Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ АКЦИИ "ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ"'

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ АКЦИИ "ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ / ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АКЦИЯ «ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евдокимова Ольга Константиновна, Иванова Алена Михайловна, Обжогин Андрей Александрович

Статья посвящена одному из основных этапов Международной просветительской акции «Пушкинский диктант» - конкурсу методических материалов. Как считают учредители этой акции (АССУЛ), при составлении конкурсных заданий допустимы широта подхода к исходному материалу, свобода выбора микротем и мотивов пушкинского творчества. Данная позиция не может быть принята безоговорочно. Для того чтобы обеспечить равные условия всем категориям участников «Пушкинского диктанта», необходимо создание единой научно-методической основы для разработчиков заданий. Авторы статьи, исходя из собственного опыта проведения «Пушкинского диктанта - 2022», выработали систему принципов составления конкурсных заданий, которые могут быть приняты как базовые для Пушкинского диктанта на постоянной основе. В работе приводятся примеры конкретных заданий разного типа, в методологическом и историко-литературном аспектах анализируются их сильные и слабые стороны. Отдельно подчеркивается, какие содержательные составляющие могут влиять на успешность конкурсного задания. В статье прослеживается механизм реализации предлагаемых принципов при составлении заданий Международной акции, где главная цель - просветительская. Статья представляет интерес для составителей заданий «Пушкинского диктанта - 2023», а также всех тех, для кого «Пушкинский диктант» стал средством широкого межкультурного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF CONTEST TASKS FOR INTERNATIONAL EDUCATIONAL CAMPAIGN “PUSHKIN DICTATION”

The article is devoted to one of the main stages of the international educational campaign “Pushkin Dictation”, which is the competition of teaching aids. According to the founders of this action (Association of Teachers of Literature and Russian), a wide approach to the source material, freedom of choice of micro-themes and motives of Pushkin's works are acceptable in compiling the contest tasks. This position cannot be accepted unconditionally. In order to provide equal conditions for all categories of participants in the Pushkin Dictation, it is necessary to create a single scientific and methodical basis for task developers. Based on their own experience in the Pushkin Dictation - 2022, the authors have developed a system of principles for compiling contest tasks, which can be accepted as basic for the Pushkin Dictation on a permanent basis. The paper presents examples of various types of tasks and analyses their strengths and weaknesses from both methodological and historical and literary perspectives. It is also emphasized which content components may influence the success of a contest task. The article traces the mechanism of implementation of the proposed principles in compiling contest tasks for the international campaign, the main goal of which is educational. The article is of interest to the compilers of the tasks for the “Pushkin Dictation - 2023”, as well as to all those for whom the “Pushkin Dictation” has become a means of cross-cultural communication.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ АКЦИИ "ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ"»

УДК 821.161.1Пушкин:37.091.27(100) DOI 10.37972/chgpu.2022.117.4.010

О. К. Евдокимова, А. М. Иванова, А. А. Обжогин

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ АКЦИИ «ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ»

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена одному из основных этапов Международной просветительской акции «Пушкинский диктант» - конкурсу методических материалов. Как считают учредители этой акции (АССУЛ), при составлении конкурсных заданий допустимы широта подхода к исходному материалу, свобода выбора микротем и мотивов пушкинского творчества. Данная позиция не может быть принята безоговорочно. Для того чтобы обеспечить равные условия всем категориям участников «Пушкинского диктанта», необходимо создание единой научно-методической основы для разработчиков заданий. Авторы статьи, исходя из собственного опыта проведения «Пушкинского диктанта - 2022», выработали систему принципов составления конкурсных заданий, которые могут быть приняты как базовые для Пушкинского диктанта на постоянной основе. В работе приводятся примеры конкретных заданий разного типа, в методологическом и историко-литературном аспектах анализируются их сильные и слабые стороны. Отдельно подчеркивается, какие содержательные составляющие могут влиять на успешность конкурсного задания. В статье прослеживается механизм реализации предлагаемых принципов при составлении заданий Международной акции, где главная цель - просветительская. Статья представляет интерес для составителей заданий «Пушкинского диктанта - 2023», а также всех тех, для кого «Пушкинский диктант» стал средством широкого межкультурного общения.

