Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»'

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / АНАТОМИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / МЕДИЦИНА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / ANATOMY / METHODOLOGY / RESEARCH ORIENTATION / FUNDAMENTAL DISCIPLINE / MEDICINE / SOCIOLOGICAL RESEARCH / QUALIFICATION / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Карина Михайловна

«Анатомия человека» является фундаментальной дисциплиной в медицинском университете. Преподаватели анатомии должны иметь высокую образовательную квалификацию. Целью данного исследования является анализ эффективности преподавательской деятельности по дисциплине «Анатомия человека» с точки зрения общих характеристик, квалификации, опыта преподавания и исследовательской направленности. В ходе исследования были собраны данные с помощью анкеты с самостоятельным управлением и проанализированы в виде контент-анализа с выявлением и использованием статистически значимой системы расчёта данных. В социологическом исследовании приняли участие 106 преподавателей. В результате из 106 преподавателей 76 (72,4%) приняли участие в этом исследовании, 38% участников были мужчины и 62% были женщины. Из всех исследуемых преподавателей к средней возрастной группе «31-40 лет» принадлежали 80% опрошенных, в то время как только 5 принадлежали к группе «51-60 лет». 45% преподавателей имеют степень кандидата медицинских наук, 10% доктора медицинских наук. В ходе опроса 97% респондентов, за исключением одного, стремились получить более высокую степень по анатомии. Интерес преподавателей в частности был направлен на изучение морфологии и смежные дисциплины нейроанатомии и нейрофизиологии. Полученные результаты указывают на высокий уровень квалификации педагогов по дисциплине «Анатомия человека» в медицинском университете, однако докторскую степень имеют лишь не многие из педагогов. Основа исследований была сосредоточена не только в единичных областях анатомии, но и в смежных дисциплинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородина Карина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF TEACHING IN THE DISCIPLINE "HUMAN ANATOMY»

"Human anatomy" is a fundamental discipline at a medical University. Anatomy teachers must have high educational qualifications. The purpose of this study is to analyze the effectiveness of teaching in the discipline "human Anatomy" in terms of General characteristics, qualifications, teaching experience and research orientation. In the course of the study, data were collected using a self-managed questionnaire and analyzed in the form of content analysis with the identification and use of a statistically significant data calculation system. 106 teachers took part in the sociological study. As a result, out of 106 teachers, 76 (72.4%) participated in this study; 38% of participants were men and 62% were women. Of all the teachers studied, 80% of the respondents belonged to the average age group "31-40 years", while only 5 belonged to the group"51-60 years". 45% of teachers have the degree of candidate of medical Sciences, 10% of doctors of medical Sciences. In the survey, 97% of respondents, with the exception of one, sought a higher degree in anatomy. The teachers ' interest in particular was directed to the study of morphology and related disciplines of neuroanatomy and neurophysiology. The results indicate a high level of qualification of teachers in the discipline "human Anatomy"at the medical University, but only a few of the teachers have a doctorate. The basis of research was focused not only in individual areas of anatomy, but also in related disciplines.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»»

педагогические науки

Бородина Карина Михайловна ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ...

УДК 37.013.2.

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0007

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

© 2020

SPIN: 5075-5664

AuthorlD: 1067508

ORCID: 0000-0002-4376-0363

Бородина Карина Михайловна, ассистент кафедры «Анатомия человека» Курский государственный медицинский университет, (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: karina_borodina46@mail.ru)

Аннотация. «Анатомия человека» является фундаментальной дисциплиной в медицинском университете. Преподаватели анатомии должны иметь высокую образовательную квалификацию. Целью данного исследования является анализ эффективности преподавательской деятельности по дисциплине «Анатомия человека» с точки зрения общих характеристик, квалификации, опыта преподавания и исследовательской направленности. В ходе исследования были собраны данные с помощью анкеты с самостоятельным управлением и проанализированы в виде контент-анализа с выявлением и использованием статистически значимой системы расчёта данных. В социологическом исследовании приняли участие 106 преподавателей. В результате из 106 преподавателей 76 (72,4%) приняли участие в этом исследовании, 38% участников были мужчины и 62% были женщины. Из всех исследуемых преподавателей к средней возрастной группе «31-40 лет» принадлежали 80% опрошенных, в то время как только 5 принадлежали к группе «51-60 лет». 45% преподавателей имеют степень кандидата медицинских наук, 10% доктора медицинских наук. В ходе опроса 97% респондентов, за исключением одного, стремились получить более высокую степень по анатомии. Интерес преподавателей в частности был направлен на изучение морфологии и смежные дисциплины нейроанатомии и нейрофизиологии. Полученные результаты указывают на высокий уровень квалификации педагогов по дисциплине «Анатомия человека» в медицинском университете, однако докторскую степень имеют лишь не многие из педагогов. Основа исследований была сосредоточена не только в единичных областях анатомии, но и в смежных дисциплинах.

