УДК-34(0911
ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА ПРАВА В ТРУДАХ ЮРИСТОВ ХАРБИНСКОЙ ШКОЛЫ
e-mail: [email protected]
Проблема ценности права обусловлена его особым местом и ролью в жизни индивида и общества. Право, по сути, отражает представления социума о правомерном, справедливом и нравственно оправданном; изучает и формулирует новые, более актуальные, ценностные ориентации, которые выступают как системный фактор, обеспечивающий интеграцию общества и адаптацию в нем индивидов и социальных групп .
Свой вклад в разработку этой проблемы внесли представители различных правовых школ: исторической, марбургской, баденской, позитивистской, естественной, теории «чистого права» и др. В России ценностно-правовая традиция сформировалась в конце XIX в. и, позднее, нашла свое отражение в работах российский и советский юристов: И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, В.Г. Графского, В.П. Малахова, B.C. Нерсесянца .
В рамках обозначенного аксиологического подхода уместно обратиться к правовым взглядам юристов восточной ветви российской эмиграции, которые являются неразрывной частью интеллектуального наследия нашего Отечества, обогатят политикоправовую мысль и будут способствовать формированию правовых ценностей в современном мире.
Судьба распорядилась так, что почти 400 тысяч или пятая часть всех изгнанников оказалась в «желтолицем Китае». Самой благоприятной для жизни беженцев стала территория трех восточных провинций Северной Маньчжурии, по которой проходила Китайская Восточная железная дорога (далее — КВЖД) с центром в Харбине, который «по праву считался духовным и культурным центром российской диаспоры на Дальнем Востоке».
Харбинское высшее образование было представлено рядом учебных заведений, в том числе и Юридическим факультетом, который сыграл огромную роль в жизни русской диаспоры в Китае. По стечению обстоятельств, среди беженцев в Маньчжурии оказались преподаватели-юристы: цивилист Г. К. Гинс, государственник Н. В. Устрялов, экономист М. В. Абросимов — всего 12 человек. К этому времени в городе уже был создан «Комитет по учреждению высшего учебного заведения в г. Харбине», который в марте 1920г. открыл «Высшие экономико-юридические курсы» по программе юридического факультета, позднее переименованные в «Юридический факультет». Читать лекции по различным юридическим дисциплинам сюда приезжали профессора из Владивостока, среди них: М.Н. Ершов, Н.И. Никифоров, В.А. Рязановский. Пока существовало юридическое образование во Владивостоке , Харбинский юрфак нередко ассоциировался с Государственным Дальневосточным университетом (далее — ГДУ) как его зарубежный филиал. Но, после того как в Приморье была установлена Советская власть и факультет общественных наук в ГДУ был упразднен «в виду отсутствия марксистских научных кадров», многие профессора, готовившие кадры юристов, эмигрировали в Маньчжурию. После этого юридическое образование на русском языке на всем Дальнем Востоке осталось только в Харбине, который стал флагманом юридического образования.
На факультете, собравшем плеяду талантливых и работоспособных профессоров, была создана истинно академическая обстановка, дававшая возможность получения
Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского
В.П. ПОНОМАРЕВА
Статья посвящена феномену права как социальной ценности и взглядам юристов Харбинской школы права на эту проблему.
Ключевые слова: власть, государство, закон, право, сво бода, сила, аксиология, Харбинская школа права
фундаментальных классических знаний. Учебные планы, содержание учебных программ и качество преподавания в Харбине достаточно высоко оценивалось современниками.
Основные направления научной и педагогической деятельности преподавателей юридического факультета сводились к изучению «старого» российского и «нового» советского права, исследованию права стран Восточной Азии, европеизации китайского права. Эту позицию прямо объяснял декан факультета В. А. Рязановский: «Может быть, у некоторых возникает сомнение, зачем на юридическом факультете преподается старое право, в то время, когда вся Россия живет новым правом. ... Прежде всего, надо отметить, что, строго говоря, нет старого или нового права, а есть единое право, которое живет и развивается, может быть только старое и новое законодательство и мы на юридическом факультете, прежде всего, стремимся к тому, чтобы познакомить слушателей с основными началами прав — гражданского, уголовного, административного и других, и стремимся научить наших слушателей умелому пользованию этими началами, дать им научный метод. ... Затем я сказал, что и фактически неверно, будто мы изучаем старое русское право. Это право не является старым для Особого района Восточных провинций. Здесь в судебных установлениях на основании соответствующего постановления центральной власти применяются в делах между русскими частное русское дореволюционное. .Как бы не относиться политически к тому, что сейчас происходит в России, мы никогда не уйдем от того факта, что 150-миллионный народ — наша Родина — живет своими, особыми законами, и мы должны ознакомить своих слушателей с состоянием законодательства там и дать юридическое освещение тем законодательным актам, которые там изданы в последние годы. Однако наша задача этим не ограничивается. Мы живем в Китайской республике и по одному чувству известной признательности, а также и по соображениям целесообразности приходится знакомить своих слушателей с китайским законодательством. Таким образом, содержание юридического факультета составляет, прежде всего, изучение основных начал права и ознакомление слушателей с научным методом, затем ознакомление со старым и новым русским законодательством и с китайским правом».
