Научная статья на тему 'РЕГИСТРАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ: СЕКТОР АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ'

РЕГИСТРАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ: СЕКТОР АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЗАПИСИ ЗАГС / ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ЗАГС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимец И. А.

Регистрационное пространство Королевства Испания, распространяющееся на правовые статусы субъектов и правовые режимы объектов, представлено тремя зонами: международной, государственной и частной. Государственную зону регистрационного пространства условно можно разделить на четыре сектора: ЗАГС, нотариат, коммерческий и фискальный. Автор в качестве предмета исследования выбирает сектор ЗАГС, так как считает, что регистрация актов гражданского состояния, определяющая правовое положение лиц, идентифицирующая и индивидуализирующая участников правоотношений, является первичной в регистрационном пространстве. Так, запись о рождении ребенка - это начало его общественной жизни (не биологической). Именно запись о рождении ребенка порождает устойчивую политико-правовую связь с государством, выражающуюся в приобретении гражданства, и подтверждает его правоспособность. Автор полагает, что изучение зарубежного опыта правового регулирования, особенно в современных условиях цифровизации, способствует совершенствованию собственного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REGISTRATION SPACE OF THE KINGDOM OF SPAIN: THE SECTOR OF THE ACTS OF CIVIL STATUS

A registration space of the Kingdom of Spain that covers the legal statuses of subjects and the legal regimes of objects, is represented by three zones: international, public and private. The state registration area can be contingently divided into four sectors: Civil Status Registry Office, Notary, commercial and fiscal sectors. The author chooses the civil status registry office sector as a subject of research, since she believes that the registration of acts of civil status that determines the legal status of persons, identifies and individualizes participants in legal relations, is of primary importance in the registration space. Thus, the record of the birth of a child is the beginning of his social life (not biological). It is the record of the birth of a child that generates a stable political and legal relation with the state expressed in the acquisition of citizenship and it confirms the chil’s legal capacity. The author believes that the study of foreign experience of legal regulation, especially in modern conditions of digitalization, contributes to the improvement of their own legislation.

Текст научной работы на тему «РЕГИСТРАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ: СЕКТОР АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

001: 10.17803/1994-1471.2021.132.11.065-073

И. А. Трофимец*

Регистрационное пространство

Королевства Испания:

сектор актов гражданского состояния

Аннотация. Регистрационное пространство Королевства Испания, распространяющееся на правовые статусы субъектов и правовые режимы объектов, представлено тремя зонами: международной, государственной и частной. Государственную зону регистрационного пространства условно можно разделить на четыре сектора: ЗАГС, нотариат, коммерческий и фискальный. Автор в качестве предмета исследования выбирает сектор ЗАГС, так как считает, что регистрация актов гражданского состояния, определяющая правовое положение лиц, идентифицирующая и индивидуализирующая участников правоотношений, является первичной в регистрационном пространстве. Так, запись о рождении ребенка — это начало его общественной жизни (не биологической). Именно запись о рождении ребенка порождает устойчивую политико-правовую связь с государством, выражающуюся в приобретении гражданства, и подтверждает его правоспособность. Автор полагает, что изучение зарубежного опыта правового регулирования, особенно в современных условиях цифровизации, способствует совершенствованию собственного законодательства.

Ключевые слова: акты гражданского состояния; государственная регистрация записи ЗАГС; Единый реестр ЗАГС; цифровизация; электронный ресурс.

Для цитирования: Трофимец И. А. Регистрационное пространство Королевства Испания: сектор актов гражданского состояния // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 11. — С. 65-73. — DOI: 10.17803/1994-1471.2021.132.11.065-073.

A Registration Space of the Kingdom of Spain: The Sector of the Acts of Civil Status

Irina A. Trofimets, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Embassy of the Russian Federation in the Kingdom of Spain

Calle Velazquez 155, Madrid, 28002 kosareva-khv@mail.ru

Abstract. A registration space of the Kingdom of Spain that covers the legal statuses of subjects and the legal regimes of objects, is represented by three zones: international, public and private. The state registration area can

© Трофимец И. А., 2021

* Трофимец Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент, Посольство Российской Федерации в Королевстве Испания

ул. Веласкеса, д. 155, г. Мадрид, Королевство Испания, 28002 kosareva-khv@mail.ru

