УДК [373.3/.5.016:39](470.42) DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.027
А. К. Идиатуллов, Е. Ю. Анисимова
ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ШКОЛЬНИКОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова,
г. Ульяновек, Россия
Аннотация. Статья посвящена изучению этнокультурной компетенции, которую в этнографии часто рассматривают в контексте проблемы этнической идентичности. Основой для проведенных изысканий стали данные региональной просветительской акции «Краеведческий дик-тант-2018». Был сделан вывод о зависимости между удельным весом народов и этнических групп в муниципальных районах Ульяновской области и степенью этнокультурной компетенции школьников региона. Анализ результатов данного диктанта выявил, что народные праздники как часть национальной культуры приобретают межнациональный характер, особенно в городских условиях.
Ключевые слова: Ульяновская область, этнокультурная компетентность, этническая идентичность, праздничная культура, межэтническая коммуникация.
А. K. Idiatullov, E. Yu. Anisimova
ETHNOCULTURAL COMPETENCES OF ULYANOVSK REGION
SCHOOLCHILDREN
I. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia
Abstract. The article is devoted to ethnocultural competence, which is often considered in the context of the problem of ethnic identity in ethography. The source base for the study was the materials of the regional educational campaign «Regional History Dictation-2018». The authors concluded that there is a correlation between the propotion of peoples and ethnic groups in municipal districts of Ulyanovsk region and the degree of the ethnocultural competence of Ulyanovsk region schoolchildren. The analysis of the results of the discussed dictation revealed the internationalization of national holidays particularly in cities.
Keywords: Ulyanovsk region, ethnocultural competence, ethnic identity, holiday culture, inter-ethnic communication.
Актуальность исследуемой проблемы. В постоянно меняющихся условиях современного мира, когда происходит трансформация традиционных, зачастую этнически «окрашенных» культурных представлений, возникает необходимость переосмысления подходов к исследованию этнокультурной компетентности школьников. Познание взаимосвязанности и взаимообусловленности уровня их этнокультурных знаний с географическими и этнодемографическими условиями отдельных регионов поможет понять общие тенденции этнопедагогического образования в России, что делает нашу тему весьма актуальной с теоретической и практической точек зрения. Цель статьи - изучение и анализ этнокультурных компетенций школьников Ульяновской области.
Материал и методика исследований. Объект исследования - школьники Ульяновской области в возрасте от шести до девятнадцати лет. Наш выбор обоснован тем обстоятельством, что их компетенции в сфере этнографии и региональной культуры неред-
ко опираются на индивидуальный образ жизни, зависят от особенностей социализации и инкультурации в семье, определяются этническим составом села/города и муниципального района, в которых проходит их взросление, а не образовательным процессом.
Основой для проведенных изысканий стали данные региональной просветительской акции «Краеведческий диктант-2018» (далее - Диктант), который проходил 27 сентября 2018 г. во всех школах Ульяновской области. Задания Диктанта выполнили около восьми тысяч школьников. Репрезентативность выборки обеспечивается:
1) ее массовым характером, так как доля участников составила около 7 % от общего числа учащихся в регионе (в 2017 г. в Ульяновской области насчитывалось 114 тыс. школьников, и это число имеет тенденцию к сокращению) [13];
2) характером гнездовой выборки (в каждой школе (гнезде) области приняло участие в Диктанте приблизительно равное количество: до 30 человек в городских и до 15 -в сельских школах).
Большое количество малых, но разнообразных гнезд является сильной стороной данной выборки. Согласно положению Диктанта, в ходе его написания участник не мог пользоваться посторонней помощью, книгами, интернетом и любыми другими источниками информации [7]. В пользу достоверности результатов Диктанта свидетельствует также их соответствие полученным ранее в подобных акциях результатам. Например, сопоставляя итоги Диктанта с результатами Географического диктанта 2017 г., можно отметить, что средний балл первого чуть ниже среднего балла второго - 42,33 (из 100 возможных) против 43,9 соответственно. В качестве недостатка источника отметим отсутствие квотной выборки по возрастным группам школьников, из-за чего исследование этнокультурной компетенции учащихся разных возрастов не представляется возможным.
Диктант состоял из 30 вопросов, посвященных географии, истории, биологии и этнографии региона, в том числе этнографических закрытого типа:
1. Укажите 4 самых многочисленных народа Ульяновской области (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.):
а) русские; б) армяне; в) узбеки; г) мордва; д) азербайджанцы; е) чуваши; ж) татары.
