Научная статья на тему 'ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБСАЙТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ'

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБСАЙТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-САЙТОВ / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ / ВЕБ-ПЛАТФОРМА LEARNINGAPPS.ORG / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Наталья Анатольевна, Кашкарева Елена Алексеевна

Статья посвящена описанию типологии веб-сайтов и их лингводидактического потенциала, рассмотрению методических традиций применения образовательного потенциала веб-сайтов для обучения русскому языку в старших классах школы, представлению образовательных возможностей упражнений на веб-платформе LearningApps.org. Цель авторов предложить методические разработки, включающие рекомендации по использованию образовательного потенциала веб-платформы LearningApps.org и интерактивных упражнений, которые направлены на формирование необходимых учебных компетенций старшеклассников по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Наталья Анатольевна, Кашкарева Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF WEBSITES FOR TEACHING RUSSIAN IN SENIOR SCHOOL

The article is devoted to the description of the typology of websites and their linguistic and didactic potential, the consideration of methodological traditions of the use of educational potential of websites for teaching Russian in senior school, the presentation of educational opportunities of exercises on a web platform LearningApps.org. The aim of the authors is to offer methodological developments, including recommendations on the use of the educational potential of the web platform LearningApps.org and interactive exercises aimed at forming the necessary educational competencies of senior school students in the Russian language.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБСАЙТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ■ ТЕХНОЛОГИИ ■

УДК 811.135.1:371:004.738.5 ББК 74.268.1Рус

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-207-219

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИИ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-САЙТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Н. А. Белова, Е. А. Кашкарева

Аннотация. Статья посвящена описанию типологии веб-сайтов и их лингводидак-тического потенциала, рассмотрению методических традиций применения образовательного потенциала веб-сайтов для обучения русскому языку в старших классах школы, представлению образовательных возможностей упражнений на веб-платформе LearningApps.org. Цель авторов - предложить методические разработки, включающие рекомендации по использованию образовательного потенциала веб-платформы LearningApps.org и интерактивных упражнений, которые направлены на формирование необходимых учебных компетенций старшеклассников по русскому языку.

Ключевые слова: веб-сайт, лингводидактический потенциал веб-сайтов, обучение русскому языку в школе, веб-платформа LearningApps.org, интерактивные упражнения по русскому языку.

Для цитирования: Белова Н. А., Кашкарева Е. А. Лингводидактический потенциал веб-сайтов для обучения русскому языку в старших классах // Наука и школа. 2023. № 1. С. 207-219. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-1-207-219.

LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF WEBSITES FOR TEACHING RUSSIAN IN SENIOR SCHOOL

N. A. Belova, E. A. Kashkareva

Abstract. The article is devoted to the description of the typology of websites and their linguistic and didactic potential, the consideration of methodological traditions of the use of educational potential of websites for teaching Russian in senior school, the presentation of educational opportunities of exercises on a web platform LearningApps.org. The aim of the

© Белова Н. А., Кашкарева Е. А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

authors is to offer methodological developments, including recommendations on the use of the educational potential of the web platform LearningApps.org and interactive exercises aimed at forming the necessary educational competencies of senior school students in the Russian language.

Keywords: website, linguodidactic potential of websites, teaching Russian at school, web platform LearningApps.org, interactive exercises in the Russian language.

Cite as: Belova N. A., Kashkareva E. A. Linguodidactic potential of websites for teaching Russian in senior school // Nauka i shkola. 2023, No. 1, pp. 207-219. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-207-219.

В сети Интернет существует множество информационных порталов, веб-сайтов, электронных ресурсов, используемых для различных задач. В педагогической и научной сфере активно применяются образовательные вебсайты и платформы, которые подразделяются на большое количество типов веб-страниц в зависимости от назначения, выполняемых функций, принадлежности к организации и другим признакам [1, с. 256].

Образовательные веб-ресурсы представляют собой систему цифровых данных, взаимосвязанные виртуальные приложения, обеспечивающие слаженную работу навигационных команд веб-сайта.