Ключевые слова: конкурсное задание, принципы разработки, Международная акция «Пушкинский диктант»

O. K. Evdokimova, A. M. Ivanova, A. А. Obzhogin

PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF CONTEST TASKS FOR INTERNATIONAL EDUCATIONAL CAMPAIGN "PUSHKIN DICTATION"

I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article is devoted to one of the main stages of the international educational campaign "Pushkin Dictation", which is the competition of teaching aids. According to the founders of this action (Association of Teachers of Literature and Russian), a wide approach to the source material, freedom of choice of micro-themes and motives of Pushkin's works are acceptable in compiling the contest tasks. This position cannot be accepted unconditionally. In order to provide equal conditions for all categories of participants in the Pushkin Dictation, it is necessary to create a single scientific and methodical basis for task developers. Based on their own experience in the Pushkin Dictation - 2022, the authors have developed a system of principles for compiling contest tasks, which can be accepted as basic for the Pushkin Dictation on a permanent basis. The paper presents examples of various types of tasks and analyses their strengths and weaknesses from both methodological and historical and literary perspectives. It is also emphasized which content components may influence the success of a contest task. The article traces the mechanism of implementation of the proposed principles in compiling contest tasks for the international campaign, the main goal of which is educational. The article is of interest to the compilers of the tasks for the "Pushkin Dictation - 2023", as well as to all those for whom the "Pushkin Dictation" has become a means of cross-cultural communication.

Keywords: contest task, principles for development, international campaign "Pushkin Dictation "

Введение. 6 июня, в день рождения А. С. Пушкина и в День русского языка, ставший с 2011 года официальным государственным праздником в России, по всей стране и за ее пределами звучит пушкинское слово, открываются выставки, проходят литературные и музыкальные вечера, различные конкурсные мероприятия, посвященные как творчеству поэта, так и русскому языку. Едва ли не ключевым событием этих дней в последнее десятилетие стал «Пушкинский диктант» - Международная просветительская акция, которая уже имеет свою историю и получила признание не только у профессиональной общественности нашей страны, но и у всех тех, кому дорого «веселое имя Пушкин» (А. Блок).

«Пушкинский диктант» - это проект Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (АССУЛ), стартовавший в 2016 году. В 2019 году диктант вышел за пределы России и стал международным событием: в нем приняли участие 14 стран, появились разноуровневые задания для изучающих русский язык как иностранный. В 2020 году зарубежные участники «Пушкинского диктанта» стали полноправными разработчиками конкурсных заданий. «Пушкинский диктант - 2021» собрал 24 тысячи участников, что говорит о продуктивности самой идеи, объединившей именем Пушкина русский мир [11]. Не будем забывать и о том, что в 2020-2021 гг. «Пушкинский диктант» проходил в условиях пандемии, которая, однако, не стала преградой для его проведения, а, напротив, благодаря дистанционному формату, расширила круг участников. Статистика показывает, что число причастных к данной Международной акции неуклонно растет. Так, в «Пушкинском диктанте - 2022» приняли участие уже 38 тысяч человек из 78 регионов России и 10 стран мира, а Республика Чувашия, как принимающая сторона, стала лидером по числу желающих проверить свои знания по русскому языку и творчеству А. С. Пушкина (15 тысяч человек) [12].

В разные годы столицей «Пушкинского диктанта» были Москва, Рязань, Государственный музей-заповедник «Болдино», Санкт-Петербург, Калуга, Чебоксары. В 2022 году Чувашия передала эстафету столице Дагестана - Махачкале. Как видим, центр проведения «Пушкинского диктанта» постепенно перемещается в регионы, что, безусловно, свидетельствует о широком интересе к данной акции. Все статистические и информационные данные говорят о том, что идея проведения подобной Международной акции оказалась необычайно востребованной: «Пушкинский диктант» объединил разные слои населения - от дошкольников до специалистов-филологов, не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Диктант, получивший в своем названии имя А. С. Пушкина, - необычная работа. Это задания по творчеству поэта, нацеленные на расширение и углубление знаний участников диктанта о русском мире и его культуре через призму пушкинских произведений, писем, критических отзывов. Жанровый формат заданий необычайно разнообразен: редакторы, реставраторы, толкователи/переводчики, интерпретаторы, литературоведы, историки языка, знатоки, портретисты, искусствоведы, «собери текст», ребус, кроссворд. Данное обстоятельство позволяет их составителям избежать привычных шаблонов, использовать авторские сценарии и игровые формы.

