Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРИНЦИПЫ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимец Ирина Александровна

Целью настоящей статьи является разработка концепции системы правовых принципов информационной системы записей актов гражданского состояния. Методы. При написании статьи были использованы различные современные методы научного познания: логический, исторический, юридико-технический, формальный, сравнительный, дедукции, индукции и др. Результаты: сделаны выводы, позволяющие оценить необходимость и целесообразность формирования концепции правовых принципов информационной системы записей актов гражданского состояния, включающей общеправовые и отраслевые (институциональные) руководящие начала правового регулирования этой сферы общественных отношений. Так, построение глобального информационного общества предполагает трансформацию всех сфер жизнедеятельности: экономической, социальной и государственного управления, в связи с внедрением технических средств и технологических процессов для сбора, обработки, передачи, обмена, предоставления информации об актах гражданского состояния, этот сектор государственного управления трансформировался в цифровой ЗАГС. Создание федеральной государственной информационной системы «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС) и Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, базирующегося на данных из информационного ресурса записей актов гражданского состояния, сформировало новый правовой институт в отрасли информационного права, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области информационной системы записей актов гражданского состояния, основанных на особых правовых принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE LEGAL INSTITUTION OF CIVIL REGISTRATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The purpose of this article is to form the concept of a system of legal principles for the civil registration information system. Methods. In the course of writing the article, various modern methods of scientific cognition are used: logical, historical, legal-technical, formal, comparative, deduction, induction, etc. Results: conclusions are drawn to assess the necessity and expediency of forming the concept of legal principles for the civil registration information system, including general legal and sectoral guidelines for legal regulation of this sphere of public relations. Thus, the construction of a global information society involves the transformation of all spheres of life: economic, social and public administration, in connection with the introduction of technical means and technological processes for collecting, processing, transmitting, exchanging, providing information on civil registration, this public administration sector has transformed into a «Digital Registry Office». The creation of the federal state information system «Unified State Civil Registry» and the Unified Federal Information Register containing information on the population of the Russian Federation, based on data from the information resource of civil registration, has formed a new legal institution in the field of information law, which includes a set of legal norms regulating public relations in the field of civil registration information system, based on specific legal principles.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Научная статья Original article

УДК 349

DOI 10.33184/pravgos-2022.3.14

ТРОФИМЕЦ Ирина Александровна

Посольство Российской Федерации в Королевстве Испания, Мадрид, Королевство Испания; e-mail: kosareva-khv@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3610-0647

TROFIMETS Irina Alexandrovna

Russian Embassy in the Kingdom of Spain, Madrid, Kingdom of Spain.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

PRINCIPLES OF THE LEGAL INSTITUTION OF CIVIL REGISTRATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Аннотация. Целью настоящей статьи является разработка концепции системы правовых принципов информационной системы записей актов гражданского состояния. Методы. При написании статьи были использованы различные современные методы научного познания: логический, исторический, юри-дико-технический, формальный, сравнительный, дедукции, индукции и др. Результаты: сделаны выводы, позволяющие оценить необходимость и целесообразность формирования концепции правовых принципов информационной системы записей актов гражданского состояния, включающей общеправовые и отраслевые (институциональные] руководящие начала правового регулирования этой сферы общественных отношении. Так, построение глобального информационного общества предполагает трансформацию всех сфер жизнедеятельности: экономической, социальной и государственного управления, в связи с внедрением технических средств и технологических процессов для сбора, обработки, передачи, обмена, предоставления информации об актах гражданского состояния, этот сектор государственного управления трансформировался в цифровой ЗАГС. Создание федеральной государственной информационной системы «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС) и Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, базирующегося на данных из информационного ресурса записей актов гражданского состояния, сформировало новый правовой институт в отрасли информационного права, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области информационной системы записей актов гражданского состояния, основанных на особых правовых принципах.

Ключевые слова: правовые нормы, регулирование общественных отношений, информационное право, правовой институт, общие правовые принципы, отраслевые правовые принципы, институциональные правовые принципы, принципы правовых институтов

Для цитирования: Трофимец И.А. Принципы правового института записей актов гражданского состояния в условиях цифровизации / И.А. Трофимец// Правовое государство: теория и практика. - 2022. -№3. - С. 104-110.00110.33184/ргаудо5-2022.3.14.

