Научная статья на тему 'Принципы сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности предприятий'

Принципы сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ / ДИНАМИКА / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЕКТОР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ / INNOVATION AND INVESTMENT ACTIVITIES / PRINCIPLES / ENTERPRISE DEVELOPMENT / OBJECTIVE FUNCTION / DYNAMICS / BALANCED DEVELOPMENT / OPTIMAL VECTOR / ECONOMIC CYCLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов П. С., Кузнецов И. М.

В статье дана характеристика сбалансированного развития предприятия, представлена структура сбалансированного развития инновационных процессов и систем. Рассмотрено сбалансированное развитие экономического цикла предприятия как инновационной системы. Определены принципы сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF BALANCED DEVELOPMENT OF INNOVATION AND INVESTMENT COMPANIES

The paper presents the characteristics of a balanced development of the enterprise, the structure of the balanced development of innovative processes and systems. Considered a balanced development of the economic cycle of the enterprise as an innovative system. It defines the principles of balanced development of innovation and investment activity of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Принципы сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности предприятий»

УДК. 330.322

ПРИНЦИПЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Герасимов П.С., к.э.н.

Кузнецов И.М., аспирант кафедры «Экономика и управление в социальной сфере», ФГОБУВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

В статье дана характеристика сбалансированного развития предприятия, представлена структура сбалансированного развития инновационных процессов и систем. Рассмотрено сбалансированное развитие экономического цикла предприятия как инновационной системы. Определены принципы сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности предприятия.

Ключевые слова: инновационная и инвестиционная деятельность; принципы; развитие предприятия; целевая функция; динамика; сбалансированное развитие; оптимальный вектор; экономические циклы.

THE PRINCIPLES OF BALANCED DEVELOPMENT OF INNOVATION AND

INVESTMENT COMPANIES

Gerasimov P., Candidate of Economic Sciences,

Kuznetsov I., the post-graduate student, Economics and management in the social sphere chair, FSBEIHE «Financial university under the

government of the Russian Federation»

The paper presents the characteristics of a balanced development of the enterprise, the structure of the balanced development of innovative processes and systems. Considered a balanced development of the economic cycle of the enterprise as an innovative system. It defines the principles of balanced development of innovation and investment activity of the enterprise.

Keywords: innovation and investment activities; principles; enterprise development; the objective function; dynamics; balanced development; optimal vector; economic cycles.

Сбалансированное развитие предприятия представляет собой направление согласованного взаимодействия между различными видами деятельности, процессами и системами, формирующими экономический цикл предприятия (рис. 1). Процесс согласованного взаимодействия двух функций предполагает адекватную реакцию или изменение значения одной функции на случайное или планируемое изменение значения другой целевой функции [1]. Например, рост инновационной активности ведет к увеличению объемов инвестиций, поддерживающих этот рост. Устойчивость описываемого процесса обеспечивается диалектическим взаимодействием или преемственностью двух целевых функций инновационной активности и инвестиционного обеспечения, что и обеспечивает наличие обратной связи (а), отражающей продолжение процесса сбалансированного развития.

Если экономическая целевая функция математически описана гармоникой, то процесс сходимости к оптимальному значению целевой функции с течением времени является устойчивым, если амплитуда каждого последующего цикла не превышает амплитуду предыдущих циклов. Определим этот процесс как устойчивую сходимость к оптимальному решению.

Возмущенное состояние процесса сбалансированного развития приводит к временному отставанию реализации экономических функций от их нормального развития. Например, сбой в инвестиционной деятельности приводит к невостребованности ряда инновационных разработок, что в конечном итоге замедляет процесс создания материально-технической базы выпуска конечного продукта. С точки зрения динамики процесс торможения (возмущения) замедляет инновационное развитие предприятия.

С математической точки зрения внешнее возмущающее воздействие выводит значение целевой функции за пределы допустимых ограничений. Тогда процесс управления этими ограничениями с целью возвращения целевой функции в пределы ее нормальных значений требует значительного временного ресурса [2].

