Научная статья на тему 'Принципы развития сотрудничества в сфере юридических услуг в рамках Шанхайской организации сотрудничества'

Принципы развития сотрудничества в сфере юридических услуг в рамках Шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридические услуги / уважение национального суверенитета / верховенство закона / совместные консультации / совместное строительство / совместное использование / legal services / respect for national sovereignty / rule of law / joint consultation / joint construction and joint use

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цзян Сыюань

Осуществление межрегионального сотрудничества по юридическим услугам в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) занимает важное место с точки зрения развития внутренней роли ШОС в сопряжении стратегии развития Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь» и в обслуживании экономических и торговых обменов. Сотрудничество в сфере юридических услуг включает в себя передачу судебного суверенитета (sovereignty transfer). На основе уважения суверенитета всех государств-членов политическое взаимное доверие укрепляется «в духе совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования», плодотворно повышается качество и углубляется уровень сотрудничества с целью равноправного, открытого и взаимовыгодного взаимодействия. Необходимо также содействовать обменам и взаимному обучению между цивилизациями в условиях верховенства закона, а также укреплять связи между людьми. Цивилизация правового государства разнообразна, равноправна и всеобъемлюща, а многообразие основных условий верховенства права в разных странах сформировало богатую правовую систему и культуру верховенства права. Всестороннее уважение многообразия цивилизаций, укрепление диалога, устранение правовых коллизий путем взаимного правового обучения, устранение барьеров посредством правовых обменов будут способствовать продвижению общих ценностей и построению сообщества единой судьбы человечества. В настоящее время необходимо дальнейшее совершенствование механизма обмена, включая диалог на высоком уровне, академические обмены, юридические семинары и т. д., а также создание большего количества платформ для обмена и сотрудничества между экспертами-юристами и учеными. Посредством совместных научно-исследовательских и учебных обменов, а также других совместных проектов следует укреплять всестороннее взаимопонимание профессионалов в области права в мире и местной цивилизации верховенства права. Нужно уделять внимание взращиванию (подготовке) юридических талантов, укреплять формирование кадров по юридическим услугам по международным делам, а также обеспечивать надежную кадровую поддержку для качественного развития инициативы «Один пояс, один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цзян Сыюань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles for cooperation in legal services of the Shanghai Cooperation Organization

The development of interregional legal service cooperation in the Shanghai Cooperation Organization (SCO) is an important measure within the SCO to align with the strategy of the Belt and Road Initiative and the Eurasian Economic Union and serve economic and trade exchanges. Legal service cooperation involves the transfer of judicial sovereignty, and on the basis of respecting the sovereignty of member states, political mutual trust should be enhanced through consultation, co-construction and sharing, and cooperation should be gradually promoted to higher quality and deeper development, and finally an equal, open and win-win cooperation order should be established. Promote exchanges and mutual learning among civilizations under the rule of law, and promote people-to-people bonds. The civilization of human rule of law is colorful, equal and inclusive, and the diversity of the basic conditions for the rule of law in various countries has shaped a rich legal system and rule of law culture. Fully respecting the diversity of civilizations, strengthening dialogue, eliminating legal conflicts through mutual legal learning, and eliminating legal barriers through legal exchanges will help promote the common values of all mankind and promote the building of a community with a shared future for mankind. At present, it is necessary to further improve the exchange mechanism including high-level dialogues, academic exchanges, legal seminars, and build more exchange and cooperation platforms for legal experts and scholars. Through joint research and training exchanges and other cooperative projects, strengthen the comprehensive understanding of legal professionals of the world and local rule of law civilization. Pay attention to the cultivation of legal talents, strengthen the construction of foreign-related legal service talents, and provide solid talent support for the high-quality development of the Belt and Road.

Текст научной работы на тему «Принципы развития сотрудничества в сфере юридических услуг в рамках Шанхайской организации сотрудничества»

УДК 341

Вестник СПбГУ Право. 2024. Т. 15. Вып. 1

Принципы развития сотрудничества в сфере юридических услуг в рамках Шанхайской организации сотрудничества

Цзян Сыюань

Центр международной юридической подготовки и сотрудничества

для Шанхайской организации сотрудничества (Китай),

Китайская Народная Республика, 201701, Шанхай, пр. Вайцинсун, 7989

Шанхайский политико-юридический университет,

Китайская Народная Республика, 201701, Шанхай, пр. Вайцинсун, 7989

Для цитирования: Цзян Сыюань. 2024. «Принципы развития сотрудничества в сфере юридических услуг в рамках Шанхайской организации сотрудничества». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 1: 262-274. https://doi.org/10.21638/spbu14.2024.117

