Научная статья на тему 'Развитие высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: достижения, недостатки и путь верховенства права'

Развитие высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: достижения, недостатки и путь верховенства права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / китайская специфика / международное сотрудничество / верховенство права / правовое государство / эффективные законы / Один пояс и один путь / higher education / Chinese characteristics / international cooperation / rule of law / effective laws / civilized process / Belt and Road

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цзя Шаосюе

Инициатива «Один пояс, один путь» предоставляет новые возможности и дает импульс для развития высшего образования в Китае. За последние 20 лет высшее образование в Китае достигло значимых результатов: увеличилось количество специалистов, расширились сотрудничество и обмены в этой сфере, улучшилась защита прав на высшее образование. Вместе с тем Китай сталкивается с нерешенными проблемами, включая возможности подготовки талантливых специалистов, сложную и меняющуюся среду для международного сотрудничества, а также широкие и нечеткие институциональные нормы. Гарантия верховенства права является поддержкой и движущей силой для участия стран в обменах и сотрудничестве в области высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Китаю необходимо активно содействовать построению правового государства в рамках этой инициативы, однозначно способствовать развитию высшего образования с помощью эффективных законов и активно продвигать цивилизованное развитие правового государства. Использование верховенства закона и правового государства будет способствовать новому этапу реформы и построению современной системы высшего образования с китайской спецификой. Основываясь на концепции обеспечения надлежащего верховенства права для поддержки сотрудничества и развития, следует применять различные методы для содействия развитию верховенства права, в том числе формирование концепции «эффективного права и надлежащего управления», совершенствование систем информации и оценки в высшем образовании, а также создание скоординированной системы стандартизации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цзя Шаосюе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of higher education within the Belt and Road: Achievements, deficiencies and the rule of law pathway

The Belt and Road Initiative provides new opportunities and impetus for the development of higher education in China. In the past 20 years, higher education in China has made great achievements: the scale of higher education talents has increased, the protection of higher education rights has improved, and cooperation and exchanges in higher education have increased. Regarding exchanges and cooperation in higher education in the Belt and Road, China faces unresolved challenges, including the only opportunity for talent training, a complex and changing environment for international cooperation, and broad and unclear institutional norms. Guaranteeing the rule of law is a support and driving force for countries to engage in exchanges and cooperation in higher education within the framework of the Belt and Road. China needs to actively promote the construction of the rule of law under the Belt and Road framework, unambiguously promote the development of higher education through effective laws, and actively promote the civilized process of the rule of law in higher education. Utilizing the rule of law and the rule of law will promote a new stage of higher education reform and build a modern higher education system with Chinese characteristics. Based on the concept of ensuring the proper rule of law to support cooperation and development, various methods should be applied to promote the development of the rule of law, including the formation of the concept of effective law and good governance, the improvement of information and evaluation systems in higher education, and the improvement of the information and evaluation system in higher education.

Текст научной работы на тему «Развитие высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: достижения, недостатки и путь верховенства права»

2024

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРАВО

Т. 15. Вып. 1

ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ И ОБЗОРЫ

УДК 340.13

Развитие высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: достижения, недостатки и путь верховенства права

Цзя Шаосюе

Шанхайский политико-юридический университет,

Китайская Народная Республика, 201701, Шанхай, пр. Вайцинсун, 7989

Для цитирования: Цзя Шаосюе. 2024. «Развитие высшего образования в рамках инициативы "Один пояс, один путь": достижения, недостатки и путь верховенства права». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 1: 250-261. https://doi.org/10.21638/spbu14.2024.116

Инициатива «Один пояс, один путь» предоставляет новые возможности и дает импульс для развития высшего образования в Китае. За последние 20 лет высшее образование в Китае достигло значимых результатов: увеличилось количество специалистов, расширились сотрудничество и обмены в этой сфере, улучшилась защита прав на высшее образование. Вместе с тем Китай сталкивается с нерешенными проблемами, включая возможности подготовки талантливых специалистов, сложную и меняющуюся среду для международного сотрудничества, а также широкие и нечеткие институциональные нормы. Гарантия верховенства права является поддержкой и движущей силой для участия стран в обменах и сотрудничестве в области высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Китаю необходимо активно содействовать построению правового государства в рамках этой инициативы, однозначно способствовать развитию высшего образования с помощью эффективных законов и активно продвигать цивилизованное развитие правового государства. Использование верховенства закона и правового государства будет способствовать новому этапу реформы и построению современной системы высшего образования с китайской спецификой. Основываясь на концепции обеспечения надлежащего верховенства права для поддержки сотрудничества и развития, следует применять различные методы для содействия развитию верховенства права, в том числе формирование концепции «эф© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024

фективного права и надлежащего управления», совершенствование систем информации и оценки в высшем образовании, а также создание скоординированной системы стандартизации высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, китайская специфика, международное сотрудничество, верховенство права, правовое государство, эффективные законы, Один пояс и один путь.

