Научная статья на тему 'Принципы преподавания декоративно-прикладного искусства в России XVIII-XIX века'

Принципы преподавания декоративно-прикладного искусства в России XVIII-XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
550
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы преподавания декоративно-прикладного искусства в России XVIII-XIX века»

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ

XVШ-XIX ВЕКА

МУРЗИНА С.М.

Рассматривая историю русской школы декоративно-прикладного искусства в ней можно проследить два принципа формирования умений и навыков в процессе обучения. Первый-система сложившаяся со времен Древней Руси и второй с академической школой. Академическая школа была подготовлена на ученичестве Древней Руси, когда еще не было разделения между творчеством и ремеслом, между Декоративным искусством и монументальным искусством.. До 18 века центры обучения существовали при мастерских ремесленников, при княжеских и царских дворах, при монастырях.

Система подготовки мастеров в Древней Руси была основана на наглядно практическом обучении. Передача опыта из поколения к поколению подразумевала усвоение средневековых образов, часто связанных с религиозными взглядами на жизнь, а так же усвоение приемов обработки материалов, которая так же передавалась по наследству от учителя к ученику со своими секретами и приемами.

Сам процесс формирования умений и навыков сводился к отработке приемов, либо отдельных приемов выполнения той или иной работы, либо всего процесса от начала до конца. Теоретические знания в те времена не применялись. Древнерусское ученичество не поднималось выше уровня элементарного образования, оно давало не столько образование, сколько средство для зарабатывания на жизнь.

С 17 века на Руси начали изучение ордерной системы. Это привело к тому, что мастера стали применять новые представления о масштабных соотношениях, знакомились с пропорциями, законами перспективы, правилах рисунка и работы с натуры. Начали обращаться к реальным формам и темам в искусстве. В это время постепенно возникает разделение на практическое и теоретическое образование, что привело к выработке первых программ и методов обучения.

Оружейная палата стала первым местом, где готовили и аттестовали мастеров. Сюда привлекались не только лучшие отечественные мастера, но и мастера иностранцы. Основополагающим оставался принцип наглядного обучения. Разработанной программы не было, срок обучения тоже не ограничивался, все зависело от умения и сноровки ученика. С последней четверти 17 века ученики начали систематически заниматься копированием рисунка (он стал главным методическим приемом в обучении) составлением собственных композиций. Из заграницы выписывались пособия и альбомы с образцами. Знакомство с иностранными образцами способствовало развитию светского направления в искусстве.

В конце 17 века при оружейной палате организовалась школа, в которой учились арифметике, иностранному языку и рисованию. В 1711 году ее перевели в Петербург при типографии оружейной канцелярии. В Петербурге школа получила дальнейшее развитие, в ней обучали работе с красками, рисованию с гипсов и живой модели. В это время перед преподавателями встал вопрос о выработки программ и методик обучения, в которых кроме копирования предполагался рисунок с натуры, что стало бы основой обучения художественного ремесла.

При Петре 1 необходимость в специалистах и мастерах резко возросла, это было связано с расширением строительства, подъемом экономики, армии и флота. Петр 1 начал усиленно приглашать мастеров из-за границы. В контракте о работе был включен специальный пункт, где оговаривалась преподавательская деятельность иностранцев. К ним прикреплялись ученики (к каждому по четыре), которых в короткие сроки обучали своему искусству мастера. После обучения специальная комиссия проверяла и аттестовывала знания учеников и при хороших их умениях поощряли преподавателей.

Одновременно при Петре 1 создаются светские специальные школы, нацеленные на узкопрофильную специализацию. Художники декоративно-прикладного искусства могли получить образование в любой из этих школ. Школа при Морской академии выпускала и корабельных резчиков и орнаментальных живописцев.

Социально-экономические условия того времени повлияли на то, что обучение было направлено на подготовку специалистов среднего уровня квалификации. Это были не творческие художники, а мастера практики.

Еще одним крупным центром по подготовке художников декоративно- прикладного искусства был Кабинет императорского двора. Система обучения здесь такая же, как и везде - наглядная, но здесь уже начинает формироваться первая программа: специальному курсу предшествовал курс изучения общеобразовательных дисциплин. Здесь уже сложился свой штат мастеров, многие из них посылались за границу для обучения.

