Научная статья на тему 'Итоги большого этнографического диктанта'

Итоги большого этнографического диктанта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
687
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ / НАРОДЫ РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ И ДИАЛЕКТЫ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ РОССИИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ / AN EXTENSIVE ETHNOGRAPHIC DICTATION / THE PEOPLES OF RUSSIA / NATIONAL LANGUAGES AND DIALECTS / TRADITIONS AND CUSTOMS / ETHNIC RELATIONS / ETHNO-CULTURAL INTERACTION / THE ASSEMBLY OF PEOPLES OF RUSSIA / FEDERAL AGENCY ON AFFAIRS OF NATIONALITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронцов Владимир Степанович, Касимов Рустам Нуруллович, Черниенко Денис Аркадьевич

В статье подведены итоги Большого этнографического диктанта, состоявшегося по инициативе ряда общественных, научно-образовательных и государственных структур и направленного на определение уровня этнографической грамотности населения, а также популяризацию знаний об истории, культуре, традициях и обычаях народов Российской Федерации. Этнографический диктант вызвал большой интерес у россиян и граждан сопредельных стран: его участниками стали более 90 тысяч человек. Лидеры по количеству участников акции Оренбургская область и Удмуртская Республика; меньше всего участников зафиксировано в Курской и Калужской областях. В целом по стране средний балл за диктант составил 53,6 баллов из 100 возможных. Самый высокий средний бал среди регионов показали участники из Татарстана (77,4), самые низкие показатели зафиксированы в Амурской области (39,0). В целом жители национальных республик активней приняли участие в диктанте, их ответы оказались более полными, чем в других субъектах России. Диктант выявил существенные пробелы в этнографических познаниях населения страны, особенно среди молодого поколения. Молодые люди плохо знают традиции и обычаи народов России, особенности их материальной и духовной культуры, зачастую в их ответах присутствует элемент случайного угадывания. Идея и формат проведения первого этнографического диктанта получили в основном положительные отзывы. Организаторам научно-просветительской акции удалось не только выявить проблемные моменты, но и побудить многих людей к расширению своего этнографического кругозора. В заключение авторы предлагают ряд рекомендаций по совершенствованию организации и проведения большого этнографического диктанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воронцов Владимир Степанович, Касимов Рустам Нуруллович, Черниенко Денис Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE EXTENSIVE ETHNOGRAPHIC DICTATION

The article sums up the results of the Extensive Ethnographic Dictation which took place on the initiative of a number of public, scientific, educational and state institutions, and was aimed at determining the level of ethnographic literacy of the population as well as popularizing knowledge on history, culture, traditions and customs of the peoples of the Russian Federation. The ethnographic dictation aroused great interest among Russians and citizens of neighboring countries, more than 90 thousand people became its participants. The Orenburg region and the Udmurt Republic became leaders in the number of participants in the action; the least number of participants were recorded in the Kursk and Kaluga regions. The average score of the dictation in the country was 53.6 points out of 100 possible. The highest average score among the regions was shown by participants from Tatarstan (77.4), the lowest in the Amur region (39.0). In general, the residents of the national republics took an active part in the dictation; their answers were more complete than in other subjects of Russia. The dictation revealed significant gaps in the ethnographic knowledge of the country’s population, especially among the younger generation. Young people do not know well the traditions and customs of the peoples of Russia, the characteristic features of their material and spiritual culture, there was often an element of random guessing in their answers. The organization and holding of the first ethnographic dictation, in general, received positive appraisals. The organizers of the cultural and educational event managed not only to identify the problems, but also to encourage many people to expand their ethnographic horizons. In conclusion, the authors propose a number of recommendations for improving the organization and holding of a large-scale ethnographic dictation.