1. Введение

В настоящее время мир претерпевает самые большие изменения за последнее столетие: глобальные проблемы обостряются, растет торговый протекционизм, усиливается антиглобализация, а в международном порядке, где по-прежнему доминируют развитые страны, преобладают мышление с нулевой суммой и игры больших сил. Гегемония нескольких развитых стран привела к глобальному дефициту в управлении высшим образованием, а международная среда для высшего образования становится все более сложной, создавая проблемы для международного сотрудничества в этой области. В сентябре 2022 г. состоялся 77-й саммит ООН по трансформации образования, на котором было предложено содействовать устойчивому развитию в сфере образования (Ма Цзяни 2023, 119). Это основное направление, предложенное странами для будущего развития глобального образования, требует совместных усилий для постоянного сокращения дефицита управления глобальным образованием.

Предложенная Китаем инициатива «Один пояс, один путь» открыла новый этап гуманитарных обменов и сотрудничества с Россией и странами Центральной Азии и играет положительную роль. Именно поэтому обмены и сотрудничество Китая в области высшего образования привлекают все большее внимание со стороны других стран. В июле 2016 г. Министерство образования Китая выпустило циркуляр «Инициатива в области образования для продвижения инициативы "Один пояс, один путь"», в котором говорится о том, что образование играет фундаментальную и первопроходческую роль в развитии указанной инициативы1. Укрепление сотрудничества и совместных действий в сфере образования в странах вдоль инициативы «Один пояс, один путь» является важной частью, а также обеспечивает кадровую поддержку совместного строительства и помогает достичь синер-гетического развития в других областях. Верховенство права — опора и движущая сила высшего образования. Также важно внедрение научной и разумной правовой системы для обеспечения и содействия реализации целей международных обменов и сотрудничества в сфере высшего образования. В свете меняющейся ситуации и объективной практики необходимо своевременно совершенствовать внутреннее и международное верховенство права.

1 [Данные из Уведомле-

ния Министерства образования об образовательной инициативе по продвижению строительства инициативы «Один пояс, один путь»]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.moe.gov.cn/ 8гс8Й:е/Л20/87068/201608Д20160811_274679.Ы:т1.

2. Основное исследование 2.1. Достижения

2.1.1. Гарантии права на высшее образование

В Китае создан четкий механизм государственного управления: Государственный совет отвечает за управление высшим образованием на всей территории страны, а народные правительства провинций, автономных районов и муниципалитетов, непосредственно подчиняющиеся центральному правительству, координируют деятельность в области высшего образования в пределах своих административных регионов. Административный департамент образования при Госсовете отвечает за высшее образование по всей стране, в то время как другие соответствующие департаменты при Госсовете отвечают за высшее образование в пределах своих установленных сфер ответственности. Законы Китайской Народной Республики (КНР) «О высшем образовании»2, «Об образовании»3 и Положения КНР о совместных китайско-зарубежных школах4 являются основными правовыми документами, внесшими большой вклад в развитие высшего образования и совершенствование управления университетами в Китае. Статья 5 Закона КНР «О высшем образовании» гласит, что миссия высшего образования заключается в воспитании высококвалифицированных специалистов с чувством социальной ответственности, духом инноваций и практическими способностями, в развитии науки, техники и культуры, а также в продвижении социалистической модернизации. Статья 9 этого же закона устанавливает право граждан на получение высшего образования. После вступления закона в силу в 1999 г. государство начало проводить политику расширения набора, чтобы удовлетворить сильное желание населения поступать в вузы. Все больше людей самостоятельно поступают в вузы, и право граждан на высшее образование превратилось из лозунга в реальность. В Китае масштабы отечественного высшего образования также значительно выросли. Так, 05.07.2023 на сайте Министерства образования был опубликован Бюллетень статистики развития национального образования за 2022 г. За почти 20 лет, с 2003 по 2022 г., количество колледжей и университетов увеличилось с 2110 до 3013 чел., число бакалавров — с 11 085 600 до 19 656 400 чел., магистров — с 514 600 до 3 097 500 чел., докторантов — с 136 700 до 556 100 чел., штатных преподавателей — с 744 700 до 1 977 800 чел.5 В 2022 г. валовой коэффициент охвата высшим образованием со-

2 [Закон КНР от 29.08.1998 «О высшем образовании»]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/2019-01/07/ content_2070258.htm.