«Пушкинский диктант» - в буквальном смысле просветительская акция, и, что особенно ценно, не только для тех, кто отвечает на вопросы заданий, но и для тех, кто эти задания составляет. Круг составителей заданий достаточно широкий. Это и учителя, и библиотекари, и работники культуры, и школьники, и студенты, и все интересующиеся творчеством А. С. Пушкина в нашей стране и за рубежом. В этой связи вопрос, вынесенный в заглавие статьи, - «Принципы разработки конкурсных заданий для Международной просветительской акции «Пушкинский диктант» - обретает особую значимость и требует

научно-методического обеспечения. Есть интересные методические работы, посвященные принципам составления заданий для олимпиад по литературе [3], [7], которые в аспекте нашей темы являются родственными, но не тождественными, поскольку олимпиада и просветительская акция имеют разные целевые установки и разную по численности целевую аудиторию. Можно назвать отдельные публикации, посвященные в целом вопросам содержания и формы заданий «Пушкинского диктанта», однако они имеют, скорее, информативный характер, чем исследовательский, что ни в коей мере не умаляет их значения с точки зрения перспектив развития самой идеи «Пушкинского диктанта» и систематизации накопленного опыта [5]. Вместе с тем необходимо обратить внимание и на то, что пришло время научно-методического осмысления той многослойной содержательной работы в рамках Международной просветительской акции, посвященной русскому языку и А. С. Пушкину, которая творчески реализуется в разных направлениях, прежде всего, при составлении заданий.

Проблема заключается в том, что до последнего времени задания формировались в основном как проверочные для определенной целевой аудитории. Между тем «Пушкинский диктант», как считают учредители, преследует прежде всего просветительскую цель, что должно отражаться в содержании заданий, способах подачи материала, а главное, в том правильном ответе, который должен быть дан самим составителем. В связи с поставленной проблемой была определена цель статьи - разработать и обосновать основные принципы для составления конкурсных заданий «Пушкинского диктанта» последующих лет, которые станут руководством для всех желающих принять участие в конкурсе методических материалов Международной просветительской акции.

Актуальность исследуемой проблемы. Цель, поставленная в статье, обусловила актуальность исследуемой проблемы. Предпринятое исследование обладает всеми признаками научной новизны, которая определяется отсутствием сопроводительной научно-методической литературы, необходимой для данной акции как продолжающейся. В этой связи любая новая работа, посвященная «Пушкинскому диктанту», будет актуальна. Подчеркнем, что тема, вынесенная в заглавие статьи, а также подход к ней и новые, и актуальные, поскольку с этой точки зрения «Пушкинский диктант» в исследовательской литературе не рассматривался.

Материал и методы исследования. Материалом для данной статьи послужили многочисленные задания, присланные на конкурс методических материалов «Пушкинского диктанта - 2022». В работе, благодаря методам наблюдения и изучения первоисточников, а также сравнительно-сопоставительной методике литературоведческого анализа, аргументированно показывается необходимость единого подхода к составлению конкурсных заданий для всех категорий участников. Для выявления обоснованности следования разработанным принципам применяется метод аналогии, позволяющий выстроить единую систему, в которой все звенья тесно взаимосвязаны между собой, что в значительной степени укрепляет доказательную базу предпринятого исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Как известно, одно из обязательных организационных условий проведения «Пушкинского диктанта» - это его многоуровневый характер по возрастным категориям. Именно с этим условием связано понимание первого принципа разработки задания - его посильность в соответствии с тем объемом знаний, который может быть у участников диктанта того или иного уровня. На основе данного принципа становится возможным реализовать фактически две цели. Первая -культурно-просветительская, когда участник диктанта уже в содержании задания открывает для себя что-то новое. Вторая - формирование устойчивого интереса к «Пушкинскому диктанту», желание проверить свои знания творчества А. С. Пушкина, как минимум, повторно или выступить уже в роли разработчика. Достижение этих целей возможно лишь

тогда, когда участник диктанта испытал положительные эмоции от того, что он знает, понимает, может ответить и ответить правильно. В результате формируется мотивация к выполнению определенного вида деятельности, но именно мотивация, как показано в научно-исследовательской литературе, является главным фактором развития потенциальных, в том числе и творческих, возможностей любого человека, начиная со школьного возраста, независимо от направления деятельности [8], [14].

