Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ'

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерфейс / информационная платформа / образовательная платформа / образовательный портал / принципы графического интерфейса / разработка интерфейса / interface / information platform / educational platform / educational portal / principles of graphical interface / interface development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салдаева Анастасия Александровна, Белаш Виктория Юрьевна

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, все высшие учебные заведения обязаны внедрять современные информационные технологии в образовательный процесс. В связи с этим поднимается вопрос о создании современного информационно-образовательного портала для обучения студентов. Поэтому проблема разработки качественного графического интерфейса при проектировании образовательного портала имеет особое значение. От разработанного графического интерфейса зависит эффективность работы всей платформы, поэтому были изучены понятия графического интерфейса. В статье рассмотрены основные принципы создания интерфейсов UI/UX разработчиков. Изучены следующие принципы: принцип KISS, стабильность против тренда, баланс важного/неважного, кошелек Миллера, мостовые перила и принцип Гештальта. На основе проведенного анализа спроектирован графический интерфейс разрабатываемого программного продукта, который позволит грамотно организовать работу информационнообразовательной платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to federal state educational standards, all higher education institutions are required to introduce modern information technologies into the educational process. In this regard, the issue of creating a modern information and educational portal for teaching students is being raised. Therefore, the problem of developing a high-quality graphical interface when designing an educational portal is of particular importance. The efficiency of the entire platform depends on the developed graphical interface, so the concepts of the graphical interface have been studied. The article discusses the basic principles of creating UI/UX interfaces for developers. The following principles have been studied: the KISS principle, stability against the trend, the balance of important/unimportant, Miller's purse, bridge railings and the Gestalt principle. Based on the analysis carried out, the graphical interface of the software product being developed has been designed, which will allow to competently organize the work of the information and educational platform.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ»

знаний» и «системы предметных действий». Основой «системы предметных знаний» являются основные знания, полученные за время изучения темы по математике, необходимые для успешного обучения и дополнительные и углубленные знания по изучаемой теме. Основой «системы предметных действий» являются сформированные универсальные учебные действия, соответствующие изучению данной темы по математике и сформированные универсальные учебные действия, полученные при изучении смежных предметов.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, навыки самостоятельного контроля, оценки система школьного образования.

Annotation. The development of personality in the school education system is provided, first of all, through the formation of universal educational actions (UDS), which act as an invariant basis of the educational and educational process. The formation of the UUD is carried out in the process of studying algebraic material in mathematics lessons. An important point in the formation of regulatory universal actions are the subject results in mathematics in the study of algebraic material, which are a set of "systems of subject knowledge" and "systems of subject actions". The basis of the "system of subject knowledge" is the basic knowledge gained during the study of the topic in mathematics, necessary for successful training and additional and in-depth knowledge on the topic under study. The basis of the "system of subject actions" are formed universal educational actions corresponding to the study of this topic in mathematics and formed universal educational actions obtained in the study of related subjects.

Keywords: universal learning activities, self-control skills, evaluation of the school education system.

Литература:

1. Ботвинева, Н.Ю. Формирование универсальных учебных действий при обучении математике в начальной школе / Н.Ю. Ботвинева // Сборник научных статей. VII Международной научно-практической конференции «Мировая и российская наука: области развития и инноваций». -М.: Изд-во «Перо», 2022. - С. 31-34

2. Ботвинева, Н.Ю. Диагностика уровня сформированности познавательной самостоятельности студентов педагогических специальностей / Н.Ю. Ботвинева // Молодежь и образование XXI века: материалы XVIII региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых (17 апреля 2020 г., Ставрополь, СГПИ) / под редакцией М.Ю. Чотчаевой, Д.В. Пикалова, Д.Б. Лугового. - Ставрополь. - С. 63-68: Изд-во СГПИ, 2020. - 449 с.

3. Коровкина, Н.И. Формирование и оценка универсальных учебных действий обучающихся посредством организации индивидуальной проектной деятельности / Н.И. Коровкина // Образование. Карьера. - 2019. - № 1 (60). -С. 21-25

4. Мун, В. Уровни эмоционального интеллекта / В. Мун. - 2022. - URL :https://inbrain.top/eq/uroven-emocionalnogo-intellekta.html

5. Малякова, Н.С. Паспорт профессиональной педагогической компетенции по формированию регулятивных УУД обучающихся / Н.С. Малякова // Методист. - 2017. - №3. - С. 60.

6. Некрасова, Г.Н. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в школьном технологическом образовании / Г.Н. Некрасова // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2020. - № 4. -С. 23-32

7. Организация и проведение оценки сформированности УУД. Методические рекомендации. - Бкатеринбург, 2015.

