Научная статья на тему 'Принципы организации открытых выставочных пространств на территории вузов (на примере кампуса Сибирского федерального университета)'

Принципы организации открытых выставочных пространств на территории вузов (на примере кампуса Сибирского федерального университета) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
501
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ТЕРРИТОРИЯ КАМПУСА / ВЫСТАВКА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / OUTDOOR EXHIBITION SPACES / TERRITORY OF UNIVERSITY CAMPUS / EXHIBITION / SPATIAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каюков Сергей Олегович

В статье представлены результаты исследования открытых выставочных пространств на территории вузов. Являясь одновременно одним из типов городских общественно-рекреационных пространств и частью университетского городка, экспозиционные территории отвечают многим функциям, а также несут определённую смысловую нагрузку, что оказывает влияние на их организацию. Для наглядного примера проанализирован кампус СФУ на предмет потенциальных территорий для размещения различного рода экспозиций. В качестве вывода представлена классификационная таблица открытых экспозиционных пространств на территории университетов и особенности их организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Каюков Сергей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES FOR OUTDOOR ORGANIZING EXHIBITION SPACES ON THE TERRITORY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY CAMPUS)

The article presents the research results of open exhibition spaces on the territory of universities. Being at the same time one of the types of urban public and recreational spaces and part of the University campus, the exhibition areas meet many functions, as well as carry a certain semantic load, which affects their organization. For example, the SFU campus was analyze for potential territories for hosting various types of exhibitions. As a conclusion, the classification table of open exhibition spaces on the territory of universities and the features of their organization are presented.

Текст научной работы на тему «Принципы организации открытых выставочных пространств на территории вузов (на примере кампуса Сибирского федерального университета)»

Дизайн архитектурной среды | Design of Architectural Environment

С.О. Каюков, магистрант

Научный руководитель — Н.А. Унагаева, доцент Сибирский федеральный университет

S. Kayukov, MA student

Scientific advisor N. Unagaeva, Associate Professor Siberian Federal University

Принципы организации открытых выставочных пространств на территории вузов (на примере кампуса Сибирского федерального университета)

Principles for outdoor organizing exhibition spaces on the territory of higher education institutions (on the example of the Siberian Federal University campus)

В статье представлены результаты исследования открытых выставочных пространств на территории вузов. Являясь одновременно одним из типов городских общественно-рекреационных пространств и частью университетского городка, экспозиционные территории отвечают многим функциям, а также несут определённую смысловую нагрузку, что оказывает влияние на их организацию. Для наглядного примера проанализирован кампус СФУ на предмет потенциальных территорий для размещения различного рода экспозиций. В качестве вывода представлена классификационная таблица открытых экспозиционных пространств на территории университетов и особенности их организации.

Ключевые слова: открытые экспозиционные пространства, территория кампуса, выставка, пространственная организация

The article presents the research results of open exhibition spaces on the territory of universities. Being at the same time one of the types of urban public and recreational spaces and part of the University campus, the exhibition areas meet many functions, as well as carry a certain semantic load, which affects their organization. For example, the SFU campus was analyze for potential territories for hosting various types of exhibitions. As a conclusion, the classification table of open exhibition spaces on the territory of universities and the features of their organization are presented.

Keywords: outdoor exhibition spaces, territory of University campus, exhibition, spatial organization

Введение

На сегодняшний день открытые экспозиционные пространства представляют особый интерес для исследования как один из типов городских общественно-рекреационных пространств и объектов ландшафтной архитектуры, имеющий научно-техническую, социальную, экономическую и культурную значимость. Экспозициям под открытым небом находили применение ещё в древности, рассматривая выставку как источник информации. Они организовывались всё чаще с целью публичной демонстрации результатов какого-либо творческого процесса, видов искусств, достижений в различных сферах, сохранения и популяризации исторически ценных объектов, биологических видов представителей флоры и фауны, и т. д., — в виде искусственно созданной предметно-пространственной среды под открытым небом. В настоящее время выставочная деятельность всё чаще рассматривается как форма рекламных коммуникаций.

Анализируя развитие экспозиционных пространств и комплексов можно отметить, что в основе творческих замыслов авторов всегда был поиск оригинальных архитектурно-планировочных и образных решений, которые отражали, в том числе, развитие науки и техники. Кроме того, сама тематика экспозиции является важным фактором организации предметно-пространственной среды.