Руководствуясь принципом посильности, разработчик заданий с особой тщательностью ранжирует отобранный материал в соответствии с многоуровневой структурой «Пушкинского диктанта». Пролонгированный результат следования указанному принципу заключается в следующем: «посильное задание» - это, по сути, один из гарантов того, что культурно-просветительская акция будет иметь продолжение, а не превратится в традиционную олимпиаду, круг участников которой всегда ограничен.

Приведем примеры двух заданий, в одном из которых данный принцип учитывается, а в другом - нет. Первое задание адресовано учащимся 6-7 классов.

Задание. В жизни Пушкина и его товарищей-лицеистов была целая плеяда выдающихся преподавателей-наставников. Установите соответствие между учителями А. С. Пушкина и интересными фактами из их жизни. Запишите в таблицу ответов выбранные буквы под соответствующими цифрами.

Далее в задании предлагались два столбца: в первом - ФИО преподавателей Царскосельского лицея, во втором - интересные факты. Так, в первом столбце были названы следующие имена: 1) Александр Иванович Галич; 2) Фотий Петрович Калинич; 3) Василий Федорович Малиновский; 4) Сергей Гаврилович Чириков; 5) Теппер де Фергюсон; 6) Давид Иванович де Будри. Во втором - следующие факты: А) вместе с воспитанниками ставил на лицейской сцене французские пьесы; Б) занимался благотворительностью; В) все лицейские грамоты и похвальные листы подписывались его рукой; Г) одним из его любимых занятий было сочинение стихов; Д) воспитанники нередко бывали у него в гостях, где музицировали, беседовали и пили чай; Е) устраивал для лицеистов философские диспуты и соревнования по ораторскому искусству.

Таблица ответов не приводится, поскольку здесь важно именно задание, которое интересно своим нетрадиционным подходом к лицейской теме в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Данное задание, вне всякого сомнения, находка составителя, однако насколько оно посильно обозначенной целевой аудитории? Историко-литературное изучение А. С. Пушкина начинается лишь в 9 классе средней школы. Если бы данный вопрос был адресован девятиклассникам, он был бы и познавательным, и развивающим, и отчасти посильным. Во всяком случае, он мог бы стать для ученика 9 класса мотивом для поиска полного правильного ответа, что проблематично для учащихся 6-7 классов, которые представляют творчество А. С. Пушкина по отдельным стихотворениям, а не контекстуально, вне связи с фактами его жизни и творчества, а значит, вряд ли могут ответить на вопрос задания. Иными словами, подобным вопросом для обучающихся 6-7 классов изначально прогнозируется отрицательный результат, что противоречит идее «Пушкинского диктанта».

Другое задание того же составителя, адресованное также 6-7 классам.

Из письма Жуковского к Пушкину

«Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное... Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, - шелуха».

Подберите антонимы к словам дарование, богач, несчастье, добро, великий.

Задание приводится так, как оно поступило на конкурс. Это значит, что мы не поправляем отдельные недоработки данного задания - инициалы поэтов (В. А. Жуковский,

А. С. Пушкин), датировку письма (ноябрь 1824 года, когда поэт отбывал ссылку в Михайловском и особенно нуждался в поддержке В. А. Жуковского - друга и учителя в поэзии). Важно другое: данное задание как нельзя более соответствует уровню знаний 6-7 классов, оно посильно. Составитель выбрал новый, непрограммный материал, расширяющий представление о роли А. С. Пушкина в современной ему литературе, и очень уместно соединил этот материал с вопросом по лексике, требующим знания одного из разделов школьного курса русского языка, начитанности и в определенном смысле творческого подхода (не ко всем словам получается подобрать антонимы сразу).

Таким образом, из двух заданий одного и того же разработчика второе соответствует принципу «посильности» и потому может быть принято для участия в конкурсе заданий «Пушкинского диктанта».