С начала 18 века при фабриках и заводах стали образовываться школы, первые в России специализированные учебные заведения: Знаменованная школа в Екатеринбурге существовала с 20-30 годов, Рисовальная школа при Шпалерной мануфактуре- 1741, ученичество при императорском фарфоровом заводе появилась в 50-60 годах.

В 1724 году возникла Академия наук. Здесь обучали резьбе по дереву, переплетному делу, столярному делу, полированию, гравированию, шлифованию камня. С 1747 года Академия стала называться Академией наук и художеств. Воспитанников Академии не готовили как творческих художников, а прививали им ремесленные навыки, точность глаза, верность руки, чувство пропорции, сделать модель, снять копию.

Вторая половина 18 века характеризуется подъемом культуры и искусства. Формирование собственных эстетических вкусов, основанное на национальных традициях и одновременно ознакомление с художественной культурой Запад, привело к распространению знаний и стало одной из причин издания переводных сочинений по разным отраслям искусства. Со второй половины 18 века стали появляться первые самоучители, развивающие практические навыки.

Постепенно в это время стали разделяться направления в искусстве «три знатнейших искусства». Все виды искусства делили на 1-» художества первой степени» благородные, 2-« второй степени, от вышних частию зависящие и в которых разум менее вышних, а более руки действуют».

Согласно этой точки зрения монументально-декоративные формы были благородными. Под искусством второй степени подразумевались «художества механические или ремесла» сюда входили плотницкие, столярные, токарные, литейные, слесарные, чеканные, золотарные виды искусства.

Со второй половины 18 века, стране понадобились творчески мыслящие, хорошо эрудированные специалисты широкого профиля. Поэтому все обучение, планы и программы были построены по этому требованию. С 1757 по 1764 год на занятия по специальности в Академии художеств отводилось 28 часов в неделю. Остальное время распределялось между художественными и общеобразовательными науками. К прежней общеобразовательной программе добавляются занятия по классу анатомии, и исключается правописание, так как в Академии начинают отбирать учеников с уже первоначальными знаниями. В этот период (он называется Шуваловским) специальное обучение шло параллельно с общеобразовательным. Специальные дисциплины, которые были обязательные для всех разновидностей искусства занимали основное место в программе -это рисование, перспектива, пропорции и особенности стилей.

В 1764 году вышел Устав об образовании Академии художеств. Весь курс обучения был рассчитан на пятнадцать лет. Последние шесть лет шло обучение профессиональным навыкам. С этого года в Академии открывается класс декоративно-прикладного искусства.

Академическая программа класса предусматривала изучение музыки, театра, танца. Это развивало творчество, гармонию, красоту, пластику ученика и его работ.

Штат преподавателей формировался из иностранцев и выпускников Академии. Свои кадры ценились больше, потому что среди них было не мало известных художников: Д.М. Ушаков, Г.Ф. Сребреницкий, ученых С Панин, Д.Ф. Герасимов, живописцев Ф. Неклюдов, М.Ланц.

Практическая направленность программы класса требовала объективных знаний, что отвечало духу того времени, духу искусства классицизма. Эти особенности -практическая целесообразность и рационалистическое построение были закономерны для педагогики второй половины 18 века, и все педагогические теории делились на материальное образование и формальное. Материальное образование отбирало образовательный материал, пригодность его для жизни и профессии. Формальное образование изучало науки, влияющие на совершенствование умственных способностей ученика. Обучение в Академии переплетало два этих вида образования, что было продиктовано самой жизнью того времени. От учеников требовалось не только практическое выполнение работы, но и понимание и осмысление дела.

После освоения общих дисциплин, учеников переводили в классы специального обучения. Программа обучения зависела от личных знаний и умений преподавателя, и делилась на теоретические курсы и практические упражнения. В теоретическом курсе (лекции, беседы) излагались специфические особенности декоративного искусства - это свойства материалов, использование инструмента. Практические упражнения носили систематический характер и развивались с учетом определенной очередности задания. Преподаватели всю работу, будь то учебную или заказную выполняли в присутствии ученика в классах, также как и в мастерских. Показ сопровождался объяснением не только технологической стороны дела, но затрагивались и материальные и эстетические стороны дела.