Веб-сайт - это комплекс цифровых документов, созданных пользователем или компанией в виртуальной сети, которые имеют один веб-адрес [2, с. 125]. Кроме того, под веб-сайтом понимают передачу различного вида информации, а также медиапространство или раздел всемирной сети Интернет, который содержит комплекс материалов, называемый контентом. Контентом считается группа аудио- и видеоматериалов, рисунков и изображений, которая сопровождается текстом [2, с. 126].

Типология веб-сайтов в зависимости от назначения включает порталы организаций среднего и дополнительного образования; веб-сайты высших учебных заведений и их структурных подразделений; веб-страницы исследовательских и

научных центров; научных и методических журналов и др. [3, с. 46].

Образовательные веб-сайты по функциям, которые характеризуют их роль в процессе обучения, классифицируют на следующие ресурсы [4, с. 97]:

1) программно-методические, включающие планирование проведения учебных занятий во всех организациях, описание предметных дисциплин и планируемых результатов обучения;

2) учебно-методические, к которым относятся педагогические разработки, рекомендации, технологические карты и планы-конспекты для проведения основных и дополнительных учебных занятий, алгоритмы подготовки исследовательских проектов, конкурсных работ, тематическое планирование внеклассной работы;

3) просветительские: цифровые учебные книги, интерактивные иллюстрированные и текстовые пособия;

4) дополнительные: сборники статей и художественных текстов; литература энциклопедического, справочного характера; аннотированные подборки научных и педагогических работ;

5) регулятивные и оценочные: тестирования, онлайн-тренажеры, подборки проверочных вопросов и упражнений по предметам, тематические списки докладов и исследовательских проектов;

6) детские работы: отсканированные творческие работы; приложения и вебсайты, разработанные обучающимися;

7) медийно-справочные: информация об учебных заведения среднего и высшего образования; анонсы конкурсов и мероприятий, проводимых в регионе.

Помимо перечисленных типов вебсайтов, существуют и другие классификации ресурсов в виртуальной среде, которые отличаются разными параметрами. Представим несколько общих типологий веб-сайтов, опираясь на различные подходы к определению цифровых понятий. Первая типология включает сайты, работающие на технологиях, которые определяют дизайн интерфейса и его техническую значимость. Вторая типология учитывает то, какой организации или какому лицу принадлежит веб-сайт. Третья типология веб-сайтов основывается на том, на какую аудиторию рассчитан ресурс, какие задачи с его помощью необходимо решить [5, с. 37]. Посетители веб-сайтов могут искать учебные материалы, относящиеся к разным темам, дополнительную информацию по своим интересам; общаться, участвовать в конференциях, конкурсах, мастер-классах, использовать цифровые мультимедийные сервисы. Решение пользователем задач реализуется после того, как он находит соответствующие веб-сайты, а владельцы ресурсов предоставляют посетителям цифровые услуги, привлекая на сайт их потенциальных потребителей. Таким образом, четвертая типология включает вебсайты в соответствии с той информацией, которой они располагают, а также с возможностями (развлекательными, образовательными и другими) [6, с. 39].

Веб-сайты и их лингводидактический потенциал не только влияют на эффективность проводимых занятий, но и предоставляют преподавателям возможность самореализоваться, являясь платформами, где можно обсуждать вопросы образования, делиться методическими рекомендациями и разработками, показывать результаты своей работы, принимать участие в педагогических, научных

и исследовательских конкурсах и конференциях. Важная роль при этом отводится именно образовательным веб-сайтам [7]. Образовательный веб-сайт представляет собой комплекс находящихся в цифровой сети электронных документов, зарегистрированных на одном адресе, который помогает реализовывать учебный процесс в соответствии с поставленными целями. Под этим определением также рассматривают взаимосвязь веб-страниц с единым оформлением, назначение которых состоит в организации образовательного и воспитательного процессов с учетом потребностей индивидуальных пользователей, общества и государства [8]. Веб-страницы образовательного веб-сайта объединены смысловой составляющей, навигационными командами и расположением на едином сервере. Применение образовательного веб-сайта может проходить в сочетании с аттестацией школьников.