8. Хинчин, А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Повышение эффективности обучения математике в школе / А.Я. Хинчин. - Москва: Просвещение, 2019. -231 с.

9. Чарнецкая, Ж. Расскажите учителям, как формировать регулятивные УУД. 16 новых приемов / Ж. Чарнецкая // Справочник заместителя директора школы. - 2019. - №8. - С. 58.

УДК 378.4:004

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ИНФОРМАЦИОННО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ

Салдаева Анастасия Александровна студентка

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга);

Белаш Виктория Юрьевна кандидат педагогических наук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

Постановка проблемы. С каждым годом уровень цифровизации общества становится все выше, люди расширяют диапазон приложений, которыми пользуются ежедневно. Поэтому неотъемлемой частью каждого программного продукта является правильно спроектированный графический интерфейс, который будет способствовать удобной, качественной и интуитивно понятной работе с ним.

Развивается и сфера образования, подразумевающая внедрение информационных технологий в образовательный процесс для расширения возможностей обучающихся в различных образовательных учреждениях. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, высшие учебные заведения обязаны применять компетентный поход к образованию и внедрять инновационные образовательные технологии, которые в итоге должны привести к повышению практической и теоретической подготовки студента при выпуске.

В связи с этим работа с учебно-методическими пособиями должна своевременно переходить в электронный формат. Для более удобного, понятного взаимодействия с учебно-методическими пособиями по информационно-коммуникационным технологиям, предлагается разработать платформу, на которой смогли бы работать как преподаватели, так и обучающиеся.

Изложение основного материала исследования. Образовательная платформа под названием «Информационно-коммуникационные технологии» будет объединять в себе непосредственно работу с учебно-методическими пособиями, выполнение и отображение последних опубликованных заданий, выставление оценки, а также отображение обратной связи

от преподавателя по выполненным работам. Помимо этого предусмотрен целый блок дополнительных заданий по следующим темам:

¡.Обработка текстовых документов.

1.1. Списки.

1.2. Таблицы.

1.3. Графические объекты.

1.4. Многостраничные документы.

2. Обработка документов в табличной форме.

2.1. Формулы и функции.

2.2. Диаграммы и графики.

2.3. Сортировка, фильтрация, условное форматирование.

3. Работа с презентациями.

3.1. Анимация и триггеры.

3.2. Технологические приемы.

4. Работа с информацией в сети Интернет.

4.1. Электронные социальные сервисы.

4.2. Электронные библиотеки.

4.3. Системы электронного документооборота.

4.4. Электронные сервисы для представления информации в графическом виде.

5. Тестирования по дисциплине «ИКТ».

5.1. Данные и информация.

5.2. Измерение информации.

5.3. Кодирование информации.

5.4. История развития ЭВМ.

5.5. Операционная система.

5.6. Файловая система.

5.7. Программное обеспечение.

5.8. Компьютерное моделирование.

Для разработки информационно-образовательной платформы необходимо учесть все особенности взаимодействия с ней как обучающихся, так и преподавателей и администраторов.

Разберем подробнее такое понятие как пользовательский интерфейс. Данное понятие имеет достаточно широкий круг определений, так как относится к разным областям его реализации. Обратимся непосредственно к графическому пользовательскому интерфейсу (Graphical User Interface) - это графический элемент взаимодействия между человеком и программой посредством списков, кнопок, значков и других элементов, упрощающих визуальное взаимодействие с программным продуктом [1,5].

Рассмотрим основные требования, значимые для UI/UX разработчиков. Принципы, которых стоит придерживаться, основываются на выводах из исследований многих психологов и рекомендациях дизайнеров [3].

Принцип KISS - основной принцип проектирования, который построен на простоте, то есть чем проще, тем лучше. Смысл данного принципа заключается в том, чтобы при работе с платформой у пользователя возникало как можно меньше вопросов, а значит и тратилось меньше времени на работу с программой, что позволит повысить эффективность работы. Пример интуитивно понятно графического интерфейса представлен ниже (рис. 1).

УГ^НлГ^ калужским государственный университет К*—

им. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

243023,г. Калуга,ул.Степана Разина,26 +7(4842)57-61-20- приёмная реетвра +7(4842)57-44-41 - приёмная комиссия

Приемная комиссия

Дополнительное образование

Университетская клиника

Сведения об образовательной организации Абитуриенту

Студенту

Выпускникам Контакты

Рисунок 1. Пример интуитивно понятного графического интерфейса

Следующий принцип - «Стабильность против тренда». Суть данного правила заключается в том, чтобы использовать при разработке уже проверенные временем элементы, а не совершенно новые, модные и сложные. Если придерживаться

данного принципа, то можно избежать проблем неудобства и непонимания элементов графического интерфейса, что избавит от проблемы «блуждания» по порталу [2, 4].