Ценность произведения декоративного искусства определялось качеством исполнения. Качество выполнения работы, знание технологии были одной из главных задач методики. Способы работы осваивались на строго продуманных упражнениях. Существовал целый курс упражнений, который преследовал своей целью выполнение частных заказов. К ним допускались лишь самые достойные ученики. Исполнение заказа рассматривалось как выполнение упражнения, которое развивало чувство ответственности за работу.

Соотношение теоретического курса и практических упражнений давало большие возможности для освоения учебной программы. Большинство перечисленных здесь принципов преподавания были впервые сформированы чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Многие из этих принципов стихийно развивались русской школой до образования Академии художеств.

При распределении в классы ремесел учитывались не только экзаменационные работы, но и индивидуальные способности и желания учеников. Дифференцированный подход к учащимся сказывался и на поощрениях и наказаниях. Мастеров прикладников обычно награждали инструментом, книгами. Лучшие работы награждали золотыми и серебряными медалями. Такой принцип поощрения применялся и в западноевропейской методике. За не успевание в учебе отстающих переводили в класс подмастерьев, литейщиков и формовальщиков. Исключали из учреждения в крайних случаях, так как считали, что малоспособные ученики чаще всего становятся талантливыми.

Еще один принцип обучения принцип заинтересованности. В стенах Академии постоянно проводились конкурсы, соревнования на лучшую работу. Они воспитывали собранность, умение сосредоточится на работе, стремление к совершенству, развивали фантазию и творчество. При выпуске из Академии лучшим ученикам давали звание мастера, вручали им шпаги, тогда как прочих учеников производили в ранг ремесленников и подмастерьев. По оценкам выданного аттестата определяли квалификацию выпускника и определяли его на работу, в соответствии с его знаниями.

Принцип связи обучения с практикой был наиболее важен в обучении. Его использовали еще в ученичестве Древней Руси. Практическая работа распределялась строго по ученикам в соответствии с их умением и способностями. Практика становилась частью программы.

Все принципы обучения Академия художеств заимствовала у Московского университета, который был центром всей передовой науки того времени. Преподаватели знакомились с местными принципами и традициями обучения, изучали методы и учебные пособия Западной Европы, т.е применяла все передовые методы обучения. Принцип последовательного расположения и его изучения, индивидуального подхода к ученикам, стремление к развитию их умственных и творческих способностей был сформирован М.В. Ломоносовым.

С 19 века в Академии художеств уже практически не было классов по обучению художников декоративного искусства. Изменилась вся деятельность и характер обучения. Развитие промышленности, появление машинной техники требовали специалистов, способных создавать фабричные вещи. В связи с этим происходит упорядочение народного образования. Для подготовки специалистов декоративного искусства открывались самостоятельные специальные школы и организации при фабриках и заводах, способные в кратчайшие сроки подготовить специалистов нужного профиля. Общие знания давали общеобразовательные школы, а профессиональные специальные учреждения обучали конкретно специальности.

К началу 19 века стал вопрос о перестройке системы образования и в Академии художеств. Начинает изменяться соотношение общеобразовательной и специальной программы. Специализация стала доминирующей в образовании. Учебный материал распределялся на 12 лет. В новой программе уничтожается логический переход от подготовительных классов к последующим. В первой половине 19 века начинают сказываться станковые принципы на развитие декоративного искусства. На смену утонченному декоративизму 18 века приходят монументальные формы, утрачивается специфика мастерства, появляется приземленность образов, усиливается бытовизм.

Список литературы

1. Прокина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы ХУШ-первой половины Х1Х века.-М.: Изобразительное искусство, 1983.-310.:ил.

2. Н.К. Шабанов, М.С.Степанов. История художественно-промышленного и художественнопедагогического образования в России в XIX-XX вв. Воронеж «МОДЭК»,2006.-200с.,24с.ил.

3. Весель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М.: Учпедгиз, 1959г.

4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства .-2-е изд., испр и доп. М.: Изобразительное искусство, 1985г.

5. Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство,1951г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.