3 ((Ф^АЙЛАНЙШШ [Закон КНР от 18.03.1995 «Об образовании»]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_zcfg/zcfg_jyfl/202107/t20210730_547843.html.

4 [Положения КНР о совместных китайско-зарубежных школах от 01.03.2003]. Дата обращения 10 февраля, 2024. https://flk.npc.gov.cn/detail2.htmKZmY 4MDgwODE2ZjNlOTc4NDAxNmY0Mjg3OTAxMzA1NTM.

5 [Бюллетень статистики развития национального образования за 2022 г.]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/ sjzl_fztjgb/202307/t20230705_1067278.html.

ставил 59,6 %, что на 1,8 % выше, чем в предыдущем году. Общий набор во все формы высшего образования составил 46,55 млн чел., что на 2,25 млн больше, чем в предыду щем году6.

2.1.2. Расширение сотрудничества и обменов в сфере высшего образования

Китай поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего образования. Механизм международного сотрудничества в сфере высшего образования постоянно совершенствуется, а трансформация государственных функций постоянно ускоряется.

С 2013 г. правительство Китая официально отменило процедуру лицензирования создания образовательных сайтов, онлайн-школ и новых специальностей, позволив учебным заведениям работать самостоятельно. В 2014 г. Министерство образования выпустило Положение об управляющем совете общеобразовательных высших учебных заведений (для пробного применения)7, которое направлено на укрепление связей между университетами и обществом и расширение международных обменных связей. По состоянию на 2022 г. Китай в целом осуществлял образовательное сотрудничество и обмены со 181 дипломатической страной, организовал совместные Институты Конфуция со 159 странами и регионами и подписал соглашения о взаимном признании ученых степеней с 58 странами. Интенсивно реализуется образовательная инициатива «Один пояс, один путь», укрепляются связи в сфере образования со странами совместного строительства, организованы 23 Любаньских семинара и запущен пилотный проект строительства зарубежных китайских школ8. Китай и страны вдоль инициативы «Один пояс, один путь» на таких важных мероприятиях, как Заседание Совета глав государств — членов ШОС9 и Саммит «Китай — Центральная Азия»10, предложили разнообразные стратегии развития сотрудничества в области гуманитарного образования, основанные на национальных условиях и фактических потребностях каждой страны, взаимовыгодных и беспроигрышных переговорах на равных условиях. В дополнение к сотрудничеству между правительствами и международными организациями местные правительства и университеты также активно продвигают углубленный обмен

6 [Основная информация о развитии образования в стране за 2022 г.]. Дата обращения 10 февраля, 2024. ЫАрт// news.hbtv.com.en/p/2387887.htm1.

7 [Положение об управляющем совете общеобразовательных высших учебных заведений (для пробного применения) от 16.07.2014]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgkyxxgk/zhengce/guizhang/202112/t20211206_585110.htm1.

8 [Министерство образования Китая: Китай подписал соглашения о взаимном признании ученых степеней с 58 странами]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.moe.gov.cn/fbh/1ive/2022/54849/mtbd/202209/ t20220920_663352.html.

9 --Й^ЙЯШШ [«Гуманитарное сотрудничество ШОС — мост общения между людьми». Синхуа]. Дата обращения 10 февраля, 2024. Ы^// baijiahao.baidu.com/s?id=1710969322717954275&wfr=spider&for=pc.

10 —1ФЖДЖА^Й'Ж^» [Данные с сайта «Китайско-центрально-азиатские гуманитарные обмены развиваются»]. Дата обращения 10 февраля, 2024. ЫАрт// baijiaho.baidu.com/s?id=1766125034141058008&wfr=spider&for=pc.

и интеграцию международной академической культуры, научных исследований и образовательных услуг для подготовки столь необходимых технических специалистов для Китая и других стран вдоль инициативы «Один пояс, один путь», что хорошо воспринято в стране и за рубежом.