Ключевые слова: психология, педагогика, анатомия, методология, исследовательская направленность, фундаментальная дисциплина, медицина, социологическое исследование, квалификация, преподаватели.

PRINCIPLES OF TEACHING IN THE DISCIPLINE "HUMAN ANATOMY»

© 2020

Borodina Karina Mikhailovna, assistant of the Department «Human Anatomy» Kursk State Medical University (305041, Russia , Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: karina_borodina46@mail.ru)

Abstract. "Human anatomy" is a fundamental discipline at a medical University. Anatomy teachers must have high educational qualifications. The purpose of this study is to analyze the effectiveness of teaching in the discipline "human Anatomy" in terms of General characteristics, qualifications, teaching experience and research orientation. In the course of the study, data were collected using a self-managed questionnaire and analyzed in the form of content analysis with the identification and use of a statistically significant data calculation system. 106 teachers took part in the sociological study. As a result, out of 106 teachers, 76 (72.4%) participated in this study; 38% of participants were men and 62% were women. Of all the teachers studied, 80% of the respondents belonged to the average age group "31-40 years", while only 5 belonged to the group"51-60 years". 45% of teachers have the degree of candidate of medical Sciences, 10% of doctors of medical Sciences. In the survey, 97% of respondents, with the exception of one, sought a higher degree in anatomy. The teachers ' interest in particular was directed to the study of morphology and related disciplines of neuroanatomy and neurophysiology. The results indicate a high level of qualification of teachers in the discipline "human Anatomy"at the medical University, but only a few of the teachers have a doctorate. The basis of research was focused not only in individual areas of anatomy, but also in related disciplines.

Keywords: psychology, pedagogy, anatomy, methodology, research orientation, fundamental discipline, medicine, sociological research, qualification, teachers.

ВВЕДЕНИЕ.

Анатомия - это изучение структуры человеческого тела, и всем медицинским работникам требуется четкое понимание этого для эффективного и действенного медицинского вмешательства. Анатомы - это педагоги и профессионалы, отвечающие за преподавание анатомии студентам медицинских и смежных областей. Предмет имеет большое значение для этих программ, что подтверждается различными авторами. Неуклонный рост числа медицинских школ, зачисленных студентов и образовательных программ, требующих анатомических знаний, привел к нехватке преподавателей анатомии. Дисциплина анатомии, как и все фундаментальные дисциплины, сталкивается с рядом препятствий, включая нехватку преподавателей анатомии и несоответствия в образовательной квалификации тех, кто преподает анатомию. Следовательно, все больше людей, не имеющих базовых знаний в области анатомии, становятся преподавателями анатомии [1-5].

«Анатомия человека» является фундаментальной дисциплиной в медицинском университете. Преподаватели

анатомии должны иметь высокую образовательную квалификацию. Клиницисты были определены как потенциальный источник хороших преподавателей анатомии. Однако исследования, проведенные разными авторами по теме преподавание анатомии среди студентов, изучавших доклиническую медицину, показали, что только 1,5%, от 13 до 6,2%, из них интересовались анатомией как карьерой после окончания медицинского университета. Помимо преподавания, большинство преподавателей анатомии также играют второстепенную роль в качестве исследователей в экспериментальных или клинических условиях. В результате адекватное финансирование исследований, которые они проводят, может дать им лучший научный или терапевтический прогресс, а студентам - лучший учебный опыт. Учитывая, что профессия необходима для обучения столь необходимого медицинского персонала, поэтому важно, чтобы те, кто вовлечен в учебный процесс, были адекватны как по качеству, так и по количеству [6-8].

