Научная статья на тему 'Принципы разработки совместной магистерской программы по гуманитарным направлениям подготовки'

Принципы разработки совместной магистерской программы по гуманитарным направлениям подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРИНЦИП СТРУКТУРИРОВАННОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИП ИНТЕГРАТИВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРИНЦИП СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОСТИ / JOINT MASTER’S DEGREE PROGRAMME / SYSTEMACY / LEARNING OUTCOMES / INTEGRITY / LEARNER-CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Елена Ивановна, Стрелкова Светлана Юрьевна

Анализ мировых тенденций в сфере высшего образования показывает, что одним из направлений развития ведущих университетов является магистратура, представленная образовательными программами нового типа. Большинство успешных магистерских программ разработаны с учетом потребностей рынка труда, запросов работодателей, как правило, являются интегративными и дают возможность студентам выбрать собственную образовательную траекторию. Ведущие университеты постоянно увеличивают долю программ магистратуры в своих образовательных портфелях, что служит дополнительным инструментом привлечения иностранных студентов и интернационализации учебного процесса.В статье рассматриваются основные принципы разработки совместных магистерских программ по гуманитарным направлениям подготовки: системность, структурированность планируемых результатов обучения, интегративность и студентоцентрированность. Они позволяют создать образовательную программу, привлекательную для студентов, финансово устойчивую благодаря участию бизнес-партнеров и конкурентоспособную на международном рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF A JOINT MASTER’S DEGREE PROGRAMME IN HUMANITIES

The article reveals one of the global trends in the field of higher education which is development of Master’s programmes as innovative educational products. Most of successful Master’s programmes take into consideration needs and requirements of today’s labour market. As a rule they are integrative and allow academic freedom. The share of Master’s programmes at leading universities is constantly growing. This attracts foreign students and contributes to best educational practices. The article deals with the key principles of designing a master’s programme in humanities which will appeal to students, as well as be competitive and sustainable due to business participation and international integration: systemacy, transparency of learning outcomes, integrity, and learner-centeredness.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки совместной магистерской программы по гуманитарным направлениям подготовки»

УДК 378

ВОРОБЬЁВА Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, заместитель директора института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 30 научных публикаций

СТРЕЛКОВА Светлана юрьевна, кандидат филологических наук, директор института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 56 научных публикаций

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ

СОВМЕСТНОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ

Анализ мировых тенденций в сфере высшего образования показывает, что одним из направлений развития ведущих университетов является магистратура, представленная образовательными программами нового типа. Большинство успешных магистерских программ разработаны с учетом потребностей рынка труда, запросов работодателей, как правило, являются интегративными и дают возможность студентам выбрать собственную образовательную траекторию. Ведущие университеты постоянно увеличивают долю программ магистратуры в своих образовательных портфелях, что служит дополнительным инструментом привлечения иностранных студентов и интернационализации учебного процесса.

В статье рассматриваются основные принципы разработки совместных магистерских программ по гуманитарным направлениям подготовки: системность, структурированность планируемых результатов обучения, интегративность и студентоцентрированность. Они позволяют создать образовательную программу, привлекательную для студентов, финансово устойчивую благодаря участию бизнес-партнеров и конкурентоспособную на международном рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: совместная магистерская программа, принцип системности в образовании, принцип структурированности планируемых результатов обучения, принцип интегративности в образовании, принцип студентоцентрированности.

В связи с вхождением России в Болонский процесс большую значимость в образовательном портфеле вузов приобретает магистратура, целью которой является подготовка профессионалов для успешной карьеры в российских и международных компаниях, а также для аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. В отличие от бакалавриата

© Воробьёва Е.И., Стрелкова С.Ю., 2014

в магистратуре превалирует индивидуальный подход к каждому студенту, что позволяет осуществлять как фундаментальную научную подготовку, так и формирование инструментальных знаний и навыков и обеспечивает базу для профессионального роста.

Магистратура - важнейший элемент системы современного образования, необходимого

чело-веку в условиях постоянного меняющегося мира. Если в России развитие магистратуры еще только «набирает обороты», то на Западе этой формой образования охвачен большой процент населения. Сравним данные по соотношению образовательных программ российских и ведущих мировых вузов (рис. 1)1.

