ческий рост национальной экономики. С точки зрения недоинвестирования основных фондов отрасли, показательными являются и характеристики их износа. Таким образом, низкие темпы роста инвестиционного потенциала наряду высоким износом основных фондов характеризуют состояние инвестиционного, а, следовательно, и производственного потенциала отрасли накануне финансового кризиса как катастрофическое, особенно критической предстает ситуация на водном транспорте.
2.Поскольку в период экономического подъема инвестиции росли опережающими темпами по отношению к росту ВВП, то это создавало задел для устойчивости роста. Параметры инвестиционной деятельности соответствовали сценариям развития национальной экономики и позволяли претендовать на создание инновационной экономики. В то же время даже в условиях экономического роста структура инвестиций была диспропорциональной и направленной в основном на развитие отраслей ТЭК в ущерб инфраструктурным отраслям и транспорта прежде всего.
3. В период финансового кризиса значение реальных инвестиций в транспортную отрасль возрастает и при этом особая роль отводится государству для обеспечения, по образному выражению Д.М.Кейнса, «инвестиционного толчка» с целью выхода из кризиса, способного преломить тенденцию сокращения спроса. В его теоретических построениях инвестиционные проекты реализуются в виде организации общественных работ - в современных усло-
виях это строительство дорог, транспортных развязок, строительство и реконструкция причалов портов и т.д. Широкое осуществление общественных работ, финансируемое государством, - яркая иллюстрация политики государственных расходов, влияющих на совокупный спрос с помощью поддержания высокого уровня инвестиций. Именно такая политика способна вывести экономику из состояния рецессии с высоким уровнем безработицы. Кроме того, именно эта политика способна обеспечить изменение сложившихся диспропорций в структуре инвестиционных ресурсов, направив их на развитие транспорта. Как свидетельствуют принятые антикризисные меры российского правительства, именно развитие инвестиций на транспорте должно обеспечить «рывок» из кризиса. Поэтому уже в скорректированных плановых показателях 2009 года секвестирование расходов бюджетов всех уровней, осуществляемое, как правило, на основе сокращения государственных расходов на реализацию масштабных инвестиционных проектов, не затрагивает инвестиционные проекты транспортной инфраструктуры. Это позволит прогнозировать изменение структуры инвестиционных ресурсов и их приток в транспортную отрасль.
Таким образом, развитие инвестиционного потенциала транспорта будет способствовать восстановлению обоснованных инвестиционных пропорций как базовой предпосылки для развития спроса в других сферах экономики и развитию потребительского спроса населения.
УДК 656.62 / ГРНТИ 06.71.09
ПРИМЕНЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАССЕЙНОВЫХ УПРАВЛЕНИЯХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ И СУДОХОДСТВА
Луженкова О.С., аспирант кафедры «Финансы и кредит», Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций
В статье рассматриваются вопросы построения сбалансированной системы показателей в государственных бассейновых управлениях водных путей и судоходства.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства
APPLICATION OF THE BALANCED SCOREСARD IS IN STATE POOL ADMINISTRATIONS OF WATER-WAYS AND NAVIGATION OF GBUVPIS
Luzhenkova O., the post-graduate student of chair of «the Finance and the credit» The St.-Petersburg state university of water communications In the article the questions of construction of the Balanced Scoreсard are examined in State pool administrations of water-ways and navigation. Key words: Balanced Scoreсard, State pool administrations of water-ways and navigation
В условиях развивающейся рыночной экономики в России предъявляются качественно новые, более значимые и масштабные требования к целям, задачам и методам управления государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства (ГБУВПиС).
В последнее время в нашей стране значительно снизились основные технико-экономические показатели работы предприятий водного транспорта, в том числе и ГБУВПиС. Главным, а подчас и единственно возможным, способом повышения эффективности работы ГБУВПиС остается применение эффективных методов управления.
В качестве метода управления, позволяющего ГБУВПиС повысить эффективность, автор статьи предлагает выбрать один из системных методов - сбалансированную систему показателей (ССП — Balanced ScoreCard, BSC). Выбор ССП был обусловлен тем, что она позволяет одновременно:
• связать стратегические цели с оперативными действиями;
• учесть нефинансовые показатели наряду с финансовыми;
• своевременно реагировать на изменения в бизнес-процессах посредством сравнения показателей, которые измеряют достигнутые результаты, и показателей, которые отображают процессы по достижению этих результатов.
Сбалансированная система показателей была предложена профессором Гарвардской бизнес-школы Робертом Капланом, а также основателем и президентом компании «Balanced Scorecard
Collaborative» Дэвидом Нортоном в 1992 г. Они доказали, что такие традиционные финансовые показатели, как окупаемость вложений и период окупаемости, дают незаконченную и устаревшую картину результатов деятельности бизнеса, которая мешает достижению долгосрочным целям бизнеса, поэтому предложили дополнить финансовые показатели данными, отражающими степень удовлетворения потребностей клиентов, внутренние бизнес-процессы и способность компании развиваться и расти.