Многообразие электронных образовательных ресурсов, их функций и возможностей позволяет говорить о высоком лингводидактическом потенциале использования веб-сайтов на уроках русского языка в старших классах. Учитель может использовать интерактивные возможности сайтов, планируя на занятиях задания, посвященные конкретной теме русского языка и размещенные на образовательных порталах, применять визуальные и аудиовизуальные средства обучения, получать мгновенную обратную связь, проводить групповую и фронтальную работу на уроках, осуществлять регулярный контроль знаний обучающихся [9, с. 47]. Одной из ключевых задач современной школы является подготовка обучающегося к тому, чтобы находить нужные сведения в общем потоке информации, правильно их применять, а также жить и работать в стремительно меняющейся информационной среде. Федеральный закон «Об образовании» и новые ФГОС для всех образовательных

уровней, в том числе для старшей школы, утверждают информатизацию и циф-ровизацию одними из главных направлений в учебном процессе [10, с. 74].

На уроках русского языка полезно внедрять следующие образовательные веб-сайты: веб-платформу LearningApps. org, позволяющую разрабатывать свои интерактивные упражнения для изучения орфографических, морфологических и синтаксических явлений на занятиях по русскому языку; галерею учебных занятий и упражнений на цифровой платформе Linoit.com [11, с. 70]. Практическое значение использования цифровых технологий в процессе обучения заключается в том, что названные веб-сайты могут применяться преподавателями русского языка как при проведении удаленных уроков, так и традиционных уроков в стенах школы с целью совершенствования ИКТ-компетенций, поддержания у старшеклассников заинтересованности в интеллектуальной работе, достижении высоких результатов в учебе. Активное использование педагогом образовательного потенциала вебсайтов может осуществляться на всех этапах урока от актуализации сведений до самоконтроля и рефлексии. Интегрирование образовательного потенциала веб-сайтов в преподавание русского языка в старших классах способствует повышению уровня знаний по данному предмету, мотивации школьников к изучению его понятий и в итоге приводит к повышению успеваемости обучающихся и развитию профессиональных качеств педагога.

Интерактивные упражнения, которые можно разрабатывать на веб-платформе LearningApps.org, позволяют оценить то, как старшеклассники владеют знаниями по определенной лингвистической теме. Многообразие типов заданий (интеллектуальные игры, кроссворды, филворды, викторины и др.) может применяться для тренировки и совершенствования орфографических и пунктуационных

навыков школьников, для развития умения составлять развернутые высказывания. Использование образовательного потенциала веб-сайтов на уроках русского языка в старших классах может осуществляться коллективно (с демонстрацией материалов на мультимедийной доске) и индивидуально (с использованием компьютера, планшета или смартфона). Важное значение в методическом плане имеет то, что упражнения могут быть вариативными, поэтому одно или несколько из них могут задаваться в качестве домашней работы [12, с. 91].

В практической деятельности преподавателей русского языка наблюдается тенденция к построению нового типа учебного занятия, основой которого является применение виртуальных технологий и образовательных веб-сайтов. Анализ методических профилей педагогов, доступных для общего просмотра, помогает сформулировать мнение о том, что современный преподаватель русского языка из обширной коллекции веб-технологий выбирает для применения только несколько информационных порталов и веб-сайтов, при этом сочетая созданные другими преподавателями разработки со своими мультимедийными слайд-шоу или интерактивными упражнениями или электронными материалами. К числу наиболее часто используемых в обучении русскому языку образовательных веб-сайтов относятся те порталы, которые имеют функции визуального представления информации с применением мультимедийного толкования понятия, цифровой анимацией, графическими схемами, упорядоченными таблицами, инфографикой и лонгрида-ми (текстами, сочетающимися с мультимедийными компонентами) [13, с. 94]. Реже применяются цифровые материалы, имеющие одновременно аудио- и видеосопровождение, а также готовые цифровые уроки при условии, что в открытом доступе находятся готовые сценарии для их включения в преподавание

русского языка. Готовые цифровые уроки как средство обучения подходят скорее для самостоятельной учебы в удаленном режиме, в качестве дополнительных материалов к основным темам, изучаемым в школе, а также при самоподготовке обучающегося с высоким уровнем знаний по предмету [13, с. 95].