Осуществление межрегионального сотрудничества по юридическим услугам в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) занимает важное место с точки зрения развития внутренней роли ШОС в сопряжении стратегии развития Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь» и в обслуживании экономических и торговых обменов. Сотрудничество в сфере юридических услуг включает в себя передачу судебного суверенитета (sovereignty transfer). На основе уважения суверенитета всех государств-членов политическое взаимное доверие укрепляется «в духе совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования», плодотворно повышается качество и углубляется уровень сотрудничества с целью равноправного, открытого и взаимовыгодного взаимодействия. Необходимо также содействовать обменам и взаимному обучению между цивилизациями в условиях верховенства закона, а также укреплять связи между людьми. Цивилизация правового государства разнообразна, равноправна и всеобъемлюща, а многообразие основных условий верховенства права в разных странах сформировало богатую правовую систему и культуру верховенства права. Всестороннее уважение многообразия цивилизаций, укрепление диалога, устранение правовых коллизий путем взаимного правового обучения, устранение барьеров посредством правовых обменов будут способствовать продвижению общих ценностей и построению сообщества единой судьбы человечества. В настоящее время необходимо дальнейшее совершенствование механизма обмена, включая диалог на высоком уровне, академические обмены, юридические семинары и т. д., а также создание большего количества платформ для обмена и сотрудничества между экспертами-юристами и учеными. Посредством совместных научно-исследовательских и учебных обменов, а также других совместных проектов следует укреплять всестороннее взаимопонимание профессионалов в области права в мире и местной цивилизации верховенства права. Нужно уделять внимание взращиванию (подготовке) юридических талантов, укреплять формирование кадров по юридическим услугам по международным делам, а также обеспечивать надежную кадровую поддержку для качественного развития инициативы «Один пояс, один путь».

Ключевые слова: юридические услуги, уважение национального суверенитета, верховенство закона, совместные консультации, совместное строительство, совместное использование.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024

1. Введение

Сегодня, когда многосторонность и мультилатерализм встречают препятствия на своем пути, а форс-мажорные факторы, такие как пандемия, войны и санкции, усиливаются, важность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) все больше признается всеми странами. С углублением состыковки/сопряжения ассоциации юристов и инициативы «Один пояс, один путь» экономические связи между государствами — членами ШОС стали более тесными, а трансграничные юридические услуги давно стали дефицитными. Создание Комиссии по юридическим услугам ШОС и ускорение межрегионального сотрудничества в сфере юридических услуг постепенно стали консенсусом всех государств-членов (общими задачами, к которым они стремятся). Реализация открытости рынка юридических услуг связана с национальным судебным суверенитетом. Процесс установления равноправного, открытого и взаимовыгодного порядка сотрудничества на основе уважения суверенитетов всех стран связан с общей конъюнктурой сотрудничеством в области юридических услуг в регионе. В данной статье основное внимание уделяется принципам, которым необходимо следовать в процессе развития сотрудничества по правовым услугам в регионе.

2. Основное исследование

2.1. Принцип уважения национального суверенитета

Исходя из принципа уважения интересов всех стран, постоянное расширение общих интересов является наиболее прочной основой для поддержания хороших отношений между странами и развития сотрудничества юридических служб (организаций по предоставлению правовых услуг). Принцип уважения национального суверенитета является основным во внешнеполитической деятельности государств — членов ШОС и признается законодательством каждой страны1. Возьмем в качестве примера ст. 5 Закона Китайской Народной Республики (КНР) «О внешней торговле»: «КНР содействует торговым отношениям с другими государствами и регионами и развивает их в соответствии с принципами равенства и взаимной выгоды, заключает многосторонние соглашения о таможенных союзах, зонах свободной торговли или является их участником, участвует в региональных торгово-экономических соглашениях и региональных экономических организациях»2. Распространение этого принципа на сферу сотрудничества юридических услуг имеет два основных значения.

Во-первых, все государства — члены ШОС в процессе сотрудничества юридических служб (организаций по предоставлению правовых услуг) имеют одина-

1 00 [Хартия Шанхайской орга-

низации сотрудничества. Подписана в Санкт-Петербурге 07.06.2002]. Дата обращения 15 февраля, 2024. http://chn.sectsco.org/documents.

[Закон КНР о внешней торговле, принят на 8-м заседании постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей седьмого Созыва 12.05.1994]. Дата обращения 15 февраля, 2024. https://flk.npc.gov.cn/detail2.htmKMmM5MDlmZGQ2 NzhiZjE3OTAxNjc4YmY4MmQ2MjA5NWI.

ковый статус. Подразумевается равенство и равноправие не только в правовом положении, но и в пользовании (и обладании) правами и полномочиями. Прежде всего, предмет квалификации для участия или заключения соответствующих договоров о международном сотрудничестве является равным. С одной стороны, это выражается в том, что субъект договора заключает договор о сотрудничестве на равноправной и добровольной основе, а с другой — это отражается во взаимных правах и обязанностях, согласованных обеими сторонами, и одна страна не может добиваться привилегий и режима по сравнению с другой страной и не может требовать от другой страны жертвовать своими собственными интересами ради служения ей; они должны совместно выполнять свои обязательства по сотрудничеству и совместно получать совместные выгоды. Кроме того, в сотрудничестве нужно уважать судебную власть друг друга. Трансграничное сотрудничество делится на предметное и гостевое; сотрудничество в области юридических услуг включает передачу судебного суверенитета, а уважение судебной власти другой стороны также является поддержанием судебной власти страны. В ходе создания юридической фирмы или кооператива в другом государстве-члене важно обеспечить, чтобы форма и практика юридической фирмы соответствовали требованиям местного законодательства для юридической практики.