правовое регулирование в информационной сфере

be contingently divided into four sectors: Civil Status Registry Office, Notary, commercial and fiscal sectors. The author chooses the civil status registry office sector as a subject of research, since she believes that the registration of acts of civil status that determines the legal status of persons, identifies and individualizes participants in legal relations, is of primary importance in the registration space. Thus, the record of the birth of a child is the beginning of his social life (not biological). It is the record of the birth of a child that generates a stable political and legal relation with the state expressed in the acquisition of citizenship and it confirms the chil's legal capacity. The author believes that the study of foreign experience of legal regulation, especially in modern conditions of digitalization, contributes to the improvement of their own legislation.

Keywords: acts of civil status; state registration of the registry office record; Unified Registry Office; digitalization; electronic resource.

Cite as: Trofimets IA. Registratsionnoe prostranstvo korolevstva ispaniya: sektor aktov grazhdanskogo sostoyaniya [Registration Space of the Kingdom of Spain: The Sector of the Acts of Civil Status]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2021;16(11):65-73. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.132.11.065-073. (In Russ., abstract in Eng.).

Правовой институт актов гражданского состояния на протяжении всей своей истории незаслуженно находится на «задворках юриспруденции». Общественные отношения требуют бесспорных доказательств способности лиц выступать в качестве субъектов, именно этой цели отвечает институт записи актов гражданского состояния. По мнению известного испанского цивилиста прошлого века Ф. де Кастро и Браво, «реестр записи актов гражданского состояния является материальным инструментом, позволяющим публично фиксировать официальную версию существования и гражданского статуса каждого человека»1. Институт актов гражданского состояния соответствует потребностям общества и отдельных граждан в обеспечении безопасности динамики правоотношений, законности их возникновения, изменения и прекращения. Государство, исходя из информации гражданского реестра, посредством ведения записей о гражданском состоянии лиц, не только осуществляет учет населения, но и планирует свою демографическую политику.

К отдельным проблемам института актов гражданского состояния обращались современные испанские ученые-юристы Э. Серрано Алон-

со2, М. А. Линасеро де ла Фуэнте3, А. Лесиньена Ибарра, Х. А. Кобачо Гомес4 и др.

Одни из первых государственных реестров были созданы именно в области гражданского состояния лиц. Гражданский реестр представляет собой доказательство зарегистрированных фактов реальной действительности. Институт актов гражданского состояния основан на iuris tantum достоверности сведений о лице и его родословной. Отдельные упоминания о ведении записей актов гражданского состояния в Испании относят к 1841 г. Но официальной датой образования реестра ЗАГС считается принятие в 1870 г. специального закона, регулирующего отношения в этой сфере и создание Генерального управления гражданского реестра, реестра собственности и нотариусов.

Основным предшественником реестров гражданского состояния считались приходские книги. Первым испанским Законом о записи актов гражданского состояния был Закон от 17.07.1870, действовавший до введения Закона от 08.06.1957 и разъясняющего его положения Регламента от 14.11.1958, которые применялись до вступления в силу в 2017 г. Закона 20/2011 от 21 июля5 (далее — Закон 2011 г.), объявившего эпоху цифровизации реестра актов граждан-

1 Castro y Bravo F. Los llamados derechos de la personalidad // Anuario de derecho civil, ISSN 0210-301X. 1959. Vol. 12. № 4. Págs. 1237-1276.

2 Serrano Alonso E. La Ley del Registro Civil de 21 de julio de 2011. Madrid, 2012.

3 Linacero de la Fuente M. A. Tratado del Registro Civil. Madrid, 2013.

4 Comentarios a la Ley del Registro Civil // A. Leciñena Ibarra (dirs.), J. A. Cobacho Gómez (dir.). Madrid, 2013.

5 Ley 20/2011, de 21 de julio, del Registro Civil // BOE. Núm. 175. 22.07.2011.

ского состояния и его телематического (телекоммуникационного) администрирования. Закон 2011 г. является одной из наиболее важных социальных и правовых реформ в области прав личности с момента вступления в силу Конституции 1978 г.6 Модернизация законодательства об актах гражданского состояния есть результат кропотливого и интенсивного процесса, который успешно завершился полным признанием приоритета прав личности и принципа равенства во всех его проявлениях при искоренении дискриминации по каким-либо основаниям (например, отмена требования о размещении в фамилии ребенка на первом месте фамилии отца или указания в происхождении ребенка семейного положения родителей).