Текст научной работы на тему «Итоги большого этнографического диктанта»

И Н Ф О Р М А Ц И Я

УДК 39(470+571)

В. С. Воронцов, Р. Н. Касимов, Д. А. Черниенко

ИТОГИ БОЛЬШОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА*

В статье подведены итоги Большого этнографического диктанта, состоявшегося по инициативе ряда общественных, научно-образовательных и государственных структур и направленного на определение уровня этнографической грамотности населения, а также популяризацию знаний об истории, культуре, традициях и обычаях народов Российской Федерации. Этнографический диктант вызвал большой интерес у россиян и граждан сопредельных стран: его участниками стали более 90 тысяч человек. Лидеры по количеству участников акции - Оренбургская область и Удмуртская Республика; меньше всего участников зафиксировано в Курской и Калужской областях. В целом по стране средний балл за диктант составил 53,6 баллов из 100 возможных. Самый высокий средний бал среди регионов показали участники из Татарстана (77,4), самые низкие показатели зафиксированы в Амурской области (39,0). В целом жители национальных республик активней приняли участие в диктанте, их ответы оказались более полными, чем в других субъектах России. Диктант выявил существенные пробелы в этнографических познаниях населения страны, особенно среди молодого поколения. Молодые люди плохо знают традиции и обычаи народов России, особенности их материальной и духовной культуры, зачастую в их ответах присутствует элемент случайного угадывания. Идея и формат проведения первого этнографического диктанта получили в основном положительные отзывы. Организаторам научно-просветительской акции удалось не только выявить проблемные моменты, но и побудить многих людей к расширению своего этнографического кругозора. В заключение авторы предлагают ряд рекомендаций по совершенствованию организации и проведения большого этнографического диктанта.

Ключевые слова: большой этнографический диктант, народы России, национальные языки и диалекты, традиции и обычаи, межэтнические отношения, этнокультурное взаимодействие, Ассамблея народов России, Федеральное агентство по делам национальностей.

* Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательских работ в интересах Департаментов Минобрнауки России, номер проекта 28.4503.2017/5.3

4 октября 2016 г. в большинстве регионов Российской Федерации состоялась первая научно-просветительская акция «Большой этнографический диктант». Ее целью было определение уровня этнографической грамотности населения, качества знаний о народах, проживающих в нашей стране, об особенностях их материальной и духовной культуры. Организаторами диктанта выступили Федеральное агентство по делам национальностей Российской Федерации, Министерство национальной политики Удмуртской Республики, автономная некоммерческая организация «Ассамблея народов Удмуртии» при поддержке Общероссийской общественной организации «Ассоциация антропологов и этнологов России» и научном сопровождении Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая и Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. В ходе подготовки к диктанту большую организаторскую работу провели министр национальной политики Удмуртской Республики Л. Н. Буранова, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН академик В. А. Тишков, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН д. и. н., профессор В. Ю. Зорин, председатель Ассамблеи народов Удмуртии д. и. н., профессор РАН А. Е. Загребин и др.

Диктант проводился на принципах добровольности, открытости, доступности, единства времени, текста, порядка написания и проверки. Участниками стали жители России, независимо от пола, возраста (по Положению допускались лица от 15 лет), образования, социальной принадлежности, вероисповедания, владеющие русским языком.

Площадками для проведения диктанта в субъектах Российской Федерации преимущественно являлись учреждения культуры (библиотеки, дома культуры, дома дружбы, национальные центры и т. п.) и образования (школы, ссузы, вузы), давшие на это согласие. Задания диктанта в форме теста состояли из 30 вопросов и включали задания на проверку знаний по этнической географии, материальной культуре, обычаям, образу жизни, традиционной народной культуре, религиозным представлениям, языковой принадлежности народов России. На выполнение всех заданий отводилось 45 минут.

Можно констатировать, что Большой этнографический диктант состоялся и вызвал неподдельный интерес у россиян - мероприятие прошло в большинстве регионов страны на более 800 площадках. По уточненным данным, участников было свыше 90 тысяч человек, из них 43,5 тысяч писали диктант очно и 50 тысяч прошли онлайн-тестирование.