Во-вторых, в спорах, связанных с иностранными делами, статус сторон равен. Несмотря на то что законодательство различных стран дает равный судебный статус обеим сторонам, на практике из-за незнания иностранных законов и протекционизма местных судебных институтов принимающей страны страна-инвестор часто оказывается в невыгодном положении в спорах, связанных с иностранцами, хотя это в определенной степени защищает интересы сторон принимающей страны, но в долгосрочной перспективе неизбежно нанесет ущерб местной бизнес-среде и имиджу верховенства права. Одна из основных целей ШОС при осуществлении различных форм сотрудничества в области юридических услуг — устранение существенного неравенства между страной-инвестором и страной пребывания, поощрение судебных институтов различных стран к строгому соблюдению принципа равной защиты при рассмотрении дел, связанных с иностранными делами, а также обеспечение равного судебного статуса сторон, надлежащего применения закона и справедливых результатов судебных разбирательств в процессе рассмотрения дел.

2.2. Принцип совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования

Этот принцип является отражением духа «взаимной выгоды, взаимного доверия, равенства, консультаций, уважения различных цивилизаций и общего развития», поддерживаемого ШОС с момента ее создания, а также выступает основной концепцией внешнего сотрудничества и обмена Китая на протяжении многих лет3. Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно упоминал, что строительство «Одного пояса, одного пути» должно следовать «принципу совместных консультаций,

3 Декларация о создании ШОС. 2001. Дата обращения 15 февраля, 2024. http://www.kremlin.ru/ 8ирр1етепШ406.

совместного строительства и совместного использования»4. По состоянию на март 2022 г. данный принцип зафиксирован в более чем 200 документах о сотрудничестве, подписанных Китаем со 149 странами и 32 международными организациями для совместного строительства «Одного пояса, одного пути»5. В процессе сотрудничества в сфере юридических услуг различные государства — члены ШОС имеют разные границы и требования к сотрудничеству в сфере юридических услуг, исходя из собственных интересов. Это требует, чтобы развитие межрегиональных юридических услуг учитывало интересы и запросы каждого государства ШОС, уважало культуру, правовые традиции и политические системы всех сторон, а также создавало новый механизм сотрудничества в области юридических услуг, отражающий мудрость всех сторон на основе широких консультаций. Рассмотрим более подробно каждую из трех составляющих данного принципа.

2.2.1. Совместные консультации

Совместные консультации предполагают проведение «мозговых штурмов», обсуждение идей и последующую их реализацию. Международное сообщество — это неразрывное целое интересов всех стран, взаимосвязанность судеб. Только стремясь к общему развитию и прогрессу всего международного сообщества, все страны могут развиваться и прогрессировать. Являясь основными движущими силами ШОС, Россия и Китай, придерживаясь концепции доброжелательности, искренности, взаимной выгоды и толерантности в процессе продвижения сотрудничества в области юридических услуг, предлагают свои собственные идеи о сотрудничестве и приносят пользу другим государствам — членам ШОС через механизм консультаций. В частности, необходимо придавать большое значение консультациям и сотрудничеству на всех уровнях, развивать Форум по юридическим услугам ШОС в межрегиональную платформу юридических услуг, координирующую различные сферы, содействовать всестороннему диалогу между государствами-членами по их соответствующим потребностям в юридических услугах, укреплять обмены и сотрудничество между учреждениями по юридическим услугам, многонациональными предприятиями (транснациональными компаниями) и вузами по вопросам юридической практики и конкретным вопросам сопряжения (состыковки) в области торгово-экономического сотрудничества, а также повышать общий уровень межрегионального сотрудничества в области юридических услуг.

2.2.2. Совместное строительство

Совместное строительство означает полное раскрытие преимуществ и потенциалов обеих сторон, способность из малого создать значительное («из собранных

4 т лгажа&йшяю^^йшм&ма—зйтй^Й^ЛЙ"—®—®"

Ж^^Й^Й. [Шанхайский обозреватель. «Совместными усилиями проложить эту дорогу счастья, которая принесет пользу всему миру — краткое изложение важных высказываний Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина о совместном строительстве "Одного пояса, одного пути"». 2023]. Дата обращения 15 февраля, 2024. https://export.shobserver.com/baijiahao/html/667314.html.