В основе сбалансированного развития различных видов деятельности лежат принципы устойчивой сходимости этого процесса к оптимальному значению целевой функции. Принцип устойчивости базируется на законе диалектического развития или преемственности. Принцип сходимости отвечает за наличие единственного конечного решения или значения целевой функции как максимальной экономической эффективности предприятия.

Рассмотрим сбалансированное развитие экономического цикла предприятия как инновационной системы, состоящего из инновационного (I), инвестиционного (Б) и производственного (Р) циклов. Возмущенное состояние приводимой системы означает вы-

ход за ее пределы одного из хозяйственных циклов, что разрушает причинно-следственные связи системы и ведет к ее разрушению. Таким образом, дисбаланс между составляющими экономического цикла приводит в конечном итоге к банкротству предприятия. Здесь с точки зрения процессного подхода инновационное развитие останавливается, т.е. переходит от динамического процесса к статическому состоянию.

Если инновационное развитие предприятия основано на согласованном диалектическом взаимодействии, когда процедура преемственности является основой последовательного выполнения его экономических циклов, то такое развитие обеспечивает равновесное состояние предприятия как системы.

Повышенная инновационная активность одного из элементов системы, за счет рационального ресурсного обеспечения других ее элементов, определяет равновесное состояние системы, когда управление процессом ресурсного обеспечения сохраняет функциональную активность текущей целевой функции в заданных пределах. Последовательная инновационная активность всех субъектов системы в направлении выбранной стратегии инновационного развития приводит к завершению выполнения полного стабилизированного экономического цикла. Обратная связь (Ь) свидетельствует о возможности продолжения сбалансированного развития из равновесного состояния, когда выход одного из субъектов системы за ее пределы изменяет функциональное поведение остальных субъектов таким образом, что выпавший субъект, в процессе изменения внешних условий, вынужден вернуться в состав сбалансированной системы [3].

В основе сбалансированного развития предприятия как инновационной системы лежат принципы равновесного состояния и стабильного развития. Равновесное состояние является следствием такого инновационного развития, когда выход одного из субъектов системы за рамки допустимых ограничений приводит к изменению поведения оставшихся субъектов системы в направлении возврата первого субъекта в лоно исходной (материнской) системы. Принцип стабильного развития системы вытекает из положения, что целевые функции, описывающие поведение субъектов, входящих в состав инновационной системы, имеют общее назначение - достижение максимального значения эффективности полного экономического цикла исследуемой системы. Состояние стабильности при отсутствии внешних воздействий, дестабилизирующих или разрушающих систему, дает возможность использовать дополнительное ресурсное обеспечение, зарезервированное на случай форс-мажора, в направлении ускорения развития экономического цикла, что обеспечивает приоритет в решении задач, например, социального обеспечения.

На рис. 2 отражено взаимодействие между основными прин-

Рис. 1. Структура сбалансированного развития инновационных процессов и систем

ципами экономического развития и соответствующего этим принципам инвестиционного обеспечения процессов инновационного развития.

Система сбалансированных функций (ССФ) обеспечивает реализацию принципа сходимости, соответствующего стремлению целевых функций производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия к одному оптимальному конечному решению - обеспечению выпуска инновационной продукции, удовлетворяющей рыночным потребностям.

Система сбалансированных показателей (ССП) предназначена для выбора стратегического направления инновационного развития на основе использования нематериальных ресурсов, что особенно актуально в послекризисный период. Устойчивость инновационной деятельности промышленного предприятия существенно зависит от правильности выбора вектора стратегического инновационного развития (ВСИР) предприятия. Правильность выбора ВСИР обеспечивает процесс устойчивой сходимости к единственному оптимальному значению целевой функции, в качестве которой выступает эффективность инновационно-инвестиционной деятельности промышленного предприятия [4].