Благодаря финансовой поддержке советской администрации КВЖД (1925 — 1928г.г.), на факультете была отличная библиотека, преподавателям оплачивались научные командировки в Европу, где они защищали диссертации в Русских академических группах. Так, в Испытательной комиссии при Русской Академической группе в Париже по теме «Очерки государственного права в Китае» в 1925 году В. В. Энгельфельд — зав. кафедрой административного права, защитил диссертацию на степень магистра государственного права; в 1928 году Н. Е. Эсперов (выпускник харбинского юрфака 1923г.) сдал экзамены на степень магистра истории и ему было присвоено звание приват-доцента, в 1929 г. Г. К. Гинс — защитил там же магистерскую диссертацию по водному праву. Н.И.Никифоров в 1928 г. защитил в Русской академической группе в Праге диссертацию на тему «Сеньориальный режим во Франции в исходе старого порядка» и получил степень магистра всеобщей истории.
Практически со дня основания факультета издавались научные труды преподавателей — «Известия юридического факультета». За время существования юрфака было выпущено 12 томов «Известий». «Факультет проложил путь научной книге и теперь в городе Харбине можно напечатать любое исследование», отмечал Н. П. Автономов. В этих томах профессора факультета публиковали свои серьезные научные исследования: В.А. Рязановский «Монгольское право», «Обычное право монгольских племен», «Современное гражданское право Китая». Выпуск 1-2 ; В.В. Энгельфельд «Очерки государственного права Китая», Г.К. Гинс — «Новые идеи в праве и основные проблемы современности». Выпуск 2, «Право и культура. Процессы формирования и развития права», «Право и сила» и другие.
Суммируя все сказанное можно утверждать, что в Харбине была создана уникальная научная школа, в которой присутствовали все основные критерии этого феномена: организационная структура — учебный факультет; близость в тематике и проблематике трудов; научное издание; наличие педагогического аспекта связи «учитель — ученик». Эту школу можно отнести к «топонимической», так как объединяющим фактором стал не «учитель», это не школа того или иного ученого, а, внешний, географический фактор,
вынужденное бегство профессуры в Харбин, по имени которого мы и называем эту школу права Харбинской.
Юридический факультет просуществовал 17 лет и в марте 1937г. в связи с оккупацией Маньчжурии Японией, продажей КВЖД, отливом русского населения из Харбина и вытекающими отсюда последствиями, был ликвидирован.
Известный знаток культуры российской эмиграции М.И. Раев писал: «Харбинский юридический факультет, несмотря на свое изолированное положение, внес заметный вклад в интеллектуальную жизнь Русского Зарубежья, поскольку дал солидную подготовку целому ряду молодых эмигрантов, которые впоследствии продолжили образование в других странах, главным образом в США. Уровень, на котором проводились исследования, был столь велик, что вклад факультета в науку сохраняет свою актуальность и по сей день».
Для характеристики этого вклада большое значение имеет аксиологическая концепция права, созданная Матвеем Николаевичем Ершовым, профессором Юридического факультета в Харбине.
Матвей Николаевич Ершов (1886г — ?), профессор Императорской Казанской духовной Академии, первый проректор Государственного Дальневосточного университета, преподаватель Юридического факультета в Харбине принадлежит к той плеяде отечественных ученых, которые своими взглядами, идеями, деятельностью оказывали влияние на образование, воспитание, сохранение национальных традиций в высшей школе, формирование правового сознания и правовой культуры, в судьбах которых отражались важные грани исторической эпохи. Российские ученые все чаще вовлекают работы М.Н.Ершова в научный оборот: его фундаментальный труд о проблеме богопознания в философии Мальбранша и менее «объемные», но концептуальные исследования, в частности, «Факторы культурного развития личности (социально-педагогический очерк)» и «Ценность юридического образования в наше время» становятся базой для серьезных обобщений.