2. О происхождении топонима «Симбирск» высказывалось много версий. Ульяновский профессор В. Ф. Барашков предложил гипотезу о его заимствовании из монгольских языков. Укажите, сколько монголов зафиксировано в Ульяновской области согласно переписи 2010 г.:
а) 5; б) 55; в) 555; г) 5555.
3. Когда на территории современной Ульяновской области появились первые люди?
а) 80-100 тыс. лет тому назад; б) 100-120 тыс. лет тому назад; в) 60-80 тыс.
лет тому назад; г) 120-140 тыс. лет тому назад.
4. Укажите название государства, созданного в VII веке, в состав которого практически полностью входила территория Ульяновской области:
а) Хазарский каганат; б) Мордовское государство; в) Казанское ханство; г) Волжская Булгария.
5. В июле 2009 г. на празднике, который проводился на территории парка Победы г. Ульяновска, присутствовали в качестве почетных гостей Председатель Госсовета Республики Татарстан Ф. Мухаметшин и мэр г. Нижнекамска А. Метшин. О каком празднике идет речь?
а) Акатуй; б) Сабантуй; в) Навруз; г) Нардуган.
6. Расположите населенные пункты с преобладающим чувашским населением с севера на юг. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих пунктов.
а) Елаур; б) Старые Алгаши; в) Чувашская Кулатка; г) Чувашский Сайман.
Очевидно, что вопросы неравнозначны с точки зрения валидности, по большей части они на сообразительность, смекалку. Такие задания в педагогике разработаны для проверки умения учащихся применять знания при решении типовых задач (то есть знакомые инструкции в ситуациях, которые похожи на учебные) или, что в рамках темы нашей статьи еще важнее, «в нестандартных ситуациях, при решении нетиповых задач» [8]. К ним относятся задания про монголов, Сабантуй, чувашские села. Ответы на них требуют не только логики, но и общей эрудиции, интереса к этнографии своего и соседних народов, осведомленности об истории и географии родного края. Остальные задания с известной долей условности можно отнести к заданиям репродуктивного типа [8]. Условность заключается в том, что этнографические сведения (которые требуется воспроизвести, опознать, различить) не преподаются в школе в рамках отдельной дисциплины, они «разбросаны» по нескольким школьным предметам, главными из которых являются география, история и родной язык, поэтому такие задания в конечном итоге направлены на выявление этнокультурной компетенции школьника, а не уровня усвоения им какой-либо дисциплины, что особенно актуально для детей младшего школьного возраста. Наконец, валидность вопросов Диктанта достигается тем, что ответы учащихся анализируются в статье не столько в целом по Ульяновской области, сколько по ее отдельным муниципальным образованиям, отличающимся друг от друга по этнической структуре. Если предположить, что школьники «угадывали» ответы на задания Диктанта, сообразуясь с их общей логикой, возникают вопросы «Почему доля верных ответов достаточно сильно разнится от района к району?» и «Какова роль этнического фактора в этих различиях?»
Результаты исследований и их обсуждение. Содержание термина «этнокультурная компетенция» изучается многими науками. В культурной антропологии и этносоцио-логии сущностная сторона данного понятия тесно связана с вопросами идентичности. Т. А. Титова [11, с. 74], Л. М. Дробижева и С. В. Рыжова [3, с. 122] вслед за Т. Г. Стефа-ненко [10, с. 226] считают, что этническая идентичность состоит из двух компонентов, один из которых - когнитивный, представляющий собой в первую очередь осведомленность о своем и другом народе. Тем не менее, надо признать, что значение ключевого понятия данной статьи в ходе изысканий идентичностей (языковой, этнической, гражданской, религиозной) еще не до конца определено. Например, есть точка зрения, что знания в сфере культуры своего и иных этносов не имеют существенного значения в процессе идентификации. Как справедливо отмечает Л. М. Дробижева, элементы традиционной духовной и материальной культуры народа в основном не выполняют функций этнической границы [1, с. 69]. Более того, отождествление себя с определенным этносом, как правило, опирается на этнические интересы [2, с. 130], а не на отвлеченную систему компетенций в области этнографии. Высокий уровень этнографической культуры индивида, механическая сумма знаний о народах и их культурах вовсе не означают его принадлежность к определенному этносу. Нельзя не учитывать и иной взгляд на обсуждаемую проблему. В частности, традиции и опыт, накопленные за многие столетия «чужеродными» культурными сообществами, нередко привлекательны для представителей соседних неродственных и заметно отличающихся друг от друга народов. Иноэтничные и инорелигиозные комплексы культур являются фактором, усиливающим межэтнические взаимодействия, и в ряде случаев могут привести к взаимопроникновениям и взаимовлияниям [4, с. 89]. Наконец, следует напомнить еще об одной обоснованной позиции, согласно которой российская идентичность формируется в процессе воспитания «патриотизма, обретения знания о стране, ее истории и культуре» [9, с. 3-4].