Закон 2011 г. — это нормативный правовой акт, введение в действие которого было запланировано поэтапно. В соответствии с п. 10 «Заключительного положения» он должен был вступить в силу 30 июня 2017 г., за некоторыми исключениями. Длительное и поэтапное введение в действие законодательных положений было не только объективно обусловлено подготовкой материально-технической базы для их реализации (компьютеризация рабочих мест сотрудников органов ЗАГС, обустройство телекоммуникационных сообщений внутри государственного сектора, включая нотариусов и др.), а также по субъективным причинам. Мораторий был введен из-за парламентских дебатов в связи с предложением реформировать организацию ЗАГС, а именно: передать контрольно-надзорные функции за ведением записей актов гражданского состояния Управлению Реестром собственности и торговым реестром или создать коммерческие структуры, возложив на них полномочия по ведению государственных реестров актов гражданского состояния (по аналогии с нотариатом, который являясь частным, совершает свою деятельность от имени государства). По причине недостижения консенсуса процесс был парализован, что привело к отложению вступления закона в силу до вышеупомянутой даты, а в конечном счете сохранению прежней юрисдикции по этим вопросам.

Закон 2011 г. четко определяет традиционные функции органов исполнительной и судеб-

ной власти, которые в силу исторической инерции были смешаны в прежнем законодательстве, и приближает новую модель регистрации актов гражданского состояния к существующей в других странах Евросоюза, в которых административным органом обеспечивается качественное предоставление государственных услуг с гарантией судебной защиты прав граждан при их нарушении в этой сфере, поскольку все акты ЗАГС подлежат судебному контролю.

Законодательно закреплено, что целью записи актов гражданского состояния является официальная регистрация событий и действий, касающихся гражданского состояния лиц. Выделяют два аспекта: материальный (тождество зафиксированных сведений и фактов действительности) и формальный (официальное подтверждение тождества зафиксированных сведений и фактов действительности). Ведение Единого реестра осуществляется на официальных языках Королевства Испании (испанский, каталанский, галисийский и баскский).

В связи с модернизацией института актов гражданского состояния, в правовой системе Королевства Испания появились понятия, требующие разъяснения:

1. Единый реестр — это сведения о населении в формате уникального реестра актов гражданского состояния для всей территории Королевства Испания. Регистрации подлежат данные об испанских гражданах и иностранных гражданах, имеющих вид на жительство в Испании.

2. Индивидуальный реестр — это запись событий и действий, связанных с конкретной личностью, ее семейным положением и другими обстоятельствами, открываемая при рождении или иной первой регистрации. Каждому индивидуальному реестру при первой выполненной регистрации присваивается личный код, состоящий из буквенно-цифровой последовательности, выбранной действующей компьютерной системой национального документа, удостоверяющего личность. Именно сведения индивидуального реестра являются фундаментальной основой и составляющими Единого реестра. Синонимом «индивидуальный реестр» является термин «фолио», который наиболее употребим.

3. Административный реестр — означает административный характер ведения записей гражданского состояния, относит его к компетенции Министерства юстиции. Решения чиновника, ответственного за ведение записей актов гражданского состояния, могут быть обжалованы в административном порядке в вышестоящую инстанцию или в судебном порядке в суд.

4. Государственный реестр — выполняет функцию публичного признания зарегистрированных в установленном порядке событий и действий, а также является привилегированным средством доказательств этих юридических фактов.

5. Электронный реестр — реестр компьютеризирован в двойном аспекте: сбор и хранение официальной информации, а также доступ к ней. В недавней юриспруденции появился новый термин «право на цифровую среду»7, который применим и к институту актов гражданского состояния8.

По мнению М. А. Линасеро де ла Фуэнте, заслуга Закона 2011 г. заключается в том, что он способствует преобразованию доконституци-онной системы регистрации актов гражданского состояния в реестр актов гражданского состояния XXI в., формулируя принципы и составляя современную, последовательную и концептуально прочную правовую систему9.