М.Н.Ершов — носитель идей естественного права, ценностное значение которого для него связано, прежде всего, с самим процессом поиска критериев нравственной оправданности и справедливости права как социального феномена. Согласно его естественно-правовой концепции право это критерий для оценки правоустанавливающей власти, для определения ее гуманности, справедливости, нравственности. При этом само естественное право понимается им как явление, изначально наделенное абсолютной ценностью. Такая позиция ученого связана с его духовным образованием — М.Н.Ершов закончил Императорскую Казанскую Духовную Академию в 1911 г. со степенью кандидата богословия и званием магистранта, преподавал там на кафедре Священного Писания Ветхого Завета, защитил диссертацию и получил ученую степень магистра.
В 1918г., в связи с революционными событиями в России, Ершов переехал во Владивосток и был избран деканом и штатным профессором по кафедре философии историко-филологического факультета, преобразованном впоследствии в Государственный Дальневосточный университет (ГДУ) . Позднее он был назначен проректором Дальневосточного Университета. Летом 1922г. М.Н.Ершова пригласили в Пекин для чтения лекции на летних учительских курсах, после которых он переехал в Харбин и с осени 1926г. начал работать доцентом кафедры энциклопедии права и истории философии на юридическом факультете.
Одной из доминирующих тем его научного творчества харбинского периода, оставалась проблема философско-правового осмысления личности в правовом пространстве и права как элемента целесообразной деятельности человека. В связи с этим несомненный интерес представляет вступительная лекция, прочитанная Матвеем Николаевичем в курсе истории философии права на тему: «Ценность юридического образования в наше время». Исследуя юридическое образование как часть общей культуры личности, М.Ершов приходит к следующему выводу: «Для русских — воспитание юридического мышления, вкуса и интереса к праву — условие исторического существования». Красной нитью через все содержание лекции проходит мысль, высказанная известным юристом Л.И. Петражицким о «цивилизирующем» значении права, его роли и значении в социальном прогрессе. Вслед за ним Ершов признает, что, право наделяет человека определенной
мерой свободы и автономного существования, побуждает к соблюдению законности в отношении других, а значит, является частью и общей культуры человека и национальной культуры. Решая вопрос о соотношении личности и права, М.Н.Ершов солидарен с Л.Петражицким, утверждавшим, что идея права должна укорениться в сознании народа.
Необходимость права в жизни общества М. Ершов связывает с общекультурным значением юридического образования как части общеевропейской культуры. Культурная жизнь человека — процесс видоизменения человеческим сознанием разных сторон природного бытия: права, государства, хозяйства. Ориентировать современный ум в проблемах социальной культуры, и есть главная задача юридического образования. Право и закон для Ершова и его коллег по харбинскому юридическому факультету выступают как великие охранительные силы в жизни человека и стоят на страже созданной им культуры. Культурное, духовное начало в человеке нельзя смешивать с образованностью, которая лишь формирует внутреннюю жизнь, личности, прежде всего, но не затрагивает нравы, которым требуется воспитание. Образование дает толчок склонностям личности, поднимает общий уровень культурного развития получающего образование и, вместе с тем, «оно одно в состоянии развить критическую мысль, стремление к творчеству». По определению М. Н.Ершова «ценность отдельной человеческой личности стоит в прямой зависимости от степени реализации ею в своей жизни принципа и порядка свободы.» .
Правовые взгляды М.Н.Ершова, несомненно, носили ярко выраженный аксиологический характер и в своих исследованиях он пытался ответить на вопрос, что в действительности отражает та или иная правовая идея, что лежит в основе многообразных правовых отношений, является действительно движущим мотивом поведения человека. Поэтому не случайно одним из основных вопрос, которые решал Ершов, был о том, каким образом правовые установки становятся личностными мотивами поведения человека в юридически значимых ситуациях.
Матвей Николаевич Ершов проработал на юридическом факультете Харбина практически до конца существования этого учебного заведения (до июля 1937г.), а далее судьба профессора теряется среди многих тысяч судеб русских эмигрантов, которых ветер истории развеял по всему свету.
Несколько иной позиции на ценностное значение права высказывал и Н.В. Устрялов — первый декан юридического факультета в Харбине.
Николай Васильевич Устрялов (1890 — 1939) занимает особое место в отечественной правовой и политической мысли ХХ века. Его по праву можно назвать философствующим юристом и публицистом. Изучение государственно- правовой концепции Устрялова, введение в научный оборот пока еще малоизвестной его политика — правовой публицистики позволит по-новому взглянуть на актуальные проблемы юридической аксиологии.
