Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА'

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЛАТФОРМА / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачёв Егор Викторович, Белаш Виктория Юрьевна

Интенсивное развитие информационных технологий привело к их активному внедрению в образовательный процесс. Использование веб-сайтов в данной сфере стало одним из инструментов эффективной образовательной деятельности. Однако, при создании подобных программных продуктов следует помнить об особенностях размещения элементов интерфейса и контента для качественной работы пользователя. Целью данной статьи является изучения особенностей проектирования веб-ресурсов для сферы образования. В статье проведён сравнительный анализ нескольких популярных образовательных платформ для определения требований к веб-сайтам образовательного назначения. В качестве примеров рассмотрены платформы Stepik и Skillbox. Спроектирована структура авторского образовательного сайта, в которой были учтены все недостатки других платформ. Разрабатываемый программный продукт должен обладать возможностями удобного поиска курсов, наглядным отображением прогресса по курсу, а также простой регистрацией. Также проанализированы компетенции, формированию которых способствует использование веб-сайтов образовательного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачёв Егор Викторович, Белаш Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE STRUCTURE OF AN EDUCATIONAL WEBSITE

Intensive development of information technologies has led to their active introduction into the educational process. The use of websites in this field has become one of the tools for effective educational activities. However, when creating such software products, you should keep in mind the features of the placement of interface elements and content for high-quality user experience. The purpose of this article is to study the design features of web resources for education. The article provides a comparative analysis of several popular educational platforms to determine the requirements for educational websites. The Stepik and Skillbox platforms are considered as examples. The structure of the author's educational website was designed, which took into account all the shortcomings of other platforms. The software product being developed should have the ability to conveniently search for courses, visually display the progress of the course, as well as simple registration. The competencies, the formation of which is facilitated by the use of educational websites, are also analyzed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА»

Педагогика

УДК 378:004

студент Ткачёв Егор Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА

Аннотация. Интенсивное развитие информационных технологий привело к их активному внедрению в образовательный процесс. Использование веб-сайтов в данной сфере стало одним из инструментов эффективной образовательной деятельности. Однако, при создании подобных программных продуктов следует помнить об особенностях размещения элементов интерфейса и контента для качественной работы пользователя. Целью данной статьи является изучения особенностей проектирования веб-ресурсов для сферы образования. В статье проведён сравнительный анализ нескольких популярных образовательных платформ для определения требований к веб-сайтам образовательного назначения. В качестве примеров рассмотрены платформы Stepik и Skillbox. Спроектирована структура авторского образовательного сайта, в которой были учтены все недостатки других платформ. Разрабатываемый программный продукт должен обладать возможностями удобного поиска курсов, наглядным отображением прогресса по курсу, а также простой регистрацией. Также проанализированы компетенции, формированию которых способствует использование веб-сайтов образовательного назначения.

Ключевые слова: веб-сайт, информация, образование, платформа, технологии.

Annotation. Intensive development of information technologies has led to their active introduction into the educational process. The use of websites in this field has become one of the tools for effective educational activities. However, when creating such software products, you should keep in mind the features of the placement of interface elements and content for high-quality user experience. The purpose of this article is to study the design features of web resources for education. The article provides a comparative analysis of several popular educational platforms to determine the requirements for educational websites. The Stepik and Skillbox platforms are considered as examples. The structure of the author's educational website was designed, which took into account all the shortcomings of other platforms. The software product being developed should have the ability to conveniently search for courses, visually display the progress of the course, as well as simple registration. The competencies, the formation of which is facilitated by the use of educational websites, are also analyzed.

Key words: website, information, education, platform, technology.

Введение. В настоящее время значительное внимание уделяется развитию высшего образования в Российской Федерации. Растет роль не только качества преподаваемого материала и методики, но и способов его представления. К тому же значимость приобретает самостоятельное обучение студентов. Для реализации этих целей вуз может разработать собственную образовательную среду, которая поможет студенту в освоении образовательных программ вуза.

Рассмотрим структуру образовательной платформы и нормативно-правовую документацию, которая регулирует общие требования для электронных образовательных платформ.

Изложение основного материала статьи. Развитие коммуникационных технологий и использование новых способов передачи данных и спутниковой связи сделало возможным проводить обучение вне зависимости от того, где находится обучаемый, главное, чтобы у него был доступ к сети. В настоящее время необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, развиваясь и получая новые знания и навыки, чтобы стать преуспевающим специалистом в любом деле. В этом может помочь дистанционное обучение. Это могут быть как стандартные программы повышения уровня квалификации, так и полноценные курсы высшего образования, реализуемые с помощью телекоммуникационных технологий практически по той же схеме, что и очное обучение. Но для дистанционного обучения необходим более широкий спектр инструментов: от электронной почты и специальных программ до конференцсвязи и онлайн-мессенджеров, которые должны быть заложены в систему. Для обеспечения интерактивности обучения с технической точки зрения понадобится персональный компьютер либо смартфон.