В глобализирующемся мире, где этническая специфика все больше нивелируется, принадлежность этнокультурных компетенций к конкретным группам и сообществам также вызывает сомнения. Знания в сфере этнографии наций и народностей, а также уз-
ких профессиональных сообществ (ученых-антропологов) превращаются во всеобщую ценность, проникают во все области человеческой жизни. Данное обстоятельство дает основание предположить, что изучение этнокультурных компетенций уместно проводить в неотрывной связи со знаниями в области этнографии, где представления о «своем» и «чужих» народах взаимодополняют друг друга.
Таким образом, в нашем исследовании этнокультурная компетенция рассматривается в качестве знания материальной и духовной культуры не только своего народа, но и иных этнических групп. Сюда можно отнести традиции, песни, сказки, пословицы и поговорки, блюда, орудия труда и быта, приметы, календарно-обрядовый цикл, народную медицину, биографии национальных героев и т. д. [12, с. 152]. Даже самый поверхностный анализ заданий Диктанта позволяет предположить, что ответы школьников могут продемонстрировать уровень их компетенций в сфере традиционных общественных праздников, народных традиций; степень сформированности представлений о расселении и этногенезе своего этноса и иных народов. То, что вопросы Диктанта не ограничиваются сведениями об определенной культурной общности, является основой для выявления взаимопроникновений некоторых элементов этнической культуры. Такая методологическая позиция приобретает особое значение при анализе сформированности компетенций на фоне урбанизационных процессов. Перманентные коммуникации между этносами наблюдаются на уровне как межличностных отношений, так и национальных организаций, что неуклонно ведет к диалогу культур. Устранение любых препон в ходе диалога между культурами, народами, конфессиями является важнейшей практической задачей гуманитарных и общественных наук [6, с. 855]. Компетенции в сфере этнической культуры являются важнейшей частью диалога между народами и культурами. Подобное представление о содержании понятия «этнокультурные компетенции», безусловно, весьма широкое, но именно оно отвечает вызовам современного мира. В некотором роде подобная трактовка знаний об этнической культуре сопрягается с региональной компетенцией [5, с. 110], при этом ее краеугольным камнем остается этнографическая составляющая знаний о родном крае.
Итак, этнокультурные компетенции в нашем исследовании рассматриваются как поступательный процесс вовлечения школьника в культуру собственного этнического сообщества, познание им элементов материальной и духовной культуры иных народов, приучение к межкультурному диалогу. В известном смысле предполагается реальное развитие личности в области этнографии при знакомстве не только со специфическими особенностями своего народа, но и в процессе изучения своеобразия комплекса традиционной культуры соседних этносов.
Исследование результатов Диктанта выявило, что легче всего учащиеся справились с вопросом о татарском народном празднике плуга и окончания весенних полевых работ Сабантуе (на него правильно ответили около 4/5 всех участников Диктанта). Не вызвало особых затруднений задание о самых многочисленных этносах региона. С ним успешно справились около 3/4 участников. Много школьников (2/3 от общего числа) грамотно выполнили задание, посвященное Булгарскому государству. Определенные трудности появились при выполнении задания об истории заселения территории Ульяновской области: чуть больше трети школьников выбрали правильный вариант при ответе на него. Пожалуй, сложнейшими для ребят оказались задания о расположении населенных пунктов с преобладающим чувашским населением и о численности монголов в регионе проведения Диктанта: с ними справились четвертая и шестая часть участников Диктанта соответственно.