Как и любая юрисдикционная деятельность, деятельность ЗАГС основана на определенных руководящих началах. Среди принципов организации института актов гражданского состояния, направленных на его эффективность, можно выделить:

а) принцип законности и достоверности: в

обязанности администраторов ЗАГС входит

проверить действительность и законность событий и действий, определяющих гражданское состояние лица. Проверка осуществляется на основании представленных документов, в настоящее время, как правило, в электронном формате. Предполагается, что зарегистрированные юридические факты существуют, действительны и точны до тех пор, пока соответствующая запись не будет исправлена или отменена в порядке, предусмотренном законом. Если действия и события, зарегистрированные в Едином реестре, законно оспорены, то необходимо запросить внесение исправлений соответствующей записи;

б) принцип официальности: запись производится должностным лицом, законодательно уполномоченным на ее совершение. Закон устанавливает обязанности по сотрудничеству между физическими лицами с государственными органами и органами местного самоуправления, а также с юридическими лицами. Так, проявлением принципа официальности является новый регламент гласности режима супружеской собственности, регистрация которой является обязательной, сведения больше не носят конфиденциальный характер;

в) принцип доступности: граждане имеют свободный доступ к данным, которые появляются в их индивидуальном реестре. Запись актов гражданского состояния является публичной. Государственные должностные лица и органы, а также иные представители публичной власти, для выполнения своих функций и под свою ответственность могут получить доступ к данным, содержащимся

Constitución Española // BOE. Núm. 311. 29.12.1978.

См.: Rivero Sanchez-Covisa F. J. Revisión del concepto constitucional del secreto de las comunicaciones. Madrid, 2017.

43 % населения Испании не имеет базовых цифровых навыков и в связи с этим не имеет возможности реализовать свое «право на цифровую среду» (из доклада Председателя Правительства П. Санчеса; см.: URL: https://www.lamoncloa.gob.es/presidente/actividades/Paginas/2021/270121-planes-digitales.aspx (дата обращения: 06.02.2021)).

Linacero de la Fuente М. А. La Ley del Registro Civil de 2011. La necesidad de su completa entrada en vigor // Temas para el debate. ISSN 1134-6574. № 296 (julio). 2019 (Ejemplar dedicado a: Política con horizontes). Págs. 46-48.

6

7

8

9

в Едином реестре. Кроме того, третьи лица, обосновав свой законный интерес, могут получить доступ к информации из Единого реестра в отношении других лиц. Вместе с тем особо защищенные данные, подпадающие под систему ограниченного доступа, исключены из режима публичности;

г) принцип доказательной силы: запись в реестре актов гражданского состояния считается доказательством существования зарегистрированных юридических фактов. Этот принцип, исходя из своего названия, квалифицируется так, что запись актов гражданского состояния является «исключительным» доказательством и «исключает» другие доказательства. Запись — средство привилегированного доказательства актов гражданского состояния, поэтому допускается, что только в случае отсутствия регистрации могут применяться другие доказательства;

д) принцип конститутивности: регистрация актов гражданского состояния будет иметь конститутивную силу только в случаях, предусмотренных законом (например, смена имени и фамилии, изменение пола, приобретения гражданства), в большинстве случаев носит правоподтверждающий характер возникшего состояния или правоотношения;

е) принцип единства и целостности: содержание записи актов гражданского состояния предполагается в полной мере в отношении зарегистрированных событий и действий. Однако формулировку этого принципа нельзя применить к каждой записи. Как утверждает М. А. Линасеро де ла Фуэнте, «принцип единства и целостности не должен пониматься как презумпция отсутствия незарегистрированных фактов»10, следовательно, возможно допускать другие средства доказательств в случае отсутствия государственной регистрации. Так, отсутствие записи о превентивных доверенностях в случае ухуд-

шения физических, психических и(или) интеллектуальных способностей до судебного постановления об опеке или выздоровления лица может оспариваться другими имеющимися доказательствами, например медицинским заключением.

Закон 2011 г. рассматривает человека в качестве «своей главной оси и представляет собой парадигму умеренной законодательной позиции и изменений»11. Записи актов гражданского состояния должны быть публичными, чтобы отвечать интересам государства, общества и отдельных граждан, но при этом не должны нарушаться персональные права лица, в отношении которого произведена запись. Характер и содержание Единого реестра связаны с гласностью гражданского состояния и других регистрируемых юридических фактов, объявленных конституционными ценностями и основными правами гражданина.

