УДК 34(091)
ПРИНЦИПЫ ПРАВА В ПОНИМАНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ХАРБИНСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА.
В.П.Пономарева
Статья посвящена правовым взглядам представителей Харбинской школы права, чье научное творчество актуально для современной юриспруденции, но, до сих пор остается не востребованным. В частности, взглядам профессора Г.К.Гинса на теорию принципов в праве. В статье анализируются монографии, созданные в эмиграции в Китае и малоизвестные в России.
Ключевые слова: Г.К.Гинс, культура, право, принцип права, философия права, правовая интеграция, Харбинская школа права
Проблема принципов в праве не нова, но продолжает оставаться актуальной для современной юридической науки. И это не случайно, так как с их помощью правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, интегрируясь с ними. В юридических принципах наиболее ярко отражена сущность права и многообразие составляющих его сторон и закономерностей [1, с.270-273].
Важность данной проблемы определяется и тем, что современная юридическая наука под принципами права, чаще всего, подразумевает основополагающие постулаты, которые получили официальное закрепление в нормах законодательства, зачастую не относя к их числу научные и политические идеи и концепции, получившие общественное признание и реализуемые в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах.
В связи с этим уместно обратиться к правовому наследию ученых - представителей Харбинской юридической школы, крупнейших теоретиков и философов права, сформировавшихся в досоветской России в условиях научного плюрализма, чьи монографические исследования отличались глубиной и многогранностью подходов, актуальных и для современной российской юриспруденции.
Харбинская школа права сформировалась в 20-40 гг. ХХ века на базе юридического учебного заведения в Маньчжурии, где, по стечению обстоятельств, собрались несколько профессоров права, готовых заниматься и научной и преподавательской деятельностью. Среди них: Г.К.Гинс, М.Н. Ершов, А.А. Камков, Н.И. Морозов, Н.И. Никифоров, В.А. Рязановский,
Н.В.Устрялов. Все они сделали многое для развития юридической науки и образования в Китае [2, с.186]
В контексте названной проблемы, наиболее важным представляется изучение взглядов на теорию принципов права Гинса Г.К., что позволит расширить представления о теории юридической науки.
Георгий Константинович Гинс (1887 - 1971) крупный ученый-юрист, известный писатель, политик, общественный деятель, видный участник Белого движения, член правительства адмирала Колчака по окончании Гражданской войны оказался в Харбине, где служил в управлении Китайской Восточной железной дороги, сначала в должности начальника канцелярии Правления дороги, затем главным контролером и одновременно - Председателем комитета образовательных учреждений железной дороги.[3, с.152-153]
Но, все же, главным делом его жизни в этот период стала преподавательская деятельность. С 1 марта 1920 г. и, практически до последнего дня существования факультета, Георгий Константинович состоял исполняющим делами экстраординарного профессора по кафедре римского права на юридическом факультете в Харбине.
Будучи выпускником Санкт Петербургского университета и учеником профессора Льва Петражицкого - основателя психологической школы права, Г.К.Гинс в своей научнопедагогической деятельности всегда руководствовался лучшими традициями этого правового учения. Позднее, в преклонном возрасте, Гинс в письме к издателю сообщал «о своем намерении написать статью для Нового журнала о Петражицком, приурочив эту статью к пятидесятилетию со времени опубликования его главного труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» в 1907г.» [4].
Основные направления научной и педагогической деятельности преподавателей Харбинского юридического факультета сводились к сравнительному анализу «старого» российского и «нового» советского права, исследованию права стран Восточной Азии, процессов рецепции европейского права в китайское законодательство [5, с.224-226].
Г. К. Гинса в названный период интересовала водное право, которым он занимался еще в
период службы в Министерстве Земледелия, где ведал переселенческой политикой в Туркестане и изучал иностранное колонизационное законодательство. Позднее, оно послужило основой для подготовки и защиты в апреле 1929 г. в комиссии при Русской Академической группе в Париже магистерской диссертации на тему: «Водное право и предметы общего пользования». [6,с.165]
Находясь в Париже, Г. К. Гинс увлекся учением о солидаризме, которое исследовал в своем труде «На путях к государству будущего. От либерализма к солидаризму», написанном в 1930 году, а также в более поздних работах. Он обосновал солидаризм как единую стройную систему, в которой на практике осуществляется «гармонизация общественных и личных, государственных и индивидуальных правоотношений» [7,с.133].