Принцип равновесия относится к параллельному осуществлению инновационной и инвестиционной деятельности промышленного предприятия. Система инновационного развития предприятия (СИРП) раскрывает формирование ВСИР со стороны инновационной деятельно-сти, а также формирует вектор ресурсного обеспечения как инвестиционную деятельность для ВСИР. Изменение направления инновационной деятельности предприятия приводит к коррекции функций его инвестиционной деятельности и наоборот. На принципе стабильности основана система управления инвестиционными потоками предприятия (СУИП), в которой процесс

управления материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами обеспечивает стабильное состояние этой системы. Перебои, в каком-либо из видов ресурсного обеспечения, компенсируются соответствующими изменениями в обеспечении системы другими инвестиционными ресурсами. Стабильно равновесное состояние систем основано на правильности выбора направления стратегического инновационного развития промышленного предприятия.

Ошибка при формировании ВСИР приводит к перерасходу допустимых объемов инвестиционных ресурсов. Следовательно, правильность выбора ВСИР формирует дополнительный объем инвестиционных ресурсов, использование которого в инновационной деятельности промышленного предприятия приводит к ускорению ее развития. Тогда процесс стабильного равновесия формирует резервный инвестиционный ресурс для формирования альтернативных направлений и ускорения инновационного развития предприятия [5].

Из анализа принципов сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности промышленного предприятия следует, что возможность ускорения процесса получения оптимального значения целевой функции, на основе диалектической преемственности системного развития, означает достижение высокого уровня эффективности инновационной деятельности предприятия.

Предложенное системное описание процесса сбалансированного развития предприятия представляет собой ряд экономических циклов, которые характеризуют отдельные направления хозяйственной деятельности предприятия. Система ССП выполняет функции инновационного цикла по организации и сопровождению перспективных видов экономической деятельности.

Система СИРП выполняет функции инвестиционного цикла по организации и сопровождению ВСИР. В задачи системы входят

Рис. 2. Принципы сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности предприятия

функции окончательного формирования ВСИР на базе сформированного к этому времени рационального ресурсного обеспечения. Система СУИП выполняет функции цикла организации и создания материально-технической базы, как структуры объединяющей в себе средства производства. Система ССФ выполняет функции цикла организации выпуска и реализации инновационной продукции. Сформированный таким образом вектор ресурсного обеспечения сопровождает текущую хозяйственную и перспективную инновационную деятельность предприятия [6].

Рассмотренные экономические циклы имеют фазовое смещение или временное отставание друг относительно друга, что и определяет последовательность выполнения экономического цикла. Первым в хозяйственную деятельность вступает инновационный цикл с целью определения спектра возможных направлений инновационного развития предприятия. Основанием для этой деятельности в послекризисный период является финансовый ресурс, полученный от реализации продукции на предыдущем цикле экономического развития. Далее наступает очередь инвестиционного цикла, с целью формирования вектора ресурсного обеспечения для поддержки нового направления стратегического инновационного развития, как оптимального вектора, соответствующего возможностям этого цикла. Далее в хозяйственную деятельность вступает система СУИП с целью организации и строительства материально-технической базы предприятия. Основанием для этого вида деятельности является сформированный и выполненный к этому моменту времени инновационный проект с соответствующим, его потребностям, объемом ресурсного обеспечения. Последним, в дело вступает система ССФ, предназначенная для выпуска и реализации инновационной продукции. Очевидно, что основанием для осуществления этого вида деятельности является созданная перед этим материально-техническая база, объединяющая средства производства товаров общественного потребления.