© Трофимец И.А., 2022

Abstract. The purpose of this article is to form the concept of a system of legal principles for the civil registration information system. Methods. In the course of writing the article, various modern methods of scientific cognition are used: logical, historical, legal-technical, formal, comparative, deduction, induction, etc. Results: conclusions are drawn to assess the necessity and expediency of forming the concept of legal principles for the civil registration information system, including general legal and sectoral guidelines for legal regulation of this sphere of public relations. Thus, the construction of a global information society involves the transformation of all spheres of life: economic, social and public administration, in connection with the introduction of technical means and technological processes for collecting, processing, transmitting, exchanging, providing information on civil registration, this public administration sector has transformed into a «Digital Registry Office». The creation of the federal state information system «Unified State Civil Registry» and the Unified Federal Information Register containing information on the population of the Russian Federation, based on data from the information resource of civil registration, has formed a new legal institution in the field of information law, which includes a set of legal norms regulating public relations in the field of civil registration information system, based on specific legal principles.

Keywords: legal norms, regulation of public relations, information law, legal institution, general legal principles, sectoral legal principles, institutional legal principles, principles of legal institutions

For citation: Trofimets I.A. Principles of the legal institution of civil registration in the context of digitalization. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2022, no. 3, pp. 104-110. DOI 10.33184/pravgos-2022.3.14 (In Russian],

104

Введение

Определение правовых принципов играет важную роль. Любая юридическая категория базируется на особых, присущих ей принципах своего построения. Правовые принципы (от лат. principium - начало, первооснова) выполняют системообразующую и интегрирующую функцию права. Новеллы информационного права в создании учетных информационных систем нуждаются в доктринальном осмыслении руководящих начал своего построения [1; 2].

К вопросам правовых принципов в своих работах обращались: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, Е.В. Васьковский, О.С. Иоффе, Р.З. Лившиц, С.А. Муромцев, B.C. Нерсесянц, В.И. Никитинский, Г.А. Свердлык, В.М. Семёнов, О.В. Смирнов, Ф.Н. Тарановский, М.Д. Шарго-родский, Л.С. Явич и многие другие ученые.

Соотношение общих и отраслевых (институциональных)

правовых принципов

Традиционно в доктрине выделяют общие и отраслевые (институциональные) правовые принципы. Общие правовые принципы, как следует из их названия, считаются общепринятыми и общепризнанными нравственными (морально-этическими) началами правового регулирования общественных отношений, составляют основу всей правовой системы.

В научных кругах нет единства по вопросу перечня общих правовых принципов. Например, М.И. Байтин к этой правовой категории относил: справедливость, гуманизм, равенство, юридическую определенность, взаимосвязь прав и обязанностей, законность [3, с. 123-133]. Полагаем, что спорный характер этой правовой категории связан с отсутствием единого подхода к определению самого права и существованием множества теорий его происхождения (теологическая, естественная, психологическая, историческая, нор-мативистская, позитивистская, марксистская и др.). Тем не менее никем не отрицается, что право, являясь общесоциальным регулятором, аккумулирует в себе главные представления человечества о добре, компромиссе частных и публичных интересов и основывается на определенных идеях и концепциях, выраженных в принципах.

Общие правовые принципы развиваются на отраслевых и институциональных уровнях права. Отрасли права и отдельные правовые институты1, в частности имеющие

1 Об актуальности институционализации права см., например, работу Р.Г. Валиева [4].

комплексный (смешанный) характер, базируются на своих собственных принципах, на которых основывается составляющая их система правовых норм.

Заслуживает внимания проблема соотношения правовых принципов и правовых норм: между ними существует определенная субординация. Правовые нормы должны соответствовать правовым принципам. По своей сути правовые принципы тоже являются правовыми нормами и носят исключительно императивный характер. По этому вопросу заслуживает внимания позиция Е.В. Банковского: «...юридическое основание, т. е. принцип, из которого вытекает данная норма ... нередко опирается на другой, высший принцип, который, в свою очередь, может быть следствием еще более общего и т. д. вплоть до какого-либо первоначального и основного положения права» [5, с. 70].

Допускается правовое регулирование общественных отношений по аналогии права. Именно в таких случаях правоприменитель должен исходить из принципов права. Аналогия права как способ правового регулирования в основном характернадля частного права.

