Научная статья на тему 'Принципы организации общественных пространств в крупных городах (на примере города Алматы)'

Принципы организации общественных пространств в крупных городах (на примере города Алматы) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
512
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРОД / КАЧЕСТВА / ОБРАЗ ГОРОДА / PUBLIC SPACE / CITY / QUALITY / IMAGE OF THE CITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бакытбеккызы Инкар

Город это сложное системное образование, в котором происходят непрерывные изменения. Образ города складывается из множества самых разных элементов: местоположение, природные условия, экономическое и культурное развитие, жившие и живущие в нем люди эти и многие другие исторические, социальные и эстетические факторы влияют на городскую ткань, паттерны взаимоотношений, составляют культурно-исторический контекст формирования общественных пространств. В данной статье рассматриваются общие принципы улучшения общественных пространств, а также десять их качественных показателей, сформулированных на основе мирового опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF PUBLIC SPACES IN LARGE CITIES (ON THE EXAMPLE OF ALMATY)

The city is a complex system formation in which continuous changes take place. The image of the city consists of many different elements: location, natural conditions, economic and cultural development, people who lived and live in it these and many other historical, social and aesthetic factors affect the urban fabric, patterns of relationships, make up the cultural and historical context of the formation of public spaces. This article discusses the General principles of improving public spaces, as well as ten of their quality indicators, formulated on the basis of world experience.

Текст научной работы на тему «Принципы организации общественных пространств в крупных городах (на примере города Алматы)»

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ) Бакытбеккызы И. Email: Bakytbekkyzy674@scientifictext.ru

Бакытбеккызы Инкар - бакалавр искусства по архитектуре, магистрант, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: город - это сложное системное образование, в котором происходят непрерывные изменения. Образ города складывается из множества самых разных элементов: местоположение, природные условия, экономическое и культурное развитие, жившие и живущие в нем люди - эти и многие другие исторические, социальные и эстетические факторы влияют на городскую ткань, паттерны взаимоотношений, составляют культурно-исторический контекст формирования общественных пространств. В данной статье рассматриваются общие принципы улучшения общественных пространств, а также десять их качественных показателей, сформулированных на основе мирового опыта. Ключевые слова: общественное пространство, город, качества, образ города.

PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF PUBLIC SPACES IN LARGE CITIES (ON THE EXAMPLE OF ALMATY) Bakytbekkyzy I.

Bakytbekkyzy Inkar - Bachelor of Arts in Architecture, Under Graduate Student, ARCHITECTURE DEPARTMENT, KAZAKH NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K.I. SATPAYEV, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the city is a complex system formation in which continuous changes take place. The image of the city consists of many different elements: location, natural conditions, economic and cultural development, people who lived and live in it - these and many other historical, social and aesthetic factors affect the urban fabric, patterns of relationships, make up the cultural and historical context of the formation of public spaces. This article discusses the General principles of improving public spaces, as well as ten of their quality indicators, formulated on the basis of world experience. Keywords: public space, city, quality, image of the city.

УДК 712.253

Общественное пространство - это социальное пространство, которое обычно открыто и доступно для людей. Общественные пространства играют исторически формирующую и социально активную роль в структуре города. Задача общественных пространств - объединить городские районы и общество. Качество общественных мест измеряется по шкале пешеходов. Это те пространства, которые легко доступны, легко пересекаются и где можно сидеть, отдыхать, бродить, переполнены посетителями, покупателями, торговцами и местными жителями. [1]. Мера - это человек, его ощущения и социальное поведение. В городском контексте его основными ожиданиями являются определенные пространственные и эстетические качества и доступ к окружающим функциям [2]. Исследования, прямо или косвенно касающиеся проблемы общественных пространств, описывают их качественные характеристики [3-8]. Исходя из мирового опыта и особенностей развития современного общества, можно выделить десять качественных показателей, которые

являются принципами совершенствования и критериями оценки общественных пространств крупного города.

Доступность означает степень свободного доступа, проникновения и использования общественного пространства для всех, независимо от каких-либо физических или психических нарушений. В общегородском масштабе принцип доступности относится к связанности городских районов, регулярности движения и эргономике общественного транспорта и остановочных пунктов.

Многофункциональность относится к степени функционального разнообразия и возможности выбора в публичном пространстве. Только разнообразная, взаимовыгодная и сложная смесь мест проживания, отдыха, торговли и других функциональных городских подсистем может обеспечить наращивание социального капитала в городе [4].

Безопасность относится к степени безопасности человека в общественных местах. Социальный контроль является определяющим показателем защиты от преступлений в общественных местах. Город безопаснее, чем больше людей выходят и проводят время в общественных местах [5].

Разборчивость относится к степени удобства ориентации в публичном пространстве. Разборчивые общественные пространства имеют простую сеть маршрутов и пересечений с простыми однозначными знаками и видимыми однозначными признаками. Ключевое значение этого термина впервые в городском планировании сказал Кевин Линч (1960). Он определил это как «легкость, с которой части городского ландшафта распознаются и формируются в упорядоченную картину», придавая удобочитаемости городского ландшафта ключевое значение для создания цельной картины города, района или индивидуального пространства. [6]

Под устойчивостью понимается степень создания благоприятной экологической обстановки и удовлетворения потребностей без ущерба для окружающей среды [7]. В сегодняшней оживленной, шумной и агрессивной коммуникационной среде города человек устал от агрессии и стремится к уединению и тишине. Учитывая эту особенность крупных городов, увеличится потребность в местах, спрятанных от интенсивного движения (пешеходные улицы, парки) [8]. Человеческий масштаб относится к степени создания пропорционально комфортных для человека условий, характеризующихся соотношением частей и целого с человеком и целями проектирования [9]. Масштаб пространства характеризуется его размерами, пропорциями пространственных границ и их детализацией [10].

