Научная статья на тему 'Принципы планирования и оценки эксплуатационной деятельности организаций путевого хозяйства'

Принципы планирования и оценки эксплуатационной деятельности организаций путевого хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА / НОРМАТИВ / PLANNING / EVALUATION / STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поваров Г. В., Чуркина М. В.

В статье отражены новые подходы к планированию, описана система показателей оценки деятельности федеральных государственных учреждений. Предложенная система планирования и оценки эксплуатационной деятельности организаций путевого хозяйства будет способствовать развитию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, повышению безопасности судоходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поваров Г. В., Чуркина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF PLANNING AND EVALUATION OF OPERATIONAL ACTIVITIES OF THE INFRASTRUCTURE MANAGERS1St. Petersburg State University for Water Communications

The article reflects the new approaches to planning, described the system of indicators for assessing the activities of federal government agencies. The proposed system of planning and evaluation of operational activities of the infrastructure managers will promote the development of inland waterways and hydraulic structures, safety of navigation.

Текст научной работы на тему «Принципы планирования и оценки эксплуатационной деятельности организаций путевого хозяйства»

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

Поваров Г.В., д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций Чуркина М.В., аспирант Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, главный специалист ООТ СМТС, Федеральное государственное учреждение «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и

судоходства

В статье отражены новые подходы к планированию, описана система показателей оценки деятельности федеральных государственных учреждений. Предложенная система планирования и оценки эксплуатационной деятельности организаций путевого хозяйства будет способствовать развитию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, повышению безопасности судоходства.

Ключевые слова: планирование, оценка, норматив.

THE PRINCIPLES OF PLANNING AND EVALUATION OF OPERATIONAL ACTIVITIES OF THE INFRASTRUCTURE MANAGERS

Povarov H., Doctor of Economic Sciences, Professor, St. Petersburg State University for Water Communications Churkina M., the post-graduate student of St. Petersburg State University for Water Communications, the chief specialist of the tendering services procurement, Ministry of transport of Russian Federation “Volga-Baltic state basin board of Waterways and Navigation”

The article reflects the new approaches to planning, described the system of indicators for assessing the activities of federal government agencies. The proposed system ofplanning and evaluation of operational activities of the infrastructure managers will promote the development of inland waterways and hydraulic structures, safety of navigation.

Keywords: planning, evaluation, standard.

Образование на внутренних водных путях независимых судоходных компаний и частных судовладельцев, передача большинства функций управления из центра территориальным государственным организациям вызвало необходимость перестройки хозяйственного механизма в путевом хозяйстве речного транспорта и, в частности, разработки новых подходов к планированию и использованию для оценки деятельности федеральных государственных учреждений и их филиалов новой системы показателей. Важной задачей планирования является обеспечение поддержания динамического соответствия между провозной способностью транспортного флота и пропускной способностью внутренних водных путей.

Предлагаемая система планирования должна способствовать развитию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений бассейна, повышению безопасности судоходства, отражать основные задачи деятельности как в течение предстоящего года, так и в будущем. Для этого необходимо повысить роль перспективного планирования, превратить его в главную форму реализации задач развития материально-технической базы и основу деятельности организаций инфраструктуры внутренних водных путей.

В условиях рыночных отношений наиболее удобным сроком среднесрочного планирования является трехлетний период. Для использования трехлетнего плана и превращения его в главную среднесрочную программу деятельности коллективов путевого хозяйства реного транспорта следует уточнить его содержание и состав показателей, установить их связь с годовыми планами, усилить направленность показателей на улучшение работы флота и портов и качество обслуживания судовладельцев, а также повысить значение тех из них, которые отражают эффективность использования ресурсов, качество и масштабы выполняемых работ. При разработке трехлетнего плана необходимо увязывать его с текущим и хозяйственно-оперативным планом, соблюдая принцип непрерывности планирования. По завершении каждого года делается корректировка на следующие три года с учетом фактических результатов коллектива в прошедшем году. Регулярно уточняя план, коллективы организации будут постоянно знать перспективу на три года. Непрерывное планирование предусматривает корректировку значений показателей и нормативов.

Наиболее гибким и эффективным способом согласования интересов деятельности Агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ (ФАМРТ МТ РФ), организаций путевого хозяйства с Министерством финансов РФ, судоходными компаниями и другими сторонними ведомства-ми является использование нормативного метода в планировании.