Цифровые технологии и задания, создаваемые на веб-платформе Learnin-gApps.org, позволяют обеспечить проведение интересного урока в условиях современной школы, формируют информационную и компьютерную грамотность школьников. Использование интерактивных упражнений является ключевым моментом формирования основных компетенций старшеклассников [14, с. 174]. Веб-платформа LearningApps. org предусматривает ориентацию на уровень знаний обучающихся по предмету, позволяет осуществлять дифференцированное и личностно-ориентированное обучение. Проведение уроков рассчитано на то, чтобы добиться усвоения материала каждым школьником в удобном для него темпе. Выполняя задания на данной платформе, ученики оценивают степень восприятия информации, закрепляют ее на практике, решая задачи в интерактивно-игровом режиме.

Конструировать авторские задания на платформе могут и педагоги, и школьники. При желании созданные упражнения можно сделать доступными для всех пользователей, которые смогут найти опубликованное задание в общей галерее веб-сайта [15, с. 16]. Поиск конкретного упражнения упрощается за счет того, что задания распределены по отдельным категориям и классам. Для того чтобы увидеть все упражнения, нужно перейти на соответствующую вкладку. В целом использование веб-платформы LearningApps.org не вызывает затруднений и у начинающих пользователей, так как структура сайта отличается лаконичностью, сама платформа полностью переведена на русский язык, а все

функции являются бесплатными. Учителю при подготовке к уроку, чтобы понять, как составлять упражнения, достаточно посмотреть, как выглядят готовые задания [15, с. 17]. Сделать это можно, выбрав дисциплину, тему урока и подходящие для нее задания. Образовательный потенциал веб-сайта примечателен именно тем, что дает возможность быстро создавать новый учебный контент или трансформировать уже готовый, адаптируя его под конкретную задачу урока, профессиональные навыки учителя и компетенции школьников.

Образцы-шаблоны, по которым конструируются задания, распределены на веб-сайте согласно выполняемым функциям. Учитель может разработать свой методический материал, внедрив задания в тестирования, демонстрационные слайд-шоу, используя их на различных этапах урока от знакомства с новыми знаниями до закрепления раннее изученных. Веб-платформа позволяет размещать свои разработки не только непосредственно на данном сайте, но и на персональной странице педагога или на любом другом образовательном портале.

Основным условием для использования всех возможностей веб-платформы LearningApps.org является регистрация, которая позволяет пользователям сайта создавать собственные задания [16, с. 73]. Выполнять уже представленные на платформе упражнения может любой посетитель, для этого регистрироваться необязательно. Веб-сайт не обязывает разработчиков опубликовывать свои задания, на нем предусмотрена функция для частного пользования, поэтому учитель может сохранить упражнения в личной папке и предоставить к ним доступ определенному кругу лиц. LearningApps.org предлагает посетителям воспользоваться разноплановыми интерактивными моделями заданий в количестве 21 упражнения, 3 из которых

позволяют одновременно задействовать в учебном процессе от 2 до 4 обучающихся. Все задания, которые возможно сконструировать на сайте, являются интерактивными и отличаются типологией в соответствии с выполняемыми функциями, среди них: упражнения, рассчитанные на классификацию изучаемых явлений; установление пары по указанным характеристикам; заполнение пропущенных текстовых фрагментов; определение хронологической последовательности; ввод своего письменного ответа, как краткого, так и подробного; викторины с одним или несколькими ответами; задания, основанные на угадывании понятия по его описанию; упражнения, опирающиеся на соотнесение слов с общим термином на основе общих признаков; задания, сопровождающиеся аудио- и видеорядом; кроссворды, филворды, интеллектуальные игры, построенные по аналогии с форматом популярных телевизионных передач [17, с. 139].