Основной документ, регулирующий качество образования - это федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). Согласно ему электронная образовательная среда вуза должна обеспечить:

- доступ к программам дисциплин и практики, учебным планам, электронным изданиям образовательных ресурсов и библиотечных систем;

- применение дистанционных образовательных технологий и оценки результатов обучения;

- формирование электронного портфолио;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса с помощью сети Интернет.

Другой не менее важный документ, регулирующий образование в Российской Федерации - это Федеральный закон Российской Федерации № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В нём поясняется, что электронная образовательная среда предназначена для обеспечения прозрачности образовательного процесса, доступа к образовательным ресурсам, повышения качества учебного процесса, а также для обеспечения взаимодействия участников образовательного процесса. Также на основании данного закона образовательное учреждение обязано создать и обеспечить работу электронной образовательной среды, которая должна способствовать освоению программы в полном объёме [61.

Стоит отметить документ, регулирующий электронные образовательные ресурсы - это ГОСТ Р 53620-2009, предназначенный для разработки новых форм электронного образования и для применения информационно-коммуникационных технологий в сфере обучения. В нем описываются: классификации электронных образовательных платформ и комплексы отличительных свойств, которые характеризуют платформу с точки зрения дидактических и педагогических аспектов образования, а также проверяют содержание и структуру образовательной платформы на соответствие образовательных программ и стандартов [4].

Одним из компонентов электронной образовательной среды вуза является веб-сайт.

Образовательные сайты бывают нескольких видов, каждому из которых присущи свои особые требования к структуре, наполнению и вёрстке. При создании электронной образовательной платформы не обязательно следовать критериям какого-то одного вида и проектировать сайт для одной конкретной задачи, которая присуща данному типу образовательного сайта, можно брать особенности одних видов и совмещать их с особенностями других видов [3]. Таким образом можно создать удобную и многофункциональную платформу, которая будет объединять несколько видов сайтов. Однако попытка

объединить слишком много видов в один проект заметно усложняет его реализацию из-за необходимости соответствия большому количеству критериев, что может привести к перегруженному интерфейсу и слишком сложной навигации на странице.

В качестве примера образовательных платформ рассмотрим Stepik и Skillbox.

Stepik - это онлайн-платформа, где размещают курсы различные лучшие компании России и мира, такие как VK, JetBrains, Samsung [2]. Отличительной особенностью портала, является наличие раздела «Подготовка к ЕГЭ», который поможет школьникам в подготовке к сдаче экзаменов и последующем поступлении в ВУЗ. Данную платформу можно рассматривать как пример взаимодействия основной образовательной платформы университета и предвузовской подготовки. Такой формат полезен не только школьникам, но и абитуриентам - качественно подготовиться к экзаменам для поступления в вуз, а также познакомить будущих студентов с электронной платформой университета.

Образовательная площадка Skillbox нацелена на получение профессиональных навыков и подходит людям, у которых есть чёткая цель [1]. На данный момент у портала самое большое количество обучающихся в России. Также в Skillbox присутствует возможность получения дистанционного высшего образования с выдачей диплома после обучения. На сайте можно увидеть приятный дизайн с подборкой отзывов. Но полезной информации не хватает, чтобы понять, подходит ли платформа для определённой задачи или нет. Функция поиска выполнена в очень удобном стиле: присутствуют настраиваемые фильтры для курсов.

Основные достоинства и недостатки рассмотренных площадок приведены в таблице 1.

Таблица 1

Достоинства и недостатки образовательных платформ

Достоинства Недостатки

Удобный поиск курсов Малая информативность сайта и запутанная структура

Наглядная прогрессия прохождения курса Отсутствие возможности быстро продолжить прохождение курса

Простая регистрация Отсутствует календарь со сроками сдачи заданий

Далее перейдём к описанию требований и структуры образовательного сайта, который будет лишён выявленных недостатков.

Дизайн сайта должен быть лаконичным, простым и понятным как для студентов, так и для преподавателей, которым порой бывает трудно справиться с беспорядочным нагромождением элементов интерфейса.

Сайт должен быть адаптивен, так как некоторые участники образовательного процесса предпочитают проходить обучение с телефона, а некоторым удобнее учиться с компьютера. Сайт должен корректно отображаться как на одних, так и на других устройствах. Кроме того, необходимо обеспечить наличие возможности продолжить прохождение выбранного курса «в один клик», а также поиска необходимых курсов.