5 ЛВДИ. ((ЛЙ"—ф—[Сайт Гуанмин. «Совместное строительство "Одного пояса, одного пути" для всеобщего процветания и развития». 2022]. Дата обращения 15 февраля, 2024. https://rn.gmw.cn/baijia/2022-04/27/35692177.htmL

песчинок сделать пагоду», как гласит китайская поговорка), постоянство, регулярность и настойчивое продвижение вперед. Принцип совместного строительства — конкретное отражение принципа суверенного равенства стран, а также практическая составляющая в исходном принципе совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования. Тесная геополитическая связь между странами — членами ШОС имеет и оборотную сторону: государства сталкиваются с общими транснациональными преступлениями, судебными спорами и т. д., которые не могут быть решены только одной страной. Это обусловливает неизбежность сотрудничества в сфере юридических услуг между странами — членами ШОС, которые имеют разные исторические традиции, национальные культуры, государственные системы, политические и правовые системы. Один и тот же правовой вопрос решается в них на разных основаниях, с разными результатами и даже разной судебной практикой для понимания правовых вопросов, но правовая координация и сотрудничество необходимы для долгосрочного развития. Например, при построении механизма межрегионального урегулирования споров необходимо отличать его от существующего механизма урегулирования споров ВТО, который в одностороннем порядке проводит «инвестиционную и торговую либерализацию», и в полной мере уважать национальный суверенитет каждой страны. Иными словами, созданный ШОС механизм урегулирования споров и торговли направлен на создание не «наднационального суда», а консультативного механизма урегулирования, который полностью уравновешивает общественные интересы принимающей страны и законные интересы инвесторов.

2.2.3. Совместное использование

Совместное использование означает получение результатов от сотрудничества в области юридических услуг на благо всех стран — членов ШОС, оно является составляющей (принципа совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования), которая отражает цель и задачу. Сотрудничество между странами-членами в области юридических услуг и содействие развитию региональной торговли осуществляются не в интересах какой-либо страны или в игре с нулевой суммой, а для достижения в итоге беспроигрышной ситуации. Этот принцип требует, чтобы в процессе осуществления сотрудничества в области юридических услуг в полной мере учитывались конкретные потребности каждой страны, исходя из ее собственных уникальных национальных условий, искались решения, которые могут принести наибольшую пользу всем сторонам. В конечном счете все стороны должны извлекать выгоду из результатов совместного строительства. В настоящее время уровень развития юридических услуг в государствах — членах ШОС неодинаковый, и некоторые страны обеспокоены тем, что открытие рынка юридических услуг неизбежно окажет давление на юридическую отрасль принимающей страны, поэтому в процессе конкретного сотрудничества необходимо усвоить принцип «взаимной открытости, содержательной и взаимной выгоды». Нужно сбалансировать противоречие между конкурентным давлением и стремлением к взаимопомощи и беспроигрышным результатам, терпимо относиться к явлению поэтапного становления рынка юридических услуг некоторых стран и при необходимости извлекать уро-

ки из практики периода защиты международного права, принимать определенные невзаимные уравновешивающие меры и контролировать неблагоприятные последствия конкуренции. Все это необходимо для достижения существенной взаимной выгоды и беспроигрышных результатов.

2.3. Принцип постепенного прогресса

Принцип постепенного прогресса (поэтапности) — это способ совместного предоставления юридических услуг в рамках ШОС6, используемый при развертывании сотрудничества в этой области. Как сказано выше, политические, экономические и правовые системы государств — членов ШОС различаются в той или иной степени, как и их готовность к сотрудничеству в сфере юридических услуг. В такой сложной ситуации развитие всестороннего, многоуровневого и широкомасштабного сотрудничества в области юридических услуг не может быть достигнуто в одночасье. Необходимо уважать объективные законы, понимать, что сотрудничество между странами — извилистый и непростой путь, на который влияют многие факторы; нужно постоянно содействовать пониманию и взаимному доверию судебных и правовых систем государств-членов посредством практических действий. Регион ШОС уже давно следует модели российско-китайского вектора развития, и структура ШОС имеет в определенной степени рыхлый (неконсолидированный) характер, а требования к различному сотрудничеству высоки. Поэтому в будущем региональном сотрудничестве ШОС Китай и Россия, как региональные державы, должны играть ведущую роль в обеспечении более эффективных общественных благ для сотрудничества юридических служб (организаций по предоставлению правовых услуг) ШОС. Со стороны КНР предлагается начать работу со следующих двух аспектов.

2.3.1. Общая логика

Межрегиональное сотрудничество в сфере юриспруденции является системным проектом. В настоящее время сотрудничество в области юридических услуг между Китаем и государствами — членами ШОС демонстрирует тенденцию постепенного развития на трех уровнях с точки зрения макроуровня: от сотрудничества в области юридических услуг между Китаем и государствами-членами point to point к сотрудничеству в области юридических услуг между Китаем и ШОС point to area, а затем к очному сотрудничеству в области юридических услуг с сопряжением планов развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и инициативы «Один пояс, один путь» area to area. На микроуровне также существует тенденция одновременного развития трех треков: сотрудничество в области юридических услуг между правительствами государств — членов ШОС, сотрудничество в полуофициальных юридических службах (организациях по предоставлению правовых услуг) ШОС и сотрудничество в гражданско-правовых службах ШОС, представляющее трехмерное видение (структуру) всестороннего сотрудничества в области

6 ШШ [Эксклюзив. Новая роль Шанхайской организации

сотрудничества в новую эпоху. 2018]. Дата обращения 15 февраля, 2024. http://www.rmlt.com. ^/2018/0605/520243^^1.