Все перечисленные упражнения ани-мированы, поэтому при выборе варианта ответа сайт показывает при помощи визуальных и цветовых индикаторов, верно ли обучающийся выполнил задание. Таким образом, система автоматически проверяет правильность выполнения заданий, и это упрощает преподавателю процесс контроля и оценки знаний школьников на уроках. В свою очередь, школьники мгновенно получают информацию о том, каким должно быть решение, сравнивают его со своим, могут осуществлять саморефлексию и работу над ошибками. Положительным моментом для педагога является возможность создания на платформе класса, которая заключается в том, что учитель может внести данные о профилях обучающихся в специальное поле на сайте, сформировать список школьников и контролировать ход выполнения ими заданий и осуществлять их проверку [18, с. 165]. На

уроках русского языка обучающиеся могут решать упражнения индивидуально (с использованием компьютера, планшета или смартфона), в группах и коллективно (с применением мультимедийной доски и проектора). Цифровые упражнения, созданные на веб-платформе LearningApps.org возможно применять:

1) в качестве заданий для отработки полученных знаний в практической деятельности, а также закрепления и повторения усвоенной информации на начальных этапах учебных занятий;

2) в качестве заданий, выполняемых школьниками дома самостоятельно;

3) вне основных уроков, на факультативах и элективах по русскому языку;

4) в процессе подготовки к олимпиадам, конкурсам и экзаменам [19, с. 381].

Обобщим вышеперечисленное и представим алгоритм работы с веб-платформой LearningApps.org:

1) регистрация на веб-сайте и изучение его разделов и функций;

2) подбор материала по изучаемой теме для создания нового упражнения;

3) выбор типа и шаблона задания;

4) создание упражнения;

5) сохранение задания и предоставление к нему доступа обучающимся (демонстрация упражнения на экране; размещение ссылки или QR-кода).

В соответствии с составленными нами методическими рекомендациями по работе с веб-сайтом LearningApps. org приведем примеры интерактивных упражнений (рис. 1-7), которые можно применять в 10-м и 11-м классах для повторения изученного по русскому языку, а также в качестве дополнительного материала в рамках подготовки к Единому государственному экзамену по предмету.

При повторении темы «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова» [20] предлагаем выполнить следующее задание:

Рис. 1. Интерактивный вариант упражнения (https://leamingapps.org/watch?v=p04rkgt3n22)

1. Расставьте в словах пропущенные буквы, устно подобрав к ним (если возможно) проверочные слова.

Изд...лека, архитектор, беллетристика, скр...пучий, ож.релье, тр.туар, нас.комое, к...стёр, к.рзина, атм... сфера, л.генда, посп.шить, недос... гаемый, пр.зидент, увл.кать, п.льто, пл.щадка, прин.сить, м.лькнуть, п. тно, ск.льзить, п.ляна, к.стрюля, р. кета, б...лет, м.рковь.

Рассмотрим следующее задание по теме «Употребление гласных после шипящих».

2. Вставьте в слова пропущенные гласные, пользуясь правилом их написания после шипящих.

Девч.нка, тренаж...р, уж...н, ч.ткий, щ.риться, ш.пот, ш.шки, ж.вотные, мыш..., параш...т, брош.ра, ч...шь, сброш.ровать, капюш.н, грач.нок, грош...вый, туч.й, пирож.к, врач.м, ситц.вый, луж...к, луч.м, камыш. вый, снеж.к, свинц.вый, туч.й, ш... рох, деш.вый, кусоч.к, сторож...м, ш.фер, ш...лк, тяж.лый, ш.повник, ш.ссе, щ.лкнуть, копч.ный.

При повторении темы «Правописание приставок пре- и при-» [20] можно

Рис. 2. Интерактивный вариант упражнения (https://learningapps.org/watch?v=p4547gy5522)

Рис. 3. Интерактивный вариант упражнения (https://leamingapps.org/watch?v=p5yd9mfvj22)

воспользоваться следующим упражнением.

3. Распределите слова с пропущенными буквами в две колонки: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-.

Пр...открыть, пр...лететь, прибрежный, преображение, пр...смешной, пр. ступить (закон), пр.сесть, пр.бывать (в хорошем настроении), пр.зирать, препятствовать, пр...дать (значение), преградить, пр...спокойный, пр...тронуться, пр...красный, пр...забавный, пр...шить, пр...дорожный, пр.дверный, пр...бить.