«Баланс важного/неважного» - при работе с графическим интерфейсом любой дизайнер должен понимать и отличать главную информацию от второстепенной, чтобы не перегружать его. Главные элементы должны быть расположены в центральной части, выделяться и позволять быстро ориентироваться в информации, представленной на платформе.

«Кошелек Миллера» - принцип, который говорит о том, что нельзя в одном функциональном блоке выделять больше 7 элементов, иначе пользователь не сможет удерживать долго внимание и запоминать информацию с этой страницы. Для этого рекомендуется разделять весь портал на небольшие функциональные блоки, которые содержат определенную информацию, но опять же не больше 7 элементов. Например, на сайте КГУ им. К.Э. Циолковского (рис. 2) представлено 7 ключевых элементов, которые интуитивно понятны и позволяют быстро и просто найти нужную информацию на сайте.

Добро пожаловать в КГУ!

Море увлекательных мероприятий, дружный студенческий коллектив ждут Вас!

Сведения об образовательной организации

Абитуриенту V Студенту Наука V Выпускникам Контакты V

Рисунок 2. Пример графического интерфейса КГУ имени К.Э. Циолковского

Часто применяется принцип «Мостовые перила», который предупреждает пользователя от случайных действий, которые могут привести к неисправному результату. В таком случае дизайнеры обычно применяют всплывающие окна или сообщения, предупреждающие об ошибке или ограничениях. Например, популярная социальная сеть ВКонтакте использует «мостовые перила» (рис.3), когда пользователь хочет удалить ту или иную переписку. Только после подтверждения действия диалог удалится, это позволяет избежать случайного удаления.

Удалить все сообщения X

Вы действительно хотите удалить всю переписку с этим

пользователем?

Отменить это действие будет невозможно

Отмена

Рисунок 3. Пример "мостовых перил" социальной сети ВКонтакте

И последний принцип Гештальта. По исследованиям психологов было выявлено, что человеческий мозг воспринимает большой объем информации, если он хорошо структурирован, разбит на разделы и приведен к самому простому виду в общей картине. Например, если бы информация по сессиям институтов была сжата, не разделена на курсы и не выделена голубым цветом, то восприятие было бы довольно сложным (рис. 4).

Институт естествознания

* Ъ курс зимняя сессия (расписание занятий)

* Ъ курс зимняя сессия (расписание экзаменов)

Институт истории и права

* 3-4 курс зимняя сессия (расписание занятий)

* 3-4 курс зимняя сессия (расписание экзаменов)

Рисунок 4. Пример структурирования информации на сайте

При анализе вышеперечисленных принципов был спроектирован графический интерфейс (рис.5) главной страницы информационно-образовательного портала по информационно-коммуникационным технологиям.

После регистрации на платформе пользователю будет предложено пройти входное тестирование, которое определит уровень знаний и по результатам будут предложены работы для выполнения по определенным темам.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Входное тестирование

/ ч / ч / ч / ч /

Обработка

текстовых

документов

Работа с презентациями

Обработка у документов в ^ табличной форме у

ч /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа с Ч информацией с / сети интернет Ч

Итоговое тестирование

Рисунок 5. Графический интерфейс информационно-образовательной платформы "ИКТ"

Выводы. Предложенный интерфейс разделяет зоны внимания пользователя, благодаря чему сразу понятно, что следует выполнять очередным шагом. В правом верхнем углу есть значок перехода на личную страницу, где будет отображаться не только вся персональная информация, но и оценки за выполненные задания и результаты тестирования. Также с главной страницы будет доступна навигация по порталу: полезные материалы, последние новости, игры, чат с другими участниками курса и блоки по темам.

Аннотация. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, все высшие учебные заведения обязаны внедрять современные информационные технологии в образовательный процесс. В связи с этим поднимается вопрос о создании современного информационно-образовательного портала для обучения студентов. Поэтому проблема разработки качественного графического интерфейса при проектировании образовательного портала имеет особое значение. От разработанного графического интерфейса зависит эффективность работы всей платформы, поэтому были изучены понятия графического интерфейса. В статье рассмотрены основные принципы создания интерфейсов UI/UX разработчиков. Изучены следующие принципы: принцип KISS, стабильность против тренда, баланс важного/неважного, кошелек Миллера, мостовые перила и принцип Гештальта. На основе проведенного анализа спроектирован графический интерфейс разрабатываемого программного продукта, который позволит грамотно организовать работу информационно-образовательной платформы.

