Научная статья на тему 'Русский солидарист Георгий Гинс'

Русский солидарист Георгий Гинс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский солидарист Георгий Гинс»

К. С. Пряжников

РУССКИЙ СОЛИДАРИСТ ГЕОРГИЙ гинс

Пряжников Константин Станиславович -

кафедра политологии и социальной

политики РГСУ, Москва.

Научное наследие Георгия Константиновича Гинса (1887-1971) выдающегося теоретика права русского зарубежья, одного из основателей движения российских солидаристов, мыслителя, разработавшего его философско-правовые основания.

Исследование биографии и научных взглядов Г.К. Гинса представлено в основном работами историков, изучающих историю Сибири в годы Гражданской войны и историю русской эмиграции первой волны - труды Н.Н. Аблажей, С.П. Звягина, О.В. Обухова, Г. С. Стародубцева, А.А. Хиса-мутдинова и некоторых др. (1). Однако жизнь ученого после 1920-х годов и исторические предпосылки создания им учения о солидаризме, суть этого учения как целостной концепции общественного развития остаются изученными.

Георгий Константинович Гинс родился 15(27) апреля 1887 г. в Новогеор-гиевске (Модлине). Он был сыном капитана Гинса и Е.Д. Гинс, урожденной Ламзаки. Отец умер в 1892 г., и мать с четырьмя детьми была вынуждена вернуться в Бессарабию, где был их родовой дом (2). Среднее образование Гинс получил в кишиневской гимназии, которую закончил в 1904 г. с золотой медалью. В аттестате были отмечены особые успехи ученика по русскому языку и литературе. Гинс поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Гинс переходит с историко-филологического на юридический факультет. Первые два года его университетской жизни совпали с периодом Русско-японской войны, студенческих забастовок и революции.

В это время Гинс в кружке по политэкономии (руководитель Туган-Барановский) делает доклад «Ценность и стоимость» (напечатан в двухне-

дельнике «Студенческая жизнь», 1906). Следуя Петражицкому, оказавшему наиболее сильное влияние на его становление как ученого, Гинс обратился к психологическим основаниям понятия ценности: ценность зависит от характера переживания человеком своей потребности в вещи.

Уже тогда его внимание привлекали идеи легального марксизма и соли-даризма.

Работы П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского, идеи французского правоведа Л. Дюги формируют научное мышление молодого исследователя. Он изучает и труды писателей австро-венгерской школы Бём-Баверка, фон Ви-зера, Карла Менгера (3). Данная традиция, как писал позже П.Б. Струве, имела своим началом идеи Дж. Ст. Милля (1806-1873), который в работе «О свободе», отчасти под влиянием немарксистского социализма (сенсимонизма), вернулся к наследию Дж. Локка и А. Смита, к идее социальной справедливости и положил начало социальному либерализму, который можно назвать солидаристическим. С 1890-х годов французский юрист М. Ориу (1856-1929) развивал либерально-солидаристическую теорию публичного права.

Работа в кружке сблизила Гинса с профессором М.И. Туган-Барановским. В первом сборнике «Вопросов обществоведения (проблемы социальной науки)» (1908), вышедшем под редакцией Туган-Барановского, Гин-су принадлежит несколько статей, в том числе - «Характерные черты мировоззрения Л.Н. Толстого».

В 1907 г. Гинс принимает участие в конкурсе «О сущности юридических лиц». Совет факультета, по отзыву Петражицкого, присудил работе Гинса серебряную медаль.

Весной 1909 г., еще не сдав государственных экзаменов, он, по рекомендации своих учителей, командируется в Туркестан в Семиреченскую область для изучения правовых основ водопользования, связанного с орошением земель.