При повторении темы «Правописание сложных имен прилагательных» для отработки полученных знаний на практике

можно использовать представленное ниже задание.

4. Распределите имена прилагательные в две группы: 1) слитное написание; 2) дефисное написание.

(Китайско)русский, (иссиня)чёрный, (быстро)растущий, (светло)зелёный, (трёх)комнатный, (двух)камерный, (зе-лёно)коричневый, (юго)восточный, (густонаселённый, (физико)технический, (тридцати)градусный, (водо)стойкий, (жаро)устойчивый, (историко)социологи-ческий, (выше)перечисленный, (нефте) добывающий, (старо)славянский, (сире-нево)голубой.

Упражнение по теме «Обособленные и необособленные определения» [21].

Рис. 4. Интерактивный вариант упражнения (https://learningapps.org/watch?v=pmpc7fsdt22)

1) Облака ( ) сгустившиеся на небе ( ) напоминали пуховое одеяло.

2) Весёлый и удивлённый ( ) он шёл на встречу с друзьями.

3) Бабушка ( ) в стареньком пальто ( ) меховом берете с помпоном { ) медленно шла по улице.

4) Наступила весна, на деревьях показались почки ( ) стремительна превращавшиеся в зелёные листочки.

Рис. 5. Интерактивный вариант упражнения (https://learningapps.org/watch?v=pcsidvqu522)

5. Расставьте в предложениях знаки препинания, определите согласованные и несогласованные определения.

1) Облака (?) сгустившиеся на небе (?) напоминали пуховое одеяло. 2) Весёлый и удивлённый (?) он шёл на встречу с друзьями. 3) Бабушка (?) в стареньком пальто (?) меховом берете с помпоном (?) медленно шла по улице. 4) Наступила весна, на деревьях показались почки (?) стремительно превращавшиеся в зелёные листочки.

Для проверки знаний обучающихся по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими

придаточными» [21] и контроля усвоения материала по предыдущим темам предлагаем следующее задание.

6. Соотнесите предложение с его характеристикой, выделите грамматические основы.

1) Я наблюдал, как на небе зажглись звёзды, как постепенно стихло всё вокруг.

2) Впереди пробежала девочка, за которой, виляя хвостом, поспешил последовать довольный пёс.

3) Наступила долгожданная весна, и птицы вновь запели свои весёлые песни, соревнуясь в звонкости и красоте.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Наступила долгожданная весна, и птицы вновь запели свои весёлые песни» соревнуясь в звонкости и красоте.

Пришло раннее лето, солнечное и прохладное.

Сложноподчинён предложение с лр§г даточной определительной, осложнённое обособленным обстоятельством

Сложносочинённое предложение, осложненное обособленным обстоятельством

_ •

Я наблюдал, как

на небе зажглись звёзды, как постепенно стихло всё вокруг.

Простое предложение, осложнённое обособленными согласованными определениями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впереди пробежала девочка, за которой» виляя хвостом, поспешил последовать довольный пёс.

Рис. 6. Интерактивный вариант упражнения (https:/Лeamingapps.org/watch?v=pmvfkg71tk22)

Рис. 7. Интерактивный вариант упражнения (https://leammgapps.org/watch?v=picoo5cr522)

4) Пришло раннее лето, солнечное и прохладное.

Для проверки знаний обучающихся по теме «Сложное предложение» можно использовать следующее задание:

7. Соотнесите предложение с его схемой.

1) Наступил тёплый весенний вечер, на улице всё ещё было светло.

2) Родители придумали настольную игру, в которую дети с удовольствием играли весь вечер.

3) Наступило долгожданное лето, и мы с сестрой уехали в деревню к бабушке.

Цифровые технологии и задания, создаваемые на веб-платформе Learnin-gApps.org, позволяют обеспечить проведение интересного урока в условиях

современной школы, формируют информационную и компьютерную грамотность школьников. Использование интерактивных упражнений является ключевым моментом формирования основных компетенций старшеклассников.

