УДК 712.25
Закирова Ю.А. - кандидат архитектуры, ассистент
E-mail: j zakirova@gmail .com
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Формирование моделей-прототипов общественных пешеходных пространств
Аннотация
Для создания общественных пешеходных пространств в центральной исторической части города необходимо выработать функционально-пространственные модели разных типов общественных пешеходных пространств. Каждая модель имеет свою структуру, которая определяется следующими подсистемами: 1) рекомендуемые пространственно-планировочные параметры; 2) рекомендуемые деятельностные
характеристики; 3) параметрические модели организации общественного пешеходного пространства; 4) типологические рекомендации, обусловленные особым статусом, типом общественного пространства, спецификой протекающих в нем функциональных процессов.
Ключевые слова: формирование, центральная историческая часть города, модель, общественное пешеходное пространство.
Для большинства крупных городов России сегодня характерными признаками являются высокий уровень автомобилизации, неблагоприятная экологическая обстановка, низкое качество городской архитектурной среды, необустроенность пешеходных пространств, отсутствие комфортных общественных пространств. Несмотря на это, происходящие сейчас в городах социально-экономические, культурные преобразования повысили активность общественной жизни городов, и, как следствие этого, возросла потребность в безопасных общественных пешеходных пространствах.
В отечественной теории архитектуры проводились исследования, посвященные организации движения пешеходов и формированию в городах пешеходных зон. Большинство этих работ опираются на градостроительный опыт советского и постсоветского времени. В настоящее время с переходом от централизованного планирования и распределения ресурсов к рыночным отношениям, с принятием в 2001 г. Земельного кодекса (№ 257-ФЗ) и в 2004 г. Градостроительного кодекса (№ 190-ФЗ), появлением рынка недвижимости в России произошли и происходят значительные экономические, социальные, градостроительные преобразования [1, 2]. Изменилась система финансирования, усилилось социальное расслоение общества, интенсивнее протекают инновационные процессы, меняется архитектурный облик, совершенствуется система управления городом. Законодательно закрепилась территориальная самостоятельность и местное самоуправление. Контроль над распределением и потреблением городских ресурсов теперь полностью обеспечивается городскими властями. В связи с этим необходима новая методическая и нормативная база для формирования в городах в целом и в историческом центре в частности системы общественных пешеходных пространств.
Системный целевой подход к созданию комфортных пешеходных пространств можно проследить лишь в столичных городах. В основном же практический опыт представлен как бессистемная, стихийная деятельность по созданию разнохарактерных, фрагментарных пешеходных пространств. Все это является следствием отсутствия у муниципальных органов власти нормативов и стандартов, отработанных организационноправовых и архитектурно-градостроительных методик по созданию в городах комфортных общественных пространств. Для создания общественных пешеходных пространств в центральной исторической части города необходимо выработать единую модель (или ряд моделей), которая будет выступать прототипом (образцом-«каноном») функционально-планировочной организации общественного пешеходного пространства.
Модели разрабатываются градостроителями, архитекторами, дизайнерами и, с одной стороны, имеют рекомендательный характер (нормирующий и просвещающий), с другой стороны - регламентирующий.
Такая функционально-пространственная модель («паттерн») имеет структуру, которая определяется следующими подсистемами:
1. Рекомендуемые пространственно-планировочные параметры общественных пешеходных зон (площадь, протяженность территорий пешеходных зон, геометрические размеры отдельных элементов) - подсистема универсального характера.
В качестве примера можно рассмотреть рекомендуемые пространственнопланировочные параметры общественных пешеходных зон, предназначенных для прогулочного движения:
• общая площадь пешеходной прогулочной зоны может составлять 14-30 га;
• основным модулем при построении пространства принимается 250 м;
• рекомендуемые расстояния для пешеходного прогулочного движения в центре города составляют: 1) дальность находится в довольно широких границах - от 200-300 м до 1500-2000 м; 2) протяженность перехода между наиболее удаленными друг от друга объектами не должна превышать 400 м; 3) длина перехода из любой точки до ближайшей площадки временного хранения автомобилей не должна превышать 400 м, до общественного туалета - 150 м;
• рекомендуемые параметры отдельных элементов ППП - улицы, площади, бульвара, сквера (оптимальная длина улицы для прогулочных передвижений - 800-1200 м; ширина не должна превышать 25-30 м, оптимальная ширина - 12-20 м, пропорции сечения улицы - 1:2, рекомендуемая высота зданий в историческом центре города не более 15 м (5 этажей) и т.д.) [3, 4].
