Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / БЮДЖЕТ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснобрыжий Д.В., Околелова В.А.

Статья посвящена анализу принципов организации межбюджетных отношений в России. Проведена краткая характеристика межбюджетных отношений, раскрывающая их сущность. В дальнейшем рассмотрены принципы организации этой группы отношений, преимущественным среди которых определен федерализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF THE INTERBUDGETARY RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Article is devoted to the analysis of the principles of the organization of the interbudgetary relations in Russia. The short characteristic of the interbudgetary relations opening them essence is carried out. Further the principles of the organization of this group of the relations are considered, primary among which the federalism is defined.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34

Краснобрыжий Д.В. студент 3 курса магистратуры «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск Околелова В.А. студент 2 курса магистратуры Ростовский государственный экономический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация. Статья посвящена анализу принципов организации межбюджетных отношений в России. Проведена краткая характеристика межбюджетных отношений, раскрывающая их сущность. В дальнейшем рассмотрены принципы организации этой группы отношений, преимущественным среди которых определен федерализм.

Ключевые слова: федерализм, бюджет, межбюджетные отношения, принципы.

Krasnobryzhiy D. V.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Okolelova V.A.

2nd year student of magistracy Rostov State University of Economics Russia, Rostov-on-Don THE PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF THE INTERBUDGETARY RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION Summary. Article is devoted to the analysis of the principles of the organization of the interbudgetary relations in Russia. The short characteristic of the interbudgetary relations opening them essence is carried out. Further the principles of the organization of this group of the relations are considered, primary among which the federalism is defined.

Keywords: federalism, budget, interbudgetary relations, principles.

Сложившиеся на современном этапе развития проблемы бюджетного федерализма целесообразно рассматривать в довольно тесной взаимосвязи с федеративной формой государственного устройства, которая характерна для РФ, а также принципами федерализма.

Понятия «бюджетный федерализм» и «федерализм» являются сложнейшими, по своему содержанию и сути, многоструктурными

явлениями183. Данный факт сказывается на том, что до текущего момента при раскрытии этих понятий и обозначении принципов их практической реализации среди специалистов и ученых возникает множество разногласий.

Довольно проблематично представить себе поиск и разрешение проблем межбюджетных отношений, развивающихся в России, без выявления сущности, правовой природы этого института, принципов их функционирования. Это и определяет важность, актуальность данной тематики.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет межбюджетные отношения, как взаимоотношения между существующими публично-правовыми образованиями, возникающие по различным вопросам правоотношений бюджетного характера, организации, а также осуществления российского бюджетного процесса184.

Отмеченное определение предопределяет содержание бюджетных правоотношений. В частности, к таким относятся следующие:

- отношения, которые возникают между субъектами отношений в ходе непосредственного формирования доходов, а также осуществления расходов бюджетов всех уровней российской бюджетной системы, бюджетов внебюджетных государственных фондов, осуществления муниципальных и государственных заимствований, регулирования муниципального и государственного долга;

- отношения, что возникают между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления и дальнейшего рассмотрения проектов бюджетов на всех уровнях системы, утверждения, исполнения бюджетов этих уровней, в том числе и осуществление контроля за исполнением.

Такое содержание межбюджетных отношений предопределяет и те принципы, на которых они должны функционировать в современной России. Проблема состоит в том, что принципы могут подвергаться регулярным изменениям, в связи с изменениями социально-экономического и политического характера.

Если подходить к изучению межбюджетных отношений с экономической точки зрения, то такого рода денежные распределительные отношения, которые возникают между органами власти на всех уровнях, будут являться отношениями, обусловленными наличием необходимости максимально эффективно подходить к процессу обеспечения равной возможности реализации в России социальных гарантий, установленных Основным законом, финансирование которых должно реализовываться непосредственно за счет средств бюджетов субъектов Федерации с учетом

183 Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnyy-federalizm-i-mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.01.2018).

184 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СЗ РФ. 1998, N 31, ст. 3823.

характерных социально-экономических, географических и природно-климатических особенностей185.

С позиции реализации этого института отношения включают взаимоотношениями между существующими в России уровнями власти по вопросам: разграничения расходных полномочий, а также ответственности между органами власти, управления; разграничения налоговых полномочий, доходных источников между органами управления и власти; бюджетного выравнивания и дальнейшего распределения финансовой помощи 186.