В исследованиях, проведенных ранее, по вопросам гендерного различие в преподавательской деятельности

Borodina Karina Mikhailovna

PRINCIPLES OF TEACHING IN THE DISCIPLINE ..

pedagogical sciences

по дисциплине анатомия человека утверждается, что доминирование мужчин в преподавании анатомии способствует формированию негативных убеждений, ценностей и норм, касающихся пола, которые могут сохраняться даже после окончания учебы. Вышеупомянутое исследование 16 также сообщило, что многие студенты не знали о потенциальных неблагоприятных последствиях тендерного различия. Хотя нет абсолютных данных о фактическом соотношении мужчин и женщин в анатомии, поощрение большего числа женщин к профессии поможет воспитать позитивное отношение к полу среди студентов [9-12].

С точки зрения возраста, преподаватели анатомии - это в основном люди среднего возраста, различного пола, что отражено в их многолетнем опыте преподавания и нынешних академических званиях. Это дает преимущество этой возрастной группе, поскольку они с энтузиазмом относятся к заработной плате и академической деятельности. Приведенные выше результаты демонстрируют их стремления, о чем свидетельствует высокий уровень зачисления в различные программы последипломного образования в области анатомии (например, степень кандидата или доктора наук). Исследование, проведенное ранее среди преподавателей анатомии, как фундаментальной дисциплины, показало, что 55% из них имеют докторские степени, включая степень доктора медицинских наук, а так же другие докторские степени, 39% имели степень кандидата, а 45% прошли некоторую форму постдокторской подготовки. Это против 8% с постдокторскими стипендиями, 44,6% с докторскими степенями и 85,7% со степенями магистра в настоящем исследовании. Хотя частичное финансирование доступно для академического спонсорства, некоторые ученые все еще не имеют доступа к такому финансированию; поэтому их исследования по-прежнему в значительной степени финансируются за счет собственных средств. Это финансирование и другие связанные с этим возможности могут быть расширены для ассистентов с целью дальнейшего развития своих преподавательских и исследовательских навыков. Они могут быть в форме исследовательских и / или грантов на поездки и постдокторских стипендий. Преимущества докторских стипендий хорошо документированы в нескольких исследованиях [13-18].

Чтобы восполнить растущее соотношение количества студентов к сотрудникам, как наблюдали ранее исследователи, необходимо отстаивать нынешнюю практику содержания кафедр как с медицинскими, так и с классическими анатомами. Однако в учебные планы классических анатомов следует включить достаточное количество клинических компонентов, возможно, с некоторыми клиническими изменениями, чтобы лучше подготовить их к будущей карьере [19-22].

Нейронаука является особенно популярным исследовательским интересом среди респондентов. Это увлечение изучение нервных клеток может быть связано с многочисленными инициативами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) через ее исследовательские / нейробиологические школы в России. Финансирование, предлагаемое для исследовательских проектов, помимо других стимулов, является потенциальной привлекательностью. Интерес к ультраструктуре может быть связан с обширными исследованиями фитомедицины, нацеленными на определение терапевтических свойств местных трав для различных региональных заболеваний [23-24].

МЕТОДОЛОГИЯ.

«Анатомия человека» является фундаментальной дисциплиной в медицинском университете. Преподаватели анатомии должны иметь высокую образовательную квалификацию. Целью данного исследования является анализ эффективности преподавательской деятельности по дисциплине «Анатомия человека» с точки зрения общих характеристик, квалификации, опы-