Особым типом открытых экспозиционных пространств можно назвать выставочные зоны, расположенные на территории университетских кампусов. Изначальная территориальная и смысловая привязка к высшему учебному заведению требует выделения экспозиционных пространств университетских кампусов в отдельную группу, более детального изучения принципов организации и, возможно, выявления своей собственной типологической классификации. Всё сказанное определяет актуальность исследования.

Автором было проведено исследование открытых экспозиционных пространств высших учебных заведений на основе мирового опыта, в том числе посредством виртуальных прогулок через вебсайты вузов; уделено особое внимание образовательным учреждениям Красноярска для последующей разработки рекомендаций по совершенствованию уже имеющегося опыта экспозиционной деятельности на их территориях.

Цель исследования — выявить типологические и пространственные особенности организации открытых экспозиционных пространств на территории вузов.

Результаты исследования представлены в виде классификационной таблицы и продемонстрированы в качестве проектных иллюстраций на территории Сибирского федерального университета.

Методы и материалы

Методика исследования заключается в выявлении основных тенденций современной экспозиционной деятельности на территории высших учебных заведений с учётом хронологии развития и становления основных типов экспозиционных объектов. Для этого были проведены анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований и проектных разработок, связанных с выставочной деятельностью вузов, организацией территории кампусов; анализ выставочной деятельности российских и зарубежных вузов через изучение их веб-сайтов, а именно новостных страниц, и совершение виртуальных прогулок; натурное обследование с фотофиксацией территорий кампусов красноярских образовательных учреждений.

Автором были выявлены основные классификационные признаки открытых экспозиционных пространств на территории вузов и сформулированы особенности их пространственной организации.

В качестве экспериментальной площадки была выбрана территория Сибирского федерального университета.

Сибирский федеральный университет был основан в 2006 году в г. Красноярске. В настоящее время является одним из крупнейших научно-исследовательских и образовательных центров Российской Федерации. В марте 2019 года Сибирский федеральный университет (СФУ) принимал у себя гостей Универсиады. К этому событию территории кампуса активно благоустраивались, строились новые объекты, устанавливались малые архитектурные формы. В настоящее время многие открытые замощённые пространства, которые были рассчитаны на массовые мероприятия и одновременное посещение большого количества людей, сейчас почти не используются, требуют реконструкции и наполнения новыми функциями.

В ходе натурного обследования, опроса среди студентов о популярности тех или иных площадок СФУ были выявлены основные социально-некомфортные территории для дальнейшего возможного их использования с развитием экспозиционной функции. На примерах этих площадок и были проиллюстрированы типологические и пространственные особенности организации открытых экспозиционных пространств на территории вузов, выявленные в ходе исследования.

Результаты и обсуждение

Анализ открытых экспозиционных пространств на территории вузов разных стран показал, что в зависимости от специфики учебного заведения меняется тематика и характер экспозиции. Из основных целей организации подобных территорий, которые отражаются и в функциональной нагрузке, можно выделить следующие: информационная — инсталляция является визитной карточкой университета (как например, военная техника на площади перед военно-инженерным институтом в г. Красноярске) или информирует о про-

цессах, происходящих на территории кампуса, но не относящихся к образованию (как, например, временная выставка «Full Steam Ahead» на территории Государственного университета штата Мичиган, организованная совместно с отделом планирования и обслуживания инфраструктуры университета, наглядно повествующая о проекте модернизации системы подземной инфраструктуры университета [1]) или публично демонстрируются результаты учебного процесса, научной и научно-прикладной деятельности, одновременно преследуя и культурно-просветительскую цель (как например, скульптурный парк «Папуа-Новая Гвинея», созданный в 1994 г. под руководством аспиранта кафедры антропологии Дж. Мэйсона на территории Стэнфордского университета [2]); образовательная — сама экспозиция является образовательной платформой, лабораторией под открытым небом (как например, ботанический сад университета Падуи в Италии или учебная авиационно-техническая база СибГАУ в г. Красноярске); рекреационная — территории одновременно являются объектами ландшафтной архитектуры, требующими ландшафтного сопровождения и подчинения законам ландшафтной композиции, и могут отвечать развлекательной и интерактивной функциям (как например, Аграрный университет Пенсильвании проводит ежегодную сельскохозяйственную выставку «AGProgressDay», которая сопровождается фестивалем еды, консультациями по садоводству и развлечениями для детей [3], или площадки со светодиодными экранами на территории кампуса университета Тиссайда в Великобритании, которые в дневное время «рассказывают» основную информацию об университете и являются платформой взаимодействия со студентами, а в вечернее время превращаются в мини кинотеатры под открытым небом [4]). Даже по такому незначительному количеству приведённых примеров можно видеть, как меняется тематика экспозиционных пространств в зависимости от направленности высшего учебного заведения.