Годы, проведенные в Харбине, были для Георгия Константиновича, несомненно, самыми плодотворными, в научном смысле слова. Он написал и опубликовал такие важные для понимания его правовых взглядов труды как: «Новые идеи в праве и основные проблемы современности»; «Право и сила (очерки по теории права и политики)», 1929; «На путях к государству будущего (от либерализма к солидаризму)», 1930; «Новые идеи в праве и основные вопросы современности», 1931-1933; «Социальная психология», 1936; «Предприниматель», 1940; «Новое право и предпринимательство», 1940.
Наиболее ярким и значимым в его научном творчестве стал труд «Право и культура. Процессы формирования и развития права», в котором изложена его теория принципов в праве. Будучи типичным представителем психологической школы права, Гинс определял право как продукт социальной культуры, а принципы права - как «фиксацию устойчивых юридических положений, в которых максимально концентрированно выражены идеи права».[8, с.103]
Анализируя процесс формирования юридических принципов, Гинс наглядно показал, что он проходит медленно и незаметно, облекаясь в форму правовой концентрацией и интеграцией.
По мнению ученого, сначала в сознании индивида концентрируются ходовые изречения, поговорки и легко запоминаемые заповеди, в которых фиксируется определенная система житейской мудрости, оправданная долгим жизненным опытом, например, «око за око, зуб за зуб». Позднее, эти юридические положения принимают форму « философско-правовых учений, становясь в один ряд с принципами: «не убий», «не укради», «чти отца и матерь твою», и начинают казаться вечными истинами. [8, с.106].
По мнению Гинса, правовая концентрация дисциплинирует общество и придает поведению человека цель .
Одним из самых эффективных способов концентрации, по мнению Гинса, является: «удачная формулировка, опирающаяся на высокий авторитет ее автора».[8, с.107]. Это могут быть правовые позиции ученых, политиков и законодателей. Например, Сократ, своей жизнью навсегда запечатлел безоговорочную преданность началу законности, а римлянам осталось только применять это начало: « dura lex, sed lex» (суров закон, но закон) [8, с.108] или три принципа Сун-Ян-Сена ставшие основой государственной программы правящей партии Китая (гоминдана) начиная с 1928 г. [8, с.108]
Правотворец, вслед за ученым и политиком вводит в законодательство различные декларативные положения, пояснительные преамбулы, включая в кодексы недостаточно определенные т. н. «королевские» параграфы, и, наконец, просто ссылается на «общие принципы права» «общественный порядок» - ordre public, добрые нравы и принципы добросовестности (gute Sitten, Treu und Glaube). [8, с.108]. Например, в Кодексе Наполеона (ст. 1133), содержалось положение о том, что признается недопустимою сделка, основание которой противоречит « добрым нравам» и «общественному порядку».
Все эти общие положения недостаточно определенны, но на практике оказываются «весьма полезными, давая судам твердую опору, при рассмотрении случаев, прямо не предусмотренных в законе». [8, с.112].
Вторая сторона процесса формирования принципов права у Г.К.Гинса связана с правовой интеграции, с помощью которой происходят все объединительные процессы, опосредуемые правом. Гинс пишет: «Общие принципы это идеи, возникающие в процессах концентрации и интеграции. Общие принципы права обобщают не одно только официально действующее право, поэтому они и становятся независимыми от положительного права. Поскольку достигнута высшая ступень обобщения, на которой общие принципы права сливаются с принципами морали и отражают общее мировоззрение (интеграция), они переживают века»[8, с.115].
Задача теории права в том, чтобы установить критерии, для оценочных суждений о праве, от которых человеческая мысль не может уйти: чем можно оправдать право вообще, т. е.
обосновать обязательность его норм, особенно норм карательных? Почему норма, установленная каким-нибудь забытым законом, обладает обязательною силою для миллионов людей? Почему обычай, возникший в незапамятные времена, свято соблюдается и притом, «чем старее, тем святее»? Почему может быть воспринята совершенно чуждая система права (рецепция)?
По мнению профессора Гинса эта проблема может «быть выяснены только при помощи психологии и, главным образам, социальной психологии, объясняющей происхождение и знамение руководящих идей». [8, с.120]
Ставя вопрос о пределах действия принципов права, профессор Гинс приходит к выводу, что продолжительность жизни их «зависит, однако, не от степени соответствия массовым настроениям эпохи».[8 c.125], а от степени интегрированности в обществе правовых и нравственных стремлений индивидов.