юридических услуг7. Однако что касается общего процесса развития, то будущее развитие сотрудничества в области юридических услуг в рамках ШОС соответствует следующим трем аспектам (составляющим) общей логики.

2.3.1.1. Определение путей развития сотрудничества в рамках ШОС в области юридических услуг в соответствии с механизмом диалога на высоком уровне

С момента первого совещания в 2013 г. механизм диалога на высоком уровне в форме Совещания министров юстиции государств — членов ШОС показал замечательные результаты в углублении практического сотрудничества в области судебной экспертизы, юридических услуг, пропаганды верховенства права и судебной помощи. В то же время в каждом ежегодном коммюнике (совместном заявлении) по итогам Совещания министров юстиции устанавливаются новые требования к сотрудничеству в правоохранительной области на следующий год. В 2021 г. в Совместном заявлении 8-го Совещания министров юстиции государств — членов ШОС было четко указано, что государства-члены будут и далее углублять обмены и сотрудничество в области юридических услуг ШОС, координировать правовые ресурсы стран ШОС, внедрять инновационные концепции юридических услуг, расширять сферу юридических услуг и продвигать сотрудничество в области юридических услуг между странами на новый этап8.

2.3.2.2. Содействие созданию Комиссии по юридическим услугам ШОС и выстраивание организационной структуры сотрудничества в области юридических услуг

Инициатива Министерства юстиции КНР на 4-м Совещании министров юстиции государств — членов ШОС о создании Комиссии по правовым услугам ШОС (далее — Комиссия) получила положительный отклик всех государств-членов, и в результате был учрежден Центр обмена и сотрудничества Комиссии по юридическим услугам ШОС (Китай), а также другие организации и институты9. При постоянном повышении уровня межрегионального сотрудничества в области юридических услуг в будущем необходимо укреплять пропаганду работы Комиссии, постоянно расширять международное влияние данной организации, координировать

7 ШиИ. 7КТ. [Сайт о верховенстве права. Содей-

ствие практическому сотрудничеству в сфере юридических услуг и повышению уровня юридических услуг по международным делам. 2023]. Дата обращения 15 февраля, 2024. http://www.legaldaily. com.cn/newzt/content/2023-09/07/content_8897642.html.

ж^®. 2023. [Председатель КНР Си Цзиньпин направил поздравительное послание 10-му Совещанию министров юстиции государств-членов ШОС в целях содействия качественному экономическому развитию всех стран в условиях верховенства права]. Дата обращения 15 февраля, 2024. https://www.shanghai.gov.cn/nw4411/20230906/383eb1a9cc3a413d839c807b75f81960.html.

9 "фД — ШттШтй-ЩШШ^ШШ. [Первая Ко-

мжсия по юридическим услугам ШОС (Китай) расположилась в Шанхайском политико-юридическом университете. 2019]. Дата обращения 15 февраля, 2024. https://www.shupl.edu.cn/2019/0213/ c1168a52420Zpage.htm.

и управлять всеми аспектами взаимосвязи между развитием Комиссии, полностью мобилизовать все позитивные факторы и создать хорошие условия для ее здорового и плавного развития.

Что касается конкретной организационной структуры, то Комиссия может учредить в рамках Совета и Секретариата пять центров (по разрешению международных коммерческих споров, обмену и сотрудничеству в области юридических услуг, правовым исследованиям и услугам, обучению и подготовке юридических кадров, правовой цифровой информации), с тем чтобы координировать и развивать межрегиональное сотрудничество в области юридических услуг. В настоящее время активно ведется обсуждение создания двух центров: 1) по урегулированию международных коммерческих споров; 2) по обмену и сотрудничеству в сфере юридических услуг. Целью создания первого центра является изучение создания механизмов или институтов урегулирования споров, отвечающих фактическим потребностям регионального развития, включая изучение возможности создания международных механизмов или институтов на основе договоров, с использованием таких платформ, как Арбитражный центр Северо-Восточной Азии, для предотвращения и разрешения соответствующих споров, углубления обменов и сотрудничества в области медиации, арбитража и другого разрешения споров, не связанных с судебным разбирательством, а также для продвижения справедливого, эффективного и удобного разрешения споров. Второй центр должен способствовать концентрации правовых ресурсов и помочь выстраивать полноценную цепочку юридических услуг, таких как услуги юристов, нотариуса, судебной экспертизы и медиации. Цели создания второго центра — укрепление механизмов обеспечения юридическими услугами и состыковка между учреждениями по предоставлению международных юридических услуг; составление списков конкурентоспособных юридических фирм, нотариальных контор, учреждений по оценке интеллектуальной собственности государств — членов ШОС; создание кадрового резерва специалистов по юридическим услугам ШОС; удовлетворение разнообразных потребностей в международном разрешении коммерческих споров.

