27.01.2023-N-08-244/?ysclid=lyybz4zyku363063695 (accessed: 28.05.2024).
9. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 19 fevralya 2021 g. N R-55 "Ob utverzhdenii poryadka opredeleniya ocherednosti sozdaniya pedagogicheskikh tekhnoparkov «Kvantorium» na baze obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya, nakhodyashchikhsya v vedenii Minprosveshcheniya
Rossii" [Letter of the Ministry of Education of Russia dated February 19, 2021 N R-55 "On approval of the procedure for determining the order of creation of pedagogical technology parks "Quantorium" on the basis of higher education institutions under the jurisdiction of the Ministry of Education of Russia"]. January 18, 2023, N R-14). (In Russ.). Available at: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-27.01.2023-N-08-244/?ysclid=lyybz4zyku363063695 (accessed: 28.05.2024).
10. Rozhnova E. N. Sopryazhennoe upravlenie protsessom formirovaniya gotovnosti spetsialistov srednego zvena k upravlencheskoy deyatel'nosti [Associated management of the process of developing mid-level specialists' readiness for management activities]. PhD dissertation abstract. Sochi, 2017, 25 p. (In Russ.).
11. Skulov P. V. Teoreticheskoe obosnovanie ispol'zovaniya printsipa dinamicheskogo balansa v pedagogike [Theoretical justification for the use of the principle of dynamic balance in pedagogy]. MNKO.
2009, no.4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obosnovanie-ispolzovaniya-printsipa-dinamicheskogo-balansa-v-pedagogike (accessed: 28.05.2024).
12. Sorokoumova G. V. Teoreticheskie podkhody k razvitiyu professionalizma pedagoga [Theoretical approaches to the development of teacher professionalism]. Vestnik YuUrGGPU [Bulletin of YuUrGGPU].
2010, no.3. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-razvitiyu-professionalizma-pedagoga (accessed: 28.06.2024).
13. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g, no.273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed: 28.07.2024).
14. Yakunchev M. A., Semenova N. G., Kemesheva A. A., Shorina K. O. Vozmozhnosti detskogo tekhnoparka «Kvantorium» dlya praktiko-orientirovannogo obucheniya shkol'nikov [Opportunities of the children's technopark "Kvantorium" for practical-oriented teaching of schoolchildren]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high-tech technologies]. 2022, no. 11, pp. 233-238. (In Russ.).
Информация об авторах А. С. Фетисов - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет;
Ю. Ю. Кудинова - кандидат исторических наук, доцент, кафедра социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет.
Information about the authors A. S. Fetisov - Grand Ph. D. (Education), Professor, Head of the Department of Social Pedagogy,
Voronezh State Pedagogical University;
Yu. Yu. Kudinova - Ph. D. (History), Associate Professor, Department of Social Pedagogy,
Voronezh State Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 15.08.2024; одобрена после рецензирования 20.08.2024; принята к публикации 10.09.2024.
The article was submitted 15.08.2024; approved after reviewing 20.08.2024; accepted for publication 10.09.2024.