Проводя классификацию принципов права, Г.К. Гинс использует такой критерий как «ранг».[8 с.125],выделяя низший и высокий ранги. Соответственно, к первому он относит такие общепризнанные положения, которые были сформулированы римскою юриспруденцией: - «никто не может передать другому больше прав, чем сам имеет; силе можно противодействовать силою, ограничительные нормы не подлежат распространительному толкованию; тот, кто участвует в расходах, имеет право на участие в доходах: никто не может без законного оснований обогащаться за чужой счет и мн. др.». Эти общие положения рассматриваются им как составная часть положительного права.[8 c.126]
К общим принципам высокого ранга, по его мнению, следует отнести те руководящие идеи, «которые выражают высокие этические идеалы, в равной степени, относящиеся к праву и нравственности.». [8 c.126] Вслед за своим учителем Л. Петражицким, Г. Гинс, выделяет «идеал любви, как основной принцип этики, как лучший критерий для оценки правовых систем и как руководящую идею политики права.)».[8 с.126].
Теория принципов в праве, созданная Г.К.Гинсом, лишь небольшая часть его правового наследия. Заслуженно писали в некрологе на смерть Георгия Константиновича Гинса: «Слава Богу, что он оставил такое богатое печатное изложение своих мыслей, которые будут живым источником для новых поколений ученых» [9, с.330]
В 1941 г. Г.К. Гинсу, в результате нажима японских властей, которые оккупировали в то время Маньчжурию, пришлось покинуть Харбин и уехать в США. Не найдя применения своей специальности в области теории и философии права, Гинс некоторое время редактировал эмигрантскую газету "Русская жизнь", читал лекции в Университете Калифорнии в Беркли и в Армейской школе иностранных языков в Монтерее. В США он опубликовал множество статей и две книги о положении в СССР: "Советское право и советское общество" (Гаага, 1954) и "Упадок коммунизма" (Нью-Йорк, 1956). Даже уйдя на пенсию, он продолжал читать лекции, публиковаться и работал консультантом для "Голоса Америки" до 1964 г. В сентябре 1971 г Георгий Константинович Гинс скончался и был похоронен в семейной могиле на историческом кладбище Sunset View в верхней части Fairmount Авеню в Эль-Серрито. [3,с.642]
The article is devoted to the legal views of representatives of the Harbin School of Law, whose scientific work is important for modern jurisprudence, but is still not popular. In particular, views on the theory of Professor G.K.Ginsa principles in law. The paper analyzes the book, created in exile in China and little known in Russia.
The key words: G.K.Gmns, culture, law, principle of law, philosophy of law, law integration, Harbin Law School
Список литературы
1.Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011/ 511 c.
2.Стародубцев Г.С. Международно - правовая наук российской эмиграции (1918-1939). М., 2000. 293 с
3. Сибирь, союзники и Колчак. Поворотный момент русской истории. 1918- 1920. Гинс ... Г49 / Г. К. Гинс. М.: Айрис-пресс, 2008. 672 с
4.Columbia University. Rare book library. Bakhmeteff Archives. G. Vernadsky papers. Letter of M.Karpovich.19.06.1957
5. Публичное заседание Комитета по учреждению высшего учебного заведения и совета профессоров Юридического факультета в г.Харбине 25 января 1924 г. // Известия Юридического факультета. Т.1. Харбин,1925.
6. Хисамутдинов А. Париж и русская эмиграция на дальнем Востоке // Проблемы
Дальнего Востока. - 2001. № 3. С. 132-136.
7. Гинс, Г.К. На путях к государству будущего. От либерализма к солидаризму / Г.К. Гинс. Харбин, 1930. - 210 с.
8. Гинс Г.К. Право и культура. Процессы формирования и развития права. Харбин, 1938.
252 с.
9. Записки Русской Академической Группы в США. Т. VII. Нью-Йорк, 1972.
Об авторе
Пономарева В. П.- доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, [email protected]
PRINCIPLES OF LAW IN THE UNDERSTANDING OF REPRESENTATIVES OF THE Harbin LAW SCHOOL Ponomareva V.P.