Следующий, не менее важный, принцип - соответствие содержания задания, его формы и методов подачи материала психолого-возрастным особенностям той или иной группы участников диктанта. Как известно, данный аспект играет едва ли не определяющую роль в школьном обучении [2], [9]. Культурно-просветительская акция не имеет таких строгих ограничений, как школа, однако разделение участников диктанта по возрасту свидетельствует о том, что данный подход оправдан. Понимание участником диктанта содержания задания не только с позиции имеющихся знаний, но и с точки зрения собственного читательского и жизненного опыта, у которого есть свои возрастные ограничения, - одно из условий успешного ответа. Задача «Пушкинского диктанта» - не просто проверить знания, а поднять участника диктанта на качественно новый уровень в своем интеллектуальном, творческом и личностном развитии, что возможно лишь при условии адекватного, полноценного осмысления сути задания, когда ответ на вопрос строится на сочетании буквальных знаний и умении их соотнести с той или иной жизненной ситуацией. Иными словами, ответ на вопрос задания должен стать для участника диктанта новым жизненным опытом, который запечатлеется не только и, может быть, не столько в сознании, сколько в эмоционально-психологическом восприятии, а имя А. С. Пушкина, безусловно, усилит этот эффект.

Обратимся к конкретным примерам, приведя только текстовую часть заданий, без иллюстраций и таблицы ответов.

Задание. У Пушкина было 7 перстней, и каждый из них по-своему знаменит. Теме мистики и провидения отведено большое значение в жизни и творчестве поэта. Но больше всего легенд собралось вокруг его знаменитых колец. Одна из легенд гласит, что Пушкин стал владельцем 7 колец, которые замкнули магический круг и сделали его властелином мира и принесли бессмертную славу...

Далее в задании предлагалось указать магические свойства трех пушкинских перстней: перстня с изумрудом, перстня с сердоликом, перстня с бирюзой - и определить их судьбу после гибели поэта.

Данное задание интересно неожиданностью вопроса, своими межпредметными связями, в его содержании есть некоторая романтичность. Вопрос, однако, в том, поймут ли эту романтичность ученики 6-7 классов, у которых в подростковом возрасте конкретное восприятие и мышление пока преобладают? Хватит ли у школьников среднего звена знаний по литературе, отечественной истории, географии, чтобы осмыслить суть задания и справиться с ним? Надо полагать, что если бы данное задание было адресовано учащимся старших классов, студентам и взрослым, оно, несомненно, вызвало бы интерес и стало бы, в определенной своей части, личным жизненным опытом участника «Пушкинского диктанта».

Следующее задание также адресовано учащимся 6-7 классов, и в нем также есть обращение к межпредметным связям, однако содержание и восприятие данного задания не противоречат возрасту целевой аудитории.

Задание. Прочитайте монолог одного из героев произведения А. С. Пушкина. Кому он принадлежит С именем этого героя тесно связано и историческое событие становления православной Руси.

«Я воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию. Отец не щадил ничего для приличного моего содержания, и я получал из дому более, нежели было ожидать. Поэтому я был расточителен и честолюбив, позволял себе роскошные прихоти, предвидя себе рано или поздно богатую невесту. А к отцу был романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь.

Письмо старой няни с вестью о болезни отца чрезвычайно взволновало меня, и я решился ехать к нему. При встрече я был поражен его состоянием отец ничего не мог сказать, не мог дать понятие о тяжбе, пришлось просто ожидать последствий... ».

Можно было бы отметить некоторую прозрачность ответа на вопрос данного задания, но если исходить из уровня начитанности современных школьников, то вопрос представляется весьма любопытным: участники диктанта определят имя пушкинского героя, потому что читали произведение или потому что смогли актуализировать свои знания по отечественной истории? Каким бы ни был выбранный путь ответа, он соответствует возрастным компетенциям учащихся 6-7 классов, а это значит, что они не пропустят это задание, а попытаются найти на него ответ, в чем и заключается положительный результат работы «Пушкинского диктанта».

Третий принцип, на который хотелось бы обратить самое серьезное внимание составителей заданий, - это проработанность материала в его научно-методическом сопровождении, начиная с содержания и формулировки вопроса и завершая правильным ответом. Соблюдение данного принципа представляет немалую сложность, поскольку это та грань, за которой начинается, по сути, поисковая исследовательская работа, предполагающая обращение как к первоисточникам, так и к специальной научной литературе. Составитель задания несет ответственность за правомерность заданного вопроса, его соответствие содержанию и логике творчества А. С. Пушкина. Не меньшую роль играет и ответ на поставленный вопрос, поскольку именно ответ, его исчерпывающая аргументация, ссылки на авторитетные научные источники, а не случайные сайты интернета, в итоге будут определять результативность участия в конкурсе заданий.