Сбалансированная система показателей переводит миссию и общую стратегию организации в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок, сгруппированных в четыре основные проекции: «Финансы», «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы» и «Обучение и развитие», которые располагаются в определенном иерархическом порядке.
Процесс внедрения ССП заключается в последовательном выполнении четырех следующих этапов:
1. определение целей и перспектив организации;
2. построение стратегической карты целей;
3. выбор показателей и определение целевых значений;
4. внедрение ССП в оперативную деятельность.
На первом этапе последовательно сверху вниз по перспективам «Финансы», «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Обучение и развитие» разрабатываются цели, достижение которых будет способствовать реализации миссии и стратегии.
На втором этапе строится стратегическая карта целей. Стратегическая карта - документ, позволяющий зафиксировать принятую в организации стратегию развития. Для заполнения стратегической карты напротив каждой из выбранных стратегических перспектив путем группировки записываются ранее сформулированные стратегические цели. Количественный и качественный состав целей по перспективам включает:
• «Финансы» — цели, раскрывающие способы достижения стратегических намерений в области финансов;
• «Клиенты» — цели, описывающие рыночную стратегию;
• «Внутренние бизнес-процессы» — цели, описывающие направления приложения усилий к внутренним процессам организации, являющиеся способом достижения целей клиентской и финансовой составляющей;
• «Обучение и развитие» — цели, описывающие способы достижения определенного состояния в структуре материальных и нематериальных активов, как ресурсов для достижения целей во внутренних процессах.
На третьем этапе разрабатываются показатели, с помощью которых измеряется уровень достижения каждой цели, и мероприятия, которые должны обеспечить необходимый уровень показателя, назначаются сроки, бюджет и ответственные подразделения и лица для каждого мероприятия.
В дальнейшем показатели проецируются на подразделения организационной структуры: назначаются ответственные лица, определяется процесс сбора показателей и источники данных на нижних уровнях планирования и учета, процессы обратной связи для каждого показателя и уровень автоматизации этих процессов.
Четвертый этап представляет собой внедрение ССП в оперативную деятельность. На данном этапе происходит разработка и реализация плана мероприятий по внедрению ССП; обучение принципам работы с ССП; регламентация контроля реализации мероприятий; мониторинг показателей; стыковка ССП с системой мотивации и существующими системами учета и управления организацией.
Эффективность использования ССП в ГБУВПиС непосредственно зависит от полноценности ее внедрения.
ГБУВПиС является организацией, подведомственной Федеральному агентству морского и речного транспорта, и осуществляющей функции по оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта.
Целями ГБУВПиС являются:
1. организация обеспечения безопасного судоходства, технической безопасности судоходных гидротехнических сооружений;
2. повышение пропускной способности внутренних водных путей;
3. удовлетворение потребности юридических и физических лиц при осуществлении судоходства на внутренних водных путях.
Таким образом, стратегией ГБУВПиС является оказание госу-
дарственных услуг по содержанию, эксплуатации и развитию ВВП и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) и регулированию деятельности хозяйствующих субъектов водного транспорта по вопросам, отнесенным к компетенции ГБУВПиС.
В связи с тем, что ГБУВПиС относится к государственным учреждениям, необходимо упомянуть об обязательной сбалансированности целей всех заинтересованных групп-пользователей ГБУВ-ПиС:
1. государство - в лице федеральных и региональных органов власти. Основная цель - обеспечение условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения;
2. Министерство транспорта и Федеральное агентство морского и речного транспорта. Основная цель - содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений в соответствии с утверждаемой Росморречфлотом «Программой категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений»;
3. бизнес-субъекты и отраслевые структуры. Основная цель - увеличение прибыли за счет использования услуг ГБУВПиС;
4. внеотраслевые бизнес - субъекты. Основная цель - повышение эффективности работы путем использования ресурсов ВВП, с одной стороны, и формирования портфеля заказов на выполнение работ для ГБУВПиС, с другой стороны.
Для ГБУВПиС финансовая составляющая четко определяет ограничения, связанные с бюджетным финансированием, ведь эти предприятия должны четко соизмерять свои затраты с выделенным бюджетом. Но успех ГБУВПиС определяется вовсе не том, насколько точно они «уложились» в бюджетное финансирование. Показатель успеха - это эффективность, с которой предприятия путевого хозяйства действуют на своих территориях. Цели в этом случае должны иметь реально ощутимый результат, тогда как финансовые соображения могут носить вспомогательный или ограничительный характер, но ни в коем случае не являться приоритетом.