Современный кампус является не только самодостаточной территориальной единицей, где обеспечивается комфортная среда для образовательного процесса и жизнедеятельности студентов и преподавателей, но и частью города, и включает в себя, в том числе, общественные пространства для отдыха горожан [5]. При проектировании рекреационных зон кампуса нередко рассматривается дополнительная экспозиционная функция пространства. Объекты экспозиции могут располагаться на свободных от посадок газонах, вдоль пешеходных аллей, дорожно-тропиночной сети, среди зелёных насаждений, на открытых замощённых площадках, в окружении архитектурных объёмов.

Открытые экспозиционные пространства на территории высших учебных заведений в сравнении с общегородскими открытыми выставочными территориями имеют ряд схожих принципов организации:

- наличие открытых территорий для экспонирования;

- целостность и эстетичность восприятия, т.к. выставочная деятельность предполагает целенаправленную, заранее планируемую деятельность [6];

- подчинение планировочного решения территории выставочного пространства ракурсу восприятия объекта экспозиции;

- вписывание объекта экспозиции в окружающую среду и одновременное «подчинение» окружения объекту экспозиции;

- доступность экспозиции;

- сценарный подход к разыгрыванию пространства, ориентированный на восприятие экспозиции разными группами посетителей;

- культурное и научное просвещение посетителей;

- тщательный подбор видов и места размещения дополнительных объектов благоустройства, малых архитектурных форм, элементов озеленения и освещения в соответствии с объектом экспозиции, особенностям экспонирования и общей композицией территории.

Также анализ мирового опыта показал, что открытые экспозиционные пространства на территории вузов, в сравнении с общегородскими открытыми выставочными площадками, имеют ряд своих особенностей. Все они размещаются непосредственно на территории высшего учебного заведения и так или иначе связаны с его спецификой. Некоторые типы выставочных пространств (лаборатории под открытым небом) могут иметь ограниченный доступ по времени или вообще закрыты для внешних посетителей кампуса. Большинство объектов экспозиции создаются руками студентов и преподавателей, чтобы подчеркнуть направленность учебного заведения и продемонстрировать результаты учебной, научной или научно-прикладной деятельности вуза.

Кампусы, как объекты ландшафтно-градостроительной деятельности, по своему возникновению делятся на две группы: кампусы, имеющие свои выделенные территории с развитой инфраструктурой (как правило, на периферии города) и кампусы на реконструируемой территории, встроенные в существующую городскую ткань и его инфраструктуру [7].

В качестве примера кампуса с отдельной развитой инфраструктурой был рассмотрен Сибирский федеральный университет (СФУ), который включает в себя 29 общежитий, 24 учебных корпуса, здание библиотеки с ректоратом, конгресс-холл, медицинский центр. Общая территория составляет около 650 га, значительную часть из которых занимает берёзовая роща с объектами спортивной инфраструктуры. СФУ, в структуру которого входят 21 институт, имеет огромный потенциал для развития выставочной деятельности на своей территории.

В результате натурного обследования в разное время года и с учётом учебного графика, а также опроса студентов и преподавателей, было выявлено 12 социально некомфортных, но благоустроенных территорий, которые имеют потенциал для развития экспозиционной функции (рис. 1).

Рис. 1. Потенциальные территории кампуса СФУ для развития экспозиционной функции.

Схема автора

В рамках работы над магистерской диссертацией в июне и августе 2019 года автором статьи были составлены социальный портрет «пользователя территории» и возможные маршруты передвижения по кампусу. Таким образом, была проанализирована и пешеходно-транспортная инфраструктура университетского городка, отобраны небольшие по площади территории, имеющие также потенциал для развития экспозиционной функции.