Центральной площадкой для проведения акции в Москве стала Российская государственная библиотека. Здесь Большой этнографический диктант написали руководитель ФАДН РФ И. В. Баринов, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В. В. Черников, и. о. директора Российской государственной библиотеки В. И. Гнездилов, председатель Комиссии по поддержке молодежных инициатив Общественной палаты РФ С. А. Тарбаев, а также известные ученые, журналисты, общественники и студенты.

Главной площадкой проведения диктанта в Удмуртии стал Дом Дружбы народов в Ижевске. В республике в акции участвовали руководитель Администрации Главы и Правительства УР А. И. Гальцин, министр национальной

политики УР Л. Н. Буранова, директор Дома дружбы народов Т. П. Боталова, представители Администрации города Ижевска, члены Молодежного парламента Удмуртии, активисты этнокультурных организаций, студенты вузов и ссузов.

«Это акция, которая в первый же год фактически стала международной, потому что помимо всех регионов России площадки были организованы в Турции и Швейцарии. Я думаю, она станет регулярной и ежегодной, и будет привлекать все больше и больше людей, чтобы мы интересовались друг другом и уважали друг друга. Это будет залогом мира и согласия в нашей многонациональной стране», - прокомментировал предварительные итоги И. В. Баринов.

Л. Н. Буранова отметила, что «Акция проводилась не для того, чтобы поставить «пятерки» или «тройки». Она была придумана, чтобы жители нашей страны обратили внимание на уникальность России как государства с многообразием народов и языков. Я надеюсь, что многие участники по всей России после диктанта пойдут в библиотеку или интернет и найдут ответы на вопросы, на которые не получилось ответить» [1].

Лидерами по количеству очных участников акции стали Оренбургская область (2884 чел.), Удмуртия (2621 чел.) и Вологодская область (1773 чел.); меньше всего участников зафиксировано в Республике Адыгея (102 чел.), Курской (72 чел.) и Калужской (33 чел.) областях. В целом по стране средний балл за диктант составил 53,6 из 100 возможных. По отдельным регионам самый высокий средний бал показали участники из Татарстана (77,4), Кабардино-Балкарии (73,8) и Смоленской области (71,9); самые низкие показатели зафиксированы в Амурской (39,0), Владимирской (41,1) и Томской (41,7) областях. Среди участников значительно преобладали женщины (70 %) и молодежь в возрасте до 30 лет до 80 %) - преимущественно старшеклассники, студенты средних и высших учебных заведений. Возможно, доля среднего и старшего поколений невелика ввиду проведения диктанта в рабочее время дня. В целом в акции активнее участвовали жители национальных республик, их ответы оказались более полными, чем в других субъектах России.

В целом в полученных ответах заметен некоторый «регионализм», т. е. с вопросами, более близкими по содержанию к территории проживания, участники справлялись гораздо лучше. Существенные затруднения вызывали многоответные вопросы, возможно, в силу сложной структуры ответа, когда предполагалось несколько вариантов правильного ответа, и большинство участников не смогли дать полностью правильные соотношения. Заметно отсутствие системности в знаниях большинства участников; присутствует элемент случайного угадывания (к этому располагает классический формат тестов); либо участники, даже набравшие высокие баллы (от 70 и выше) делали довольно грубые ошибки. Вызывают сомнения отдельные случаи 100-бальных ответов у 15-16-летних участников (возможно, на некоторых площадках отсутствовал должный контроль, и они прибегали к помощи электронных устройств при заполнении бланков заданий). Вместе с тем, несмотря на то, что диктант писало много молодежи, на бланках ответов фактически отсутствуют лишние надписи, рисунки и негативные отзывы, т. е. участники вполне серьезно отнеслись к проводимой акции.

Анализ итогов диктанта показал, что наибольшие трудности вызвали вопросы о количестве языков народов России (вопрос 3), столицах национальных республик (вопрос 4), Калмыкии как европейском регионе буддизма, возможно, в связи с ошибками в части бланков диктанта, где вместо Калмыкии значилась Чувашия (вопрос 7), территории проживания поморов (вопрос 13), древнейшей мечети на территории России (вопрос 15), народных промыслах (вопрос 19), национальной кухне (вопрос 21), национальных праздниках (вопрос 26) и др.