В Туркестане Гинс ведет наблюдения, которые позже лягут в основание его учения о солидаризме и будут изложены в фундаментальной работе «Право на предметы общего пользования: Часть I: Основы водного права», изданной в Харбине в 1926 г. (4). В этой работе он отмечал, что в водном праве можно найти богатую коллекцию имущественных отношений. Проточная вода, проходящая из одного владения в другое, создает постоянную общность интересов и зависимость одного хозяйства от другого. Гинс подмечает, что при однообразии интересов, все соучастники в пользовании легко сговариваются и вырабатывают порядок, наиболее обеспечивающий все интересы. В ирригационном хозяйстве вода распределяется по очередям, иногда по часам и по минутам дня и ночи. «Групповое обладание и коллективный интерес, - отмечает Гинс, - предполагают создание специальной

администрации, снабженной принудительною властью. Совет выборных имеет право даже раскладки работ и денежных сумм по ремонту оросительных сооружений и по устройству новых сооружений; в периоды засухи и недостатка воды водная администрация производит переделы» (5).

Общий интерес создает естественную солидарность. Только общими силами, пишет он, и только при соблюдении установленного порядка сопользо-ватели могут обеспечить себя поливною водою, без которой земля - ничто. Облекаясь в юридические формы, солидаризм находит опору в административном воздействии. Главное управление землеустройства и земледелия в дореволюционной России Гинс сравнивал позже с подобными организациями в Европе.

Солидаризм предполагает достаточную степень сознательности и развитое чувство общественности. Но человеческая природа такова, что без элемента принуждения обойтись нельзя. Опыт организации товариществ синдикального типа показывает, что инициатива отдельных лиц постоянно разбивается об инерцию, противодействие или неподчинение других, пока государство не снабдило их правом принудительного взыскания и правом принудительного присоединения меньшинства (6).

В январе 1910 г. по возвращении из Туркестана в Петербург Г. К. Гинс получает приглашение на работу в Переселенческое управление. Здесь он принял участие в работе над книгой «Сельскохозяйственное Ведомство за 75 лет его деятельности», трехтомным трудом «Азиатская Россия» (1914), подготовленным Переселенческим управлением (7). С 1913 г. он служит в Канцелярии главноуправляющего ведомством. Под впечатлением поездки в Туркестан Гинс пишет очерки «Таранчи и дунгане» (8) и «В Киргизских аулах» (9), которые опубликовал журнал «Исторический Вестник».

С началом Первой мировой войны работа ведомства становится все более интенсивной, особенно после организации при Главном управлении Особого совещания по продовольствию и снабжению. Осенью 1915 г. Гинс продолжает свои научные занятия. Он сдает магистерские экзамены и весною 1916 г. становится приват-доцентом Петроградского университета.

Революция застает его на посту чиновника по особым поручениям при министре земледелия, юрисконсульта Особого совещания по продовольствию и снабжению, ревизора лесного департамента. В это время Гинс начал большой труд по водному праву.

Летом 1917 г. создается Министерство продовольствия и Гинса приглашают на должность главного юрисконсульта. Между тем наступил октябрь 1917 г. Зная по опыту работы в Переселенческом управлении условия жизни в Сибири и имея там много друзей из числа сослуживцев, Г. К. Гинс решает послать туда свою семью, а в январе и сам выезжает в Омск. Пер-

вое время он служит в Центросоюзе, крупном объединении сибирских потребительских кооперативов, избирается членом правления.

Весною 1918 г. Гинс становится профессором Политехнического института. Но уже летом, до начала занятий, в Сибири произошел переворот, было сформировано Сибирское правительство адмирала А.В. Колчака и Гин-са привлекли к работе правительства в качестве управляющего делами (1918-1919). Гинс занимал посты товарища министра народного просвещения, товарища министра иностранных дел, председателя Чрезвычайного государственного экономического совещания и члена правительства без портфеля, наконец, опять управляющего делами правительства. В этой должности застал его новый переворот в Иркутске, организованный эсерами.

Сибирская эпопея описана Гинсом в его известной книге 1921 г. (10).