На наш взгляд, построение ССП в ГБУВПиС необходимо проводить по следующим этапам (рис.1).
Как видно из перечисленных этапов, первые три позиции, являясь важными процессами управления, жизненно необходимы для реализации намеченной стратегии. Однако сами по себе они не эффективны.
На основе стратегии, целей заинтересованных лиц и проведенного автором анализа внутренней и внешней среды в ГБУВПиС в соответствии с методологией ССП последовательно разработана карта целей ССП, отражающая стратегические приоритеты ГБУВ-ПиС с точки зрения следующих проекций: «Финансы», «Потребители», «Внутренние бизнес-процессы», «Внешние бизнес-процес-
Рис.1. Система показателей как стратегическая схема действий ГБУВПиС
о
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ВНЕШНИЕ
БИЗНЕС-
ПРОЦЕССЫ
ВНУТРЕННИЕ
БИЗНЕС-
ПРОЦЕССЫ
ПОТРЕБИТЕЛИ
>©-
■В-С
►©- п>
ФИНАНСЫ
2 В и “ к Е х х к
та
ч К ~
*< й ъ
ТЗ О о в ,3 >1
х та к
• й о
О I й
с ° Й м
§ й I
а та ®
О ё Я
ьн И
3 н ^ к
и I я §
к и
о '
§ с
кс £
03 ‘-,
ё §
от
^ я
Л о
2 ®
н л о
<т> О й
к Я' 8
3 5 л> 2
•8 I § >
а тз ►о о
К КС
с
3 4
СО И
о -
Кс § о
Я Н ^
Л) Н Д
щ 8 В
о " К
к 2
Л) о а
я н
К I §
О ^*\
М Я
2 д а
Кс 3 д
м о К
11 £ л> Р а
н д л
о 2 ^
¡А и о
Е О
X 3
о\ 2 я Й й О »-« я Я ^ 8 <5 о о $ И | о
Я О Я
я
л £
^ н 03 Е
Ё? <-ро
о я • ■ ь НЗ- 3 л> Л Й Р л> со -О н о
а л
о &
ё д ё 2 Я § я -я о Р я £ я я ъ
I- Е
о г
Й 5 та § Й Й
Й о я И о
со И О « Е
к о я й 3
И В '
Я £ О ^ X
О к » Й о
“ 2 £ з ^
^ н й « л
К * В Й Й
Й К 3 м §
а к О £
та о л “
2 ^
2 <т>
Я ТЗ
-В к к о (а о
| I
К £
° 3
^ Н Й К
Э о
8 в
СВ о ^ Й
I *
Я Ч?
я я
5 з
Л) о
Я ьч
Е И
к ¡55 х ш ° & СЗА К О О
я
£
и
И
я
к
И
• финансы деятельности ГБУВПиС за счет целевого финансирования из федерального бюджета.
1.1.1. Превышение доходов над расходами. Цель верхнего уровня, являющаяся отражением стратегии развития, которая достигается за счет прибыли.
1.1.2. Рост доходов. Достижение данной цели необходимо для реализации цели 1.1.1. Рост объема выручки планируется за счет увеличения объемов и улучшения качества оказания услуг.
1.1.3. Оптимизация издержек. Для каждого вида деятельности ГБУВПиС следует найти такой оптимальный объем издержек, который максимизирует прибыль, что необходимо для реализации цели 1.1.1.
1.2.1. Целесообразность и эффективность расходов. Федеральные и региональные органы власти, в первую очередь, заинтересованы в выполнении функций ГБУВПиС рациональным образом (в финансовом и социальном планах). Поэтому для них данная цель является приоритетом верхнего уровня.
1.2.2. Оптимизация издержек. Вытекает из 1.2.1.
1.2.3. Увеличение действующих нормативов. При выделении бюджетных ассигнований на содержание ВВП используются утвержденные Минтрансом России и согласованные с Минфином России «Нормативы для определения необходимых объемов финансирования текущих затрат на содержание внутренних водных путей Министерства транспорта Российской Федерации»3. Действующие нормативы финансирования текущих затрат на содержание ВВП утверждены в 2001 году. За период с 2001 по 2009 годы произошли существенные изменения, что требует пересмотра действующих нормативов.
Показатели перспективы «Финансы»: величина прибыли, объем выручки, денежный поток, структура расходов, объем финансирования из федерального бюджета, величина норматива на 1 км, величина издержек, судопоток и т.д.
2. Перспектива «Потребители»
2.1. Расширение ассортимента услуг. Необходимо расширить спектр видов деятельности, а также проанализировать имеющиеся виды деятельности, утвержденные в разрешениях ГБУВПиС.