С другой стороны, к сюжетам, наиболее известным для участников диктанта, можно отнести: фрагмент Конституции (вопрос 1), союзные республики СССР (вопрос 9), имя и фамилия знаменитого русского этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая (вопрос 16), Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге (вопрос 17), пельмени (вопрос 23), Дед Мороз (вопрос 24). Скорее всего, эти познавательные элементы диктанта в наибольшей степени связаны с общекультурным уровнем человека и знаниями из школьной программы. Но здесь также можно наблюдать выраженную региональную специфику. Так, например, в Северо-Кавказском федеральном округе участники лучше справились с вопросами о языках и культурах своего региона, хуже - о составе славянских, тюркских и финно-угорских народов, православных странах. В свою очередь, в Уральском, Центральном и других округах наибольшие затруднения вызвали вопросы о языках народов Кавказа, Калмыкии как регионе буддизма и ряду других. В Сибирском округе прекрасно знают о пельменях и якутском национальном эпосе, но часто ошибаются в вопросах, связанных с языковым и религиозным разнообразием России.

В возрастных группах также наблюдалась некоторая специфика в уровне знаний: более качественные ответы давали представители средней возрастной категории (30-49 лет), заметно меньше этнографических знаний у молодежи (15-29 лет). Молодые люди плохо знают отдельные положения Конституции РФ (вопрос 1), названия столиц национальных республик (вопрос 4), особенности материальной и духовной культуры народов России (вопросы 18, 19, 21, 26, 27). Общими проблемными моментами для участников оказались многоответные вопросы, посвященные различным аспектам материальной культуры народов России и сопредельных стран.

Следует отметить и некоторые недочеты в методическом обеспечении диктанта:

- в ключах недостаточно четко были оговорены правила проверки;

- проверяющие в ряде случаев невнимательно подошли к «чтению» ключей, по которым проверялись работы;

- встречались ошибки в проверке работ (неправильно выставленные баллы);

- заметна тенденция к пропуску ответов (должна быть более четкая установка на заполнение всех позиций);

- присутствовали двойные и более ответы в одноответных по содержанию вопросах (особенности одноответных и многоответных вопросов должны быть более четко прописаны в условиях);

- в многоответных вопросах не предусмотрены «штрафы» (вычет баллов) за неверные ответы - в этих случаях баллы получал не только участник обладающий знаниями, но просто записавший много ответов (не исключено, что наугад);

- вопросы диктанта учитывают аспекты истории и культуры преимущественно народов Европейской части России, тогда как этнографии народов Азиатской части страны уделено недостаточно внимания и др.

Организация и проведение первого этнографического диктанта получили, в основном, положительные отзывы. В СМИ и социальных сетях его участники отмечали, что главная цель достигнута в полной мере: «Проведение Большого этнографического диктанта, безусловно, способствует формированию общероссийской гражданской идентичности. Подобные мероприятия очень важны в условиях современного поликультурализма и языкового многообразия».

Многих людей диктант заставил вспомнить знания, полученные еще в школе: «помню, как мы учили в школе названия 15 союзных республик - и про них вопрос был!», «...мотивирует восполнить эти пробелы, подтянуть знания, сегодняшняя акция понравилась». Других диктант побудил к расширению своего кругозора: «хочется узнать больше об этносах, которые живут в нашей стране», «багаж знаний о родной стране стал богаче», «захотелось найти единый источник знаний, откуда можно было бы почерпнуть информацию обо всех нациях и народностях России, заполнить пробелы о культуре наших соседей».