Отраслевая принадлежность

правового института записей актов гражданского состояния

Акты гражданского состояния в качестве юридических фактов имеют значение не только для частноправовых, но и для публичных правоотношений. Традиционно, но, на наш взгляд, ошибочно институт государственной регистрации актов гражданского состояния относят к гражданскому и семейному праву. Наэтоуказывается в ст. 2 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния»2 (далее - Закон), а также в Указе Президента РФ от 5 октября 2002 г. № 1129 «О классификаторе правовых актов»3. Полагаем, что акты гражданского состояния, зарегистрированные в установленном порядке, являются универсальными юридическими фактами, определяющими правовой статус лица, и считаются основаниями возникновения, изменения и прекращения различных правоотношений, как частноправового, так и публичного характера.

Ценность и значимость информации, которая содержится в акте гражданского состояния, требует установления определенных правил ее сбора, обработки, передачи и хранения, в основе которых должны лежать

2 Собрание законодательства РФ. 1997. № 47, ст. 5340.

3 Собрание законодательства РФ. 2000. № 12, ст. 1260.

105

соответствующие принципы, закрепляющие недопустимость нарушения прав и свобод лица, произвольного вмешательства в его частную (личную, семейную) жизнь.

Обращаемся к мнению В.В. Кулакова, который считает, что институт государственной регистрации актов гражданского состояния хотя и не входит в систему семейного права, тем не менее должен строиться на специальных принципах этой отрасли права: «являясь убежденным сторонником самостоятельности семейного права, понимаю, что помимо общих принципов права, присущих всем отраслям, должны быть и специальные принципы права семейного, которые должны учитывать в своей деятельности все правоприменители, в том числе органы ЗАГС» [6, с. 74]. Аргументирует свою точку зрения ученый ссылками на Семейный кодекс РФ, в котором содержатся множественные указания на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в частности в ст. 10, 11, 19, 25 и 125. Не отрицается им и административно-правовой характер государственной регистрации актов гражданского состояния, но при этом сам институт государственной регистрации актов гражданского состояния он относит к межотраслевым (реперным), подтверждая свою позицию мнением В.П. Мозолина [7, с. 26-31].

Соглашаемся с концепцией, определяющей институт государственной регистрации актов гражданского состояния как межотраслевой правовой институт. Кроме того, правовой институт государственной регистрации актов гражданского состояния характеризуем как межотраслевой или комплексный (смешанный), процессуальный (процедурный), охранительный и законодательно закрепленный, представляющий собой систему, включающую правовые принципы, фундаментальные понятия, приемы, способы и средства (положения), связанные воедино, выраженные в правовых нормах. Представляется, что термин «специальные принципы» допустим в значении «отраслевые принципы, институциональные принципы (принципы правового института)» и составляет с ними синонимический ряд.

Система специальных

правовых принципов записей актов гражданского состояния

К специальным правовым принципам института государственной регистрации актов гражданского состояния относим следующие: легитимность, достоверность и актуальность, формальность, беспристрастность, ограничение

свободного доступа, экстерриториальность, минимизацию. Роль данных институциональных правовых принципов видим в том, что они выражают сущность института государственной регистрации актов гражданского состояния и основные направления государственной политики в сфере общественных отношений, регулируемых им, восполняют пробелы правового регулирования и способствуют правильному толкованию и применению составляющих его правовых норм.

1. Принцип легитимности института государственной регистрации актов гражданского состояния означает, что в целях учета населения, подтверждения существования лица и его определенного правового статуса, охраны личных неимущественных и имущественных прав граждан, обеспечения стабильности общественных отношений регистрацию актов гражданского состояния могут осуществлять уполномоченные на то государственные органы (органы местного самоуправления): «полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений)» (абз. 3 п. 1 ст. 4 Закона).

В настоящее время государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют работники органа ЗАГС или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Зарегистрированный в установленном порядке акт гражданского состояния признается законным и подлежит признанию всеми участниками правоотношений, включая публичных субъектов. Кроме того, в силу п. 3 ст. 3 Закона «акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации». Легитимность акта гражданского состояния заключается в совершении его записи строго установленным кругом лиц: органы ЗАГС, консульские учреждения за пределами Российской Федерации (п. 3 ст. 4 и ст. 5 Закона) и религиозные организации (до образования структуры ЗАГС).

106

2. Принцип достоверности и актуальности видим в возложении на сотрудников ЗАГС обязанности проверки действительности и законности событий и действий, определяющих гражданское состояние лица. Поскольку деятельность ЗАГС носит бесспорный характер, обязанности по проверке действительности и законности событий и действий, определяющих гражданское состояние лица, осуществляются на основании представленных документов, как правило, подлинных или дубликатов, выданных в установленном законом порядке. Действует презумпция достоверности зарегистрированного акта гражданского состояния: аннулирование, исправление или изменение допускаются при наличии законных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами. На значимость принципа достоверности в информационном праве в условиях цифровой трансформации указывают в своих работах О.В. Петровская [8, с. 46-49; 9, с. 130-132] и Е.В. Устюжанина [10, с. 47-52].