Исходя из условий данного принципа, приведем примеры не самых удачных заданий. Во-первых, это задания с фактическими ошибками. Так, составитель задания спрашивает, кто автор всем хорошо известной цитаты: «Пушкин - это наше все», - и дает односложный неправильный ответ, называя В. Г. Белинского. Да, Виссарион Григорьевич Белинский - известный русский критик, автор цикла статей, написанных в 1840-е гг. и посвященных А. С. Пушкину. Однако слова эти принадлежат другому, не менее известному, критику - Аполлону Александровичу Григорьеву, который в 1859 г. в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», в условиях острой общественно-литературной борьбы времени, выразил общее мнение о непререкаемом авторитете А. С. Пушкина для разных партий, течений и направлений: « Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами» [6], [13]. Что называется, комментарии излишни.

Во-вторых, это задания, в которых противоречивость, или недосказанность, или односторонность аргументации вызывают, как минимум, ощущение незавершенности ответа. Приведем пример подобного задания и ответа в том виде, в каком оно было прислано на конкурс, опуская иллюстративную часть - портреты А. С. Пушкина и В. И. Даля, которые, несомненно, украсили оформление заявки.

Задание. А. С. Пушкин и В. И. Даль были знакомы друг с другом. Пушкин даже подарил Далю свою сказку, сделав надпись: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому -сказочник Пушкин». Главная мысль этой сказки заключается в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело. О какой сказке идет речь?

Правильный ответ (данный разработчиком задания).

«Сказка о рыбаке и рыбке». Долгое время считалось, что эту сказку Даль рассказал Пушкину по дороге из Бердской слободы. Потом выяснилось, что эту сказку мог рассказать поэту и В. А. Жуковский. Как бы там ни было, пушкинский подарок Далю замечателен : «Сказочнику - сказочник».

Идея данного задания, безусловно, и интересная, и познавательная, и обучающая, в вопросе есть методически правильный переход от уже известного (сказка) к новому уровню прочтения истории русской литературы (литературные взаимосвязи). В этой связи тем более досадно, что содержание задания и ответ составителем до конца не проработаны. Прежде всего, обратим внимание на отсутствие хронологических характеристик как в самом задании («были знакомы»), так и в ответе («Даль рассказал Пушкину по дороге из Бердской слободы»), которые в первом случае должны были стать для учащихся ориентиром в поиске ответа, а во втором - аргументом для проверяющих в определении правильного ответа. Как следствие, расплывчатость формулировок («считалось», «выяснилось», «мог рассказать»), на которые и в том, и в другом случае сложно опереться.

Следует отметить, что вопрос о подаренной А. С. Пушкиным В. И. Далю сказке спорный в литературоведении, на него нет однозначного ответа, биографы В. И. Даля интерпретируют его по-разному в зависимости от хронологии событий [1], [4], [10]. В анализе этого вопроса звучат такие определения, как «легенда» [10, с. 69], «требует дальнейшего исследования» [1, с. 101]. В результате, исходя из разноречивости суждений, составитель должен был, по крайней мере, представить два возможных варианта ответа, ссылаясь на соответствующую исследовательскую литературу. Первый: это мог быть 1832 год, когда по инициативе В. И. Даля состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным и он подарил поэту свой только что вышедший сборник сказок «Пяток первый», получив в ответ в качестве подарка рукопись только что написанной первой сказки А. С. Пушкина. В этом случае речь идет о «Сказке о попе и работнике его Балде», которая при жизни автора не публиковалась. Второй: это мог быть 1833 год, когда А. С. Пушкин, собирая материалы о восстании Емельяна Пугачева, отправился вместе с Далем из Оренбурга в Берд-скую слободу и по дороге каждый рассказал свою сказку. На основе сюжета, подаренного В. И. Далем, А. С. Пушкин написал «Сказку о рыбаке и рыбке».

По описанию характера сказки («жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело») учащиеся 6-7 классов (а именно им был адресован данный вопрос) справедливо могли бы назвать и ту, и другую сказку, однако в материалах присланного задания была исключена вариативность ответа. В итоге, если включить такое задание в действующий комплект заданий, неизбежна ситуация, когда участник диктанта, по сути, отвечает правильно, но ответ его не будет засчитан.