Применение на уроках русского языка в старших классах образовательного потенциала веб-сайтов направлено на решение учебных вопросов, наиболее важными из которых являются интересная подача преподавателем учебного материала с использованием различных виртуальных средств; организация обратной связи со старшеклассниками в процессе мультимедийной и интерактивной работы; оценка результатов освоения знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федотова Е. Л., Федотов А. А. Информационные технологии в науке и образовании: учеб. пособие. М.: ИД «Форум» - Инфра-М, 2019. 335 с.

2. Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы: учеб. пособие. М.: Форум, 2020. 352 с.

3. Трофимов В. В. Информационные технологии. В 2 т. Т. 1: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2022. 238 с.

4. Трофимов В. В. Информационные технологии. В 2 т. Т. 2: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2022. 390 с.

5. Колдаев В. Д. Теоретико-методологические аспекты использования информационных технологий в образовании: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2021. 333 с.

6. Киселев Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник для бакалавров. 3-е изд., стер. М.: Дашков и К, 2020. 300 с.

7. Дадалко В. А. Современные инновационные технологии и модели обучения в образовании: учеб. пособие. М.: РУСАЙНС, 2021. 322 с.

8. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 314 с.

9. Баранова О. В. Обучение пониманию текста посредством электронной информационно-образовательной среды // Вопросы педагогики. 2021. № 10-2. С. 45-51.

10. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). Т. 0. С. 74-76. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 20.07.2022).

11. Матвеева Е. И. Использование ИКТ на уроках русского языка // Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании: сб. науч. тр. В 2 ч. Саратов: Саратовский источник, 2021. С. 69-71.

12. Парпиева М. М., Исраилова С. М., Мадумарова М. Д. Преимущества применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) на уроках русского языка // Наука, техника и образование. 2019. № 5 (58). С. 90-92.

13. Пискунова Л. В. Методика применения ИКТ на уроках русского языка // Вестник научных конференций. 2016. № 2-6 (6). С. 92-98.

14. Сафарова М. А. Использование компьютерных технологий на уроках русского языка в старших классах // Наука и инновация. 2014. № 3. С. 173-175.

15. Ступникова Е. И., Усанова А. В. Применение образовательных веб-сайтов и программ на уроках русского языка и их образовательный потенциал // Вестник современных исследований.

2021. № 1-3 (39). С. 16-18.

16. Савельева Ю. И. Цифровые технологии в практике учителя русского языка // Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. № 3 (41). С. 70-78.

17. Рамазонова М. М. Преимущества применения ИКТ на уроках русского языка и литературы // Вестник магистратуры. 2020. № 2-6 (101). С. 139-140.

18. Прокопчик М. М. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы // Перспективы развития высшей школы: материалы XIV Междунар. науч.-метод. конф. Гродно: Гродненский гос. аграр. ун-т, 2021. С. 165-167.

19. Филина О. Л., Гаврилина М. А. Совершенствование общеучебных умений школьников с использованием интерактивных технологий в процессе освоения русского языка и литературы // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21, № 3. С. 377-385.

20. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1. М.: Русское слово, 2014. 288 с.

21. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2. М.: Русское слово, 2014. 304 с.

REFERENCES

1. Fedotova E. L., Fedotov A. A. Informatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii: ucheb. posobie. Moscow: ID "Forum" - Infra-M, 2019. 335 p.

2. Fedotova E. L. Informatsionnye tekhnologii i sistemy: ucheb. posobie. Moscow: Forum, 2020. 352 p.

3. Trofimov V. V. Informatsionnye tekhnologii. In 2 vols. Vol. 1: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Yurayt,

2022. 238 p.

4. Trofimov V. V. Informatsionnye tekhnologii. In 2 vols. Vol. 2: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Yurayt, 2022. 390 p.

5. Koldaev V. D. Teoretiko-metodologicheskie aspekty ispolzovaniya informatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii: ucheb. posobie. Moscow: Infra-M, 2021. 333 p.

6. Kiselev G. M., Bochkova R. V. Informatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Dashkov i K, 2020. 300 p.

7. Dadalko V. A. Sovremennye innovatsionnye tekhnologii i modeli obucheniya v obrazovanii: ucheb. posobie. Moscow: RUSAYNS, 2021. 322 p.