2. Рекомендуемые деятельностные характеристики общественных пешеходных пространств (плотность движения пешеходов; интенсивность использования территории; проницаемость; доля застройки общественного назначения) - подсистема универсального характера.
Например, рекомендуемые деятельностные характеристики общественных пешеходных зон, предназначенных для прогулочного движения, следующие:
• плотность движения пешеходов - от 0,1 до 0,3 чел./м2 (3,3-10 м2 /чел.);
• интенсивность использования территории застроенных частей кварталов - не менее 30 тыс. м2/га плотности застройки и 50 % застроенности территории; суммарная емкость фонда застройки - не менее 100 тыс. м2;
• проницаемость, открытость для горожан - не менее 70 % внутриквартальных территорий;
• общественное назначение первых этажей зданий, выходящих на улицы и переулки - не менее 25 % площадей;
• доля застройки общественного назначения составляет не менее 50-70 % суммарной поэтажной площади всей застройки прогулочных пространств, сохранение жилой функции не менее чем в 25-30 % фонда застройки;
• застройка уличного фронта должна иметь суммарную протяженность интервалов
между зданиями не более 25 %. Входы в общественные объекты (учреждения обслуживания, торговли, культуры) на основном пешеходном уровне должны
располагаться с частотой не реже, чем через 15 метров (не менее 5 на каждые 100 м
уличного фронта) и т.д. [3, 4].
3. Параметрические модели организации общественного пешеходного
пространства в центральной исторической части города (функциональная, транспортная, архитектурно-художественная, социальная, ландшафтно-экологическая параметрические модели) - подсистема универсального характера:
• параметрическая модель функциональной организации общественного
пешеходного пространства в центральной исторической части города (расширение общественных функций на территории пешеходной зоны в центре города; решение
первых этажей зданий и сооружений, выходящих на уличный фронт; вынесение промпредприятий, нарушающих экологичность среды, с территории исторического центра города; система отступов; оборудование мест отдыха; размещение объектов мелкорозничной торговли и летних кафе; выполнение санитарно-гигиенических требований и ряд других рекомендаций);
• параметрическая модель организации транспортного обслуживания
общественного пешеходного пространства в центральной исторической части города (интеграция каркаса пешеходного прогулочного движения с транспортной системой; внедрение мер регулирования дорожного движения на территориях, отведенных под создание общественных пешеходных зон и ряд других рекомендаций);
• архитектурно-художественная параметрическая модель создания общественного
пешеходного пространства в центральной исторической части города (формирование активного образа территории общественного пешеходного пространства в центре города; общие рекомендации к городскому дизайну среды: уличному оборудованию,
архитектурным деталям и малым формам благоустройства, колористическому и световому решению и ряд других рекомендаций);
• социальная параметрическая модель создания общественного пешеходного пространства в центральной исторической части города (учет неоднородности посетителей исторического центра города; создание своеобразной масштабной шкалы при моделировании городской среды для пешеходного движения);
• ландшафтно-экологическая параметрическая модель создания общественного пешеходного пространства в центральной исторической части города (сочетание зданий, озеленения и открытого пространства; восстановление и поддержание оптимального баланса между озелененными и замощенными поверхностями, сохранение целостности городского ландшафта; планировочные параметры озелененных участков; рекомендации по покрытию, зеленым насаждениям; организация уборки и ряд других рекомендаций).
В качестве примера можно рассмотреть разработанную параметрическую модель функциональной организации общественных пешеходных зон, предназначенных для прогулочного движения (рис. 1).