Одна из главных задач «Пушкинского диктанта» - просветительская, поэтому любое непонимание, недоумение должны разъясняться в результате всестороннего анализа представляемых на конкурс материалов.

Эффективность и действенность выдвинутых принципов подкрепляются требованиями, традиционно предъявляемыми к заданиям, присылаемым на конкурс методических материалов «Пушкинского диктанта». Эти требования следующие:

- задания должны строго соответствовать теме и номинациям очередного «Пушкинского диктанта»;

- они должны быть сформулированы понятно, доходчиво, лаконично и иметь аргументированные, неопровержимые ответы;

- задания одного конкурсного комплекта могут быть разнообразны по форме и адресованы разным целевым аудиториям;

- они могут быть ориентированы на литературоведческие знания, необходимые для понимания пушкинских текстов;

- в заданиях возможно использование межпредметных связей, необходимых для понимания сути заданий;

- в них возможно использование фактического материала местного, регионального, национального и глобального уровней.

Выводы. Таким образом, составление конкурсного задания - это сложная комплексная работа, в содержание которой входит как обращение к первоисточникам и научно-исследовательской литературе, так и методически грамотное оформление (прозрачность и недвусмысленность формулировки вопроса, адресация, пошаговое соответствие вопроса и ответа). В этой связи следование принципам составления заданий, выдвинутым в данной статье (посильность, соответствие задания психолого-возрастным особенностям целевой аудитории, научно-методическое сопровождение), должно существенно помочь разработчику продуктивно реализовать идею задания, найти необходимую конкретику и те характеристики, которые станут для участника диктанта точкой отсчета в поиске правильного ответа.

Подводя итоги, еще раз обратим внимание на то, что в настоящее время Международная просветительская акция «Пушкинский диктант» стала действенным инструментом продвижения русского языка и культуры России не только в нашей стране, но и за ее пределами, а проводимый в этой связи конкурс заданий гарантирует данной акции необходимое научно-методическое обеспечение, формирует читательскую и творческую активность широкой аудитории и, конечно же, вызывает неподдельный интерес к классической русской литературе, освященной именем Александра Сергеевича Пушкина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессараб М. Я. Владимир Даль. Книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык. - М. : Современник, 1972. - 288 с.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М. : Юрайт, 2019. - 160 с. [Электронный ресурс] // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - Режим доступа : https://urait.ru/bcode/437739 (дата обращения : 22.08.2022).

3. Дрейфельд О. В. О принципах формирования «творческого задания» для олимпиады школьников по литературе // Филологический класс. - 2016. - 1(43). - С. 37-45.

4. Зарицкая И. Владимир Даль: краткая биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://spadilo.ru/biography/vladimir-dal/ (дата обращения : 15.06.22)

5. Колобова О. Л. Особенности проведения Международной просветительской акции «Пушкинский диктант» в новом онлайн-формате [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gatchina-1school.lo.eduru.ru/media/2020/06/02/1255063073/Pushkinskij_diktant.pdf (дата обращения : 19.08.22).

6. Котов П. Л. ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович // Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь / сост. А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - С. 194-195.

7. Кучина Т. Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 4. - С. 93-96.

8. Маркова А. К. Психологическая характеристика мотивации учения школьников. Виды мотивов учения // Педагогическая психология. Хрестоматия / под ред. Г. Г. Гореловой. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1999. - С. 59-85.

9. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М. : Национальное образование, 2015. - 304 с.

10. Порудоминский В. И. Даль. - М. : Молодая гвардия, 1971. - 381 с.

11. Сайт: АССУЛ - «Пушкинский диктант - 2021» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://uchitel-slovesnik.ru/activities/pushkinskiy-diktant-2021 (дата обращения : 14.07.22).

12. Сайт: АССУЛ - «Пушкинский диктант - 2022» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://uchitel-slovesnik.ru/previews/pushkinskij-diktant-2022-a-s-pushkin-i-narody-rossii-sostoyalsya (дата обращения : 14.07.22).