2.3.2.3. Проведение обширных программ обмена и обучения для расширения и углубления сотрудничества

Обмен и сотрудничество являются наиболее интуитивным и эффективным способом укрепления политического взаимного доверия между государствами-членами, но по-прежнему существуют большие трудности в создании учебно-тренировочного центра для юридических кадров на всех уровнях и в широком спектре областей при Комиссии по юридическим услугам ШОС.

На официальном уровне такие платформы, как Центр международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС (Китай)10, могут активно использоваться для осуществления деловых обменов между должностными лицами судеб-

ФИ—2022. "ФИШ" Л

Щ'ЖЛ "^^Й^" 'ШШШ^. ЛйВШ. [Центр международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС (Китай). «Инициатива Китая» пустила корни. «История ШОС» прекрасна. Жэнь-минь жибао]. Дата обращения 15 февраля, 2024. http://paper.peop1e.com.cn/rmrb/htm1/2022-09/16/ nw.D110000renmrb_20220916_1-05.htm.

ных и правоохранительных ведомств, организаций государств — членов ШОС по борьбе с терроризмом. Могут организовываться регулярные форумы, салоны, специальные учебные курсы и другие мероприятия, с тем чтобы помочь государствам-членам подготовить юридические кадры и заложить основы для сотрудничества в сфере юридических услуг.

На полуофициальном уровне необходимо придать большое значение инициативе Ассоциации юридических университетов ШОС11, интегрировать высококачественные ресурсы юридического образования в рамках ШОС путем создания программ последипломной подготовки для получения профессиональных степеней в области права (юристы по зарубежным делам), совместных учебных программ «бакалавриат 2+2», «магистратура 1+1», путем организации регулярных обменов и визитов ключевых первоклассных преподавателей. В то же время нужно привлекать к участию адвокатские палаты, торговые палаты, юридические фирмы, предприятия и другие учреждения, организовывать процесс обучения таким образом, чтобы большее значение придавалось благоприятному взаимодействию между юридическим образованием, юридической практикой, кадрами и правовыми системами в целом.

С точки зрения уровня гражданского общества сотрудничество в сфере юридических услуг может осуществляться с помощью межрегиональных неправительственных и некоммерческих международных профессиональных организаций. Так, целью Ассоциации юристов «Один пояс, один путь» (далее — Ассоциация)12 — первой международной адвокатской (юридической) организации, зарегистрированной в Китае, — является построение платформы обмена и сотрудничества на основе взаимодействия юристов из стран и регионов «Одного пояса, одного пути», оказание юридической сервисной поддержки межрегиональной международной экономической и торговой деятельности, а также предоставление юридических консультаций, мнений и предложений соответствующим ведомствам «Одного пояса, одного пути». В настоящее время Ассоциация насчитывает около 2000 отечественных и зарубежных групповых и индивидуальных членов, включая коллегии адвокатов (ассоциации), юридические фирмы, юридические учреждения и отдельных юристов из 54 стран и регионов мира, из которых около 400 групповых членов13. Все государства — члены ШОС являются странами, расположенными вдоль «Одного пояса, одного пути», и в дальнейшем они должны использовать все возможные каналы для продвижения организаций по юридическим услугам государств — членов ШОС к вступлению в ряды иностранных членов Ассоциации, укрепляя «международный круг друзей» Ассоциации, создать рабочую группу стран ШОС, активно рассматривать вопрос о создании представительств (центров) Ассоциации в странах и регионах.

11 Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян (Пекин, 25.11.2021). «Выступление на заседании Совета глав правительства государств — членов ШОС». МИД КНР. 2021. Дата обращения 15 февраля, 2024. https://www.mfa.gov.cn/rus/zxxx/202111/t20211126_10453999.htm1.

12 "—ф—Й" ШШШШ. [Ассоциация юристов «Один пояс, один путь»]. Дата обращения 5 февраля, 2024. http://www.bri1anet.org.cn/cn/index/about.

13 «^ШВДпЛ "—ф—Й" 2022^5^

9 В. [Инициатива о приглашении присоединиться к Ассоциации юристов «Один пояс, один путь», опубликована на официальном сайте Ассоциации юристов Гуанчжоу, 09.05.2022]. Дата обращения

15 февраля, 2024. http://www.gz1awyer.org/info/2a36d77be481484c899c16a911468300.

2.3.2. Адаптация мер к национальным условиям

В настоящее время степень открытости, потребности в сотрудничестве и политические соображения государств-членов в области сотрудничества в области юридических услуг различны, а продвигать сотрудничество в области юридических услуг в регионе ШОС в целом сложно. В соответствии с нынешней готовностью и актуальностью сотрудничества в области юридических услуг между государствами-членами различные типы и уровни сотрудничества могут осуществляться на равной основе для укрепления политического взаимного доверия между государствами-членами.

