Научная статья на тему 'Принципы рациональной методики обучения иностранному языку студентов-нелингвистов'

Принципы рациональной методики обучения иностранному языку студентов-нелингвистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ / RATIONALIZATION OF LEARNING PROCESS / RATIONAL APPROACH / PRINCIPLES OF THE RATIONAL METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефёдов Олег Владимирович

Переход на систему обучения, соответствующую стандартам Болонского процесса, выдвигает новые требования к преподаванию иностранных языков в нелингвистических вузах. Одним из продуктивных путей достижения цели обучения иноязычной коммуникации студентов-нелингвистов может быть использование рациональной методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Rational Methods of Teaching a Foreign Language Non-linguistic Students

The transition to educational system complying with the Bologna process standards sets new requirements for foreign language teaching in non-linguistic universities. One productive way to achieve the goal of teaching a foreign language communication non-linguistic students can be the use of rational method of forming foreign language communicative competence.

Текст научной работы на тему «Принципы рациональной методики обучения иностранному языку студентов-нелингвистов»

УДК 372.881.1 + 37.091.212 ББКШ12р

ГСНТИ 14.35.09

Код ВАК 13.00.02

Нефёдов Олег Владимирович,

старший преподаватель (английский язык), Пятигорский филиал Российского государственного торговоэкономического университета; 357500, г. Пятигорск, Кучуры, 8; nefyodoff@mail.ru.

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рационализация процесса обучения; рациональный подход; принципы рациональной методики.

АННОТАЦИЯ. Переход на систему обучения, соответствующую стандартам Болонского процесса, выдвигает новые требования к преподаванию иностранных языков в нелингвистических вузах. Одним из продуктивных путей достижения цели обучения иноязычной коммуникации студентов-нелингвистов может быть использование рациональной методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Nefyodov Oleg Vladimirovich,

Senior Lecturer (the English Language), Pyatigorsk Branch of the Russian State University of Trade and Economics.

PRINCIPLES OF RATIONAL METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE NON-LINGUISTIC STUDENTS

KEY WORDS: rationalization of learning process; rational approach; principles of the rational method.

ABSRACT. The transition to educational system complying with the Bologna process standards sets new requirements for foreign language teaching in non-linguistic universities. One productive way to achieve the goal of teaching a foreign language communication non-linguistic students can be the use of rational method of forming foreign language communicative competence.

П

ереход на двухуровневую систему образования, состоящую из бакалавриата и магистратуры, открывает перед российскими студентами возможность планировать свою образовательную траекторию, включающую обучение в университетах Европы, зарубежные стажировки в профессионально интересных вузах и широкие возможности послевузовского трудоустройства. В условиях реализации идей Болонской конвенции очевидно, что обеспечение академической мобильности студентов и их конкурентоспособности на мировом рынке возможно лишь при условии владения ими иностранным языком на компетентностном уровне.

Обучение иностранным языкам студен-тов-нелингвистов (будущих инженеров, экономистов, юристов, специалистов сельского хозяйства и др.) в вузах нелингвистического профиля связано с определенными трудностями. Традиционная для российского образования методика преподавания иностранного языка в нелингвистических вузах обеспечивала владение навыками чтения и перевода на достаточно высоком уровне, что позволяло студентам пользоваться информацией для профессиональных целей, т. е. реализовать только информативную функцию языка.

В современных условиях развития национальной экономики и международного сотрудничества в различных ее областях от выпускников нелингвистических вузов требуется владение иноязычной коммуника-© Нефёдов О. В., 2013

тивной компетенцией на достаточном уровне, позволяющем вести межкультурное устное и письменное общение в сфере социальной и профессиональной деятельности.

Формирование таких профессиональных качеств выпускников неязыковых вузов требует интенсификации учебного процесса. При разработке технологии интенсификации следует учитывать, что у некоторых студентов-первокурсников качество языковой подготовки по иностранному языку соответствует базовым требованиям подготовки выпускников общеобразовательной школы. Разноуровневая языковая подготовка и отсутствие школьной базы отрицательно влияют на процесс овладения иностранным языком на всех этапах обучения, и особенно на начальном этапе. Важно также подчеркнуть, что обучению продуктивному владению иностранным языком, в том числе профессионально ориентированному, препятствует дефицит аудиторных часов, что неоднократно подчеркивалось в публикациях, посвященных проблемам обучения иностранным языкам студентов-нелинг-вистов.

Нет сомнения в том, что владение иностранным языком на компетентностном уровне основывается на фундаментальных знаниях, дефицит которых обнаруживается у студентов-первокурсников. В связи с этим представляется необходимым использовать рациональный подход к организации учебного процесса именно на первом курсе как учитывающий дефицит аудиторных часов

и позволяющий качественно поднять уровень владения иностранным языком студентами для дальнейшего овладения профессиональной коммуникативной компетенцией.