Согласно статистике, с 2017 по 2022 г. Китай направил на обучение за рубеж по специальностям «Международные исследования» и «Менее популярные языки» более 3 тыс. чел., в том числе на обучение 68 языков в 45 странах вдоль инициативы «Один пояс, один путь»11. Согласно опубликованному 16.02.2023 Отчету об исследовании международных обменов и развития образования в рамках проекта «Один пояс, один путь», докторанты из стран, расположенных вдоль этого проекта, составили почти три четверти всех иностранных докторантов, приезжающих на учебу в Китай12.

2.2. Недостатки

2.2.1. Единственная возможность подготовки талантливых специалистов

Развитие инициативы «Один пояс, один путь» требует от высшего образования подготовки специалистов различных категорий, в том числе в сферах бизнес-инноваций, юридических услуг, в международных организациях, специалистов, владеющих малыми языками, а также ориентированных на внешний мир работников в области транспорта, энергетики, цифровых технологий, финансов и т. д. (Цзинь Сюн 2022, 4). По сравнению с развитыми странами мира в Китае все еще существуют определенные недостатки в качестве и инновационности преподавания и научных исследований. Предложение специалистов с высшим образованием в Китае осуществляется в единой форме, и существует определенная степень закрытости и отставания. Инвестиции в высшее профессиональное образование, необходимое для инициативы «Один пояс, один путь», недостаточны, отсутствует общее планирование соответствующих специальностей и дисциплин, нет необходимых исследований рынка и оценки спроса и предложения. Фактически модели профессиональной подготовки, требуемой для высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь», недостаточно инновационны, а степень интернационализации и предметной интеграции низка. Положения КНР о совместных китайско-зарубежных школах13 и Меры по реализации Положений о китайско-иностранном сотрудничестве в управлении школами14 не включали «качество

11 [Данные с сайта за 10 лет «Один пояс, один путь»: великие достижения]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.chisa.edu.cn/news/ lunbo/202310/t20231007_2111099959.html.

12 [Отчет об исследовании международных обменов и развития образования в рамках проекта «Один пояс, один путь»]. Дата обращения 10 февраля, 2024. https://baijiahao.baidu.com/s?id=1758128089119278563&wfr=spider&for=pc.

13 [Положения КНР о совместных китайско-зарубежных школах от 01.03.2003]. Дата обращения 10 февраля, 2024. https://flk.npc.gov.cn/detail2.htmKZmY 4MDgwODE2ZjNlOTc4NDAxNmY0Mjg3OTAxMzA1NTM.

14 [Меры по реализации Положений о китайско-иностранном сотрудничестве в управлении школами от 02.06.2004]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/xxgk/zhengce/guizhang/202112/P020211208566513965928. pdf?eqid=fdbdeb88001077de00000003644735fd.

высшего образования» в сферу правового регулирования. В связи с этим практика международного сотрудничества в области сертификации степеней, академических квалификаций и систем сертификации качества застопорилась, а в Закон КНР «О высшем образовании» не внесены соответствующие поправки, основанные на предпосылках и ситуации развития высшего образования. В 2016 г. Китай опубликовал Мнение об открытости образования внешнему миру в новую эпоху15, указав на значимость проблем в обмене и сотрудничестве в области высшего образования в настоящее время. Правительствам стран, расположенных вдоль инициативы «Один пояс, один путь», необходимо укреплять связь и координацию, привлекать значительные ресурсы и направлять развитие образовательной интеграции. Для оживления образовательного сотрудничества и обогащения содержания образовательных обменов необходимо задействовать ведущую роль школ, предприятий и других общественных сил. Следует активно проводить внутреннюю и внешнюю оценку высшего образования, связанного с иностранцами, и срочно менять ситуацию с отсутствием международной конкурентоспособности, единой учебной программы и методов обучения, с низкой интернационализацией специальностей и предлагаемых курсов. На фоне цифровой экономики цифровизация высшего образования в разных странах также сильно различается, а применение цифровых технологий развивается по-разному. Количество специалистов в сфере развития цифрового образования недостаточно, срочно требуется создание правовой системы. Большинству стран необходимо улучшить научную и систематическую модель услуг высшего образования, а сегодня подготовка и количество специалистов затрудняют удовлетворение реальных потребностей стран в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