Ключевые слова: интерфейс, информационная платформа, образовательная платформа, образовательный портал, принципы графического интерфейса, разработка интерфейса.

Annotation. According to fédéral state educational standards, ail higher éducation institutions are required to introduce modem information technologies into the educational process. In this regard, the issue of creating a modem information and educational portai for teaching students is being raised. Therefore, the problem of developing a high-quality graphical interface when designing

an educational portal is of particular importance. The efficiency of the entire platform depends on the developed graphical interface, so the concepts of the graphical interface have been studied. The article discusses the basic principles of creating UI/UX interfaces for developers. The following principles have been studied: the KISS principle, stability against the trend, the balance of important/unimportant, Miller's purse, bridge railings and the Gestalt principle. Based on the analysis carried out, the graphical interface of the software product being developed has been designed, which will allow to competently organize the work of the information and educational platform.

Keywords: interface, information platform, educational platform, educational portal, principles of graphical interface, interface development.

Литература:

1. Власова, H.C. Подходы к проектированию интерфейсов информационно-образовательных сред / Н.С. Власова, T.B. Чернякова, А.О. Прокубовская // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 153-158

2. Лукьянов, Д.В. Разработка графического пользовательского интерфейса / Д.В. Лукьянов // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. - 2012. - № 15,- С. 276-283

3. Пеньшина, Д.С. Использование принципов UX/UI дизайна при разработке пользовательского интерфейса / Д.С. Пеньшина, А.В. Свищев // Моя профессиональная карьера. - 2023. - Т. 3, № 48. - С. 191-198

4. Смирнова, М.В. Основные принципы и правила разработки графического пользовательского интерфейса / М.В. Смирнова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-2. - С. 88-93

5. Черный, Д.В. Исследование и разработка современных веб-приложений для образовательных платформ / Д.В. Черный. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 20 (467). - С. 31-34. - URL: https://moluch.ru/archive/467/102664/ (дата обращения: 04.12.2023)

УДК 378.2

ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Трифонова Ксения Дмитриевна студентка 4 курса ПО-ИЗО-20.02 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном обществе происходит множество изменений, сопровождаемых кризисными явлениями; развитием цифровых технологий, которые способствуют отстранённости подрастающего поколения от живого общения, что приводит к психологическим травмам и нарушениям. Поэтому очень важно развивать в обучающихся эмоциональную устойчивость, эмоциональное восприятие.

Проблема эмоционального развития у обучающихся принадлежит к числу важнейших проблем в современном воспитании. Ведь человек, который способен проявлять сочувствие, переживание и заботиться о ближнем, может легко наладить контакт с окружающими. Это сформированная и гармоничная личность, которая будет более устойчива к внешним и внутренним факторам стресса и негатива. Так же очень важно, чтобы обучающийся мог понимать и контролировать свои собственные эмоции и чувства.

В этой связи значимость развития эмоционального восприятия средствами изобразительного искусства в становлении личности является актуальным вопросом художественного образования на сегодня.

Изложение основного материала исследования. Проблема эмоционального восприятия не нова. Ею занимались Л.А. Алексеева, П.К. Анохина, Н.Я. Грот, O.A. Денисова, Д.И Додонов, A.M. Щетинина и другие. Все перечисленные исследователи рассматривали проблему эмоционального восприятия с различных сторон.

Так, A.M. Щетинина в своих исследованиях указывает на то, что при считывании эмоционального состояния людей обучающиеся первоначально ориентируются на мимику человека; на выражения глаз, и расположения рта [10].

В исследованиях O.A. Денисовой и О.Л. Лехановой рассматривались вопросы умений школьников обозначать словесно эмоциональные состояния, составлять рассказ о своих эмоциональных состояниях и других людей, персонажей литературных произведений [7].

Таким образом, процесс развития эмоционального восприятия исследовался через всевозможные средства, среди которых занимает свое передовое место искусство.

Использование искусства в качестве эффективного средства направленного на развитие эмоционального восприятия обучающихся находит отражение в государственных стратегических документах и программах (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция развития образования в сфере искусства и культуры в Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г., Концепция художественного образования, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы и др.).

Основным ориентиром в работе с обучающимися, являются образовательные программы, где приоритетной задачей является - развитие эмоционального восприятия обучающихся различными средствами изобразительного искусства и видами (живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок).

Рисунок является основой изобразительной деятельности, поэтому нами была проанализирована программа обучения Рисунку в дополнительном образовательном учреждении детской школе искусств «Гармония» г. Тюмени [9].

В программе мы рассмотрели возможность использования графического портрета с целью развития эмоционального восприятия обучающихся, потому как именно изображение человека, его лица с особенностями мимики могут содействовать эффективности такого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.