Рациональный подход к обучению иностранным языкам студентов-нелингвистов может быть реализован посредством внедрения рациональной методики, позволяющей приблизить уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией к требованиям международного стандарта. Полагается, что основными принципами рациональной методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции должны быть следующие:

• Принцип рационального сочетания компонентов содержания обучения.

При определении основных положений рационального подхода к обучению студен-тов-нелингвистов следует уточнить компонентный состав содержания обучения иностранному языку и разработать современные средства и методы обучения в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования. Изменения должны коснуться аспектов содержания, выделенных И. Л. Бим, а именно: материального аспекта содержания обучения (единицы языка и речи); идеального аспекта содержания обучения (темы, проблемы, предметы речи); процессуально-деятельностного аспекта содержания обучения (речевые действия с указанными выше единицами в целях решения учебно-познавательных и коммуникативных задач); мотивационного и ценностно-ориентационного аспекта содержания обучения (чувства и эмоции, вызываемые взаимодействием выделенных компонентов содержания) (1).

Характер и объем содержания обучения на начальном этапе в неязыковом вузе должен учитывать стартовый уровень обученности и специфику профессиональной подготовки будущего специалиста. Поскольку студенты-первокурсники имеют разный уровень языковой подготовки, на начальном этапе обучения следует уделить особое внимание формированию лингвистической компетенции. Владение студентами лингвистической компетенцией является основой формирования иноязычной коммуникативной компетенции, которая, как известно, имеет многокомпонентный состав и включает в себя лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, дискурсивную, стратегическую, социальную, прагматическую компетенции. Поскольку приобретение лингвистической компетенции является основой для владения иноязычной коммуникативной компе-

тенцией, представляется важным формировать у студентов все ее компоненты, рационально сочетая обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму).

Рациональная методическая концепция требует разработки рациональных средств обучения. Мы полагаем, что таким средством обучения может быть электронный учебник, построенный по принципу гипертекста, что позволяет рационально организовать учебный материал. Гипертекст считается универсальной технологией, использование которой не зависит от специфики образовательной области. Это емкая технология, вмещающая в себя практически все разрозненные методы хранения и представления информации. Практика обучения иностранным языкам показывает, что овладение материалом, организованным в учебнике по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание. Гипертекст, примененный на практическом занятии, дает обучающимся динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяет реализовать как самостоятельную работу, так и активные действия обучающихся в аудитории. Повышается роль самостоятельной работы, которая, как и весь учебный процесс, должна стать проблемно ориентированной, включать дифференцированные, вариативные задания, максимально учитывающие индивидуальные возможности, потребности и интересы студентов, побуждать их к активной творческой учебно-познавательной и учебнопрофессиональной деятельности, способствующей развитию потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии.

• Принцип учета разноуровневой языковой подготовки студентов-первокурсников.

Практика преподавания иностранных языков на начальном этапе в нелингвистическом вузе показывает, что для многих студентов овладение даже программным минимумом является затруднительным, поскольку уровень владения иностранным языком у них ниже базового, определенного федеральным государственным стандартом среднего общего образования. Это объясняется тем, что последние годы учебы в общеобразовательной школе все усилия учащиеся направляют на изучение тех предметов, которые будут выбраны ими для сдачи единого государственного экзамена с целью поступления в избранное высшее учебное заведение. В перечень предметов для сдачи ЕГЭ учащихся, поступающих в нелингвистические университеты, иностранный язык, как правило, не входит,

и поэтому они не уделяют должного внимания его изучению.

В связи с этим для начального этапа обучения следует разработать определенные средства обучения, позволяющие студенту начального этапа обучения достичь базового уровня владения иностранным языком, соответствующего требованиям программы, и повышенного уровня для амбициозных студентов, ставящих перед собой более высокие цели. Студенты, как правило, имеют разный уровень мотивации. Одни полагают, что им достаточно владеть умением читать и извлекать профессионально значимую информацию из аутентичных текстов, другие хотят развить способность участвовать в международных проектах в разных сферах экономики или продолжить обучение в зарубежных университетах. Уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией таких студентов должен позволить им не только общаться со своими сверстниками и преподавателями, но и овладевать знаниями в области своей будущей профессии.

• Принцип рационального сочетания аудиторной и самостоятельной работы.

При реализации образовательного процесса в высшей школе возникают трудности, вызванные существенным изменением соотношения часов аудиторной и самостоятельной работы в сторону увеличения часов, отводимых на самостоятельную работу. В условиях начального этапа обучения не следует забывать об одной из приоритетных тенденций высшего профессионального образования - организации самообучения. Аудиторная работа должна быть ориентирована на обучение студентов базовым компетенциям, позволяющим в дальнейшем приобретать знания самостоятельно в соответствии с реальными потребностями в социальной и профессиональной деятельности компетентного специалиста.