2.2.2. Сложная и меняющаяся среда для международного сотрудничества

Продолжающиеся локальные споры и различные проблемы безопасности в современном мире внесли большую неопределенность в процесс интернационализации высшего образования. Глобальная пандемия коронавируса привела к сокращению академических обменов в последние годы и недостатку финансирования образовательных продуктов и программ. Из-за этого количество иностранных студентов, приезжающих в Китай из стран и регионов в рамках инициативы «Один пояс, один путь», ниже, чем ожидалось, что не может удовлетворить спрос на специалистов и не способствует всесторонним, глубоким и устойчивым обменам. Проблемы с общением возникают из-за различий в языках, религиозных верованиях, этнических обычаях, региональных особенностях и социальных устоях. Например, существует большой разрыв между ожидаемыми целями и реализацией обменов и сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Россией, в основном из-за отсутствия эффективного использования социальных ресурсов, недостаточного управленческого потенциала социальных субъектов и отсутствия координации между правительством и рынком (Лю Шухуа, Сун Юнхуа 2019, 99).

15 [Мнение об открытости об-

разования внешнему миру в новую эпоху]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.moe.gov.cn/ jyb_xwfb/s6052/moe_838/201605/t20160503_241658.htm1.

В настоящее время Китай подписал двусторонние, многосторонние и региональные рамочные соглашения о сотрудничестве в области образования со странами, входящими в «Один пояс, один путь»16, и подготовил международные конвенции об обменах и сотрудничестве в области образования со странами, расположенными вдоль маршрута, для постепенного преодоления возникающих трудностей. Тем не менее двусторонние соглашения все еще находятся в центре внимания, а многосторонняя и региональная политика сотрудничества в области образования слабо освещается. За исключением относительно хорошо развитой системы сотрудничества Китая со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Китай мало сотрудничает с региональными странами Западной Азии, Южной Азии и Европы и еще не подписал соглашения о взаимном признании академических квалификаций и степеней со многими странами мира. Отсутствие согласованности между соответствующими нормативными системами серьезно препятствует широкому и углубленному участию Китая в подготовке кадров высшего образования, обменах и сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

2.2.3. Широкие и нечеткие институциональные нормы

Высшее образование в рамках инициативы «Один пояс, один путь» неизбежно будет связано с международным сообществом, а в Китае отсутствует единое институциональное регулирование в области иностранных дел. Во-первых, не хватает материала для регулирования и защиты прав иностранных студентов. Существующий Закон КНР «О высшем образовании» в целом оговаривает законные права и интересы студентов высших учебных заведений, которые охраняются законом, однако конкретно не предусматривает защиту прав иностранных студентов в Китае. Специальное законодательство о международном сотрудничестве в сфере высшего образования — Положения КНР о совместных китайско-зарубежных школах — и меры по его реализации сосредоточены на процедурных правилах и содержании управления, но отсутствуют основные права, а нормы о защите прав и интересов иностранных студентов недостаточны. Во-вторых, в Положениях не хватает содержательной оценки качества и аккредитации для обучения иностранных студентов в сфере преподавания в высших учебных заведениях, а также отсутствует механизм мониторинга и регулярной оценки качества образования в университетах, принимающих иностранных студентов в Китае. В Положениях отсутствуют конкретные положения о зарубежных качественных образовательных ресурсах, задействованных в совместном образовании, например положения, связанные с набором студентов, квалификационными степенями и перечнем специальностей. Не упоминаются обязанности и права субъектов, стандарты качества, показатели и методы оценки и т. д. В-третьих, с точки зрения процесса оценки качества совместных китайско-зарубежных школ дается лишь оценка соответствия качества, которая является слишком общей и расплывчатой и не имеет детальной оценки. Слабый контроль за качеством образования в совместных китайско-зарубежных школах привел к притоку в страну некачественного образования из-за

16 [Министерство образования

о десятилетии международного сотрудничества и обменов в сфере образования Китая]. Дата обращения 10 февраля, 2024. https://learning.sohu.com/a/601186137_380485.

рубежа и дублированию низкокачественного образования. Для иностранных учителей применяются правила и нормативные документы, разработанные Бюро иностранных исследований, Министерством образования и т. д. Существующий Закон КНР «Об учителях»17 не совсем применим к иностранным учителям. Неясны конкретные квалификации, необходимые иностранным учителям для преподавания в Китае, порядок подтверждения квалификации, практика трудоустройства, оценка и анализ качества образования и преподавания, а также разрешения споров.

