Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / СУДОСТРОЕНИЕ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / НАУЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ИНЖЕНЕРНЫЙ ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенков П.М., Чулкин С.Г.

Даны рекомендации по подготовке профессорско-преподавательского состава по технологии судового машиностроения. Рассмотрены предложения по подготовке руководителей предприятий в системе судового машиностроения. Обоснована методика подготовки специалистов высшей квалификации и инженерного персонала для судостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING THE PERSONNEL FOR SHIPBUILDING

Recommendations on preparation professorial-teaching composition on technologies of ship machine building are given. The сonsidered offers on preparing the leaders enterprise in system of ship machine building. The motivated methods of preparation specialist to high qualification and engineering personnel for shipbuilding.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ»

Б01: 10.24937/2542-2324-2021-1-8-1-304-306 УДК 355.237:629.5

П.М. Лысенков1, С.Г. Чулкин2

1 Санкт-Петербург

2 СПбГМТУ, ФГБУН ИПМАШ РАН, Санкт-Петербург

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Даны рекомендации по подготовке профессорско-преподавательского состава по технологии судового машиностроения. Рассмотрены предложения по подготовке руководителей предприятий в системе судового машиностроения. Обоснована методика подготовки специалистов высшей квалификации и инженерного персонала для судостроения. Ключевые слова: кадры, судостроение, профессорско-преподавательский состав, руководитель, предприятие, научный специалист, инженерный персонал.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-304-306 UDC 355.237:629.5

P.M. Lysenkov1, S.G. Chulkin2

1 St. Petersburg

2 St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg

PREPARING THE PERSONNEL FOR SHIPBUILDING

Recommendations on preparation professorial-teaching composition on technologies of ship machine building are given. The considered offers on preparing the leaders enterprise in system of ship machine building. The motivated methods of preparation specialist to high qualification and engineering personnel for shipbuilding.

Key words: the shipbuilding, professorial-teaching composition, leader, enterprise, scientific specialist, engineering personnel. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

1. Подготовка профессорско-преподавательского состава

На рубеже XX и XXI веков многие страны переживали период становления и реформ. При этом ни одна страна, кроме России, не стала экономить на науке [1]. В России эта «экономия» достигла впечатляющего размаха, особенно в судостроении. Судовое машиностроение по факту было признано бесперспективным направлением. Декларировалось, что все проблемы решит мировой рынок. Организации и подразделения, отвечающие за прогресс в этой области, были ликвидированы, а документация уничтожена. НИОКР в течение десятилетий не проводились. Профессорско-преподавательский состав ВУЗов до реформ принимал участие в НИОКР минимально. В ходе реформ это участие сократилось практически до нуля. Не будучи участниками инновационного процесса,

преподаватели ВУЗов систематически отставали от тенденций мирового машиностроения для судостроения. Они вынуждены были заниматься примитивным выживанием. Профессора занимались выращиванием сельскохозяйственной продукции, доценты - подсобными работами и т.п. К концу XX века сформировалась ситуация, когда инновационные навыки у большинства преподавателей атрофировались. Они не в состоянии предложить ни одного инновационного проекта, ни одной амбициозной идеи.

В настоящее время нет ни одного учебника в области судового машиностроения, способного передать студентам уровень научно-технических достижений второй половины XX века, тем более подготовить их к созданию оборудования нового поколения. У преподавателей полностью отсутствуют моральные и материальные стимулы для творческой деятельности. Такие стимулы всегда

Для цитирования: Лысенков П.М., Чулкин С.Г. Подготовка кадров для судостроения. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; Специальный выпуск 1: 304-306.

For citations: Lysenkov P.M., Chulkin S.G. Preparing the personnel for shipbuilding. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2021; Special Edition 1: 304-306 (in Russian).

P.M. Lysenkov, S.G. Chulkin Preparing the personnel for shipbuilding

существовали в России. В царской России доктор любых наук по своему статусу и жалованию приравнивался к генералу. В СССР была создана и действовала стройная многофакторная система стимулов научных работников, в том числе преподавателей ВУЗов. Сейчас жалованье ординарного профессора, доктора наук, работающего на полной ставке, ниже жалования начинающего инженера, только что окончившего ВУЗ и работающего в КБ, НИИ или на заводе, но не имеющего ни опыта, ни достижений, ни научных публикаций. Стыдно и трагично. Грубо говоря, такой персонал ВУЗов не в состоянии готовить современные инженерные кадры, т. к. сам не соответствует требованиям времени.

Подготовка профессорско-преподавательского состава в сложившихся трагических условиях должна вестись ускоренными темпами и по следующим направлениям:

а) Издание учебных пособий переходного периода для введения профессорско-преподавательского состава в специальность «Технология судового машиностроения».

б) Формирование системы действенных моральных и материальных стимулов инновационной и преподавательской деятельности в ВУЗах.

в) Участие работников ВУЗов в выполнении инновационных проектов от их инициирования, до полноценного выполнения исследований на рыночных условиях.

г) Проведение форсированного повышения квалификации на специальных курсах, работающих по специальным программам и по оригинальным образовательным технологиям. Сложность ситуации состоит в том, что

практически не осталось специалистов высшей квалификации - носителей информации о научно-технических достижениях XX века, способных учить современных профессоров и преподавателей основам инженерного мастерства за пределами типовых программ, основам инновационной деятельности в рыночных условиях, принципам выполнения современных НИОКР, принципам совмещения научной и преподавательской деятельности в ВУЗе.

Задача подготовки/переподготовки профессорско-преподавательского состава в сложившейся ситуации носит чрезвычайный, аварийный характер. Её нужно выполнять чрезвычайными методами, предполагающими не только формирование ограниченной группы профессоров и преподавателей, но и тиражирование полученных знаний для расширения этой группы.