В связи с этим для эффективной самостоятельной работы студентов следует создать все необходимые условия, учитывающие разный уровень языковой подготовки, их прагматические интересы, мотивацию. Другими словами, мы должны обеспечить студентов информационным материалом и обучающими средствами, повышающими уровень владения лингвистической компетенцией (фонологической, лексической, грамматической); рационально распределить информационный материал, изучаемый языковой и речевой материал и обучающие средства в соответствии с содержанием каждого модуля учебника; создать банк контрольно-измерительных материалов для самоконтроля и самообучения.

Подчеркнем, что в самостоятельной деятельности проявляется автономия студента, поэтому одним из приоритетных принципов рациональной методической концепции должен стать принцип учета автономии студента.

• Принцип учета автономии студента.

На каждом уровне образования (бакалавриат, магистратура) студент планирует свою образовательную траекторию, обусловленную мотивом, направляющим деятельность к достижению определенной цели, в том числе обучения и зарубежных стажировок в профессионально интересных для студента вузах. Концепция автономии обучающегося играет важную роль в обучающем процессе. Для того чтобы помочь студенту достичь своей цели, необходимо повысить уровень его учебной автономии.

Содержание понятий «learner autonomy», «autonomous learner» раскрывается во многих психолого-педагогических работах. Автономная личность понимается как субъект активности, способный быть целеполагающим, ответственным при осуществлении принятых самостоятельно решений, обладающий «внутренними резервами», детерминирующими собственное развитие. Такая личность рассматривается в следующих аспектах: саморегуляция и самодетер-минация личности студента, реализующиеся в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия; самоактуализация, предполагающая присутствие осознанной ответственности за свои действия, поступки, понимание индивидом значимости своей личности и постоянное стремление к собственно личностному развитию; самоконтролирование, заключающееся в самостоятельности, независимости и активности студента в достижении поставленных целей, в осознании необходимости личностного роста (4).

Рациональный подход к обучению предполагает создание всех необходимых условий для повышения уровня учебной автономии студента. Ее проявлению в учебном процессе должны способствовать современные средства обучения, разработанные в контексте рационального подхода и учитывающие особенности студенческого возраста.

Известно, что в студенческом возрасте резко активизируется ценностно-ориентационная деятельность, выступающая в виде единства взглядов, отношений, одобрения целей выполняемой деятельности. Студент как субъект учебной деятельности не просто строит общую картину мира, но вырабатывает собственное отношение ко всему, что

знает и видит, «поэтому в его умственной деятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность. В этом возрасте отмечается улучшение коммуникативности, большая дифференцирован-ность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции» (6, а 100).

Для реализации поставленных целей мы должны создать благоприятные внешние условия, отвечающие внутренним устремлениям студентов, связанным с овладением иностранным языком и культурой; актуализировать личностные и профессиональные потребности студентов в изучении иностранного языка и культуры; развить метакогнитивные стратегии студентов по овладению иностранным языком; развить компетенции самообучения. Основными средствами обучения на занятиях в аудитории должны стать интерактивные технологии прагматизации речи, к которым можно отне-

сти проблемные коммуникативные задачи, «SWOT-анализ», адаптированный к условиям обучения студентов-нелингвистов вне аутентичной языковой среды (1), позволяющий провести своеобразные кросс-культурные параллели, обеспечивающие связь учебной иноязычной деятельности в аудитории с внешними реалиями, установить цепочки связей изучаемого материала с жизненными явлениями вне аудитории.

Также эффективным представляется использование специальным образом организованных тренингов иноязычного общения, основанных на диалогизации взаимодействия, равноправных полноценных межличностных отношениях, личностной вовлеченности, т. е. коммуникативных интерактивных мероприятий, симулирующих реальную жизненную ситуацию в определенной профессиональной социосфере, максимально приближенную к аутентичной и предполагающую активное воздействие на обучаемого путем тренировки заданного языкового и речевого материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышников Н. В., Шевченко Т. Д. Технология «SWOT» анализ как средство обучения иноязычной речи / / Иностр. языки в школе. 2011. № 9.

2. Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования / / Иностр. языки в школе. 2005. № 8.

3. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М. : Диалектика-Вильямс, 2009.

4. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историкокритический анализ. Современная психология мотивации. М. : Смысл, 2002.

5. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2002.

6. Щербакова М. В. Организация процесса усвоения иностранного языка на основе изучения индивидуально-личностных особенностей студентов // Лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2005. № 1.

7. Briggs M. I., McCaulley M. H., Quenk N. L., Hammer A. L., Mitchell W. D. MBTI Step III Manual: Exploring Personality Development Using the Myers-Briggs. Type Indicator Instrument. Consulting Psychologists Press, 2009.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. В. Барышников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.