Научная статья на тему 'Принципы разработки перспективной инновационной политики экономических систем'

Принципы разработки перспективной инновационной политики экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATION POLICY / THE ECONOMIC SYSTEM / BASIC PRINCIPLES / MANAGEMENT FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е. В.

В статье рассмотрены экономическая сущность понятия «инновационная политика» и базовые принципы реализации перспективной инновационной политики экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATION POLICY PERSPECTIVE OF ECONOMIC SYSTEMS

The article describes the economic substance of the concept of «innovation policy» and the basic principles for the implementation of innovation policy promising economies.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки перспективной инновационной политики экономических систем»

Западе, где она успешно применяется много лет, результаты. Высшее образование становится, если уже не стало, средством внутрифирменного роста и победы в борьбе за должность внутри организации, как правило, в борьбе за управленческую должность. Россияне в большинстве своем стремятся ныне стать управленцами, чтобы иметь доступ к рычагам распределения, остальные мотивации у них заметно снижены, что продиктовано самой моделью экономики.

Наши слова как дополнительный аргумент подтверждают тенденции минувших нулевых, когда численность поступивших в высшие учебные заведения превышала выпуск российских школ почти на 40% [1]. Эта тенденция взяла начало в 2000 году. Несмотря на кризис, число платных мест в ВУЗах в 2009 году было всего лишь на 13,8 тыс. меньше, нежели в предыдущем году [4]. Подобное положение имело место в начале 1960-х гг., когда в условиях роста советской экономики необходимо было «латать бреши» как в сфере управления, так и в деле обеспечения производства техническими кадрами, сегодня вторая проблема практически не выступает главным мотивом для получения образования.

Если российская экономика будет и далее, подобно Древнему Египту и Вавилону, делать ставку на элементарное увеличение трудозатрат, то российские Вузы так и будут идти по течению рыночной конъюнктуры, будучи не в состоянии стать базой для развития инновационной экономики. Изменить эту негативную тенденцию может только выведение хотя бы старейших университетов из-под диктата рынка, что можно сделать только посредством увеличения их финансирования.

Литература:

1. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева 9и др.); науч. Ред. Е.Т. Гайдар. М.: Проспект, 2010.

2. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. М.: Русаки, 2010.

3. Леус Т.В., Попов Г.Г. Социальная цена сырьевой специализации \\ Terra economicus, 2009. Т 7, №3.

4. Российский статистический ежегодник. М.: Федеральная служба гос. статистики, 2011.

5. Труд и занятость в России - 2011. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2011.

6. Чучалин А. Российские инженеры искажают мировую статистику. Адрес доклада: Сайт «Наука и технологии в России -STRF.ru». 2011. http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_ no=39038

7. Arrow, K. 1973. Higher Education as a filter. Journal of Public Economics 2: 193 216.

8. Freeman, R. 1976. The overeducated American. New-York: Academic Press.

9. Krueger, A., and M. Lindahl. 2001. Education for Growth: Why and Whom? Jour nal of Economic Literature 39: 1101-1136.

10. Psacharopoulos, G. 1980. Higher Education in Developing Countries: A Cost Benefit Analysis. World Bank Staff Working Paper 440. World Bank: Washington.

11. Psacharopoulos, G. 1981. Returns to Education: An Updated International Com parison. Comparative Education 17: 321-341.

12. Psacharopoulos, G. 1985. Returns to Education: A Further International Update and Implications. Journal of Human Resources 20: 583-604.

13. Vandenbussche, J., P. Aghion, and C. Meghir. 2006. Growth, Distance to Frontier and Composition of Human Capital. Journal of Economic Growth 11: 97-127.

14. Wolf, A. 2002. Does Education Matter? Myths about Education and Growth. London: Penguin Books.

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Кузнецова Е.В., аспирант ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ

В статье рассмотрены экономическая сущность понятия «инновационная политика» и базовые принципы реализации перспективной инновационной политики экономических систем.