Уровень сложности вопросов оценивали по-разному, но в большинстве его называют интересным. Среди вопросов, привлекших наибольшее внимание - вопросы на сопоставления, национальная кухня и образ жизни коренных народов России: «раньше знали, что у нас много народов, языков, диалектов, но не предполагали, что настолько» [2]. Многие региональные организаторы и участники выразили надежду на то, что акция станет ежегодной и будет способствовать привлечению внимания к этнографическим знаниям и гармонизации межэтнических отношений в стране.

Вместе с тем, были отмечены и некоторые недочеты в ходе проведения диктанта. Так, в части бланков заданий Республика Калмыкия - единственный в Европе регион традиционного распространения буддизма отсутствовал, а в ключи для проверки данного вопроса была ошибочно записана Чувашия. Возникали некоторые проблемы с регистрацией на сайте диктанта, отмечались сбои в его работе, отмечены также нарекания на формализм и незаинтересованность в организации диктанта в отдельных регионах.

Но в целом, положительные отзывы и оценки, безусловно, доминируют. Технические погрешности воспринимаются как досадные недоразумения, допустимые в условиях первого проведения столь массовой акции. По мнению члена Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, В. Ю. Зорина, «Этнографический диктант продемонстрировал возросший интерес граждан к этнокультурной палитре своей родины. Это победа современной государственной национальной политики и этнографической науки...» [3].

В заключение приведем ряд рекомендаций, необходимых для дальнейшего совершенствования этнографического диктанта. На взгляд привлеченных к подведению общих итогов экспертов, необходимо:

- сохранить общий объем диктанта в 30 вопросов как оптимальный для выполнения в пределах заданного времени (45 минут);

- предусмотреть возможность включения в структуру диктанта открытых вопросов, ориентированных на самостоятельное формулирование мыслей (небольшие эссе), что больше соответствует формату диктанта, и/или предложить работу с заданным текстом;

- организаторам диктанта давать твердую установку на недопустимость использования участниками электронных устройств (гаджетов) при выполнении заданий;

- в формулировке заданий четко отмечать, является ли вопрос одноответным или многоответным;

- подготовить более сбалансированную тематику вопросов по регионам и территориям России;

- целесообразно условно разделить вопросы диктанта на тематические блоки, например: административно-территориальное устройство, языки, праздничная и календарная обрядность, обряды и традиции, национальная кухня и т.п.;

- учесть пожелания ряда организаторов и участников акции об обязательном включении в структуру диктанта регионального блока заданий об этнографии народов, проживающих в месте его проведения.

Второй Большой этнографический диктант пройдет 3 ноября 2017 г. накануне Дня народного единства. Такая информация была озвучена представителем от Удмуртии М. Ф. Фефиловым на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ [4]. Организаторы диктанта приглашают граждан России и сопредельных стран принять активное участие в познавательной научно-просветительской акции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Более 80 тысяч человек написали Большой этнографический диктант // Большой этнографический диктант. URL: http://miretno.ru/news/bolee_80_tysyach_chelovek_na-pisali_bolshoy_etnograficheskiy_diktant/ (дата обращения 17.05.2017)

2. Сложно и интересно. Россияне проверили свои этнографические познания на всероссийском диктанте // Национальный акцент. URL: http://nazaccent.ru/content/22042-slozhno-i-interesno.html (дата обращения 17.05.2017)

3. Свыше 80 тысяч человек приняли участие в Большом этнографическом диктанте // Национальный акцент. URL: http://nazaccent.ru/content/22041-svyshe-80-tysyach-chelovek-prinyali-uchastie.htm (дата обращения 17.05.2017)

4. Заседание Совета по межнациональным отношениям (выступление М. Фефилова) // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55109 (дата обращения 17.05.2017)

Поступила в редакцию 07.09.2017

Воронцов Владимир Степанович,

кандидат исторических наук, доцент, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: [email protected]

Касимов Рустам Нуруллович,

кандидат исторических наук, доцент, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: [email protected]

Черниенко Денис Аркадьевич,

кандидат исторических наук, доцент, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: [email protected]