4. Типологические рекомендации по формированию общественного пешеходного пространства в историческом центре города, обусловленные особым статусом, типом общественного пространства, спецификой протекающих в нем функциональных процессов («шопинг», развлечения, социальные контакты, культурное просвещение, рекреация).
В качестве примера можно рассмотреть рекомендуемые пространственнопланировочные параметры общественных пешеходных зон, предназначенных для прогулочного движения с сопутствующей функцией «шопинга» (рис. 2).
На сегодняшний день регламентирующей основой, в рамках которой в городе можно проектировать и осуществлять различные по масштабам и срокам проекты планировки, являются «Правила землепользования и застройки», вследствие чего разработанная модель должна найти отражение именно в данном нормативном документе. Причем при введении «Правил землепользования и застройки» необходимо активно использовать двухстадийность введения регламентов - на первой стадии параметры строительства устанавливаются для стандартных зон, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (№190-ФЗ). При создании системы общественных пешеходных пространств на основе регламентов, установленных на первой стадии, учитываются особенности их реализации в центральной исторической части города в условиях реконструкции. Регламенты, вводимые на второй стадии с помощью проектов планировки, учитывают особенности функционирования, организации общественных пешеходных пространств, устанавливают дополнительные виды разрешенного использования, уточняют границы зон, корректируют параметры разрешенного использования территории. Именно регламенты, внедряемые позже, должны базироваться на разработанных моделях-прототипах.
Рис. 1.
Рис. 2.
Список литературы
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации, 2004 (№ 190-ФЗ).
2. Земельный кодекс РФ. - М.: Проспект, 2008. - 112 с.
3. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки: исследование опыта западных стран: учебн. пособие. - М.: Архитектура-С, 2005. - 112 с.
4. Дайджест документа: МГСН 1.01-98 Часть 2. Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы.
5. Крашенинников А. В. Градостроительная интервенция в центре Ливерпуля: новые эффективные технологии формирования городского ландшафта // Архитектурный Вестник, 2008, № 5 (104). - C. 3-9.
Zakirova J.A. - candidate of the architecture, assistant E-mail: j zakirova@gmail .com
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Formation of models-prototypes of public pedestrian spaces
Resume
To create a public pedestrian spaces in the central historic district it is necessary develop a single model (or several models), which will act as a prototype (model, «the canon»), functional and planning organization of public pedestrian spaces. Models developed by city planners, architects, designers, and one side are advisory in nature (normalizing and enlightening), on the other hand which regulates.
Each model has it’s own structure which is defined by following subsystems: 1) spatial and layout parameters recommended; 2) characteristics of activities recommended; 3) parametric models of the public pedestrian spaces organization; 4) typological recommendations caused by the special status, type of public space, specific character of functional processes progressing in it.
To date, the regulatory frameworks within which the city can design and implement a variety of time-bound project plan are the «Land Use and Development Regulations». The result is that the model developed should be reflected in this particular regulatory document. And with the introduction of «Rules of Land Use and Development» it is necessary to use actively the two-stage introduction of regulations. In the first stage of building parameters are set for standard zones under Town Planning Code of the Russian Federation. Regulations imposed by the second stage, take into account the peculiarities of functioning, organization of public pedestrian spaces, establish special types of permitted uses, specify the boundaries of the zones, adjusting the parameters of permitted land use.
Keywords: formation, the central historic part of a city, model, public pedestrian space.
References
1. Urban Development Code of the Russian Federation 2004 (№ 190-FL).
2. The Land Code of the Russian Federation. - M.: Prospect, 2008. - 112 p.
3. Krasheninnikov A.V. Urban development of residential buildings: a study of experience of Western countries: teaching. Manual. - M.: Architecture-S, 2005. - 112 p.
4. Digest of the document: МGSN 1.01-98 Part 2. Time norms and standards for design planning and construction in Moscow.
5. Krasheninnikov A.V. Town-planning intervention in the heart of Liverpool: new efficient technologies forming the urban landscape // Arkhitecturniy Vestnik, 2008, № 5 (104). - P. 3-9.