2.3. Выбор пути верховенства права

2.3.1. Формирование концепции эффективного права и надлежащего управления в высшем образовании

В Китае в основном сформирована правовая система социалистического высшего образования с китайской спецификой, основанная на Конституции18 и включающая различные законы, административные постановления, местные нормативные акты, ведомственные постановления и постановления местных органов власти (Хуан Вэньи, Юй Лишэнь 2009, 17). В будущем законодательство Китая в области высшего образования должно придерживаться систематического мышления о верховенстве закона, продвигать смешанное управление жесткими и мягкими законами высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и полностью высвободить жизненную силу развития верховенства права в высшем образовании. Необходимо проводить совместные исследования законов и политики в области образования и создавать механизм для обмена информацией и коммуникации о политике в области образования, чтобы представить предложения по принятию решений правительствам стран, входящих в инициативу «Один пояс, один путь», для содействия обмену политикой в области образования. Нужно активно продвигать культурные обмены в рамках инициативы и строить современную систему высшего образования с китайской спецификой. Очевидно, что для продвижения реформы высшего образования на новый этап следует способствовать развитию с помощью эффективных законов, обеспечивать надлежащее управление и использовать правовое мышление и методы верховенства права. Направление развития верховенства права заключается в дальнейшем содействии построению связанной с иностранными государствами системы верховенства права в сфере высшего образования в соответствии с общими требованиями верховенства права, а также в содействии международному развитию в указанной сфере посредством эффективного права и надлежащего управления.

Во-первых, посредством построения системы верховенства права в высшем образовании мы должны разобраться с отношениями между правительством, университетами и рынком, создать хорошую институциональную платформу для спроса и предложения иностранных студентов, уточнить и урегулировать права и обязанности иностранных студентов в высшем образовании, способствовать транс-

17 «Ф^АЙЛЮДШФЙ» [Закон КНР от 31.10.1993 «Об учителях»]. Дата обращения 10 февраля, 2024. http://www.moe.gov.cn/jyb_sjz1/sjz1_zcfg/zcfg_jyfl/tnuI1_1314.htm1.

18 «Ф^АйЛдаД^Ш [Конституция КНР от 04.12.1982]. Дата обращения 10 февраля, 2024. https://rst.shaanxi.gov.cn/newsty1e/pub_newsshow.asp?id=1018274&chid=100803.

формации функции управления высшим образованием со стороны правительства, предоставить больше прав и обязанностей по внутреннему и международному образованию высшим учебным заведениям, расширить и реализовать автономию высших учебных заведений в работе с иностранными студентами. Следует лучше выполнять управленческие обязанности правительства в области развития высшего образования и в полной мере использовать решающую и направляющую роль рынка в распределении образовательных ресурсов и ресурсов занятости, связанных с инициативой «Один пояс, один путь». Во-вторых, посредством эффективного права и надлежащего управления необходимо лучше защищать возможности и права иностранных преподавателей на участие в высшем образовании в соответствии с законом; активно направлять иностранных преподавателей на участие в высшем образовании справедливым образом, чтобы достичь гармоничного социального развития; осуществлять образовательные обмены и обучение, укреплять обмен образовательным опытом между странами и создать механизм сотрудничества в мониторинге качества образования в региональных странах. В-третьих, важно углубить защиту прав и обязанностей высших учебных заведений, чтобы они стали независимыми участниками рынка, могли действительно участвовать в рыночной конкуренции и максимально использовать инновационную модель развития высшего образования.

Кроме того, раскрытие оценки информации требует своевременного внедрения технологии искусственного интеллекта для установления необходимых связей между различными требованиями, показателями и системами оценки информации и цифровыми приложениями. Россия может поделиться полезным опытом в улучшении оценки качества цифрового образования, обеспечивая научный и обоснованный анализ в соответствии с тенденцией развития технологических инноваций и цифровой революции (Ван Сюэцзяо, Ли Яньхуэй 2022). Преимущества новых форм образования в условиях цифровых технологий поразительны, и будущее продвижение образования в ChatGPT достойно ожидания и наблюдения (Ай Гуанхуэй 2023). В процессе развития высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь» искусственный интеллект и цифровое развитие имеют большое значение для информационной оценки высшего образования, что может ускорить формирование системы обмена такой оценкой и гарантировать ценность честности и справедливости на более глубоком уровне.