та преподавания и исследовательской направленности. В ходе исследования были собраны данные с помощью анкеты с самостоятельным управлением и проанализированы в виде контент-анализа с выявлением и использованием статистически значимой системы расчёта данных. В социологическом исследовании приняли участие 106 преподавателей. Анкета была разработана для всех преподавателей, которые преподают анатомию в нигерийских университетах и смежных третичных медицинских учреждениях. Все вопросы были сформулированы так, чтобы соответствовать общим характеристикам, характерным для педагогов, работающих на кафедре «Анатомия человека». Анкета была разработана в деталях по каждому разделу метаанализа. Также были добавлены вопросы для оценки социально-демографических, академических / грантовых профессий преподавателей для сбора данных об их общих характеристиках, а также выявления возможных пробелов в обучении, если таковые имеются. Анкета была подвергнута внутреннему пересмотру, чтобы обеспечить ее действительность.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате из 106 преподавателей 76 (72,4%) приняли участие в этом исследовании, 38% участников были мужчины и 62% были женщины. Из всех исследуемых преподавателей к средней возрастной группе «3140 лет» принадлежали 80% опрошенных, в то время как только 5 преподавателей принадлежали к группе «51-60 лет». 45% преподавателей имеют степень кандидата медицинских наук, 10% доктора медицинских наук. В ходе опроса 97% респондентов, за исключением одного, стремились получить более высокую степень по анатомии. Интерес преподавателей в частности был направлен на изучение морфологии и смежные дисциплины нейроанатомии и нейрофизиологии. Данные этого исследования показывают, что степень бакалавра наук в области анатомии является основным источником преподавателей анатомии. Эти классически обученные анатомы также проявляют сильный и непоколебимый интерес к академической среде благодаря приобретению более высоких степеней и впечатляющим профессиональным успехам, о чем свидетельствуют их нынешние звания. Кроме того, было обнаружено, что преподаватели анатомии занимаются преподаванием различных программ в различных условиях. Если во время обучения преподавателей анатомии будут приняты во внимание различные уникальные особенности этих программ, это будет означать лучший опыт обучения для учащихся этих программ.

ВЫВОДЫ.

Полученные результаты указывают на высокий уровень квалификации педагогов по дисциплине «Анатомия человека» в медицинском университете, однако докторскую степень имеют лишь не многие из педагогов. Основа исследований была сосредоточена не только в единичных областях анатомии, но и в смежных дисциплинах. Это исследование показывает насущную необходимость устранения пробелов в обучении и исследованиях в области анатомии. Профессия анатомии, как фундаментальной и основной научной деятельности является многопрофильной, особенно благодаря ее молодому и активному преподавательскому составу, который увлечен академическими науками и степенями. Учитывая, что анатомия является краеугольным камнем в практике здравоохранения, хорошо обученный и оснащенный преподавательский состав, несомненно, поможет предоставить студентам отличный учебный опыт, что приведет к безопасной практике, применяемой для пациентов в клиниках и высокой их теоретической подготовке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - № 6 (39). - С. 322-329.

2. Соловьёва К.О., Москаленко И.С. Непрерывное образование: перспективы подготовки научных кадров //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 50-2. С.

46

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Бородина Карина Михайловна

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ...

127-132.

3. Гущина А.В. О воспитании нравственности учащейся молодежи //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. Ж 4 (17). С. 198201.

4. Аниськин В.Н., Бурцев Н.П., Добудько Т.В., Тюжина И.В// Подготовка педагога к мультимедийному сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС//Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. Ж 4 (17). С. 140-144.

5. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность учащихся // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. Ж 1 (30). С. 37-39.

6. Голованова Н.Ф. Педагогика. М.: Academia, 2019. - 352 c.

7. Дубровина И.В. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 1990. - 464 с.

8. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. Ж 12-4. С. 493.

9. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования.

- 2007. С. 85-92

10. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60-73.

11. Prensky M. (2001). Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

12. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности. Современные проблемы науки и образования. 2018. Ж 4. С. 17.

13. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2004. - n 2. - с. 40-42.

14. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2016.

- 320 c.

15. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. М.: Academia, 2015. - 16 c.

16. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. Ж 12-3. С. 289-290.

17. Бородина К.М. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов //Региональный вестник. 2019. Ж 22 (37). С. 7-8.

18. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник/А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.

19. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образованиям/Карельский научный журнал. 2013. Ж 1 (2). С. 43-46.

20. Кметь Е.Б. Многоуровневый образ успешного выпускника вуза в разрезе мнений старшеклассников и студентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. Ж 2 (27). С. 154-156.

21. Астанина С.Ю. Фундаментальная подготовка врачей в дополнительном профессиональном образовании // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. Ж 2 (23). С. 219-224.

22. Смольянов А.Г. Управление кафедрой вуза: информационная система «расчет:распределение» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. Ж 2-3 (36-37). С. 64-67.

23. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. Ж 4 (5). С. 124-126.

24. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. Ж 3 (20). С. 43-46.

Статья поступила в редакцию 11.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.