Ведение Единого реестра строго формализовано, что обеспечивает достоверность содержащейся в нем информации относительно гражданского состояния лиц. В качестве основания для внесения записей являются подлинные документы. Оригиналы свидетельств, судебных, административных, нотариальных документов и есть достаточные титулы для регистрации событий или действия в качестве актов гражданского состояния. Официальные документы могут быть представлены на любом носителе, включая электронный, при условии, что они соответствуют предусмотренному нормативными стандартами формату (например, для проверки подлинности документ может иметь QR-код). Несмотря на это общее правило, регистрация каждого акта должна производиться на основании именно тех документов, которые законодательно названы для данного вида записи. Например, при регистрации рождения или смерти требуется справка из медицинского центра, при регистрации испанского гражданства сефардов

10 Linacero de la Fuente М. А. El Registro Civil como servicio público en beneficio de los ciudadanos: la Ley del registro civil de 2011: paradigma del consenso jurídico y político // Temas para el debate. ISSN 1134-6574. № 247 (junio). 2015 (Ejemplar dedicado a: La justicia como servicio público). Págs. 25-30.

11 Linacero de la Fuente M. A. Registro Civil: el camino del consenso // El notario del siglo XXI: revista del Colegio Notarial de Madrid. ISSN 1885-009X. № 64. 2015. Págs. 58-61.

необходимо в пакете документов предоставить собственноручно подписанную присягу на верность Королю, при регистрации недееспособности обязательно наличие судебного решения, вступившего в законную силу и т.д.

Новеллой Закона 2011 г. является положение о том, что обращение в органы ЗАГС допускается не только посредством личной явки заявителя или его представителя, но и способом отправки документов в электронном виде через Интернет. Если заявления подаются на бумажном носителе, то они подлежат последующему переводу в электронный формат.

Особую роль отводят нотариусам, на которые закон возлагает обязанности по оформлению файлов и направлению их в органы ЗАГС. К нотариусу можно обратиться, в частности по вопросу заключения брака. Нотариус открывает брачное дело, проводит все необходимые проверки, заключает брак и передает файл через телематическую сеть для регистрации уже заключенного брака в Единый реестр.

Закон расширил перечень актов гражданского состояния, включив новые, ранее нереги-стрируемые, акты. В настоящее время индивидуальный реестр (фолио) содержит следующие данные:

1. Рождение (дата и место).

2. Родословная (сведения о родителях).

3. Имя и фамилия и их модификации (если были произведены).

4. Пол и его модификация (если была произведена).

5. Гражданство, двойное гражданство12 и виды на жительство.

6. Эмансипация.

7. Брак.Разделение, аннулирование и развод. Гражданское партнерство (заключение и расторжение).

8. Законный или договорный режим имущества супругов.

9. Родительские отношения и их модификации (усыновление или удочерение).

10. Судебное изменение правоспособности граждан, а также изменение, вытекающее из объявления о несостоятельности физических лиц.

11. Опекунство, попечительство и другие юридические представительства и их модификации.

12. Акты, касающиеся людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Пособия и льготы.

13. Самоконтроль и превентивные доверенности.

14. Объявление умершим или признание безвестно отсутствующим.

15. Смерть.

Важной новеллой Закона 2011 г. является закрепление правила о телематическом доступе представителей власти к информации из Единого реестра. Государственные органы или должностные лица могут собирать у граждан «регистрационную информацию» только в том случае, если она недоступна телематическими средствами: например, данные, подлежащие предоставлению, ограниченны в открытом доступе; сведения, предоставляются из иностранных реестров; документ не существует в электронном формате и т.п.

Владелец индивидуального реестра, всегда имеет доступ к своему личному файлу с соблюдением требований об идентификации и аутентификации. Режим доступа владельца поднимает проблему способности, необходимой держателю для доступа самостоятельно или для авторизации других лиц (особенно в отношении несовершеннолетних). После смерти владельца доступ обеспечивается третьей стороне с разрешения «судьи первой инстанции по месту жительства заявителя, при условии, что это оправдывает законный интерес и имеет

12 Именно запись о двойном гражданстве, а не о наличии гражданства иностранного государства. У Испании есть соглашения о двойном гражданстве со странами Латинской Америки, Филиппинами, Андоррой, Португалией и Экваториальной Гвинеей12. При приобретении гражданства РФ, допускаемого в упрощенном порядке, несовершеннолетний не утрачивает гражданство Испании: юридический казус — Испания не признает гражданство России в качестве второго для своих граждан, зеркальная норма действует в отношении гражданства Испании российских граждан.