Основными субъектами межбюджетных отношений являются следующие: государство, бюджетополучатели, налогоплательщики, контрольные органы, финансовые посредники, другие органы управления и власти187. Системообразующим звеном системы межбюджетных отношений выступают отношения между налогоплательщиками, бюджетами всевозможных уровней по вопросам формирования доходного потенциала бюджетной системы, а также отношения между бюджетами и бюджетополучателями, определяющие структуру расходов бюджетов различных уровней.

Дефиниция «межбюджетные отношения» очень тесно связана с рядом категорий, среди которых видное место занимает бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм представляет собой способ организации взаимоотношений бюджетов основных трёх уровней бюджетной системы188. Он призван обеспечивать научно обоснованное и оптимальное распределение расходов и доходов бюджета, регламентирует при этом законодательное установление бюджетных прав и обязанностей.

Федерализм в качестве принципа государственного устройства предусматривает достижение нескольких основных целей: экономическое и политическое равноправие территорий и граждан.

Теоретические научные исследования традиционно считают, что бюджетный федерализм имеет всего две основные модели: кооперативный и децентрализованный. Кооперативный отличается от второго тем, что участие местных и региональных властей в распределении налоговых доходов, в бюджетном выравнивании куда более интенсивно и существенно. Формирование эффективной модели бюджетного федерализма основано на трёх принципах: разграничение полномочий и бюджетной ответственности

185 Самойлова С.С., Шепелев О.М. Межбюджетные отношения как инструмент регулирования развития территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-kak-instrument-regulirovaniya-razvitiya-territoriy (дата обращения: 02.01.2018).

186 Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnyy-federalizm-i-mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.01.2018).

187 Теркина О.В., Спивакова Е.А. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ // Территория науки. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-printsipy-organizatsii-mezhbyudzhetnyh-otnosheniy-v-rf (дата обращения: 02.01.2018).

188 Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.

по расходам между всеми уровнями власти; наделение всех уровней источниками доходов, являющихся достаточными для реализации расходных полномочий; применение на базе объективных критериев механизма трансфертов, обеспечивающего непосредственно сглаживание дисбаланса «доходы-расходы» для того, чтобы достигнуть определенных стандартов в государственных услугах на территории всей страны.

Межбюджетные отношения представляют собой отношения бюджетного федерализма, возникающие между уровнями власти в ходе организации и дальнейшего осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основаны на ряде следующих принципов:

- распределение, а также закрепление расходов бюджетом по различным уровням российской бюджетной системы189;

- разграничение регулирующих доходов по существующим уровням бюджетной системы;

- равенство бюджетных прав субъектов Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

- равенство бюджетов во взаимоотношениях с федеральным уровнем, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с данными принципами отдельные виды бюджетов доходов и расходов могут быть переданы из бюджета федерального уровня в бюджеты субъектов Федерации, а их бюджетов субъектов в местные.

Можно прийти к выводу, что при соблюдении перечисленных принципов власти максимально эффективно выполняют государственные задачи. Такое явление вполне положительно сказывается на социально-экономическом развитии государства. Если уполномоченные власти грамотно прогнозируют потенциальные доходы, на основе этого ставя лишь те задачи, которые они действительно могут профинансировать, распределяя при этом средства по тем направлениям, которые в этом действительно вряд ли нуждаются, постоянно сокращая расходы, то ни о каком правовом, демократическом и социальном государстве, которым РФ провозглашена на конституционном уровне, не может идти речи.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СЗ РФ. 1998, N 31, ст. 3823.

2. Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №1. URL:

189 Актуальные проблемы современного конституционного права России. Учебн. пособие. Ростов Н/Д: СКАГС, 2005. 150 с.

http://cyberlemnka.ru/artide/n/byudzhetnyy-federaHzm-i-mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.01.2018).

3. Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnyy-federalizm-i-mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.01.2018).

4. Актуальные проблемы современного конституционного права России. Учебн. пособие. Ростов Н/Д: СКАГС, 2005.

5. Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27).

6. Самойлова С.С., Шепелев О.М. Межбюджетные отношения как инструмент регулирования развития территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-kak-instrument-reguHrovaniya-razvitiya-territoriy (дата обращения: 02.01.2018).

7. Теркина О.В., Спивакова Е.А. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ // Территория науки. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-printsipy-organizatsii-mezhbyudzhetnyh-otnosheniy-v-rf (дата обращения: 02.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.