Эмигрантский период жизни и научного творчества Г.К. Гинса начинается с конца января 1920 г., когда Гинс с семьей, которая перед иркутским переворотом выехала в Читу, прибывает в Маньчжурию. Позже он вспоминал: «Началась третья полоса моей жизни, на этот раз в эмиграции в Китае» (11). В Харбине он участвует в газете «Русский голос», а с 1921 г. под его редакцией издается «Русское обозрение» (Харбин-Пекин). С 1921 г. он работает на КВЖД, где проходит службу на постах начальника канцелярии правления и потом главного контролера дороги (до мая 1926 г.). Оставив службу, Гинс уходит в научную работу (декан Юридического факультета в Харбине, читает лекции по римскому и торговому праву и готовит курс по общей теории права). В 1928 г. заканчивает работу над второй частью книги «Право на предметы общего пользования» (12). Первый на русском языке серьезный труд в этой области вызвал положительные рецензии профессоров Б.Э. Нольде и В.И. Синайского (13).

Осенью 1928 г. Гинс выехал в Европу морским путем через Гонконг, Филиппины, Сингапур, Цейлон и Порт-Саид, побывал в ряде ее стран. В апреле 1929 г. на основе своей монографии защищает в Париже магистерскую диссертацию по теме «Водное право» в Русской академической группе. В мае 1929 г. возвращается в Харбин.

С этого времени начинается наиболее интенсивный период его научной работы в Харбине. Еще со времени поездки в Туркестан у Гинса складывается представление о возможности организации имущественных отношений на основе солидаризации интересов. Но для этого необходимо новое право. Он берет у Л.И. Петражицкого идею об общественном значении права как устанавливающем равнодействующую поведения людей. Однообразное понимание прав и обязанностей (правопорядок) вносит в человеческое общество мир. Воспитанные в духе права люди заключают между собою договоры, которые выражают большею частью результат компромисса, достигнуто-

го на основе стремления согласовать интересы. Некоторые договоры, полагает Гинс, требуют постоянного согласования действий. Каждый должен считаться с желаниями другого, иначе для них станет невозможным осуществление общей цели. Сознание необходимости поступаться своими интересами для достижения общей цели является необходимым условием для существования более сложных объединений, чем товарищество. В частности, этим сознанием, пишет Гинс, обладает такой институт как государство: патриотизм - род социального сознания и выступает как один из видов солидарности.

Опыт Русской революции 1917 г. и наблюдения над жизнью в Китае укрепили убеждения Гинса, что без правовых основ нельзя построить здоровой государственности и общественной жизни. В обществе наблюдается господство силы, которая постоянно берет верх над правом. Ни право, ни социальная гармония в обществе не предопределяют заранее какого-либо содержания. Оба эти понятия формальны. В своих этюдах о китайской этике (14) и затем в двухтомнике «Новые идеи вправе и основные проблемы современности» (15), Гинс разработал важнейшие проблемы нового правового строя, который он называет солидаризмом. Вслед за Петражицким он приходит к выводу, что право - явление социальное, оказывает регулирующее воздействие на психологию поведения коллективов людей. Часто государственный деятель обнаруживает способность, которой нет у других, - не только понять задачи момента, но и предвидеть. Такой государственный деятель достиг бы вдвое большего, если бы он знал, как подготовить восприятие будущего. На помощь практическим политикам должна прийти наука, которую Л.И. Петражицкий предложил назвать политикой права. В своей работе «Обоснование политики права в трудах Л.И. Петражицкого» (16) Гинс поясняет, что наука эта возможна лишь при условии изучения правовой психологии и при знании того влияния, которое оказывает право на поведение людей. На основе этих знаний могут быть установлены методы правовой психологии и можно определять, какие правовые нормы и какие способы воздействия необходимы для того, чтобы содействовать укреплению желательного политико-правового режима или приближению нового порядка.