В зарубежных вузах доля магистерских программ в целом больше доли образовательных программ бакалавриата. В таких крупных университетах, как университеты г. Харбина (Китай) и Торонто (Канада), количество магистерских программ существенно превышает количество программ бакалавриата (Харбин - 176 и 79, Торонто - 154 и 114 соответственно). В САФУ на сегодняшний день количество программ магистратуры составляет 37,9 % от общего количества образовательных программ, хотя имеется тенденция к росту количества магистерских программ за счет проведения внутренних конкурсов САФУ. В то же время финансовая поддержка государством магистерских программ гуманитарного направления постепенно сокращается. С другой стороны, как отмечают исследователи, на современном этапе общество начинает осознавать «необходимость

радикального обновления целей, содержания и форм образования, и гуманизация и гуманитаризация начинают рассматриваться как важнейшие принципы и средства этого обновления» [6, с. 159]. Таким образом, возникает противоречие между негативной тенденцией к сокращению направлений гуманитарного профиля и объективной общей тенденцией к гуманизации общества и образования.

Развитие магистратуры тесно связано с процессами интернационализации высшего профессионального образования. В ведущих мировых вузах процент иностранных студентов достаточно высок. В некоторых университетах, например, Шведском сельскохозяйственном университете, доля иностранных студентов, обучающихся по некоторым магистерским программам, достигает 75 %. Данная тенденция намечается и в ведущих российских вузах, особенно в отношении инженерных направлений подготовки. Информация о количестве иностранных студентов в арктических университетах представлена на рис. 22.

Таким образом, магистратура, как и вся система высшего профессионального образования, находится под влиянием совершенно

Рис. 1. Образовательный портфель вузов

1 Рисунок построен на основе информации с сайтов вузов в декабре 2011 года.

разнородных факторов и тенденций. По мнению В.И. Байденко, высшее образование на современном этапе оказалось в совершенно новой ситуации, для которой характерны: глобализация; коммерциализация; диверсификация поставщиков и потребителей образовательных услуг; распространение коммуникационных и дистанционных технологий; ускоренное формирование экономики знания; превращение социально-экономической сферы в фактор активного воздействия на образовательные системы; изменение статуса высшего образования - переход к массовому и всеобщему; возрастание значимости стандартов качества и появление международных академических и профессиональных норм; появление новых областей и сфер занятости; ускорение темпов устаревания профессиональных прикладных знаний и др. [2, с. 123].

Система высшего образования сможет ответить на вызовы современного общества только при условии разработки и предложения на рынке образовательных услуг принципиально

новых образовательных продуктов, например совместных магистерских программ, нацеленных на подготовку работников высокой квалификации, готовых решать инновационные задачи в новых социально-экономических условиях. Результаты обучения должны быть более понятными для работодателей и обеспечивать востребованность выпускников на российском и международном рынках труда. Сам процесс обучения должен быть ориентирован на потребности студента с учетом его индивидуальных особенностей, что может быть достигнуто за счет предоставления студенту права выбирать собственную образовательную траекторию. Кроме того, в современных условиях магистерские программы не могут реализовываться одним образовательным учреждением, требуется интеграция с ведущими отечественными и зарубежными университетами и партнерами.

Анализ основных мировых тенденций в сфере высшего образования, заключающихся в повышении интернационализации обучения

Рис. 2. Доля иностранных студентов в арктических вузах

2 Рисунок построен на основе информации с сайтов вузов в декабре 2011 года.

и увеличении доли иностранных студентов, росте конкуренции со стороны национальных и зарубежных вузов, конкуренции со стороны современных технологий в образовании, позволяет сформулировать следующие ключевые принципы разработки и реализации совместных магистерских программ по гуманитарным направлениям подготовки:

- системность;

- структурированность планируемых результатов обучения;

- итеративность;

- студентоцентрированность.

Принцип системности связывает в единое целое актуальность содержания обучения с современными технологиями и исследованиями. Системность содержания образования понимается как «часть информации об окружающем мире, предназначенная для усвоения, часть внешней информации, предназначенная стать внутренним знанием. ...Системное представление содержания образования предполагает выявление системообразующей и ее расчленение на составные части, элементы системы, подсистемы, каждая из которых рассматривается как новая система» [3, с. 375].