Ключевые слова: инновационная политика, экономическая система, базовые принципы, функции управления.

PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATION POLICY PERSPECTIVE OF ECONOMIC SYSTEMS

Kuznetsova E., the post-graduate student, IAPE SASIA SRUHSE

The article describes the economic substance of the concept of «innovation policy» and the basic principles for the implementation of innovation policy promising economies.

Keywords: innovation policy, the economic system, basic principles, management functions.

Инновационная политика - это одно из важных направлений политики социально-экономического развития любой экономической системы (от предприятия до государства), направленное на создание благоприятных условий для инновационной деятельности, включая приоритетное инвестирование инновационных разработок (как собственных, так и привлекаемых) [1].

Соответственно под перспективной инновационной политикой будем понимать направление политики экономической системы, направленное на создание долгосрочных благоприятных условий для инновационной деятельности.

При исследовании составляющих, определяющих содержание инновационной политики, были выявлены блоки, соответствующие типовым инновационным изменения по Й. Шумпетеру, с одной стороны, и традиционным функциям менеджмента организации, с другой стороны (рис.1.).

Из представленной таблицы видно, что составляющие, определяющие содержание инновационной политики экономической системы, характеризуют как управляемую, так и управляющую подсистемы.

В качестве основных принципов разработки перспективной инновационной политики экономических систем традиционно рас-

сматривают:

- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни и экономической безопасности;

- обеспечение регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

- концентрацию ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

- создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере деятельности экономической системы;

- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

- активизация межфирменных связей для реализации открытых инноваций по Г. Чесбро;

- и др.

При определении базовых принципов разработки перспективной инновационной политики экономических систем будем исхо-

Рис.1. Составляющие, определяющие содержание инновационной политики экономической системы. Таблица 1. Общие принципы стратегического управления социально-экономическими системами.

№ Принцип Содержание

1 Принцип новых задач Системы управления должны обеспечивать решение качественно новые решение управленческих проблем на последующих этапах развития, а не повторять механически приёмы управления, реализуемые в предыдущих периодах

2 Принцип системного подхода Проектирование систем управления должно основываться на системном анализе как объекта, так и процессов управления им. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функционирования объекта (вместе с системой управления), анализа структуры процесса управления, вскрывающего весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям

3 Принцип первого руководителя Разработка требований к объекту управления, а также создание и внедрение системы управления возглавляются основным руководителем соответствующего объекта

4 Принцип непрерывного развития системы Основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управления должны позволять относительно просто настраивать объект управления на решение задач, возникающих уже в процессе эксплуатации, в результате подключения новых участков управляемого объекта, расширения и модернизации технических средств объекта, его информационно-математического обеспечения и т.д.

5 Принцип единства информационной базы В системе управления должна накапливаться (и постоянно обновляться) информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления

6 Принцип комплексности задач и рабочих программ Большинство процессов управления взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач

7 Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы Скорость переработки исходных ресурсов в конечную продукцию в различных звеньях объекта (системы) управления должна быть согласована таким образом, чтобы избежать «узких мест»: заторов (перегрузок узлов системы) или больших простоев узлов, приводящих к неэффективному их использованию

8 Принцип унификации Разрабатывая систему управления, включая организационный, технический комплекс, системное обеспечение, рабочие программы и планы, необходимо стремиться к тому, чтобы предлагаемые решения подходили, возможно, более широкому спектру задач организации

9 Принцип откpытocти Рассмотрение внешнего мира как общего для всех места снабжения, производства и сбыта продукции, отражающего готовность предприятия участвовать в процессах глобализации. При этом признается, что самыми эффективными являются непосредственные контакты («предприятие без дверей»)

10 Принцип оpиeнтaции та 6удущєє Управление инновационной стратегией, которое опирается на мысленную картину будущего данной организации и признание того, что прогресс как способ развития организации гораздо более важен, чем просто выживание

11 Принцип твopчecкого, ^з^^тельного пoдxoда Означает эффективное использование интеллектуальных ресурсов и признание того, что их наращивание гораздо важнее, чем использование материальных и финансовых ресурсов

Рис. 2. Базовые принципы разработки перспективной инновационной политики экономических систем.