Право подготовляет психологию людей к солидарным действиям, но оно может поощрять и даже требовать солидарности в более широком масштабе (17). Чем культурнее человеческое общество, тем более социальным оно становится, т.е. тем более сознательно относятся его члены к важности общественного сотрудничества, а потому законы, специально укрепляющие солидарность, составляют достояние более позднего времени. В частности, утверждает Гинс, современное право 30-х годов уже богато многими образцами такого законодательства. 228

В работе «На путях к государству будущего: от либерализма к солида-ризму» (18) Г.К. Гинс дал формулировку социального идеала для сознательного руководства и осуществления социального прогресса. Опираясь на психологическую теорию права Петражицкого, ученый полагал, что политика права должна ориентироваться на социальный идеал. Тем самым она открывала бы возможность сознательного руководства социальным прогрессом, т. е. такого воздействия на народную психологию, которое приближает ее к достижению наиболее совершенного социального характера; человеческое общество должно достигнуть такого состояния, при котором сотрудничество и взаимопомощь происходили бы по свободному побуждению. Необходимо, чтобы в обществе торжествовала готовность творить друг другу добро, всякий член общества был бы равен другому и пользовался бы правом на достойное существование (19). «Мы идем от либерализма к соли-даризму», - формулирует Гинс итоги своих исследований новых явлений общественной и политической жизни Европы 1930-х годов. Дальнейшим развитием этих идей явились его работы о новых идеях в праве и «Предприниматель» (20). Известно, что при написании последней принимал участие предприниматель Л.Г. Цыкман. В ней автор предлагает новое понятие регулятивного права как основы солидаризированного общества взамен частного права либерального строя и публичного права, ведущего к порабощению человека при режиме социализма в Советской России и фашизма, типа национал-социализма в Германии 1930-х годов (21). Эти идеи, нашедшие наибольшую поддержку со стороны русского социолога Н.В. Гимашева на страницах газеты «Возрождение» (Париж), обрели впоследствии много сторонников и легли в основу движения русских солидари-стов в Европе в 1930-е годы (НТС) (22), и особенно продолжили развиваться среди русских за рубежом 1940-1950-е годы.

Как свидетельствуют архивные материалы, период жизни в Харбине с 1932 по 1941 г. был самым трудным в жизни Георгия Гинса в экономическом и моральном отношениях. Фашистские организации Харбина открыто вели травлю всех независимых лиц, очевидно с благословения своих японских покровителей, стремившихся подчинить себе всех влиятельных русских, проживающих в Харбине. Тем не менее Гинс до конца оставался независимым и ни в каком учреждении, руководимом японцами, не работал (23). Помимо преподавательской деятельности в Харбинской школе права и в Педагогическом институте он также возглавлял Комитет образовательных учреждений при КВЖД и Собрание надзора Харбинского муниципалитета, был членом Совета директоров Домашнего банка.

Из-за этих обстоятельств Гинсу не удавалось посвятить себя всецело научной работе. Ни преподавание, ни книги не обеспечивали достаточного дохода, и поэтому приходилось вести юридические дела в качестве консуль-

танта, публиковать статьи в «Известиях юридического факультета» при Харбинском университете, а также в газетах. Редактором этого издания он был в 1926-1939 гг. Но именно в это трудное для него время Гинс публикует три фундаментальные книги, в которых ему удается изложить основные положения учения о солидаризме как социально-ориентированной политике права (24, 25, 26).

В лекции на юрфаке «Социальная психология и основы права» (8 сентября 1936 г.) Гинс впервые публично говорил о социологическом значении права. Он отметил, что за последние десять лет в разных странах появились сторонники психологической теории права. Однако следует признать, «что право - особое психическое переживание, свойственное не обязательно только индивиду, но и коллективу. Между тем право является продуктом социальной культуры, так же как религия, наука, искусство. Оно органически связано с массовой психологией того народа, которым оно создано. Наука должна принять во внимание это обстоятельство. Но не были до сих пор применены выводы социальной психологии. Именно социальная психология показывает, что идея долга играет в области права гораздо большую роль, чем страх принуждения или эгоистическое охранение интереса» (27).