В результате все выбранные участки были сгруппированы, в первую очередь, по пространственным характеристикам:

1) Зона пешеходного транзита, ограниченная по ширине. На территории возможно линейное размещение экспозиции, как правило информационного характера, в графическом исполнении для удобства восприятия в движении (рис. 2). Важен размер размещаемых объектов, читаемость на расстоянии и соответствие экспозиции дизайну окружения. В качестве объектов экспозиции могут быть использованы графические плакаты с информацией об образовательном учреждении, а также фотографии, либо сами графические или объёмные проекты студентов различных творческих специальностей.

Рис. 2. Вариант размещения экспозиции в зоне пешеходного транзита на ограниченном по ширине участке

2) Зона пешеходного транзита с возможностью размещения экспозиции на прилегающей территории. Сама экспозиция будет зависеть от размера территории: от одиночного экспоната до группы экспонатов, выстроенных, как правило, в линию для удобства восприятия в движении пешком. Здесь важен размер размещаемого объекта, читаемость на расстоянии, соответствие экспозиции дизайну окружения. В качестве экспозиции может высту-

пать арт-объект, объёмный логотип, символ вуза, информационные стенды и т. д. (рис. 3).

Рис. 3. Вариант размещения экспозиции на территории, прилегающей к зоне пешеходного транзита.

3) Зона пешеходного транзита, ограниченная, с одной стороны, зданием или сооружением. В таком случае здание или сооружение является фоном для экспозиции, а объекты экспонирования могут идентифицировать его функциональное назначение. На такой территории целесообразно размещение объёмного знака, логотипа института, школы, вуза или дополнительной функции, например, столовой и т. д. (рис. 4). Такие объёмные символы хорошо читаются на расстоянии и служат дополнительными элементами навигационной системы.

Рис. 4. Вариант размещения объектов в зоне пешеходного транзита, где здание является фоном для экспозиции — объёмных логотипов институтов: гуманитарного, филологии и языковой коммуникации, инженерно-строительного, архитектуры и дизайна.

4) Зона транспортного транзита. Экспозицию можно разместить на прилегающей территории, вдоль транзитного движения транспорта. Важен размер размещаемых объектов, читаемость при скоростном движении, соответствие экспозиции дизайну окружения. Также размещение объекта не

должно мешать визуальному обзору при движении на перекрёстке (размещение вне зоны «треугольника видимости»). В качестве экспоната могут выступать информационные стенды, светодиодные экраны, объёмные логотипы большого размера, арт-объекты, стелы и т. п. (рис. 5).

Рис. 5. Вариант размещения экспозиции в зоне транспортного транзита

5) Территория, ограниченная как минимум с двух сторон зданиями и удалённая от главных входов (внутренний двор). В такой зоне (зоне «чилл-аут»), где зритель может в спокойной обстановке отдыхать и взаимодействовать с экспозицией, целесообразно размещение интерактивных объектов, арт-объектов — ребусов или 3D-картин, которые будут хорошо читаться и из окон рядом расположенных зданий (рис. 6).

Рис. 6. Вариант размещения экспозиции во внутреннем дворе корпусов СФУ

6) Обособленная территория для проведения небольших собраний, мероприятий. Экспозиция выступает в качестве сопровождения мероприятий. Здесь важен размер размещаемых объектов, соответствие экспозиции дизайну окружения и тематике мероприятия. На такой территории целесообразно размещение выставочных, информационных стендов, арт-объектов (рис.7). Экспозиция может носить временный характер.

Рис. 7. Вариант размещения экспозиции в зоне проведения мероприятий

7) Общественная открытая территория большой площади. Подобные территории изначально были предназначены для проведения массовых мероприятий, поэтому большую часть времени пустуют. Их можно использовать для экспозиции объёмных тематических арт-объектов, проведения перфо-мансов, акций (рис. 8), либо провести дополнительное зонирование для введения новых функций: рекреационной, информационной, просветительской, экспозиционной, — которые станут основными на большую часть времени эксплуатации объекта. Зонирование следует проводить малыми архитектурными формами, оборудованием для создания микроклиматического комфорта, элементами озеленения. В данном случае объектами экспозиции могут стать арт-объекты, уличная мебель, интерактивные объекты и т. п.

Рис. 8. Вариант размещения экспозиции на открытой территории большой площади. Арт-объект заимствован из источников в открытом доступе: https://archello.com/project/icditke-research-pavilion-2014-15

В таблице 1 приведена полная классификация выделенных зон для экспонирования.

