Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДОВОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ'

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДОВОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОСТРОЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенков П.М., Чулкин С.Г.

Приведены основные направления стимулирования действующих производств. Рассмотрены условия создания эффективной и конкурентоспособной судостроительной отрасли. Показана необходимость создания специализированных предприятий. Рассмотрена роль импорта судового оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES TO ORGANIZATIONS SHIP MECHANICAL EQUIPMENT PRODUCTION

The broughted main trends of the stimulation acting production. The considered conditions of the creation efficient and competitive судостроительной to branches. It is shown need of the creation specialized enterprise. The сonsidered role of the import of the ship equipment.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДОВОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

DOI: 10.24937/2542-2324-2021-1-S-I-307-309 УДК 338.3:629.5.06

П.М. Лысенков1, С.Г. Чулкин2

1 Санкт-Петербург

2 СПбГМТУ, ФГБУН ИПМАШ РАН, Санкт-Петербург

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДОВОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Приведены основные направления стимулирования действующих производств. Рассмотрены условия создания эффективной и конкурентоспособной судостроительной отрасли. Показана необходимость создания специализированных предприятий. Рассмотрена роль импорта судового оборудования.

Ключевые слова: судостроение, производство, механическое оборудование, инфраструктура, экономика, импорт. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-307-309 UDC 338.3:629.5.06

P.M. Lysenkov1, S.G. Chulkin2

1 St. Petersburg

2 St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg

PRINCIPLES TO ORGANIZATIONS SHIP MECHANICAL EQUIPMENT PRODUCTION

The broughted main trends of the stimulation acting production. The considered conditions of the creation efficient and competitive судостроительной to branches. It is shown need of the creation specialized enterprise. The œnsidered role of the import of the ship equipment.

Key words: shipbuilding, production, mechanical equipment, infrastructure, economy import. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

1. Стимулирование действующих производств

Стимулирование действующих производств судового оборудования должно осуществляться государством по нескольким направлениям [1].

Во-первых, следует исходить из того, что ничего другого, кроме действующих производств, в России нет. Замена их продукции импортом приведет к ликвидации отечественного судостроения, что недопустимо.

Второе направление - обеспечение полноценного доступа на рынок машиностроительной продукции судового назначения. Через информационные ресурсы свободного доступа, через свободные и прозрачные конкурсы, через конкуренцию на российском и мировом рынках.

Третье направление - каждое предприятие - изготовитель машиностроительной продукции должно иметь возможность выполнения НИОКР с финансированием из государственного бюджета.

Четвертое направление - защита интересов отечественных производителей машиностроительной продукции на мировой арене. Должна быть создана система агрессивного противодействия попыткам несанкционированного использования отечественных инноваций и объектов «ноу-хау» зарубежными конкурентами. Необходимо активно противодействовать коррупционным схемам продвижения товаров зарубежных производителей на российский рынок в ущерб интересам отечественных предприятий. Для этого целесообразно использовать возможности и полномочия торговых представительств России за рубежом.

Для цитирования: Лысенков П.М., Чулкин С.Г. Принципы организации производства судового механического оборудования. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; Специальный выпуск 1: 307-309. For citations: Lysenkov P.M., Chulkin S.G. Principles to organizations ship mechanical equipment production. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2021; Special Edition 1: 307-309 (in Russian).

П.М. Лысенков, С.Г. Чулкин

Принципы организации производства судового механического оборудования

Пятое направление - расширение рекламного давления на отечественные судостроительные предприятия с использованием ресурсов отечественных средств массовой информации с государственным участием.

2. Формирование инфраструктуры инновационной экономики

Главным условием выполнения поставленной цели - создания эффективной и конкурентоспособной судостроительной отрасли - является включение её в структуру инновационной экономики страны [2-3]. Более того, судостроение может стать лидером в формировании инновационного народного хозяйства. Для этого в рамках отрасли необходимо создать инфраструктуру её инновационного развития. Эта инфраструктура может стать моделью для других отраслей народного хозяйства России.

Инфраструктура должна состоять из следующих составляющих:

а) организационные структуры стимулирования

инноваций;

б) меры стимулирования создания инноваций;

в) информационное обеспечение процесса создания инноваций.

Организационными структурами стимулирования инноваций должны стать государственные предприятия, исполняющие роль посредника между государством и разработчиками инноваций.