3. Принцип формальности заключается в том, что государственная регистрация акта гражданского состояния осуществляется в строго установленном порядке, являясь официальным признанием определенных юридических фактов (рождение, смерть, перемена имени, заключение и расторжение брака, установление отцовства и усыновление). Формы записи актов гражданского состояния в зависимости от вида регламентированы на законодательном уровне: п. 4 ст. 6 Закона и Приказ Министерства юстиции РФ от 1 октября 2018 г. № 202 «Об утверждении форм записей актов гражданского состояния и Правил заполнения форм записей актов гражданского состояния» (далее - Приказ)4. Принципу формальности соответствуют такие характеристики записи акта гражданского состояния, как официальность и унифицированность. К принципу формальности относится ведение делопроизводства в органах ЗАГС на русском языке (государственном языке Российской Федерации), допускается ведение делопроизводства на государственном языке субъекта Российской Федерации (республики), где национальный язык, согласно Конституции, имеет соответствующий статус.

4. Принцип беспристрастности при осуществлении деятельности ЗАГС четко не определен. Закон подразумевает, что при совершении государственной регистрации акта гражданского состояния должен отсутствовать личный, прямой или косвенный

4 Офиц. интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.10.2018].

интерес. Так, в соответствии с п. 6. ст. 6 Закона работник органа ЗАГС или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим сотрудником органа ЗАГС или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг либо в другом органе ЗАГС или другом многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг. Закон исчерпывающе называет круг лиц, в отношении которых устанавливается ограничение на совершение записей актов гражданского состояния уполномоченным сотрудником. Хотелось бы отметить, что этот перечень достаточно широк, что, на наш взгляд, позволяет придерживаться принципа беспристрастности. Для сравнения: в нотариальной деятельности запрет установлен лишь в отношении супруга, родителей, детей и внуков. За счет законодательных ограничений сфере деятельности ЗАГС гарантируется отсутствие конфликта интересов.

5. Современный принцип ограниченного доступа к информации ЗАГС заменил действовавший принцип конфиденциальности5. С точки зрения Г.Г. Камаловой, конфиденциальность одновременно является правовым свойством информации ограниченного доступа и правовым режимом таких сведений [11, с. 385]. На наш взгляд, применение термина «конфиденциальность» к информации, содержащейся в актах гражданского состояния, вполне приемлемо, поскольку слово сопМепйа означает «секретный, не подлежащий разглашению». Полагаем, что терминологическое замещение не изменило существа традиционного принципа законодательства в сфере ЗАГС: соблюдение обязательного требования не передавать информацию об актах гражданского состояния третьим лицам без согласия лица, в отношении которого запись произведена. Данный принцип обеспечивается за счет ограничения предоставления сведений, носящих биографо-демографический характер.

В настоящее время сведения ЗАГС предоставляются гражданину, в отношении которого произведена запись акта гражданского

5 Статья 12 «Конфиденциальность и порядок передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния» утратила силу с 01.10.2018.

107

состояния, или уполномоченному им лицу. Предлагаем ввести термин «бенефициар», обозначающий лицо (гражданина), в отношении которого произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, поскольку данный прием юридической техники приведет к лаконичному изложению правовых норм, в которых используется словосочетание «лицо (гражданин), в отношении которого произведена государственная регистрация акта гражданского состояния». Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 6 Закона «сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния или работнику многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат». Считаем, что в этом случае можно утверждать об установлении «профессиональной тайны».

Записи актов гражданского состояния осуществляются как в частных, так и в публичных интересах. Представители власти при выполнении своих функций под свою ответственность могут получить доступ к данным, содержащимся в ЕГР ЗАГС.

Изменение принципа правового регулирования в сфере ЗАГС произошло по причине отнесения сведений об актах гражданского состояния к категории персональный данных. Оператор ЕГР ЗАГС принимает все необходимые меры, включая меры технического характера, для защиты персональной информации от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения. Несмотря на приватность информации ЗАГС, государственная регистрация актов гражданского состояния производится в том числе в публичных интересах. На комплексный характер правовой сущности конфиденциальности информации, являющейся одновременно правовым режимом информации ограниченного доступа и ее правовым свойством, указывает в своих работах Г.Г. Ка-малова [11, с. 59-71].