Отношения между ФАМРТ МТ РФ, Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства (ГБУВПиС) и

их филиалами по содержанию и управлению судопропускными гидротехническими сооружениями с судоходными компаниями должны строиться на основе утвержденных планов и соблюдения принципов самоуправления. Управление должно осуществляться экономическими методами на основе контрольных цифр, устанавливаемых Минтрансом РФ, долговременных экономических нормативов, заказов и договоров на выполнение работ по коренному улучшению судоходных условий, других капитальных работ и на оказание услуг.

Вышестоящий орган управления должен обеспечивать необходимые условия для эффективной работы подчиненной ему организации, строго соблюдать ее права. Финансовые отношения ФАМРТ МТ РФ с федеральным бюджетом должны строиться на основе долговременных экономических нормативов.

В соответствии со статьей 8 Кодекса внутреннего водного транспорта проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, а также содержание судопропускных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются ГБУВПиС на внутреннем водном транспорте за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности и других, незапрещенных Законом, источников. Следовательно, поступления из Федерального бюджета РФ, доходы за услуги судовладельцам и сторонним организациям, выполнение прочих работ по договорам определяют в стоимостном выражении общий результат деятельности коллектива ГБУВПиС. И поэтому для повышения заинтересованности коллективов ГБУВПиС и их филиалов в максимально возможном повышении производительности труда, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, должен быть отменен существующий порядок перечисления доходов в бюджет. Прибыль должна находиться в полном распоряжении организаций и использоваться для развития производства, покрытия убытков и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, сверхплановых расходов, возникающих в неблагоприятные по климатическим условиям годы, а также для начисления фондов экономического стимулирования и дополнительного материального поощрения ИТР, рабочих и служащих. Экономия фонда заработной платы в результате сокращения численности персонала должна направляться на увеличение фонда оплаты труда.

Планы и отчеты организаций должны включать показатели и нормативы, отражающие содержание существующих и создание новых внутренних водных путей. Это позволит их коллективам по-новому подходить к выполнению путевых работ, использованию технического флота и трудовых ресурсов. Должна быть создана за-

интересованность работников в достижении конечных результатов труда с минимальными затратами, получении больших размеров доходов и экономии эксплуатационных расходов.

В условиях рынка одним из важных направлений перестройки планирования выступает переход к формированию производственной программы организаций путевого хозяйства на основе договоров. Подготовка, заключение и реализация договоров по содержанию водных путей и гидротехнических сооружений в эксплуатационном состоянии, улучшению судоходных условий путем проведения капитальных работ на водных путях, созданию безопасных водных подходов к портовым сооружениям должны стать важной частью планирования деятельности коллективов путевого хозяйства. Это позволит заменить неформальные отношения с судоходными компаниями экономическими, определяемыми нормативно-правовыми актами. Трехлетний план должен стать основой всей производственной деятельности путевого хозяйства, включая ФАМРТ МТ РФ, ГБУВПиС и их филиалы, что является необходимым условием организации непрерывного текущего планирования, прямых хозяйственных длительных связей и долгосрочных договоров.

Планирование основной деятельности коллективов ГБУВПиС и их филиалов заключается в установлении: задания по протяженности, габаритам и продолжительности действия эксплуатируемых и вновь осваиваемых водных путей; себестоимости и стоимости содержания эксплуатируемых водных путей и гидротехнических сооружений; состава и объемов путевых работ, обеспечивающих поддержание заданных габаритов и безопасных условий плавания на эксплуатируемых водных путях, работ по коренному улучшению судоходства. Показатели плана основной деятельности организаций внутренних водных путей включают объем работ в стоимостном выражении, в т.ч. нормативный объем путевых работ (НОПР), платные услуги, из них по договорам с судовладельцами и сторонними организациями, руб.

К основным производственным показателям относятся: протяженность эксплуатируемых водных путей, оборудованных освещаемыми, отражательными, неосвещаемыми знака-ми навигационного ограждения, в том числе с гарантированными габаритами судового хода, и программа минимальных гарантированных габаритов судового хода.

К основным стоимостным показателям относятся: текущие расходы на содержание водных путей и судопропускных гидротехнических сооружений; себестоимость содержания километро-суток; себестоимость содержания шлюзо-суток; нормативная стоимость содержания километро-суток; нормативная стоимость содержания шлюзо-суток; нормативная стоимость содержания основных участков и общей трассы водных путей вместе с судопро-пус-кными ГТС (километро-суток).