Таблица 1. Классификация зон для экспонирования

Наименование зоны

Экспозиция

Планировочная схема

Визуализация решения

Зона пешеходного транзита, ограниченная по ширине

- выставочные, информационные стенды;

- арт-объекты.

Групповое размещение:

Линейное размещение:

Зона пешеходного транзита с возможностью размещения экспозиции на прилегающей территории

- арт-объект;

- 3Р картина;

- логотип вуза;

- информационный стенд и т. д.

Зона пешеходного транзита, ограниченная, с одной стороны, зданием или сооружением

- логотип школы, вуза, института, и т. д.

Зона транспортного транзита

- информационные стенды;

- светодиодные экраны;

- буквенная надпись большого размера;

- арт-объекты;

- стелы и т. п.

1

2

3

4

Наименование зоны

Экспозиция

Планировочная схема

Визуализация решения

Территория, ограниченная как минимум c двух сторон зданиями и удаленная от главных входов (внутренний двор).

- 3D-картины;

- экспозиция-ребус;

- интерактив

Обособленная территория для проведения небольших собраний, мероприятий

- выставочные стенды, информационные стенды

Общественная открытая территория большой площади

- арт-объекты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уличная мебель;

- интерактивные арт-объекты

5

6

7

Все рассмотренные выше варианты объектов для экспозиции (уличная мебель, арт-объекты, скульптура, ЗД-картины, интерактивные объекты и т. п.) могут быть разработаны студентами творческих специальностей и быть результатом учебной, научно-прикладной деятельности вуза. Тем более, когда выставочная деятельность является одной из составляющих образовательного процесса будущих дизайнеров, художников, архитекторов, градостроителей, а внутренних площадей хватает только для организации учебного процесса.

В зависимости от объектов экспозиции требуются различные виды сопровождающего оборудования. Подиумы используют для демонстрации скульптуры, техники и других экспонатов, которые не нужно защищать от внешнего воздействия среды. Они различаются размерами и используемыми материалами. Коробы со световым освещением, выставочные стенды, витрины, навесы, павильоны используют для защиты экспозиции от воздействия внешней среды. В них можно размещать бумажные проекты или другие хрупкие экспонаты.

Чтобы разнообразить экспозиционное пространство и сделать максимально комфортным для отдыха, его необходимо гармонично дополнить элементами озеленения, малыми архитектурными формами, оборудованием для микроклиматического комфорта.

Для создания гармоничного фона, дополнительного зонирования территории и защиты от шума можно использовать живые изгороди и другие элементы озеленения, которые сами могут играть роль экспонатов, рассказывая о флоре региона. Чтобы замаскировать неприглядные фасады зданий или со-

оружений, отвлечь от них внимание, можно использовать вертикальное озеленение или сплошное рядовое озеленение — «кулису».

В некоторых регионах в зимнее время года световой день бывает коротким. Для того, чтобы открытые экспозиционные пространства были доступны не только в светлое время суток, необходимо дополнить экспозицию элементами освещения. Освещение должно подчёркивать экспозицию, быть частью выставки и не выделяться на общем фоне. Чаще всего для организации скрытой подсветки используют светодиодные ленты, а для внешней подсветки — трековые светодиодные светильники.

Выводы

В ходе исследования были получены следующие результаты.

1. Открытые экспозиционные пространства на территории высших учебных заведений развиваются на протяжении всего существования университетов. Они несут образовательную, информационную, культурно-просветительскую, развлекательную функции, способствуют формированию образовательного процесса, являясь результатом работы одних студентов и наглядным пособием для других, а также способствуя взаимодействию зрителей с экспозицией и между собой.

2. Тематика экспозиционных пространств тесно связана с направленностью высшего учебного заведения. Открытые экспозиционные пространства стремятся насытить новыми функциями, используя цифровые технологии и т. п. для привлечения большего количества посетителей, а в дальнейшем и абитуриентов, развивая данные зоны как общественные рекреационные пространства кампусов и города в целом.

3. Открытые экспозиционные пространства на территории высших учебных заведений, в сравнении с общегородскими открытыми выставочными территориями, имеют ряд схожих принципов организации, но и ряд особенностей, связанных, в основном, со спецификой учебного заведения и территориальной привязки к кампусу.