Действительно, поскольку жизненные обстоятельства подлежат обязательной государственной регистрации, то называть эти сведения конфиденциальными вроде бы неправильно, но поскольку они касаются частной жизни лица (личной и семейной), то черты секретности им присущи. Можно считать, что принцип ограниченного доступа

к информации ЗАГС есть проявление гибкости права: определять степень публичности приватной информации. Публичность приватной информации обеспечивает возможность ЕГР ЗАГС проверить обезличенно любое свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

6. Принцип экстерриториальности новый для сферы ЗАГС. В настоящее время переход деятельности ЗАГС по экстерриториальному принципу только осуществляется. Закрепление принцип экстерриториальности получил в 2016 г., с принятием п. 6. ст. 13.2. Закона: «предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в электронной форме осуществляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия».

7. Минимизацию выделяем как один из институциональных принципов. Действующее законодательство строго регламентирует не только порядок осуществления государственной регистрации акта гражданского состояния, но и определяет перечень сведений, которые необходимо предоставить заявителю при обращении. Истребование дополнительных документов, не предусмотренных законом, не допускается. Закон исходит из ситуационного подхода при государственной регистрации отдельных видов актов гражданского состояния. Введение электронного формата государственной регистрации актов гражданского состояния способствует реализации принципа минимизации, поскольку необходимая информация может запрашиваться по внутриведомственным телекоммуникационным сетям сотрудниками ЗАГС.

Выводы

Исторически так сложилось, что при определении специального правового регулирования какой-либо группы однородных общественных отношений первоначально выделяют правовые принципы, на которых будут базироваться правовые нормы. Система правовых принципов института записей актов гражданского состояния направлена на эффективность и оптимальность данного сектора государственного управления. Сведения о населении, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, имеют особую значимость. Население - это

108

группа людей, на которых распространяется юрисдикция государства. Население является атрибутом государства. Первой актовой записью о рождении человека подтверждается его политико-правовая связь с государством. Вопросы регулирования и обеспечения безопасности важной информации о населении, о каждом гражданине включаются в правовое поле и базируются на правовых принципах.

Цифровизация всех отраслей жизнедеятельности общества и государства меняет формат социальных регуляторов и требует переосмысления традиционных правовых концепций. Многие устоявшиеся правовые категории модернизировались. Трансформация правовых норм неизбежна под влиянием объективных причин.

Информационное право - это, пожалуй, самая молодая отрасль современного права, формирование которой определила действительная реальность - построение глобального информационного общества, переход к обществу знаний в условиях техногенной цивилизации. Новые направления становления этой отрасли права объективно обусловлены [12].

Стремительное развитие технологических процессов и цифровая трансформация общественных отношений затронули все области жизнедеятельности людей (экономика, социальная сфера, государственное управление). Информация становится главным благом. Вместе с тем информация как объект общественных отношений, регулируемых информационным правом, настолько разнообразна, что объективно имеется необходимость классифицировать ее на определенные группы в целях надлежащего правового регулирования.

В статье показано, что цифровизация реестра актов гражданского состояния, существование его исключительно в качестве электронного информационного ресурса позволяет включить этот правовой институт в систему информационного права со своим «приданым» - институциональными правовыми принципами, такими как легитимность, достоверность и актуальность, формальность, беспристрастность, ограничение свободного доступа, экстерриториальность, минимизация.

Список источников

1. Трофимец И.А. Государственные информационные системы учета населения / И.А. Трофимец. - Москва : Русайнс, 2021. - 90 с.

2. Трофимец И.А. Публично-правовое значение актов гражданского со-стояния (на примере законодательства России и Испании] / И.А. Трофимец. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 160 с.

3. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков] / М.И. Байтин. - Саратов : СГАП, 2001. - 408 с.

4. Валиев Р.Г Правовая институционализация и институты права: кон-цептуальная модель / Р.Г Валиев // Lex Russica. - 2020. -№4,- С. 103-116.

5. Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов / Е.В. Васьковский. - Москва : Городец, 1997. - 128 с.

6. Кулаков В.В. Некоторые аспекты учета принципов семейного права при регистрации актов гражданского состояния / В.В. Кулаков // Теоретические и практические проблемы государственной регистрации актов гражданского состояния : монография / Тверской государственный университет ; Тверское региональное отделение Ассоциации юристов России. - Тверь : Изд. А.Н. Кондратьев, 2017. - С. 71-73.