Под идентичностью понимается степень, в которой пространства отражают локальный характер и обладают такой комбинацией функций, форм развития, характеристик, цветов и материалов, которые формируют их собственную идентичность в общем характере местности.

Интерактивность относится к степени вовлеченности людей в активную жизнь города и процессы, происходящие в общественных местах. Поэтому необходимо, чтобы процессы имели место, и участие в них было возможным, желательным и поощряемым [11].

Адаптивность - это мера соответствия, определяемая открытостью к развитию. Гибкость, чтобы изменить, создавая большую привлекательность места. В этом случае гибкость учитывает два полярных состояния: изменчивость и стабильность. Адаптивность выражается в том, насколько современные потребности и тенденции находят свое отражение в определенном пространстве.

Гибкость - это способность возвращаться в исходное состояние, то есть пространственно-временные изменения. Это сценография пространства в праздничные дни, изменения в его функционировании (воскресная ярмарка, перекрытие автомобильного движения в пользу пешеходов) и другие временные включения в пространстве.

Манипулируемость - это способность изменять пространственную среду в ее форме или использовании. Оснащение общественных мест элементами с разнообразным использованием существенно обогащает пространство [12].

Мировой опыт показывает, что основой для успешной реконструкции развитых современных городов стало существование концепции развития общественных пространств и ее постепенная реализация - воссоздание утраченного достоинства городского ландшафта (Барселона), взаимосвязанных общественных пространств (Кордова), города для людей (Лион, Москва), обновление транспортных систем (Страсбург), «пешеходная дорожка» или развитие пешеходной сети (Копенгаген, Фрайбург) [13].

В Алматы общественные пространства не развиты из-за низкой плотности населения и относительно недавно начавшейся урбанизации. К тому же, в наследство от СССР стране остались гигантские площади для военных парадов, массовых празднеств и пропаганды. Сейчас эти пространства используют как место проведения крупных концертов и мероприятий. Именно по этой причине население города ассоциирует общественные пространства с огромными, пустыми площадями. Развитие общественных пространств города, доступных для всех слоев населения является одним из приоритетов Программы развития города Алматы и являются непременным условием правильного градостроительства. Целью городских исследований является определение уровня комфортности зон и составление предложений по их улучшению [14].

Изменение в общественных местах должно происходить между сохранением и изменением, репарацией и обновлением, непрерывностью и мозаикой. На основании проведенных исследований можно дать следующие рекомендации по комплексному благоустройству общественных пространств крупного города. В масштабе города для реализации политики развития общественных пространств важны следующие аспекты:

1. Связность и удобство коммуникационных пространств города для всех участников дорожного движения с приоритетом пешеходов и общественного транспорта;

2. Улучшение качества и функционального разнообразия общественных пространств регионального значения;

3. Формирование имиджа периферийных районов города через стилевое единство пространственных элементов регионального значения общественных пространств;

4. Вовлечение местных жителей в процесс создания и улучшения общественных пространств;

5. Повышение значимости парковых территорий в системе общественных пространств города;

6. Сохранение города на короткие расстояния;

7. Регулярное проведение общегородских мероприятий в разных общественных пространствах города;

8. Общая концепция развития общественных пространств города [15].

Список литературы /References

1. Вильоен А., Бон К. и Хау Дж., 2005. Непрерывные продуктивные городские ландшафты: проектирование городского сельского хозяйства для устойчивых городов (Оксфорд: Архитектурная пресса, Elsevier). Стр. 280.

2. Метс У., 2013. Городское общественное пространство. Руководство по анализу и улучшению городских общественных пространств в Эстонии (Орхус: Школа архитектуры). Стр. 111.

3. Бертон Э. и Митчелл Л., 2006. Inclusive Urban Design. Улицы на всю жизнь (Оксфорд: Архитектурная пресса, Elsevier). С. 176.

4. Джейкобе Дж., 1961 Смерть и жизнь великих американских городов (Нью-Йорк: Случайный дом). Стр. 460.

5. Александр С., Исикава С. и Сильверстейн М., 1977. Образец языка. Города, Здания, Строительство (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета). С. 1171.

6. Линч К., 1982. Образ города под ред. А. В. Иконникова (Москва: Стройиздат). С. 328.

7. Эллин Н., 2006. Интегральный урбанизм (Нью-Йорк: Routledge Taylor & Francis Group). Стр. 193.

8. Руководство по дизайну городских улиц Nacto 2015. Под ред. В. Мылова (М.: Альпина). Стр. 192.

9. Шимко В.Т., 2006. Архитектурное проектирование городской среды (М.: Архитектура-С). С. 384.

10. Gehl J., 2010. Города для людей (Island Press). Стр. 288.

11. Козлова Л.В. Граница как метод оживления городского пространства, 2014. Вестник Иркутского государственного технического университета № 6 (89). Стр. 117-122.

12. Moughtin C., 2003. Городской дизайн: улица и площадь 3-й (Оксфорд: Архитектурная пресса, Elsevier). Стр. 300.

13. Станкевич Дж., 2011. Дизайн как инструмент общественного пространства. Отчет об исследованиях общественного пространства за 2011 год. Strelka.

14. Линч К., 1986. Теория хорошего города. Под ред. А.В. Иконникова (М.: Стройиздат). С. 264.

15. Козлова Л.В., 2015. Методы изучения общественных мест в центре города как основа их совершенствования Вестник Иркутского государственного технического университета. 6 (101). С. 82-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.