4. На пространственное решение экспозиционных зон оказывают влияние пешеходно-транспортная инфраструктура кампуса, а также архитектурно-планировочные особенности окружения.

5. Выделены основные типы экспозиционных площадок на территории вузов (зона пешеходного транзита, ограниченная по ширине; зона пешеходного транзита с возможностью размещения экспозиции на прилегающей территории; зона пешеходного транзита, ограниченная с одной стороны зданием или сооружением; зона транспортного транзита; территория, ограниченная как минимум с двух сторон зданиями и удалённая от главных входов (внутренний двор); обособленная территория для проведения небольших собраний, мероприятий; общественная открытая территория большой площади), даны их пространственные характеристики и сформулированы основные принципы их организации.

Список литературы

1. Университет штата Мичиган: официальный сайт. «Создание музеем открытого выставочного пространства для объяснения причин строительства» [Электронный ресурс]. URL: https://msutoday.msu.edu/news/2015/msu-museum-creates-outdoor-exhibit-to-explain-construction/ (дата обращения: 23.04.2020).

2. Питерс М. Скульптурный парк Новой Гвинеи в Стэнфорде [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20170108043353/http://web. stanford.edu/~mjpeters/png/index.html (дата обращения: 23.04.2020).

3. Пенсильванский государственный колледж сельскохозяйственных наук: официальный сайт. «Крупнейшая в Пенсильвании сельскохозяйственная выставка под открытым небом» [Электронный ресурс]. URL: https://agsci.psu.edu/ apd (дата обращения: 23.04.2020).

4. Группа компаний ADI: официальный сайт. «Уникальная "Живая стена" на территории Тиссайдского Университета» [Электронный ресурс]. URL: https://www.adi.tv/case-studies/teesside-university (дата обращения: 23.04.2020).

5. Моторина Ю., Москвин Н. Формирование пространства университетских кампусов с целью создания благоприятных условий с учетом современных требований и развития в структуре города // Вестник РУДН: Агрономия и животноводство. — 2013. — № 5. — С.76-84.

6. Коржавин П. Б. Социокультурные проблемы организации современного городского выставочного пространства на примере г. Москвы: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Коржавин Павел Борисович. Москва, 2010. — 161 с.

7. Пучков М.В. Архитектура университетских комплексов // Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2010.

References

1. Michigan State University. "Museum creates outdoor exhibit to explain construction". Accessed April 23, 2020. URL: https://msutoday.msu.edu/news/2015/ msu-museum-creates-outdoor-exhibit-to-explain-construction.

2. Peters M. The New Guinea Sculpture Garden at Stanford. Accessed April 23, 2020. URL: https://web.archive.org/web/20170108043353/http://web.stanford.edu/ ~mjpeters/png/index.html.

3. The Penn State College of Agricultural Sciences. "Pennsylvania's largest outdoor agricultural exposition". Accessed April 23, 2020. URL: https://agsci.psu. edu/apd.

4. The ADI Group. "Teesside University Case Study". Accessed April 23, 2020. URL: https://www.adi.tv/case-studies/teesside-university.

5. Motorina U., Moskvin N. Formirovanie prostranstva universitetskih kam-pusov s tseliu sozdanija blagoprijatnih usloviy s uchetom sovremennyh trebovaniy i razvitija v structure goroda [The formation of the space of campuses in order to create favorable conditions taking into account modern requirements and development in the structure of the city]. Moscow, 2013, pp. 76-84.

6. Korzhavin P. Socioculturnie problemy organizacii sovremennogo go-rodskogo vistovochnogo prostranstva na primere g. Moskvy [Social and cultural problems of organizing modern urban exhibition space on the example of Moscow]. Moscow, 2010, pp. 161.

7. Puchkov М. Architechtura universitetskih komplexov [The architecture of the University complexes]. Ekaterinburg, 2010.

Каюков Сергей Олегович, студент 2 курса магистратуры кафедры градостроительства СФУ. E-mail: sistem998@mail.ru

Унагаева Наталья Александровна, кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства СФУ. E-mail: nataliav45@mail.ru

Для цитирования | For citation:

Каюков С.О. Принципы организации открытых выставочных пространств на территории вузов (на примере кампуса Сибирского федерального университета) // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2020. — № 2. — С. 167-181.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 30.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.