Короткие вехи биографии Николая Васильевича Устрялова: получил образование на юридическом факультете Московского университета, прослушал весной-летом 1914 г. курс лекции в Сорбонне и Марбургском университете, вернулся в Москву и успешно сдал в декабре 1915г. магистерский экзамен по философии права и государственному праву. Положительно приняв демократические преобразования в России, Устрялов в 1918 г., по поручению Московского университета, был командирован на юридический факультет Пермского университета, где позднее его избрали и.д. экстра ординарного профессора по кафедре государственного права. После захвата Перми войсками адмирала Колчака, Уст-рялов переехал в Омск, работал юрисконсультом при управлении делами правительства Колчака, а с февраля 1919 г. — в Отделе печати, где под его руководством было создано Русское бюро печати. После падения «белого» Омска Устрялов попал в Маньчжурию, и надолго поселился в русской эмигрантской столице северного Китая — Харбине.
Долгие годы Устрялов Н.В. читал лекции на Харбинском юридическом факультете, одновременно сотрудничая в газетах «Новости жизни», «Герольд Трибун», «День юриста», «Утро». Сначала 1925 года он также работал в качестве советского специалиста — (предварительно получив советское гражданство), возглавлял Учебный Отдел КВЖД, к 1928 году стал директором Центральной библиотеки КВЖД.
Число работ, написанных Н. В. Устряловым в харбинский период, огромно. Сгустки своих идей им были выражены в его итоговом эмигрантском сборнике «Наше время. Сборник статей» (Шанхай, 1934. 202 с). По этим научным работам и публикациям можно
составить представление о правовых взглядах профессора Устрялова. Более же компактно правовая концепция Н.В.Устрялова и его взгляды на роль права в жизни общества и государства были изложены в работе «О разуме права и праве истории».
В рамках аксиологического подхода к праву Устрялов исходит из того, что ценностное значение права только в его связи с государством. Право по своей природе, сущности и специфики производно от государства и обеспечено им. Из этого тезиса он выводит сущность понятия права как формального регулятора общественных отношений, и дает точное определение границ вмешательства права в жизнь общества и правовой системы.
В иерархии социальных ценностей праву, по мнению профессора Устрялова, принадлежит подчиненное место. Выше его только нравственность и религия: « большие исторические движения обыкновенно допускают известное «оформление» именно нравственными, эстетическими и религиозными категориями, но не правовыми». Н.Устрялов исходил из того, что: «право — полезный, необходимый элемент в жизни народов ... Но в «критические» эпохи истории не оно движет миром ... Подобно статуе Свободы в дни конвента, оно «задернуто священным покрывалом», Те же, кто обращается к праву, правовым принципам организации общества в переломные моменты истории, считает Устрялов, напоминают собой тех полководцев, которые «в разгар неудачного сражения начинают читать дрогнувшим солдатам лекции о пользе дисциплины, или того брандмейстера, который в момент пожара внушает хозяевам горящего дома правила осторожного обращения с огнем».
Признавая за правом регулятивные функции, формальную определенность, профессор противопоставляет ему силу, считая, что в переломные моменты истории (войны, революции) «подлинная сила, добиваясь своего признания, апеллирует, прежде всего, к самой себе. ... подлинная сила всегда глубоко духовна, прежде всего. За подлинной силой всегда стоит творческая идея.
Ценностное значение права для Н.В. Устрялова пронизано идеей примата государства и сводится, в конечном итоге, к принудительной силе государства. Будучи противоречивой, эта концепция все же важна для современной России, новых ее поколений, ибо невозможно создать новую государственную модель, игнорируя опыт прошлого.
Практическая значимость исследования правовых ценностей в трудах юристов Харбинской юридической школы состоит и в том, что оно непосредственно направлено на вопросы связанные с формированием ценностных ориентаций современного российского общества.
Список литературы
1. Балаянц М.С. Сущность ценностного подхода к праву// История государства и права. -2007. - №3. -С.З8-40.
2. Политико-правовые ценности: история и современность / Графский В.Г., Дождев Д.В., Ефремова Н. Н., Козлова Н. Ю., и др.; Под ред.: Нерсесянц В. С.; Редкол.: Графский В. Г., Лаптева Л.Е., Мамут Л. С. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 с.
3. Сабенников И.В. Российская эмиграция (1917-1939): Сравнительно-типологическое исследовании. Тверь.: Федеральная архивная служба России; ВНИИДАД. 2002. — 431 с.
4. Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х годов. Выпуск 1. Н.А. Сетницкий. — М., 2003. — 624 с.
5. Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899-1999 / Ред. В.И. Курилов. — Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1997. — Ч. 1. — 704 с.
6. Пятьдесят лет юридическому образованию в Дальневосточном государственном университете. В.И.Курилов, Т.М.Самусенко, В.В.Сонин // Правоведение. — 2008. — №4. — С.6-18.
7. Никифоров Н.И. Оазис русской культуры // Рубеж. Харбин, 1934. 18 августа. — №34.
8. Известия юридического факультета. Харбин,1925. Т.1. — С.224-226.
9. Автономов Н.П. Юридический факультет в Харбине за 18 лет существования. 1920-1937.В сб.: Право и культура. Харбин, 1937. — С.1-84.
10. Г.В.Мелихов..Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке 1925-1932. — М.:Издательства: Русский путь, Викмо-М, 2007. 320 с.
11. Хисамутдинов А. Париж и русская эмиграция на дальнем Востоке // Проблемы Дальнего Востока. — 2001. — № 3. — С. 163-167.
12. Стародубцев Г.С. Международно-правовая наука российской эмиграции (1918-1939). — М., 2000. — 293 с.
13. Михальченко С.И. Киевская школа в Российской историографии ( школа западнорусского права). -М.: Прометей, 1996. —186 с.
14. Демичев А.А. Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение как направление современной юридической пауки // История государства и права. — 2010. — № 16. — С.2-7.
15. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939. — М.: Прогресс-Академия, l994. — 296 с.
16. Яковепко Б.В. Тридцать лет русской философии (1900-1929) // Философские пауки. — 1991. — № 10. — С.61-96.
17. Национальный Архив Республики Татарстан (далее — НА РТ). Ф.10. О.1.Д.10775. Л.429-436.
18. Отчет о деятельности комитета по учреждению историко-филологического факультета во Владивостоке за первую половину 1918-1919 академического года// Ученые записки Историкофилологического факультета в г. Владивостоке. Владивосток, 1919. — Т.1.Отд.П. Вып.1.
19. Энциклопедия русской эмиграции Литературное зарубежье России... / Под ред. Муха-чева Ю.В. — М. : Парад, 2006. — 678 с.
20. Известия юридического факультета. Харбин,1931. — Т.9. — С.340.
21. Ершов М.Н. Ценность юридического образования в паше время // Известия юридического факультета. Харбин, 1927. Т.4. — 160 с.
22. Ершов М.Н.. Факторы культурного развития личпости (социальпо-педагогический очерк). -Владивосток, l92l.-36 с.
23. Романовский В.К. Харбинский юридический факультет в жизни профессора Н.В. Уст-рялова // Дальний Восток в системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регио-пе: история, экономика, культура: Третьи Крушаповские чтения — 2003 г. Владивосток:, 2006. — С.542-549.
24. Российский Государственный Исторический Архив (РГИА). Ф.418. Оп. 513. Д. 8907.
25. Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х годов. Н.А. Сетпицкий. — М.: Наследие, 2003. — Вып.1. — С.284.
26. Съезды и конференции копституциоппо-демократической партии. В 3 т. — М., 2000. Т.3. Кн.2. 1918-1920 гг. — С.224-225.
27. Китай и русская эмиграция в дневниках И.И. и А.Н.Серебренниковых. В 5 т. — М., 2006.
— Т.1. «Пока же мы счастливы тем, что пичто пе угрожает пам ...» (1919 — 1934). — 448 с.
28. О разуме права и праве истории // Смепа Вех. —Париж, 1921. — № 1. — С.6-8.
29. Устрялов Н.В, Элементы государства. Территория. Население. Власть. Харбин, 1931.— С. 26.
30. Устрялов Н.В. К вопросу о русском империализме // Проблемы Великой России. — 1916.
— №15. — С. l-5.
31. Булычева М.В. Политическая концепция государства в теоретическом наследии Н.В. Устрялова : дис.капд.полит.паук. Саратов, 2007.
VALUABLE NATURE OF LAW IN WORKS OF LAWYERS OF HARBIN SCHOOL
V.P.PONOMAREVA
I.G. Petrovsky Bryansk State University
e-mail: [email protected]
The article discusses the phenomenon of right as the social value and views of lawyers of Harbin school of the right at this problem.
Key words: power, state, law, right, freedom, force, axiolo- gy, Harbin juridical school.