2. Подготовка руководителей предприятий

Создание новых производств в системе судового машиностроения России предполагает создание большого (достаточного) количества малых и средних производственных предприятий, ориентированных на изготовление ограниченной номенклатуры изделий высшего качества. Предприятия должны работать в рыночных условиях и быть составной частью инновационной экономики России.

В настоящее время ВУЗы России не учат специалистов инженерного уровня, обладающих базовыми знаниями, навыкам, необходимым для создания малого предприятия в сфере производства машиностроительной продукции для нужд судостроения и судоремонта. Такой специалист должен уметь сформировать команду высших должностных лиц предприятия, состоящую из директора, научного руководителя, организатора производства, коммерческого директора, юриста и т.п. Команда должна быть способна генерировать идеи, превращать идеи в продукт с помощью НИОКР, проводить мероприятия по коммерциализации продукта, организовывать серийное производство продукта и выполнять мероприятия по развитию предприятия.

Подготовку руководителей предприятий целесообразно проводить малыми группами по 5-8 человек, не связанных между собой, либо объединенных идеей создания малого предприятия для производства конкретных изделий судового назначения. При наличии готовой команды в процессе обучения могут быть сформированы первичные документы, необходимые для выполнения НИОКР: техническое задание, мероприятия по коммерциализации разработок, мероприятия по защите интеллектуальной собственности, мероприятия по рекламе и продвижению продукции на мировом рынке, в первую очередь на рынке России.

Адаптация потенциальных руководителей к работе в условиях инновационной рыночной экономики должна проводиться на специальных курсах, работающих по специальным программам и по оригинальным образовательным технологиям, например, на базе СПбГМТУ.

3. Подготовка научных специалистов высшей квалификации

Подготовка докторов и кандидатов технических наук для судового машиностроения должна быть ориентирована на потребности производственных, научно-исследовательских, проектно-конструктор-

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

305

ских и образовательных предприятий и учреждений судостроительного профиля государственной, частной или смешанной форм собственности. При этом диссертационные работы могут выполняться по специальностям 05.02.08 «Технология машиностроения», 05.08.04 «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства», а также по двум этим специальностям одновременно. Диссертационные работы должны соответствовать требованиям положения Высшей аттестационной комиссии и паспорту каждой специальности. Организационно подготовка ученых высшей квалификации должна осуществляться в докторантурах или аспирантурах при ВУЗах судостроительного профиля, а также при научно-исследовательских предприятиях. Возможна также подготовка соискателей ученой степени без отрыва от основной работы.

Предпочтительна подготовка ученых высшей квалификации в форме прямого участия в выполнении инновационных проектов по разделу «Теоретические и экспериментальные исследования», в форме стажировки на смежных предприятиях при выполнении аналогичных проектов, а также в форме стажировки на зарубежных предприятиях и в университетах.

Желательно, чтобы ученые, прошедшие подготовку для судового машиностроения, не только смогли опубликовать квалификационную работу -диссертацию, соответствующую действующим требованиям, но и получить навыки самостоятельного выполнения разнообразных исследований (аналитических, теоретических, экспериментальных). Такой специалист должен также иметь навыки создателя и руководителя коллектива исследователей, организатора исследовательского процесса, чтения лекций и руководства лабораторными работами, участника процесса защиты диссертаций - члена диссертационного совета, официального оппонента, участника дискуссии.

4. Подготовка инженерного персонала

В производстве судового энергетического и механического оборудования во второй половине XX века принимали участие выпускники судостроительных и машиностроительных институтов. Это были универсальные специалисты высокой квалификации, способные решать сложные научные, проектные и производственные задачи. С переходом на университетскую форму обучения уровень квалификации заметно снизился. Большинство вы-

пускников в настоящее время заметно уступает в квалификации выпускникам 60-80-х годов. Для того чтобы ликвидировать этот разрыв, подготовку инженеров-машиностроителей для судостроения необходимо сосредоточить в СПбГМТУ и вести её по специальной программе, ориентированной на высокие технологии в условиях инновационной рыночной экономики.

Выводы

Отечественное судостроение нуждается в срочной модернизации. Основой такого мероприятия должно и может служить наука и его самостоятельное направление - судовое машиностроение.

Инструментом такой модернизации может служить широкое создание и практическое использование инновационных решений основанных на креативных разработках. Для начала предлагается сосредоточить усилия и ресурсы на судах речного флота, обделенных вниманием в предыдущие годы, где до сих с упоением используются морально и физически устаревшие изделия такие как незащищенные гребные винты, энергетическое оборудование, спроектированное без согласования с условиями эксплуатации судна. Такие суда неконкурентоспособны, обладают низким кпд, отличаются повышенным расходом топлива и склонностью к завышенным затратам на судоремонтные работы.

Однако природа устроена так что способность людей к креативному мышлению или к созданию инноваций весьма ограничена. Некоторые специалисты считают, что лишь 7% населения способны полноценно освоить высшее образование в любой сфере деятельности, т. е. они могут создавать инновации высокого мирового уровня (закон 7%).

Повысить этот показатель искусственно, например, с помощью тезиса Харламкова, который звучит следующим образом: «Нескромно замалчивать наши достижения», не удается.

Инновации мирового уровня в сфере судового машиностроения должны быть ориентированы на повышение общей эффективности судов (общего кпд, минимизацию расхода топлива и сокращение расходов на выполнение работ в сфере судоремонта).

Список использованной литературы

1. Чулкин С.Г. Внедрение инновационных методик подготовки и переподготовки кадров в Государственной полярной академии // Вестник Государственный полярной академии. 2014. № 2. С. 131-135.

Поступила / Received: 15.11.21 Принята в печать / Accepted: 08.12.21 © Лысенков П.М., Чулкин С.Г., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.