V. S. Vorontsov, R. N. Kasimov, D. A. Chernienko The Results of the Extensive Ethnographic Dictation

The article sums up the results of the Extensive Ethnographic Dictation which took place on the initiative of a number of public, scientific, educational and state institutions, and was aimed at determining the level of ethnographic literacy of the population as well as popularizing knowledge on history, culture, traditions and customs of the peoples of the Russian Federation. The ethnographic dictation aroused great interest among Russians and citizens of neighboring countries, more than 90 thousand people became its participants. The Orenburg region and the Udmurt Republic became leaders in the number of participants in the action; the least number of participants were recorded in the Kursk and Kaluga regions. The average score of the dictation in the country was 53.6 points out of 100 possible. The highest average score among the regions was shown by participants from Tatarstan (77.4), the lowest -in the Amur region (39.0). In general, the residents of the national republics took an active part in the dictation; their answers were more complete than in other subjects of Russia. The dictation revealed significant gaps in the ethnographic knowledge of the country's population, especially among the younger generation. Young people do not know well the traditions and customs of the peoples of Russia, the characteristic features of their material and spiritual culture, there was often an element of random guessing in their answers. The organization and holding of the first ethnographic dictation, in general, received positive appraisals. The organizers of the cultural and educational event managed not only to identify the problems, but also to encourage many people to expand their ethnographic horizons. In conclusion, the authors propose a number of recommendations for improving the organization and holding of a large-scale ethnographic dictation.

Keywords: an extensive ethnographic dictation, the peoples of Russia, national languages and dialects, traditions and customs, ethnic relations, ethno-cultural interaction, the Assembly of Peoples of Russia, Federal Agency on Affairs of Nationalities.

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2017, vol. 11, issue 3, pp. 176-183. In Russian. REFERENCES

1. Bolee 80 tysyach chelovek napisali Bol'shoi etnograficheskii diktant [More than 80 thousand people have written the Extensive Ethnographic Dictation]// Bol'shoi etnograficheskii

diktant [The Extensive Ethnographic Dictation]. URL: http://miretno.ru/news/bolee_80_ tysyach_chelovek_napisali_bolshoy_etnograficheskiy_diktant/ (reference date 17.05.2017). In Russian.

2. Slozhno i interesno. Rossiyane proverili svoi etnograficheskie poznaniya na vserossiiskom diktante [Complicated but interesting. The Russians have checked their knowledge at the all-Russian dictation] // Natsional'nyi aktsent [The national focus]. URL: http://nazaccent. ru/content/22042-slozhno-i-interesno.html (reference date 17.05.2017). In Russian.

3. Svyshe 80 tysyach chelovek prinyali uchastie v Bol'shom etnograficheskom diktante [More than 80 thousand people took part in the Extensive Ethnographic Dictation]// Natsional'nyi aktsent [The national focus]. URL: http://nazaccent.ru/content/22041-svyshe-80-tysyach-chelovek-prinyali-uchastie.htm (reference date 17.05.2017). In Russian.

4. Zasedanie Sovetapo mezhnatsional'nym otnosheniyam (vystuplenieM. Fefilova) [The meeting of the Council on Inter-Ethnic Relations (the report by M. Fefilov)]// Prezident Rossii [The President of Russia]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55109 (reference date 17.05.2017). In Russian.

Received 07.09.2017

Vorontsov Vladimir Stepanovich

Candidate of Sciences (History), Associate Professor Udmurt Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of Russian Academy of Sciences 4, ul. Lomonosova, Izhevsk, 426004, Russian Federation e-mail: [email protected]

Kasimov Rustam Nurullovich

Candidate of Sciences (History), Associate Professor Udmurt Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of Russian Academy of Sciences 4, ul. Lomonosova, Izhevsk, 426004, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Chernienko Denis Arkadievich

Candidate of Sciences (History), Associate Professor Udmurt Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of Russian Academy of Sciences 4, ul. Lomonosova, Izhevsk, 426004, Russian Federation e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.