вескую причину для запроса». Считаем, что «законный интерес» предполагается в отношении определенного круга лиц: супруга, гражданского партнера и потомков умершего. По смыслу закона это не освобождает наследников от необходимости получать судебное разрешение и доказывать «вескую причину» для запроса такого доступа. Получение указанного разрешения является процедурой добровольной юрисдикции, предусмотренной Законом 15/2015 от 2 июля о добровольной юрисдикции13. В случае получения лицом статуса «наследник» разрешение на допуск к фолио умершего может выдать и нотариус, у которого есть такие полномочия.

По Закону 2011 г. особо защищенными данными, на которые не распространяются запросы третьих лиц при наличии законных интересов, считаются: приемное и неизвестное отцовство; изменение фамилии для жертв гендерного насилия или их потомков; изменение пола; лишение или приостановление родительских прав; тайный брак.

Вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния отнесены к компетенции Главного управления правовой охраны и общественной веры (до 2020 г. — Генеральное управление регистров и нотариусов). Этот государственный орган, входящий в систему Министерства юстиции, исполняет контрольно-надзорные функции в сфере регистрации правового статуса лиц. Вообще, его образование восходит к 1861 г., когда в соответствии с первым Законом об ипотеке было создано Главное управление реестра собственности, подчиняющееся непосредственно Министерству благополучия и юстиции. Но уже в 1866 г. оно было расформировано, а его функции переданы заместителю этого министерства. В 1870 г. было принято решение о восстановлении прежней структуры с расширением ее полномочий. Так, было образовано Генеральное управление гражданского реестра, реестра собственности и нотариусов. Очередное реформирование связывают с принятием, по прошествии почти полувека, в 1909 г. нового Закона об ипотеке, который и изменил структуру, разделив на Главное управление рее-

стра собственности и Главное управление реестров и нотариусов. В 2020 г., спустя более чем столетие, этот государственный орган не просто переименован, но и модернизирован в связи с изменением и усложнением самих общественных отношений, ему подконтрольных, и изменением формата деятельности — использование инновационных технологий, искусственного интеллекта и цифровизации.

Итак, институт актов гражданского состояния входит в систему Министерства юстиции, подконтролен Главному управлению правовой охраны и общественной веры, и представлен:

1. Центральное управление.

2. Генеральные управления.

3. Консульские офисы.

Полномочия управлений (офисов) разграничены законом. Центральное управление записи актов гражданского состояния выполняет регистрацию актов гражданского состояния на основании постановлений Главного управления правовой охраны и общественной веры, в частности на основании иностранных судебных, административных документов и свидетельств о внесении записей в иностранные реестры. Производит регистрацию смерти граждан, проходивших службу в силовых структурах, при условии, что указанная смерть наступила во время миссии или операции вне пределов Испании, а государство, на территории которого произошло событие, не практикует регистрацию смерти при таких обстоятельствах. Кроме того, Центральное управление отвечает за международное сотрудничество в области записи актов гражданского состояния на условиях, предусмотренных международными договорами и внутренним законодательством Королевства Испания.

Генеральные управления создаются в каждом автономном сообществе или городе со статутом автономии на 500 000 жителей. В зависимости от численности населения и других характеристик территорий могут создаваться дополнительные Генеральные управления. Такая ситуация сложилась на Канарских и Балеар-ских островах, по крайней мере, одно Главное управление записи актов гражданского состоя-

13 Ley 15/2015, de 2 de julio, de Jurisdicción Voluntaria // BOE. Núm. 158. 03.07.2015.

ния функционирует на каждом из островов этих архипелагов. Генеральные управления обладают общей компетенцией в сфере актов гражданского состояния: документировать заявления, осуществлять записи, а также выдавать выписки из реестра (сертификаты, свидетельства).

Консульские офисы отвечают за ведение реестров актов гражданского состояния за пределами Королевства Испания в консульском округе в отношении испанских граждан. Кроме того, на них возложена обязанность по информированию Министерства юстиции Испании о действующем иностранном законодательстве страны пребывания по вопросам, связанным с гражданским статусом лиц.