Базой для установления нормативной цены содержания одних километро-суток служат эксплуатационные расходы по землечерпательному флоту за время работы на транзите, затраты на установку и обслуживание знаков навигационного ограждения, выполнение тральных и прочих работ, обеспечивающих поддержание заданных габаритов судового хода и безопасность плавания транспортным судам.

Задания по НОПР ФАМРТ МТ РФ устанавливает ГБУВПиС , а они, в свою очередь, районам водных путей и районам гидротехнических сооружений.

При планировании и оценке основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта в зависимости от уровня управления предлагается использовать сквозную по вертикали систему показателей.

Показатели плана, утверждаемые Агентством морского и речного транспорта:

1. Объем работ в стоимостном выражении, в том числе: нормативный объем путевых работ (НОПР); платные работы, из них по договорам с судоходными компаниями и частными судовладельцами и со сторонними организациями.

2. Основные производственные показатели:

а) протяженность эксплуатируемых водных путей, тыс.км (в том числе с гарантированными габаритами судового хода), оборудованных навигационным ограждением;

б) программа минимальных гарантированных габаритов судового хода с соответствующими минимальными гарантированными глубинами, ширинами и радиусами закругления судового хода; проектные уровни по опорным водомерным постам; расчетные дифференцированные глубины;

в) текущие расходы на рубль нормативного объема путевых работ, коп./руб.;

г) стоимость содержания 1 км протяженности эксплуатируемых водных путей, руб.

3. Производительность труда на путевых работах, руб./чел.

В качестве расчетных показателей ГБУВПиС и их филиалы используют: среднюю годовую длительность навигации (сут); километро-сутки действия эксплуатируемых водных путей; коэффициент относительного резерва гарантированных габаритов судового хода и надежности действия навигационного ограждения.

Районам водных путей и районам гидротехнических сооружений ГБУВПиС утверждают перечисленные плановые показатели, а также следующие задания:

1. Программу минимальных гарантированных и дифференцированных габаритов судовых ходов, не включенных в программу ФАМРТ МТ РФ и согласованных с судоходными компаниями.

2. Наименование и протяженность эксплуатируемых водных путей без гарантированных габаритов судовых ходов с освещаемым и неосвещаемым навигационным ограждением.

3. Объем работ в километро-сутках использования эксплуатируемых водных путей.

4. Себестоимость содержания внутренних водных путей, руб./ км-сут.

5. Объекты, объемы, стоимость и сроки выполнения работ на конкретных участках водных путей, а также работы направленные на улучшение показателей деятельности организаций путевого хозяйства и выполняемые по договорам с судоходными компаниями, частными судовладельцами и сторонними организациями.

Ниже приводится методика расчета основных плановых показателей.

Нормативный объем путевых работ:

W

н

сц

н 'сцг

где W - нормативный объём путевых работ /НОПР/,

с ц

руб;

^ • - нормативная стоимость содержания километро-су-

сц/

ток /-го участка эксплуатируемых водных путей в сметных ценах установленного года, руб./км;

N7= I . £ э' - объем путевых работ на 1-ом участке водных путей, км/сутки;

I э; - протяженность водных путей, имеющих одинаковые ус-э1

ловия плавания, км;

£ э' - длительность эксплуатационного периода на 1-ом участке пути, сутки.

Данный показатель служит основой для установления размера необходимых средств для содержания эксплуатируемых внутренних водных путей.

Стоимость содержания внутренних водных путей (НОПР) определяется исходя из нормативной цены содержания 1 км-сут отдельных характерных участков, их протяженности и длительности периода зксплуатации.

Затраты на 1 руб. нормативного объема путевых работ:

Снопр = УИ э/ / W Н сц ,

где У,И эг - сумма эксплуатационных расходов на содержание отдельных участков водных путей, руб.

Себестоимость содержания внутренних водных путей включается в планы районам водных путей и районам гидротехнических сооружений:

Свт = Иэг №кмЫ ,

где Сет - себестоимость содержания / -го участка водных путей, руб./км-сут;

н

н

И э1 - эксплуатационные расходы по содержанию / - го участка водных путей, руб.