Прежде всего, между странами-членами с высокой готовностью к сотрудничеству и хорошей основой необходимо осуществлять взаимодействие в области юридических услуг в важных проектах и стремиться создать две-три демонстрационные зоны сотрудничества в области юридических услуг, чтобы запустить эффект бренда сотрудничества в области юридических услуг. Если взять в качестве примера китайско-российское сотрудничество в области юридических услуг, то в 2021 г. торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией можно охарактеризовать как скачкообразное: объем товарооборота достиг 146,87 млрд долл. США, впервые в истории превысив отметку в 140 млрд долл. США, увеличившись на 35,9 % в годовом исчислении14. Быстрый рост объема двусторонней торговли заложил прочную основу для сотрудничества в области юридических услуг, а региональное сотрудничество в области юридических услуг, представленное механизмом местного сотрудничества в Северо-Восточном Китае и на Дальнем Востоке России, в среднем и верхнем течении реки Янцзы и в Федеральном округе вдоль реки Волги России, постоянно развивалось, создавая бренды с региональным влиянием, такие как Китайско-российский центр юридических услуг в Суйфэньхэ и Центр по юридическим услугам Шанхай — Санкт-Петербург15, формируя воспроизводимый и тиражируемый опыт работы и стимулируя общее скоординированное развитие китайско-российских отношений. С общей стратегической точки зрения развитие сотрудничества в области юридических услуг должно брать обслуживание сферы экономики в качестве общей отправной точки и осуществлять сотрудничество в области юридических услуг в соответствии с различными стратегиями экономического развития стран-членов. Например, Китай и Пакистан могут уделять больше внимания сотрудничеству в области юридических услуг Китайско-пакистанского экономического коридора; Китай может уделять больше внимания сотрудничеству с Россией, Казахстаном и другими странами в сфере юридических услуг для сопряжения планов развития ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь».

Для стран со средней готовностью рекомендуется хорошо понять общие интересы обеих сторон, пробовать наработки из зрелого опыта, начать процесс сотрудничества в области юридических услуг, начиная с развертывания взаимодействия между

14 —.

[Жэньминь жибао. «Китай уже 12 лет подряд является крупнейшим торговым партнером России — китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество достигло плодотворных результатов»]. 2022. Дата обращения 15 февраля, 2024. http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2022-02/09/ nw.D110000renmrb_20220209_1-03.htm.

15 «Еще один шаг на пути к укреплению российско-китайского партнерства в сфере предоставления юридических услуг». «Кутузовская». Коллегия адвокатов Санкт-Петербурга. 2022. Дата обращения 15 февраля, 2024. https://kutuzovskaya.com/blog/esche-odin-shag-na-puti-k-ukrepleniyu-rossiysko-kitayskogo-partnerstva-v-sfere-predostavleniya-yuridicheskih-uslug.

организациями по юридическим услугам с обеих сторон. Так, в январе 2019 г. правительство Узбекистана приняло решение о создании центров поддержки инвесторов при районных администрациях столицы (г. Ташкента) с целью оказания помощи отечественным и иностранным инвесторам в решении различных проблем, возникающих при реализации инвестиционных проектов и получении соответствующих разрешений на их реализацию16. Другие государства-члены могут воспользоваться этой возможностью, чтобы осуществлять сотрудничество в области юридических услуг между двумя сторонами и создать специальный центр по защите прав и интересов предприятий в стране-инвесторе в существующих рамках. Они могут помочь инвесторам понять основы развития различных отраслей экономики в регионе, получить льготную инвестиционную политику и предоставить конкретные инвестиционные проекты на выбор; могут помочь в решении различных проблем, возникающих при реализации инвестиционных проектов, таких как получение различных разрешительных документов, в том числе разрешений на строительство, подключение различных инженерно-технических услуг (например, электроэнергия, газ, связь, сетевые и другие услуги), координация и решение поддержки финансирования проектов и т. д.

Наконец, для стран с низкой степенью открытости и недостаточной основой для сотрудничества можно начать взаимодействие с чисто технических правовых вопросов между двумя сторонами или с определенных областей, где обе стороны уже имеют некоторую основу для сотрудничества, затем создать стабильный и эффективный механизм связи и координации, продвигать другие области после установления взаимного доверия. Например, такая платформа, как Центр международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС (Китай), может быть использована для обмена юридическими кадрами и их обучения, а также может помочь некоторым технологически менее развитым странам модернизировать свою информатизацию и инфраструктуру в сфере юстиции. Что касается проектов сотрудничества, то можно рассмотреть вопрос о том, чтобы начать с относительно базового подхода к взаимодействию в области юридических услуг (выявление иностранных законов и создание кооперативных юридических фирм, содействие продвижению одностороннего сотрудничества и постепенное распространение его на другие проекты), с тем чтобы заложить основу для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в области юстиции. Несмотря на то что политическое взаимное доверие играет важную роль в процессе сотрудничества в области юридических услуг, политическое взаимное доверие динамично и может быть конвертировано в улучшение торгово-экономических связей и, как следствие, в придание импульса правовому сотрудничеству.