Таким образом, полагал Гинс, социальная психология служит основанием для научной разработки «политики права», которая должна стать основанием создания солидаристского строя. Причем человек для нее является не только самоцелью, но и средством для служения целому. Она допускает отступление от различных демократических и прогрессивных лозунгов. Отступления эти вызываются необходимостью спасения государства и исторической культуры в эпоху кризисов и войн. В середине 1937 г. юридический факультет был закрыт. Фактически в Харбине началась ликвидация русских общественных учреждений. Г.К. Гинс был также председателем харбинского отдела Русской академической группы, в 1937 г. издавшей сборник статей, посвященных А.С. Пушкину. В 1941 г. вышел из печати последний сборник политических статей. В нем Гинс опубликовал статью о политическом положении в Европе накануне войны.

И все же Гинс вспоминал, что годы пребывания в Харбине были счастливейшим временем в его научной жизни (29). В тот период были изданы его наиболее значительные работы. После нападения Германии на СССР Гинс отбывает из Маньчжурии в США (июль 1941 г.). Четвертый раз приходится начинать жизнь сначала.

По прибытии в США Гинс был приглашен русским центром в Сан-Франциско, где ему предложили стать редактором вновь образованной ежедневной газеты «Русская жизнь» (1942-1944). Он читает ряд лекций о России. В 1943 г. Гинсу было предложено преподавать русский язык в Калифорнийском университете (Беркли) для Army Training Program и позже вре-230

менно стать сотрудником международной организации УННРА по вопросам мигрантов (Displaced Persons Specialist) (1944-1945). Его поездка в Европу по делам этой организации, намеченная на лето 1944 г., не состоялась ввиду того, что в Ялте в эти дни были достигнуты соглашения между союзниками о выдаче некоторых эмигрантов советским властям. Было принято решение не посылать в Европу эмигранта Гинса, известного своей антикоммунистической деятельностью. Гинс возвращается в Калифорнию, получает предложение преподавать русский язык в университете и читать лекции по истории культуры и современной России. В 1941-1945 гг. он написал ряд статей для американских журналов и подготовил к печати книгу о Советской России. В июле-августе 1952 г. Гинс участвует в Международном конгрессе юристов в Западном Берлине, где он впервые представляет материалы по проблемам советского права - главы из будущей монографии о советском праве и советском обществе (30). А в 1956 г. в Нью-Йорке он издает книгу об упадке коммунизма (30). В 1955 г. Г. Гинс стал сотрудничать с Информационным Агентством США, работая на радио «Голос Америки» (1955-1964). В 1965 г. он приступил к работе над книгой «История России как многонациональной империи» (получил грант Славянского центра при Калифорнийском университете Беркли). В калифорнийский период деятельности Гинс публикуется во многих американских журналах.

Гинс, как видно из архивных документов, был очень польщен тем, что его мемуары «Сибирь, союзники, Колчак» - наиболее читаемые в университетской среде, а работа «Soviet Law and Soviet Society» была почти сразу напечатана. В то же время его основные научные труды, такие как «Новые идеи в праве и основные проблемы современности», «Социальная психология», «Право и культура» и др. были почти совсем неизвестны в США, хотя и имелись в научных библиотеках. До последних дней, несмотря на свой преклонный возраст, Г.К. Гинс оставался деятельным сотрудником многих русских организаций в США .

Литература

1. Аблажей Н.Н. Сибирское областничество в эмиграции. - Новосибирск, 2003; Звягин С.П. Профессор Юридического факультета в Харбине Г.К. Гинс: материалы к биографии // Годы. Люди. Судьбы. История российской эмиграции в Китае: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию г. Харбина и КВЖД. - М., 1998. - С. 29-31; Обухова О.В. Русская эмиграция «первой волны» в Китае как политическое явление: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук. - Уссурийск, 2007; Стародубцев Г.С. Международно-правовая наука российской эмиграции. - М.: 2000. - С. 241-245; Стародубцев Г.С. По страницам харбинского журнала Известия юридического факультета (1925-1938) //Проблемы Дальнего Востока. М., 2001. - № 6. - С. 137-142; Хисамутдинов А.А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: Материалы дальневосточной эмиграции // Отечественные архивы. - М.: 1999. - № 5. - С. 22-29;

Хисамутдинов А.А. О русских американцах, которые сделали Америку богатой: материалы к словарю. - Владивосток, 2008. - С. 63-64.