2.3.2. Создание согласованных механизмов сотрудничества в области высшего образования

Китай еще не регулировал международное сотрудничество в сфере высшего образования на национальном уровне, и различные политики различных ведомств неизбежно фрагментировали целостность международного сотрудничества в этой сфере в ущерб будущему развитию международного сотрудничества. Необходимо активно продвигать цивилизационный процесс верховенства права в высшем образовании и вести реформу образования с учетом ограничений и правил правовой системы (Ли Яо, Вэй Хунъянь 2021). В связи с этим нужно проводить консультации на высоком уровне по двусторонним и многосторонним гуманитарным обменам, в полной мере использовать роль международных организаций, таких как ООН

и ШОС, активно применять общую схему сотрудничества и обменов в области образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь», координировать и продвигать создание двусторонних и многосторонних правовых механизмов в области образования, совместных механизмов обеспечения качества образования и трансграничного рыночного надзора между странами.

Во-первых, международное сотрудничество Китая в области высшего образования должно сформулировать единые и четкие основные принципы и системы, унифицировать структуру учреждений, отвечающих за такое сотрудничество, и создать механизм координации между секторами. Для контроля за контентом и для функционирования платформы необходимо осуществлять единую правовую координацию и управление, чтобы обеспечить здоровое, упорядоченное и быстрое развитие международного сотрудничества, включая защиту прав иностранных студентов и формирование научной, всеобъемлющей и систематической системы прав иностранных студентов.

Во-вторых, Китаю необходимо активно привести свое законодательство в соответствие с международными договорами, расширить экспорт китайских услуг высшего образования, внести поправки в Положения КНР о совместных китайско-зарубежных школах, систематически приводить в порядок соответствующие вступительные и квалификационные требования и стандарты для иностранных преподавателей, занятых в сфере услуг высшего образования в Китае, содействовать реализации Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования19 и поддерживать ЮНЕСКО в том, чтобы добиться взаимного признания двусторонних и многосторонних ассоциаций академических степеней в регионе.

В-третьих, Китаю следует сотрудничать с ШОС, БРИКС, Евразийским экономическим союзом и большинством развивающихся стран, чтобы способствовать углублению сообщества цифрового образования и содействовать созданию правовой системы цифрового высшего образования. Нужно укреплять связь и сотрудничество между соответствующими департаментами высшего образования в различных странах, а также изменять феномен децентрализованного управления и плохой коммуникации между странами. На основе дальнейшей координации и сближения международного и внутреннего права правительствам различных стран следует усилить совместное международное управление дипломами о высшем образовании, полученными за рубежом.

3. Выводы

В рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай придерживается концепции взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития, разрабатывает диверсифицированный механизм сотрудничества в сфере образования, строит сообщество единой судьбы человечества и создает новую главу для достижения человеческого счастья и красоты. Китайские высшие учебные заведения все больше внимания уделяют созданию и совершенствованию системы верховенства права

19 {Ш^ШШЖ^А^ЩШ^ШШ^^» [Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования от 26.11.2011]. Дата обращения 10 февраля, 2024. https://sh1x.pku1aw.com/eagn/3c3ddc07cf63d09c0882b70fdbb2835fbdfb.htm1.

высшего образования с китайской спецификой. Продвижение правового обмена и коммуникации, активное использование цифровых технологий стали неотъемлемыми и важными элементами на пути культурного и образовательного развития Китая, что способствует освещению богатого опыта модернизации высшего образования Китая и созданию прочной основы для надежного продвижения культурных обменов и сотрудничества вдоль инициативы «Один пояс, один путь».

Библиография

22-23^о [Ай,

Гуанхуэй. 2023. «Перед лицом больших перемен в высшем образовании: настойчивость и адаптивность». Синьцзянский финансово-экономический университет 2: 22-23].

т «фд^ША» 2022^1

$ , $84-86^о [Ван, Сюэцзяо, Ли Яньхуэй. 2022. «Исследование цифровой трансформации высшего образования в России и его вдохновение». Китайская высшая информатизация 1: 84-86].

, т«ШШШШ 2021^50$ A06№„ [Ли,

Яо, Вэй Хунъянь. 2021. «Новое исследование верховенства права в высшем образовании в новую эпоху». Новости науки и техники Шаньси 5: A06].