2.2. Увеличение сроков навигации. Реализуется за счет эффективной работы ГБУВПиС по выполнению делегированной государством функции.
2.3. Уменьшение периода шлюзования. Также как и цель 2.2.
2.4. Эффективная ценовая политика. ГБУВПиС оказывает услуги по использованию инфраструктуры ВВП по договорам на возмездной основе, поэтому ценовой аспект важен для клиента. Планируется отслеживание и формирование эффективного уровня цен на различные виды услуг.
2.5. Качество предоставления услуг. Затрагиваются аспекты качества выполнения путевых работ, навигационного обслуживания судов, проведения мероприятий по безопасному проходу судов по ВВП, оказанию услуг связи, выполнения консультационных услуг и т.д. Необходимо иметь в распоряжении современное оборудование и технологии.
2.6. Оперативное реагирование на запросы клиентов. Формируется на основе маркетинговых исследований рынка услуг по использованию ресурсов ГБУВПиС.
2.7. Своевременность выполнения работ. Является составной частью цели 2.5.
Показатели перспективы «Потребители»: количество договоров с организациями, степень удовлетворенности клиентов, срок навигации, период шлюзования, число обращений клиентов, время выполнения работы/оказания услуги и т.д.
3. Перспектива «Внутренние бизнес-процессы»
3.1. Система работы с клиентами. Необходимо организовать систему работы по следующим направлениям: мониторинг потребностей клиента и оценки им оказанных услуг, работа с клиентской базой, повышение эффективности существующих и появление новых методов работы с клиентами.
3.2. Система экономической эффективности. Целью является создание системы экономического анализа и обоснования принятия решений по организации бизнес-процессов. Данная система должна контролировать вопросы ценообразования, принятия решений по реализации проектов, повышения эффективности исполь-
зования материальных ресурсов и т. п.
3.3. Оптимизация процессов учета и планирования. Необходимо проводить планомерную работу по внедрению новых эффективных методов управления, например, бюджетирование.
3.4. Система документооборота. Целью является усовершенствование системы документооборота исходя из цели 3.3.
Показатели перспективы «Внутренние бизнес-процессы»: количество видов бюджетов, процедуры и регламенты (количество, структура) бюджетирования, качество заполнения бюджетных форм, количество структурных подразделений/служб, филиалов, формирующих бюджеты и т.д.
4. Перспектива «Внешние бизнес-процессы»
4.1. Система работы с поставщиками/подрядчиками. Необходимо организовать систему работы по следующим направлениям: мониторинг рынка подрядчиков и поставщиков, оценка их возможностей, работа по повышению эффективности взаимосвязей между ними и ГБУВПиС.
4.2. Улучшение системы закупок. Целью является усовершенствование процессов заключения контрактов, не нарушающие федеральное законодательство.
Показатели перспективы «Внешние бизнес-процессы»: количество заключенных контрактов, количество контрактов, зарегистрированных Федеральным казначейством, процедуры и регламенты (количество, структура) организации взаимоотношений с внешними контрагентами, качество оказания услуг, степень удовлетворенности ГБУВПиС работами и услугами, количество конкурсов, торгов, аукционов и т.д.
5. Перспектива «Обучение и развитие»
5.1. Улучшение управления людскими ресурсами. Целью является улучшение действующей системы организации труда, включающее повышения квалификации сотрудников, усовершенствование рабочих мест и т.д.
5.2. Матричная организационная структура. Необходим переход организационной структуры ГБУВПиС на матричную схему, которая является наиболее эффективной для многопрофильного предприятия. Для выполнения цели необходима система регламентирования взаимоотношений между функциональными отделами, проектами и руководством: должностные инструкции, права, обязанности и т. п.
5.3. Совершенствование системы оплаты труда. Помогает в реализации цели 5.1.
Показатели перспективы «Обучение и развитие»: текучесть кадров, затраты на персонал, сравнение план/факт по квалификации персонала и профилю требований к должности, средняя заболеваемость, опрос сотрудников на предмет удовлетворенности, качество должностных инструкций, затраты на оснащение офисов, затраты на обучение и т.д.
После построения стратегической карты определяются целевые значения для каждого показателя всех перспектив. Для каждого ГБУВПиС данное значение будет определяться исходя из структуры видов деятельности и услуг, оказываемых ГБУВПиС.
В заключении хотелось бы отметить, что предложенная модель ССП, разработанная для предприятий путевого хозяйства ВВП, дает возможность построить рациональную систему управления, которая удовлетворила бы как ГБУВПИС, так и заинтересованных в них лиц.
2 Программа категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений, утверждаемая Росморречфлотом ежегодно
3 Утверждены 21.11.2001 № 06-02-14