дить из общих принципов стратегического управления социальноэкономическими системами (табл.1.) [2].

Результаты исследования принципов разработки перспективной инновационной политики предприятий различной природы и масштабов деятельности позволили сформулировать систему базовых принципов разработки перспективной инновационной политики экономических систем (рис.2).

Принцип перспективности означает, что инновационная политика экономической системы должна разрабатываться в тех направлениях инновационной деятельности, в которых наилучшим образом может быть использована силы предприятия, включая инновационный потенциал и благоприятные возможности внешней среды, включая инновационный климат, с одной стороны. При этом, с другой стороны, в разрабатываемых направлениях инновационной деятельности в минимальной степени должны проявиться слабос-

ти предприятия, и должны быть максимально локализованы возможные внешние угрозы.

Принцип безопасности развития означает, что разрабатываемые инновационные положения, с одной стороны не будут противоречить законодательству, а, с другой стороны, будут надежно защищены в части охраны создаваемых объектов интеллектуальной собственности.

Принцип роста доходности вложений в инновации предполагает ожидание долгосрочного повышения доходов на вложенный капитал в выбранном направлении стратегического инновационного развития экономической системы.

Принцип стабильности функционирования означает, что разрабатываемые направления инновационной деятельности экономической системы не будут подрывать устойчивость ее деятельности в финансовых, кадровых и иных аспектах.

Принцип диверсификации уменьшает риск инновационной деятельности экономической системы за счет того, что возможные невысокие доходы по одним инновационным направлениям деятельности будут компенсироваться высокими доходами по другим направлениям. При этом минимизация риска достигается за счет учета в разрабатываемой перспективной инновационной политике экономических систем широкого круга возможных направлений инновационной деятельности, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний ожидаемой их эффективности.

Принцип оправданного риска при разработке перспективной инновационной политики экономических систем означает, что при планировании инновационной деятельности должен учитываться не только риск прямых потерь, но и риск недополученной выгоды, оправдывающий выбранный путь инновационного развития.

Принцип достаточной ликвидности при разработке перспективной инновационной политики экономических систем состоит в том, чтобы при осуществлении инновационной деятельности на любом этапе имеющиеся инновационные активы могли быть быстро трансформированы в денежные средства в объеме достаточном для проведения гибкой производственной политики и скорейшего удовлетворения покупательских потребностей.

Литература:

1. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Изд-во «Юрайт», 2012.

2. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: КноРус, 2008.

О РОЛИ И МЕСТЕ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГРАЖДАНСКОГО И КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Переверткин В.И., соискатель Института дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ

В статье рассмотрены содержание и преимущества системы стратегического управления. Основное внимание уделено систематизации основных целей, задач, приоритетных направлений и ожидаемых результатов реализации стратегии инвестирования жилищно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, инновационное развитие, инвестирование, жилищно-гражданское и коммунальное строительство.

THE ROLE AND PLACE OF INVESTMENT STRATEGIES OF HOUSING AND COMMUNITY DEVELOPMENT IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE FAR NORTH

Perevertkin V., the applicant, Institute of additional professional education SASIA SRU HSE

The article describes the content and benefits of strategic management system. Focuses on systematizing the key goals, objectives, priorities and expected results realization of investment strategy of housing and public building in the far North.

Keywords: socio-economic development, innovative development, investment, civil and municipal construction.

В Концепции долгосрочного социально-экономического разви- Достижение Россией уровня экономического и социального

тия Российской Федерации на период до 2020 года, обозначившей развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой

переход отечественной экономики от экспортно-ориентированной державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономи-

сырьевой модели к инновационной особо подчеркивается соци- ческой конкуренции и входящей в пятерку стран-лидеров по объе-

альная направленность инновационной модели развития. му валового внутреннего продукта (по паритету покупательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.