Тогда система сбалансированного развития предприятия функционально объединяет в себе возможности перечисленных выше

систем (ССФ, ССП, СУИП, СИРП) и отвечает за организацию и последовательность выполнения экономических циклов оптимального вектора соответствующего возможностям этого цикла. Далее в хозяйственную деятельность вступает система СУИП с целью организации и строительства материально-технической базы предприятия. Основанием для этого вида деятельности является сформированный и выполненный к этому моменту времени инновационный проект с соответствующим, его потребностям, объемом ресурсного обеспечения. Последним, в дело вступает система ССФ, предназначенная для выпуска и реализации инновационной продукции. Очевидно, что основанием для осуществления этого вида деятельности является созданная перед этим материально-техническая база, объединяющая средства производства товаров общественного потребления [7].

Тогда система сбалансированного развития предприятия функционально объединяет в себе возможности перечисленных выше систем (ССФ, ССП, СУИП, СИРП) и отвечает за организацию и последовательность выполнения экономических циклов предприятия. Последовательность выполнения этих циклов основана на использовании принципа преемственности, когда каждая последующая система приступает к своей работе на основании результатов функционирования предыдущей системы. Такимобразом,

система сбалансированного развития предприятия использует в своей работе принцип диалектического развития, что значительно усиливает процесс устойчивости инновационной деятельности предприятия.

Литература:

1. Герасимов П.С., Егоров А.Ю., Красовский А.С. Концепция сбалансированного развития инновационных систем. - М.: Транспортное дело Росси, №5, 2012.

2. Рынок инновационных проектов. Методология формирования, управления и развития. Егоров А.Ю., Сафронова А.А., Сельсков А.В. Москва, 2007.

3. Выбор оптимального механизма инновационного развития

отрасли. Беспаликов В.П., Сафронова А.А. Инновации и инвестиции. 2008. № 3. С. 24-30.

4. Управление инвестиционным потенциалом промышленной корпорации при осуществлении инновационной деятельности. Егоров А.Ю., Сельсков А.В. Транспортное дело России. 2015. №3. С. 94-98.

5. Пилипенко П.П. Внедрение инноваций в отечественную промышленность - залог будущей стабильности России. - М.:Научные

труды ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2009 г.

6. Инновационные стратегии развития предприятия с применением концепции маркетинга. Кирпичёва М.А. Транспортное дело России. 2009. №8. С.36-41

7. Algorithms of financial stability control and internal rate of the investment project profitability. А.Ю.Егоров, И.А. Меркулина, А.В.Сельсков, О.Н.Жидкова, Р.В. Каптюхин. Life Science Journal. 2014. Т.11. №8. С. 350-355

УДК 338

МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Лилёв Н.Н., аспирант, НОУВПО «Международная академия оценки и консалтинга»

Рассмотрены вопросы развития машиностроения как одной из экономических отраслей. Проанализировано состояние некоторых ведущих подотраслей машиностроения - автомобилестроения, железнодорожного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, судостроения,

Обращено внимание на перспективу развития машиностроения в среднесрочном периоде, для чего необходимо воссоздать отраслевую инфраструктуру.

Сделан вывод, что должна быть реализована задача коренной реконструкции и опережающего роста машиностроения в целом как отрасли, и, прежде всего, доминирующих подотраслей.

Ключевые слова: машиностроительная отрасль, структура машиностроения, железнодорожное машиностроение, автомобильная промышленность, отраслевая инфраструктура, импортозамещение.

RUSSIAN MACHINERY IN THE ECONOMIC SYSTEM

Lilev N., the post-graduated student, NSEIHPE «International Academy of Valuation and Consulting»

The problems of development of mechanical engineering, as one of the economic sectors are described. The condition of some of the leading sub-sectors of mechanical engineering - automotive, railway engineering, agricultural engineering, shipbuilding,

Attention is drawn to the prospect of development of mechanical engineering in the medium term, which is necessary to reconstruct the industry infrastructure.

The conclusion that must be implemented by the task of radical reconstruction and faster growth in the mechanical engineering industry as a whole, and, above all, the dominant sub-sectors.

Keywords: engineering industry, structure, engineering, railway engineering, automotive, industrial infrastructure, import substitution.