7. Мозолин В.П. Роль гражданского законодательства в регулировании комплексных имущественных отношений / В.П. Мозолин // Журнал российского права. -2010. -№1,- С. 26-31.

8. Петровская О.В. Принципы достоверности в информационном праве в условиях цифровой трансформации / О.В. Петровская // Мониторинг правоприменения. -2021,-№ 3 (40].-С. 46-49.

9. Петровская О.В. Цифровая трансформация и проблемы обеспечения достоверности информации / О.В. Петровская // Аграрное и земельное право. -2020,-№ 3 (183]. - С. 130-132.

References

1. Trofimets I.A. Gosudarstvennye informacionnye sistemy ucheta naseleniya [State information systems of population registration], Moscow, Rusajns Publ., 2021. 90 p.

2. Trofimets I.A. Publichno-pravovoe znachenie aktov grazhdanskogo sos-toyaniya (na primere zakonodatel'stva Rossii i Ispanii] [Public legal significance of civil registration (on the example of the legislation of Russia and Spain]]. Moscow, INFRA-M Publ., 2022. 160 p.

3. Baitin M.I. Sushchnost' prava (sovremennoe normativnoe pravoponimanie na grani dvuh vekov] [The essence of law (modern normative legal understanding on the verge of two centuries]]. Saratov State Academy of Law, 2001.408 p.

4. Valiev R.G. Legal institutionalization and legal institutions: conceptual model. Lex Russica, 2020, no. 4, pp. 103-116. (In Russian],

5. Vaskovsky E.V. Rukovodstvo k tolkovaniyu i primeneniyu zakonov [Guide to the interpretation and application oflaws], Moscow, Gorodec Publ., 1997.128 p.

6. Kulakov V.V. Some aspects of taking into account the principles of family law in civil registration. Teoreticheskie i prakticheskie problemy gosudarstvennoj registracii aktov grazhdanskogo sostoyaniya [Theoretical and practical problems of state civil registration], Tver, A.N. Kondratiev Publ., 2017, pp. 71-73. (In Russian],

7. Mozolin V.P The role of civil legislation in regulation of complex property relation. Zhurnal rossijskogo prava = Journal ofRussian Law, 2010, no. 1, pp. 26-31. (In Russian],

8. Petrovskaya O.V. Principles of reliability in information law in the context of digital transformation. Monitoring pravoprimeneniya = Monitoring of Law Enforcement, 2021, no. 3 (40], pp. 46-49. (In Russian],

9. Petrovskaya O.V. Digital transformation and the problems of ensuring the reliability of information. Agrarnoe i zemel'noe pravo = Agrarian and Land Law, 2020, no. 3 (183], pp. 130-132. (In Russian],

109

10. Устюжанина Е.В. Принцип достоверности информации: постановка проблемы / Е.В. Устюжанина // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - 2017. -№4 (42]. - С. 47-52.

11. Камалова Г.Г. Правовое обеспечение конфиденциальности информации в условиях развития информационного общества : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.13 / Г.Г. Камалова. - Москва, 2020. - 472 с.

12. Полякова Т.А. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации / Т.А. Полякова, A.B. Минбалеев, Н.В. Кроткова // Государство и право. -2020. -№5,- С. 75-87.

10. Ustyuzhanina E.V. The principle of reliability of information: a problem statement. Elektronnoe prilozhenie k «Rossijskomu yuridicheskomu zhurnalu» = Electronic supplementto «Russianjuridical Journal», 2017, no. 4 (42], pp. 47-52. (In Russian],

11. Kamalova G.G. Pravovoe obespechenie konfidencial'nosti informacii v usloviyah razvitiya informacionnogo obshchestva. Dokt. Diss. [Legal provision of confidentiality of information in the context of the development of information society. Doct. Diss.]. Moscow, 2020.472 p.

12. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. New vectors of information law development in the context of civilizational crisis and digital transformation. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2020, no. 5, pp. 75-87. (In Russian],

Информация об авторе

Трофимец Ирина Александровна - кандидат юридических наук, доцент, Посольство Российской Федерации в Королевстве Испания.

Information about the Author

Trofimets Irina Alexandrovna - Candidate of Sciences (Law], Associate Professor, Russian Embassy in the Kingdom of Spain.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.05.2022; одобрена после рецензирования 19.06.2022; принята к публикации 20.06.2022. The article was submitted 19.05.2022; approved after reviewing 19.06.2022; accepted for publication 20.06.2022.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.