8. Voronkova O. B. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: interaktivnye metody. Rostov-on-Don: Feniks, 2010. 314 p.

9. Baranova O. V. Obuchenie ponimaniyu teksta posredstvom elektronnoy informatsionno-obrazovatelnoy sredy. Voprosy pedagogiki. 2021, No. 10-2, pp. 45-51.

10. Vasilyeva T. S. FGOS novogo pokoleniya o trebovaniyakh k rezultatam obucheniya. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Proceedings of the IV International scientific conference (St. Petersburg, Jan. 2014). Vol. 0, pp. 74-76. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/99/4793/ (accessed: 20.07.2022).

11. Matveeva E. I. Ispolzovanie IKT na urokakh russkogo yazyka. In: Paritety, prioritety i aktsenty v tsifrovom obrazovanii. Coll. of scient. papers. In 2 vols. Saratov: Saratovskiy istochnik, 2021. Pp. 69-71.

12. Parpieva M. M., Israilova S. M., Madumarova M. D. Preimushchestva primeneniya IKT (informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy) na urokakh russkogo yazyka. Nauka, tekhnika i obrazovanie. 2019, No. 5 (58), pp. 90-92.

13. Piskunova L. V. Metodika primeneniya IKT na urokakh russkogo yazyka. Vestnik nauchnykh konferentsiy. 2016, No. 2-6 (6), pp. 92-98.

14. Safarova M. A. Ispolzovanie kompyuternykh tekhnologiy na urokakh russkogo yazyka v starshikh klassakh. Nauka i innovatsiya. 2014, No. 3, pp. 173-175.

15. Stupnikova E. I., Usanova A. V. Primenenie obrazovatelnykh veb-saytov i programm na urokakh russkogo yazyka i ikh obrazovatelnyy potentsial. Vestnik sovremennykh issledovaniy. 2021, No. 1-3 (39), pp. 16-18.

16. Savelyeva Yu. I. Tsifrovye tekhnologii v praktike uchitelya russkogo yazyka. Nauchnyy poisk: lichnost, obrazovanie, kultura. 2021, No. 3 (41), pp. 70-78.

17. Ramazonova M. M. Preimushchestva primeneniya IKT na urokakh russkogo yazyka i literatury. Vestnik magistratury. 2020, No. 2-6 (101), pp. 139-140.

18. Prokopchik M. M. Primenenie IKT na urokakh russkogo yazyka i literatury. In: Perspektivy razvitiya vysshey shkoly. Proceedings of the XIV International scientific-methodological conference. Grodno: Grodnenskiy gos. agrar. un-t, 2021. Pp. 165-167.

19. Filina O. L., Gavrilina M. A. Sovershenstvovanie obshcheuchebnykh umeniy shkolnikov s ispolzovaniem interaktivnykh tekhnologiy v protsesse osvoeniya russkogo yazyka i literatury. Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo. 2018, Vol. 21, No. 3, pp. 377-385.

20. Goltsova N. G., Shamshin I. V., Mishcherina M. A. Russkiy yazyk i literatura. Russkiy yazyk: uchebnik dlya 10-11 klassov obshcheobrazovat. uchrezhdeniy. Bazovyy uroven. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Russkoe slovo, 2014. 288 p.

21. Goltsova N. G., Shamshin I. V., Mishcherina M. A. Russkiy yazyk i literatura. Russkiy yazyk: uchebnik dlya 10-11 klassov obshcheobrazovat. uchrezhdeniy. Bazovyy uroven. In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Russkoe slovo, 2014. 304 p.

Белова Наталья Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва belkasun@mail.ru

Belova Natalya A., ScD in Education, Associate Professor; Professor, Russian Language Department, National Research Mordovia State University

belkasun@mail.ru

Кашкарева Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева kashea@mail.ru

Kashkareva Elena A., PhD in Education, Russian Language and Russian Language Teaching Methods Department, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev kashea@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2022 The article was received on 27.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.