2.4. Принцип удобства и эффективности

Эволюция человеческих методов общения и развитие новых технологий, наступление эры 5G и развитие технологий хранения цифровых текстов постепенно меняют индустрию юридических услуг. В постпандемийную эпоху традиционная форма в сфере юридических услуг (когда консультации проводятся офлайн, «ли-

16 [Сайт Министерства

коммерции КНР. «Узбекистан создаст Центр поддержки инвесторов в Ташкенте»]. 2019. Дата обращения 15 февраля, 2024. http://www.mofcom.gov.cn/artic1e/i/jyj1/e/201901/20190102825174.shtm1.

цом к лицу»), особенно в сфере юридических услуг по иностранным делам, была поставлена под сомнение, и частота юридических услуг, оказываемых с помощью удаленных сетевых технологий, увеличилась. В то же время юридические базы данных, роботы и юридические интеллектуальные операционные системы позволят юристам добиться большей эффективности в интеллектуальном поиске дел, визуализации данных и управлении проектами дел.

3. Выводы

В будущем для развития сотрудничества в области юридических услуг необходимо уделять пристальное внимание новой ситуации технологического развития. Юридические услуги, которые ранее медленно реализовывались из-за разделения пространства, следует предоставлять через сеть и технологии, что будет соответствовать требованиям эффективности и своевременности. С одной стороны, необходимо создать единую базу правовых запросов, создать специальный рабочий класс, собрать существующие правовые тексты по ключевым направлениям в государствах — членах ШОС, такие как Закон об инвестициях, а затем в сотрудничестве с академическими институтами перевести их на китайский, русский и английский языки и сделать доступными для ознакомления сотрудников юридических служб разных стран. С другой стороны, нужно изучить возможность создания стыковочного центра судебных разбирательств и посредничества для споров, связанных с иностранными делами, и принять режим онлайн-слушания или посредничества для тех, кто не может явиться в суд из-за форс-мажорных обстоятельств. В области гражданских и коммерческих дел следует создать систему электронных судебных документов. Отдельные юридические документы, которые необходимо вручить, могут быть напрямую запрошены и вручены через сеть, а там, где необходимо помочь в расследовании и сборе доказательств, эффективность доказательств может быть уточнена с помощью специальной аутентификации сети, что сэкономит судебные издержки и ресурсы.

Статья поступила в редакцию 29 сентября 2023 г.;

рекомендована к печати 2 ноября 2023 г.

Контактная информация:

Цзян Сыюань — д-р юрид. наук; siyuanjiang@126.com

Principles for cooperation in legal services of the Shanghai Cooperation Organization

Jiang Siyuan

China National Institute for SCO International Exchange and Judicial Cooperation, 7989, Wai Qingsong Road, Shanghai, 201701, People's Republic of China Shanghai University of Political Science and Law, 7989, Wai Qingsong Road, Shanghai, 201701, People's Republic of China

For citation: Jiang Siyuan. 2024. "Principles for cooperation in legal services of the Shanghai Cooperation Organization". Vestnik of Saint Petersburg University. Law 1: 262-274. https://doi.org/10.21638/spbu14.2024.117 (In Russian)

The development of interregional legal service cooperation in the Shanghai Cooperation Organization (SCO) is an important measure within the SCO to align with the strategy of the

Belt and Road Initiative and the Eurasian Economic Union and serve economic and trade exchanges. Legal service cooperation involves the transfer of judicial sovereignty, and on the basis of respecting the sovereignty of member states, political mutual trust should be enhanced through consultation, co-construction and sharing, and cooperation should be gradually promoted to higher quality and deeper development, and finally an equal, open and win-win cooperation order should be established. Promote exchanges and mutual learning among civilizations under the rule of law, and promote people-to-people bonds. The civilization of human rule of law is colorful, equal and inclusive, and the diversity of the basic conditions for the rule of law in various countries has shaped a rich legal system and rule of law culture. Fully respecting the diversity of civilizations, strengthening dialogue, eliminating legal conflicts through mutual legal learning, and eliminating legal barriers through legal exchanges will help promote the common values of all mankind and promote the building of a community with a shared future for mankind. At present, it is necessary to further improve the exchange mechanism including high-level dialogues, academic exchanges, legal seminars, and build more exchange and cooperation platforms for legal experts and scholars. Through joint research and training exchanges and other cooperative projects, strengthen the comprehensive understanding of legal professionals of the world and local rule of law civilization. Pay attention to the cultivation of legal talents, strengthen the construction of foreign-related legal service talents, and provide solid talent support for the high-quality development of the Belt and Road.

Keywords: legal services, respect for national sovereignty, rule of law, joint consultation, joint construction and joint use.

Received: September 29, 2023 Accepted: November 2, 2023

Author's information:

Jiang Siyuan — Dr. Sci. in Law; siyuanjiang@126.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.