Весьма красноречивы региональные различия результатов Диктанта. Например, в Старокулаткинском районе Ульяновской области, где удельный вес татар составляет более 93 %, с заданием о весеннем празднике плуга успешно справились 93 % учащихся; в Сурском районе Ульяновской области, в котором доля татарского этноса менее 2 %, -
чуть более половины участников Диктанта. То же показал анализ результатов при выполнении задания о Булгарском государстве. Так, в Старокулаткинском районе процент успешно справившихся с ним школьников был больше, чем в среднем по региону, -67 %; в Цильнинском районе, в котором проживает самая значительная доля чувашей в регионе (по данным переписи 2010 г. - более 55 %), правильный ответ выбрали менее 3/4 школьников. Весьма вероятно, что высокий уровень знаний участников Диктанта по теме вышеперечисленных заданий связан с устоявшимся в этнографической науке мнением, что чуваши и татары являются наследниками культуры Волжско-Камской Булгарии. Предполагаем, что можно говорить о некоторой взаимосвязи между этнодемографией муниципальных районов Ульяновской области и уровнем знаний в сфере этнографии, который выявлен по итогам анализа результатов Диктанта. Подтверждает наше наблюдение и то обстоятельство, что с наиболее трудным для учащихся заданием о расселении чувашей в большей степени справились именно в Цильнинском районе: на него грамотно ответили 44 % детей. Интересно, что в трех городских муниципальных образованиях (Димитровград, Новоульяновск и Ульяновск) правильный ответ о Сабантуе дали больше, чем в среднем по области, - 84, 93 и 89,7 % соответственно. Возможно, отчасти это связано с постепенной интернационализацией Сабантуя, превращением его в объект общегородской праздничной культуры. Развитая компетентность в сфере межэтнических коммуникаций обнаруживается у городской молодежи при ответе на вопрос о наиболее многочисленных народах. В трех городах удельный вес справившихся с этим вопросом превысил средний показатель и составил 76 % в г. Димитровграде, 82 % - в г. Новоульяновске и 78,1 % - в г. Ульяновске.
Резюме. Таким образом, исследование выявило определенную зависимость между этнокультурной компетентностью школьников и этническим составом муниципальных районов, в которых они проживают и обучаются. Особенно ярко она проявлялась при ответах на вопросы о праздничной культуре, Булгарском государстве, расположении поселений чувашей.
Анализ результатов Диктанта выявил интернационализацию такого элемента традиционной этнокультурной компетенции, как национальный праздник. Например, татарский Сабантуй превратился в объект общегородской праздничной культуры, о котором знают большинство школьников города, независимо от их этнической принадлежности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. -М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 376 с.
2. Дробижева Л. М. Этническая идентичность // Политическая идентичность и политика идентичности : в 2 т. Т. 1 : Идентичность как категория политической науки : словарь терминов и понятий / отв. ред. И. С. Семененко. - М. : РОССПЕН, 2012. - С. 130-134.
3. Дробижева Л. М., Рыжова С. В. Российская идентичность и межэтническая толерантность // Социальные факторы консолидации российского общества: социологическое измерение. - М. : Новый хронограф, 2010. - С. 116-135.
4. Идиатуллов А. К. Этнокультурная и религиозная ситуация в Цильнинском районе Ульяновской области // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 2. - С. 85-92.
5. Намруева Л. В. Современная молодежь и состояние калмыцкого языка (по итогам социологического анализа 2000-х гг.) // Российский академический журнал. - 2014. - № 1, т. 27. - С. 109-113.
6. Пантелеева М. В., Валеева Р. А. Формирование межкультурной компетенции в условиях поликультурного взаимодействия (на материале американских исследований) // Fundamental research. - 2014. - № 5. -Р. 854-859.
7. Положение о проведении областной образовательной акции «Краеведческий диктант» // Информационный портал Ульяновского областного отделения Русского географического общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.ulrgo.ru/news/16704.
8. Приложение. Уровни усвоения деятельности // Методические рекомендации по разработке ЭУМК [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cnit.mpei.ac.ru/fpkp/EUMK12/7_P.htm.
9. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / под. ред. В. А. Тишкова. - М. : Наука, 2011. - 462 с.
10. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М. : Ин-т психологии РАН ; Академический проект, 1999. - 320 с.
11. Титова Т. А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. - Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. - 254 с.
12. Хилханова Э. В. Факторы коллективного выбора языка и этнокультурная идентичность у современных бурят (дискурс-аналитический подход). - Улан-Удэ : ВСГАКИ, 2007. - 208 с.
13. Школы пустеют: число учащихся в Ульяновской области сократилось на 40 % [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.google.com/amp/73online.ru/amp/shkoly_pusteyut_chislo_ucha hsya_v_ulyanovskoy_oЫasti_sokratilo s_na_40-5 9857.