На главной странице можно разместить ленту новостей, в которой будут отображаться последние обновления и предстоящие события. Полезен будет календарь с отмеченными сроками сдачи заданий для визуального восприятия информации.

Необходима возможность обратной связи, выставления отметок за сданные задания, отправки их на доработку обучающемуся, напоминания о скором завершении срока приёма ответов на задание.

Также важно учесть и цветовую гамму будущего образовательного сайта. Правильно подобранная палитра поможет правильно влиять на эмоции пользователя, подсознательно настроить его на нужный лад. Для дизайна образовательного сайта рекомендуются к использованию желтый, синий, зелёный, черный цвета, так они ассоциируются с логичностью, спокойствием, оптимизмом и стабильностью. Определённо в цветовой палитре не стоит брать за основу красный и фиолетовый, так как они вызывают беспокойство и чувство страха. Значимую роль играет и сочетание цветов, для того чтобы не ошибиться, как правило, используют цветовую схему Йоханнеса Иттена [5]. Целесообразно выбрать два основных цвета, и на их основе составить визуальное оформление сайта, так как это делает максимально информативной и понятной информацию на сайте.

Важно расположение информации и элементов интерфейса в пространстве. Как правило, пользователь в первую очередь обращает внимание на центральную часть изображения, именно в ней стоит разместить самую важную информацию. Далее пользователь поднимает взгляд на верхнюю часть интерфейса и только в конце опускает взгляд вниз. Для наглядности мы визуализировали зоны в рисунке 1. Зелёный цвет означает зону с самым наибольшим вниманием пользователя, жёлтый обозначает зону, на которую обучающийся смотрит во вторую очередь, и красным выделена зона, на которую пользователи почти не обращают внимание.

Рисунок 1. Зоны размещения контента

На основе выведенных критериев и рекомендаций мы разработали макет основной страницы сайта (Рис. 2).

Рисунок 2. Макет основной страницы образовательного сайта

В центральной части расположен календарь с заданиями и их сроками выполнения, с его помощью обучающийся сможет отслеживать сроки выданных заданий и быстро переходить к ним. В левой части сайта будет расположено выпадающее меню с основным функционалом сайта. В развернутом состоянии оно представляет собой кнопки, ведущие на те или иные страницы сайта, а в свернутом - на месте кнопок будут расположены пиктограммы, с помощью которых также можно перейти к тем же страницам. Новые пользователи смогут раскрыть меню и понять, что означает каждая пиктограмма, а постоянные пользователи смогут перемещаться по страницам сайта использую уже знакомые пиктограммы. Это позволит соблюсти баланс между загруженностью интерфейса и его понятной структурой. Элементы интерфейса в меню будут расположены в порядке важности и предполагаемой частоты использования пользователем: самые часто используемые будут расположены выше, а менее важные ниже. В верхней части интерфейса будет расположена поисковая строка для ориентирования по сайту. В верхнем правом углу традиционно будут расположены настройки аккаунта пользователя.

Выводы. Использование веб-ресурсов при организации занятий по дисциплинам способствует формированию ряда общекультурных и общепрофессиональных компетенций, таких как:

• работа в команде, толерантное восприятие социальных, культурных и личностных различий, и готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса - за счет использования чатов, форумов и комментариев к выполненным работам;

• самоорганизация и самообразование - за счет использования настроек синхронизации для размещаемых заданий, когда возможность выполнения доступна ограниченное количество времени;

• использование современных методов и технологий обучения и диагностики - за счет использования тестов с вопросами различных типов, а также организации дистанционного обучения;

• развитие навыков сотрудничества обучающихся - за счет использования чатов, комментариев и форумов, а также файлов различных типов, в которых обучающиеся сохраняют выполненную работу с использованием не только текстовой, но и графической информации, а также различных моделей, выполненных, например, в программах демонстрационной графики и математических конструкторах.

Литература:

1. Skillbox: сайт. - 2023. - URL: https://skillbox.ru/

2. Stepik: сайт. - 2023. - URL: https://welcome.stepik.org/ru

3. Белолюбская, М.В. Разработка структуры веб-сайта для сопровождения образовательной деятельности / М.В. Белолюбская // Научный электронный журнал Меридиан. - 2021. - № 5(58). - С. 213-215

4. ГОСТ Р 53620-2009 // Консорциум кодекс. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200082196

5. Савватеева, Ю.О. Цветовая схема сайта образовательной организации / Ю.О. Савватеева, И.В. Кузнецов, А.А. Холодилов // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2022. - Т. 2. - С. 289-292

6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.