13. Седова Г. Почему «Пушкин - наше все»? // Портал «Культура.РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.culture.rU/s/vopros/pushkin-nashe-vse/ (дата обращения : 27.08.22)

14. Andreev V. V., Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self Development. - 2020. -Vol. 15, № 1. - P. 21-37. DOI: https://doi.org/10.26907/esd15.L03

Статья поступила в редакцию 19.09.2022

REFERENCES

1. Bessarab M. Ya. Vladimir Dal'. Kniga o doblestnom grazhdanine Rossii i velikom borce za russkij yazyk. -M. : Sovremennik, 1972. - 288 s.

2. Vygotskij L. S. Voprosy detskoj psihologii. - M. : Yurajt, 2019. - 160 s. [Elektronnyj resurs] // Obra-zovatel'naya platforma Yurajt [sajt]. - Rezhim dostupa : https://urait.ru/bcode/437739 (data obrashcheniya : 22.08.2022).

3. Drejfel'd O. V. O principah formirovaniya «tvorcheskogo zadaniya» dlya olimpiady Shkolnikov po literature // Filologicheskij klass. - 2016. - 1(43). - S. 37-45.

4. Zarickaya I. Vladimir Dal': kratkaya biografiya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://spadilo.ru/biography/vladimir-dal/ (data obrashcheniya : 15.06.22)

5. Kolobova O. L. Osobennosti provedeniya Mezhdunarodnoj prosvetitel'skoj akcii «Pushkinskij diktant» v novom onlajn-formate [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://gatchina-1school.lo.eduru.ru/media/ 2020/06/02/1255063073/Pushkinskij_diktant.pdf (data obrashcheniya : 19.08.22).

6. Kotov P. L. GRIGOR'EV Apollon Aleksandrovich // Imperatorskij Moskovskij universitet: 1755-1917: enciklopedicheskij slovar' / sost. A. Yu. Andreev, D. A. Cygankov. - M. : Rossijskaya politicheskaya enciklopediya (ROSSPEN), 2010. - S. 194-195.

7. Kuchina T. G. Principy sostavleniya i resheniya olimpiadnyh zadanij po literature // Yaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. - 2017. - № 4. - S. 93-96.

8. Markova A. K. Psihologicheskaya harakteristika motivacii ucheniya shkol'nikov. Vidy motivov ucheniya // Pedagogicheskaya psihologiya. Hrestomatiya / pod red. G. G. Gorelovoj. - Chelyabinsk : Izd-vo YuUrGU, 1999. -S. 59-85.

9. Podd'yakov A. N. Issledovatel'skoe povedenie: strategii poznaniya, pomoshch', protivodejstvie, konflikt. -M. : Nacional'noe obrazovanie, 2015. - 304 s.

10. Porudominskij V. I. Dal'. - M. : Molodaya gvardiya, 1971. - 381 s.

11. Sajt: ASSUL - «Pushkinskij diktant - 2021» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://uchitel-slovesnik.ru/activities/pushkinskiy-diktant-2021 (data obrashcheniya : 14.07.22).

12. Sajt: ASSUL - «Pushkinskij diktant - 2022» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://uchitel-slovesnik.ru/previews/pushkinskij-diktant-2022-a-s-pushkin-i-narody-rossii-sostoyalsya (data obrashcheniya : 14.07.22).

13. Sedova G. Pochemu «Pushkin - nashe vse»? // Portal «Kul'tura.RF» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.culture.ru/s/vopros/pushkin-nashe-vse/ (data obrashcheniya : 27.08.22)

14. Andreev V. V., Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self Development. - 2020. -Vol. 15, № 1. - P. 21-37. DOI: https://doi.org/10.26907/esd15.L03

The article was contributed on September 19, 2022

Сведения об авторах

Евдокимова Ольга Константиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0932-1989, evdokimova.ok@mail.ru

Иванова Алена Михайловна - доктор филологических наук, доцент, декан факультета русской и чувашской филологии и журналистики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-1562-2147, amivano@rambler.ru

Обжогин Андрей Александрович - старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-1129-8255, obzhogin@mail.ru

Author Information

Evdokimova, Olga Konstantinovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Language and Literature, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-0932-1989, evdokimova.ok@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ivanova, Alena Mikhaylovna - Doctor of Philology, Associate Professor, Dean of the Faculty of Russian and Chuvash Philology and Journalism, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-1562-2147, amivano@rambler.ru

Obzhogin, Andrey Aleksandrovich - Senior Lecturer, Department of Russian Language and Literature, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-1129-8255, obzhogin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.