Статья поступила в редакцию 10.09.2019
REFERENCES
1. Drobizheva L. M. Social'nye problemy mezhnacional'nyh otnoshenij v postsovetskoj Rossii. - M. : Centr obshchechelovecheskih cennostej, 2003. - 376 s.
2. Drobizheva L. M. Etnicheskaya identichnost' // Politicheskaya identichnost' i politika identichnosti : v 2 t. T. 1 : Identichnost' kak kategoriya politicheskoj nauki : slovar' terminov i ponyatij / otv. red. I. S. Semenenko. - M. : ROSSPEN, 2012. - S. 130-134.
3. Drobizheva L. M., Ryzhova S. V. Rossijskaya identichnost' i mezhetnicheskaya tolerantnost' // Social'nye faktory konsolidacii rossijskogo obshchestva: sociologicheskoe izmerenie. - M. : Novyj hronograf, 2010. - S. 116-135.
4. Idiatullov A. K. Etnokul'turnaya i religioznaya situaciya v Cil'ninskom rajone Ul'yanovskoj oblasti // Vest-nik Chuvashskogo universiteta. - 2018. - № 2. - S. 85-92.
5. Namrueva L. V. Sovremennaya molodezh' i sostoyanie kalmyckogo yazyka (po itogam sociologicheskogo analiza 2000-h gg.) // Rossijskij akademicheskij zhurnal. - 2014. - № 1, t. 27. - S. 109-113.
6. Panteleeva M. V., Valeeva R. A. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii v usloviyah polikul'turnogo vzaimodejstviya (na materiale amerikanskih issledovanij) // Fundamental research. - 2014. - № 5. - R. 854-859.
7. Polozhenie o provedenii oblastnoj obrazovatel'noj akcii «Kraevedcheskij diktant» // Informacionnyj portal Ul'yanovskogo oblastnogo otdeleniya Russkogo geograficheskogo obshchestva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.ulrgo.ru/news/16704.
8. Prilozhenie. Urovni usvoeniya deyatel'nosti // Metodicheskie rekomendacii po razrabotke EUMK [Elek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://cnit.mpei.ac.ru/fpkp/EUMK12/7_P.htm.
9. Rossijskaya naciya: stanovlenie i etnokul'turnoe mnogoobrazie / pod. red. V. A. Tishkova. - M. : Nauka, 2011. - 462 s.
10. Stefanenko T. G. Etnopsihologiya. - M. : In-t psihologii RAN ; Akademicheskij proekt, 1999. - 320 s.
11. Titova T. A. Etnicheskie men'shinstva v Tatarstane: status, identichnost', kul'tura. - Kazan' : Izd-vo Ka-zanskogo gos. un-ta, 2007. - 254 s.
12. Hilhanova E. V. Faktory kollektivnogo vybora yazyka i etnokul'turnaya identichnost' u sovremennyh buryat (diskurs-analiticheskij podhod). - Ulan-Ude : VSGAKI, 2007. - 208 s.
13. Shkoly pusteyut: chislo uchashchihsya v Ul'yanovskoj oblasti sokratilos' na 40 % [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : https://www.google.com/amp/73online.ru/amp/shkoly_pusteyut_chislo_ucha hsya_v_ulyanov-skoy_oblasti_sokratilos_na_40-59857.
The article was contributed on September 10, 2019 Благодарность
Исследование выполнено в рамках проекта «Локусы социально-культурных ландшафтов в территориальных социально-экономических системах (на примере полиэтнич-ного Среднего Поволжья») (государственное задание № 31.8018.2017/БЧ (2017-2019)).
Acknowledgement
The research was carried out as part of "Loci of Socio-Cultural Landscapes in Territorial Socio-Economical Systems (as exemplified by multiethnic Middle Volga) (State Order № 31.8018.2017/БЧ (2017-2019)).
Сведения об авторах
Идиатуллов Азат Корбангалиевич - доктор исторических наук, профессор кафедры географии и экологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия; e-mail: [email protected]
Анисимова Елена Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры географии и экологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Idiatullov, Azat Korbangalievich - Doctor of History, Professor of the Department of Geography and Ecology, I. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Russia, Ulyanovsk; e-mail: [email protected]
Anisimova, Elena Yuryevna - Candidate of History, Associate Professor of the Department of Geography and Ecology, I. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Russia, Ulyanovsk; e-mail: [email protected]