Системность предполагает сочетание теоретического обучения с опытом ведения проектной/исследовательской деятельности. Принцип системности реализуется на основе модульной организации содержания обучения. Под модулем, как правило, понимают «курс или его автономную часть, имеющую необходимое программное и учебно-методическое обеспечение, достаточное для построения различных образовательных траекторий в его рамках, легко объединяющийся с другими модульными курсами, при необходимости способный видоизменяться по содержанию/форме/объему за счет исходной гибкости внутренней структуры» [5, с. 65]. Другими словами, модульность позволяет обеспечить гибкость и вариативность процесса обучения, построение индивидуального образовательного маршрута обучающихся.

Контент магистерской программы может быть представлен различными типами модулей,

например, общепрофессиональными, практикоориентированными, исследовательскими. Важно, чтобы каждый модуль был нацелен на конкретный результат.

Принцип структурированности планируемых результатов обучения предполагает образование на основе «полезного» знания, подкрепленное набором результатов обучения. Результатом обучения следует считать не только диплом, но и набор ключевых и профессиональных компетенций, подтвержденных сертификатами профессиональных организаций, а также прикладные разработки, вплоть до конкретных проектов, готовых к реализации.

Реализация данного принципа затрудняется тем обстоятельством, что ФГОСы 3-го поколения декларируют компетентностный подход, т. е. формирование компетенций как результатов обучения, однако сохраняется противоречие между номинальным закреплением в стандартах набора определенных компетенций и реальными требованиями к подготовке специалистов со стороны работодателей. Работодатели, как правило, не принимают участия в разработке стандартов профессионального образования и требований к результатам обучения, т. к. «не разработаны профессиональные стандарты из-за отсутствия в России нового классификатора профессий, согласующегося с европейским; не сформированы профессиональные ассоциации работодателей, способные предъявить консолидированные требования к результатам вузовской профессиональной подготовки» [4, с. 50].

Принцип интегративности должен быть реализован на разных уровнях. Во-первых, на этапе разработки магистерской программы (ООП, учебного плана, рабочих программ учебных дисциплин, матрицы компетенций и т. д.) необходимо привлечение экспертов в соответствующей профессиональной сфере, ученых, работодателей, администраторов. Во-вторых, контент магистерской программы должен носить междисциплинарный характер, что обеспечивается за счет включения в учебный план междисциплинарных модулей из банка модулей различных институтов или университетов-партнеров, соответствующих

направлению подготовки магистров. В-третьих, к реализации магистерской программы следует привлекать представителей работодателей, экспертов, преподавателей-практиков, зарубежных партнеров. В-четвертых, научно-исследовательская работа магистрантов может проводиться как на базе кафедры под руководством университетского профессора или профессоров, так и на рабочем месте у руководителя-практика.

Таким образом, принцип интегративно-сти совместной магистерской программы обеспечивает активное взаимодействие кафедр и институтов внутри вуза и с внешними партнерами: бизнес-партнерами, российскими и зарубежными вузами. Интегративность повышает конкурентоспособность образовательной программы и выпускника на рынке труда.

Принцип студентоцентрированности означает отказ от традиционной трансляции знаний от преподавателя к студенту и переход студента из статуса объекта педагогического воздействия в статус субъекта педагогического взаимодействия. Этот принцип способствует повышению активности студентов в процессе обучения, развивая не только профессиональные компетенции, но и компетенции, ведущие к самоутверждению и лидерству. Как отмечает В.И. Байденко, студентоцентрированный характер образования «выступает многофакторным по своим истокам и многоплановым по своему продуктивному воздействию явлением. Ему надлежит усилить гуманистическую актуализацию высшего образования» [1, с. 121].

Принцип студентоцентрированности может быть реализован за счет обеспечения возможности выбора студентом той или иной индивидуальной образовательной траектории.

Право студентов выбирать траекторию обучения будет способствовать повышению учебной мотивации, развитию учебной автономии в вопросах освоения образовательных программ, удовлетворению их интересов и потребностей, что в целом будет способствовать повышению качества образования.