2. ГАРФ. ф. 10143. Оп. 16. Кат. 3. 37.

3. Струве П.Б. Социальный либерализм // Струве П.Б. Избранные сочинения. - М., 1999. - С. 412-423.

4. Гинс Г.К. Право на предметы общего пользования: Ч. 1: Основы водного права. -Харбин, 1926.

5. Гинс Г.К. Право на предметы общего пользования: Ч. 1: Основы водного права. -Харбин, 1926. - С. 95, 105, 109, 124-126.

6. Там же. - С. 169.

7. Азиатская Россия. - СПб: 1914. - Т. 1-3.

8. Гинс Г.К. Таранчи и дунгане. (Очерки из поездки по Семиречью) // Исторический вестник. - СПб., 1911. - № 8.

9. Гинс Г.К. В киргизских аулах. (Очерки из поездки по Семиречью) // Исторический вестник. - СПб., 1913. - № 10.

10. Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак Поворотный момент русской истории. 19181920 годы: Впечатления и мысли члена Омского Правительства». В 2-х томах. - Харбин-Пекин, 1921.

11. ГАРФ, ф. 10143. Оп. 16. Кат. 1. К. 42.

12. Гинс Г.К. Право на предметы общего пользования Ч. II. Современное водное право. -Харбин, 1928.

13. См. подр. об этом: Вестник Маньчжурского юридического факультета. Юбилейный выпуск. - Харбин, 1936.

14. Гинс Г.К. Этические проблемы современного Китая. - Харбин, 1927.

15. Гинс Г.К. Новые идеи в праве и основные проблемы современности. В 2-х томах. -Харбин, 1931-1932.

16. Гинс Г.К. Обоснование политики права в трудах проф. Л.И. Петражицкого (к 35-летию научной деятельности 1892-1927). - Харбин, 1928. - С. 11.

17. ГАРФ, Ф. 10143. Оп. 16. Кат. 1. К. 45.

18. Гинс Г.К. На путях к государству будущего: от либерализма к солидаризму. - Харбин, 1930. - С. 59.

19. Там же. - С. 210.

20. Гинс Г.К. Предприниматель. - Харбин, 1941.

21. ГАРФ, Ф. 10143. Оп. 16. Кат. 1. К. 55.

22. О солидаризме: Избранное: Статьи из «Посева» 1945-1955. - Frankfurt а/Main, 1955. См. также: Портрет солидаризма: идеи и люди. -М., 2007.

23. ГАРФ, Ф. 10143. Оп. 16. Кат. 1. К. 46.

24. Гинс Г.К. Социальная психология: введение в изучение права и нравственности. -Харбин, 1936.

25. Гинс Г.К. Право и культура: Процессы формирования и развития права. - Харбин,

1938.

26. Гинс Г.К. Предприниматель. - Харбин, 1941.

27. Сообщение газеты «Гунн-Бао». - Харбин (1936. - 9 сентября, № 3153) // См.: ГАРФ, Ф. 10143. Оп. 16. Кат. 2. К. 674.

28. Гинс Г.К. «Quo vadis Europa? Европейская катастрофа». - Харбин, 1941.

29. ГАРФ, Ф. 10143. Оп. 16. Кат. 1. К. 88-90.

30. Guins G. Soviet law and Soviet society. - Hague. Martinus Nijhoff. 1954.

31. Guins G. Communism on the decline. - Hague. Martinus Nijhoff. 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.