Машиностроительная отрасль нашей страны достаточно обширна и включает общее, среднее, точное и тяжёлое машиностроение. Машиностроение включает три основные отрасли: производство машин и оборудования, транспортных средств и электрооборудования. Отдельно выделяются такие важные отрасли как судостроение. Авиастроение и военно (оборонно) - промышленный комплекс.

Отечественная машиностроительная продукция разнообразна и составляет около 20% в общем объёме обрабатывающей промышленности. Структура машиностроительной отрасли в 2014 году выглядела следующим образом: обрабатывающая промышленность (20%), автомобилестроение (10%), электротехническое приборостроение (12%), транспортное и сельскохозяйственное машиностроение (4%), химическое и нефтяное машиностроение (6%), станкостроение (2%), машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности (2%), станкостроение (2%), коммунальное машиностроение (2%), прочие производства (31%).

Хотя Россия давно уже не относится к главным центрам машиностроения, тем не менее, выпуск продукции машиностроения в 2014 году достиг 5,75 трлн. руб. (минус 5,2 % по сравнению с предшествующим годом), что достаточно неплохо.

География машиностроительного комплекса достаточно неравномерна. Третья часть предприятий (31%) расположена в Центральном округе страны, пятая часть - на Северо-Западе (21%), а на Дальнем Востоке и в Сибири -только 9% предприятий, что с точки зрения экономической безопасности весьма глупо, но ничему не учит властные структуры.

В общем объёме машиностроения 21% производства приходился на машины и оборудование (1,2 млрд. руб.), электронное и оптическое оборудование и электрооборудование - 28% (1,6 млрд. руб.), транспортные средства - около 50% (2,9 млрд. руб.). Рентабельность указанных производств составила от 4 до 8 % [1].

Как показывает анализ, отечественное машиностроение выступает как комплекс 19-ти комплексных масштабных отраслей и более чем ста производственных подотраслей, вырабатывающих средства производства, предметы личного потребления и длительного использования, транспорта, оборонную продукцию. Данный

комплекс включает более чем четыре тысячи (две тысячи только крупных) предприятий, на которых работают около 3,5 млн. сотрудников рабочих специальностей, что составляет 34,5% трудоспособного населения, занятого в промышленности [2].

Россия экспортирует отдельные виды продукции машиностроения, объём которых в 2014 году в стоимостном выражении составил 28, 3 млрд. долл. США, при этом, импорт подобной продукции превысил экспорт более чем в пять раз, что продолжалось также и в следующем году. Политика взаимных санкций привела к тому, что импорт некоторых видов продукции машиностроения был либо ограничен, либо запрещён. В частности, под запрет подпадают строительная и карьерная техника (тракторы, бульдозеры, погрузчики, экскаваторы), пассажирский транспорт (троллейбусы, автобусы, трамвайные вагоны, микроавтобусы, машины скорой помощи). В список включены автомобили-лесовозы, рефрижераторы, автомобили для перевозки нефти, цистерны и контейнеры) всего 55 видов техники [3].

Если говорить о рыночном подходе к исследуемой отрасли, то анализ различных подотраслей становится более выигрышным, а классификация в соотношении с теми рынками, на которых представлена их продукция более наглядно. В частности, предприятия машиностроения уместно объединить в следующие производственные группы.

Во-первых, как одно из основных направлений в рамках производства транспортных средств можно выделить изготовление железнодорожного транспорта и автомобильную промышленность. Так, автомобилестроение выступает крупнейшей отраслью машиностроения, на долю которого приходится примерно 27% общего объёма выпуска. Отечественный автопром обеспечивает около 900 тыс. рабочих мест, а вклад в ВВП автомобильной промышленности составляет чуть более 1%.

В 2014 году в России было произведено 1 739 600 автомобилей, что позволило стране занять 14 место, с долей в общемировом производстве -1.9 %.

Что касается отдельных автопроизводителей, на наш взгляд, следует выделить такие как АвтоВАЗ, КАМАЗ и Группу ГАЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.