шф, ^Фгс-Ф-мжтетттшш%» 2019

^4$ , $96-103^0 [Лю,

Шухуа, Сун Юнхуа. 2019. «Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования в контексте инициативы "Один пояс, один путь": проблемы и контрмеры». Исследования в области высшего образования 4: 96-103].

ттш%» 2023^5$, $

119-133^о [Ма,

Цзяни. 2023. «Высшее образование для устойчивого развития: международный опыт и китайская практика». Исследования в области образования 5: 119-133].

й^г , тсфдяшя» 2009^$и$, $

16-21^о [Ху

ан, Вэньи, Юй Лишэнь. 2009. «Исследование пути к верховенству права в новом китайском высшем образовании». Исследования высшего образования в Китае 11: 16-21].

2022^$2$, $1-

4^о [Цзинь, Сюн. 2022. «Развитие высшего образования в контексте инициативы "Один пояс, один путь"». Исследования восточных границ 2: 1-4].

Статья поступила в редакцию 12 июля 2023 г.; рекомендована к печати 2 ноября 2023 г.

Контактная информация:

Цзя Шаосюе — д-р юрид. наук; ys02302041@126.com

Development of higher education within the Belt and Road: Achievements, deficiencies and the rule of law pathway

Jia Shaoxue

Shanghai University of Political Science and Law,

7989, Wai Qingsong Road, Shanghai, 201701, People's Republic of China

For citation: Jia Shaoxue. 2024. "Development of higher education within the Belt and Road: Achievements, deficiencies and the rule of law pathway". Vestnik of Saint Petersburg University. Law 1: 250-261. https://doi.org/10.21638/spbu14.2024.116 (In Russian)

The Belt and Road Initiative provides new opportunities and impetus for the development of higher education in China. In the past 20 years, higher education in China has made great

achievements: the scale of higher education talents has increased, the protection of higher education rights has improved, and cooperation and exchanges in higher education have increased. Regarding exchanges and cooperation in higher education in the Belt and Road, China faces unresolved challenges, including the only opportunity for talent training, a complex and changing environment for international cooperation, and broad and unclear institutional norms. Guaranteeing the rule of law is a support and driving force for countries to engage in exchanges and cooperation in higher education within the framework of the Belt and Road. China needs to actively promote the construction of the rule of law under the Belt and Road framework, unambiguously promote the development of higher education through effective laws, and actively promote the civilized process of the rule of law in higher education. Utilizing the rule of law and the rule of law will promote a new stage of higher education reform and build a modern higher education system with Chinese characteristics. Based on the concept of ensuring the proper rule of law to support cooperation and development, various methods should be applied to promote the development of the rule of law, including the formation of the concept of effective law and good governance, the improvement of information and evaluation systems in higher education, and the improvement of the information and evaluation system in higher education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: higher education, Chinese characteristics, international cooperation, rule of law, effective laws, civilized process, Belt and Road.

References

Ai, Guanghui. 2023. "Facing big changes in higher education: Perseverance and adaptability". Xin jiang cai

jing da xue xue bao 2: 22-23. (In Chinese) Huang, Wenyi, Yu Lishen. 2009. "Exploring the path to the rule of law in China's new higher education". Gao

deng jiao yu yan jiu 11: 16-21. (In Chinese) Jin, Xiong. 2022. "Higher education development in the context of the Belt and Road initiative". Dong jiang

xue kan 2: 1-4. (In Chinese) Li, Yao, Wei Hongyan. 2021. "New research on the rule of law in higher education in the new era". Shan xi

ke ji bao 5: A06. (In Chinese) Liu, Shuhua, Song Yonghua. 2019. "Sino-Russian cooperation in higher education in the context of the Belt

and Road: Challenges and countermeasures". Gao deng jiao yu yan jiu 4: 96-103. (In Chinese) Ma, Jiani. 2023. "Higher education for sustainable development: International experience and Chinese practice". Jiao yu yan jiu 5: 119-133. (In Chinese) Wang, Xuejiao, Li Yanhui. 2022. "Research on the digital transformation of higher education in Russia and its inspiration". Zhongguo gao deng xin xi hua 1: 84-86. (In Chinese)

Received: July 12, 2023 Accepted: November 2, 2023

Author's information:

Jia Shaoxue — Dr. Sci. in Law; ys02302041@126.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.