Затраты на 1 руб. НОПР и нормативная стоимость содержания 1 км-сут рассчитываются по укрупненным участкам водных путей - в границах районов водных путей и районов гидротехнических сооружений.

Работы по коренному улучшению судоходных условий на внутренних водных путях планируются отдельно, заказываются судоходными компаниями, производятся за их счет и оформляются договорами. В стоимость договоров включаются все расходы, связанные с выполнением работ по предмету договора.

Качественные изменения, происходящие на внутренних водных путях, учитываются с помощью коэффициента нормативного объема путевых работ.

Коэффициент относительного резерва гарантированных габаритов судового хода используется государственными бассейновыми управлениями в качестве расчетного показателя при разработке перспективных планов. Он учитывает распределение планового задания по коренному улучшению судоходных условий на внутренних водных путях по годам и равен отношению гарантированных глубины, ширины и радиуса закругления судового хода отдельных лет к заданию последнего года трехлетнего плана.

Генеральная схема улучшения судоходных условий предусматривает достижение гидравлически допустимых глубин к определенному году, а перспективные схемы развития водных путей отражают отдельные этапы процесса, связанные, как правило, с ростом объема перевозок на определенном плесе или на всем участке пути. Разность между гидравлически допустимыми и существующими в настоящее время глубинами составляет резерв их увеличения.

Аналогично выполняются расчеты по установлению планового значения коэффициентов относительного резерва ширины и радиуса закругления судового хода. Коэффициент относительного резерва гарантированных габаритов судового хода, характеризующий дополнительные возможности использования пропускной способности отдельных участков водных путей, тесно связан с валовой производительностью транспортного флота.

В целом, коэффициент относительного резерва состоит из трех сомножителей: первый отражает возможное использование судоходных условий по грузоподъемности, второй и третий - по технической скорости и ходовому времени с грузом.

Значение коэффициента надежности навигационного ограждения связано с возможностью выхода из эксплуатации его отдельных знаков по не зависящим от работников пути причинам. Повышение надежности требует дополнительных затрат на выставление новых знаков или на дублирование различных элементов, перехода на более дорогие технические средства.

Общий объем работ в стоимостном выражении для каждого 1го года трехлетнего плана определяется как сумма нормативного объема путевых работ по содержанию в эксплуатации водных путей в сметных ценах установленного года и доходов от выполнения платных работ по договорам с судоходными компаниями, частными судовладельцами и сторонними организациями:

^ н

^ = W сц + Дсо ,

где W У? - объём работ в / -ом году трехлетнего плана, руб.;

W - нормативный объём путевых работ в сметных ценах установленного года, руб.;

Дсо - доходы от выполнения платных работ по договорам с судоходными компаниями и сторонними организациями, руб.

Для каждого года трехлетнего плана НОПР устанавливается по отдельным участкам водных путей в зависимости от их протяженности, продолжительности гарантированного периода эксплуатации, габаритов судового хода, категории навигационного ограждения и надежности его действия.

Необходимость планирования объемов путевых работ в нормативных ценах в первую очередь связана с финансовой зависимостью путевого хозяйства от государственного финансирования.

Затраты на рубль общего объема работ:

Со = У Изо / \У'У / ,

где УИзр - общая сумма эксплуатационных расходов на содержание водных путей, коренное улучшение судоходных условий и выполнение работ для сторонних организаций, руб.

Вместе с тем, в предлагаемом плане остаются такие показатели, как рост производительности труда работников путевого хозяйства, исчисленный в стоимостном выражении (объем работ на одного работника производственного персонала); задания на выполнение работ по договорам с судоходными компаниями, частными судовладельцами и сторонними организациями; норматив прироста фонда заработной платы производственного персонала на каждый процент прироста объема путевых работ; фонд заработной платы непроизводственного персонала; объем государственных капитальных вложений на проведение реконструкции гидросооружений, освоение новых водных путей, ввод в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов, в том числе заг-ранпоставки; задания по разработке, освоению, внедрению и расширению использования новой техники и технологических процессов при проведении путевых работ; снижение норм расходов основных видов материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также объем поставок технического флота и материально-технических ресурсов. Проекты годовых планов разрабатываются Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства самостоятельно исходя из заданий трехлетнего плана и заключаемых договоров на содержание водных путей в эксплуатационном состоянии, выполнение работ по улучшению судоходных условий и оказание прочих услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.