Стимулирование процесса создания инноваций должно заключаться в финансировании из государственного бюджета любого инновационного проекта, при единственном условии, что заявитель сможет сформулировать привлекательную цель проекта. Риски отрицательного результата принимает на себя государство. Опасения скептиков о том, что предлагаемая схема представляет собой питательную среду для мошенников от науки, несостоятельны. Портфель инновационных проектов для целей судового машиностроения минимален и не имеет перспектив расширения.

3. Создание специализированных предприятий

Инновационная экономика предполагает создание специализированных предприятий по производству продукции, базирующейся на результатах корректно выполненных НИОКР. Такие предприятия могут быть ориентированы на выпуск как монопродукции, так и на производство ограниченной номенклатуры близких изделий. Преимуществен-

но это малые предприятия, пользующиеся преференциями, которые им предоставляет законодательство России.

В современных условиях отечественного судостроения переход на производство машиностроительной продукции специализированными предприятиями представляется единственно верным, но требующим большого времени на формирование своей структуры. Действующие производства на крупных машиностроительных предприятиях и судостроительных заводах будут естественным образом мешать процессу, включаясь в конкурентную борьбу за рынки сбыта своей продукции. Ускорить процесс создания конкурентоспособных отечественных производств может только интенсификация инновационных процессов.

В качестве примера влияния инновационных процессов на развитие отечественного судового машиностроения можно использовать уникальное энергетическое оборудование. При положительных результатах выполнения, например, инновационного проекта «СЭУ-супер» отпадает необходимость в производстве таких изделий, как паровые турбины, судовые дизели, гребные винты, валопроводы, дейдвудные устройства и уплотнения, рулевые устройства и рулевые машины.

4. Роль импорта судового оборудования

Импорт судового механического оборудования, кроме очевидных функций снабжения отечественных судостроительных заводов, исполняет роль своеобразного регулятора производственных и креативных процессов.

Отсутствие сформировавшегося рынка машиностроительной продукции для нужд судостроения России с развитой конкуренцией, демонстрацией научно-технических достижений, к разнообразием цен приводит к тому, что многие судостроители предпочитают импортную продукцию, несмотря на возможные издержки, вызванные высоким ценами. Мировой рынок машиностроительной продукции для российского судостроения служит своеобразным предохранителем от сбоев в поставках.

Мировой рынок судового механического оборудования исполняет важную роль научно-технических и маркетинговых ориентиров. Это позитивно отражается на креативных процессах, на создании инноваций. При регулярном знакомстве с современными образцами судового оборудования

308

Труды Крыловского государственного научного центра. Специальный выпуск 1, 2021

становится очевидным, что создание и освоение производства, продукции, уступающей по качеству проверенным и популярным образцам бессмысленно и бесперспективно. Это стимулирует интенсивное использование интеллектуального потенциала на создание инноваций, обладающих потенциалом коммерциализации.

Мировой рынок оказывает позитивное влияние на формирование отечественного рынка судовой машиностроительной продукции. Он позволяет оценить климатические, географические, этнические и иные предпочтения потребителей, влияние тех или иных показателей качества, в том числе гарантий фирм-изготовителей и правительственных организаций на стоимость продукции. По реакции мирового рынка легко оценить влияние тех или иных видов рекламы, средств их распространения на популярность среди потребителей.

Список использованной литературы

1. Чулкин С.Г. Управление экономическими и экологическими процессами при изготовлении, эксплуатации и ремонте техники // Развитие социокультурной и экономической деятельности в России: региональный аспект: материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции. 24-25 апреля 2015, Санкт-Петербург / Науч. ред. Л.В. Пушкарева. СПб.: ГПА, 2015. С. 226-233.

2. Чулкин С.Г., Лысенков П.М. Эффективность инвестиций в инновации на водном транспорте // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2013. Вып. 1(20). С. 123-127.

3. Зубарев С.А., Чулкин С.Г. Системы менеджмента качества в транспортной отрасли // Транспортные средства Сибири / Под общ. ред. проф. С.П. Ереско. Красноярск: КГТУ, 2003. С. 220-225.

Поступила / Received: 15.11.21 Принята в печать / Accepted: 08.12.21 © Лысенков П.М., Чулкин С.Г., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.