Из правовой практики исчезают отдельные категории, связанные с институтом актов гражданского состояния: «демонстрация или экспертиза книг» ввиду электронного формата реестров, «семейная книга» (сохраняется действительность тех, которые были выданы до

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вступления в силу Закона 2011 г.). Свидетельства и сертификаты выдаются в неэлектронном виде в исключительных случаях.

В заключение отметим, что Единый реестр актов гражданского состояния Королевства Испания, являясь первичным государственным реестром в регистрационном пространстве, работает исключительно как электронный ресурс, что предполагает использование новых технологий, электронной подписи, электронного документооборота и телематических сетей для получения и передачи информации. Содержимое Единого реестра состоит из набора индивидуальных реестров физических лиц (фолио). Регистрации подлежат акты об испанских гражданах и иностранных гражданах, имеющих вид на жительство в Испании. Единый реестр характеризуем как административный ресурс государственного уровня, отменяющий территориальный принцип ведения ввиду своего цифрового формата.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Castro y Bravo F. Los llamados derechos de la personalidad // Anuario de derecho civil. ISSN 0210-301X. — Vol. 12. — № 4. — 1959. — Págs. 1237-1276.

2. Comentarios a la Ley del Registro Civil / A. Leciñena Ibarra (dirs.), J. A. Cobacho Gómez (dir.). — Madrid, 2013.

3. Linacero de la Fuente M. А. Tratado del Registro Civil. — Madrid, 2013.

4. Linacero de la Fuente М. А. La Ley del Registro Civil de 2011. La necesidad de su completa entrada en vigor // Temas para el debate. — ISSN 1134-6574. — № 296 (julio). — 2019 (Ejemplar dedicado a: Política con horizontes). — Págs. 46-48.

5. Linacero de la Fuente М. А. El Registro Civil como servicio público en beneficio de los ciudadanos: la Ley del registro civil de 2011: paradigma del consenso jurídico y político // Temas para el debate. — ISSN 11346574. — № 247 (junio). — 2015 (Ejemplar dedicado a: La justicia como servicio público). — Págs. 25-30.

6. Linacero de la Fuente М. А. Registro Civil: el camino del consenso // El notario del siglo XXI: revista del Colegio Notarial de Madrid. — ISSN 1885-009X. — № 64. — 2015. — Págs. 58-61.

7. Rivero Sanchez-Covisa F. J. Revisión del concepto constitucional del secreto de las comunicaciones. — Madrid, 2017.

8. Serrano Alonso E. La Ley del Registro Civil de 21 de julio de 2011. — Madrid, 2012.

Материал поступил в редакцию 9 марта 2021 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Castro y Bravo F. Los llamados derechos de la personalidad // Anuario de derecho civil. ISSN 0210-301X. — Vol. 12. — № 4. — 1959. — Págs. 1237-1276.

2. Comentarios a la Ley del Registro Civil / A. Leciñena Ibarra (dirs.), J. A. Cobacho Gómez (dir.). — Madrid, 2013.

3. Linacero de la Fuente M. A. Tratado del Registro Civil. — Madrid, 2013.

4. Linacero de la Fuente M. A. La Ley del Registro Civil de 2011. La necesidad de su completa entrada en vigor // Temas para el debate. — ISSN 1134-6574. — № 296 (julio). — 2019 (Ejemplar dedicado a: Política con horizontes). — Págs. 46-48.

5. Linacero de la Fuente M. A. El Registro Civil como servicio público en beneficio de los ciudadanos: la Ley del registro civil de 2011: paradigma del consenso jurídico y político // Temas para el debate. — ISSN 11346574. — № 247 (junio). — 2015 (Ejemplar dedicado a: La justicia como servicio público). — Págs. 25-30.

6. Linacero de la Fuente M. A. Registro Civil: el camino del consenso // El notario del siglo XXI: revista del Colegio Notarial de Madrid. — ISSN 1885-009X. — № 64. — 2015. — Págs. 58-61.

7. Rivero Sanchez-Covisa F. J. Revisión del concepto constitucional del secreto de las comunicaciones. — Madrid, 2017.

8. Serrano Alonso E. La Ley del Registro Civil de 21 de julio de 2011. — Madrid, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.