На наш взгляд, несмотря на имеющиеся трудности, указанные принципы дают возможность построения некой «идеальной» модели магистерской программы, привлекательной для студентов, финансово устойчивой благодаря участию бизнес-партнеров и конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Очевидно, что эти принципы не снимают всех вопросов, с которыми сталкиваются разработчики магистерских программ и непосредственные исполнители в ходе их реализации. На современном этапе наблюдается постепенное сокращение бюджетных мест и государственного финансирования в сфере гуманитарного образования. Сложности разработки и реализации совместных магистерских программ также связаны с существующими различиями в системах магистратуры России и зарубежных вузов, со статусом российских дипломов и их признанием в других странах, с пока еще очень настороженным отношением работодателей к магистратуре, с трудностями организации практик и исследований, нацеленных на реальный результат. Тем не менее разработка и реализация совместных магистерских программ постепенно входит в практику работы ведущих вузов России и предоставляет им шанс успешной интеграции в образовательное пространство Европы и мира.

Cписок литературы

1. Байденко В.И. Гуманистическая направленность подлинных болонских реформ // Высш. образование в России. 2009. № 10. С. 116-126.

2. Байденко В.И. Многоплановый и системный характер Болонского процесса // Высш. образование в России. 2009. № 9. С. 120-132.

3. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. 495 с.

4. Санникова О.В. Профессиональное социально-гуманитарное образование в динамике российского образовательного пространства // Вестн. Удмурт. ун-та. 2011. Вып. 2. С. 45-55.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 2-е изд. М., 2012. 272 с.

6. Черникова В.Е. Гуманитарное образование и духовное развитие личности // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. 2009. № 64. С. 154-159.

References

1. Baydenko V.I. Gumanisticheskaya napravlennost’ podlinnykh bolonskikh reform [Humanistic Orientation of True Bologna Reforms]. Vysshee obrazovanie vRossii, 2009, no. 10, pp. 116-126.

2. Baydenko V.I. Mnogoplanovyy i sistemnyy kharakter Bolonskogo protsessa [Multidimensional and Systemic Nature of Bologna Process]. Vysshee obrazovanie vRossii, 2009, no. 9, pp. 120-132.

3. Gromkova M.T. Andragogika: teoriya i praktika obrazovaniya vzroslykh [Andragogy: The Theory and Practice of Teaching Adults]. Moscow, 2005. 495 p.

4. Sannikova O.V Professional’noe sotsial’no-gumanitarnoe obrazovanie v dinamike rossiyskogo obrazovatel’nogo prostranstva [Professional Socio-Humanitarian Education in the Dynamics of Russia’s Educational Space]. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2011, iss. 2, pp. 45-55.

5. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: prodvinutyy kurs [Methodology of Teaching Foreign Languages: Advances Course]. 2nd ed. Moscow, 2012. 272 p.

6. Chernikova V.E. Gumanitarnoe obrazovanie i dukhovnoe razvitie lichnosti [Liberal Education and Personality Intellectual Development]. Vestnik Stavropol ’skogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 64, pp. 154-159.

Vorobyeva Elena Ivanovna

Institute of Philology and Cross-Cultural Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

Strelkova Svetlana Yuryevna

Institute of Philology and Cross-Cultural Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

PRINCIPLES OF A JOINT MASTER’S DEGREE PROGRAMME IN HUMANITIES

The article reveals one of the global trends in the field of higher education which is development of Master’s programmes as innovative educational products. Most of successful Master’s programmes take into consideration needs and requirements of today’s labour market. As a rule they are integrative and allow academic freedom. The share of Master’s programmes at leading universities is constantly growing. This attracts foreign students and contributes to best educational practices.

The article deals with the key principles of designing a master’s programme in humanities which will appeal to students, as well as be competitive and sustainable due to business participation and

international integration: systemacy, transparency of learning outcomes, integrity, and learner-centeredness.

Keywords: joint Master’s degree programme, systemacy, learning outcomes, integrity, learner-centered approach.

Контактная информация: Воробьёва Елена Ивановна адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный Буян, д. 7;

e-mail: e.vorobeva@narfu.ru Стрелкова Светлана Юрьевна адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный Буян, д. 7;

e-mail: s.strelkova@narfu.ru

Рецензент - ЧичеринаН.В., доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе и академическому развитию Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.